Дополнительные вопросы для ассистентов-стажеров по специальности "Балалайка"

1. История создания и развития балалайки.
2. Конструктивные особенности балалайки.
3. Оригинальность балалайки как музыкального инструмента.
4. Переложение для балалайки с клавирных произведений.
5. Народная песня и современная балалайка (обработки, наигрыши).
6. Становление крупной формы для балалайки.
7. Композиторы - создатели произведений для балалайки.
8. Периоды и направления балалаечного исполнительства. Выдающиеся балалаечники (от В.В.Андреева до наших дней).
9. Различные репертуарные направления в исполнительстве на балалайке.
10. Исполнительские школы игры на балалайке (Московская, Санкт-Петербургская, Уральская).
11. Вопросы совместного музицирования на балалайке (ансамбли, различные составы и направления).
12. Конкурсы, фестивали балалаечников (лауреаты Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсов).

КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР БАЛАЛАЕЧНИКА

Крупная форма

Концерты:

1. С.Василенко Концерт для балалайки с симфоническим оркестром.
2. З.Фельдман «Русский концерта для балалайки с оркестром русских народных инструментов.
3. С.Кичанов. Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов.
4. Ю.Шишаков Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов.

Сонаты:

1. А.Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано opus 188 № 1.
2. А.Кусяков. Соната № 1 для балалайки и фортепиано.
3. А.Кусяков. Соната №3 для балалайки и фортепиано.
4. Ю.Стржелинский. "Соната-фантазия" для балалайки и фортепиано opus 20 (рукопись).

Сюиты:

1. С.Василенко. Сюита для балалайки и фортепиано.
2. Ю.Шишаков.Сюита для балалайки и фортепиано.
3. Ю.Шишаков. Сюита "Воронежские акварели".

Концертные рапсодии:

1. Ю. Зарицкий. Концертная рапсодия "Ярославская кадриль" для балалайки и фортепиано.
2. А.Марчаковский. Рапсодия для балалайки и фортепиано.

Концертные вариации:

1. Н.Будашкин. Концертные вариации на тему русской народной песни "Вот мчится тройка почтовая" для балалайки и фортепиано.
2. А.Цыганков. "Русская фантазия" для балалайки и оркестра русских народных инструментов.
3. П.Нечипоренко. Концертные вариации на тему 24-го каприса Паганини для балалайки solo.
4. А.Куликов. Концертные вариации для балалайки и оркестра русских народных инструментов.
5. А.Цайгер. Фантазия на тему русской народной песни "Сронила колечко" для балалайки и фортепиано.

Пьесы для балалайки и обработки русских народных песен

1. В.Андреев. Вальсы, полонезы, мазурки (сборник).
2. Н.Трояновский. Обработки русских народных песен (сборник).
3. А.Шалов. Обработки русских народных песен (сборник).
4. С.Василенко. Русская народная песня, "Полька", "Малагенья".
5. В.Городовская. Обработка русской народной песни "Калинка", "Выйду ль я на реченьку".
6. П.Нечипоренко. Обработка русских народных песен "Час да по часу", "Цвели, цвели цветики", "Родные напевы".
7. Шульман. "Болеро", "Серенада".

Переложения:

1. Н.Паганини. Сонаты для альта и гитары в переложении для балалайки и фортепиано.
2. Д.Скарлатти. Соната Е-dur для фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
3. Ж. Бизе - П.Сарасате. Концертная фантазия на темы оперы "Кармен" для скрипки и фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
4. Н.Паганини. "Вечное движение" для скрипки и фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
5. Ф.Лист. Рапсодия № 2 для фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
6. Ф.Крейслер. "Венское каппричио" для скрипки и фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
7. Н.Римский-Корсаков. "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" в переложении для балалайки и фортепиано.
8. А.Даргомыжский. "Славянский танец" из оперы "Русалка" в переложении для балалайки и фортепиано.
9. С.Рахманинов. "Итальянская полька" в переложении для балалайки и фортепиано.
10. Д.Шостакович. Три прелюдии для фортепиано в переложении для балалайки и фортепиано.
11. А.Хачатурян. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ" в переложении для балалайки и фортепиано.
12. Ю.Гаврилин. "Марш и тарантелла" из балета "Анюта" в переложении для балалайки и фортепиано.

