Дополнительные вопросы для ассистентов-стажеров по специальности "Домра"

История создания и развитие домры. Новые доказательства ее древнего происхождения
Конструктивные особенности домры
Физиологические аспекты домрового исполнительства
Формирование основ двигательной техники домриста. Аппликатурные принципы игры на домре. Различные педагогические подходы к этой проблеме
Освоение основных выразительных средств на домре (тембр, динамика, артикуляция)
Исполнение мелизмов на домре
Психологические особенности репетиционной и концертной деятельности домриста
Навыки ансамблевой игры в классе домры
Домра в оркестре русских народных инструментов
Переложения для домры скрипичных произведений
Проблемы переложения и исполнения на домре музыки различных эпох, стилей, художественных направлений, национальных школ
Обработки народных песен для домры
Становление и развитие крупной формы в домровом репертуре
Композиторы - создатели произведений для домры
Выдающиеся исполнители-домристы
Домрист и сценическое волнение
Выдающиеся педагоги-домристы. Развитие методической мысли
Конкурсы, фестивали исполнителей на народных инструментах

Из репертуарного списка домриста

Белошицкий. Подражание испанскому
Бирюков Н. Диптих для фомры и фортепиано
Будашкин Н. Концерт для 3-струнной домры с оркестром в 3-х частях (1946 г.) - мелкая техника, кантилена.
Егоров. Лирическая поэма (кантилена)
Корольчук. Сюита "Барокко" для домры и фортепиано
Кравченко Б. Концерт
Крючков Е.
        Каприс
        Прелюдия и Скерцо
Михеев. Семь характерных пьес для домры соло
Подгорный. Концерт № 1 для домры с оркестром
Пьянков В. Элегия для домры и фортепиано
Рогалев И.
        Концерт «Доменико Скарлатти»
        Рондо в старинном стиле
Тамарин М. Концерт для 3-струнной домры с оркестром р.н.и. в 3-х частях (мелкая техника, аккорды, двухголосие)
Тихонов А. Соната-соло
Цыганков А.
        Поэма памяти Д. Д. Шостаковича
        Пять каприсов в романтическом стиле
        Экспромт в стиле "кантри"
        Плясовые наигрыши
Шендерев Г. Концертино № 2
Шишаков Ю.
        Хороводная и Шуточная (а - кантилена двухголосие, б - виртуозная техника)
        2-й концерт для домры с оркестром р.н.и.
Шпенев. Импровизация на белорусскую тему

Фрескобальди Дж. (1583-1643) Токката
Витали Дж. Б. (ок. 1644-1692). Чакона для скрипки
Куперен Ф. (1668-1733). Маленькие ветряные мельницы (для клавира)
Вивальди А. (1678-1741)
        Концерт "Зима" из цикла "Времена года" f-moll в 3-х частях
        Лето
        A-dur (Энергетический)
Бах И. С. (1685-1750) Ария из оркестровой сюиты D-dur
        Концерт для скрипки a-moll, ч. 1
        Концерт для скрипки E-dur, ч. 1
Скарлатти Д. (1685-1757). Соната d-moll для клавесина
Глюк Х. (1714-87) Мелодия
Моцарт В. (1756-91)
        Концерт № 5 A-dur, ч. 1
        Турецкий марш
        Анданте для стеклянного пианино
Паганини Н. (1782-1840)
        Концерт № 1
        Концерт № 2
        Вариации на 1-ой струне на тему Россини
Мендельсон Ф. (1809-47) Концерт для скрипки E-dur, ч. 2, 3 (виртуозная техника, штрихи)
Шопен Ф. (1810-49) Ноктюрн Es-dur (кантилена)
Вагнер Р. (1813-83) Листок из альбома
Вьетан Г. (1820-81) Фантазия и каприс (кантилена, штрихи, фразировка, мелкая техника, мелизмы, октавная техника)
Венявский Г. (1835-1880)
        Легенда для скрипки
Сен-Санс К. (1835-1921)
        Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с орк.
Сарасате П. (1844-1908)
        Баскское каприччио (двойные ноты, аккордовая техника, флажолеты, сдергивания, кантилена, мелкая техника)
        Хабанера
        Цыганские напевы (для скрипки)
Таррега Ф. (1852-1909)
        Арагонская хота
Альбенис И. (1860-1909)
        Астурия
Сук Й. (1874-1935)
        Песнь любви
Равель М. (1875-1937)
        Павана на смерть Инфанты (тембр, 2-голосие, дыхание, кантилена)
        Цыганка. Фантазия для скрипки с орк.
Теодоракис М. (1925-*). Греческая сюита
Джоплин. Регтайм
П. де Лусия. Между двух вод
Пьяццола А. Смерть ангела

