КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ
1. Вопросы совместного музицирования (психологические и организационные
аспекты)
2. Специфика ансамблевого исполнительства
3. Характерные особенности мышления ансамблиста
4. Интонация и звукоизвлечение при ансамблевом исполнительстве
5. Синхронность звучания при ансамблевом исполнении
6. Динамика в ансамблевом исполнении
7. Штрихи в при ансамблевом исполнении
8. Принципы подбора репертуара в классах камерного ансамбля
9. Изучение ансамблевой партитуры
11. История зарубежного ансамблевого исполнительства
12. История отечественного ансамблевого исполнительства
13. История советского ансамблевого исполнительства
16. Ансамблевая педагогика (исторический опыт, современная практика)
17. Воспитание артистизма и навыков совместного музицирования
18. Формирование полифонического мышления ансамблиста
+ Вопросы по истории ансамблевого письма по избранному исполнительскому
профилю
ЛИТЕРАТУРА
Общие вопросы
Асафьев Б. Современный инструментализм и культура ансамбля. Подп.: Игорь
Глебов . — В кн.: Новая музыка.
Сборник 3: Современный инструментализм. Л.: Тритон, 1927, с. 5—9.
Будагян А. Из истории армянской скрипичной сонаты. — В кн.: Из истории
музыки XX века. M.: Музыка, 1971, с. 131—148.
Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 2. Ред.- сост. В.И.Руденко.
- М.: Музыка, 1980. - 160 с.
Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. M.: Музгиз, 1960.
Гаккель Л. Ансамбль // Муз. энциклопедия. Т. 1. - М., 1973.
Гаккель Л. Камерная музыка: явления и проблемы // Гаккель Л. Декабрьские
лекции. - М., 1991.
Гинзбург Л. Камерная музыка в современной музыкальной практике. – М.,
1978.
Готлиб А. Заметки о чтении с листа // Сов. музыка, 1958, № 3.
Готлиб А. О преподавании камерного ансамбля // Сов. музыка, 1960, №
5.
Готлиб А. Искусство ансамбля // Сов. музыка, 1967, № 2.
Готлиб А. Основы техники совместного исполнительства. - М., Музыка,
1971. - 94 с.
От автора 2
Специфика совместного исполнительства 3
Синхронность звучания 22
Динамика в ансамблевом исполнении 50
Штрихи 64
Григорян А. Заметки преподавателя квартетного класса // Камерный ансамбль.
Сост. К.Х.Аджемов. - М., 1979.
Гусев В. Психология коллективного творчества // Сотружество наук и
тайны творчества. Под. ред. Б.С.Мейлаха. -
М., 1968.
Давидян Р. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства - теоретические
основы, практический опыт. - М.,
1984. * 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1994. - 318 с.
Из истории отечественного квартетного исполнительства
Советское квартетное исполнительство
Исполнительские компоненты квартетного музицирования
Психологические проблемы квартетного музицирования
Квартетная педагогика: исторический опыт, современная практика
К изучению и интерпретации квартетной музыки
Из программы квартетных классов музыкальных вузов
Жук И. Размышляя о квартетном исполнительстве... (Записал К. Иванов)
// Сов. музыка, 1973, № 12.
Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сб. статей. Сост.
К.Х.Аджемов. - М., 1979.
Кучакевич К.В. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля //
Методические записки по вопросам
музыкального образования. Вып. 3. - М.: Музыка, 1991. - С. 50-59.
Леонова М. Первый всесоюзный конкурс струнных квартетов // Из прошлого
советской музыкальной культуры. -
М., 1975.
Мавриди Ф. Организация учебного процесса в квартетном классе \\ Вопросы
истории и теории музыки
Казахстана. Сборник статей. - Алма-Ата: Лнер, 1984. - С. 252-163.
Мильман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве.
– М., 1978.
Миронов Л. Н.
Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989.
Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века
(1890-1917, 1917-1945). - Л.: СК, 1986.
Раабен Л. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля.
Радость взаимопонимания. Беседы для двух скрипок, альта, виолончели
и музыкального критика. Записал
Г.Шохман // Сов. музыка, 1984, № 2.
