Главная страница  О себе

Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
КОНСЕРВАТОРИЯ ЛИТОВСКОЙ ССР
На правах рукописи
БЫЧКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УДК 781.22
ББК Щ 310.51

О СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ
ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС, 1988
 

Работа выполнена в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных

Кафедра гармонии и сольфеджио

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор
ГРИГОРЬЕВ В.Ю.
кандидат искусствоведения, - доцент
ЕРШОВА Е.Д.
Ведущая организация - Уральская государственная консерватория
им. М.П.Мусоргского

Защита состоится 20 октября 1988 г. в 14 часов
на заседании регионального специализированного совета К.092.12.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по искусствоведению в Государственной ордена Дружбы народов консерватории Литовской ССР (232600, Вильнюс, пр. Ленина, 42).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственной консерватории Литовской ССP.
Автореферат разослан  "___"  июля 1988 г.

Учёный секретарь регионального
специализированного совета,
кандидат искусствоведения,
доцент
 
Й. Й. БРУВЕРИС

 
- 1 –

Сложные процессы, происходящие в современном музыкальном искусстве, обновление его содержания, интенсивное развитие средств художественной выразительности ставят перед теорией музыки немало острых и интересных проблем. Непосредственные запросы музыкальной практики выражаются в необходимости разработки новых способов анализа музыкальных произведений и языка искусства, в пересмотре сложившихся теоретических представлений, их углублении. Одно из существенных направлений в развитии современного музыкознания - разработка фундаментальных теоретических положений, с помощью которых можно было бы охватить стилистически разнородный музыкальный материал и тем самым показать единство и закономерность музыкально-исторического процесса, единство факторов, лежащих в основе исторически различных музыкальных явлений.
К работам такого рода и относится предлагаемая диссертация. Предметом ее изучения является природа ладовой организации в музыке. Мы рассматриваем не какую-либо конкретную ладовую систему, а само понятие "лад". Исходя из положения об универсальности этой категории, отражающей сущностное свойство музыкальной материи, мы стремимся рассматривать лад в многообразии его конкретных проявлений. Цель работы - дать разносторонний анализ лада как системного образования, вскрыть закономерности его формирования и развития, показать историческую изменчивость этого понятия.
Актуальность такой задачи определяется тем обстоятельством, что накопленный советской музыкальной наукой опыт по осмыслению конкретных ладовых явлений, опыт анализа различных исторических форм лада требует дальнейшего обобщения на основе диалектико-материалистической методологии. Мы опираемся, прежде
- 2 –
всего на интенсивно разрабатываемую в последнее время методологию системного анализа. В соответствии с ведущим принципом марксистско-ленинской науки об искусстве мы исходим из того, что музыка и различные формы ее организации являются, в конечном счете отражением объективной реальности и общественной жизни человека. Существенное значение для решения поставленных нами задач имеет также привлечение данных ряда смежных наук (психологии, лингвистики и др.).
Важнейшим методологическим основанием работы является интонационная теория Б. Асафьева. Мы рассматриваем музыкальное звучание как несущее определенный идейно-художественный смысл, принципиально увязываем его конструктивные и эмоционально-выразительные моменты. Используя отдельные положения науки о языке, мы учитываем вместе с тем специфику музыкального искусства и рассматриваем интонационную выразительность музыки не с лингвистических позиций (противопоставление обозначаемого и обозначающего), а о эстетической точки зрения, согласно которой субъект дает эмоционально-художественную оценку музыкальному звучанию.
Основным материалом, послужившим нам почвой для обобщений, явилась европейская письменная профессиональная музыка, а также музыкальный фольклор различных народов. В меньшей степени опирались мы на внеевропейскую музыку, где порою имеет место отличная от европейской система ладообразования. Специфика и задачи работы обусловили необходимость использовать и систематизировать наряду с данными нашего собственного аналитического опыта мысли и соображения, касающиеся звуковысотной и ладовой организации, заключенные в исследованиях различных авторов. Обобщение широкого круга теоретических идей, синтез различных, порою противоположных точек зрения, самостоятельная трактовка ряда вопросов позволили нам получить новые научные результаты. Они
- 3 –
состоят, прежде всего, в предлагаемой нами целостной концепции лада как принципа звукового мышления, состоящего в диалектическом взаимопроникновении выразительности (информативности) и гармоничности (упорядоченности), проявляющегося на разных уровнях музыкальной организации и выступающего в различных исторических формах, а также в формулировке ряда частных положений, основными из которых являются:
1. Лад как система звуковысотной организации в музыке проявляется в музыкальном опыте человека; являясь одной из сторон музыкального мышления, лад субъективен и личностен по форме своего обнаружения; физически существующие звуковые структуры являются лишь "внешним телом" музыкальной мысли.
2. Процесс ладообразования имеет монистический характер, в основе его лежат содержательные, эмоционально-художественные предпосылки.
3. Ладовая организация музыки выполняет эстетическую, коммуникативную и конструктивную функции.
4. Ладовая выразительность имеет оценочный характер; лад представляет собой специфическую систему музыкальных ценностей, получающих ту или иную оценку в процессе восприятия или создания музыкального произведения.
5. Функционирование лада происходит в процессе постоянного взаимодействия с музыкальной интонацией, в диалектическом соотношении становления и развертывания ладовых форм.
6. Историческое развитие лада характеризуется фазностью, аккумулятивностью, периодическими "сбросами сложности", возрастанием внутреннего разнообразия системы, постоянным включением принципиально новых закономерностей, форм и уровней управления музыкальным процессом.
7. Под новым углом зрения рассматривается сущность парадигмати-
- 4 –
ческих и синтагматических ладовых отношений, они прослеживаются на разных структурных уровнях.
8. Дается определение и описывается структура ладового тезауруса человека (ряды элементов, ладовые оппозиции, нормы).
9. Рассматривается соотношение музыкально-грамматического и образно-драматургического управления ладовым процессом.
10. Дается расширенная трактовка ладовой вертикали, ставится вопрос о возможности ее смысловой дифференциации.
Выполненное нами исследование имеет, прежде всего, методологическое и теоретическое значение, поскольку в нем с новых позиций раскрыто понятие "лад". Практическая ценность работы состоит прежде всего в том, что ее положения могут послужить обоснованием методов системного анализа (или системы методов) ладогармонического языка в музыке различных исторических периодов и отдельных авторов, внести известный вклад в понимание механизмов музыкального мышления, восприятия и творчества. Особо следует сказать об использовании материалов диссертации в учебной практике, прежде всего на теоретических факультетах консерваторий. Многие ее положения могут быть включены в курсы различных музыкально-теоретических дисциплин. Автор использовал их при проведении лекционных и практических занятий по гармонии, в курсе методики преподавания сольфеджио. Идеи диссертации могут найти также преломление в курсах полифонии, анализа музыкальных произведений, в обосновании приемов и методов работы в классах сольфеджио.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре гармонии и сольфеджио МГПИ им. Гнесиных, а также на заседании кафедры теории музыки Государственной консерватории Литовской ССР. Основные положения диссертации отражены в публикациях общим объемом 11,3 п.л.
- 5 -
Структура работы. Диссертация включает Введение, 5 глав (2 раздела) и Заключение. Диссертацию дополняет описок использованной литературы, 2 приложения и нотные примеры. Основной текст диссертации изложен на 176 машинописных страницах. В Приложении I даются развернутые примечания к тексту. Приложение II представляет собой Краткий очерк истории учений о ладе и гармонии, написанный под углом зрения затрагиваемой в диссертации проблематики.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во Введении оценивается современное состояние науки о ладе, обосновывается необходимость дальнейшей разработки методов его системного анализа, определяется основная задача исследования.
I раздел включает в себя две главы.
