Экзаменационные требования по дисциплине "Исполнительское искусство" включают в себя следующие моменты:
а) Культура, общие вопросы музыкального искусства
б) Теоретические основы музыкального исполнительства (общие, специ-альные)
= Теория музыкально-исполнительского процесса
в) История исполнительства (общие и специальные вопросы)
Исполнительская персоналия (выдающиеся исполнители прошлого и со-временности)
г) История композиторского творчества (в избранной сфере)
д) Музыкально-исполнительская педагогика (общие и специальные вопросы)
= Теория и история музыкальной педагогики
е) Исполнительский анализ произведения (из списка, представленного
ассистентом)
А) Общие вопросы музыкального искусства
1. Музыкальная культура. Ее основные характеристики. Музыкальная дея-тельность
и музыкальная (звуковая) среда как два диалектически зависимые компонента
музыкальной культуры
2. Система музыкальной коммуникации. Основные функциональные блоки
в структуре музыкальной культуры: творчество, исполнительство, распростра-нение,
восприятие
3. Восприятие музыки. Музыкальная публика. Типология слушателей
4. Музыкальное произведение, проблема его идентичности
5. Специфика музыкального образа. Основные средства его художественно-го
воплощения
6. Музыкальная форма как способ существования и выражения художест-венного
содержания. Функциональные основы музыкальной формы. Направ-ленность формы
на восприятие
Б) Теория исполнительства
1. Музыкальное исполнительство как историко-культурное явление (генезис
исполнительства, его культурные функции)
2. Музыкальное исполнительство как тип деятельности. Теоретические
основы художественной интерпретации
3. Типы исполнительства (вокальное и инструментальное, сольное и коллективное).
Музыкальные инструменты, их происхождение.
4. Интонационные основы музыкального исполнительства. Исполнительская
интонация и музыкально-исполнительские средства
Темп
Агогика (понятие, исторические
типы, роль агогики в построении музыкальной формы)
Нюансировка
Тембр
Штрихи
Фразировка
Артикуляция (понятие, функции,
приемы)
Орнаментика в музыке различных
стилей
5. Исполнительская форма музыкального произведения
6. Интерпретация музыки различных стилей. Проблема аутентичного исполнения
7. Исполнительский стиль. Вопросы его формирования
8. Объективное и субъективное, интуитивное и рациональное в музыкаль-ном
исполнительстве. Творческая природа исполнительства
9. Работа исполнителя над музыкальным произведением
10. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. Проблема
создания художественного целого
11. Артистизм в музыкальном исполнительстве
129. Исполнительский анализ музыкального произведения как основа создания
интерпретации
13. Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса
14. Комплексный характер исполнительской деятельности: самовыражение
и общение, художественность исполнения и эстрадное поведение и пр.
