http://yuri317/narod.ru/wwd/kurs.htm

Ю. БЫЧКОВ

О КУРСЕ "ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ"

 

В текущем 1994-м году мы отмечаем 50-летие академии им. Гнесиных. Поэтому представляется весьма своевременным вспомнить некоторые фрагменты нашей истории, связанные со становлением курса "Введение в специальность".

Лет 15 назад на историко-теоретическом факультете родилась идея ввести курс "Введение в музыкознание", который был бы подобен курсам "Введение в литературоведение", "Введение в языкознание". Людям, которые начинают изучать ту или иную область науки с самого начала дается целостное представление о ее содержании, о ее структуре, об истории. А музыковеды, изучающие множество различных дисциплин, несмотря на их обилие, далеко не всегда имеют систематизированное представление о музыкознании как целом.

На первых порах этот курс вели Мира Семеновна Брук, которая читала историческую часть, Иосиф Яковлевич Рыжкин, читавший раздел по музыкальной эстетике, и Юрий Николаевич Рагс, посвящавший свои лекции теоретическому музыкознанию. Несколько позже присоединился к этой компании и я. Какое-то время мы читали этот курс вдвоем с Ю.Н.Рагсом, ведя его в форме дискуссии. А когда Юрий Николаевич перешел на работу в Московскую консерваторию, курс "Введение в музыкознание" целиком остался за мной. Естественно, что за прошедшие годы содержание курса существенно изменилось. Постепенно прояснялась и выстраивалась его структура, преодолевались те методологические расхождения, которые были неизбежны, пока курс читался различными педагогами - людьми разного возраста и разных музыкально-педагогических и научных воззрений.

Для становления курса "Введение в музыкознание" существенное значение имело изучение работ зарубежных авторов. Надо сказать, что за рубежом издан целый ряд книг, которые дают систематическое представление о музыкознании как целом. Во Франции издана работа А. Машабея (1962). По-английски курсы "Введение в музыкознание" написали Г. Хейдон (1941), Ф. Харрисон с соавторами (1963). Есть и работа более поздняя, принадлежащая перу Й. Кермана (Лондон, 1985). В разработке интересующей нас проблемы принимали участие и немецкие ученые. В сотрудничестве с другими авторами "Введение в систематическое музыкознание" написал К. Дальхаус (1971). В немецкой литературе есть очень интересная работа психолога А.Веллека (1963), который рассмотрел структуру теоретического музыкознания сквозь призму психологии. Наконец, "Введение в музыкознание" написала З. Лисса (1974). Что касается российских материалов, то, насколько мне известно, таких обобщающих работ нет. Единственно, на что можно было опереться, это статья Ю. Келдыша "Музыковедение" в 3-м томе Музыкальной энциклопедии (1976г.), где делалась попытка описать структуру музыковедения и дать конспективное изложении его истории.

Такова предыстория создания нашего курса, для которого в конце 80-х годов я написал довольно объемную программу. К концу 1991 г. ее подготовили к изданию в Методкабинете СССР, но напечатать не успели. По этой программе, в известной степени модифицированной в течение последующих лет, "Введение в музыкознание" читается для студентов третьего курса. Ранее мы делали попытку читать эту дисциплину студентам 1-го курса. Но они не были готовы к восприятию обобщающего материала. Оказалось более целесообразным синхронизировать чтение курса с началом работы в индивидуальном классе, когда студенты переходят от ученических форм работы к исследовательской деятельности.

Каковы основные задачи курса "Введение в музыкознание"? Прежде всего, они состоят в том, чтобы дать студентам достаточно полное представление о музыкознании как целом, о его структуре, истории, методологии. Несмотря на обилие дисциплин в учебном плане, многие разделы музыкознания оказываются вне учебного процесса, студенты имеют о них лишь приблизительное представление. Помимо отдельных музыковедческих дисциплин есть некоторые кардинальные идеи, которые также не находят адекватного отражения в учебном процессе. Где, в какой дисциплине может быть дано сколько-нибудь полное представление о теории интонации Асафьева? В содержание и структуру изучаемых в настоящее время предметов она не укладывается. Оказывается, что о каких-то вещах необходимо дать студентам хотя бы общее представление, с тем, чтобы они владели музыковедением как целостностью.