Ступель А. В мире камерной музыки. Изд. 2-е. - Л., 1970.
Коллективы
Аджемов К. Трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий // С.М., 1957/5.
Вайнкоп Ю. Квартет имени Глазунова. - Л., 1940.
Палферов Я.Я. Пять лет художественной деятельности "Всеукраинского
государственного смычкового квартета
имени Жана Баттиста Вильема". - Харьков, 1926.
Раабен Л. Квартет имени Глазунова // С. М., 1959, № 4.
Раабен Л. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. -
Л., 1964.
Тактакишвили Г. М. К истории струнного квартета и фортепианного трио
в Грузии. - Тб., 1973.
Торджян Х. Квартет имени Комитаса // Сов. музыка, 1939, № 1.
Хучуа П. Государственный квартет Грузии. - Тб., 1959.
Ямпольский И. Квартет имени Вильема // Сов. музыка, 1936, № 8.
Ямпольский И. Квартет имени Бетховена. - М., 1963.
Стиль, интерпретация
Русская камерно-ансамблевая музыка в вузе. Проблемы интерпретации.
Литература о камерной музыке
Бялый И.Е. Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного
трио. - Л., 1981.
Бялый И. Е. Из истории фортепианного трио: Генезис и становления жанра.
- М.: Музыка, 1989.
Гайдамович Т. Виолончельные сонаты Бетховена
Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. - Л., 1979.
Бондурянский. Фортепианные трио Брамса: дис. - М., 1989.
Крейн Ю. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля. - М.,
1970.
Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М.: Музгиз,
1961. #
Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века.
- Л.: СК, 1986. - 200 с. #
Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М.: Музгиз,
1961. #
Гайдамович Т. Русское фортепианное трио. - М.: Музыка, 1993.
Доброхотов Б. А.А.Алябьев. Камерно-инструментальное творчество. - Л.:
1948.
Раабен Л. Камерно-инструментальные сочинения // Глазунов. Т. 1. - Л.,
1959.
Гайдамович Т. Заметки об элегическом стиле (?) Рахманинова // Камерный
ансамбль. - М., 1979.
Чернявский *.*. Забытые страницы русской камерной музыки 1-ой половины
ХХ века (н/м работа за 1997)
Сорокер Я. Камерно-инструментальные ансамбли С.Прокофьева. - М., 1973.
Холопова В.Н. Предисловие к изд.: Прокофьев С. Два квартета для двух
скрипок, альта и виолончели. Партитура.
- М., 1963.
Бобровский В.П. Камерные инструментальные ансамбли Шостаковича. - М.,
1961.
См. также вопросы и литературу по специальности "Концертмейстерское
искусство"
Списки произведений для анализа
Скрипка и фортепиано
Бах И.С. Сонаты для скрипки и фортепеано, №№ 1-6
Гендель Г.Ф. Соната для скрипки и ф-но № 2, g-moll
Гайдн Й. Соната для скрипки и ф-но G-dur
Моцарт В.А. Сонаты для скрипки и ф-но #
Детские KV 6. C-dur
KV 7. D-dur
KV 9. G-dur
KV 11. G-dur
KV 13. F-dur
KV 14. C-dur
KV 28. C-dur
KV 29. D-dur
I. 1. KV 296. C-dur
2. KV 301. G-dur
3. KV 302. Es-dur
4. KV 303. C-dur
5. KV 304. e-moll
6. KV 305. A-dur
7. KV 306. D-dur
8. KV 376. F-dur
9. KV 377. F-dur
10. KV 378. B-dur
II. 11. KV 379. e-moll
12. KV 380. Es-dur
13. KV 454. B-dur
14. KV 481. Es-dur
15. KV 526. A-dur
