Материалы для ассистентов-стажеров по специальности

НАРОДНОЕ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

ВОПРОСЫ к экзамену

Народная песенная культура как зеркало жизни, быта и истории народа, его духовного мира, нравственных идеалов
Эстетика русского народного пения
Значение национальной фольклорной традиции для исполнительской
деятельности, сохранения и возрождения русской певческой культуры
Крестьянская и городская русские песенные традиции
Основные типы интонирования в русской песенной культуре: сказовый, плачевый и песенный. Их претворение в авторских произведениях для народно-го пения
Особенности ритмической организации в традиционном пласте русской песенности
Региональные традиции в русском народной музыкальном искусстве
Областные стили русского народного многоголосия
Собиратели русского песенного фольклора, их историческая роль в сохранении и развитии народно-песенного искусства
Сборники русских народных песен
Народные песни в творчестве русских композиторов
Обработка народной песни для народного хора и фольклорного ансамбля
Основные этапы в развитии исполнительского искусства в области народ-ного пения
Жанровые особенности и современные формы русского народно-певческого исполнения
Отношение композитора к фольклору
Жанровые особенности музыки для народного пения
Вокально-хоровая организация народного хора
Стилевые особенности современного народно-певческого исполнительства
Комплексный характер народно-певческого исполнительства. Основные принципы сценического воплощения песенного фольклора
Сотворчество и взаимодействие с публикой в народно-певческом исполни-тельстве
Выдающиеся исполнители - мастера народного пения. Критический анализ их репертуара и исполнительских средств
Соотношение народных традиций и творческой индивидуальности испол-нителя
Профессиональные и самодеятельные русские народные хоры, их концерт-но-исполнительская деятельность
Роль В.Захарова в развитии русского народно-хорового творчества и испол-нительства
Методика работы с русским народным хором
Организация народного хора и отбор исполнителей
Формирование репертуара русского народного хора
Основные принципы вокального воспитания народных певцов
Развитие артистичеких данных через постижение драматургии народной песни
Вопросы импровизации и работа руководителя хора с творческими группа-ми
 

Примерные планы ответов на некоторые вопросы

Эстетика русского народного пения
Отражение народной жизни, народной психологии
Образные сферы, жанры народной песенности
Соотношение О-И, традиционного и новаторского
Язык - комплексность, характер звучания
Слово и музыка в народном пении
Действо
Сюжетность, сюитность
Звуковой идеал
Звуковедение
Нравственные ценности (!)
Воспроизведение - трансформация
Сценичность / концертность
Народное и академическое
Общерусское и региональное, местное

Отношение композитора к фольклору
(жанровые особенности музыки для народного пения)
Обработка народной песни
Использование фольклорных песенных жанров
                А.Киселев. Величальные песни
                Е.Родыгин. Как у дедушки Петра
Цитирование
                В.Шибаев. Звонили звоны
Стилизация
               А.Ларин. Ты рябина же, рябинушка
Опора на интонационно-ладовые, ритмо-синтаксические особенности

Специфический характер народного многоголосия
Современные многоканальные записи как основа его изучения
Устройство народного ансамбля: наличие голосовых партий и их вариант-ное воплощение исполнителями
Критерии определения типов многоголосия: количество партий, их ладово-мелодическая структура, тембровое соотношение
Принципы регистрового удвоения голосовых партий
Основные типы и виды многоголосия в русской песенности
                гетерофония (монодийного типа и вариантная)
                бурдонные виды (двухголосие с бурдоном, трехголосие с бурдонной рамкой)
Функциональное двухголосие (с "дишкантом", "подводкой" и др.)
Претворение особенностей народного многоголосия в авторских произве-дениях для народного пения

Типические особенности народно-певческого исполнительства
Достижение простоты, естественности, характерности пения
Творческий, импровизационный характер
Способы звукообразования
Инструментальная ровность звучания голоса
Диалектность текстов
Разговорная манера произношения
                Выразительно-осмысленное произношение слов
                Раскрытие "подтекста" слов
Особые исполнительские приемы
Игра словом и звуком
                ОЛОЛОЛЛОЛЛЛОЛ

Способы воспроизведения мелизмов
                 Звуковые скаты на окончаниях фраз
                 Огласовка согласных
Средства выразительности: интонационные, тембровые, динамические
Преодоление общепринятых певческих диапазонов, его звучание в естест-венной и удобной для данного исполнителя тесситуре, яркая выраженность ин-дивидуальности тембра

