Вопросы и материалы по ударным инструментам

 

1.     Происхождение ударных инструментов, приобретение функций музыкальных инструментов предметами быта и повседневной жизни

2.     Роль ударных инструментов в древних обрядах и ритуалах, в шаманском камлании.

3.     Ударные инструменты в славянской мифологии и народной музыкальной практике

4.     Классификация ударных инструментов. Основные представители идеофонов и мембранофонов в группе ударных инструментов.

5.     Ударные инструменты различных стран и регионов мира. Ударные инструменты латиноамериканского, азиатского и африканского происхождения. Индонезийский гамелан. Инструменты народов Закавказья и Средней Азии в симфонических партитурах советских композиторов.

6.     Оркестровое, ансамблевое и сольное исполнительство на ударных инструментах

7.     Ударные инструменты в симфоническом оркестре классического и романтического периодов.

8.     Основные виды ударных инструментов в составе современного симфонического оркестра. Группа ударных инструментов и её выразительные функции. Роль ударных инструментов в формировании сонористики.

9.     Примеры использования различных ударных инструментов в симфонических произведениях (Барток, Бриттен, Шостакович, Мессиан, Жоливе, Ксенакис,  Щедрин и др.)

10. Ударные инструменты в военных и духовых оркестрах.

11. Ударные инструменты в джазе и эстрадных коллективах.

12. Произведения для ударных инструментов соло и ансамблей ударных инструментов (или ансамблей с участием ударных инструментов)

13. Концертная деятельность ансамблей ударных инструментов (Les percussions de Strasbourg, Познаньский ансамбль ударных инструментов, Ансамбль Марка Пекарского и др.)

14. Отечественная школа исполнительства на ударных инструментах. Её крупнейшие мастера.

15. Традиции исполнительства на ударных инструментах в странах Востока.

16. Основные учебные пособия по обучению игре на ударных инструментах

17. Воспитание чувства ритма у исполнителей на ударных инструментах

18. Тембровый слух исполнителей на ударных инструментах

19. Ударные инструменты с фиксированной высотой звука, их настройка

20. Колокола и колокольные звоны. История и современность

Литература:

 

1.     Бычков Ю. Религиозные аспекты музыкальной культуры древнего мира: Лекция для студентов музыкальных вузов \\ Бычков Ю. Два слова о музыке древности. Ц М., 2007.

2.     Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. Ц М.: Музгиз, 1961.

3.     Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Ц М.: Музгиз, 1964.

4.     Дмитриев Г., Ударные инструменты..., М.: СК, 1973.

5.     Карс А. История оркестровки. Ц М.: Музгиз, 1932.

6.     Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ц Изд. Музыка.

1.     Модр А. Музыкальные инструменты. Ц М.: Музгиз, 1959.

2.     Пекарский М. Об ансамбле ударных инструментов \\ лМузыкальные Инструменты╗, № 1. Весна 2004 г.

3.     Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр, тт. 2-4. Ц М.: Музгиз, 1953-1956.

4.     Стронг Д. Ударные инструменты для "чайников". Пер. А. Ковалевского. Изд-во Вильямс.

5.     Ярешко А. Колокольные звоны Ц инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества \\ Из истории русской и советской музыки. Вып. 3. Ц М.: Музыка, 1978.

6.     Ярешко А. Колокольные звоны России. Ц М.: Глаголъ, 1992.

7.     Blades James, Montegu Jeremy. Early percussion instruments. From the Middle Ages to the Baroque. Ц Ldn.: Oxford university press. Music departement, 1976. * Ин:77-15/31. S.2.

8.     Brindle Regnald Smith. Contemporary Percussion (Oxford)

 

Список авторов, в произведениях которых можно найти яркое применение ударных инструментов (по книге Г. Дмитриева лУдарные инструменты: трактовка и современное состояние╗. Ц М.: Советский композитор, 1973)

 

Г. Берлиоз. Фантастическая симфония

Г. Малер. Симфония № 8 (1906)

Р. Штраус. Электра (1909)

А. Шёнберг. Песни Гурре (1901-1911)

Д. Мийо. Концерт для ударных и оркестра (1930)

Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты (1936). Соната для двух фортепиано и ударных (1937)

К. Орф. Прометей.