16. KV 547. F-dur
Моцарт В. Двенадцать вариаций на тему: La Bergere Celimene KV 359
Шесть вариаций на тему: Helas, j`ai perdu mon amant KV 360
Andante A-dur KV 402
Allegro B-dur KV 570
Бетховен Л. Сонаты для скрипки и ф-но #
I. 1. Op. 12 № 1 D-dur
2. Op. 12 № 2 A-dur
3. Op. 12 №3 Es-dur
4. Op. 23 a-moll
5. Op. 24 F-dur
II. 6. Op. 30 № 1 A-dur
7. Op. 30 № 2 c-moll
8. Op. 30 № 3 G-dur
9. Op. 47 A-dur (Крейцерова)
10. Op. 96 G-dur
Шуберт Ф. Соната для скрипки и ф-но a-moll
Сонатина для скрипки и ф-но g-moll
Дуэт для скрипки и ф-но А-dur
Интродукция и вариации для скрипки и ф-но
Фантазия для скрипки и ф-но
Шуман Р. Соната для скрипки и ф-но a-moll op. 105
Фантастические пьесы для скрипки и ф-но
Брамс И. Сонаты для скрипки и ф-но
Соната № 1. Op. 78 G-dur
Соната № 2. Op. 100 A-dur
Соната № 3. Op. 108 F-dur
Григ Э. Сонаты для скрипки и ф-но
Франк. Соната для скрипки и ф-но
Дебюсси К. Соната для скрипки и ф-но
Равель М. Соната для скрипки и ф-но
Пуленк Ф. Соната для скрипки и ф-но
Респиги О. Соната для скрипки и фортепиано h-moll (1917) #
Барток Б. Соната для скрипки и ф-но № 1
Айвс Чарлз (1897 - 1954). Трио для скрипки, виолончели и ф-но
Копленд Аарон (1900 - *). Соната для скрипки и фортепиано
Мессиан Оливье (1908 - 1992). Тема с вариациями для скрипки и ф-но
Лютославский В. (1913 - 94). Subito for Violon and Piano (1992) #
Стравинский И. Концертный дуэт для скрипки и ф-но
Итальянская сюита "Пульчинелла" для скрипки и ф-но
Прокофьев С. Соната для скрипки и ф-но № 1
Хачатурян А. Соната для скрипки и ф-но
Шнитке А. Соната для скрипки и ф-но
Альт и фортепиано
Бах И.С. Три сонаты для виолы да гамба и чембало
Боккерини Л. (1743-1805). Сонаты для виолончели и ф-п (передложения)
Мартини Д.Б. (1706-84). Сонаты
Шуберт Ф. "Арпеджионе" для альта и ф-но
Шуман Р. Четыре пьесы для альта и фортепиано, ор. 113
Мендельсон Ф. Соната для альта и фортепиано, c-moll
Брамс И. Сонаты для альта и ф-но. Ор. 120. № 1 f-moll, № 2, Es-dur
Дебюсси К. Соната для флейты, альта и арфы
Онеггер А. Соната для альта и ф-п
Мийо . Соната для альта и фортепиано
Хиндемит П. Соната-фантазия для альта и ф-но, op. 11
Соната для альта и ф-но C-dur op.25
Мартину Б. (1890 - 1959). Соната для альта и ф-п
Бриттен Б. ( Lachrimae для альта и ф-п
Блисс. Соната для альта и ф-но
Геништа. Соната для альта и ф-п
Глинка М. Неоконченная соната для альта и ф-п
Рубинштейн А. Соната для альта и ф-п
Винклер А.А. (1865-1935). Соната для альта и фортепиано
Юон П.Ф. (1872-1940). Соната для альта и фортепиано
Василенко С. (1872-1956). Соната для альта и ф-п
Шостакович Д. Соната для альта и ф-но
Фрид. Соната для альта и ф-но
Головин. Соната для альта и ф-п
Моцарт В.А. Трио для кларнета (или альта), скрипки и фортепиано, Es-dur
Брамс Й. Трио для кларнета (или альта), виолончели и фортепиано, ор.
114
Брамс Й. Трио для валторны(или альта), скрипики и фортепиано, Es-dur
Старинный камерный репертуар с альтом:
Stamitz
Breval
Cambini
Kreutzer
Neubauer
Rolla
Bruni
Haydn J
Haydn M.
