Дополнительные вопросы для ассистентов-стажеров по классу альта

а) История альтового искусства

Происхождение и процесс формирования альта

Крупнейшие школы альтовых мастеров XVI- XVIII веков
Альт в оперном и симфоническом оркестре XVIII века
Альтовое творчество итальянского барокко (Вивальди)
Альтовое творчество немецкого барокко (Телеман, Гендель, Бах)
Интерпретация Сонат и Партит И.-С. Баха в разные исторические периоды
Зарождение классицистских тенденций в барочном искусстве в творчестве К. Ф. Э. Баха (?)
Альт в камерных произведениях классицистского периода (Стамиц, Гайдн, Моцарт)
Альтовое творчество Моцарта (дуэты и трио)
Штрихи в произведениях Моцарта
Концертные симфонии для альта и скрипки композиторов XVIII - первой половины XIX веков (Стамиц, Крейцер, Ролла, Й. Гайдн, М. Гайдн, И. Плейель, В. А. Моцарт)
Альтовое творчество творчество Н. Паганини
Альт в симфонии Г. Берлиоза "Гарольд в Италии" (1834)
Альтовые произведения Ф. Мендельсона
Альтовые сонаты Й. Брамса
Крупнейшие представители романтического искусства XIX века - начала ХХ века
Альтовый концерт в творчестве композиторов первой половины ХХ века (Барток, Хиндемит)
П. Хиндемит - автор и исполнитель альтовых произведений
Альтовый концерт в творчестве советских композиторов (Эшпай, Шнитке)
Альтовое творчество композиторов советского периода (камерный жанр)
Зарубежное альтовое исполнительство ХХ века
Советская школа исполнительства на альте
Скрипичные и виолончельные произведения в репертуаре альтистов

б) Альтовое исполнительство и педагогика

Музыкально-выразительные средства в альтовом исполнительском искусстве
Проблема звукоизвлечения на альте. Воспитание культуры звука
Интонация на альте
Управление мышечными напряжениями при игре на альте
Основы альтовой аппликатуры
Альтовые штрихи как средство артикуляции
Система домашних занятий альтиста

Альтовый репертуар

Бах И. С. Сюиты (виолончельные ?)
Гендель (Haendel) Г.-Ф. (1685-1759). Концрт h-moll (Казадедюс)
Стамиц (Stamitz) Карел (1745-1801). Концерт для альта с оркестром
Бах И. Х. (1735-82). Концерт для альта с оркестром (Казадедюс) * К217б
Хофмайстер (Hoffmeister) Франц Антон (1754-1812). Концерт D-dur
Моцарт (Mozart) В. А. (1756-91). Концертная симфония для скрипки и альта Es-dur (партия альта in Re)
Ролла А. (1757-1841). 4 концерта для альта
                      Дуэты для скрипки и альта
Шпор Л. (1784-1859)
Шуберт (Schubert) Ф. (1797-1828). Соната a-moll (Arpeggione)
Берлиоз Г. (1803-69). Симфония «Гарольд в Италии»
Глинка М. И. (1804-57). Соната для альта и фп d-moll (1828 - не закончена; завершена В. В. Борисовским, 1931)
Шуман Р. (1810-56). 4 "Сказочные картины" для альта и фп.
Вьётан А. (1820-1881).
Рубинштейн А. (1829-94). Ноктюрн, Ария и Романс для альта и ф-п \\ дуэт «Русская виола»: С. Степченко, З. Аболиц
Иоахим Йожев (1831-1907)
Брамс (Brahms) Й. (1833-97). Две сонаты для альта и ф-п, ор. 120 (f-moll, Es-dur).
Ропарц Ж. (Ropartz, 1864-1955).
Регер М. (1873-1916). Три сюиты для альта соло (g-moll, *, *)
Две серенады для флейты, скрипки и альта
Лапарра Р. (1876-1943).
Блох Э. (1880-1959) Сюита для альта с оркестром (1918)
                    Концертино для альта, фортепиано и струнного скерцо (1950)
                    Еврейская сюита для альта с оркестром (1953)
Барток Б. (1881-1945). Концерт для альта с оркестром
Энеску Дж. (1881-1955). Концертная пьеса
Кодаи Р. (1882-1967). Концерт для альта с оркестром (1947)
Бакс Арнольд (Bax Arnold - 1883-1953). Фантазия для альта с оркестром
Мартину Богуслав (1890-1959). Концерт-рапсодия
Мийо Д. (1892- ). Два альтовых концерта (1929, 1955)
Хиндемит (Hindemith) П. (1895-1963).
         Концерт для альта с оркестром (1935 - Шванандреер)
         Соната для альта и фортепиано «Фантазия» (ор. 10)
         Соната для альта solo (op. 25)
         Соната для альта и фортепиано (1939 г.)
Уолтон (Walton) Уильям (1902-83). Концерт (1929 ; 1961 - 2-я ред.)
Шостакович Д. Д. (1906-75). Соната для альта и фп
Бацевич (Bacewicz) Гражина (1913-69). Концерт
Бриттен (Britten) Бенджамин (1913-76). «Lacrymae»
Денисов Э. (1929- ).
          Камерная музыка для альта, клавесина и струнных [М69.1]
          Концерт для альта с оркестром (посящен Ю. Башмету)
          Три картины Пауля Клее
Шнитке А. (1934- ). Концерт для альта с оркестром
Канчели Г. (1935- )
Головин. Соната
Bowen York
Скотт Сирил (Scott Cyril, род. 1879)
Бридж Фрэнк (Bridge Frank, 1879-1941). - Альтист