Э. Варез. Hyperism (1924). Integrates (1926). Arcana (1927). Jonisation╗ (1927).

О. Мессиан. Турангалила-симфония (1948). Chronochromie (1960). Цвета небесного города (1964).

К. Штокхаузен. лГруппы╗ для трёх оркестров. Моменты.

В. Лютославский. лТри поэмы Анри Мишо╗ для двадцатиголосного хора и оркестра.

К. Пендерецкий. Страсти по Луке

Л. Ноно. Хоры Дидоны.

И. Стравинский. Жар-Птица. Петрушка. Весна священная (1909, 1911, 1912-1913)

И. Стравинский. История солдата (1917-1918). Свадебка (1923)

С. Прокофьев. Скифская сюита (1914). Египетские ночи.

А. Хачатурян. Балет лГаяне

А. Эшпай. Концерт для оркестра и 4-х солирующих инструментов (фуга с участием ударных инструментов)

Р. Щедрин. Озорные частушки.

А. Шнитке. Пианиссимо.

 

Произведения из репертуара Марка Пекарского

Ч. Айвз Ц лВопрос, оставшийся без ответа╗

Э. Айрапетян Ц Сюита для флейты и ударных

Э. Аммербах Ц Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)

Ю. Аратюнян Ц Строки из псалмов Давида для ударных и чтеца

В. Артёмов Ц лТотем╗ соната для шести исполнителей, лСоната размышлений╗ для ударных, лЗаклинания╗ для сопрано и ударных, лAve atcve vale╗ для ударных соло (посвящены М. Пекарскому)

П. Аттеньян Ц Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)

Б. Барток Ц Соната для двух фортепиано и ударных, 4 пьесы из лМикрокосмоса╗

Л. Боккерини Ц Соната № 7 си-бемоль мажор для виолончели (Транскрипция для маримбы и ансамбля ударных М.ЦПекарского)

Э. Варез Ц Ионизация для 13 исполнителей

А. Волконский Ц лРеплика╗ для ансамбля

А. Вустин Ц лКиномузыка╗ для ударных с оркестром, лPerpetuum mobile╗ для ударных, лAlone╗ для вибрафона соло, лДень рождения Марка Пекарского╗, лДейство от Луиджи╗ для ансамбля ударных (посвящены М. Пекарскому). лМузыка для ангела╗ для саксофона, виолончели и ударных; лДосуги Козьмы Пруткова╗ для баритона и ансамбля ударных; лМемория 2╗ для ударных, клавишных и струнных; лПосвящение Бетховену╗ для ударных и симфонического оркестра; лAgnus Dei╗ для хора, ударных и органа

П. Вяхи Ц Кантата для хора, ударных и тромбонов

М. Гагнидзе Ц лС днем рождения╗ для ударных, лФорс-мажор╗ (посвящены М. Пекарскому). лМузыка для всех № 2╗ для трубы, виолончели и ударных

Ф. Гласс Ц 1+1 для одного исполнителя и усилителя

Л. Гофман Ц Пять маленьких пьес и канон для фортепиано и ударных

А. Гринберг Ц Музыка для одного друга для ударных соло

С. Губайдулина Ц лЧас души╗ для солирующих ударных, меццо-сопрано и большого симфонического оркестра, Соната для ударных соло (вариант для 2-х ударников), Музыка для клавесина и ударных из коллекции Марка Пекарского, лШум и тишина╗ для клавишных и ударных, лЮбиляция╗ для четырех ударников, лВ начале был ритм╗ для семи ударников, лСлышишь ли ты нас, ЛуиджиЕ╗, лЧёт и нечёт╗ для ударных и клавишных (посвящены М. Пекарскому). Пять пьес для арфы, контрабаса и ударных, лМистериозо╗ для семи ударников, лDetto I╗ для органа и ударных, лВ ожидании╗ для квартета саксофонов и ударных; лВисельные песни╗ для меццо сопрано, контрабаса и ударных

