КОНТРАБАС

 

Вопросы по курсу «Исполнительское искусство» для ассистентов-стажеров 2 года обучения по специальности «Контрабас»

 

1.            О контрабасе и его истории. Струнный смычковый контрабас в XVI-XVIII веках. Возникновение, развитие

2.            Контрабас в музыкальной практике второй половины XVIII века

3.            Доменико Драгонетти (1763-1846). Этапы жизни и творчества

4.            Джованни Боттезини (1821-1889). Творческая жизнь. Его произведения для контрабаса

5.            Контрабасовые исполнительские школы в Европе XIX века. Представители итальянской и чешско-немецкой  школ

6.            Сергей Александрович Кусевицкий (1874-1951). Жизнь и творчество

7.            Развитие отечественного контрабасового искусства (70-90-е гг.). Исполнители, педагоги

8.            Контрабас в симфоническом оркестре и камерном ансамбле (XIX-XX вв.)

9.            Сравнительные характеристики оркестрового и сольного исполнительства на контрабасе

10.         Начальное обучение игре на контрабасе. А. А. Милушкин. «Школа для контрабаса»

11.         Развитие учебной методики (60-90-е гг). Новая учебная литература для контрабаса

12.         Учебно-концертная литература для контрабаса. «Золотой репертуар» контрабасиста

13.         Зарубежное контрабасовое искусство ХХ в. Известные солисты, педагоги

14.         Контрабас в джазовой и эстрадной музыке

15.         Исполнительские приемы в оркестровой и сольной практике

16.         Интонирование на контрабасе. Развитие аппликатуры

17.         Изучение оркестровых партий как материала для работы над штрихами, звукоизвлечением, интонацией

 

Оригинальные произведения для контрабаса

Концерты и произведения крупной формы

 

  1. Диттерсдорф К. (1739-99). Концерт E-dur
  2. Ванхаль Ж. Б. (1739-1813). Концерт D-dur
  3. Симандль Ф. Концерт G-dur
  4. Хофмейстер Ф. (1754-1812). Концерт № 1 для контрабаса с оркестром
  5. Драгонетти Д. (1763-1846). Концерт A-dur
  6. Боттезини Дж. (1821-89). Концерт h-moll № 1 для контрабаса и оркестра
  7. Боттезини Дж. Концерт fis-moll № 1 для контрабаса и оркестра
  8. Боттезини Дж. Концертное аллегро “Alla Mendelssohn” (с ф-но)
  9. Боттезини Дж. Концертный дуэт для скрипки и контрабаса с оркестром
  10. Боттезини Дж. Фантазия на темы из оперы «Сомнамбула»
  11. Кусевицкий С. (1874-1951). Концерт fis-moll для контрабаса с оркестром
  12. Тубин Э. (1905-82). Концерт для контрабаса с оркестром
  13. Иванов К. (1907-84). Концерт в романтическом стиле для контрабаса с оркестром
  14. Рота Нино (1911-79). Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром
  15. Богатырев А. (1913-*). Концерт для контрабаса с оркестром
  16. Черноиваненко П. (1913-*). Концерт для контрабаса и фортепиано
  17. Пейко Н. (1916-*). Концертная фантазия
  18. Хертль Ф. Концерт для контрабаса и фортепиано

 

Переложения для контрабаса (концерты)

 

  1. Вивальди А. Концерт
  2. Бах И. Х. Концерт c-moll для альта
  3. Гендель Г. Ф. Концерт для гобоя с оркестром
  4. Моцарт В. А. Концерт для фагота C-dur с оркестром
  5. Пихль В. Концерт
  6. Капуцци. Концерт

 

Сонаты (оригинальные и переложения)

 

  1. Корелли А. (1653-1713). Соната e-moll
  2. Ариости О. (1666 – ок. !740). Соната A-dur для виолончели
  3. Экклс Г. (ок. 1680 – ок. 1740). Соната a-moll для виолончели
  4. Гендель Г. Ф. (1685-1759). Две сонаты для гобоя
  5. Марчелло Б. (1686-1739). Две сонаты  (a-moll, e-moll) для виолончели
  6. Де Феш, Луи (= Де Фес, Виллем ? 1687-1761). Соната для виолончели
  7. Бетховен Л. (1770-1817). Соната для валторны
  8. Мишек А. Соната для контрабаса e-moll № 1
  9. Мишек А. Соната для контрабаса E-dur № 2
  10. Хиндемит П. (1895-1963). Соната для контрабаса
  11. Богатырев А. (1913-*). Соната для контрабаса
  12. Кац Валерий (1940-*).Соната для контрабаса и фортепиано.

