ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

          Список вопросов по специальности духовые инструменты

Состояние науки об исполнительстве на духовых инструментах.
Психофизиологические основы исполнительства на духовых инструментах
Основные элементы современной постановки амбушюра духовика
     а) учет индивидуальных факторов музыканта-духовика при постановке губного аппарата (амбушюра)
     б) исполнительское дыхание
     в) развитие губного аппарата и техника языка
     г) развитие техники пальцев
Специфика исполнительского дыхания музыканта-духовика
     а) исполнительский вдох
     б) грудной вдох
     в) брюшной вдох
     г) смешанный или грудобрюшной вдох
     д) исполнительский выдох
Методика обучения игре на духовых инструментах
     а) организация приемных испытаний
     б) урок как основная форма занятий с учеником
     в) работа над инструктивным материалом
     г) работа над музыкальным произведением
     д) работа над ансамблевой, оркестровой литературой и развитие навыков чтения с листа
     е) особенности сольного и оркестрового исполнительства
     ж) краткий обзор отечественной и зарубежных школ, педагогической литературы для духовых инструментов

                      История исполнительства на духовых инструментах

Зарубежное исполнительство на духовых инструментах
1. Инструменты периода первобытно-общиннного строя и древнего мира
2. Духовые инструменты в эпоху средневековья
3. Духовое инструментальное искусство эпохзи Возрождения
4. Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.
5. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в.
6. Становление духовых инструментов в оркестрово-исполнительской культуре XVIII в.
7. Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы
8. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков
9. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в.
10. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в.
11. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX - начале ХХ в.
12. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов
13. Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители

История отечественного исполнительства на духовых инструментах
14. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах
15. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв.
16. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков
17. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
18. Становление советской школы игры на духовых инструментах
19. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны
20. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов
21. Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период (после 1945 г.)
22. Крупнейшие отечественные педагоги

   Литература по вопросам исполнительства на духовых инструментах

Абаджян Г. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального
индикатора // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983.
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1985.
Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре
на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
Апатский В. Теория и практика игры на духовых инструментах
Беленов Л.Д. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах в консерваториях Франции // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 139-158 / ГМПИ им. Гнесиных.
Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет,
валторна, фагот) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 146-167.
Волков В. Работа над чистотой строя при игре на духовых инструментах. - Минск, 1982.
Волков Н.В. Теория специальности (кларнет). Программа для слушателей ФПК. - М., 1989 / ГМПИ им. Гнесиных.
Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых
духовых инструментах) // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1985. - С. 50-75.
Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычкового духового инструмента и задача исполнителя по ее
управлению. - М., 1983. - 19 с. - Рукопись предст. ГМПИ им. Гнесиных. Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки
СССР им. В.И.Ленина 27 июля 1983 г., № 521.
Горбачев В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Вып. 2. - М., 1966.
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956. - 101 с. * 1966.
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1962. * 1973.
Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.,
1976.
Диков Б., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: ВДФ, 1959. - 91 с.
Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 2. - М., 1966.
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных,
вып. 45. - М., 1979.
Карауловский Н.И. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 45. - М., 1979.
Магомедов А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - Баку: Азмузгиз, 1962. - 67 с.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинского. (Вып. 1). - М., 1964.
Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Ю. Усова. Вып. 2. - М., 1966; Вып. 3. - М., 1971;
Вып. 4. - М., 1976.
Модр А. Музыкальные инструменты
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1958.
Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении игре на духовых инструментах // В
помощь военному дирижеру. Вып. 29. - М., 1994.
Рагс Ю.Н. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки Моск.
гос. консерватории им. П.И.Чайковского. - М.: Музгиз, 1960. - С. 338-355. # (на примере духовых инструментов)
Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1938.
Розенберг А. К истории обучения игре на духовых инструментах в
России XVIII века // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им.
Гнесиных. - М., 1976. - С. 266-286.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1866-1916) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Вып. 2. Под ред. Ю.Усова. - М., 1966.
Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1916-1967) //
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.
Усов Ю. Современная зарубежная литература для духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых
инструментах. Очерки, вып. 4. Под ред. Ю.Усова. - М., 1976.
Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования
// Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.
Федотов А., Плахоцкий В. О возможностях чистого интонирования при игре на духлвых инструментах //
Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. 1. - М., 1964. - С. 56-78.
Фиготин М.И. Проблемы совершенствования интонации исполнителей-духовиков с помощью компьютерной
техники // MUSOBR2 Из тематики выступлений
Ягудин Ю. О развитии выразительности звука // Метолика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.

Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128.

История исполнительства на духовых инструментах

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л., 1973.
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры (часть вторая). - Л., 1983.
Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории: Очерки. - М., 1979.
Модр А. Музыкальная культура древнего мира
Платонов Н. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове. Портреты советских исполнителей на духовых
инструментах.
Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 103. - М.,
1990.
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 200 с. * 1986. - 191 с. [Рец.: С.М. 1977/4, с. 104-107 - Б.Манжора. Нужная, полезная книга]
 

МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. - Л., 1969.
Венгловский В. Специфические закономерности звукоизвлечения и звуковедения на медных духовых инструментах // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 103. - М., 1990.
Говор В. О методах экспериментального исследования губного аппарата при игре на медных духовых инструментах // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 103. - М., 1990.
Говор В. Формирование навыков настройки и слухового контроля при игре на медных духовых инструментах. - Кемерово, 1988.
Истомин В.М. Первоначальный период подготовки музыканта-духовика до занятий на инструменте. Рукопись.
Паутов А. Эстетические проблемы культуры звука на медных духовых инструментах // В помощь военному дирижеру: ВДФ при Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Вып. 23. - М., 1984.
Усов Ю. Зарубежные журналы о советском исполнительстве на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 168-175.
Усов Ю. Научно-теоретические основы постановки при игре на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 8-28.
Яворский Н. Обучение игре на медных духовых инструментах в первоначальный период. - М., 1959.

История исполнительства на медных духовых инструментах

Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Сб. статей / Составление и редакция доктора искусствоведения, профессора Ю.А.Усова. - М., 1989.
Усов Ю.А. Зарубежные журналы о советском исполнительстве на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. - М., 1991.
Черных А. Советское духовое инструментальное искусство (справочник). - М., 1989.

Труба

Арбан Ж. Школа игры на трубе и корнет-а-пистоне. - М.: Музыка, 1970.
Болотин С. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. - Л.: Музыка, 1980.
Волков В. К вопросу звукообразования при игре на трубе. - Минск, 1985.
Генецинский Д., Митронов А. Комплекс ежедневных занятий трубача. - М., Музыка, 1985.
Докшицер Т.А. Система комплексных занятий трубача. - М., Музыка, 1985.
Докшицер Т.А. Система комплексных упражнений трубача. - М., 1985.
Докшицер Т.А. Рождение звука. Рукопись.
Докшицер Т.А. Штрихи трубача // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М., 1976.
Зверкин С. Ежедневная разминка начинающего трубача. - М., 1991.
Истомин В.М. Современное состояние отечественной методики игры на трубе. Рукопись.
Истомин В.М. Современное состояние зарубежной методики игры на трубе (Обзор американских "школ"). Рукопись.
Истомин В.М. Состояние отечественной методики преподавания игры на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования. Рукопись.
 Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. - М., 1982.
Минасянц А. Аномалия прикуса и постановка мундштука трубача // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983.
Орвид Г.А. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе // Мастерство музыканта-исполнителя. - М., 1976.
Паутов А. Методические и педагогические принципы Г.А.Орвида // В помощь военному дирижеру. Вып. 20. - М., 1981.
Пушкарев В. Труба-пикколо в современной исполнительской практике // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С. 116-129.
Селянин А. Роль "базинша" в ежедневных занятиях трубача // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983.
Селянин А. Педальные звуки в системе самостоятельных занятий трубача // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 80. - М., 1985.
Техника современного трубача. Ежедневные упражнения. - М., 1986.
Усов Ю.А. Ежедневные упражнения трубача // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.
Усов Ю. Играй, труба. Обучение транспонированию на трубе. - М., 1990.
Усов Ю.А. Мундштук и губной аппарат трубача // Вопросы методики начального музыкального обучения. - М., 1981.
Усов Ю. Труба. - 2/М., 1989.
Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М., 1984.
Усов Ю. Школа игры на трубе. - М.: Музыка, 1991.
Хрестоматия ежедневных занятий на трубе: Основные методические принципы школы М.И.Табакова / Составитель и редактор И. М. Границкий. Рукопись.

