|
|
Автор: Бычков Юрий Николаевич
Леохар (4 в. до н. э.). Аполлон Бельведерский
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ
им. А. Г. ШНИТКЕ
КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ
Лекция по курсу гармонии
для студентов музыкальных вузов
МОСКВА - 2001
Печатается по решению ученого совета МГИМ им. А. Г. Шнитке
Рецензент: канд. искусствоведения Е. В. Бараш
В лекции рассматриваются закономерности ладовой организации в античной музыке. Наряду с изложением основных положений древнегреческой теории музыки и трактовкой важнейших понятий, относящихся к звуковысотной организации, дается анализ ряда сохранившихся музыкальных образцов. Для студентов теоретических отделений музыкальных вузов.
© МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2001 г.
© Бычков Юрий Николаевич, 2001 г.
По "тональности" различались дорийский,
фригийский и лидийский тетрахорды. Если иметь в виду диатонику, то дорийский
тетрахорд последовательно включал в себя два тона и полутон (звукоряды
греки строили сверху вниз), фригийский – тон, полутон и тон, а лидийский
– полутон и два тона. Как видим, названия эти относятся к иным звуковым
структурам по сравнению с принятыми в настоящее время. Это произошло в
результате ошибки, совершенной ещё в средние века, – последовательность
интервалов прочли в противоположном направлении, не сверху вниз, а снизу
вверх.
Наиболее существенным для понимания
ладовой природы тетрахорда является не интервальный состав, а функциональная
интерпретация составляющих его звуков. В связи с этим важнейшую роль приобретает
еще одно понятие древнегреческой теории музыки - дюнамис6),
т. е. значение звука в ладовой системе, зависящее от его соотношений с
другими звуками. В тетрахорде опорную роль играли крайние звуки, которые,
по выражению Е. Герцмана, «функционировали как своеобразные колонны "ладового
ордера", … являлись "ладовыми порогами"». Это были своего рода ладовые
устои, которым противостояли средние звуки тетрахорда, выполнявшие неустойчивую
функцию, тяготевшие к опорным тонам [Герцман Е., 1986, с. 54].
Если вопрос о тетрахорде как ладовом
согласии в древнегреческой музыке совершенно ясен, то значительно меньше
ясности в понимании в качестве "первого согласия" отрезка звукоряда, обрамленного
квинтой. Такого рода согласия исследовались античной теорией музыки, но
можно ли понимать их как непосредственные ладовые единства - этот вопрос
остается, кажется, открытым. Что же касается октавных комплексов, то они
приобретают «"ладофункциональный вид" только при дифференциации на тетрахордные
образования» [Герцман Е., 1986, с. 76].
Слияние двух тетрахордов могло осуществляться
двумя способами - "по разделу" и "по соединению". Если два тетрахорда соединялись
друг с другом посредством промежуточного тона ("диацевксис" – разделительный
тон), то возникали автентические (основные, самостоятельные) лады. Соединение
тетрахордов, при котором верхний звук одного приравнивался нижнему тону
другого ("синафа" – связь), приводило к образованию плагальных (побочных)
ладов. Они разделялись на гипо- и гиперлады. Это происходило следующим
образом. В результате соединения двух тетрахордов возникали семизвучные
звукоряды в объеме септимы. Если к такому звукоряду снизу присоединялся
дополнительный тон (диацевксис), то возникал гиполад (нижний или вялый).
Если диацевксис присоединялся сверху, то формировался гиперлад (верхний
или напряженный). Такие лады состояли из тетрахорда и пентахорда. В гиполадах
пентахорды представляли собой нижнюю часть звукоряда, в гиперладах – верхнюю.
Их структура, соответственно, выглядела следующим образом: 5 + 4 или 4
+ 5.
Например, на основе дорийского тетрахорда
диатонического рода могли возникнуть такие лады:
Особый тип лада возникал в том случае,
если звукоряд его начинался с триты (третий звук тетрахорда, считая сверху
вниз):
Все ладовые формы объединялись большой переменной совершенной системой, представлявшей собой сумму малой совершенной системы и большой неизменной совершенной системы:
Звуки различных тетрахордов в рамках
данной системы имели одинаковые или сходные названия. Самый верхний звук
назывался Nete – в буквальном переводе на русский язык "низкая" – по местоположению
струны кифары7), на которой он извлекался. Соседняя струна называлась
Paranete (Para – соседняя). Третья струна называлась Trite. Далее названия
тонов повторялись (см. таблицу ниже). Средний тон всей системы назывался
Mese (буквально "средняя"), а находившийся рядом с ним – Paramese.
