ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КОМПОЗИТОРСКОГО ИСКУССТВА
A. Специфика композиторской деятельности
1) Композитор - его общественные функции в музыкальной культуре
2) Соотношение традиционного и новаторского в музыке современного
композитора
3) Психологические аспекты композиторского творчества
4) Творческий замысел и его реализация
5) Проблема стиля в творчестве композитора
6) Композиторская техника как творческое переосмысление исторического
процесса в его духовных, интеллектуально-философских, социальных и др.
проявлениях
7) Соотношение выразительного и технологического в работе композитора
8) Композитор и фольклор
9) Композитор и слушатель
10) Работа композитора с исполнителями
11) Современные технические средства (компьютер, синтезатор)
и их роль в работе композитора. Историческое развитие электро-акустической
и компьютерной музыки
Этапы развития оркестрового письма
1. Начальные этапы развития оркестра (XVI- XVII в.)
2. Оркестровое письмо в эпоху барокко (период Баха и Генделя)
3. Оркестровое письмо во второй половине XVIII в.
4. Оркестр Бетховена
5. Ранние романтики (Шуберт - Вебер - Россини и др.)
6. Вклад Берлиоза в развитие оркестрового письма
7. Оркестр Рихарда Вагнера
8. Оркестр Й. Брамса
9. Оркестр в музыке поздних романтиков (Малер, Р. Штраус и их современники)
10. Оркестровое письмо композиторов-импрессионистов
11. Оркестровое письмо композиторов новой венской школы
12. Оркестр композиторов польской школы второй половины ХХ века (Лютославский,
Пендерецкий)
13. Своеобразие оркестрового письма русских композиторов. Оркестр М.
И. Глинки
14. Оркестровое письмо П. И. Чайковского
15. Оркестр Н. А. Римского-Корсакова
16. Оркестровое письмо А. Н. Скрябина
17. Оркестр И. Ф. Стравинского
18. Оркестр в творчестве Мясковского и Прокофьева
19. Оркестровое письмо Д. Шостаковича
20. Новые черты в оркестровом письме отечественных композиторов второй
половины ХХ века
B. Специфика композиторской педагогики
1) Выявление способности к звукотворчеству на ранних этапах общего музыкального
воспитания
2) Значение психобиологических факторов для воспитание будущего композитора
3) Единство обучения и воспитания в процессе подготовки композиторов
4) Эстетическая направленность раннего музыкального воспитания как
условие развития творческих способностей
5) Национальные и интернациональные аспекты в воспитании композитора
6) Индивидуальный подход и формирование индивидуальности в процессе
воспитания композитора
7) Освоение современной композиторской техники в классах композиции
C. Музыкально-педагогические школы и направления
1) Московская композиторская школа (конец XIX - начало XX в.) - П. Чайковский,
С. Танеев и др.
2) Санкт-Петербургская композиторская школа (конец XIX - начало XX
в.) - Н. Римский-Корсаков, А. Лядов и др.
3) Московская композиторская школа первой половины XX в. - Р. Глиэр
(1874/75-1956), Н. Мясковский (1881-1950), Ю. Шапорин (1887-1966).
4) Педагогическая деятельность В. Шебалина (1902-64), А. Хачатуряна
(1903-78), Д. Кабалевского (1904-87), Е. Голубева (1910-88), Т. Хренникова
(1913-).
5) Ленинградская композиторская школа первой половины ХХ в. - М. Штейнберг,
В. Щербачев, Д. Шостакович.
6) Традиции гнесинской школы композиции
7) Особенности нововенской композиторской школы. Педагогическая деятельность
Арнольда Шёнберга (1874-1951)
8) Пауль Хиндемит (1895-1963) как педагог по композиции
9) Карл Орф (1895-1982) и его педагогические принципы
10) Современная французская композиторская школа - О. Мессиан и др.
Литература по вопросам композиторского творчества и педагогики
Брусиловский Е. Не забывать о национальной самобытности // С. М., 1958,
№ 12.
