Теория и история вокальной музыки
1. Художественный образ в вокальном произведении
2. Музыка и слово в вокальном произведении
3. Структурная специфика вокального произведения.
4. Вокальные жанры
5. Типы вокальной декламации, особенности их исполнения
6. Исторические типы вокальной мелодики
7. Мелодика bel canto различных исторических эпох
8. Специфика оперного и камерного пения
9. Национальные школы европейского пения (итальянская, немецкая, французская,
русская). Их принципиальные особенности
10. Основные этапы развития оперного жанра
11. Оперные формы
12. Роль певца в опере-сериа
13. Камерное вокальное исполнительство (немецкие, российские и др.
традиции)
14. Особенности исполнения народных и массовых песен
15. Специфика вокала в легкой музыке
Вокальная техника и педагогика
16. Синтетический характер вокального искусства. Вокальное интонирование
- синтез разговорной и музыкальной речи
17. Теоретические проблемы вокальной методики *
- голосообразование
- дыхание
- дикция и артикуляция
- кантилена
- интонирование
18. Основные этапы формирования певца
19. Проблема чистого интонирования при пении
20. Вокально-фонетические средства эмоциональной выразительности в
пении
21. Приспособительные возможности голосового аппарата в связи с исполняемым
репертуаром
22. Типы дыхания и их значение для певца на стадии обучения в вузе
23. Трудности произношения в пении
24. О значении креативного мышления певца
25. О роли бессознательного в вокально-методических установках
26. Сложности определения типов голоса
27. Активность певческих резонаторов, ее значение
28. Самоконтроль и саморегуляция певца
29. Специфика камерного вокального исполнительства
30. Пути формирования оперного певца (актерское перевоплощение)
31. Значение сценического благополучия в творчестве вокалиста
32. Принципы К.Станиславского и вокальная педагогика
33. Воспитание певца-артиста в ВУЗ`е
34. Особенности исполнения духовной музыки
35. Вокальное воспитание детей
36. Этапы развития методологии пения (исторический аспект)
37. Зарубежные школы вокального исполнительства
38. Концентрический метод работы М. И. Глинки
39. Художественные и вокально-исполнительские воззрения М.П.Мусоргского
40. Зарубежные школы и их значение для истории вокального исполнительства
41. Особенности и трудности при исполнении вокальных произведений М.
И. Глинки
Tinck, Henry J. Songs and song-writers
Вокальная литература
Краткий оперный словарь.
Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М., 1956.
Левашова О.Е. Вокальная камерная музыка // История русской музыки в
10 т.; том IV: 1800-1825. - М., 1986, с. 209-235. # См. также другие разделы
Рабинович В. Русский романс. - М., 1987. (Вступительная статья).
Яковлев. Глинка и Пушкин
Овчинников М.А. Творцы русского романса, вып. 2. - М., 1992.
Васина-Гросман В. Мастера советского романса. - М., 1980.
Meister, Barbara. An Introduction to Art Song. - 1980.
История вокального искусства
Агин М.С. Вокально-энциклопедический словарь, т. 1-5.
Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой
половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава II)
Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М., 1964.
Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели [пер. с итал.]. - Л., 1972.
Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной
педагогики. Вып. 6. - Л.: Музыка, 1982.
Пенинская Л.С. Основы русской школы пения. - СПб., 1908.
Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском пении. - М., 1964.
Варламов А.Е. Полная школа пения. Редакция и комментарии проф. В.А.Багадурова.
- М.: Музгиз, 1953. - 107 с.
Багадуров В.А. А.Е.Варламов как певец и вокальный педагог // Варламов
А.Е. Полная школа пения. - М.: Музгиз, 1953. - С. 3-6.
Глинка. Школа пения. СМ, 1953.
Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И.
Глинки. - Л.: Музыка, 1968.
Ломакин Г. Краткая метода пения. - СПб., 1878.
Ломакин Г. Руководство к обучению пению в народных школах. - СПб.,
б.г.
Горяйнов Ю.С. Г.Я.Ломакин. - М., 1984.
Мазурин К. (Конец 19 века)
Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения
Ливанова Т.Н. Оперная критика в России. Т. 1-2. - М., 1967.
Шаляпин Ф.И. (1873-1938) Маска и душа // Литературное наследство. Письма.
Т. 1. - М., 1957.
Бихтер М. Листки из воспоминаний // С. М., 1959, № 12. [Ф. Шаляпин]
Лебединский Л. Шаляпин поёт песню" Прощай, радость" // С. М., 1968,
№ 4, с. 72-75.