Аналогичным образом совпадали названия
в нижней части музыкального звукоряда. Если не считать дополнительного
низкого тона Proslambanomenos, то первый звук нижнего тетрахорда назывался
Hypate – "самая верхняя" (по местоположению струны). Соседний с ним звук
назывался Parhypate, а далее следовал звук Lichanos, который назывался
так потому, что при его извлечении употреблялся указательный палец. Звуки
следующего тетрахорда имели такие же названия.
Вверх от месы звукоряд варьировался.
Если тетрахорд, лежащий выше среднего (Meson), соединялся с ним "по разделению",
то возникали звуки, обозначенные в левой стороне таблицы. С правой стороны
таблицы обозначены звуки, включавшиеся в систему на основе сочетания тетрахордов
"по связи"8).
Повторность в названии тонов звукоряда
лишний раз свидетельствует о роли тетрахорда в музыкальном мышлении греков.
Несмотря на высотные различия тонов, греки, вероятно, ощущали некоторое
сходство в характере звуков, занимающих в различных тетрахордах сходное
место. Эти звуки имели аналогичный дюнамис, то есть определенную степень
ладового напряжения. Особое место в полной совершенной системе занимала
меса – средний тон, являвшийся своего рода точкой отсчета в процессе интонирования.
В отдельных случаях он, вероятно, выступал в качестве опорной (устойчивой)
ступени. Но для идентификации его с тоникой нет, кажется, достаточных оснований.
Относительно устойчивыми у греков были обычно нижние звуки верхнего тетрахорда.
Не только отдельные звуки, но и тетрахорды
имели свой дюнамис, иначе говоря, рассматривались в системных связях по
отношению к другим частям звукоряда [Герцман Е., 1986, с. 48].
Существенным элементом музыкально-теоретических
воззрений древних греков было понятие о модуляции (metabole – букв. переход).
Наряду с модуляцией из тональности в тональность (модуляция по "строю",
например, переход из дорийского лада во фригийский или из фригийского в
лидийский и т. п.) они выделяли модуляцию из рода в род (диатоника - хроматика
– энармоника), из системы в систему (тетрахорды раздельные и слитные, переход
от соединения к разделу) и даже из одного характера мелодии в другой [Античная
музыкальная эстетика, с. 86, 232]. При выполнении модуляции важно было
сохранить некоторую общность за счет сродства звуков. Такого рода переходы
оценивались как "музыкальные". Модуляция рассматривалась греками как важное
выразительное средство, связанное с явлениями аффекта (pathoys) и блужданиями
чувства, которые вызывались изменениями в сравнении с ожидавшимся [там
же, с. 233-234]. Нужно отметить, что применение модуляции в древнегреческой
музыке не всегда было одинаково активным. Как пишет А. Лосев, – тональная
модуляция была совсем не в моде в классическую эпоху, и только в послеклассический
период развивается потребность в модуляционных формах. Развитой модуляционный
вкус появился у греков только в эпоху эллинизма [там же, с. 86].
Ранее мы уже отмечали, что музыка
древних греков по типу была близка к восточным музыкальным культурам. Не
удивительно поэтому, что в их теории существовало понятие "ном", которым
фиксировалась последовательность опорных ступеней напева, канва мелодического
процесса. Это позволяет считать, что ладовая организация в греческой музыке
была в известной степени аналогичной организации мугама и раги. Лад (если
брать его во всей полноте присущих ему характеристик) был своего рода интонационной
моделью мелодического процесса.
Музыке в древнегреческом обществе
отводилась важная воспитательная роль. При этом греки полагали, что различные
стороны высотной организации, те или иные ритмические формы имеют свой
"этос", то есть оказывают на человека вполне определенное воздействие.
Многообразные типы строя, лада, модуляции, даже определенные ступени звукоряда
– все эти компоненты музыкальной ткани имели особый этос. Правда, с понятия
"этос" нужно снять налет возвышенности, которым оно обладает в русском
языке. Наиболее подходящим переводом этого термина представляется русское
слово "характер". Именно в таком смысле следует, вероятно, говорить об
этосе высоких и низких, паргипато- и лиханоподобных звуков9),
равно как об этосе мелодий или ладов [Античная музыкальная эстетика, с.
74 - 85], об этосе модуляций [там же, с. 85 - 90].
Если говорить об этическом различии
строев, то нормой была диатоника. Она воспринималась как наиболее естественная,
строгая и выдержанная. Хроматика вызывала у греков нежность и возбужденность
(Боэций), патетические и скорбные чувства [там же, с. 69, 226-228]. Из
всего многообразия ладов греки особо выделяли дорийский лад, который отличался
абсолютной устойчивостью. Он был выражением бодрости, живости, жизнерадостности
[там же, с. 84-85]. Другие лады ориентировались на дорийский лад и выражали
воинственность или нежность, расслабленность или печаль. Характеристика
ладов в работах древнегреческих исследователей меняется в зависимости от
времени и места бытования напевов, но всегда сохраняется соотнесенность
лада с определенными эмоциональными состояниями и соответствующим воздействием
лада на человека.