В Первой главе диссертации "О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте" обосновывается необходимость рассмотрения ладовых структур музыкального произведения под углом зрения музыкальной деятельности человека, в процессе восприятия, исполнения, сочинения музыкального произведения, то есть в такой ситуации, которая допускает реальное или внутреннее слышание музыкального произведения. Любые ладовые явления возникают в единстве конкретного звукового предмета (объект) и организующего его музыкального сознания (субъект). По форме лад является психическим феноменом. Материальные проявления музыкального языка в музыкальные тексты суть лишь "внешнее тело" музыкальной мысли» Потому звуковысотные структуры музыки (непосредственная физическая реальность) не могут рассматриваться как подлинно ладовые явления, хотя и воспроизводят в себе некоторые характеристики протекающего в психической сфере ладового процесса.
Звуковысотные структуры музыки представляют собой сложные» иерархически построенные образования, имеющие различные уровни
- 6 –
и аспекты организации, со сложной системой отношений координации и субординации составляющих их звуковых элементов. Но они не являются ладовыми в подлинной смысле этого слова, поскольку все эти отношения обусловлены внешними для физического звучания причинами, выступают лишь в модусе возможности и требуют новых актов человеческой деятельности для своей реализации.
Процесс осмысления звуковысотных структур музыки и превращения их в ладовые структуры предполагает специфическую познавательную активность субъекта. Она включает в себя два компонента: (I) опору на прежний музыкальный опыт, использование выработанных ранее механизмов восприятия и оценки звуковых построений и (2) творческое проникновение в предлагаемый слуху музыкальный материал. Психологические механизмы, обеспечивающие ладовое восприятие, формируются под влиянием общественной музыкальной среды и представляют собой особую форму обобщения звуковысотных отношений в музыкальной ткани. Формами этого обобщения выступают, с одной стороны, развитая система ладовых инвариантов, организующая развертывающийся во времени музыкальный процесс, а с другой стороны, формирующееся на их основе и управляющее ими "ладовое пространство" (''ладовое поле"), подвергающееся непрерывной трансформации под влиянием актуально протекающего музыкального процесса.
Механизмы ладового восприятия музыки, обусловленные общественной музыкальной средой, находятся с ней в органическом единстве. Вместе с тем, они противостоят внешней среде, вступают с ней в известные противоречия. При восприятии музыкального произведения (а такие в процессе художественного творчества) оживляются лишь отдельные стороны предшествующего опыта, и эта частичная актуализация может рассматриваться как противоречие. Сложность, разнородность общественной музыкальной среды,
- 7 –
ограниченность личного опыта человека, необходимость освоения им новых ладовых явлений приводят к углублению этого противоречия. Разрешается оно путем творческого осмысление конкретного звукового материала на основе предшествующего музыкального опыта. Только в этом случае возможно адекватное восприятие ладового строя музыкального произведения и его соответствующая оценка.
Вторая глава диссертации посвящена вопросам "Становления, функционирования и развития ладовой системы". Здесь прежде всего подчеркивается содержательно-смысловая обусловленность ладовой организации, эмоционально-оценочный характер воздействия лада. Отмечая три рода факторов ладового становления (акустические, эмоционально-динамические и логические), мы пытаемся показать, что все эти факторы имеют содержательную природу и связаны с эмоционально-оценочной реакцией человека на музыкальное звучание. Тем самым обосновывается еще одно принципиальное положение - монистический характер ледообразования.
Первичные содержательные факторы проявляют свое действие через факторы второго порядка (например, речевую интонацию), в органическом сопряжении с другими сторонами музыкальной организации (мелодическая линия, метро-ритм, звуковая архитектоника).
В тексте диссертации нет подробного рассмотрения всех факторов ладообразования (это сделано в одной из опубликованных нами статей). Относительно подробно мы останавливаемся лишь на менее изученных логических факторах, подчеркиваем, что они проявляются в интонационном процессе, а это определяет действие принципа причинности, вероятностной детерминации в ладовой организации. Действие логических факторов формирования лада понимается нами как моделирование природных отношений, цель которого - запечатление человеческих состояний и эмоциональных процессов.
- 8 –
Ладовая организации музыки не может быть сведена к лежащим в ее основе предпосылкам. В музыкальном интонировании они трансформируются в ее внутренние свойства, что приводит к возникновению специфической системы звуковых ценностей, получающих эмоционально-эстетическую оценку. Помимо эстетической функции, включающей в себя две стороны - выразительность и гармоничность, ладовая организация выполняет также коммуникативную и конструктивную функция. Все три функции лада осуществляется в неразрывной связи и взаимообусловленности.
Важнейшие аспектом в функционировании ладовой системы является ее соотношение с интонацией. Оно выступает как взаимопроникновение моментов становления и развертывания лада. Под становлением лада мы понимаем его возникновение или трансформацию под влиянием интонации как средства воплощения художественного содержания, а также процессы обобщения (типизации) форм звуковысотной организации в музыке. Под развертыванием лада мыслится подчинение интонационного процесса установившимся ладовым закономерностям. Определенные количественные зависимости моментов становления и развертывания лада приводят к формированию жестких, гибких и свободных систем интонирования.
Внутренние противоречия в процессе функционирования ладовой системы приводят к историческому развитию лада, являющегося динамически развивавшейся системой, которая сочетает в себе черты стабильности и изменчивости.
К исторически устойчивым признакам лада можно отнести, во-первых, постоянство его функций:
- управляющую функцию по отношению к организации звуковысотного аспекта музыкального интонирования;
- 9 –
- функцию эстетической оценки звуковысотных структур (ладовое чувство).
Исторически устойчивы, во-вторых, основные  формы ладового управления:
- подчинение звукового процесса логическим инвариантам (динамическим, мелодическим, гармоническим, например, Т-S-Д-Т);
- звукорядная организация интонирования (за исключением самых ранних этапов функционирования лада);
- функциональная организация тонов и элементов более высокого уровня;
- исторически конкретная система ладовых норм и отступлений от нее.
Наряду о действием сквозных закономерностей в историческом развития лада происходит смена качественно различных этапов, которая подчиняется диалектическим принципам. Среди них можно отметить: фазность процесса, то есть возврат к ранее существовавшим формам на более высоком уровне, а также аккумулятивность - удержание в новой форме черт ранее пройденных этапов. Особым явлением в развитии ладовой организация оказывается "сброс сложности" - феномен, обусловленный необходимостью сохранить у слушателя способность осмысливать усложняющиеся звуковые структуры и не разрушать коммуникативное единство произведение - слушатель.
Историческое разнообразие форм и методов звуковысотной организации приводит к изменчивости содержания, которое вкладывается в понятие "лад".
Развитие ладовых форы происходит не в едином направлении, а многолинейно, "многопоточно". В этом развитии совершаются сложные процессы дивергенция и конвергенция. Основной тенденцией исторического развития является возрастание степени ладового
- 10 -
разнообразия музыки, которое остается при этом организованным в рамках единой системы высшего порядка, характеризующей музыкальное искусство определенной эпохи. Примером такой системы выступает ладогармонический язык современности.
Конкретная реализация рассмотренных принципов исторического развития лада осуществляется в выработке все новых и новых факторов управления ладовым процессом, которые частично сменяют друг друга, а частично совмещается во вновь возникавших интонационных системах. В диссертации прослеживается "включение" различных закономерностей применительно к ладам монодии и многоголосия. В монодии это, в частности, выражается в том, что на смену линеарным инвариантам в условиях высотно неопределенного интонирования приходит различение высотных уровней, фиксация интервальных отношений, формирование устоя и неустоев, многозвенная структура ладового звукоряда и пр. Ряд управляющих факторов последовательно включается и в процессе исторического развития ладов многоголосия. К таковым прежде всего следует отнести звуковую вертикаль как фактор развития лада и закономерную смену целостных созвучий. Исторические формы вертикали подвержены развитию. Меняются, в частности, типы созвучий, выполняющих функцию ладогармонической нормы.
Специфической формой лада является тонально-гармоническая организация. Гармоническая функциональность, которая занимает господствующее положение в системе управляющих факторов классической гармония, не подавляет ладовомелодических закономерностей, мелодической функциональности тонов, которые в новых исторических условиях (романтическая гармония) вновь приобретают заметную весомость.
В конце главы рассматриваются управляющие факторы в звуковысотной организации музыки ХХ века. Указывается на специфику
- 11 –