Бородин А. (1833-87) Половецкие пляски из оп. "Князь Игорь". Транскрипция Круглова (2-голосие, кантилена, мелкая техника, аккордовая техника)
Балакирев М. (1836/37-1910) Экспромт
Чайковский П. (1840-94)
        Марш из балета "Щелкунчик"
        Размышление для скрипки
Лядов А. (1855-1914) Музыкальная табакерка
Аренский А. (1861-1906) Романс
Рахманинов С. (1873-1943) Элегия (кантилена, двухголосие, октавная техника)
Прокофьев С. (1891-1953)
        Концерт № 1 (ч. 2)
        Концерт № 2 (ч. 3)
Стравинский И. (1882-1971) Итальянская сюита (штрихи, кантилена, двухголосие, мелизмы, октавы)
Хачатурян А. (1903-1978)
        Концерт для скрипки с орк., 2 и 3 части
Шостакович Д. (1906-75)
        Бурлеска (4 часть концерта для скрипки с орк.) = виртуоность, 2-голосие, аккордовая техника
Свиридов Г. (1915-1998) Вальс, Романс из «Музыкальных картин к кинофильму "Метель"»
Щедрин Р. (1932) Юмореска
Гаврилин А. (1939) Марш и Тарантелла из балета «Анюта»

Городовская В. Н. Обработки русских народных песен
Цыганков А. Обработки русских народных песен
        Перевоз Дуня держала

Литература (для ассистентов кафедры народных инструментов)

Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста
Алибаба (дис., рук. М. И. Имханицкий). Фольклорные традиции в современном репертуаре для балалайки.
Амиров Ш.С. Некоторые вопросы развития балалаечной техники // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Бардин А.Ю. Громкостные особенности многотембрового готово-выборного баяна: композиторское осмысление и слушательское восприятие. - С. // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989.
Басурманов А.П. Справочник баяниста. - 2М., 1987.
Благодатов Г. Русская гармоника. - М., 1960.
Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.,1975.
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая . Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1975.
Вольман Б. Гитара. 2-е издание. - М., 1980.
Вольман Б. Гитара в России. - Л., 1961.
Вольская Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Галактионов В. М. Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993. - 27 с. / Российская академия музыки им. Гнесиных.
Голубничий В. Исполнение полифонии на баяне // Музыкальное исполнительство и педагогика. Сб. трудов. Вып. 74 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Горбачев А. Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись, 1995. - 13 с.
Грановский Б. В. Андреев и его оркестр // С. М., 1959, № 7.
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Сб. трудов. Вып. 48. - М., 1980.
Илюхин А. Массовые музыкальные инструменты в ДМШ // С.М. № 7-8, 1935. (Авратинер. Микрофильм № 3)
Илюхин А. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. - Вып. 1 - М., 1969, вып., 2 - М., 1971.;
Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
Имханицкий М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. - М., 1981.
Имханицкий М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 125-173.
Имханицкий М.И. Творчество Юрия Шишакова. - М., 1976.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.
Климов. Совершенствование игры на 3-струнной домре
Колчева М. Просветительская деятельность В. В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 225-246.
Колчин Б. А. Гусли древнего Новгорода // Древняя Русь и славяне. - М., 1978.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1985.
Липс Ф. Главное - в наш  жанр пришли крупные композиторы // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 81
Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М., 1979.
Мирек А. И звучит гармоника. - М., 1979.
Музыкальная педагогика и испольнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов. Вып. 74. / ГМПИ им. Гнесиных / отв. редакторы: М.И.Имханицкий, В.П.Кузовлев. - М., 1984. - 152 с. * РГБ: XIV:208/74(75)
Нечепоренко П.И., Мельников С. Школа игры на балалайке. - М., 1990.
Новожилов В.В. Баян. Монография. - М.: Музыка, 1988. - 4 п.л.
Новожилов В.В. Особенность претворения тембровой сферы русского фольклорного инструментализма в современной баянной музыке: рук. деп. в НИО Информкультура РГБ. - 1995. - 2 п.л.
Новожилов В.В. Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна (конец 1950-х - 1980-е годы): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1996. - 24 с.
Оберюхтин М. Проблемы исполнительства на баяне. - М.: Музыка, 1889?
Оболенский П. Из воспоминаний о В. Андрееве // С. М., 1959, № 7.
Пересада А. Справочник балалаечника. - М., 1977.
Польшина А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов ХХ века.- М., 1978.
Польшина А. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже Х1Х-ХХ вв.- М., 1977
Поляновский Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество.-М.,1964
Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. - М.,1979.
Портреты баянистов. Ответственный редактор  М. И. Имханицкий. – М., 2001. – 300 с.
Свиридов. Основы методики обучения на 3-струнной домре
Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов.-М.,1962.
Соколов Ф. В. В.В.Андреев и его оркестр.- М., 1962.
Соколов Ф. В. Гусли звончатые. - М., 1959.
Соколов Ф. В. Русская народная балалайка.- М.,1962.
Ставицкий. Начальное обучение на домре
Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. - М., 1977.
Фаминцын А.С. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. - СПб., 1890.
Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. - СПб, 1891.
Чунин В.С. Школа игры на домре
Чунин В.С. Воспитание исполнителя на народных инструментах
Шишаков Ю. Народным инструментам - национальный репертуар.- Советская музыка, 1968, № 7.

Monichon P. L`accordeon. - P.: PUF, 1971. - 128 p.
Pujol Villarube E. La guitarra e su historia. - B. Aires, 1932.
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 6.03.04
Hosted by uCoz