Э. Денисов Ц Три пьесы для клавесина и ударных, лЧерные облака╗ для вибрафона соло, лВозникновения и исчезновения╗ для двух ударников, лЛучи звезд в искривленном пространстве╗ для трех ударников, лПароход плывет мимо пристани╗ музыка для шумового оркестра, лПеред закатом╗ для альтовой флейты и вибрафона (посвящены М. Пекарскому); Концерт для флейты, гобоя, фортепиано и ударных; Ода для кларнета, фортепиано и ударных; лПлачи╗ для сопрано, фортепиано и ударных; лСилуэты╗ для флейты, двух фортепиано и ударных; Кончерто пикколо для 4-х саксофонов и ударных; Концерт для вибрафона, клавесина и струнных; лРождение ритма╗ для ансамбля ударных; лПение птиц╗ для магнитофонной ленты и любых инструментов

Т. Джонсон Ц Tilework для ударных соло, Автоматическая музыка для шести ударников

Д. Джулиано Ц л2 Пьесы для магнитофонной пленки и ударных

Г. Дмитриев Ц лПеркуссионатадля ударных соло; лСтенька Разин╗. Кантата для меццо-сопрано, баритона и ансамбля ударных

А. Дойников Ц лВступление╗ для ансамбля ударных и синтезатора

В. Екимовский Ц лBalletto╗ для дирижера и ансамбля музыкантов, лУспение╗ для ударных, лИсчезая╗, л27 разрушений╗ для ударных (посвящены М. Пекарскому)

А. Жоливе Ц Церемониал памяти Эдгара Вареза для ансамбля ударных, Концертная сюита для флейты и ударных

М. Кагель Ц RrrrrrЕ Шесть перкуссионных дуэтов

Д. Кейдж Ц One 4 для ударных соло, Дитя дерева для ударных соло, 27Т 10.554ТТ для ударных соло, 1 конструкция (в металле) для секстета ударных с ассистентом, 2 конструкция для ударных и приготовленного фортепиано, 3 конструкция для ударных, Credo in US для фортепиано, радиоприемника и ударных, Amores для приготовленного фортепиано и ударных, лТрио╗ для ударных, лИстория╗ для ударников-актеров, л4Т33Ф╗ для любого количества исполнителей, Квартет для 12 том-томов, Трио для ударных, Вымышленный ландшафт № 4

Д. Кейдж Ц Л. Харрисон Ц лДвойная музыка╗ для квартета ударных

Р. Кангро Ц Концерт для ударных и симфонического оркестра (посвящено М. Пекарскому)

Ф. Караев Ц лЭстафета╗ для солиста-ударника и 4-х маримб

Р. Клеменчич Ц Экстазы. Семь миниатюр для шести ударников (посвящено М. Пекарскому)

А. Кнайфель Ц лA prima vista╗ для ударных; лSolaris╗ для ударных соло; лAgnus Dei╗ для саксофонов, клавишных, контрабаса и ударных; лЛестница Иакова╗ для ударных и детского голоса; лCantus╗ для фортепиано и ударных

Д. Копырин Ц Тихая музыка для дерева для маримбы соло

В. Копытько Ц лКаприччио╗ для баритона и ударных

Н. Корндорф Ц лКалимба, кротали, там-там╗ для ударных; лТанец Марка Пекарского в металле в честь Джона Кейджа╗ (посвящены М. Пекарскому); лДвижения╗ для ансамбля ударных

Дж. Крамб Ц Музыка для летнего вечера для двух фортепиано и ударных

Д. Ланг Ц лХор наковален╗ для мультиперкуссии

Р. Леденёв Ц лВечерний звон╗ для ударных (посвящено М. Пекарскому)

Ли Юнг Ц Восточный ветер для ансамбля ударных (посвящено М. Пекарскому)

Х. Лойола Ц Musica viva для ударных

О. Магиденко Ц Пульс-вариации для ударных, Шаманство для органа и ударных, Африканские песни для баса и ударных (посвящены М. Пекарскому)

Дж. Макбёрни Ц лЧто оком зримо╗. Мотет для шести ударников (посвящено М. Пекарскому)

