ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

          Список вопросов по специальности духовые инструменты

Состояние науки об исполнительстве на духовых инструментах.
Психофизиологические основы исполнительства на духовых инструментах
Основные элементы современной постановки амбушюра духовика
     а) учет индивидуальных факторов музыканта-духовика при постановке губного аппарата (амбушюра)
     б) исполнительское дыхание
     в) развитие губного аппарата и техника языка
     г) развитие техники пальцев
Специфика исполнительского дыхания музыканта-духовика
     а) исполнительский вдох
     б) грудной вдох
     в) брюшной вдох
     г) смешанный или грудобрюшной вдох
     д) исполнительский выдох
Методика обучения игре на духовых инструментах
     а) организация приемных испытаний
     б) урок как основная форма занятий с учеником
     в) работа над инструктивным материалом
     г) работа над музыкальным произведением
     д) работа над ансамблевой, оркестровой литературой и развитие навыков чтения с листа
     е) особенности сольного и оркестрового исполнительства
     ж) краткий обзор отечественной и зарубежных школ, педагогической литературы для духовых инструментов

                      История исполнительства на духовых инструментах

Зарубежное исполнительство на духовых инструментах
1. Инструменты периода первобытно-общиннного строя и древнего мира
2. Духовые инструменты в эпоху средневековья
3. Духовое инструментальное искусство эпохзи Возрождения
4. Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.
5. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в.
6. Становление духовых инструментов в оркестрово-исполнительской культуре XVIII в.
7. Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы
8. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков
9. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в.
10. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в.
11. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX - начале ХХ в.
12. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов
13. Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители

История отечественного исполнительства на духовых инструментах
14. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах
15. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв.
16. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков
17. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
18. Становление советской школы игры на духовых инструментах
19. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны
20. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов
21. Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период (после 1945 г.)
22. Крупнейшие отечественные педагоги

   Литература по вопросам исполнительства на духовых инструментах

Абаджян Г. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального
индикатора // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983.
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1985.
Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре
на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
Апатский В. Теория и практика игры на духовых инструментах
Беленов Л.Д. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах в консерваториях Франции // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 139-158 / ГМПИ им. Гнесиных.
Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет,
валторна, фагот) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 146-167.
Волков В. Работа над чистотой строя при игре на духовых инструментах. - Минск, 1982.
Волков Н.В. Теория специальности (кларнет). Программа для слушателей ФПК. - М., 1989 / ГМПИ им. Гнесиных.
Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых
духовых инструментах) // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - С. 50-75.
Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычкового духового инструмента и задача исполнителя по ее
управлению. - М., 1983. - 19 с. - Рукопись предст. ГМПИ им. Гнесиных. Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки
СССР им. В.И.Ленина 27 июля 1983 г., № 521.
Горбачев В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Вып. 2. - М., 1966.
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 101 с. * 1966.
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1962. * 1973.
Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.,
1976.
Диков Б., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: ВДФ, 1959. - 91 с.
Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 2. - М., 1966.
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных,
вып. 45. - М., 1979.
Карауловский Н.И. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 45. - М., 1979.
Магомедов А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - Баку: Азмузгиз, 1962. - 67 с.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинского. (Вып. 1). - М., 1964.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Ю. Усова. Вып. 2. - М., 1966; Вып. 3. - М., 1971;
Вып. 4. - М., 1976.
Модр А. Музыкальные инструменты
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1958.
Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении игре на духовых инструментах // В
помощь военному дирижеру. Вып. 29. - М., 1994.
Рагс Ю.Н. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки Моск.
гос. консерватории им. П.И.Чайковского. - М.: Музгиз, 1960. - С. 338-355. # (на примере духовых инструментов)
Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1938.
Розенберг А. К истории обучения игре на духовых инструментах в
России XVIII века // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1976. - С. 266-286.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1866-1916) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Вып. 2. Под ред. Ю.Усова. - М., 1966.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1916-1967) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.
Усов Ю. Современная зарубежная литература для духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Очерки, вып. 4. Под ред. Ю.Усова. - М., 1976.
Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования
// Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.
Федотов А., Плахоцкий В. О возможностях чистого интонирования при игре на духлвых инструментах //
Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. 1. - М., 1964. - С. 56-78.
Фиготин М.И. Проблемы совершенствования интонации исполнителей-духовиков с помощью компьютерной
техники // MUSOBR2 Из тематики выступлений
Ягудин Ю. О развитии выразительности звука // Метолика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.

Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128.

История исполнительства на духовых инструментах

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л., 1973.
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры (часть вторая). - Л., 1983.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории: Очерки. - М., 1979.
Модр А. Музыкальная культура древнего мира
Платонов Н. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове. Портреты советских исполнителей на духовых
инструментах.
Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 103. - М.,
1990.
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 200 с. * 1986. -
191 с. [Рец.: С.М. 1977/4, с. 104-107 - Б.Манжора. Нужная, полезная книга]

Список литературы по вопросам исполнительства на гобое

Носорев *.Р.
Пушечников И. Значение артикуляции на гобое // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1971. - Вып. 37 - С. 62-91.
Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое // Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 80. - М., 1985.
Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 42-60.
Усов Ю. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983. Вып. 10. - М., 1991.

Bate P.A.T. The oboe. - L., 1956. * 3/1975.
Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128. (Le hautbois et le cor anglais – pp. 36-47)
Gunther Joppig. Oboi und Fagott. Ihre Geschichte, ihre Nebeninstrumente und ihre Musik. - Bern und Stuttgart: Hallwag Verlg, 1981. - S. 196.
Kunitz H. Die Instrumentation, Bd. 3 - Oboe. - Lpz., 1956.
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 15.02.04
Hosted by uCoz