ладовой организации при политональном и атональном письме. Последнее, в частности, характеризуется неопределенностью ладовых опор, их поиском или, напротив, намеренным избеганием за счет противостоящих друг другу интонационных тенденций. Ладовые черты проявляются в атональности также в форме интонационной константности, которая достаточно ярко обнаруживает себя порою при серийном способе организации.
Каждая исторически конкретная форма лада характеризуется особым "набором" управляющих факторов, что обеспечивает ее качественное своеобразие. Это позволяет поставить вопрос о необходимости такой классификация ладов, которая отвечала бы различным принципам, лежащим в их основании.
Особое значение для рассмотрения ладовых закономерностей имеет четкое разграничение речевого и языкового аспектов организации, обсуждению которых посвящается второй раздел диссертации "Парадигматические и синтагматические ладовые отношения" (главы III - V).
В Третьей главе диссертации рассматривается сущность парадигматических и синтагматических ладовых отношений. Отталкиваясь от положений, выработанных в лингвистике, мы определяем синтагматические ладовые отношения как отношения элементов в процессе их реального функционирования, в конкретных временных и пространственных условиях музыкального произведения. Напротив, парадигматические ладовые отношения - это отношения элементов по их качеству (ценности) и внутренней определенности, в отвлечении от реального процесса функционирования. Спецификой ценностных отношений в музыкальном языке является невозможность их определения через систему значений (как это имеет место в вербальном языке). Поэтому подход к выразительным средствам музыкального искусства должен быть не просто семиотическим, а эстетическим.
- 12 -
Рассмотрение парадигматических и синтагматических ладовых отношений предвосхищается анализом понятия "ладовый элемент" и классификацией его форм. Под ладовым элементом понимается как отдельный высотно определенный звук или аккорд, так и любое звуковысотное построение, обладающее относительной внутренней завершенностью, временной и пространственной отграниченностью от своего окружения и вступавшее (или способное вступить) в закономерные связи с другими элементами и с ладовой конструкцией как целым. Указывается на конструктивные и экспрессивные свойства ладовых элементов, на их относительную самостоятельность в рамках целого. Отмечается, что со стороны конструкции ладовый (ладогармонический) элемент характеризуется внутренней пространственно-временной структурой, а также местом в общей структуре лада и в развертывающемся звуковом процессе. Специальный акцент делается на том, что наряду с симультанными ладовыми элементами (тон, аккорд) существуют развернутые во времени суксессивные ладовые элементы (их носителями являются мелодические и гармонические последовательности) разного уровня, которые формируют иерархически построенную ладовую конструкцию. В качестве ладовых элементов рассматриваются также отдельные голоса и пласты фактуры. Особое внимание обращается на две формы членения ладового процесса (зависимую от тематического деления музыкальной ткани и независимую от него), а также на различную степень отграниченности ладовых элементов (наряду с четкой и определенной сменой одного ладового элемента другим могут иметь место постепенные переходы от одного элемента к другому, гибкая пространственно-временная трансформация музыкальной ткани).
В двух последующих главах парадигматические и синтагматические отношения прослеживаются на разных уровнях.
- 13 -
Четвертая глава диссертации посвящается анализу парадигматических ладовых отношений. Здесь рассматриваются, прежде всего, ладовая настройка и перестройка - особый психологический механизм, регулирующий процесс осмысления и оценки звуковых элементов в формирующегося из них целого. Звукоряд, система устоев и неустоев, функциональная структура лада формируют парадигматическое ладовое поле (настройку), попадая в которое отдельные звуки и мелодические обороты, аккорды и аккордовые последовательности приобретают специфическое ладовое качество. Включение настройки в развертывающийся во времени процесс интонирования обусловливает ее постоянное изменение, необходимость перестройки, которая в зависимости от степени индивидуализации ладового процесса может быть инерционной (подчиняющейся языковым закономерностям) в инициативной (вызванной особенностями конкретного процесса интонирования). Другая существенная сторона в соотношении настройки и перестройки - диалектика определенности и неопределенности. Настройка есть момент, состояние в непрекращающемся процессе перестройки. Перестройка есть связное множество состояний или моментов, отличающихся относительной определенностью настройки.
Принципиальной особенностью механизмов настройки и перестройки является, с одной стороны, их зависимость от интонационного движения и, с другой стороны, обратное воздействие на него. В формирующейся таким образом триаде реальное - идеальное - реальное) мы видим один из самых существенных моментов функционирования ладовой организации, который сводится к обобщению интонационных процессов и оценке конкретных звуковых образований в свете выработанных в музыкальной практике закономерностей. Вместе с тем процесс ладового мышления требует от субъекта творческой активности, которая только и может обеспечить адекватность восприятия и осмысления реальных звуковых структур.
- 14 -
Рассматривая конкретные формы проявления ладовой настройки, мы подчеркиваем различную степень ее весомости в управлении музыкальным процессом в музыке различных стилей и исторических периодов, принципиально допуская не только парадигматическое, но и синтагматическое управление ладовым процессом (система ладовых инвариантов).
Ладовая настройка определяет лишь одну из форм парадигматических ладовых отношений. Помимо этого парадигматическому сопоставлению подвержены самые различные звуковые образования - от вертикальных, горизонтальных и диагональных комплексов до целостных звуковысотных систем. При этом каждый уровень сопоставлении характеризуется особыми свойствами. Так созвучия соотносятся между собой по осям консонантности и диссонантности, нормативности и ненормативности (аккордовые и неаккордовые сочетания); мелодические и гармонические построения характеризуются степенью своей динамической напряженности, а гармонические образования имеют кроме того колористическую характеристику. Специально обсуждается вопрос о правомерности парадигматического сравнения развернутых во времени ладовых элементов, которые (для того, чтобы вступить в парадигматические отношения с другими элементами) должны быть представлены в виде симультанного образа, имеющего смысловую и конструктивную целостность. Отмечается, что ладовое качество развернутых во времени звуковых конструкций определяется их внутренним строением, соотношением высотностей, их ритмическим расположением, иерархичностью отношений. Существенной стороной в характеристике ладовой конструкции (элемента) является степень ее внутреннего динамического напряжения и динамический профиль. Этим, в частности, определяется возможность использования тех или иных ладовых элементов в качестве экспозиционных, развивающих и заключающих построения музыкальной формы.
- 15 -
Помимо построений, возникающих в рамках того или иного лада, парадигматическому сопоставлению могут подвергаться сами эти лады и гармонические системы. Их качественная определенность производна как от внутренней структуры, так и от места, которое они занимают в общей системе ладовых средств, характерных для той или иной музыкальной культуры.
Система парадигматических ладовых отношений локализуется, прежде всего, в музыкальном сознании человека, представляя собой существенную часть его музыкального тезауруса. Высокоинтеллектуальный характер ладового чувства проявляется, в частности, в способности человека к идентификации и классификации ладовых элементов, к внутренней дифференциации элементов определенного класса, выражающейся в градации их качеств, в их противопоставлении друг другу. Относительно подробно рассматриваются различные формы ладовых оппозиций (мажор и минор, консонанс и диссонанс, устой и неустой, диатоника и хроматика).
Важную роль в организации ладового тезауруса играет система ладовых норм, характерных для элементов определенного рода (динамическая уравновешенность симметричных построений, нормативность несовершенного консонанса или трезвучия в классической гармонии). Ладовые нормы выступают как своего рода точки отсчета, по отношению к которым оцениваются отличающиеся от них элементы, потенциально способные выполнять динамические функции в ладовом развитии. Соотношение ладовой нормы и отступлений от нее носит диалектический характер: в той мере, в какой ладовая норма влияет на ценность других ладовых элементов, эти последние, в свою очередь, влияют на ценность (и субъективную оценку) элементов, выполняющих функцию ладовой нормы. Пересечение и взаимодействие различных ладовых норм и возникающих на их основе специфических ладовых сфер приводит к формированию единой системы ладовых и гармонических
- 16 -
средств, где ценность отдельного элемента определяется совокупностью его отношений со всеми другими элементами системы.