15. Актерское, дирижерское и режиссерское начала в исполнительской
деятельности
16. Игра наизусть: вопросы развития музыкальной памяти исполнителя
17. Игра с листа
18. Исполнительская техника. Виртуозность как музыкально-эстетический
феномен
19. Слух исполнителя
20. Психофизиологические основы игрового процесса (моторика, дыхание,
беглость, выносливость и пр.). Гигиена исполнительской работы
21. Концертное выступление и проблема эстрадного волнения
22. Импровизация и импровизационность в исполнительстве
23. Вопросы совместного музицирования (психологические и организационные
аспекты)
24. Принципы подбора исполнительского и учебного репертуара
25. Исполнитель и композитор. Отношение исполнителя к нотному тексту
26. Исполнитель и публика: взаимодействие и сотворчество
27. Исполнитель и музыкальная критика. Принципы критического анализа
и оценки концертного исполнения
28. Исполнитель и современная звукозаписывающая аппаратура. Принципы
анализа интерпретации на основе звукозаписи исполнения
29. Проблема закрепления исполнительской интерпретации
B) История исполнительства
Этапы в развитии исполнительского искусства (в различных областях художественной
деятельности). Методы реконструкции исполнительского стиля
Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ
века
Современные проблемы исполнительского искусства. Исполнительские школы
и направления
Национальные традиции в исполнительском искусстве
Исполнительская персоналия (выдающиеся исполнители прошлого и со-временности
- по соответствующей специальности)
Г) История композиторского творчества (в избранной сфере)
1. Основные этапы художественного творчества (для данного инструмента,
в данном художественном жанре)
2. Проблемы исполнения музыки различных стилей (на примерах музыки
различных эпох, национальных школ и художественных направлений, автор-ских
стилей)
3. Основные принципы исполнения музыки эпохи барокко
4. Основные принципы исполнения музыки эпохи классицизма
5. Основные принципы исполнения романтической музыки
6. Вопросы исполнения музыки ХХ века
7. Репертуар и репертуарная политика
8. Принципы составления программы сольного концерта, ансамблевого ве-чера,
смешанных концертов. Историческое развитие этих принципов
Д) Музыкально-исполнительская педагогика
1. Комплексный подход к воспитанию исполнителя
2. Воспитание музыкального мышления исполнителя
3. Формирование исполнительской техники
4. Воспитание артистизма и навыков совместного музицирования
5. Урок в исполнительском классе
6. Специфические аспекты музыкально-педагогического процесса в избранной
сфере
7. Педагогические принципы Е.Ф.Гнесиной
E) Примерный план исполнительского анализа музыкального произведе-ния
I. Общие сведения о произведении
1. Эпоха
2. Стиль (темпы, манера письма, закономерности гармонии = простая,
кра-сочная и пр., вид техники...)
3. Склад (полифонический, гомофонно-гармонический, смешанный)
4. Жанр
5. Круг образов и музыкальная драматургия
II. Исполнительский анализ формы
1. Тип композиции
2. Форма как средство драматургии (динамический план, кульминации,
развитие образов, характер и мера контрастов)
3. Средства расчленения музыкальной ткани – фактура, гармония, полифо-ническое
строение
3. Фактура, выбор художественных средств, виды техники
4. Фразировка (принципы, ее динамика). Штрихи и артикуляция
5. Распределение физических и эмоциональных сил
III. Исполнительская форма
1. Выбор темпов
2. Определение динамического плана, кульминаций
3. Способы достижения разнообразия единства и художественного разнооб-разия
4. Выбор сценического поведения (посадка, характер движений, мимика,
костюм, декорации)
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература по вопросам музыкальной культуры
Культура
Слушатель
Музыкальное произведение
Средства массовой коммуникации и музыка
Литература по вопросам музыкального исполнительства
По алфавиту
Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на
компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- М., 1982. - 18 с.
Адорно Т.В. Верный наставник. Указание к музыкальной практике // Вопросы
музыкального исполнительства, вып. ?
Асафьев Б. Об исполнителях // Б. Асафьев. Критические статьи и рецензии.
- Л., 1967.
Багрова Е.А. Перевод с англ. предисловия K. Marguerre к изд. сонат
Моцарта для скрипки и фп. [вопросы артикуляции, фразировки, динамики, акцентуа-ции,
темпа, мелизматики] // Н/м работа 1997 г.
Балтримас Э. Исполнительству - больше внимания, критике - больше прав!
// С.М. 1972/5.
Баренбойм Л. Возможна ли "объективная интепретация"? // С.М., 1966/1
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., Музыка,
1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1973.
Баренбойм Л. С.М. 1975/9
Бенюмов М.И. О функциях и принципах взаимодействия исполнительских
и композиторских элементов музыкального произведения // Выразительные средства
музыки. - К., 1988.
Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных
произведений // Вопросы психологии. - 1988, № 4.
Бескровная Г.Н. Взаимодействие преднамеренных и непреднамеренных (импровизационных)
начал как источник многовариантности музыкальной ин-терпретации // Вопросы
музыкального исполнительства и педагогики. Сб. тру-дов. - Астрахань, 1992.
