КОНТРАБАС
Вопросы по курсу «Исполнительское искусство» для ассистентов-стажеров 2 года обучения по специальности «Контрабас»
1. О контрабасе и его истории. Струнный смычковый контрабас в XVI-XVIII веках. Возникновение, развитие
2. Контрабас в музыкальной практике второй половины XVIII века
3. Доменико Драгонетти (1763-1846). Этапы жизни и творчества
4. Джованни Боттезини (1821-1889). Творческая жизнь. Его произведения для контрабаса
5. Контрабасовые исполнительские школы в Европе XIX века. Представители итальянской и чешско-немецкой школ
6. Сергей Александрович Кусевицкий (1874-1951). Жизнь и творчество
7. Развитие отечественного контрабасового искусства (70-90-е гг.). Исполнители, педагоги
8. Контрабас в симфоническом оркестре и камерном ансамбле (XIX-XX вв.)
9. Сравнительные характеристики оркестрового и сольного исполнительства на контрабасе
10. Начальное обучение игре на контрабасе. А. А. Милушкин. «Школа для контрабаса»
11. Развитие учебной методики (60-90-е гг). Новая учебная литература для контрабаса
12. Учебно-концертная литература для контрабаса. «Золотой репертуар» контрабасиста
13. Зарубежное контрабасовое искусство ХХ в. Известные солисты, педагоги
14. Контрабас в джазовой и эстрадной музыке
15. Исполнительские приемы в оркестровой и сольной практике
16. Интонирование на контрабасе. Развитие аппликатуры
17. Изучение оркестровых партий как материала для работы над штрихами, звукоизвлечением, интонацией
Оригинальные произведения для контрабаса
Концерты и произведения крупной формы
Переложения для контрабаса (концерты)
Сонаты (оригинальные и переложения)
Произведения малой формы
Лоренцини (творил ок. 1570-71)
Гавот
Абако (Далль Абако) Э. Ф. (1675-1742)
Grave
Бах И. С. (1685-1750)
Избранные части из виолончельных сюит
Ария, Ариозо
Гендель Г. Ф. (1685-1759)
Ария
Боттезини Дж. (1821-89)
Тарантелла
Вариации на тему из оперы «Прекрасная мельничиха»
Элегии № 1, 2, 3 (№ 3 – Мелодия)
Форе Г. (1845-1924)
Пробуждение
Димитреску (1847-1928)
Крестьянский танец
Кусевицкий С. (1874-1951)
4 пьесы для контрабаса и фортепиано
Миниатюрный вальс
Анданте
Грустная песенка
Юмореска
Глиэр Р. (1874/75 – 1956)
4 пьесы для контрабаса и фортепиано
Интермеццо
Тарантелла
Скерцо
Прелюд
Рахманинов С. (1873-1943)
Вокализ
Александров А. (1888-1982)
Ария из «Классической сюиты»
Другие переложения и произведения для контрабаса
Збинден
Ж. Памяти Баха (для контрабаса соло).
Монтаг Л. Экстрим
Рафф Й. Тарантелла
Табаков Э. Этнические напевы. Solo
Фриба Г. Сюита в старинном стиле. Solo
Хауто-Ахо Т. Каденция для контрабаса соло
Оркестровые фрагменты для контрабаса
Бетховен Л. 3-я симфония. Траурный марш. – Форшлаги
5-я симфония. Часть II. – Пиццикатный бас к первой теме
Шуберт Ф. 8-я симфония. – Пиццикатный бас начала II части
Берлиоз Г. Осуждение Фауста. Начало Баллады о Фульском короле (одноголосие)
Глинка М. Руслан и Людмила. Побочная партия увертюры
Верди Дж. Аида. Сцена Амнерис в III действии – одноголосие на теме жрецов
Отелло. Появление Отелло в комнате спящей Дездемоны
Чайковский П. Пиковая дама. Начало IV картины. – Октавное divisi pizz.
Там же. Последние такты 16-й сцены – 4 кб soli
Буря. – В успокаивающемся Allegro бури тремоло div под соло тубы
5-я сисмфония. Конец 1-й части
6-я симфония. Начало
Там же. Конец – ритм нижнего голоса
Дворжак А. 9-я симфония, часть II. – Пиццикатный бас в среднем разделе
Римский-Корсаков Н. Снегурочка. Светлячки в заповедном лесу. – Квартовые ходы контрабасов перед квинтовыми ходами тубы
Шехеразада, чачсть II. – Квинты 4-х кб soli con sord., сопровождающих тему фагота
Малер Г. 1-я симфония. Начало III части. – Один кб solo con sordino* в сопровождении литавр
Сибелиус Я. 2-я симфония. Начало II части.
