Вопросы для стажеров по специальности "БАЯН"

История создания и развития баяна
Конструктивные особенности баяна
Оригинальность баяна как музыкального инструмента
Физиологические аспекты баянного исполнительства
Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства
Работа баяниста над совершенствованием исполнительской техники
Аппликатурные принципы игры на баяне. Различные педагогические подходы к этой проблеме
Интонирование на баяне
Штрихи, туше и артикуляция на баяне
Вопросы фразировки на баяне. Техника меха
Вопросы полифонии и исполнительство на баяне
Психологические особенности репетиционной и концертной деятельности баяниста
Этапы развития современного баянного репертуара
Переложения для баяна клавирных произведений
Переложения для баяна симфонических произведений
Переложения для баяна органных произведений
Проблемы переложения и исполнения на баяне музыки различных эпох, стилей, художественных направлений, национальных школ
Народная песня и современный баян
Становление крупной формы для баяна
Выдающиеся композиторы - создатели произведений для баяна
Основные направления в современном композиторском творчестве для баяна
Периоды и направления баянного исполнительства; выдающиеся исполнители
Различные репертуарные направления в исполнительстве на баяне
О проблеме сценического самочувствия баяниста
Исполнительские школы игры на баяне
Артистизм исполнителя-баяниста
Вопросы совместного музицирования на баяне
Проблемы воплощения музыкальной идеи в различных слушательских аудиториях
Яркие представители исполнительства на современном баяне
Специфичекие особенности различных этапов обучения на баяне
Формирование технического мастерства исполнителя баяниста
Развитие методической мысли баянистов
Конкурсы, фестивали баянистов

Из репертура баянистов

Бах И.С. ХТК, D/1, es/1
  Клавирная прелюдия и фуга a-moll
  Итальянский концерт
  Токката, адажио и фуга C-dur
  Большая органная прелюдия и фуга h-moll
  Фантазия и фуга a-moll
Скарлатти Д. Сонаты C,c,D,f
Бетховен Л. Вариации на русскую тему
Паганини-Лист. Кампанелла
Вебер К. Приглашение к танцу
Концертштюк
Мендельсон Ф. Прелюдия и фуга f-moll
Брамс Й. Хоралы E-dur, a-moll
Лист Ф. Мефисто-вальс № 1
Лист Ф. Большой этюд по Паганини E-dur
Франк Ц Прелюдия, хорал и фуга h-moll
  Прелюдия, фуга и вариации h-moll
Регер М. Прелюдия и фуга F-dur

Чайковский П. Времена года
  Маленькая увертюра из балета "Щелкунчик"
Мусоргский М. Картинки с выставки
Рахманинов С. Баркарола
  Вариации на тему Корелли
  Вокализ
  Музыкальный момент h-moll
  Юмореска
Стравинский И. Черный концерт
  Сюита "История солдата"

Прокофьев С. Соната № 3
Шостакович Д. Прелюдия и фуга Des-dur
Шостакович Д. Прелюдия и фуга fis-moll
Кушнарев Х. Пассакалия и фуга fis-moll

Обработки народных песен:

Бызов А. Ваталинка
Булавка В. Гандзя
На-Юн-Кин А. У голубя
Шендырев Г. Отдавали молоду

Бешевли В. Соната-каприччио
Власов В. Колядка
Гончаренко Г. Сюита "Старочеркасские картинки"
Губайдилина С. "De profundis"
Гурбиндо Ф. Фантазия для аккордеона
Золотарев В. Концерт для баяна с оркестром, ч. 3 и 4
Кусяков А. Соната № 4
Лундквист. Метаморфозы
Подгорный. Элегическая фантазия
Пушкаренко А. "Скифы ХХ века"
Репников А. Концерт-поэма для баяна с симфоническим оркестром
Рунчок. Медитации на тему BACH из цикла "Портреты композиторов"
  "У портрета Паганини" из цикла "Портретов композиторов"
Семенов В. Донская рапсодия
  Импровизация на тему "Соловейко"
  Концертные вариации на тему "По Дону гуляет"
  Соната № 2 "Баскариада"
  Украинская думка
Тимошенко А. Сибирская рапсодия
Коллаж-посвящение Вл. Золотареву
Холминов. Соната для баяна
Чайкин Н. Пассакалия
Черников. Парафраз