Вторая задача - рассмотреть музыкознание как систему знаний. Эта системность в наших курсах выявляется не самоочевидно. Думается, что далеко не каждый студент способен из того обилия материала, который ему преподносится, откристаллизовать эту систему, осознавать многообразные связи, существующие между различными музыковедческими дисциплинами.

Еще одной задачей курса является непосредственная подготовка студентов к исследовательской деятельности. С этой целью в курс включается раздел о методологии музыкознания, о методах музыковедческого труда.

Наконец, обрисовывая дисциплину в целом, можно сказать, что в ней делается попытка показать место музыкознания в системе других наук, естественных и, особенно, гуманитарных. Необходимо также показать современное состояние музыкознания, его актуальные проблемы, обрисовать некоторый идеал музыкознания, соотношение этого идеала с современным состоянием.

Даем тематический план курса, который читается в настоящее время.

Тема 1. Задачи курса. Структура музыкознания

Раздел I. Основные предметы теоретического музыкознания. Его структура

Тема 2. Музыкальная культурология

Тема 3. Музыкальная социология

Тема 4. Основные понятия музыкальной эстетики

Тема 5. Музыкальный язык и музыкальная форма

Тема 6. Основные предметы исторического музыкознания

Тема 7. Основные характеристики музыкально-исторического процесса

Тема 8. Краткий обзор развития европейской музыкальной культуры

Тема 9. Национальное и интернациональное в музыке

Раздел III

Тема 10. Методология музыкознания

Тема 11. Методологические аспекты рассмотрения музыкально-исторического процесса.

Остановимся на отдельных аспектах курса несколько подробнее.

Рассмотрения вопроса об основных задачах курса включает в себя следующие аспекты:

- определение места и функции музыкознания в музыкальной культуре;

- определение предмета музыкознания, его целей и задач;

- анализ структуры музыкознания;

- рассмотрение форм и методов музыковедческой деятельности.

Сложным является вопрос о структуре музыкознания, о противопоставлении его исторического и теоретического разделов. В нашей научной и, прежде всего, учебной практике достаточно прочно утвердилось это разграничение. У нас есть музыковеды-теоретики и музыковеды-историки, которые имеют различные предметы исследования. Правда, в последнее время нередко можно слышать высказывания об условности разделения музыкознания на теоретическую и историческую области. Это связано с конкретизацией теоретического музыкознания, с его обращением к вопросам музыкального стиля, к проблемам истории музыкального языка и музыкальной формы. Действительно, абстрактные общие категории далеко не всегда могут плодотворно работать при анализе музыкального материала, принадлежащего различным историческим периодам и областям культуры. Но это не означает, что надо отказываться от теоретических обобщений, нужно лишь четко видеть границы их применения.

Существует мнение, что членение музыкознание на теоретический и исторический разделы является отражением господствовавшей в нашей стране марксистской философии, которая включает в себя, как известно, диалектический и исторический материализм. Но в следовании марксистской философии нельзя заподозрить едва ли не все зарубежное музыкознание последних ста лет. А в нем также четко просматривается расчленение на историческую и систематическую, как принято говорить, ветви. После того, как Г. Адлер в 1885 году определил это разграничение, оно, в сущности, никогда не пересматривалось, хотя наполнение теоретического и исторического музыкознания у разных авторов различное. И в настоящее время за рубежом (например, в Германии) принято выделять систематическое и историческое музыкознание, а также этномузыкологию как третий раздел науки о музыке.

Надо признать, что такое тройственное разделение не в полной мере удовлетворяет требованиям логики. Три указанные раздела не противопоставляется друг другу в одном отношении. Систематическое музыкознание может противостоять историческому музыкознанию, если иметь в виду хронологическую сторону истории. Что касается противопоставления систематического музыкознания и этномузыкологии, то оно совершается в другой плоскости: система теоретических категорий развертывается в этом случае в географическую координату истории. Таким образом, определяющим остается противопоставление теории и истории, но сама история получает различные измерения - временные и пространственно-географические.

