Дополнительные вопросы для ассистентов-стажеров по специальности "Домра"
История создания и развитие домры. Новые доказательства ее древнего происхождения
Конструктивные особенности домры
Физиологические аспекты домрового исполнительства
Формирование основ двигательной техники домриста. Аппликатурные принципы
игры на домре. Различные педагогические подходы к этой проблеме
Освоение основных выразительных средств на домре (тембр, динамика,
артикуляция)
Исполнение мелизмов на домре
Психологические особенности репетиционной и концертной деятельности
домриста
Навыки ансамблевой игры в классе домры
Домра в оркестре русских народных инструментов
Переложения для домры скрипичных произведений
Проблемы переложения и исполнения на домре музыки различных эпох, стилей,
художественных направлений, национальных школ
Обработки народных песен для домры
Становление и развитие крупной формы в домровом репертуре
Композиторы - создатели произведений для домры
Выдающиеся исполнители-домристы
Домрист и сценическое волнение
Выдающиеся педагоги-домристы. Развитие методической мысли
Конкурсы, фестивали исполнителей на народных инструментах
Из репертуарного списка домриста
Белошицкий. Подражание испанскому
Бирюков Н. Диптих для фомры и фортепиано
Будашкин Н. Концерт для 3-струнной домры с оркестром в 3-х частях (1946
г.) - мелкая техника, кантилена.
Егоров. Лирическая поэма (кантилена)
Корольчук. Сюита "Барокко" для домры и фортепиано
Кравченко Б. Концерт
Крючков Е.
Каприс
Прелюдия и Скерцо
Михеев. Семь характерных пьес для домры соло
Подгорный. Концерт № 1 для домры с оркестром
Пьянков В. Элегия для домры и фортепиано
Рогалев И.
Концерт «Доменико Скарлатти»
Рондо в старинном стиле
Тамарин М. Концерт для 3-струнной домры с оркестром р.н.и. в 3-х частях
(мелкая техника, аккорды, двухголосие)
Тихонов А. Соната-соло
Цыганков А.
Поэма памяти Д. Д. Шостаковича
Пять каприсов в романтическом
стиле
Экспромт в стиле "кантри"
Плясовые наигрыши
Шендерев Г. Концертино № 2
Шишаков Ю.
Хороводная и Шуточная (а
- кантилена двухголосие, б - виртуозная техника)
2-й концерт для домры с
оркестром р.н.и.
Шпенев. Импровизация на белорусскую тему
Фрескобальди Дж. (1583-1643) Токката
Витали Дж. Б. (ок. 1644-1692). Чакона для скрипки
Куперен Ф. (1668-1733). Маленькие ветряные мельницы (для клавира)
Вивальди А. (1678-1741)
Концерт "Зима" из цикла
"Времена года" f-moll в 3-х частях
Лето
A-dur (Энергетический)
Бах И. С. (1685-1750) Ария из оркестровой сюиты D-dur
Концерт для скрипки a-moll,
ч. 1
Концерт для скрипки E-dur,
ч. 1
Скарлатти Д. (1685-1757). Соната d-moll для клавесина
Глюк Х. (1714-87) Мелодия
Моцарт В. (1756-91)
Концерт № 5 A-dur, ч. 1
Турецкий марш
Анданте для стеклянного
пианино
Паганини Н. (1782-1840)
Концерт № 1
Концерт № 2
Вариации на 1-ой струне
на тему Россини
Мендельсон Ф. (1809-47) Концерт для скрипки E-dur, ч. 2, 3 (виртуозная
техника, штрихи)
Шопен Ф. (1810-49) Ноктюрн Es-dur (кантилена)
Вагнер Р. (1813-83) Листок из альбома
Вьетан Г. (1820-81) Фантазия и каприс (кантилена, штрихи, фразировка,
мелкая техника, мелизмы, октавная техника)
Венявский Г. (1835-1880)
Легенда для скрипки
Сен-Санс К. (1835-1921)
Интродукция и рондо-каприччиозо
для скрипки с орк.
Сарасате П. (1844-1908)
Баскское каприччио (двойные
ноты, аккордовая техника, флажолеты, сдергивания, кантилена, мелкая техника)
Хабанера
Цыганские напевы (для скрипки)
Таррега Ф. (1852-1909)
Арагонская хота
Альбенис И. (1860-1909)
Астурия
Сук Й. (1874-1935)
Песнь любви
Равель М. (1875-1937)
Павана на смерть Инфанты
(тембр, 2-голосие, дыхание, кантилена)
Цыганка. Фантазия для скрипки
с орк.
Теодоракис М. (1925-*). Греческая сюита
Джоплин. Регтайм
П. де Лусия. Между двух вод
Пьяццола А. Смерть ангела
Бородин А. (1833-87) Половецкие пляски из оп. "Князь Игорь". Транскрипция
Круглова (2-голосие, кантилена, мелкая техника, аккордовая техника)
Балакирев М. (1836/37-1910) Экспромт
Чайковский П. (1840-94)
Марш из балета "Щелкунчик"
Размышление для скрипки
Лядов А. (1855-1914) Музыкальная табакерка
Аренский А. (1861-1906) Романс
Рахманинов С. (1873-1943) Элегия (кантилена, двухголосие, октавная
техника)
Прокофьев С. (1891-1953)
Концерт № 1 (ч. 2)
Концерт № 2 (ч. 3)
Стравинский И. (1882-1971) Итальянская сюита (штрихи, кантилена, двухголосие,
мелизмы, октавы)
Хачатурян А. (1903-1978)
Концерт для скрипки с орк.,
2 и 3 части
Шостакович Д. (1906-75)
Бурлеска (4 часть концерта
для скрипки с орк.) = виртуоность, 2-голосие, аккордовая техника
Свиридов Г. (1915-1998) Вальс, Романс из «Музыкальных картин к кинофильму
"Метель"»
Щедрин Р. (1932) Юмореска
Гаврилин А. (1939) Марш и Тарантелла из балета «Анюта»
Городовская В. Н. Обработки русских народных песен
Цыганков А. Обработки русских народных песен
Перевоз Дуня держала
Литература (для ассистентов кафедры народных инструментов)
Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста
Алибаба (дис., рук. М. И. Имханицкий). Фольклорные традиции в современном
репертуаре для балалайки.
