Вопросы для стажеров по специальности "арфа"

I.  История инструмента

Эволюция арфы: древний мир и средние века
Педальная арфа Эрара (1752-1831) с механизмом двойного действия (1801)

 II. Использование инструмента

1.  Арфа соло - оригинальные произведения для арфы соло:
Сочинения композиторов-классиков
Сочинения современных композиторов
Произведения арфистов-исполнителей
2. Арфа в ансамблях
Ансамбли арф
Арфа и другие музыкальные инструменты
3.  Арфа в оркестре (см. далее список произведений)
Балетный репертуар
Оперный репертуар
Симфонический репертуар

III.  Национальные школы, их представители (основные положения)

1.  Французская школа
 Бокса и его школа
 Хассельманс
 Ренье
2.  Немецкая школа
 Гримм
 Поссе
 Зааль
3.  Американская школа
 Сальседо
 Гранжани
4.  Русская и советская школа
Класс арфы в Петербургской консерватории (Цабель, Вальтер-Коне, Амосов, Григорьев)
 Класс арфы в Московской консерватории (Эйхенвальд - немецкие корни, Слепушкин, Эрдели, Корчинская, Парфёнов)
 Класс арфы в Российской академии музыки (Сараджева К. К., Шамеева Н. Х.)

IV.  Методические установки

1.  Посадка за инструментом
2.  Положение рук
3.  Положение пальцев на струнах
4.  Звукоизвлечение
5.  Педализация
 
V.  Основные приемы игры на арфе
1.  Гаммы
2.  Арпеджио
3.  «Этуффе»
4.  Октавы
5.  Флажолет
6.  Трели
7.  Тремоло
8.  Глиссандо

Образец списка произведений для анализа

1.  Бах-Жамэ. Соната для арфы
2.  Розетти. Соната № 2.
3.  Розетти. Соната № 6.
4.  Бенда. Соната для арфы
5.  Шпор. Фантазия
6.  Алябьев-Лист. Соловей
7.  Глинка-Балакирев. Жаворонок
8.  Форэ. Экспромт
9.  Сальседо. Вариации на тему в старинном стиле
10.  Гранжани. Вариации на тему Гайдна
11.  Лесуоне-Гранжани. Малагуэнья
12.  Пёниту. Нордическая баллада
13.  Нина-Рота. Прелюдия и токката
14.  Марескотти. Движение
15.  Хиндемит. Соната
16.  Глиэр. Концерт для арфы с оркестром
17.  Кикта. Былинные звукоряды
18.  Кикта. «Гимническая песнь» для дуэта арф
19.  Флажэлло. Соната

