СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

Вопросы

Народная песенная культура как зеркало жизни, быта и истории народа, его духовного мира, нравственных идеалов.
Значение национальной фольклорной традиции для исполнительской деятельности,сохранения и возрождения русской певческой культуры.
Крестьянская и городская русские песенные традиции
Региональные традиции в русском народном музыкальном искусстве
Собиратели русского песенного фольклора, их историческая роль в сохранении и развитии народно-песенного искусства
Сборники русских народных песен
Народные песни в творчестве русских композиторов
Основные этапы в развитии исполнительского искусства в области народного пения
Жанровые особенности и современные формы русского народно - певческого исполнительства
Отношение композитора к фольклору
Жанровые особенности музыки для народного пения
Комплексный характер народно - певческого исполнительства. Основные принципы сценического воплощения песенного фольклора
Сотворчество и взаимодействие с публикой в народно - певческом исполнительстве
Выдающиеся исполнители - мастера народного пения.Критический анализ их репертуара и исполнительских средств
Соотношение народных традиций и творческой индивидуальности исполнителя
Методика вокальной работы с исполнителями народной песни
Формирование репертуара солиста - исполнителя народной песни
Основные принципы вокального воспитания народных певцов
Развитие артистических данных через постижение драматургии народной песни

Планы ответов на некоторые вопросы

ЭСТЕТИКА РУССКОГО НАРОДНОГО ПЕНИЯ
Отражение народной жизни,народной психологии
Образные сферы,жанры народной песенности
Соотношнние обющего и индивидуального, традиционного и новаторского
Язык - комплексность,характер звучания
Слово и музыка в народном пении
Действо
Сюжетность,сюитность
Звуковой идеал
Звуковедение
Нравственные ценности
Воспроизведение - трансформация
Сценичность / концертность
Народное и академическое
Общерусское и региональное,местное

ОТНОШЕНИЕ КОМПОЗИТОРА К ФОЛЬКЛОРУ
Обработка
Стилизация
Цитирование
Опора на интонационно - ладовые,ритмо - синтаксические особенности

ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Достижение простоты,естественности,характерности пения
Творческий,импровизационный характер
Способы звукообразования
Инструментальная ровность звучания голоса
Диалектность текстов
Разговорная манера произношения,выразительно - осмысленное произношение слов,раскрытие "подтекста" слов
Особые исполнительские приемы: игра словом и звуком,способы воспроизведения мелизмов,звуковые скаты на окончаниях фраз,огласовка согласных
Средства выразительности: интонационные,тембровые,динамические
Преодоление общепринятых певческих диапазонов,его звучание в естественной и удобной для данного исполнителя тесситуре,яркая выраженность индивидуальности тембра
 

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Музыкальный и поэтический(речевой) метроритм,их соотношение
2. Интонации музыкальной и словесной речи
3. Синтаксис в тексте и музыкальная фразировка
4. Строфическая организация текста и музыкальная форма
5. Роль инструментального сопровождения
6. Образно - смысловые особенности поэтического текста и музыки
/ Своеобразие анализа фольклорного произведения /
7. Выявление моделей,лежащих в его основе
8. Ритм стиха
9. Ритм напева
10. Лад
11. Мелодическая композиция
12. Форма многоголосия
13. Взаимосвязь перечисленных компонентов
14. Выявление типа напева
15. Национальные и региональные признаки напева
 

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. Речевая интонация. - М., Музыка, 1965
Алексеев А. Д. Музыкально - исполнительское искусство конца 19 - первой половины 20 века. - М.,1995
Анализ вокальных произведений - отв. Редактор О. Коловский. - Л.,1988
Антипова Л. А. Концертно - исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора.
Астрова В. О. О некоторых специфических задачах певца - исполнителя русской музыки / Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / РАМ им. Гнесиных; Ростовская консерватория им. Рахманинова. - М.,1994 ( с. 61 - 64).
Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов.- М., Музгиз,1962
Васина - Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. - Ч. 1- 3. – М.,1972 - 1978.
Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - Л., Наука, 1967.
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.
Доливо А. Народная песня и культура певца // С. М., 1966/3
Земцовский И. Песни-баллады // С.М., 1966/4.
Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л.,1978.
Климов А. Основы русского народного танца.
Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - М.,1978
Лебединский Л. Шаляпин поёт песню "Прощай, радость" // С. М., 1968, № 4, с. 72-75.
Линева Е. Великорусские русские песни в народной гармонизации. (предисловие к вып. 1), 1904.
Маркова Л. В., Шамина Л. В. Режиссура народной песни.Создание замысла сценической постановки ( методическое пособие). - 1983.
Мешко Н. К. Вокальная работа с народными певцами / Клубные вечера, вып. 11. - М.,1976.
Мешко Н. К. Программа по обучению сольному народному пению / общие вопросы,методика/.
Мешко Н. К. Искусство народного пения. / практическое руководство и методика обучения искусству народного пения, ч.1/. - М.,1996.
Пашина Е. Сценическая интерпретация русского песенного фольклора (диссертация). Рук. Шамина Е. В.).
Театр - из обряда
Народное действо / Скоморошье действо
Шамина Л. В. Теоретико - методологические основы обучения русскому народному певческому искусству. - Док. дис.
Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном искусстве. /Музыкальная фольклористика - М.,1986/.
Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. - Л.,1969.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА (образцы)

I.  АВТОРСКИЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
1.  Кузнецова Ж. Авдотья - рязаночка / опера /
2.  Ларин А. Л. «Солдатские песни» Кантата для народных голосов (квартет), академического хора и инструментального ансамбля
 # Русские страсти.
3.  Мешко Н. К., сл. Волошина М. Заклинание о Русской земле.
4.  Мосолов А. Чайка.
5.  Мосолов А., сл. народные. Ширя-Быря.
6.  Смирнова Т. Северный сказ / опера /

II.  АВТОРСКИЕ ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
1. Балакирев М. Сборники обработок р. н. песен.
2. Городовская В. Ты прости, прощай. - обр. р. .н. песни.
3. Широков А. Камаринская - обр. р. н. песни
4. Калинин В. Как со вечера пороша. - обр. Р.н. песни
5. Фирсов М. Куковала кукушечка за селом. - обр. р. н. песни.

III. РАСШИФРОВКИ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ЗАПИСЕЙ
1. Разоренная путь - дорожка.
2. Выйду ль я на реченьку. / протяжные песни, записанные В. Бурлаковым от Сладкопевцева А./

IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ , СКОМОРОШИНЫ , СКАЗЫ
1. Не шуми, мати, зеленая дубровушка.
2. Усы. - разбойничья песня Уфимской губ.,1888
3. Ты заря ли моя, бела зорюшка. - Смоленской губ.

V. СБОРНИКИ ПЕСЕН
1. Репертуар народного певца. / вып. 1 - 4 /
2. Русские частушки. - Аверкин А. - М.,1990.
3. Популярные русские народные песни. - М., Музыка,1996.
4. Русские романсы и песни. - М., Музыка, 1991.
5. О былинах и песнях великой Руси. - М., изд. Роберта Кенца,1914 / концерты Пятницкого /
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 13.01.04
Hosted by uCoz