Амиров Ш.С. Некоторые вопросы развития балалаечной техники // Вопросы
методики и теории исполнительнства на народных инструментах. Вып. 2. -
Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Бардин А.Ю. Громкостные особенности многотембрового готово-выборного
баяна: композиторское осмысление и слушательское восприятие. - С. // Музыкальное
произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник.
- Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989.
Басурманов А.П. Справочник баяниста. - 2М., 1987.
Благодатов Г. Русская гармоника. - М., 1960.
Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.,1975.
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая . Атлас музыкальных инструментов
народов СССР. - М., 1975.
Вольман Б. Гитара. 2-е издание. - М., 1980.
Вольман Б. Гитара в России. - Л., 1961.
Вольская Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на
домре // Вопросы методики и теории исполнительнства на народных инструментах.
Вып. 2. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.
Галактионов В. М. Слухо-двигательные основы академического баянного
исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993.
- 27 с. / Российская академия музыки им. Гнесиных.
Голубничий В. Исполнение полифонии на баяне // Музыкальное исполнительство
и педагогика. Сб. трудов. Вып. 74 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Горбачев А. Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись,
1995. - 13 с.
Грановский Б. В. Андреев и его оркестр // С. М., 1959, № 7.
Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального
воспитания баяниста. Сб. трудов. Вып. 48. - М., 1980.
Илюхин А. Массовые музыкальные инструменты в ДМШ // С.М. № 7-8, 1935.
(Авратинер. Микрофильм № 3)
Илюхин А. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных
музыкальных инструментах. - Вып. 1 - М., 1969, вып., 2 - М., 1971.;
Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
Имханицкий М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного
оркестра. - М., 1981.
Имханицкий М.И. Современная музыка для русского народного оркестра
и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства
и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 125-173.
Имханицкий М.И. Творчество Юрия Шишакова. - М., 1976.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. -
М., 1987.
Климов. Совершенствование игры на 3-струнной домре
Колчева М. Просветительская деятельность В. В.Андреева и его великорусского
оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып.
24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 225-246.
Колчин Б. А. Гусли древнего Новгорода // Древняя Русь и славяне. -
М., 1978.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1985.
Липс Ф. Главное - в наш жанр пришли крупные композиторы // Музыкальная
академия, № 3 - 2000 - 81
Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М., 1979.
Мирек А. И звучит гармоника. - М., 1979.
Музыкальная педагогика и испольнительство на русских народных инструментах:
Сб. трудов. Вып. 74. / ГМПИ им. Гнесиных / отв. редакторы: М.И.Имханицкий,
В.П.Кузовлев. - М., 1984. - 152 с. * РГБ: XIV:208/74(75)
Нечепоренко П.И., Мельников С. Школа игры на балалайке. - М., 1990.
Новожилов В.В. Баян. Монография. - М.: Музыка, 1988. - 4 п.л.
Новожилов В.В. Особенность претворения тембровой сферы русского фольклорного
инструментализма в современной баянной музыке: рук. деп. в НИО Информкультура
РГБ. - 1995. - 2 п.л.
Новожилов В.В. Претворение русского инструментального фольклора в современной
музыке для баяна (конец 1950-х - 1980-е годы): Автореф. дис. ... канд.
искусствоведения. - М., 1996. - 24 с.
Оберюхтин М. Проблемы исполнительства на баяне. - М.: Музыка, 1889?
Оболенский П. Из воспоминаний о В. Андрееве // С. М., 1959, № 7.
Пересада А. Справочник балалаечника. - М., 1977.
Польшина А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов
ХХ века.- М., 1978.
Польшина А. Формирование оркестра русских народных инструментов на
рубеже Х1Х-ХХ вв.- М., 1977
Поляновский Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество.-М.,1964
Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. - М.,1979.
Портреты баянистов. Ответственный редактор М. И. Имханицкий.
– М., 2001. – 300 с.
Свиридов. Основы методики обучения на 3-струнной домре
Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов.-М.,1962.
Соколов Ф. В. В.В.Андреев и его оркестр.- М., 1962.
Соколов Ф. В. Гусли звончатые. - М., 1959.
Соколов Ф. В. Русская народная балалайка.- М.,1962.
Ставицкий. Начальное обучение на домре
Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного
баяна. - М., 1977.
Фаминцын А.С. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. - СПб.,
1890.
Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа.
- СПб, 1891.
Чунин В.С. Школа игры на домре
Чунин В.С. Воспитание исполнителя на народных инструментах
Шишаков Ю. Народным инструментам - национальный репертуар.- Советская
музыка, 1968, № 7.
Monichon P. L`accordeon. - P.: PUF, 1971. - 128 p.
Pujol Villarube E. La guitarra e su historia. - B. Aires, 1932.
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 6.03.04