Вопрос о структуре музыкознания имеет и некоторые другие аспекты. Нельзя, например, забывать о расчленении музыкознания на фундаментальные и прикладные разделы. Хотел бы обратить внимание на то, что некоторое время назад в журнале "Музыкальная академия" была опубликована статья о прикладном музыкознании и его структуре. В нашем курсе мы давно уже рассматриваем этот вопрос.

Для структуры музыкознания существенно установление его связей с другими науками, причем самыми разнообразными. Такого рода связи дают музыкознанию особые методы анализа культурной реальности, позволяют видеть новые ее ракурсы, что отражается на структуре музыковедческого знания.

После рассмотрения структуры музыкознания в целом мы переходим к рассмотрению основных вопросов теоретического музыкознания. Но что следует понимать под теоретическим музыкознанием? Набор традиционных музыкально-теоретических дисциплин, включающий в себя гармонию, полифонию, форму, инструментовку и прочее, или более широкий круг дисциплин, являющихся фундаментом для рассмотрения конкретных музыкальных явлений во всем богатстве их измерений? Из приведенного ранее тематического плана курса видно, что мы включаем в теоретическое музыкознание четыре основных раздела: музыкальную культурологию, социологию, музыкальную эстетику и раздел, посвященный вопросам музыкального языка и музыкальной формы.

Что составляет содержание "Музыкальной культурологии"?

Прежде всего надо сказать, что музыкальная культурология - дисциплина, находящаяся в процессе становления. По вопросу о ее содержании могут быть самые разные мнения. Естественно, что наши взгляды на этот счет могут не совпадать с представлениями других авторов. Что же мы излагаем в данном разделе?

Прежде всего рассматривается предмет музыкальной культурологии - музыкальная культура в ее целостности и внутренней расчлененности. Затем вопрос о взаимоотношениях музыкальной культуры и человеческой культуры в целом, о различных аспектах этой взаимосвязи. Выделяется проблема о специфике музыкального искусства, его относительной самостоятельности в общекультурном поле.

В этот же раздел входит рассмотрение типов музыкальной культуры, ее исторических и географических разновидностей. Здесь, с одной стороны, можно противопоставить восточную и западную культуру. С другой стороны, типы музыкальной культуры, характерные для эпохи средневековья, Возрождения или Нового времени.

Продолжение данного раздела посвящается анализу субкультурных пластов. Рассмотрение вопроса о субкультурном расчленении музыкальной культуры дается преимущественно на современном материале, но рассматривается не структура современной музыкальной культуры как таковая, а принцип расчленения музыкальной культуры на определенные пласты, что связано как с социальным расслоением человеческих коллективов, так и с различными функциями пластов культуры в едином культурном поле. Современная культура выбирается как пример для рассмотрения, поскольку она является более развитой по сравнению с предшествующими этапами и позволяет четко обозначить внутренние структурные различия.

Раздел, посвященный музыкальной социологии, можно назвать иначе: "Социодинамика музыкальной культуры" (применяя термин А. Моля). Здесь рассматриваются, с одной стороны, различные виды музыкальной деятельности и, с другой стороны, совокупный продукт этой деятельности, который мы называем "культурной средой", "музыкальной средой", "звуковой средой", в зависимости от того, о каких аспектах внешней среды идет речь.

Что касается музыкальной деятельности, то в настоящее время мы рассматриваем ее различные типы или виды - деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Но в перспективе следует, вероятно, ставить вопрос о создании теории музыкальной деятельности, о рассмотрении музыкальной деятельности как целостного феномена культуры. При этом понятие музыкальной деятельности должно быть выведено из понятий деятельности вообще и художественной деятельности в частности.

Заметное место в социологическом разделе курса занимает вопрос о слушателе, публике, слушательской массе. Здесь мы выходим на ту проблематику, которой посвящаются в настоящее время основные усилия музыковедов-социологов.

Что касается другой стороны музыкальной культуры - продукта музыкальной деятельности, музыкальной звуковой среды, то здесь важнейшим объектом оказывается музыкальное произведение как особый феномен культуры, живущий в ней сложной и противоречивой жизнью, претерпевающий различные метаморфозы и сохраняющий идентичность. Речь, в частности, идет об отличиях произведения от других музыкальных явлений, например, от импровизации.