Воспитание композиторской молодежи // С. М., 1958, № 5.
Зейфас Н. Маттезон и теория оркестровки // История и современность.
Сб. ст. - Л.: Сов. Комп., 1981.
Зинькевич Е. Гражданственность авторской позиции в контексте музыкальной
современности (Украинская симфония 70-80-х годов) // Проблемы музыкальной
культуры. Сб. ст., вып.1. - Киев: Музична Украiна, 1987.- с.92-101. (ГБЛ:
11:88-1/75-3; 11:88-1/76-1)
Кабалевский Д. Творчество молодых // С. М., 1958, № 12.
Кабалевский Д. Композиторское образование и современная музыка // С.М.,
1972, N 1, стр. 36-43.
Кабалевский Д. Обучение и воспитание молодых композиторов // Музыкальные
культуры народов. Традиции и современность. - М.: СК, 1973. - С. 202-210.
Карс А. История оркестровки. - М.: Музыка, 1990. - 304 с.
Корабельникова Л.З. Танеев о воспитании композиторов // С.М., 1960/9,
с. 91-
Корабельникова Л.З. С. И. Танеев и Московская консерватория: автореф.
... дис., 1969.
Лапин В. О проблемах актуальных и сложных // С.М., 1979, N 8.
[Композитор и фольклор]
Ларин А. Л. Выплывет ли град Китеж? Педагогические заметки // Музыкальная
академия 1996\2
Литинский Г. И. Обучение и воспитание нераздельны // С. М., 1958, №
12.
Литинский Г. И. Путь воспитания таланта // С.М., 1971/1.
Луппов А. Воспитывать творческую личность // Муз. академия 1993/2/24-26
[композитор и педагог о проблемах совершенствования системы композиторского
образования в России]
Мазель Л.А. О типах творческого замысла // С.М. 76/5.
Муха А.И. Процесс композиторского творчества. - Киев: Музична Украина,
1979. - 253 с.
О культуре и этике композиторского труда // С.М., 1941, N 5.
Обучение и воспитание молодых композиторов // С.М., 1972, № 1.
[Польдяева Е.] Петербургский сюжет с попыткой от него абстрагироваться.
[Беседы Елены Польдяевой с Г. Банщиковым и С. Баневичем. Декабрь 1993.
- О петербургской композиторской школе] // Муз. академия, 1995, № 4-5.
- С. 79-87.
Рунин Б. М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное
и научное творчество. - Л., 1972.
Сабанеев Л. Психология музыкального творческого процесса // Искусство,
Москва 1923, N 1, с. 193- ХХ:154/4
Скребков С. Нерешенные вопросы музыкально-теоретического образования
молодых композиторов // С.М., 1960/6.
Суслин В. [Композитор об аспектах композиторского процесса, специфике
конструктивной идеи музыкального произведения] // Муз. акад., 1994/3 -
4.
Ульянич В. С. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной
среды в музыкальном искусстве: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения.
- М., 1997.
Христов Д. Композиторъ и общественное сознание. - София, 1975.
Чулаки М. О В. Щербачеве и его школе // С. М., 1959, № 10.
Шебалин В. Несколько заметок о воспитании молодежи // С. М., 1958,
№ 12.
Шебалин В. Чутко и бережно воспитывать молодежь // С.М., 1957/1.
Современные художественные тенденции
Луппов А. Пентатоника и современная техника композиции // Муз. академия,
1994/3, с. 18-19. [Использование серийной техники и техники минимализма
в национальных музыкальных культурах]
Рагс Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства: Дис. в виде научного
доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. – М., 1998.
(Раздел «Акустика в музыкальной творческой деятельности», с. 50-53.)
Тарнопольский В. Мост между разлетающимися Галактиками: [беседа]
Вела Зейфас Н. // Муз. академия, 1993, N 2, с. 3-9. [Композитор о современных
тенденциях в современной музыке: школа Х. Лахенмана, IRKAM]
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 6.03.04