Ладовый тезаурус отдельного человека формируется в его личном опыте путем освоения накопленного в общественной музыкальной среде коллективного опыта. Общественная музыкальная среда, фиксирующая в себе художественный опыт человечества, строится по законам человеческой деятельности и человеческого мышления. В противоречивом единстве музыкальной деятельности и общественной звуковой среды и совершается историческое развитие ладового мышления.
Пятая глава диссертации посвящена рассмотрению синтагматических ладовых отношений, то есть вопросам пространственно-временной организации звуковысотной стороны музыкального интонирования.
К области ладовой синтагматики мы относим не только горизонтальные, но и вертикальные соотношения ладовых элементов.
Горизонтальный, то есть временной аспект ладовой синтагматики осуществляется в процессе развертывания музыкальной интонации и формы. В связи с этим определяется такие категории как ладовое развитие, ладовая конструкция и ладовая драматургия.
В диссертации проводится мысль о том, что синтагматическая сторона ладовой организации проявляется на разных уровнях: от последования ступеней лада в мелодическом процессе до соотношения развитых, качественно различных и функционально противопоставляемых разделов музыкальной формы, мелодические формы ладовой синтагматики состоят в закономерной смене ступеней, а также в последовании мотивов и фраз, являющихся носителями определенных ладовых качеств. Гармоническая форма ладовой синтагматики рассматривается на уровне оборота, а также на уровне более сложных и развитых гармонических единств. Это позволяет говорить о возможности ладового охвата различных уровней музыкальной формы - от мотива до целостной структуры произведения. При этом затрагиваются вопросы, связанные
- 17 -
с гармонической функциональностью элементов, со сменой их динамического потенциала и колористических свойств. Мы развиваем мысль о том, что ладогармоническое развитие включает в себя линейные и перекрестные, контактные и дистанционные связи элементов. Наряду с отмечаемой в литературе гомоморфностью (подобием) различных уровней ладогармонической организации, мы анализируем их гетероморфность (подчинение различным принципам организации), что обусловлено инициативно-содержательными факторами интонирования.
В развитие мысли о диалектике ладового развертывания и становления рассматривается вопрос о факторах, управляющих интонационным процессом. Это, во-первых, система ладовых инвариантов, характеризующих тог или иной стиль. Их действие является проявлением музыкально-грамматических закономерностей в выступает со стороны ладового развертывания. Инварианты позволяют проследить ладовое развитие, расчленить и организовать его. Они могут быть как жесткими и однозначными, так и допускать известную свободу, вариантность своего проявления. Во-вторых, ладовое развитие определяется действием образно-эмоциональных импульсов, имеет место музыкально-драматургическое обоснование ладогармонического процесса. Становление конкретной синтагматической ладовой конструкции происходит на основе парадигматических свойств элементов. Лад определяет в этом случае выбор средств, способных передать развитие образного содержания, художественную идею произведения.
Рассматривая синтагматическую сторону ладогармонической вертикали, мы даем прежде всего широкую трактовку этого понятия, считая, что в качестве ладовых элементов в одновременности сочетаются не только отдельные тоны, но также голоса и пласты фактуры. В их соотношении немалую роль играет ладогармонический аспект взаимодействия. При этом каждый из них имеет особую ладо-
- 18 -
гармоническую характеристику и специфическую функцию.
Структура ладогармонической вертикали регулируется, во-первых, проявлением принципов тождества и различия и, во-вторых, функциональными противопоставлениями ее элементов. Принципы тождества и различия проявляются как в структуре созвучия (интервальная периодичность, симметрия или диссимметрия), в структуре полигармонических комплексов, так и в ладогармоническом соотношении голосов и пластов фактуры (в последнем случае речь может идти о функциональных, ладозвукорядных и тональных соотношениях). Рассматривая вопрос о субординации элементов ладогармонической вертикали, мы подчеркиваем, что иерархический характер отношений между голосами и гармоническими пластами определяется степенью их интонационной активности. Последняя может выступать в разных формах. В одних случаях в ней превалирует конструктивный момент, в других - эмоционально-образная выразительность. (Это относится, в частности, к соотношению баса и мелодии в гомофонно-гармонической фактуре.) В структуре ладогармонической вертикали могут быть противопоставлены элементы, несущие основную конструктивную нагрузку, выполняющие роль ладового стержня, и элементы относительно свободные от конструктивной нагрузки, способные в силу этого приобрести индивидуальный выразительный облик (таково, например, соотношение бассо-остинато и надстраивающихся над ним голосов). Другая форма иерархического соотношения ладогармонических элементов - соотношение типа рельеф и фон (мелодия, движущаяся в ладогармонических функциях). Принципы ладогармонического соотношения стержневых и подвижных элементов фактуры, мелодического рельефа и гармонического фона испытывают существенные исторические изменения. Меняются, в частности, формы и степень их согласования между собой, фоновые элементы приобретают иногда в современной
- 19 -
музыке функцию "гармонического шума".
В заключение данного раздела отмечается, что структура ладогармонической вертикали может быть устойчивой или неустойчивой, выдержанной на протяжении определенного этапа музыкального развития или, напротив, подверженной постоянным изменениям. Тем самым устанавливается связь между вертикальным и горизонтальным аспектами ладогармонической синтагматики.
Рассмотрение парадигматических и синтагматических ладовых отношений показывает, что звуковысотная структура музыкального произведения может быть понята только в единстве этих сторон организации. Лишь глубокая переработка внешних впечатлений, преобразующая непосредственные формы музыкального опыта, переработка, в процессе которой формируется специфическая система ладовых ценностей, может обеспечить осмысление звуковысотной стороны музыкального процесса и его художественное переживание. Но характеристика ладовых элементов корректируется конкретными интонационными условиями: в музыкальном "речевом" акте устанавливаются не только функциональные, но - в известной мере - и ценностные отношения ладовых элементов.
Смысловая интерпретация ладовых элементов является лишь одним из уровней музыкальной оценочной деятельности. Особый смысл и особую ценность имеет ладовое целое. Его художественная весомость такова, что во многих случаях может встать вопрос о возможности качественно-смысловой интерпретации составляющих его элементов. Это касается, в частности, смысловой дифференциации ладогармонической вертикали. Приведенные в диссертации анализы позволяют сделать вывод о том, что она принципиально возможна, но для этого необходимы некоторые специфические условия изложения музыкального материала.
- 20 -
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. О ладовой настройке // Вопросы теории музыки: [сб. тр.] /ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1977. - Вып. 30. - 0,8 п.л.
2. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной и ритмической организации музыки: [сб. тр.] /ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1980. - Вып. 50. - 0,7 п.л.
3. О природе ладовой выразительности // Проблемы лада и гармонии: [сб. тр.] / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1981. - Вып. 55. - 0,7 п.л.
4. О парадигматических и синтагматических отношениях в ладогармонической организации / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 21.02.83; № 410. -1,75 п.л.
5. Психолого-эстетические проблемы теории лада // Ю. Н. Бычков, З. И. Глядешкина. Ладовая организация и композиционная структура музыкального произведения в теории Б. Яворского: Лекция по курсу "Музыкально-теоретические системы" (Специальность № 17.00.02. Музыковедение). - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 0,6 п.л.
6. О проявлении принципов тождества и различия (повторности и контраста) в ладогармонической организации музыкального произведения / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 22.01.85; № 874. - 2,8 п.л.
7. Мелодическая линия и лад: К вопросу об эмоционально-динамических факторах ладообразования / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 22.01.85; № 875. - 1,7 п.л.
8. Общее и индивидуальное в ладовой организации / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 6.06.86; № 1310. - 2,3 п.л.
В диссертации нашли также отражение мысли, изложенные в других работах автора:
1. Музыкальная форма как конструкция и процесс // Вопросы методологии теоретического музыкознания: [сб. тр.] / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - Вып. 66. - 1 п.л.
2. Целостный анализ музыкального произведения и активность музыкального сознания: Лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений" (Специальность 17.00.02. Музыковедение). - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 3,5 п.л.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ КОНСЕРВАТОРИЯ
ЛИТОВСКОИ ССР