Альт в оркестре

Моцарт В. А. Симфония № 40 (g-moll). Начало - фактура у v-le div. I-8
Бетховен Л. 7-я симфония, II ч. - Начальное проведение темы. I-17
Вебер. Freischutz. III действие. Ария Анхен (Es-dur). VII-60
Берлиоз. Ромео и Джульетта, начало. - Одноголосие v-le.VI-25
         Осуждение Фауста, начало. - Одноголосие v-le. Vi-31
Глинка М. Камаринская - Подголосок мелодии скрипок - I-49
Вагнер Р. Зигфрид. Вступление. Мотив ковки меча - Martele - VI-12
          Тангейзер. Начало г.п. и разработки Увертюры VI-15
                     Начало репризы Увертюры V_-17
Верди. Аида. Финал II действия. Большой ансамбль с хором, начинающийся коротким монологом Амонасро IV-52
       Отелло. На большом соло контрабасов реплики 16-ми v-le IV-61
Бородин. Князь Игорь. Ария Кончака I-65
Делиб. Коппелия. III-я картина «Мир» (№ 7 дивертисмента) - большое соло альтов VII-13
Мусоргский. Хованщина. Начало Вступления VI-37 (Р-К)
            Борис Годунов. Монолог Пимена VI-38 (Р-К)
Чайковский. Пиковая дама. Начало IV картины II-27
                          "Если когда-нибудь знала" II-31
                          Начало V картины - Div v-le e v-c II-31
                          Перед словами «На мертвое лицо смотрю» v-le изком регистре двойным штрихом II-33
             Щелкунчик № 4. Солирование v-le на тромбонах III-3
                            В другом отрывке v-le оказывается внизу ткани III-4
               Фея Драже - реплика альтов - III-21
Фатум. Быстрая тема (п.п.) III-28
3-я сюита. Меланхолический вальс. Начальная (повторяемая далее) реплика альтов III-68
1-я симфония. Второе проведение темы г.п. I-ой ч. IV-1
5-я симфония. Начало II ч. Верхний голос IV-33
6-я симфония. Конец вступления 1-ой части IV-36
              Начало г.п. IV-37
Римский-Корсаков Н. А. Снегурочка. III д. Каватина Берендея (H-dur) V-20
                       Садко. VI картина. Общая пляска и Фмнал - v-le con sord V-37
                       Золотой петушек. II действие. Танцы рабынь Шемаханской царицы. Начало - VI-2 (при переходе их темы к гобою альты играют col legno - VI-4)
Лядов. Восемь русских песен. Колыбельная. Сопровождение у v-le div con sord. VI-74
Дюка. Ученик Чародея. Заключение. IV-69-70
Штраус Р. Дон-Кихот (скрипка, альт, виолончель ?)
Мясковский. 25-я симфония. Начало II ч. - VIII-15
Барток. Концерт для оркестра. IV ч. Прерванное интермеццо, 2-я тема. VIII-12
Прокофьев С. С. Ромео и Джульетта. Танец девушек с лилиями. V-le con sord. VIII-4
                3-я симфония. Последние такты I ч. - div - вдойной штрих. VIII-44
                5-я симфония. Одноголосный подход к гл. Теме Финала. VIII-45
                Александр Невский. Ледовое побоище - Карканье ворон во вступлении sul pont - VIII-52
                Начало быстрого раздела - sul pont + Tamburo VIII-52
Шостакович Д. Д. 4-я симфония. Начало II ч. VIII-35
                 7-я симфония. III ч. 2-я тема в репризе (E-dur) VIII-24
                 8-я симфония. Токката. Начало всей части и репризы. VIII-27
                 11-я симфония. III ч. 1-я тема - con sord - VIII-36
Свиридов Г. Патетическая оратория, № 5. Здесь будет город-сад! - con sord - VII-22

Литература

Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. Сост. Понятовский С.П. - 1987. (Статьи Берлянчика М.М., Мазченко и др.)
Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах / Ред.-сост. М. М. Берлянчик. - М., 1978. - 80 с.
Лоткин М. Из истории редактирования виолончельных сюит И.С.Баха для альта // Бах и современность. Сб. статей. Сост. Н.А.Герасимова-Персидская. - Киев,: Музична Украiна, 1985. - С. 124-135.
Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989.
Понятовский С. П. Альт. - М., 1974.
Понятовский С. П. История альтового искусства.
Проблемы начального обучения скрипача Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 2. Ред.- сост. В.И.Руденко. - М.: Музыка, 1980. - 160 с.
Скрипка, альт: история, музыкальное наследие, педагогика. - 1990.
Творческое развитие (? воспитание) музыканта-исполнителя. Сост. Алексеев А.Д., Берлянчик М.М. / ГМПИ им. Гнесиных. Новосиб. гос. консерватория. - 1984.
Юзефович В. В.Борисовский - основатель советской альтовой школы. - М., 1977.
Юзефович В. Симфония "Гарольд в Италии" и ее автор. - М., 1972.
Menuchin J., Primrose W. Violon and Viola. – L., 1976.
Pincherle M. Les instruments du quatuor. - P.: PUF, 1948. - 127 p. - BG - p. 126-127.
Riley M. W. The History of the Viola. -- [Ann Arbor, Mich., 1980].
Камерную литературу для альта и фортепиано см. в разделе по ансамблю
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 05.01.04
Hosted by uCoz