Арфа в оркестре

Верди. Аида. Действие 1-е. Начало сцены посвящения (две арфы) IV-48
                       Интродукция 2-го действия (арфа с трубой) IV-51
Даргомыжский. Русалка. Перед арией Русалки (сцена с русалочкой) I-59
Бородин. Князь Игорь. Каватина Владимира Игоревича «Ах, где ты, где?» I-64
                 2-я симфония, III часть (начало) I-69
Бизе. Кармен. Антракт III действия VII-4
                         IV-е действие. Оле (третий из трёх танцев) VII-7
         Арлезианка. Менуэт II сюиты VII-9
Чайковский. Мазепа. Второй раздел ариозо Мазепы «О, Мария» II-4
                      Иоланта. Начало 1-ой сцены II-6
                                      Дуэтная сцена Иоланты и Водемона № 7 (A -dur) II-8
                                      Финал оперы - соло флейты, archi и две арфы (As-dur) II-8
                      Евгений Онегин. «Слыхали ль вы…» II-15
                                                    «Пускай погибну я…» II-17
                                                    «Я к вам пишу…» II-19
                     Лебединое озеро. Начало II действия II-41
                                                    № 15. Сцена лебедей - Pas d`action (№ 5)
                                                    Одетта и принц - Знаменитое соло скрипки и дуэт скрипки и виолончели в
                                                                                   сопровождении арфы (Ges-dur) II-44
                                                    III действие, № 19 Pas de six - 5-ая вариация - гобой в сопровождении арфы II-48
                      Спящая красавица - 2-ой номер Пролога - Выход фей - две арфы (F-dur) II-51
                                                         № 3 - Pas de six - б) Adagio (B-dur) - Арфы сопровождают соло кларнета II-51
                                                         Подарок - предсказание феи Сирени (E-dur)
                                                                           - у арф гаммообразные глиссандо II-56
                                                         I-ое действие, № 8. Pas d`action
                                                                          - b) вариация Авроры - соло скрипки с глиссандами арф (G-dur) II-59
                     Щелкунчик. I-ое действие - 2-аф картина, № 8 - Сцена в еловом лесу - Две арфы (С-dur) III-10
                                           II-e действие, № 10 (E-dur) - Две арфы III-12
                                           № 14. Pas de deux (G-dur) - две арфы III-18
                     Ромео и Джульетта. Аккорды во вступлении III-30
                                                        Аккорды в заключительной партии экспозиции III-31
                    Франческа да Римини. Начало среднего раздела рассказа Франчески (Es-dur) III-40
                    Баллада «Воевода» - Середина среднего раздела, гд кроме арфы есть челеста III-44
                    3-я сюита - I-ая часть. Реплика арфы III-67
                    Манфред. Начало Трио Скерцо IV-27
Григ. Симфонические танцы. 2-ой - Сопровождение гобоя I-75
          Пер-Гюнт. Песня Сольвейг I-79
Римский-Корсаков. Антар. I-я часть - тема газели V-24
                                   Шехеразада. II-я часть - Аккорды к теме у гобоя V-31
Дебюсси. Послеполуденный отдых Фавна - Начало - Две арфы настроены по-разному VII-16
Глазунов. Раймонда - I-ое действие - Прелюдия и вариация - Знаменитое концертное соло арфы VII-25
Рахманинов. Алеко - Рассказ стиарика VII-34
                                     Романс молодого цыгана VII-35
Хачатурян. Валенсианская вдова - Серенада (d-moll) VIII-35
Шостакович. 5-ая симфония - I-ая часть - побочная партия экспозиции - non arpeggiato VIII-5
                                                    III-я часть - 1-ый эпизод (с флейтой) VIII-7
                        7-ая симфония - II-я часть - Побочная партия в репризе VIII-23
Барток. Концерт для оркестра - IV-я часть - Прерванное интермеццо - Сопровождение второй темы VIII-12
              2-ой скрипичный концерт - II-я часть - Оркестровый отыгрыш темы VIII-10

Литература об исполнительстве на арфе

Дулова В. Искусство игры на арфе. - М.: СК, 1975.
Эволюция инструмента
Национальные школы
Русское и советское арфовое искусство
Методические установки
Новые исполнительские приемы
Творческий портрет В. Дуловой
Исполнительское искусство: виолончель, контрабас, арфа. - Сборник трудов. - Вып. 119. - М., 1992. / ГМПИ им. Гнесиных.
Покровская Н. История исполнительства на арфе. – Новосибирск, 1994. -- 351 с.
Покровская Надежда Николаевна. Педальная однорядная арфа в России (1745-1845):  Автореф. дис. канд. ... искусствоведения. - Вильнюс, 1989. - 23 с.
Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. - М.-Л., 1939.
Шамеева Наталья Хамидовна. История развития отечественной музыки для арфы (ХХ век). – М., 1994. – 146 с.
                Из содержания
                Истоки и пути развития отечественной музыки для арфы (ХХ век)
                Арфовый концерт
                Исторические судьбы отечественных произведений для арфы различных жанров и форм
                Список произведений отечественных композиторов ХХ века для арфы
Язвинская Е. Арфа. - М., 1968.

Cande, Roland de. Harpe // Dictionnaire de musique. - Paris: Seuil, © 1961.
Rensch R. The harp... - N.Y., [1950].
Rensch R. The harp. Its history, technique and repertoire. - N.Y. - Wash., 1969.
Tournier M. La harpe... - P., 1959.
Zingel H. J. Lexikon der Harfe. - Laaber, 1977.
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 05.01.04
Hosted by uCoz