БЫЧКОВ ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧ
О СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ

БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ 60х84 1/16. ТИРАЖ 100 ЭКЗ. ЗАКАЗ 1225.
УСЛ. ПЕЧ. Л. 1.00. ОТПЕЧАТАНО РОТАПРИНТОМ В ЦЕНТРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПАТЕНТНЫХ УСЛУГ.232000. ВИЛЬНЮС, ТОТОРЮ 27.
 
 

http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm

D:\_Мои документы\Straniza\ARCHIV\WWW_2A\Image80.gif

  

Главная страница   О себе

Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm

 

 

Последнее обновлением 26.11.06

http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm

  О себе

Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

 


 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
КОНСЕРВАТОРИЯ ЛИТОВСКОЙ ССР
На правах рукописи
БЫЧКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УДК 781.22
ББК Щ 310.51

О СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ
ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС, 1988
 

Работа выполнена в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных

Кафедра гармонии и сольфеджио

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор
ГРИГОРЬЕВ В.Ю.
кандидат искусствоведения, - доцент
ЕРШОВА Е.Д.
Ведущая организация - Уральская государственная консерватория
им. М.П.Мусоргского

Защита состоится 20 октября 1988 г. в 14 часов
на заседании регионального специализированного совета К.092.12.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по искусствоведению в Государственной ордена Дружбы народов консерватории Литовской ССР (232600, Вильнюс, пр. Ленина, 42).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственной консерватории Литовской ССP.
Автореферат разослан  "___"  июля 1988 г.

Учёный секретарь регионального
специализированного совета,
кандидат искусствоведения,
доцент
 