Бескровная Г.Н. Преднамернное и импровизационное начала в музыкаль-ной
интерпретации // Современное искусство в контексте культуры: тезисы Всероссийской
научно-практической конференции. - Астрахань, 1994.
Бескровная Г.Н. Музыкальная интерпретация как процсее взаимодействия
преднамеренного и импровизационного начал (к истории становелния научной
проблемы) // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Все-российской
научно-пректической конференции. - Астрахань, 1995.
Благой Д. Образная речь педагога // С.М., 1966/6
Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной
педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства
и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 68-93.
Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф.
дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1975. - 29 с.
Бочкарев Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей
к концерту // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып.
19. - М., 1975. - С. 43-58 / ГМПИ им. Гнесиных.
Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкан-тов-исполнителей
// Вопросы психологии, № 1, 1975.
Бочкарев Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкан-товисполнителей
к публичному выступлению // Автореф. дис... канд. психолог. наук. - М.,
1980.
Бочкарев Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психо-логии
личности // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып.
19. - М., 1975. - С. 59-83 / ГМПИ им. Гнесиных.
Бочкарев Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей
в условиях международных конкурсов. Тезисы докладов к ХХ психологическому
конгрессу.- М., 1972.
Вицинский А. Психологический анализ работы исполнителя над музыкаль-ным
произведением // Известия АПН РСФСР. Вып.25. - М., 1950.
Вопросы музыкального исполнительства. (Вып. 5. - М., 1969).
Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных,
вып. 24. - М., 1976.
Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе.
Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. - СПб., 1993. [Статьи]
Гаккель Л., 0 новой исполнительской личности // Советская музыка, №
4, 1984.
Ганелин Л. 0 значении самонастройки и возможностях использования ак-тивного
самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей // Психологическая
саморегуляция. - Алма-Ата, 1973.
Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство - сфера проявления художест-венной
идеи. - Томск., 1984. [1.Худ. идея. 2. Худ. идея в исполнительстве. 3.
Ин-терпретация худ. идеи. 4. Исполнительская культура]
Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве.
Горбачев А.Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись,
1995. - 13 с.
Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу
об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкаль-ного
образования. Вып. 3. - М.: Музыка, 1991. - С. 182-192.
Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации //
Му-зыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
Грум-Гржимайло. Музыкальное исполнительство.
Гуренко Е.Г. Исполнительство - искусство художественной интерпретации
// Вопросы смычкового искусства. Сб. трудов (межвузовский). Вып. 49. -
М., 1980.
Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ.
- Новосибирск: Наука, 1982.
Гусева Е.С. Музыкальное исполнительство (реферат)
Дельсон В. Некоторые вопросы эстетики исполнительства // С.М., 1960/9,
с. 112-
Дуков Е.В. Из истории концертной жизни. Период ГОМЕЦ // Актуальные
вопросы экономики и организации театрального дела. - М., 1986.
Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., 1987.
Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические
очерки, вып. 2. - М., 1967.
Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Р.
Ингарден. Исследования по эстетике. - М., 1962. = Б:62-49/142 (143).
Исполнитель и музыкальное произведение. - М., 1989 / Моск. конс.
Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1-9. - М., 1962, 1966,
1967, 1969, 1970, 1971, 1975, 1977, 1981. [Рец. на вып. 7 - С.М. 1977/4,
с. 111-112 = Г.Коган]
Казальс П. Об интерпретации // С.М. 1956, № 1. - C. 88-99.
Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления
в современном обществе; Автореф. дис. ... канд. искусствоведе-ния.- Л.,
1974.
Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические про-блемы
современной концертной жизни. - Л., Музыка, 1985.
Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы
современной концертной жизни. - Л.:Музыка, 1985. - 160 с.
Коган Л. Новая музыка - новые проблемы // С.М., 1975/1.