Богатый спектр идей, с которыми нужно познакомить студентов, представляет музыкальная эстетика. Здесь обсуждается вопрос об отражении действительности в музыке, рассматриваются основные положения теории интонации Б. Асафьева и ее различные интерпретации. Интонация трактуется как специфическая форма проникновения духовного начала в чувственно данный материал. В этой связи затрагиваются вопросы о переживании человеком музыкального движения, времени и пространства, об ассоциативно-символических возможностях музыки. Вводятся понятия музыкального мышления и музыкальной логики как отражения в закономерностях музыкального интонирования связей и отношений действительности. Особый вопрос - границы музыки как средства отражения действительности и предметные области музыки. Наконец, связи музыки с другими видами искусства и программность как своеобразная форма синтеза искусств. При рассмотрении эстетической проблематики постоянно имеются в виду личностно-психологический характер содержания музыкального искусства и его социально-историческая обусловленность.

Музыкально-эстетический раздел подводит нас к рассмотрению вопросов музыкального языка и музыкальной формы, то есть к тому разделу, которым нередко и ограничивается понятие теоретического музыкознания. Здесь мы пытаемся выйти за рамки традиционных учебных дисциплин и рассматриваем, прежде всего, понятия музыкальный язык" и "средства музыкальной выразительности". Сразу возникает вопрос - язык ли это? По нашему мнению, обсуждение специфики музыкального языка является необходимым условием для рассмотрения его структуры и конкретных вопросов функционирования. Мы выделяем три уровня музыкального языка: материал, организацию и форму. Материал посредством различных способов организации переходит в форму, становится формой. Затем мы обращаемся к таким сторонам музыкальной реальности, которые лежат выше уровня произведения и конкретной формы. Речь идет о жанре и стиле как о типологических общностях музыкальных произведений и комплексах средств музыкальной выразительности. Понятия жанра и стиля приобретают, таким образом, диалектическое звучание: возвышаясь над музыкальным произведением, жанр и стиль входят в него как часть, будучи одной из сторон музыкального языка, на основе которого оно строится.

Следующий раздел курса посвящается рассмотрению вопросов исторического музыкознания. Прежде всего, выделяется проблема происхождения музыки. Подчеркивается, что это не единовременный акт, а перманентный процесс. Сначала музыка входила в обряд, затем в нерасчленимый художественный комплекс. На очередном этапе развития выделяется музыка в собственном смысле этого слова, но в вокальных формах. Лишь с формированием инструментальных жанров можно говорить об относительном завершении становления музыкального искусства. Итак, происхождение музыки как процесс - таков первый раздел в структуре исторического музыкознания.

Вслед за этим мы обращаемся к рассмотрению специфики музыкальной культуры различных регионов земного шара. Выделяем основные культурно-географические зоны, указываем на характерные для них особенности музыкального искусства. Здесь дается обобщенная характеристика музыкальной культуры Востока и Запада. Особого обсуждения заслуживает проблема взаимовлияний музыкальной культуры различных регионов земного шара, принципиальная возможность или невозможность их взаимодействия, а также степень их совместного или изолированного развития.

Далее мы даем сжатый обзор истории европейской музыки. Стоит заметить, что история, изложенная не в течение 4-х лет, а в 2-3 часа, выглядит совершенно иначе. В ней просматриваются основные, предельно общие линии, становится наглядной логика исторического развития.

Последний раздел курса посвящается методологии музыкознания. Здесь определяется место и роль методологии в структуре науки, рассматривается ее многоуровневая структура, начиная с вопросов формальной логики (о которой некоторые студенты ранее ничего не слышали) и кончая частными сторонами методологии, методологией рассмотрения конкретных музыковедческих вопросов.