Т. Мансурян Ц Силуэт птицы № 1 для клавесина и ударных, Силуэт птицы № 2 для клавесина и ударных (посвящены М. Пекарскому); Дуэт для альта и ударных

Т. Мансурян Ц лПесня╗ для ударных и альта; лGebide und Wandschirm╗ для ударных и альта

Б. Мартину Ц Квартет до мажор для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана

В. Мартынов Ц лPekarsky Percussion Book╗ (лРаспорядок дня╗ для ударных; лИерархия разумных ценностей╗ для ударных; лТриумф аэробики╗ для ударных); Обретение абсолютно прекрасного звука╗; лПредметы и фигуры╗ для скрипки, чтеца и ударных; лРазговор об отсутствии поэзии и музыки╗, лМедитация╗ для ударных соло (посвящены М. Пекарскому)

Т. Михеева Ц лМузыка для электронных и ударных инструментов╗

Т. Мюллер-Медек Ц лДекрет о мире╗ для чтеца и ударных

В. Николаев Ц И-узор для ударных и синтезатора

Л. Ноно Ц Con Luigi Dallapiccola для ударных, синтезатора и усилителей

С. Павленко Ц Ре-Маркус для ансамбля ударных, Триверсия для ударных и камерного ансамбля (посвящены М. Пекарскому); Лара. Композиция для кларнета пикколо и ансамбля ударных, Ретроспекция для ударных

Е. Подгайц Ц Сонет для ударных, синтезатора и фортепиано

С. Прокофьев Ц лТревога╗. Сцена из музыки к спектаклю лЕгипетские ночи╗

Ф. Пуленк Ц лБал-маскарад╗. Кантата для голоса и ансамбля

Т. Райли Ц лТанцующие дервиши╗ для клавишных и ударных

С. Райх Ц Пьеса для пяти кусков дерева, Clapping music для двух исполнителей, лПьеса для кусков дерева╗ для пяти исполнителей на ударных

А. Раскатов Ц Приглашение к концерту в 9-ти явлениях для ударных соло и ассистентов, Воспоминание об лАльпийской розе╗ для ударных и магнитной пленки, Гра-ка-ха-та для тенора, скрипки и ударных, Иллюзион для куики и ударных, Комментарий к сновидению для ударных соло и симфонического оркестра, Гриль-музыка для ударных (посвящены М. Пекарскому); Мистерия-бревис для фортепиано и ударных, ЕA la recherchщ du son perduЕ для ударных соло и магнитофонной пленки

А. Рольдан Ц Ритмики № 5, 6 для ударных

Н. Рославец Ц Три песни для голоса и ансамбля ударных (Стучите в инструментовке А. Раскатова; Барабан и Марш советской рабоче-крестьянской милиции в инструментовке М. Пекарского), лПопурри на темы массовых советских песен╗ для ксилофона и фортепиано

Д. Сайдоминова Ц Познай сначала себя для фортепиано и ударных

К. Сен-Санс Ц лКарнавал животных╗. Сюита для ансамбля

В. Сильвестров Ц Проекции на клавесин, вибрафон и колокола, Мистерия для альтовой флейты и шести групп ударных

Д. Смирнов Ц Трио-сакрум, Три кварка для короля Марка (посвящены М. Пекарскому)

И. Соколов Ц С 10 по 30 сентября 1988 года, Что наша игра? Ц ЖизньЕ; Маленькая гармоническая космограмма; Игра без начала и конца; Сопровождение к кинофильму, Ка (24 прелюдии), Экспресс-интервью, Марко-космос (посвящены М. Пекарскому)

Л. Сумера Ц Концерт для ударных, саксофона и фортепиано

Т. Сусато Ц Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)

В. Суслин Ц Аве Маркус для ударных соло, Террариум для ударных (посвящены М. Пекарскому); Белый траур для флейты, гитары, виолончели и ударных, Соната для виолончели и ударных

В. Тарнопольский Ц Квартет для смычков (посвящено М. Пекарскому)

Ю. Тихонова Ц лПьеса╗ для органа и ударных

Т. Тлеухан Ц Идиосс для ударных, Свет с востока (посвящены М. Пекарскому)