Й. Й. БРУВЕРИС

 
- 1 –

Сложные процессы, происходящие в современном музыкальном искусстве, обновление его содержания, интенсивное развитие средств художественной выразительности ставят перед теорией музыки немало острых и интересных проблем. Непосредственные запросы музыкальной практики выражаются в необходимости разработки новых способов анализа музыкальных произведений и языка искусства, в пересмотре сложившихся теоретических представлений, их углублении. Одно из существенных направлений в развитии современного музыкознания - разработка фундаментальных теоретических положений, с помощью которых можно было бы охватить стилистически разнородный музыкальный материал и тем самым показать единство и закономерность музыкально-исторического процесса, единство факторов, лежащих в основе исторически различных музыкальных явлений.
К работам такого рода и относится предлагаемая диссертация. Предметом ее изучения является природа ладовой организации в музыке. Мы рассматриваем не какую-либо конкретную ладовую систему, а само понятие "лад". Исходя из положения об универсальности этой категории, отражающей сущностное свойство музыкальной материи, мы стремимся рассматривать лад в многообразии его конкретных проявлений. Цель работы - дать разносторонний анализ лада как системного образования, вскрыть закономерности его формирования и развития, показать историческую изменчивость этого понятия.
Актуальность такой задачи определяется тем обстоятельством, что накопленный советской музыкальной наукой опыт по осмыслению конкретных ладовых явлений, опыт анализа различных исторических форм лада требует дальнейшего обобщения на основе диалектико-материалистической методологии. Мы опираемся, прежде
- 2 –
всего на интенсивно разрабатываемую в последнее время методологию системного анализа. В соответствии с ведущим принципом марксистско-ленинской науки об искусстве мы исходим из того, что музыка и различные формы ее организации являются, в конечном счете отражением объективной реальности и общественной жизни человека. Существенное значение для решения поставленных нами задач имеет также привлечение данных ряда смежных наук (психологии, лингвистики и др.).
Важнейшим методологическим основанием работы является интонационная теория Б. Асафьева. Мы рассматриваем музыкальное звучание как несущее определенный идейно-художественный смысл, принципиально увязываем его конструктивные и эмоционально-выразительные моменты. Используя отдельные положения науки о языке, мы учитываем вместе с тем специфику музыкального искусства и рассматриваем интонационную выразительность музыки не с лингвистических позиций (противопоставление обозначаемого и обозначающего), а о эстетической точки зрения, согласно которой субъект дает эмоционально-художественную оценку музыкальному звучанию.
Основным материалом, послужившим нам почвой для обобщений, явилась европейская письменная профессиональная музыка, а также музыкальный фольклор различных народов. В меньшей степени опирались мы на внеевропейскую музыку, где порою имеет место отличная от европейской система ладообразования. Специфика и задачи работы обусловили необходимость использовать и систематизировать наряду с данными нашего собственного аналитического опыта мысли и соображения, касающиеся звуковысотной и ладовой организации, заключенные в исследованиях различных авторов. Обобщение широкого круга теоретических идей, синтез различных, порою противоположных точек зрения, самостоятельная трактовка ряда вопросов позволили нам получить новые научные результаты. Они
- 3 –
состоят, прежде всего, в предлагаемой нами целостной концепции лада как принципа звукового мышления, состоящего в диалектическом взаимопроникновении выразительности (информативности) и гармоничности (упорядоченности), проявляющегося на разных уровнях музыкальной организации и выступающего в различных исторических формах, а также в формулировке ряда частных положений, основными из которых являются:
1. Лад как система звуковысотной организации в музыке проявляется в музыкальном опыте человека; являясь одной из сторон музыкального мышления, лад субъективен и личностен по форме своего обнаружения; физически существующие звуковые структуры являются лишь "внешним телом" музыкальной мысли.
2. Процесс ладообразования имеет монистический характер, в основе его лежат содержательные, эмоционально-художественные предпосылки.
3. Ладовая организация музыки выполняет эстетическую, коммуникативную и конструктивную функции.
4. Ладовая выразительность имеет оценочный характер; лад представляет собой специфическую систему музыкальных ценностей, получающих ту или иную оценку в процессе восприятия или создания музыкального произведения.
5. Функционирование лада происходит в процессе постоянного взаимодействия с музыкальной интонацией, в диалектическом соотношении становления и развертывания ладовых форм.
6. Историческое развитие лада характеризуется фазностью, аккумулятивностью, периодическими "сбросами сложности", возрастанием внутреннего разнообразия системы, постоянным включением принципиально новых закономерностей, форм и уровней управления музыкальным процессом.
7. Под новым углом зрения рассматривается сущность парадигмати-
- 4 –
ческих и синтагматических ладовых отношений, они прослеживаются на разных структурных уровнях.
8. Дается определение и описывается структура ладового тезауруса человека (ряды элементов, ладовые оппозиции, нормы).
9. Рассматривается соотношение музыкально-грамматического и образно-драматургического управления ладовым процессом.
10. Дается расширенная трактовка ладовой вертикали, ставится вопрос о возможности ее смысловой дифференциации.
Выполненное нами исследование имеет, прежде всего, методологическое и теоретическое значение, поскольку в нем с новых позиций раскрыто понятие "лад". Практическая ценность работы состоит прежде всего в том, что ее положения могут послужить обоснованием методов системного анализа (или системы методов) ладогармонического языка в музыке различных исторических периодов и отдельных авторов, внести известный вклад в понимание механизмов музыкального мышления, восприятия и творчества. Особо следует сказать об использовании материалов диссертации в учебной практике, прежде всего на теоретических факультетах консерваторий. Многие ее положения могут быть включены в курсы различных музыкально-теоретических дисциплин. Автор использовал их при проведении лекционных и практических занятий по гармонии, в курсе методики преподавания сольфеджио. Идеи диссертации могут найти также преломление в курсах полифонии, анализа музыкальных произведений, в обосновании приемов и методов работы в классах сольфеджио.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре гармонии и сольфеджио МГПИ им. Гнесиных, а также на заседании кафедры теории музыки Государственной консерватории Литовской ССР. Основные положения диссертации отражены в публикациях общим объемом 11,3 п.л.
- 5 -
Структура работы. Диссертация включает Введение, 5 глав (2 раздела) и Заключение. Диссертацию дополняет описок использованной литературы, 2 приложения и нотные примеры. Основной текст диссертации изложен на 176 машинописных страницах. В Приложении I даются развернутые примечания к тексту. Приложение II представляет собой Краткий очерк истории учений о ладе и гармонии, написанный под углом зрения затрагиваемой в диссертации проблематики.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во Введении оценивается современное состояние науки о ладе, обосновывается необходимость дальнейшей разработки методов его системного анализа, определяется основная задача исследования.
I раздел включает в себя две главы.
В Первой главе диссертации "О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте" обосновывается необходимость рассмотрения ладовых структур музыкального произведения под углом зрения музыкальной деятельности человека, в процессе восприятия, исполнения, сочинения музыкального произведения, то есть в такой ситуации, которая допускает реальное или внутреннее слышание музыкального произведения. Любые ладовые явления возникают в единстве конкретного звукового предмета (объект) и организующего его музыкального сознания (субъект). По форме лад является психическим феноменом. Материальные проявления музыкального языка в музыкальные тексты суть лишь "внешнее тело" музыкальной мысли» Потому звуковысотные структуры музыки (непосредственная физическая реальность) не могут рассматриваться как подлинно ладовые явления, хотя и воспроизводят в себе некоторые характеристики протекающего в психической сфере ладового процесса.
Звуковысотные структуры музыки представляют собой сложные» иерархически построенные образования, имеющие различные уровни
- 6 –
и аспекты организации, со сложной системой отношений координации и субординации составляющих их звуковых элементов. Но они не являются ладовыми в подлинной смысле этого слова, поскольку все эти отношения обусловлены внешними для физического звучания причинами, выступают лишь в модусе возможности и требуют новых актов человеческой деятельности для своей реализации.
Процесс осмысления звуковысотных структур музыки и превращения их в ладовые структуры предполагает специфическую познавательную активность субъекта. Она включает в себя два компонента: (I) опору на прежний музыкальный опыт, использование выработанных ранее механизмов восприятия и оценки звуковых построений и (2) творческое проникновение в предлагаемый слуху музыкальный материал. Психологические механизмы, обеспечивающие ладовое восприятие, формируются под влиянием общественной музыкальной среды и представляют собой особую форму обобщения звуковысотных отношений в музыкальной ткани. Формами этого обобщения выступают, с одной стороны, развитая система ладовых инвариантов, организующая развертывающийся во времени музыкальный процесс, а с другой стороны, формирующееся на их основе и управляющее ими "ладовое пространство" (''ладовое поле"), подвергающееся непрерывной трансформации под влиянием актуально протекающего музыкального процесса.
Механизмы ладового восприятия музыки, обусловленные общественной музыкальной средой, находятся с ней в органическом единстве. Вместе с тем, они противостоят внешней среде, вступают с ней в известные противоречия. При восприятии музыкального произведения (а такие в процессе художественного творчества) оживляются лишь отдельные стороны предшествующего опыта, и эта частичная актуализация может рассматриваться как противоречие. Сложность, разнородность общественной музыкальной среды,
- 7 –
ограниченность личного опыта человека, необходимость освоения им новых ладовых явлений приводят к углублению этого противоречия. Разрешается оно путем творческого осмысление конкретного звукового материала на основе предшествующего музыкального опыта. Только в этом случае возможно адекватное восприятие ладового строя музыкального произведения и его соответствующая оценка.
Вторая глава диссертации посвящена вопросам "Становления, функционирования и развития ладовой системы". Здесь прежде всего подчеркивается содержательно-смысловая обусловленность ладовой организации, эмоционально-оценочный характер воздействия лада. Отмечая три рода факторов ладового становления (акустические, эмоционально-динамические и логические), мы пытаемся показать, что все эти факторы имеют содержательную природу и связаны с эмоционально-оценочной реакцией человека на музыкальное звучание. Тем самым обосновывается еще одно принципиальное положение - монистический характер ледообразования.
Первичные содержательные факторы проявляют свое действие через факторы второго порядка (например, речевую интонацию), в органическом сопряжении с другими сторонами музыкальной организации (мелодическая линия, метро-ритм, звуковая архитектоника).
В тексте диссертации нет подробного рассмотрения всех факторов ладообразования (это сделано в одной из опубликованных нами статей). Относительно подробно мы останавливаемся лишь на менее изученных логических факторах, подчеркиваем, что они проявляются в интонационном процессе, а это определяет действие принципа причинности, вероятностной детерминации в ладовой организации. Действие логических факторов формирования лада понимается нами как моделирование природных отношений, цель которого - запечатление человеческих состояний и эмоциональных процессов.