 

  1. Галлиар. Соната e-moll
  2. Минакова Ирина. Соната для контрабаса и фортепиано "Сварог"
  3. Эллис Д. Соната для контрабаса solo

 

Произведения малой формы

 

Лоренцини (творил ок. 1570-71)

Гавот

Абако (Далль Абако) Э. Ф. (1675-1742)

Grave

Бах И. С. (1685-1750)

Избранные части из виолончельных сюит

Ария, Ариозо

Гендель Г. Ф. (1685-1759)

Ария

Боттезини Дж. (1821-89)

Тарантелла

Вариации на тему из оперы «Прекрасная мельничиха»

Элегии № 1, 2, 3 (№ 3 – Мелодия)

Форе Г. (1845-1924)

Пробуждение

Димитреску (1847-1928)

Крестьянский танец

Кусевицкий С. (1874-1951)

4 пьесы для контрабаса и фортепиано

Миниатюрный вальс

Анданте

Грустная песенка

Юмореска

Глиэр Р. (1874/75 – 1956)

4 пьесы для контрабаса и фортепиано

Интермеццо

Тарантелла

Скерцо

Прелюд

Рахманинов С. (1873-1943)

Вокализ

Александров А. (1888-1982)

      Ария из «Классической сюиты»

 

Другие переложения и произведения для контрабаса

Збинден Ж. Памяти Баха (для контрабаса соло).
Монтаг Л. Экстрим

Рафф Й. Тарантелла

Табаков Э. Этнические напевы. Solo

Фриба Г. Сюита в старинном стиле. Solo

Хауто-Ахо Т. Каденция для контрабаса соло


Оркестровые фрагменты для контрабаса

Бетховен Л. 3-я симфония. Траурный марш. – Форшлаги

5-я симфония. Часть II. – Пиццикатный бас к первой теме

Шуберт Ф. 8-я симфония. – Пиццикатный бас начала II части

Берлиоз Г. Осуждение Фауста. Начало Баллады о Фульском короле (одноголосие)

Глинка М. Руслан и Людмила. Побочная партия увертюры

Верди Дж. Аида. Сцена Амнерис в III действии – одноголосие на теме жрецов

Отелло. Появление Отелло в комнате спящей Дездемоны

Чайковский П. Пиковая дама. Начало IV картины. – Октавное divisi pizz.

Там же. Последние такты 16-й сцены – 4 кб soli

Буря. – В успокаивающемся Allegro бури тремоло div под соло тубы

5-я сисмфония. Конец 1-й части

6-я симфония. Начало

Там же. Конец – ритм нижнего голоса

Дворжак А. 9-я симфония, часть II. – Пиццикатный бас в среднем разделе

Римский-Корсаков Н. Снегурочка. Светлячки в заповедном лесу. – Квартовые ходы контрабасов перед квинтовыми ходами тубы

Шехеразада, чачсть II. – Квинты 4-х кб soli con sord., сопровождающих тему фагота

Малер Г. 1-я симфония. Начало III части. – Один кб solo con sordino* в сопровождении литавр

Сибелиус Я. 2-я симфония. Начало II части.

Равель М. Испанская рапсодия. Малагенья. – Пиццикато кб с небольшой поддержкой бас-кларнета

Прокофьев С. Поручик Киже. Стонет сизый голубочек

Иван Грозный. Иван умоляет бояр

Шостакович Д. 7-я симфония, часть I, 2-я вариация эпизода в разработке

8-я симфония. Последние такты финала. – Pizzicato октавного divisi

10-я симфония. Часть II, середина

Лютославский В. Концерт для оркестра. Часть III (финал, начало). С арфой на опорах

Щедрин Р. Озорные частушки. Дуэт одного кб с флейтой пикколо

Там же.аесамбль контрабаса с валторнами

 

Контрабасовые исполнительские школы

Итальянская

1.            Доменико Драгонетти (1763-1846) – профессор Лондонской консерватории, солист-виртуоз, педагог, композитор.