Особое внимание уделяется закономерностям музыкально-исторического процесса и методологическим аспектам его рассмотрения. Здесь мы делаем скромную (в силу неразработанности вопроса) попытку изложить перед студентами своего рода "теорию истории музыки". Что касается методов музыкально-исторического исследования, то мы определяем соотношение индукции и дедукции при изучении исторических явлений, анализируем понятия синхронии и диахронии, рассматриваем понятие "историзм". Особое внимание обращается на необходимость изучения различных пластов музыкальной культуры - от фольклора и бытового искусства до высших проявлений профессиональной музыки - в их взаимодействии, на соотношение исторического рельефа и фона, то есть ярких, вершинных явлений музыкальной культуры и того, что составляет "плоть" культуры - совокупность рядовых, но по своему ценных художественных явлений, определяющих общий уровень культуры, выступающих в качестве основания, на котором воздвигаются художественные шедевры.

В целом, по поводу методологического раздела курса следует заметить, что речь здесь идет не о методике написания музыковедческой работы (хотя и такой ракурс вполне может иметь место в содержании курса), а об анализе музыковедческого мышления, его мировоззренческих основ (рассмотрение которых в наше время стало, вероятно, особенно актуальным в силу мировоззренческого плюрализма современного музыкознания, в частности, отечественного), его общенаучной и художественно-эстетической базы.

По поводу методологических разработок в области музыкознания следует заметить, что известный бум методологических исследований, имевший место некоторое время назад, ушел в прошлое, и наступил период относительно спокойной методологической деятельности, которую проводит каждый серьезный исследователь. Если раньше методология музыкознания строилась, в основном, "сверху", обсуждались, прежде всего, философский и общенаучные аспекты методологии, то в настоящее время актуальным становится методологическое обобщение музыковедческого опыта, выведение методолологии из самого музыкознания. В этой связи следует обратить особое внимание на художественно-эстетические предпосылки методологии.

Известно, что метод - не мертвая, заранее данная система приемов. Каждый исследователь вырабатывает свой метод. Более того, каждое конкретное музыковедческое исследование требует особых методологических усилий. Именно на это следует ориентировать студентов. Но эти усилия должны опираться на серьезную научную базу. Чтобы сделать более осмысленной и профессионально зрелой методологическую работу будущего исследователя, перед ним нужно раскрыть многоуровневую структуру методологии.

Таковы, в общих чертах, структура и содержание курса "Введение в музыкознание", разработанного в Российской академии музыки.

В завершение нашего выступления заметим, что современное состояние курса далеко от полноты и завершенности. Думается, что содержание курса должно быть дополнено рядом разделов. Студентов-музыковедов следует знакомить с проблематикой музыковедческих исследований, посвященных вопросам музыкального исполнительства. Без этого кругозор музыковеда всегда будет ограничен, он вряд ли будет готов уверенно выступать в качестве критика в данной области музыкальной деятельности.

Не исключено, что в рамках курса "Введение в музыкознание" должна быть в обобщенной форме затронута проблематика музыкальной педагогики. Правда, в большинстве вузов страны читаются курсы педагогики, хотя и не везде в них в должной мере отражается специфика обучения музыке. Но в рамках нашего курса следует обсуждать лишь наиболее общие, принципиальные вопросы музыкальной педагогики и, прежде всего, ее включенность в общую систему музыкальной культуры. Речь может идти о роли музыкальной педагогики в развитии культуры, о принципах ее соотношения с музыкальной практикой и музыкальной теорией.

Курс "Введение в музыкознание" требует дальнейшей работы, его нужно структурно и содержательно совершенствовать. Целью такой работы является создание обобщающей научной дисциплины, своего рода систематизированного путеводителя по музыкознанию, который может играть не только учебную роль, служа расширению научного горизонта студентов, но и выполнять непосредственно научную функцию, будучи одной из форм саморефлексии музыкознания.

 


Опубликовано в:

Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. Научно-практическая конференция 25-29 октября 1994 г. - М., 1997. - С. 206-216 / Российская Академия музыки им. Гнесиных.

© РАМ им. Гнесиных, 1997 г.

 

Главная страница http://yuri317.narod.ru/index.html

О себе http://yuri317.narod.ru/simple.html

Список моих работ http://yuri317.narod.ru/spisok.htm

Введение в музыкознание http://yuri317.narod.ru/wwd/wwd.htm

Статьи http://yuri317.narod.ru/statyi.htm

Воспоминания http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm

 

Hosted by uCoz