- 8 –
Ладовая организации музыки не может быть сведена к лежащим в ее основе предпосылкам. В музыкальном интонировании они трансформируются в ее внутренние свойства, что приводит к возникновению специфической системы звуковых ценностей, получающих эмоционально-эстетическую оценку. Помимо эстетической функции, включающей в себя две стороны - выразительность и гармоничность, ладовая организация выполняет также коммуникативную и конструктивную функция. Все три функции лада осуществляется в неразрывной связи и взаимообусловленности.
Важнейшие аспектом в функционировании ладовой системы является ее соотношение с интонацией. Оно выступает как взаимопроникновение моментов становления и развертывания лада. Под становлением лада мы понимаем его возникновение или трансформацию под влиянием интонации как средства воплощения художественного содержания, а также процессы обобщения (типизации) форм звуковысотной организации в музыке. Под развертыванием лада мыслится подчинение интонационного процесса установившимся ладовым закономерностям. Определенные количественные зависимости моментов становления и развертывания лада приводят к формированию жестких, гибких и свободных систем интонирования.
Внутренние противоречия в процессе функционирования ладовой системы приводят к историческому развитию лада, являющегося динамически развивавшейся системой, которая сочетает в себе черты стабильности и изменчивости.
К исторически устойчивым признакам лада можно отнести, во-первых, постоянство его функций:
- управляющую функцию по отношению к организации звуковысотного аспекта музыкального интонирования;
- 9 –
- функцию эстетической оценки звуковысотных структур (ладовое чувство).
Исторически устойчивы, во-вторых, основные  формы ладового управления:
- подчинение звукового процесса логическим инвариантам (динамическим, мелодическим, гармоническим, например, Т-S-Д-Т);
- звукорядная организация интонирования (за исключением самых ранних этапов функционирования лада);
- функциональная организация тонов и элементов более высокого уровня;
- исторически конкретная система ладовых норм и отступлений от нее.
Наряду о действием сквозных закономерностей в историческом развития лада происходит смена качественно различных этапов, которая подчиняется диалектическим принципам. Среди них можно отметить: фазность процесса, то есть возврат к ранее существовавшим формам на более высоком уровне, а также аккумулятивность - удержание в новой форме черт ранее пройденных этапов. Особым явлением в развитии ладовой организация оказывается "сброс сложности" - феномен, обусловленный необходимостью сохранить у слушателя способность осмысливать усложняющиеся звуковые структуры и не разрушать коммуникативное единство произведение - слушатель.
Историческое разнообразие форм и методов звуковысотной организации приводит к изменчивости содержания, которое вкладывается в понятие "лад".
Развитие ладовых форы происходит не в едином направлении, а многолинейно, "многопоточно". В этом развитии совершаются сложные процессы дивергенция и конвергенция. Основной тенденцией исторического развития является возрастание степени ладового
- 10 -
разнообразия музыки, которое остается при этом организованным в рамках единой системы высшего порядка, характеризующей музыкальное искусство определенной эпохи. Примером такой системы выступает ладогармонический язык современности.
Конкретная реализация рассмотренных принципов исторического развития лада осуществляется в выработке все новых и новых факторов управления ладовым процессом, которые частично сменяют друг друга, а частично совмещается во вновь возникавших интонационных системах. В диссертации прослеживается "включение" различных закономерностей применительно к ладам монодии и многоголосия. В монодии это, в частности, выражается в том, что на смену линеарным инвариантам в условиях высотно неопределенного интонирования приходит различение высотных уровней, фиксация интервальных отношений, формирование устоя и неустоев, многозвенная структура ладового звукоряда и пр. Ряд управляющих факторов последовательно включается и в процессе исторического развития ладов многоголосия. К таковым прежде всего следует отнести звуковую вертикаль как фактор развития лада и закономерную смену целостных созвучий. Исторические формы вертикали подвержены развитию. Меняются, в частности, типы созвучий, выполняющих функцию ладогармонической нормы.
Специфической формой лада является тонально-гармоническая организация. Гармоническая функциональность, которая занимает господствующее положение в системе управляющих факторов классической гармония, не подавляет ладовомелодических закономерностей, мелодической функциональности тонов, которые в новых исторических условиях (романтическая гармония) вновь приобретают заметную весомость.
В конце главы рассматриваются управляющие факторы в звуковысотной организации музыки ХХ века. Указывается на специфику
- 11 –
ладовой организации при политональном и атональном письме. Последнее, в частности, характеризуется неопределенностью ладовых опор, их поиском или, напротив, намеренным избеганием за счет противостоящих друг другу интонационных тенденций. Ладовые черты проявляются в атональности также в форме интонационной константности, которая достаточно ярко обнаруживает себя порою при серийном способе организации.
Каждая исторически конкретная форма лада характеризуется особым "набором" управляющих факторов, что обеспечивает ее качественное своеобразие. Это позволяет поставить вопрос о необходимости такой классификация ладов, которая отвечала бы различным принципам, лежащим в их основании.
Особое значение для рассмотрения ладовых закономерностей имеет четкое разграничение речевого и языкового аспектов организации, обсуждению которых посвящается второй раздел диссертации "Парадигматические и синтагматические ладовые отношения" (главы III - V).
В Третьей главе диссертации рассматривается сущность парадигматических и синтагматических ладовых отношений. Отталкиваясь от положений, выработанных в лингвистике, мы определяем синтагматические ладовые отношения как отношения элементов в процессе их реального функционирования, в конкретных временных и пространственных условиях музыкального произведения. Напротив, парадигматические ладовые отношения - это отношения элементов по их качеству (ценности) и внутренней определенности, в отвлечении от реального процесса функционирования. Спецификой ценностных отношений в музыкальном языке является невозможность их определения через систему значений (как это имеет место в вербальном языке). Поэтому подход к выразительным средствам музыкального искусства должен быть не просто семиотическим, а эстетическим.
- 12 -
Рассмотрение парадигматических и синтагматических ладовых отношений предвосхищается анализом понятия "ладовый элемент" и классификацией его форм. Под ладовым элементом понимается как отдельный высотно определенный звук или аккорд, так и любое звуковысотное построение, обладающее относительной внутренней завершенностью, временной и пространственной отграниченностью от своего окружения и вступавшее (или способное вступить) в закономерные связи с другими элементами и с ладовой конструкцией как целым. Указывается на конструктивные и экспрессивные свойства ладовых элементов, на их относительную самостоятельность в рамках целого. Отмечается, что со стороны конструкции ладовый (ладогармонический) элемент характеризуется внутренней пространственно-временной структурой, а также местом в общей структуре лада и в развертывающемся звуковом процессе. Специальный акцент делается на том, что наряду с симультанными ладовыми элементами (тон, аккорд) существуют развернутые во времени суксессивные ладовые элементы (их носителями являются мелодические и гармонические последовательности) разного уровня, которые формируют иерархически построенную ладовую конструкцию. В качестве ладовых элементов рассматриваются также отдельные голоса и пласты фактуры. Особое внимание обращается на две формы членения ладового процесса (зависимую от тематического деления музыкальной ткани и независимую от него), а также на различную степень отграниченности ладовых элементов (наряду с четкой и определенной сменой одного ладового элемента другим могут иметь место постепенные переходы от одного элемента к другому, гибкая пространственно-временная трансформация музыкальной ткани).
В двух последующих главах парадигматические и синтагматические отношения прослеживаются на разных уровнях.
- 13 -
Четвертая глава диссертации посвящается анализу парадигматических ладовых отношений. Здесь рассматриваются, прежде всего, ладовая настройка и перестройка - особый психологический механизм, регулирующий процесс осмысления и оценки звуковых элементов в формирующегося из них целого. Звукоряд, система устоев и неустоев, функциональная структура лада формируют парадигматическое ладовое поле (настройку), попадая в которое отдельные звуки и мелодические обороты, аккорды и аккордовые последовательности приобретают специфическое ладовое качество. Включение настройки в развертывающийся во времени процесс интонирования обусловливает ее постоянное изменение, необходимость перестройки, которая в зависимости от степени индивидуализации ладового процесса может быть инерционной (подчиняющейся языковым закономерностям) в инициативной (вызванной особенностями конкретного процесса интонирования). Другая существенная сторона в соотношении настройки и перестройки - диалектика определенности и неопределенности. Настройка есть момент, состояние в непрекращающемся процессе перестройки. Перестройка есть связное множество состояний или моментов, отличающихся относительной определенностью настройки.
Принципиальной особенностью механизмов настройки и перестройки является, с одной стороны, их зависимость от интонационного движения и, с другой стороны, обратное воздействие на него. В формирующейся таким образом триаде реальное - идеальное - реальное) мы видим один из самых существенных моментов функционирования ладовой организации, который сводится к обобщению интонационных процессов и оценке конкретных звуковых образований в свете выработанных в музыкальной практике закономерностей. Вместе с тем процесс ладового мышления требует от субъекта творческой активности, которая только и может обеспечить адекватность восприятия и осмысления реальных звуковых структур.
- 14 -
Рассматривая конкретные формы проявления ладовой настройки, мы подчеркиваем различную степень ее весомости в управлении музыкальным процессом в музыке различных стилей и исторических периодов, принципиально допуская не только парадигматическое, но и синтагматическое управление ладовым процессом (система ладовых инвариантов).
Ладовая настройка определяет лишь одну из форм парадигматических ладовых отношений. Помимо этого парадигматическому сопоставлению подвержены самые различные звуковые образования - от вертикальных, горизонтальных и диагональных комплексов до целостных звуковысотных систем. При этом каждый уровень сопоставлении характеризуется особыми свойствами. Так созвучия соотносятся между собой по осям консонантности и диссонантности, нормативности и ненормативности (аккордовые и неаккордовые сочетания); мелодические и гармонические построения характеризуются степенью своей динамической напряженности, а гармонические образования имеют кроме того колористическую характеристику. Специально обсуждается вопрос о правомерности парадигматического сравнения развернутых во времени ладовых элементов, которые (для того, чтобы вступить в парадигматические отношения с другими элементами) должны быть представлены в виде симультанного образа, имеющего смысловую и конструктивную целостность. Отмечается, что ладовое качество развернутых во времени звуковых конструкций определяется их внутренним строением, соотношением высотностей, их ритмическим расположением, иерархичностью отношений. Существенной стороной в характеристике ладовой конструкции (элемента) является степень ее внутреннего динамического напряжения и динамический профиль. Этим, в частности, определяется возможность использования тех или иных ладовых элементов в качестве экспозиционных, развивающих и заключающих построения музыкальной формы.