Антология литературы для баяна. В 8-и частях. - М.: Музыка, 1980

Дополнительная литература для ассистентов кафедры народных инструментов

Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста
Алибаба (дис., рук. М. И. Имханицкий). Фольклорные традиции в современном репертуаре для бабалайки.
Амиров Ш.С. Некоторые вопросы развития балалаечной техники // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Бардин А.Ю. Громкостные особенности многотембрового готово-выборного баяна: композиторское осмысление и слушательское восприятие. - С. // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989.
Басурманов А.П. Справочник баяниста. - 2М., 1987.
Благодатов Г. Русская гармоника. - М., 1960.
Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.,1975.
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая . Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1975.
Вольман Б. Гитара. 2-е издание. - М., 1980.
Вольман Б. Гитара в России. - Л., 1961.
Вольская Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Галактионов В. М. Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993. - 27 с. / Российская академия музыки им. Гнесиных.
Голубничий В. Исполнение полифонии на баяне // Музыкальное исполнительство и педагогика. Сб. трудов. Вып. 74 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Горбачев А. Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись, 1995. - 13 с.
Грановский Б. В. Андреев и его оркестр // С. М., 1959, № 7.
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Сб. трудов. Вып. 48. - М., 1980.
Илюхин А. Массовые музыкальные инструменты в ДМШ // С.М. № 7-8, 1935. (Авратинер. Микрофильм № 3)
Илюхин А. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. - Вып. 1 - М., 1969, вып., 2 - М., 1971.;
Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
Имханицкий М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. - М., 1981.
Имханицкий М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 125-173.
Имханицкий М.И. Творчество Юрия Шишакова. - М., 1976.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.
Климов. Совершенствование игры на 3-струнной домре
Колчева М. Просветительская деятельность В. В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 225-246.
Колчин Б. А. Гусли древнего Новгорода // Древняя Русь и славяне. - М., 1978.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1985.
Липс Ф. Главное - в наш  жанр пришли крупные композиторы // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 81
Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М., 1979.
Мирек А. И звучит гармоника. - М., 1979.
Музыкальная педагогика и испольнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов. Вып. 74. / ГМПИ им. Гнесиных / отв. редакторы: М.И.Имханицкий, В.П.Кузовлев. - М., 1984. - 152 с. * РГБ: XIV:208/74(75)
Нечепоренко П.И., Мельников С. Школа игры на балалайке. - М., 1990.
Новожилов В.В. Баян. Монография. - М.: Музыка, 1988. - 4 п.л.
Новожилов В.В. Особенность претворения тембровой сферы русского фольклорного инструментализма в современной баянной музыке: рук. деп. в НИО Информкультура РГБ. - 1995. - 2 п.л.
Новожилов В.В. Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна (конец 1950-х - 1980-е годы): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1996. - 24 с.
Оберюхтин М. Проблемы исполнительства на баяне. - М.: Музыка, 1889?
Оболенский П. Из воспоминаний о В. Андрееве // С. М., 1959, № 7.
Пересада А. Справочник балалаечника. - М., 1977.
Польшина А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов ХХ века.- М., 1978.
Польшина А. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже Х1Х-ХХ вв.- М., 1977
Поляновский Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество.-М.,1964
Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. - М.,1979.
Портреты баянистов. Ответственный редактор  М. И. Имханицкий. – М., 2001. – 300 с.
Свиридов. Основы методики обучения на 3-струнной домре
Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов.-М.,1962.
Соколов Ф. В. В.В.Андреев и его оркестр.- М., 1962.
Соколов Ф. В. Гусли звончатые. - М., 1959.
Соколов Ф. В. Русская народная балалайка.- М.,1962.
Ставицкий. Начальное обучение на домре
Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. - М., 1977.
Фаминцын А.С. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. - СПб., 1890.
Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. - СПб, 1891.
Чунин В.С. Школа игры на домре
Чунин В.С. Воспитание исполнителя на народных инструментах (Рассматривалось на заседении РИО 15.04.91)
Шишаков Ю. Народным инструментам - национальный репертуар.- Советская музыка, 1968, № 7.

Monichon P. L`accordeon. - P.: PUF, 1971. - 128 p.
Pujol Villarube E. La guitarra e su historia. - B. Aires, 1932.
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 13.01.04

 
 

Hosted by uCoz