ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

          Список вопросов по специальности духовые инструменты

Состояние науки об исполнительстве на духовых инструментах.
Психофизиологические основы исполнительства на духовых инструментах
Основные элементы современной постановки амбушюра духовика
     а) учет индивидуальных факторов музыканта-духовика при постановке губного аппарата (амбушюра)
     б) исполнительское дыхание
     в) развитие губного аппарата и техника языка
     г) развитие техники пальцев
Специфика исполнительского дыхания музыканта-духовика
     а) исполнительский вдох
     б) грудной вдох
     в) брюшной вдох
     г) смешанный или грудобрюшной вдох
     д) исполнительский выдох
Методика обучения игре на духовых инструментах
     а) организация приемных испытаний
     б) урок как основная форма занятий с учеником
     в) работа над инструктивным материалом
     г) работа над музыкальным произведением
     д) работа над ансамблевой, оркестровой литературой и развитие навыков чтения с листа
     е) особенности сольного и оркестрового исполнительства
     ж) краткий обзор отечественной и зарубежных школ, педагогической литературы для духовых инструментов

                      История исполнительства на духовых инструментах

Зарубежное исполнительство на духовых инструментах
1. Инструменты периода первобытно-общиннного строя и древнего мира
2. Духовые инструменты в эпоху средневековья
3. Духовое инструментальное искусство эпохзи Возрождения
4. Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.
5. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в.
6. Становление духовых инструментов в оркестрово-исполнительской культуре XVIII в.
7. Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы
8. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков
9. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в.
10. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в.
11. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX - начале ХХ в.
12. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов
13. Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители

История отечественного исполнительства на духовых инструментах
14. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах
15. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв.
16. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков
17. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
18. Становление советской школы игры на духовых инструментах
19. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны
20. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов
21. Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период (после 1945 г.)
22. Крупнейшие отечественные педагоги

   Литература по вопросам исполнительства на духовых инструментах

Абаджян Г. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального
индикатора // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983.
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1985.
Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре
на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
Апатский В. Теория и практика игры на духовых инструментах
Беленов Л.Д. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах в консерваториях Франции // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 139-158 / ГМПИ им. Гнесиных.
Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет,
валторна, фагот) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 146-167.
Волков В. Работа над чистотой строя при игре на духовых инструментах. - Минск, 1982.
Волков Н.В. Теория специальности (кларнет). Программа для слушателей ФПК. - М., 1989 / ГМПИ им. Гнесиных.
Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых
духовых инструментах) // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - С. 50-75.
Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычкового духового инструмента и задача исполнителя по ее
управлению. - М., 1983. - 19 с. - Рукопись предст. ГМПИ им. Гнесиных. Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки
СССР им. В.И.Ленина 27 июля 1983 г., № 521.
Горбачев В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Вып. 2. - М., 1966.
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 101 с. * 1966.
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1962. * 1973.
Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.,
1976.
Диков Б., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: ВДФ, 1959. - 91 с.
Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 2. - М., 1966.
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных,
вып. 45. - М., 1979.
Карауловский Н.И. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 45. - М., 1979.
Магомедов А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - Баку: Азмузгиз, 1962. - 67 с.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинского. (Вып. 1). - М., 1964.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Ю. Усова. Вып. 2. - М., 1966; Вып. 3. - М., 1971;
Вып. 4. - М., 1976.
Модр А. Музыкальные инструменты
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1958.
Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении игре на духовых инструментах // В
помощь военному дирижеру. Вып. 29. - М., 1994.
Рагс Ю.Н. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки Моск.
гос. консерватории им. П.И.Чайковского. - М.: Музгиз, 1960. - С. 338-355. # (на примере духовых инструментов)
Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1938.
Розенберг А. К истории обучения игре на духовых инструментах в
России XVIII века // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1976. - С. 266-286.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1866-1916) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Вып. 2. Под ред. Ю.Усова. - М., 1966.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1916-1967) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.
Усов Ю. Современная зарубежная литература для духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Очерки, вып. 4. Под ред. Ю.Усова. - М., 1976.
Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования
// Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.
Федотов А., Плахоцкий В. О возможностях чистого интонирования при игре на духлвых инструментах //
Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. 1. - М., 1964. - С. 56-78.
Фиготин М.И. Проблемы совершенствования интонации исполнителей-духовиков с помощью компьютерной
техники // MUSOBR2 Из тематики выступлений
Ягудин Ю. О развитии выразительности звука // Метолика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.

Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128.

История исполнительства на духовых инструментах

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л., 1973.
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры (часть вторая). - Л., 1983.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории: Очерки. - М., 1979.
Модр А. Музыкальная культура древнего мира
Платонов Н. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове. Портреты советских исполнителей на духовых
инструментах.
Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 103. - М.,
1990.
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 200 с. * 1986. -
191 с. [Рец.: С.М. 1977/4, с. 104-107 - Б.Манжора. Нужная, полезная книга]

Вопросы для ассистентов-стажеров по специальности "кларнет"

История возникновения и совершенствования кларнета
Использование кларнета и его модификаций в оркестровой практике
Оригинальный репертуар для кларнета: историческое усложнение технических приемов, художественное разнооюбразие.
Переложения как способ расширения репертура кларнетиста и освоения различных музыкальных стилей.
Формирование исполнительской техники кларнетиста
Интонационно-выразительные возможности кларнета (высотная интонация, громкость, тембр)
Значение различных способов исполнения и технических приемов для раскрытия образа, концепции произведения (штрихи, динамика, агогика и т.д.)
Использование современных исполнительских приемов в практике кларнетиста (двойное стаккато, глиссандо, фрулято, двухголосное исполнение и т.д.)
Роль, значение и индивидуальные возможности кларнетиста в интерпретации того или иного произведения, его стиля, раскрытии замысла автора (музыкальный художественный интеллект исполнителя, интуиция, творческое воображение)
Разнообразие тембральных характеристик звука кларнета, их художественное использование
Ансамбленвый репертуар для кларнета, особенности ансамблевого музицирования кларнетиста
Выдающиеся педагоги-кларнетисты, особенности различных школ, исполнителей
Учебно-педагогическая литература (школы игры на кларнете и др. материалы)