В римской теории музыки греческие буквы, обозначавшие высоту звука, были заменены на латинские. Эта акция приписывается Боэцию10). Вместо нисходящего тетрахорда греков, буквы A, B, C, D, E, F, G были привязаны к восходящей системе звуков [см.: Soulage M., p. 21-23].
Другие лады представлены в сохранившихся
древнегреческих мелодиях менее определенно, но отдельные примеры, иллюстрирующие
их применение, все же есть.
Фригийский лад (полутон внутри
тетрахорда) представлен Гимном Немезиде Мезомеда (пример
8). Здесь отчетливо проявляется структура раздельных тетрахордов, что
приводит к квинтовости верхней части диапазона (верхний тетрахорд как бы
растворился в пентахорде g - d) и возможной трезвучности (особенно
выделяется гексахордная структура d - g - h). Окончание напева –
на верхнем звуке нижнего тетрахорда.
В Сколии Сейкила (пример
5) фригийский лад показан иначе. Здесь также абсолютно ясна квинтовость
(даже трезвучность) верхней части диапазона (as - es). Но окончание
напева приходится на нижний тон звукоряда.
Лидийский лад (малая секунда
между верхними звуками тетрахорда) представлен лишь маленьким отрывком
для кифары (пример 11). Тетрахордальная структура
звукоряда здесь не просматривается, но совершенно отчетливо проявляется
движение по звукам квартсекстаккорда. Кварта сохраняет значение нижней
ладовой рамки, но к ней прибавляется не вторая кварта, а терция. Впрочем,
сколько-нибудь определенных соображений по поводу этого отрывка высказать
нельзя, ввиду его крайней краткости.
Что касается хроматического наклонения,
то в сохранившихся музыкальных отрывках он представлен крайне мало. Лишь
во Втором дельфийском гимне Аполлону (пример 4)
встречаются небольшие фрагменты, в которых можно выявить признаки хроматического
рода16). Так в тактах, обозначенных цифрами 16 и 17, хроматическое
наклонение представлено тетрахордом a - b - ces - d. Показательно,
что хроматизм дан здесь в дорийском преломлении, хроматические звуки примыкают
к нижнему тону опорного квартового интервала. Несколько сложнее и непривычнее
для современного слуха выглядят мелодические обороты в разделе E (такты,
обозначенные цифрами 24-26). Здесь формируется своеобразная уменьшенная
кварта между звуками соль и до-бемоль. Последний берется
не путем естественного прилегающего движения от звука си-бемоль,
а скачком на этот явно неустойчивый тон. Эти острые интонации вполне оправдывают
те эмоциональные характеристики (возбужденность, патетика, скорбь), которые
давались древними хроматическому роду.
Энармоническое наклонение
представлено кратким отрывком из "Ореста" Еврипида (пример
2). Оно также, вероятно, возникает на основе дорийского лада с раздельными
тетрахордами (достаточно определенно слышна кварто-квинтовая система опор
a
- d - e), намеченного, впрочем, лишь отдельными тонами (тетрахорды
a
- d и потенциально e - a). Четвертитоновые интонации здесь встречаются
при поступенном движении (в рамках энармонического наклонения)
b - b-1/4
- a и при вспомогательном движении b - b-1/4 - a
.
Энармонические интонации обильно
представлены во второй части Первого дельфийского гимна Аполлону (пример
3, такт 26 и далее; в нотах четвертитоновые понижения звуков отмечены
звездочками). Если с доверием отнестись к имеющейся расшифровке гимна,
то наряду с естественными прилегающими и поступенными энармоническими ходами
здесь встречается специфическая для энармонического наклонения увеличенная
терция e - c-1/4 (такт 53).
Исследователи отмечают, что во времена,
когда возник данный гимн, энармоника уже исчезала, но "это не исключает
возможности ее появления в сознательно архаизированных культовых песнопениях"17).
В рассмотренных нами примерах мы не раз уже встречали ладовые модуляции.
В Первом дельфийском гимне Аполлону (пример 3)
мы находим модуляции разного типа – по системе и по роду. Модулирование
по системе состоит в том, что дорийский лад представлен здесь то раздельными,
то соединенными тетрахордами. Начало гимна опирается на систему раздельных
тетрахордов, что проявляется в четкой опоре на квинтовый интервал (это
специально подчеркивал в своем анализе В. Петр [1901, с. 269] ). А в тт.