П. Турсунов Ц Поговорим на фарси

К. Уманский Ц Остров Валаам для органа и ударных, Сюита для фортепиано и ударных, Приближение для 4 тромбонов и ударных, Песочные часы для маримбы соло (посвящены М. Пекарскому)

М. Фелдман Ц Король Дании для ударных соло

Е. Фирсова Ц Таинство для органа и ударных (посвящено М. Пекарскому)

Л. Харрисон Ц Концерт для скрипки и оркестра ударных

А. Хованесс Ц Горящий дом. Увертюра для флейты и ударных; Сад чудес для кларнета, арфы и ударных; Секстет для скрипки и 5 ударников; Танец черноволосой горной бури для воздушных ударных; Вакханалия для ударных; Октябрьская гора для секстета ударных

М. Хорькова Ц л440 hz╗. Сюита в 5-ти частях для ансамбля ударных

Цзо Чженьгуань Ц Осенняя луна в ханьском дворце для скрипки виолончели и ударных; Пять движущих начал для ударных (посвящены М. Пекарскому)

К. Чавес Ц Токката для ударных инструментов

Л. Шари Ц Игра камешков в кувшине для 1, 2, 3 или 4 исполнителей

А. Шнитке Ц лТри сцены╗ для голоса и вибрафона (посвящено М. Пекарскому); лЖизнеописание╗ для солиста-ударника, ансамбля ударных, фортепиано и 4-х метрономов; Квартет для ударных; Серенада для скрипки, кларнета, фортепиано, контрабаса и ударных; лКантус перпетуус╗ для клавишных и ударных, лCantus╗ для органа и ударных

Д. Шостакович Ц Антракт из оперы лНос╗ для ансамбля ударных

К. Штокхаузен Ц Кройцшпиль для ансамбля

В. Шуть Ц Притча для солиста и ансамбля ударных; Еэто долгий сонЕ; Eternal rest; Сувенир (посвящены М. Пекарскому)

А. Щетинский Ц Криптограмма для вибрафона соло; Звук для звука (посвящены М. Пекарскому); Свет лика твоего, Соната для ударных и фортепиано

Х. Эбенхё Ц Концерт для двух групп ударных и симфонического оркестра, соч. 39

И. Юсупова Ц Последнее путешествие звука для виолончели и ударных

Д. Янов-Яновский Ц Чанг-музыка для чанга соло, Хайку для ударных соло, Такыр для 6-ти ударников и камерного оркестра; Ад-витам для меццо-сопрано и ударных

 

Стронг Д. Ударные инструменты для "чайников". Пер. А. Ковалевского. - Изд-во Вильямс. (Оглавление)

Введение     16
Часть I. Почувствуйте себя барабанщиком     21
Глава 1. Знакомство с барабаном     23
Глава 2. Я ощущаю ритм...     31
Глава 3. Начинаем играть     41
Часть II. Традиционные барабаны и ударные инструменты     65
Глава 4. Ручные барабаны     67
Глава 5. Барабаны, на которых играют палочками     89
Глава 6. Другие ударные инструменты - шейкеры, погремушки и трещотки     107
Глава 7. Полиритмия     125
Часть III. Руками и ногами: осваиваем ударную установку     133
Глава 8. Знакомство с ударной установкой     135
Глава 9. Рок     147
Глава 10. Джаз     167
Глава 11. Блюз     189
Глава 12. Ритм-энд-блюз и фанк     199
Глава 13. Латиноамериканская и карибская музыка     213
Часть IV. Вы становитесь профессионалом     225
Глава 14. Строим настоящий ритм     227
Глава 15. Брейки, заполнения и связки     237
Глава 16. Играем соло     249
Часть V. Выбор, настройка и уход за барабанами     257
Глава 17. Барабан для вас     259
Глава 18. Настройка барабанов     269
Часть VI. Великолепные десятки     273
Глава 19. Десять способов повысить мастерство     275
Глава 20. Десять барабанщиков, которых нужно знать     279
Приложение. Как пользоваться компакт-диском     283
Предметный указатель     293

Hosted by uCoz