Нелидова-Фивейская Л. Из воспоминаний о Шаляпине // С. М., 1959, №
1.
Нежданова А.В. (1873-1950) Материалы и исследования. - М., 1967.
Гринберг М. Из материалов о Неждановой // С. М., 1959, № 11.
Левик С. (1883-1967) Записки оперного певца. - М.: Искусство, 1965.
Обухова Н.А. (1886-1961)
Поляновский Г.
Лемешев С.Я. (1902-77) Путь к искусству. - М., 1982.
Умный талант //С.М., 1962, № 5.
Александрович М. (1914-) Я помню...
Вишневская Г. (1926-) История жизни
Нестеренко Е.Е. (1938-) Размышления о профессии. - М., 1985.
Гусев А.И. Е. Нестеренко. - М., 1980.
Елена Образцова (1939-). Записки в пути. Диалоги.
Ярославцева Л.К. История зарубежного исполнительства (лекции)
Дюпре. Искусство пения
Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. - М., 1913.
Lamperti F. Guida teorico-pratico-elementare per lo studio del canto.
- Mil., [s.a.]
Lamperti F. Studi di bravura per soprano. - Mil., [s.a.]
Lamperti G.B. Die Technik des Belcanto. - B., 1905. (совм. с М. Хайдрихом).
Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо.
- Л., 1967.
Дель Монако Марио. Моя жизнь, мои успехи
Каллас Мария. Материалы о певице Марии Каллас
Доминго Пласидо. Мои первые сорок лет
Шенко Рена.
Оперное исполнительство
Альшванг А. А. Памяти Константина Сергеевича Станиславского // Альшванг
А. Избранные статьи. - М.: Совесткий композитор, 1959. - С. 308-313.
Гусева Е. С. Работа оперного певца над художественным образом (реферат).
- М., 1998.
Жданов. Мышление оперного певца.
Музыкальное исполнительство. Сборники статей №№ 7, 8 (звукозапись)
и др.
Румянцев П. И. Станиславский и опера. - М., 1969.
Советская музыка (рубрика "Исполнительское искусство" - отдельные статьи)
Станиславский - реформатор оперного искусства. Материалы, документы,
[сост. Г. В. Кристи, О. С. Соболевская]. - М., 1988.
Dumesnil R. L`opera et l`opera-comique
Искусство пения, вопросы вокального образования
Музыкальная энциклопедия, статьи:
Голос
Пение
Агикян Г.С., Елизарова Г.Н. Вокальное воспитание детей // Вопросы вокального
образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних
специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова.
- М., 1994. - С. 58-61.
Агин М.С. Физиологичесик основы вокальной методики // Вопросы вокального
образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних
специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова.
- М., 1994. - С. 9-14.
Алексеева Л.А. О комплексной природе вокально-исполнительского искусства
и задачах музыкально-теоретического образования певцов // Комплексный подход
к проблемам современного музыкального образования / Труды Моск. гос. консерватории.
- М., 1986. - С. 86-*.
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. - М.; Л.: Музгиз, 1952.
Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 1953.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1-3. - М.,
1929-1937.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики, 2/М.,1956.
Барсов Ю.А. Креативность личности как необходимое условие для овладения
искусством пения // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации
для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / РАМ
им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 15-20.
Беляева А.П. Начальное обучение и психологические особенности занятий
этого периода // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации
для преподавателей вузов и средних специальных учебных
заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М.,
1994. - С. 28-31.
Вопросы вокального образования. - Чебоксары, 1992 / РАМ им. Гнесиных.
Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская
конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - 72 с.
Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. - М.: Музыка.
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М., 1962.
Григорьева А.Н. Некоторые вопросы камерного исполнительства //
Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская
конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 39-42.
Гусева Е.С. Вокальное исполнительство (реферат) - М., 1998.
Гусева Е.С. Музыкальное исполнительство (реферат)
Гусева Е.С. Работа оперного певца над худоджественным образом (реферат).
- М., 1998.
Далецкий О.В. Обучение певца-любителя: Учебное пособие. - 1990.
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.
Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М., 1962.
Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике
// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. - М.: Музыка, 1984.
Дмитриев Л. Б. Методика постановки голоса
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.
Додонов А. М. Современное преподавание и правильная постановка голоса.
- М., 1904.
Доливо А. Певец и песня. - Музгиз, 1948.
Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., 1965.
Живов Л. Спустя двадцать лет // С. М., 1972, № 5, с. 73-74 [о Гоар
Гаспарян]
Казанцева Н. На вокальных вечерах // С.М., 1981, № 11.