Список литературы о кларнете

Андреев Е. Основные вопросы начального обучения игре на кларнете. // Основы начального обучения игре на инструментах военного оркестра. - М., 1972. - С. 52-92.
Благодатов Г. Кларнет. - М., 1965.
Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете: Дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1987. - 185 с.
Волков Н.В. Теория специальности (кларнет). Программа для слушателей ФПК. - М., 1989 / ГМПИ им. Гнесиных.
Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. - М.: Музыка, 1983. - 192 с.
Диков Б. О работе над гаммами // Методика обучения на духовых инструментах, вып. 2
Красавин В. Амбушюр кларнетиста // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1964. - Вып. 1. - С. 107-124.
Маслов. История исполнительства на кларнете (конец 18 - начало 20 вв.): дис.
Мозговенко И.П. О выразительности штрихов кларнетиста (на кларнете?) // Методика обучения на духовых инструментах (очерки). - М., -1964. - Вып. 1. - С. 79-106.
Мюльберг К. Теоретичнские основы начальной игры на кларнете. - Киев: Музычна Украина, 1975. - 55 с. - Укр.
Петров В. Основы начального обучения на кларнете французской системы // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 61-78.
Розанов С. В. Школа игры на кларнете.

Brymer J. Clarinet. - L., 1976.
Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128. (La klarinette – pp. 47-60).

Из сольного репертуара кларнетиста

Переложения
А. Вивальди. Соната соль-минор (скрипка)
И. С. Бах. Соната № 3
Телеман. Сюита

Оригинальные произведения
К.Стамиц (1745-1801). Концерт для кларнета B-dur
В.А.Моцарт (1756-91). Концерт для кларнета A-dur
И.Плейель (1757-1831). Концерт
Ф.Кромер (Крамарж 1759-1831). Концерты №№ 1, 2
Л.Шпор (1784-1859). Концерты №№ 1-4
Э. Габлер. Концерты (№№ 1, 2)
К.М.Вебер (1786-1826). Концерты №№ 1, 2
    Концертино
    Вариации для кларнета и фортепиано
    Большой концертный дуэт
Ф. Мендельсон-Бартольди (1809-1847). Концертштюк для 2-х кларнетов
Р. Шуман (1810-1856). Фантастические пьесы, соч. 73
И. Брамс (1833-1897). Сонаты для кларнета и фортепиано op. 120, №№ 1,2 (f, *)
К. Сен-Санс (1835-1921). Соната
К. Дебюсси (1862-1918). Рапсодия
С. Голестан (рум. 1875-1956). "Пастушок"
Ф. Пуленк (1899-1963. Соната
М. Арнолд (анг. 1921-**). Сонатина
М. Дотремер (фр). Речитатив и экспромт
П. Жанжан. "Венецианский карнавал"
А. Берг (1885-1935). 4 пьесы для кларнета
А. Онеггер (1892-1955). Соната
У. Пистон (1894-*). Концерт
П. Хиндемит (1895-1963). Соната
Дж. Гершвин (1898-1937). 3 прелюдии (переложение)
А. Томази (1901-**). Концерт
Г. Олах. Соната для кларнета соло
Л. Бернстайн (1918-**). Соната
Ж. Рюэфф (1922-**). Концертино
Л. Берио (1925-**). Секвенция IXa для кларнета

С. Танеев (1856-1915). Канцона
    Соната (переложение)
Н. Римский-Корсаков (1844-1908). Концерт
А. Гречанинов (1864-1956). Сонаты №№ 1, 2
И. Стравинский (1882-1971). Три пьесы для кларнета solo
Н. Малько (1883-1961). Концерт
М. Вайнберг (1919-*) Соната
Б. Чайковский (1925-96). Концерт
Э. Денисов (1929-96). Соната для кларнета соло
Е. Фирсова. Соната для кларнета соло

Камерно-ансамблевая литература для кларнета
В.А.Моцарт (1756-91). Квинтет для фортепиано и духовых
Ф.Данци (1763-1826). Квинтет для духовых
А.Эберль (1765-1807). Большое трио для фортепиано, кларнета и виолончели (ор.36)
Л.Бетховен (1770-1827). Трио для кларнета, виолончели и ФП
    Квинтет для фортепиано и духовых
Ф.Рис (1784-1838). Трио для фортепиано, кларнета и виолончели (ор.28)
К.М.Вебер (1796-1826). Квинтет для кларнета и струнного квинтета
Й.Брамс (1833-97). Трио для ф-п, кларнета и виолончели
Г.Джекоб (1895-**). Секстет для фортепиано и духовых
Ф.Пуленк (1899-1963). Секстет для фортепиано и духовых
А.Томази (1901-**). Квинтет для духовых
О.Мессиан (1906-1992). Квартет "На конец времени" для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

М.Глинка (1804-57). "Патетическое трио" для фортепиано, кларнета и фагота
Н.Римский-Корсаков (1844-1908). Квинтет для флейты, кларнета, валторны, фагота и фортепиано
И.Стравинский (1888-1971). "История солдата" для кларнета, скрипки и фортепиано
Ю.Левитин. Соната для кларнета и арфы, соч. 71, 1970 (пл. 25.22)
Р.Щедрин. Три пастуха. Трио для флейты, гобоя и кларнета (1988)
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 15.02.04
Hosted by uCoz