24-25, 32 (и далее) совершаются переходы в систему соединенных тетрахордов.
Кроме того в этом примере есть сочетание диатоники с энармонизмом, что
нами уже отмечено.
Аналогичную картину мы видим во Втором
дельфийском гимне Аполлону (пример 4). На дорийской
ладовой основе здесь также совершаются модуляции по системе и по роду (смена
диатонического и энармонического наклонений).
Таким образом, анализ сохранившихся
греческих музыкальных памятников свидетельствует о том, что, с одной стороны,
положения древней теории помогают нам понять звуковой строй музыки того
отдаленного времени и, с другой стороны, требуют включения некоторых дополнительных
теоретических положений с целью адекватного постижения звуковых структур.
Их помогают глубже понять такие, например, категории, как ладовая рамка,
их сочетание. Известную ценность может представлять положение о преодолении
тетрахордной структуры ладового звукоряда в развитых формах древнегреческой
монодии. Не исключено, что плодотворным для анализа окажется идея ладовой
переменности и т. д. Все эти мысли необходимо подтвердить (или опровергнуть)
в процессе дальнейшего исследования звуковых структур музыки того далекого
времени.
Аллеманов Д. В. Курс истории
русского церковного пения. Ч. 1. Введение в историю русского церковного
пения. – М.: Изд-во П. Юргенсона, [1911]. - 104 с. [О звуковой системе
в музыке Древней Греции см. стр. 7-10, 40-47.] (РГБ: U:81\229; U:490\63.
Ф:1-66\3839 )
Аноним. Введение в гармонику.
(РГБ: R:261/354)
Античная музыкальная эстетика. Вступительный
очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. – М.: Музгиз, 1960. – 304 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная
форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
Булич С. Дельфийские музыкальные
находки // Россия. Министерство народного просвещения. Журнал. 1895, январь.
Булич С. К вопросу о новонайденных
памятниках древнегреческой музыки // Журнал министерства народного просвещения.
1894, май. (РГБ: U:197-200/1; XIV:39/1; XX:275/3)
Герцман Е. В. Античное
музыкальное мышление. – Л.: Музыка, 1986. – 224 с.
Герцман Е. В. Принципы организации
«пикнонных» и «апикнонных» структур // Вопросы музыковедения. Вып. 2 /
ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1973. - С. 6-26.
История эстетики. Памятники мировой
эстетической мысли. Том первый. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.
– 684 с.
Енько Т. А. Формирование относительной
системы воспитания слуха. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. (С. 4-10. Греческая
тетрахордическая система)
Закс, Курт. Музыкально-теоретические
воззрения и инструменты древних греков // Музыкальная культура древнего
мира. - М., 1937.
Музыкальная культура древнего мира.
Под ред. и с вст. статьей проф. Р. И. Грубера. - Л.: Музгиз, 1937.
Петр В. И. О мелодическом
складе арийской песни. Историко-сравнительный опыт - СПб.: Столичная скоропечатня,
1899. – 172 с. (отд. оттиск из "Рус. муз. газ." за 1897-98 гг.) (РГБ: S:38/330)
Петр В. И. О составах, строях
и ладах в древне-греческой музыке. - Киев: Тип. Ун-та св. Владимира Н.
Т. Корчак-Новицкого, 1901. -- [2], II, 364 c. (РГБ: О:7/127; U:215\316)
Петр В. И. Элементы античной
армоники (Библиографическая заметка). - СПб., 1896. (РГБ: U:254/893)
Chailley J. Essai sur les structures
melodiques // Revue de musicologie. Vol. XLIV. Decembre 1959. p. 139-175.
(РГБ: ХХ:473/80)
Chailley J. L`imbroglio des
modes. - Paris: Leduc, © 1960.
Danie/lou
A. Traite/ de musicologie compare/e.
- Paris: Hermann, 1959. - 186 p. (РГБ: Ин:59-46/137; Ф:1-61/9307)
Soulage M. Le solf\ege.
– Paris: PUF, 1969. – 128 p.
Tiron A. Etude sur la musique
grecque. - Paris, 1866.
Vogel M. Die Enharmonik der
Griechen, Bd. 1-2. - Duesseldorf, 1963.
Westphal R. Harmonuk und Melopoie
der Griechen. – Leipzig, 1863.
Бычков Юрий Николаевич
Ладовая система Древней Греции
Лекция для студентов музыкальных вузов
Печ. л. 2,1
Лицензия ЛР № 0201255
от 25 ноября 1997 г.
Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке
Адрес: 123060, ул. Маршала Соколовского, д. 10а.
Последнее обновление:
22 октября 2001