Иностранная литература
Casella A., Mortari V. La tecnica de la orquesta contemporanea. - La Habana, 1978.
Gourdet Georges. Les instruments a vent. - P.: PUF, 1967. - 128 p. - BG - p. 128. (La trompette – pp. 89-98; Le cornet a piston – pp. 98-100).
Андерсон В. Методика для трубы.
Гордон К. Систематический подход к ежедневным занятиям на трубе.
Гордон К., Маджио Л. Систематические ежедневные занятия на трубе.
Давидсон Л. Техника трубача.
Кларк Г. Техникчесике упражнения для корнета.
Колин Ч. Современные методы игры на трубе или корнете.
Костелло В. Техника амбушюра и его развитие для трубы и тромбона
Куинке Р. Метод амбушюра.
Манбет К. Система Луиса Маджио для медных духовых инструментов (основной курс для трубы)
Описание и каталог мундштуков для трубы фирмы Винсента Баха.
Сполдинг Р. Двойное верхнее "до" в 37 недель.
Уильямс Э. Школа для трубы или корнета (части 1 и 2).
Шлесберг М. Ежедневные уроки и технические этюды для игры на трубе.
Шефер А. Стратосфера игры на корнете или трубе.

Озвученные пособия
Докшицер Т.А. Штрихи на трубе. - ГМПИ им. Гнесиных, 1966.
Докшицер Т.А. Исполнительские средства трубача и вопросы трактовки музыки. - ГМПИ им. Гнесиных, 1975.
Докшицер Т.А. Этюды трубача. - ГМПИ им. Гнесиных, 1977.
Система занятий трубача. - ГМПИ им. Гнесиных, 1982.

Докшицер Т.А. Штрихи на трубе. - "Мелодия", 1968.

Литература о музыке для трубы
Истомин В. М. Развитие жанра сонаты и концерта для трубы от возникновения до современности. Рукопись.

Из репертуара трубача

Концерты для трубы с оркестром
Торелли Дж. (1658-1709)
Альбинони Т. (1671-1750)
Гендель Г. Ф. (1685-1759)
Фаш И. Ф. (1688-1758). Концерт для трубы, инструментального ансамбля и basso-continuo
Тартини Дж. (1692-1770)
Гайдн Й. (1732-1809). Концерт
Гайдн М. (1737-1806)
Гуммель И. (1778-1837). Концерт Es-dur
Брандт В. (1869-1923) Две концертные пьесы.
Василенко С. (1872-1956)
Глиэр Р. (1875/75-1956). Концерт для голоса с оркестром. * Переложение для трубы с духовым оркестром Л. Дунаева).
Гедике А. (1877-1957)
Готлиб М. (1907-78). Тема с вариациями для трубы с духовым оркестром.
Крюков В. (1902-60) Концерт-поэма для трубы с оркестром.
Шостакович Д. (1906-1975). Концерт № 1 для фортепиано с солирующей трубой
Нестеров А. (1918-
Вайнберг М. (1919-
Арутюнян А. (1920- ). Концерт для трубы с оркестром
Арутюнян А. Тема с вариациями для трубы с оркестром
Корганов Томаз (1925- ). Концерт для трубы с оркестром ор. 21
Шахов И. (1925- ). Романтический концерт для трубы с оркестром.
Эшпай А. (1925- ). Концерт для оркестра с солирующей трубой, фортепиано, вибрафона и контрабаса
Пахмутова А. (1929- ) (две редакции)
Тамберг Э. (1930-
Троцюк Б. (1931- ). Концерт-симфония для трубы с оркестром.

Бинкин А. Концерт для трубы с эстрадным оркестром.
Беме О. Концерт для трубы с оркестром.
Петров В. "Сюита" для трубы с духовым оркестром.
Пескин В. Концерты для трубы в сопровождении фортепиано
Щелоков В.

Сонаты
Бибер Э. (1644-1704)
Мартину Б. (1890-1959)
Хиндемит П. (1895-1963)

Пауэр И. "Тромпетина"
Руфа Дж. Сонатина
 
 

Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 6.03.04
Hosted by uCoz