Литература (для ассистентов кафедры народных инструментов)

Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста
Алибаба (дис., рук. М. И. Имханицкий). Фольклорные традиции в современном репертуаре для балалайки.
Амиров Ш.С. Некоторые вопросы развития балалаечной техники // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Бардин А.Ю. Громкостные особенности многотембрового готово-выборного баяна: композиторское осмысление и слушательское восприятие. - С. // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989.
Басурманов А.П. Справочник баяниста. - 2М., 1987.
Благодатов Г. Русская гармоника. - М., 1960.
Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.,1975.
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая . Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1975.
Вольман Б. Гитара. 2-е издание. - М., 1980.
Вольман Б. Гитара в России. - Л., 1961.
Вольская Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Галактионов В. М. Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993. - 27 с. / Российская академия музыки им. Гнесиных.
Голубничий В. Исполнение полифонии на баяне // Музыкальное исполнительство и педагогика. Сб. трудов. Вып. 74 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Горбачев А. Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись, 1995. - 13 с.
Грановский Б. В. Андреев и его оркестр // С. М., 1959, № 7.
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Сб. трудов. Вып. 48. - М., 1980.
Илюхин А. Массовые музыкальные инструменты в ДМШ // С.М. № 7-8, 1935. (Авратинер. Микрофильм № 3)
Илюхин А. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. - Вып. 1 - М., 1969, вып., 2 - М., 1971.;
Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
Имханицкий М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. - М., 1981.
Имханицкий М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 125-173.
Имханицкий М.И. Творчество Юрия Шишакова. - М., 1976.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.
Климов. Совершенствование игры на 3-струнной домре
Колчева М. Просветительская деятельность В. В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 225-246.
Колчин Б. А. Гусли древнего Новгорода // Древняя Русь и славяне. - М., 1978.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1985.
Липс Ф. Главное - в наш  жанр пришли крупные композиторы // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 81
Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М., 1979.
Мирек А. И звучит гармоника. - М., 1979.
Музыкальная педагогика и испольнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов. Вып. 74. / ГМПИ им. Гнесиных / отв. редакторы: М.И.Имханицкий, В.П.Кузовлев. - М., 1984. - 152 с. * РГБ: XIV:208/74(75)
Нечепоренко П.И., Мельников С. Школа игры на балалайке. - М., 1990.
Новожилов В.В. Баян. Монография. - М.: Музыка, 1988. - 4 п.л.
Новожилов В.В. Особенность претворения тембровой сферы русского фольклорного инструментализма в современной баянной музыке: рук. деп. в НИО Информкультура РГБ. - 1995. - 2 п.л.
Новожилов В.В. Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна (конец 1950-х - 1980-е годы): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1996. - 24 с.
Оберюхтин М. Проблемы исполнительства на баяне. - М.: Музыка, 1889?
Оболенский П. Из воспоминаний о В. Андрееве // С. М., 1959, № 7.
Пересада А. Справочник балалаечника. - М., 1977.
Польшина А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов ХХ века.- М., 1978.
Польшина А. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже Х1Х-ХХ вв.- М., 1977
Поляновский Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество.-М.,1964
Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. - М.,1979.
Портреты баянистов. Ответственный редактор  М. И. Имханицкий. – М., 2001. – 300 с.
Свиридов. Основы методики обучения на 3-струнной домре
Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов.-М.,1962.
Соколов Ф. В. В.В.Андреев и его оркестр.- М., 1962.
Соколов Ф. В. Гусли звончатые. - М., 1959.
Соколов Ф. В. Русская народная балалайка.- М.,1962.
Ставицкий. Начальное обучение на домре
Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. - М., 1977.
Фаминцын А.С. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. - СПб., 1890.
Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. - СПб, 1891.
Чунин В.С. Школа игры на домре
Чунин В.С. Воспитание исполнителя на народных инструментах
Шишаков Ю. Народным инструментам - национальный репертуар.- Советская музыка, 1968, № 7.

Monichon P. L`accordeon. - P.: PUF, 1971. - 128 p.
Pujol Villarube E. La guitarra e su historia. - B. Aires, 1932.
 



Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 14.01.04
Hosted by uCoz