Выдающиеся мастера народного пения
Анастасия Глинкина
Мария Мардасова
Ковалева Ольга Васильевна (1881-1962) = МЭС
Русланова Лидия Андреевна (1900-1973) = МЭС
Зыкина Людмила Георгиевна (1929) = МЭС
Бабкина Надежда
Дмитрий Покровский (ансамбль)

Выдающиеся исполнители русской народной песни -
певцы академической русской школы
Ф. Шаляпин
А. Нежданова

Аспекты анализа вокального произведения

Музыкальный и поэтический (речевой) метроритм, их соотношение
Интонации музыкальной и словесной речи
Синтаксис в тексте и музыкальная фразировка
Строфическая организация текста и музыкальная форма
Роль инструментального сопровождения
Образно-смысловые особенности поэтического текста и музыки

Своеобразие анализа фольклорного произведения
Выявление моделей, лежащих в его основе
Ритм стиха
Ритм напева
Лад
Мелодическая композиция
Форма многоголосия
Взаимосвязь перечисленных компонентов
Выявление типа напева
Национальные и региональные признаки напева

Дополнительная литература для ассистентов по специальности "НАРОДНОЕ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава V)
Анализ вокальных произведений / Отв. ред. О. Коловский. - Л., 1988.
Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое во-площение фольклора
                    Оглавление:
                    1. Предпосылки возникновения фольклорных ансамблей как направ-ления. Развитие фольклорного
                        направления
                    2. Репертуар фольклорного ансамбля
                    3. Жанровые особенности и современные формы русского народно-певческого исполнения
                    4. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора
                    5. Обработка народной песни для народного хора и ансамбля фольк-лорной песни
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация.
Астрова В.О. О некоторых специфических задачах певца - исполнителя рус-ской музыки // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 61-64.
Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. - М.: Музгиз, 1962.
Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения: Лекция по курсу анализа музыкальных произведений. - М., 1981. (ГМПИ им. Гнесиных)
Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1-3. - М., 1972-1978.
Гиппиус Е. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. - Л., 1980.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики
Егоров А. Теория и практика работы с хором
Живов В. Беречь культуру народного пения // С.М., 1966/5
Земцовский И. Русская протяжная песня. - Л., 19...
Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л., 1978.
Калугина Н. Методика работы с русским народным хором.
Канн-Новикова Е. Евгения Линева. - М.: Музгиз, 1952.
Климов А. Основы русского народного танца.
Копосов А. Народным хорам жить! // С. М., 1968, № 4. - С. 65 - 70.
Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - М., 1978.
Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Предисловие к вып. 1, 1904.
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры
Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Создание замысла сценической постановки: Методическое пособие. - 1983.
Мешко Н.К. Вокальная работа с народными певцами / Клубные вечера. Вып. 11. - М.: 1976.
Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. - М.: НОУ "Луч", 1996. - 43 с.
Мешко Н.К. (Программа по обучению сольному народному пению: Общие вопросы, методика)
Мешко Н. Система распеваний, как основное звено профессиональной шко-лы народного пения. - Рукопись, РАМ 1995 - 60 с.
Пасхалов В. М.Е.Пятницкий и история возникновения его хора // С.М. Сб. статей. 1944, № 2.
Пашина Е. Сценическая интерпретация русского песенного фольклора (диссертация). Рук. Шамина Е.В.)
Театр - из обряда
Народное действо / Скоморошье действо
Руднева А.В. Русское народное творчество. Очерки по теории фольклора. - М.: Композитор, 1994. - 224 с.
                  Взаимосвязь стиха и напева
                  Ладовое строение РНП
                  Обиходный лад в РНП
                  Об эволюции стиля в народном творчестве
                  О жанрово-стилистическом анализе РНП
                  Русское народное хоровое исполнительство
Сохранение и развитие народно-певческих традиций: Сб. научных трудов. Вып.86 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986.
Традиционный фольклор в современной художественной жизни: Сб. трудов ЛГИТМИК. - Л., 1984.
Фольклор и фольклоризм. Вып 1-2 / ЛГИТМиК. - Л.
Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1981.
Шамина Л. В. Теоретико-методологические основы обучения русскому на-родному певческому искусству: дис. ... докт. пед. наук.
Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном ис-кусстве // Музыкальная фольклористика. - М., 1986.

Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. - Л.: Музгиз, 1961. - 157 с.
Евсеев С.В. Русская народная полифония. Учебное пособие. - М.: Музгиз, 1960. - 128 с.
Истомин И. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. - М.: СК, 1985. - 183 с.
Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. - М.: Музгиз, 1961. - 91 с.
Кулаковский Л. О русском народном многоголосии. - М.: Музгиз, 1951. - 113 с.
Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. - М., 1983.
Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969.

Музыкальный материал для анализа
# Желательно включить:
фольклорные образцы (можно привлечь расшифровки экспедиционных записей)
обработки народных песен
авторские сочинения для народного пения

Песни различных областей России
 - Северная традиция
 - Центральная Россия, Подмосковье
 - Традиция южных областей
 - Песни казаков в различных регионах
 - Песни Урала и Сибири
 - Поволжье
 - Западный регион

 Балакирев М. А. Сборники обработок русских народных песен
 Бачинская Н. Народные песни Орловской области. - М., 1964.
 Енговатова М. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. Из коллекции фольклориста. - М., 1981.
 Русские народные песни в обработке В.Захарова. Для голоса и хора
без сопровождения и в сопровождении фортепиано (баян). Составитель А.Широков. - М.: СК, 1971.
 Калинка. Русские народные песни для высокого голоса в сопровождении фортепиано. - М., 1987.
 Калугина Н. Хрестоматия по советской хоровой литературе для русских народных хоров. Вып. 1-2. - М., 1981, 1982.
 Левашов. Александрийский централ / Есть на Волге утес / Вниз по матушке, по Волге / В камышах лебедушка (и др.)
 Народные песни Брянщины / Вступ. статья, сост. и примечания Г. Лукьяновой. - Брянск, 1972.
 Произведения советских композиторов для народного голоса без сопровождения. Вып. 1-7.
 Пушкина С. По следам Пальчикова. Из коллекции фольклориста. - М., 1978.
 Пьянкова С. Свадебные песни родины Глинки. Из коллекции фолклориста. - М., 1977.
 Пятницкий М.Е. Горы воробьевские / Уж вы, ночи / Не одна во поле дороженька (и др.)
 Репертуар народного певца для голоса без сопровождения и в сопровождении фортепиано (или другого инструмента). Вып. 1, 2. / Сост. Л. Шамина. - М., 1988.
 Руднева А. Песни Кировской области, записанные от А. А. Кениной. Из коллекции фольклориста. - М., 1977.
 Руднева А. Песни Смоленской области, записанные от Е. К. Щеткиной. Из коллекции фольклориста. - М., 1977.
 Руднева А., Щуров В. Русские народные песни в многомикрофонной записи. - М., 1979.
 Сборник обработок народных песен С.Прокофьева
 Сборник песен Московской области
 Сборник песен Л.А.Руслановой

 Авторские произведения
 Захаров В. Вдоль деревни / Дороженька / Зелеными просторами / Ой, туманы мои, растуманы / Провожание / Русская красавица
 Киселев А. Величальные песни
 Левашов. На вечные времена / Над Москвой-рекой заря
 Маслов Ф. Летела гагара
 Мешко Н.К. Заклинание о русской земле
 Мосолов А. Вечный огонь / Есть на Волге города / Колыбельная / Степи / Хоры a capella для народного хора на стихи Есенина
 Мурадели. Доброе утро, Россия
 Поликарпов Н. За Двиной за Северной
 Пономаренко Г. Ивушка
 Попов Е. Над окошком месяц
 Родыгин Е. Уральская рябинушка

 Циклические произведения для народного пения
 Абрамский А. На земле доброй
 Оратория "Человек идет"
 Киселев А. Величальные песни
 Лядов А. Обработки народных песен "Рано, цветик" и "Уж я сеяла ленок" для хора
 Маслов Ф. Смоленская сюита
 Щедрин Р. Ленин в сердце народном (?)

 Театрализованные жанры для народного пения

 Применение народного хора в опере
 Кузнецова Ж. Авдотья-рязаночка / Календарные песни
 Смирнова Т. Сказание о Братани
 Щедрин Р. Мертвые души

 Зарубежные исполнители народной песни
 Парра (Parra) Виолетта (1917-67) - чилийская фольклористка, композитор, исполнительница песен. = ЭМС
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 22.01.04
Hosted by uCoz