- 15 -
Помимо построений, возникающих в рамках того или иного лада, парадигматическому сопоставлению могут подвергаться сами эти лады и гармонические системы. Их качественная определенность производна как от внутренней структуры, так и от места, которое они занимают в общей системе ладовых средств, характерных для той или иной музыкальной культуры.
Система парадигматических ладовых отношений локализуется, прежде всего, в музыкальном сознании человека, представляя собой существенную часть его музыкального тезауруса. Высокоинтеллектуальный характер ладового чувства проявляется, в частности, в способности человека к идентификации и классификации ладовых элементов, к внутренней дифференциации элементов определенного класса, выражающейся в градации их качеств, в их противопоставлении друг другу. Относительно подробно рассматриваются различные формы ладовых оппозиций (мажор и минор, консонанс и диссонанс, устой и неустой, диатоника и хроматика).
Важную роль в организации ладового тезауруса играет система ладовых норм, характерных для элементов определенного рода (динамическая уравновешенность симметричных построений, нормативность несовершенного консонанса или трезвучия в классической гармонии). Ладовые нормы выступают как своего рода точки отсчета, по отношению к которым оцениваются отличающиеся от них элементы, потенциально способные выполнять динамические функции в ладовом развитии. Соотношение ладовой нормы и отступлений от нее носит диалектический характер: в той мере, в какой ладовая норма влияет на ценность других ладовых элементов, эти последние, в свою очередь, влияют на ценность (и субъективную оценку) элементов, выполняющих функцию ладовой нормы. Пересечение и взаимодействие различных ладовых норм и возникающих на их основе специфических ладовых сфер приводит к формированию единой системы ладовых и гармонических
- 16 -
средств, где ценность отдельного элемента определяется совокупностью его отношений со всеми другими элементами системы.
Ладовый тезаурус отдельного человека формируется в его личном опыте путем освоения накопленного в общественной музыкальной среде коллективного опыта. Общественная музыкальная среда, фиксирующая в себе художественный опыт человечества, строится по законам человеческой деятельности и человеческого мышления. В противоречивом единстве музыкальной деятельности и общественной звуковой среды и совершается историческое развитие ладового мышления.
Пятая глава диссертации посвящена рассмотрению синтагматических ладовых отношений, то есть вопросам пространственно-временной организации звуковысотной стороны музыкального интонирования.
К области ладовой синтагматики мы относим не только горизонтальные, но и вертикальные соотношения ладовых элементов.
Горизонтальный, то есть временной аспект ладовой синтагматики осуществляется в процессе развертывания музыкальной интонации и формы. В связи с этим определяется такие категории как ладовое развитие, ладовая конструкция и ладовая драматургия.
В диссертации проводится мысль о том, что синтагматическая сторона ладовой организации проявляется на разных уровнях: от последования ступеней лада в мелодическом процессе до соотношения развитых, качественно различных и функционально противопоставляемых разделов музыкальной формы, мелодические формы ладовой синтагматики состоят в закономерной смене ступеней, а также в последовании мотивов и фраз, являющихся носителями определенных ладовых качеств. Гармоническая форма ладовой синтагматики рассматривается на уровне оборота, а также на уровне более сложных и развитых гармонических единств. Это позволяет говорить о возможности ладового охвата различных уровней музыкальной формы - от мотива до целостной структуры произведения. При этом затрагиваются вопросы, связанные
- 17 -
с гармонической функциональностью элементов, со сменой их динамического потенциала и колористических свойств. Мы развиваем мысль о том, что ладогармоническое развитие включает в себя линейные и перекрестные, контактные и дистанционные связи элементов. Наряду с отмечаемой в литературе гомоморфностью (подобием) различных уровней ладогармонической организации, мы анализируем их гетероморфность (подчинение различным принципам организации), что обусловлено инициативно-содержательными факторами интонирования.
В развитие мысли о диалектике ладового развертывания и становления рассматривается вопрос о факторах, управляющих интонационным процессом. Это, во-первых, система ладовых инвариантов, характеризующих тог или иной стиль. Их действие является проявлением музыкально-грамматических закономерностей в выступает со стороны ладового развертывания. Инварианты позволяют проследить ладовое развитие, расчленить и организовать его. Они могут быть как жесткими и однозначными, так и допускать известную свободу, вариантность своего проявления. Во-вторых, ладовое развитие определяется действием образно-эмоциональных импульсов, имеет место музыкально-драматургическое обоснование ладогармонического процесса. Становление конкретной синтагматической ладовой конструкции происходит на основе парадигматических свойств элементов. Лад определяет в этом случае выбор средств, способных передать развитие образного содержания, художественную идею произведения.
Рассматривая синтагматическую сторону ладогармонической вертикали, мы даем прежде всего широкую трактовку этого понятия, считая, что в качестве ладовых элементов в одновременности сочетаются не только отдельные тоны, но также голоса и пласты фактуры. В их соотношении немалую роль играет ладогармонический аспект взаимодействия. При этом каждый из них имеет особую ладо-
- 18 -
гармоническую характеристику и специфическую функцию.
Структура ладогармонической вертикали регулируется, во-первых, проявлением принципов тождества и различия и, во-вторых, функциональными противопоставлениями ее элементов. Принципы тождества и различия проявляются как в структуре созвучия (интервальная периодичность, симметрия или диссимметрия), в структуре полигармонических комплексов, так и в ладогармоническом соотношении голосов и пластов фактуры (в последнем случае речь может идти о функциональных, ладозвукорядных и тональных соотношениях). Рассматривая вопрос о субординации элементов ладогармонической вертикали, мы подчеркиваем, что иерархический характер отношений между голосами и гармоническими пластами определяется степенью их интонационной активности. Последняя может выступать в разных формах. В одних случаях в ней превалирует конструктивный момент, в других - эмоционально-образная выразительность. (Это относится, в частности, к соотношению баса и мелодии в гомофонно-гармонической фактуре.) В структуре ладогармонической вертикали могут быть противопоставлены элементы, несущие основную конструктивную нагрузку, выполняющие роль ладового стержня, и элементы относительно свободные от конструктивной нагрузки, способные в силу этого приобрести индивидуальный выразительный облик (таково, например, соотношение бассо-остинато и надстраивающихся над ним голосов). Другая форма иерархического соотношения ладогармонических элементов - соотношение типа рельеф и фон (мелодия, движущаяся в ладогармонических функциях). Принципы ладогармонического соотношения стержневых и подвижных элементов фактуры, мелодического рельефа и гармонического фона испытывают существенные исторические изменения. Меняются, в частности, формы и степень их согласования между собой, фоновые элементы приобретают иногда в современной
- 19 -
музыке функцию "гармонического шума".
В заключение данного раздела отмечается, что структура ладогармонической вертикали может быть устойчивой или неустойчивой, выдержанной на протяжении определенного этапа музыкального развития или, напротив, подверженной постоянным изменениям. Тем самым устанавливается связь между вертикальным и горизонтальным аспектами ладогармонической синтагматики.
Рассмотрение парадигматических и синтагматических ладовых отношений показывает, что звуковысотная структура музыкального произведения может быть понята только в единстве этих сторон организации. Лишь глубокая переработка внешних впечатлений, преобразующая непосредственные формы музыкального опыта, переработка, в процессе которой формируется специфическая система ладовых ценностей, может обеспечить осмысление звуковысотной стороны музыкального процесса и его художественное переживание. Но характеристика ладовых элементов корректируется конкретными интонационными условиями: в музыкальном "речевом" акте устанавливаются не только функциональные, но - в известной мере - и ценностные отношения ладовых элементов.
Смысловая интерпретация ладовых элементов является лишь одним из уровней музыкальной оценочной деятельности. Особый смысл и особую ценность имеет ладовое целое. Его художественная весомость такова, что во многих случаях может встать вопрос о возможности качественно-смысловой интерпретации составляющих его элементов. Это касается, в частности, смысловой дифференциации ладогармонической вертикали. Приведенные в диссертации анализы позволяют сделать вывод о том, что она принципиально возможна, но для этого необходимы некоторые специфические условия изложения музыкального материала.
- 20 -
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. О ладовой настройке // Вопросы теории музыки: [сб. тр.] /ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1977. - Вып. 30. - 0,8 п.л.
2. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной и ритмической организации музыки: [сб. тр.] /ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1980. - Вып. 50. - 0,7 п.л.
3. О природе ладовой выразительности // Проблемы лада и гармонии: [сб. тр.] / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1981. - Вып. 55. - 0,7 п.л.
4. О парадигматических и синтагматических отношениях в ладогармонической организации / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 21.02.83; № 410. -1,75 п.л.
5. Психолого-эстетические проблемы теории лада // Ю. Н. Бычков, З. И. Глядешкина. Ладовая организация и композиционная структура музыкального произведения в теории Б. Яворского: Лекция по курсу "Музыкально-теоретические системы" (Специальность № 17.00.02. Музыковедение). - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 0,6 п.л.
6. О проявлении принципов тождества и различия (повторности и контраста) в ладогармонической организации музыкального произведения / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 22.01.85; № 874. - 2,8 п.л.
7. Мелодическая линия и лад: К вопросу об эмоционально-динамических факторах ладообразования / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 22.01.85; № 875. - 1,7 п.л.
8. Общее и индивидуальное в ладовой организации / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 6.06.86; № 1310. - 2,3 п.л.
В диссертации нашли также отражение мысли, изложенные в других работах автора:
1. Музыкальная форма как конструкция и процесс // Вопросы методологии теоретического музыкознания: [сб. тр.] / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - Вып. 66. - 1 п.л.
2. Целостный анализ музыкального произведения и активность музыкального сознания: Лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений" (Специальность 17.00.02. Музыковедение). - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 3,5 п.л.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ КОНСЕРВАТОРИЯ
ЛИТОВСКОИ ССР

БЫЧКОВ ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧ
О СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ

БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ 60х84 1/16. ТИРАЖ 100 ЭКЗ. ЗАКАЗ 1225.
УСЛ. ПЕЧ. Л. 1.00. ОТПЕЧАТАНО РОТАПРИНТОМ В ЦЕНТРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПАТЕНТНЫХ УСЛУГ.232000. ВИЛЬНЮС, ТОТОРЮ 27.
 
 

  

Главная страница   О себе

Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

 

 

Последнее обновлением 26.11.06

 

Hosted by uCoz