Кравченко ** Секреты бельканто
Лебединский Л. Шаляпин поёт песню "Прощай, радость" // С. М., 1968,
№ 4, с. 72-75.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Л., 1977.
Мещеркин А. П., Оленчин Н. Н. Исследование физических параметров певческого
голоса // Сб. трудов МГИМ им. Шнитке.
Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.; Л.: Музыка, 1965.
Морозов В.П. Исследование типологических особенностей тембра голоса
басов, баритонов и теноров / Труды ЛНИИ уха, горла. носа и речи. - Л.,
1974.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
Морозов В.П. Исследование певческого голоса на базе Вычислительного
центра МГК // MUSOBR2 Из тематики выступлений
Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа.
Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1963. * 3/М., 1968.
Нестеренко Е. Размышления о профессии. - М: Искусство, 1985.
Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989.
Петрова Л. А. Действенный анализ текста в вокальном произведении //
Сб. трудов МГИМ им. Шнитке.
Профессисональная подготовка студента-вокалиста.
Развитие детского голоса. - М., 1963.
Сонки С. Теория постановки голоса (в связи с физиологией органов воспроизводящих
звук и методика сольного пения, тут же практические советы учащимся пению
и артистам). - Л.: Тритон, 192?.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -
М., 1992. # (Детская вокальная педагогика. Вокальный слух у детей)
Шендерович Е. Развивать камерное пение // С.М., 66, № 10
Шохман Г. Как трудно быть певцом // С.М., 1981, № 11.
Шпиллер Н. Постижение мастерства // С. М., 1972, № 5, с. 72-73 [о Г.
Писаренко]
Шпиллер Н. Наша общая забота // С.М., 1981, № 11.
Юссон Р. Певческий голос, [пер. с франц.]. - М., 1974.
Яковлева А. В.М.Зарудная-Иванова - педагог // Вопросы музыкально-го
исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М.,
1976. - С. 247-265.
Яначек Л. Практическое руководство по обучению пению.
Luchsinger R., Arnold G.E. Lehrbuch der Stimm- und Sprachheilkunde.
- 2/W., 1959.
Mancini, Roland. L`art du Chant.
Meister, B. Introduction to the Art Song (1980) - Введение в художественный
романс.
Tarneaud J., Seeman M. La voie et la parole. - P.,1950.
Vennard W. Singing; the mechanism and the technic. - 5/N.Y., 1968.
Вокальная фонетика
Акиншина А., Барановская С. Русская фонетика. - М.: Русский язык, 1980.
Астрова Л.И. О произношении в пении // Профессиональная подготовка
студента-вокалиста. Сб. трудов. Вып. 115 / ГМПИ им. Гнесиных. - 1990.
Астрова Л.И. Фонетика немецкого языка. Учебные задания для студентов
вокального факультета. Ч. 1 (вводный курс) / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984.
Сценическая подготовка певца
Покровский Б. Воспитание артиста-певца и принципы К. С. Станиславского
// С.М., 1972, № 1, стр. 59-64.
Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. [Опера и драма,
с. 262-493; Об актерах и певцах, с. 567-624]
Жданов В.Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе
обучения: Автореф. - М., 1993.
Нестор И. Здесь рождается будущее // С.М., 1972, № 1, стр. 65-71. [Наблюдения
над занятиями Б.А.Покровского с будущими режиссерами музыкальных театров]
Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1-2. - М.: Искусство,
1951.
Теоретическое вопросы вокальной музыки
Гольдберг Л.А. Принципы строения вокальных циклов. Учебное пособие.
- Л., 1972. - 17 с.
Зыкова Л.Ю. Структурные особенности жанра камерного вокального цикла
в его исторической эволюции: XIX - XX вв. - от Ф.Шуберта до Д.Шостаковича:
Автореф. - А.-А., 1994.
Лаврентьева И.В. Вокальные жанры в курсе анализа музыкальных произведений.
- М., 1978. - 77 с.
Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной
музыке начала ХХ века. - М.; Л., 1966. - 111 с.
Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960. - 56 с.
Con, Edward. Word into music: The composer`s aproach to the text: Sound and poetry. - N.Y., 1957. - S. 3-15.
История вокальной музыки
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века (Австрия, германия).
- М., 1956. - 352 с.
РОССИЯ
Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. I. - М., 1988. - 159
с. / Вып. II. - М., 415 с.
Русский романс / Сост., вст. ст. и комментарий В.Рабиновича. - М.,
1987. - 640 с.