Pleyel Ignace
Mozart (K 320)
Бакс А. (1883-1953). Трио для флейты, альта и арфы
Виолончель и фортепиано
Бах И.С. Сонаты для виолончели и клавира
Бетховен Л. Сонаты для виолончели и ф-но
Op. 5 № 1,2
Op. 102 № 1,2
Мендельсон Ф. Соната для виолончели и ф-но № 2 D-dur
Брамс И. Сонаты для виолончели и ф-но № 1, 2
Op. 38 e-moll
Op. 99 F-dur
Григ Э. Соната для виолончели и фортепиано
Дебюсси К. Соната для виолончели и ф-но d-moll
Мартину. Соната для виолончели и фортепиано
Хиндемит П. Пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 8, 11
Соната для виолончели и фортепиано, соч. 11 № 3
Пуленк Ф. Соната для виолончели и фортепиано
Бриттен. Соната для виолончели и фортепиано
Рахманинов С.В. Соната для виолончели и ф-но g-moll
Шостакович Д. Соната для виолончели и ф-но
Вайнберг М. Соната № 2 для виолончели и фортепиано, соч. 63 #
Чайковский Б. Соната для виолончели и фортепиано
Шнитке А. Соната для виолончели и ф-но
Трио
Бетховен Л. Трио для скрипки, виолончели и ф-но D-dur
Гайдн Й. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано C-dur
Моцарт В. Трио a-moll
Бетховен Л. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Es-dur, соч.70
№ 2
Шуберт Ф. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Es-dur op. 100
Брамс И. Трио для ф-но, скрипки и виолончели C-dur Op.87
Равель М. Трио для скрипки, виолончели и ф-но
Чайковский П.И. Трио для скрипки, виолончели и ф-но "Памяти великого
художника"
Пабст П.А. (1854-97). Трио для скрипки, виолончели и фортепиано
Гречанинов А.Т. (1864-1956). Трио c-moll
Рахманинов С.В. Элегическое трио для скрипки, виолончели и ф-но
Юон П.Ф. (1872-1940). Трио
Шостакович Д. Трио для скрипки, виолончели и ф-но ми минор
Чайковский Б. Трио
Квартеты
Buxtehude D. (1637-1707). Sonata ex G a 3 (violon1, 2, viola da Gamba,
Basso)
Brant Per (1714-1767 - швед). Sinfonia in D-minor (2 скр., Viola, Basso)
Messiaen O.(1908-1996). Quatuor pour la fin du Temps (violon, clarinette
en si b, violoncelle et piano).
Liturgie de cristal. - Vocalise,
pour l'Ange qui annonce la fin du Temps. - Abi^me des oiseaux. - Interme`de.
- Luange a` l'E'ternite` de Je'sus. - Danse de la fureur pour les sept
trompettes. - Fouillis d'arcs-en-ciel, pour l'Ange qui annonce la fin du
Temps. - Louange a` l'immortalite' de Je'sus.
Фортепианные квартеты
Моцарт В.А. Квартеты для ф-но, скрипки и виолончели g, Es
Брамс И. Квартеты для ф-но, скрипки, альта и виолончели c-moll op 60
Танеев С.И. Квартет для ф-но, скрипки, альта и виолончели E-dur
Гнесин М.Ф. Фортепианный квартет
Квинтеты
Дворжак. Фортепианный квинтет соч. 81
Франк. Квинтет
Аренский С. Квинтет для 2-х скрипок, альта, виолончели и ф-но
Вайнберг М. Фортепианный квинтет соч. 18
Духовые
Бах И.С. Сонаты для флейты и ф-но, №№ 1-2
Гайдн Й. Соната для трубы и фортепиано
Брамс Й. Соната для кларнета и ф-но № 1
Трио Es-dur для скрипки, валторны и ф-но
Сен-Санс. Соната для кларнета и ф-но
Пуленк Ф. Соната для гобоя и ф-но
Матрину. Соната для трубы и фортепиано
Хиндемит. Соната для трубы и фортепиано
Пьесы для пяти инструментов (ф-но, кларнет, скрипка, контрабас, труба)
Боллинг. Сюита в стиле барокко для флейты и ф-но
Гуссенс (Англия) 5 пьес "От отдыха" для фортепиано, виолончели и флейты
Глинка М. Патетическое трио для кларнета, фагота и ф-но
Смирнов. Соната-баллада для трубы
Голос
Метнер. Соната-вокализ для голоса и фортепиано
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 13.01.04