Равель М. Испанская рапсодия. Малагенья. – Пиццикато кб с небольшой поддержкой бас-кларнета
Прокофьев С. Поручик Киже. Стонет сизый голубочек
Иван Грозный. Иван умоляет бояр
Шостакович Д. 7-я симфония, часть I, 2-я вариация эпизода в разработке
8-я симфония. Последние такты финала. – Pizzicato октавного divisi
10-я симфония. Часть II, середина
Лютославский В. Концерт для оркестра. Часть III (финал, начало). С арфой на опорах
Щедрин Р. Озорные частушки. Дуэт одного кб с флейтой пикколо
Там же. – аесамбль контрабаса с валторнами
Контрабасовые исполнительские школы
Итальянская
1. Доменико Драгонетти (1763-1846) – профессор Лондонской консерватории, солист-виртуоз, педагог, композитор.
2. Джованни Боттезини (1821-1889) – солист-виртуоз, композитор, дирижер. Автор Школы игры на 3-х струнном контрабасе.
3. Джузеппе Андреоли – профессор Миланской консерватории
4. Пьетро Джионетти
5. Доменико Даль`окка
Немецкая
Чешская
Русская
Литература об исполнительстве на контрабасе
Астуров А. Деятель русской музыкальной культуры С. А. Кусевицкий. – Л., 1985.
Бездельев
В. Новые приёмы игры на контрабасе. – М., 1969.
Контрабас. История и методика. Сост. Доброхотов. – М., 1974.
Милушкин
А., Домашевич М. Полная школа-самоучитель для
контрабаса. В трёх частях. – М., 1928; 1929; 1930.
Милушкин А. Школа для контрабаса. – М., 1933.
Михно А. Джованни Боттезини. Жизнь и творчество. – М., 1973; 1982.
@ Музыкальная энциклопедия в шести томах. – М., 1973-1982.
Раков Л. В. История контрабасового искусства. – М.: Композитор, 2004.
Раков Л. Контрабас в симфонической, оперной и камерной музыке конца XIX – ХХ вв.: Дис. … канд. искусствоведения, 1980.
Раков Л. Отечественное контрабасовое искусство 70-80-е годы. – М., 1993.
Раков Л. Школа начального обученеия игре на контрабасе. – М., 1978; 1985.
Раков Л. Школа контрабасиста. – М., 1997.
Савченко Н. Школа игры на
контрабасе (на основе новой аппликатурной системы). – Тбилиси, 1969.
Хоменко В. Новая аппликатура гамм и арпеджио для контрабаса. – М., 1953; 1980.
Brun P. Histoire des contrabasses
à cordes. –
Brun P. A History of the
double bass. - 1989.
Gajdos M. Slovnik Kontrabasistu. – Кромериж
(ц),
1994.
Gaidos M. Die Bedeutung der Prager Schule für die Pädagogik des Kontrabasses. Кромериж (ц), 1991.
Madensky E. Etwas über Kontrabassspil
Musik // Pedagogische Zeitschrift, № 3.
Meier Adokf. Konzertante Musik für Kontrabass in den Wiener Klassik Musikverkag Emil Katzbichler. – 1969.
Planyavsky A. Geschichte des Kontrabasses. – Тутцинг, 1970.
Planyavsky A. Der Barockkontrabass
Violone. – Тутцинг,
1998.
Simandl, Franz. Neueste
Methode des Contrabassspil. – Wien, 1874.
Warneke Fridrich. Der Kontrabass. –
Брошюры и журналы
Журнал Международного общества контрабасистов (ISB) – США
Журнал Международного общества контрабасистов «Мир контрабаса» (Bass World). – США.
Журнал «Оркестр» (Das Orchster) – Германия.
Журнал «Контрабасист» (Double Bassist). – Англия.
По материалам, предоставленным ассистентами-стажерами РАМ им. Гнесиных Борисовым Б. В. и *** (2005 г.), а также преподавателемя РАМ им. Гнесиных Э. И. Бойко