Коган М. У врат мастерства
Козловский А. О некоторых изустных традициях и коррективах исполне-ния:
(на основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения) // Муз. ака-демия,
1993/2, с. 97-103.
Корыхалова Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы
музыкально-исполнительского искусства: Автореф. дис. ... доктора искусство-ведения.
- М., 1981.
Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и "способ его существования"
//С.М., 1971/7.
Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском
искусстве и ее разработка в зврубежной литературе // Музы-кальное исполнительство,
вып. 7. - М., 1972.
Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // С. М. 1969,
№ 12, с.56-60.
Кочнев Ю. Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации:
Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1970. 22 с.
Куркела К. Музыкальное исполнение и его изучение (реферат) // Библио-графическая
информация, 1989, № 12, с. 57.
Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпрета-ции.
- М., 1988.
Ланге В. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных
произведений // Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов
РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
Магницкая Т.Н. Музыкальная фактура: теория, история, практика. - 1993.
Маккинон, Лилиас. Игра наизусть (перевод с английского Ф. Соколова).
- Л.: Музыка, 1967.
Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М., 1972. * Вып. ? - М.,
1976.
Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983.
Музыкальная энциклопедия.
Т. 2. Импровизация
Нотное письмо
Музыкальная письменность
Произведение музыкальное
Генерал-бас
Орнаментика
Музыкальное исполнительство. Вып. 1-11. - М., 1954, 1970(6), 1972,
1973, 1976, 1979, 1983.
Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М., 1988.
Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем (справочник). - М., 1966.
Музыканту исполнителю. - М., 1992.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М., 1973.
Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.
Озеров В.Ю., Орлова Е.В. Пути к импровизации (по материалам музыкаль-ной
печати Австрии, ФРГ и США, 1974-1975 гг.) // Экспресс-информация. Се-рия
"Музыка". - М., 1975. - Вып. 2.
Орджоникидзе Г. Место исполнителя в музыкальной культуре // С.М. 1978/8.
Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (Исполнение и импрови-зация)
// Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 13. * РГБ: XXIV:228/83(84)
Раабен Л. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского
музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 6-7. - Л., 1967.
Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве
// Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. I. - Л., 1962.
Ражников В. Исполнительство как творчество // С.М., 1972, № 2, стр.
70-74.
Раппопорт С. О вариантной множественности в исполнительстве // Музы-кальное
исполнительство, вып. 7. - М., 1972.
Рихтер С. "Произведение нужно ставить в подлиннике" // С.М., 1970/11.
Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя:
Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1980. - 22 с.
Сапонов М. Искусство импровизации. - М.: Музыка, 1982.
Сахалтуева О.Е., Назайкинский Е.В. О взаимосвязях выразительных средств
в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. - М., 1970.
- Вып. 1. - С. 59-94.
Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений
// Скребков С.С. Избранные статьи. - М., 1980. - С. 17-23.
Скребков С.С. Композитор и исполнитель // Скребков С.С. Избранные ста-тьи.
- М., 1980. - С. 9-16.
Смирнов М. Эмоциональная природа музыки и современное исполнитель-ское
искусство // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. - М.:
Музыка, 1988.
Современные проблемы советского исполнительского искусства.
Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки [вып. 1-3]. - Л., 1980-83.
Степанова М. Специфика профессионального самоосознания музыканта- исполнителя
// Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 84
Стоковский Л. Музыка для всех. - М., 1959.
Фейнберг С. Исполнитель и произведение // С.М., 1960/9.
Филармонический лекторий: дела и проблемы // Советская музыка. - 1983.
- № 11.
Фишман Натан Львович (род. В 1909 г. в Баку; ученик Л. В. Николаева).
Из педагогических советов Бетховена // Методические записки по вопросам
музы-кального образования. - М.: Музыка,1966.
Хаймовский Гр. Размышляя над стенограммой // С. М., 1971, № 10 [пробле-мы
исполнительства]
Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мас-терство
музыканта-исполнителя. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 5-67.
Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства
и публики. - М., 1981.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -
Кн. 1. - М.: Сов. композитор, 1988.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения,
мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное
исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
Чинаев В. Выразительность, личность, стиль в исполнительской культуре
прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполни-тельства
/ Саратовский университет, 1987.
Шерстов В.Н. Целостные, диалого-синергетические принципы - как уни-версальная
система самосозидания и саморазвития личности // Вопросы во-кального образования:
Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных
учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова.
- М., 1994. - С. 20-25.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. - Т. 1. - М.: Музыка, 1975.
Шуранов В.А. Художественное противоречие в музыке как фактор форми-рования
исполнительской интерпретации. - Уфа, 1989. * //Вопросы оптимиза-ции учебного
процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
Ямпольский
Brelet, Gisele. L'interpretation creatrice, t. 1-2. - Paris, 1951. T.
1. L'execution et l'oeuvre. - 242 p. T. 2. L'execution et l'expression.
- P. 243-478. * РГБ: H:807/65; Ин:58-19/46 (т71); Ин:58-44/134 (т.2);
Der getreue Correpetitor, Lehrschriften zur musikalischen Praxis. -
Fr./am M., 1963.
Adorno T.W.
Dart T.
Della Corte A.
Donington F.
Graziosi G.
Rotschild F.
Simunek E.
Zich J.
List F.. Sur Paganini a propos de sa mort // La Jasetle musical, 1840,
23 aout.
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА
ВЫСОТНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ
ВИБРАТО
ТЕМБР ЗВУКА
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРНАМЕНТИКА
ТЕМП, РИТМ
АГОГИКА, РУБАТО
Yeston, Maury. Rubato and the Middkturound // Journal of Music Theory. - Vol. 19.2. Fall 1975. (РГБ: XXI:525/25).
ИГРА С ЛИСТА
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ФОРМА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Евдокимова Ю.К. Проблемы исполнения музыки эпохи барокко (рассмат-ривалось
на заседании РИО 15.04.91)
Сысоева А.Е. Программность эпохи барокко как проблема формообразова-ния
М., 1993. - 49 с. (Рондо французских клавесинистов - к вопросу анализа
формы-драматургии. Стр. 14).
Гаккель Л. Бах: Взгляд из 1980-х годов // Гаккель Л. Декабрьские лекции.
- М., 1991.
Котляревский И. Темп и его обозначения в произведениях И.С.Баха //
Бах и современность. Сб. статей. Сост. Н.А.Герасимова-Персидская. - Киев,:
Музична Украiна, 1985. - С. 89-99.
Никиш А. Об интерпретации старинной музыки // С.М. 1956/12 (# Бах,
Гендель)
[Хиндемит П.] Пауль Хиндемит об исполнении Баха // Сов. музыка, 1973,
№ 11.
Швейцер А. И.С.Бах. - М., 1964.
Из истории советской бетховенианы
Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. - М., 1982.
Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм: Сущность стиля. - 1994, № 5.
Скребкова-Филатова М. О музыкальной живописности в музыке К. М. Вебера:
Некоторые аспекты исполнительской интерпретации // Проблемы роман-тизма
в исполнительском искусстве: Сб. начн. тр. / Моск. консерватория. Кафедра
истории и теории исполнительского искусства; ред.-сост. Тихонов С.И. /
Моск. консерватория, 1994. - С. 27-47. (Науч. тр. Моск. консерватории;
сб. 6).
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КРИТИКА
ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ
ФАКУЛЬТЕТАХАлексеева Л.А. О комплексной природе вокально-исполнительского
искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов // Комплексный
подход к проблемам современного музыкального образования / Труды Моск.
гос. консерватории. - М., 1986. - С. 86-*.
Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. — М., 1998.
Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка,
1982, № 7.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Последнее обновление: 14.10.03