2.            Джованни Боттезини (1821-1889) – солист-виртуоз, композитор, дирижер. Автор Школы игры на 3-х струнном контрабасе.

3.            Джузеппе Андреоли – профессор Миланской консерватории

4.            Пьетро Джионетти

5.            Доменико Даль`окка

 

Немецкая

  1. Иоганн Матис Шпергер
  2. Франц Хофмейстер
  3. Карл Вах
  4. Эмманиул Шторх
  5. Вильгельм Штурм

 

Чешская

  1. Вацлав Пихль
  2. А. Слама – профессор Венской консерватории
  3. Йозеф Грабе – профессор Пражской консерватории (ученики: Франтишек Симандл, Густав Ласка)
  4. Франтишек Пошта – профессор Пражской консерватории

 

Русская

  1. Сергей Александрович Кусевицкий (1874-1951) – солист-виртуоз, композитор, дирижер Бостонского симфонического оркестра (США)
  2. Иосиф Францевич Гертович – профессор Московской консерватории

 

Литература об исполнительстве на контрабасе

 

Астуров А. Деятель русской музыкальной культуры С. А. Кусевицкий. – Л., 1985.

Бездельев В. Новые приёмы игры на контрабасе. – М., 1969.

Контрабас. История и методика. Сост. Доброхотов. – М., 1974.

Милушкин А., Домашевич М. Полная школа-самоучитель для контрабаса. В трёх частях. – М., 1928; 1929; 1930.

Милушкин А. Школа для контрабаса. – М., 1933.

Михно А. Джованни Боттезини. Жизнь и творчество. – М., 1973; 1982.

@ Музыкальная энциклопедия в шести томах. – М., 1973-1982.

Раков Л. В. История контрабасового искусства. – М.: Композитор, 2004.

Раков Л. Контрабас в симфонической, оперной и камерной музыке конца XIX – ХХ вв.: Дис. … канд. искусствоведения, 1980.

Раков Л. Отечественное контрабасовое искусство 70-80-е годы. – М., 1993.

Раков Л. Школа начального обученеия игре на контрабасе. – М., 1978; 1985.

Раков Л. Школа контрабасиста. – М., 1997.

Савченко Н. Школа игры на контрабасе (на основе новой аппликатурной системы). – Тбилиси, 1969.

Хоменко В. Новая аппликатура гамм и арпеджио для контрабаса. – М., 1953; 1980.

 

Brun P. Histoire des contrabasses à cordes. – Paris, 1989.

Brun P. A History of the double bass. - 1989.

Gajdos M. Slovnik Kontrabasistu. Кромериж (ц), 1994.

Gaidos M. Die Bedeutung der Prager Schule für die Pädagogik des Kontrabasses. Кромериж (ц), 1991.

Madensky E. Etwas über Kontrabassspil Musik // Pedagogische Zeitschrift, № 3.

Meier Adokf. Konzertante Musik für Kontrabass in den Wiener Klassik Musikverkag Emil Katzbichler. – 1969.

Planyavsky A. Geschichte des Kontrabasses. Тутцинг, 1970.

Planyavsky A. Der Barockkontrabass Violone. Тутцинг, 1998.

Simandl, Franz. Neueste Methode des Contrabassspil. – Wien, 1874.

Warneke Fridrich. Der Kontrabass. – Hamburg, 1909.

 

Брошюры и журналы

Журнал Международного общества контрабасистов (ISB) – США

Журнал Международного общества контрабасистов «Мир контрабаса» (Bass World). – США.

Журнал «Оркестр» (Das Orchster) – Германия.

Журнал «Контрабасист» (Double Bassist). – Англия.

 

По материалам, предоставленным ассистентами-стажерами РАМ им. Гнесиных Борисовым Б. В. и *** (2005 г.), а также преподавателемя РАМ им. Гнесиных Э. И. Бойко

Hosted by uCoz