Соболева Г.Г. Русский романс. - М., 1980. - 112 с. * М., 1995. - 96
с.
Левашова О.Е. Народные истоки бытового романса. Песенные сборники Д.Н.Кашина,
И.В.Рупина, Л.Л.Гурилева // История русской музыки, т. 5. - М., 1981.
Долгушина М.Г. Камерная вокальная культура Петербурга первой трети
XIX века: Автореф. - СПб, 1995.
Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М., 1956.
- 352 с.
Хвоина О.Б. Камерно-вокальные жанры в России пушкинской поры. К проблеме
романтизма в русской музыке: Дис. - М., 1994. - 229 с.
Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса. 2 изд. - М., 1980.
- 314 с.
Курышева Т.А. Камерный вокальный цикл в современной советской музыке:
Вопросы жанра, принципов дрпаматургии и композиции. На материале произведений
Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Ю.Шапорина, М.Зариня: Дис. - М.; Рина. - 1968.
Шевляков Е.Г. Лирика в русском советском романсе 60 - начала 70-х годов:
Идеи, образы, жанры: Дис. - Л., 1977. 168 с.
Крылова А.В. Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х - начала
80-х годоа (К проблеме эволюции жанра): Дис. - М., 1983.
Требования по анализу вокальных произведений
Помимо камерной литературы и отрывков из опер обязательно следует проработать
1-2 оперные партии, желательно из отечественного и зарубежного репертуара
(образ, его развитие, особенности вокала, технические трудности)
Отрывки из опер и ораторий
Чима (Чилеа?) * Плач Федерико *
Скарлатти * Ария из оп. "Седения - царь Иерусалимский"
Бах И.-С. Ария из кантаты № 172
Гендель Г.Ф. Un got * - Ария тенора из * "Времена года"
Alle Tale * - Ария тенора из оратории "Мессия"
Моцарт В.А. Ария Идаманта из оп. "Идоменей"
Ария Тамино из оп. "Волшебная флейта"
Россини Дж. Канцона Альмавивы из оп. "Севильский цирюльник"
Доницетти Г. Ария Фернандо из оп. "Фаворитка"
Верди Дж. Ария Альфреда из оп. "Травиата"
Гуно Ш. Ария Ромео из оп. "Ромео и Джульетта"
Леонковалло Л. Ария Арлекина из оп. "Паяцы"
Джордано У.? Ария Лориса из оп. "Федора"
Штраус И. Ариозо Альфреда из оп-ты "Летучая мышь"
Глинка М. И. 1 и 2 песни Бояна из оп. "Руслан и Людмила"
Рубинштейн А.Г. Романс Синодала из оп. "Демон"
Чайковский П.И. Ария Княжича из оп. "Чародейка"
Ария Вакулы из оп. "Черевички"
Ария Водемона из оп. "Иоланта"
Римский-Корсаков Н.А. Каватина Берендея из оп. "Снегурочка"
Ариозо Лыкова из оп. "Царская невеста"
Песня Индийского гостя из оп. "Садко"
Глинка М. И. Руслан и Людмила. Ария Гориславы
Романсы: Я здесь, Инезилья
К цитре
Римский-Корсаков Н.А. Снегурочка. Ария Снегурочки
Чайковский П.И. Евгений Онегин. Сцена письма Татьяны
Рахманинов С.В. Алеко. Сцена Земфиры у люльки
Романсы: Сирень
Полюбила я на печаль свою
Концерты для голоса с оркестром
Глиэр М.
Жербин М. (Белоруссия) Коцерты для голоса с оркестром
Вокализы
Г.Зейдлер
Дж.Конконе
А.Абт
Б.Лютген
Г.Панофка
Вокальная литература ХХ века
OLIVIER MESSIAEN
Trois Me'lodies (soprano et piano) :
Pourquoi ?
Le Sourire
La fiance'e perdue.
La Mort du Nombre (soprano, te'nor, violon
et piano).
Poe'mes pour Mi (soprano et piano) :
1er Livre. - Action de gra^ces. - Paysage.-
La Maison.- E'pouvante.
2e Livre. -L'E'pouse.- Ta voix.- Les deux
guerriers. Le collier.- Prie're exauce'e.
Chants de Terre et de Ciel. (soprano et piano)
:
Bail avec Mi. - Antienne du silence. - Danse
du Be'be'. - Pilule. - Arc-en-ciel d'innocence. - Minuit pile et face.
- Re'surrection.
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
Последнее обновление 14.01.04