ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ АССИСТЕНТОВ-СТАЖЕРОВ 2-года обучения

Экзаменационные требования по дисциплине "Исполнительское искусство" включают в себя следующие моменты:

а) Культура, общие вопросы музыкального искусства
б) Теоретические основы музыкального исполнительства (общие, специ-альные) = Теория музыкально-исполнительского процесса
в) История исполнительства (общие и специальные вопросы)
Исполнительская персоналия (выдающиеся исполнители прошлого и со-временности)
г) История композиторского творчества (в избранной сфере)
д) Музыкально-исполнительская педагогика (общие и специальные вопросы) = Теория и история музыкальной педагогики
е) Исполнительский анализ произведения (из списка, представленного ассистентом)

А) Общие вопросы музыкального искусства
1. Музыкальная культура. Ее основные характеристики. Музыкальная дея-тельность и музыкальная (звуковая) среда как два диалектически зависимые компонента музыкальной культуры
2. Система музыкальной коммуникации. Основные функциональные блоки в структуре музыкальной культуры: творчество, исполнительство, распростра-нение, восприятие
3. Восприятие музыки. Музыкальная публика. Типология слушателей
4. Музыкальное произведение, проблема его идентичности
5. Специфика музыкального образа. Основные средства его художественно-го воплощения
6. Музыкальная форма как способ существования и выражения художест-венного содержания. Функциональные основы музыкальной формы. Направ-ленность формы на восприятие

Б) Теория исполнительства
1. Музыкальное исполнительство как историко-культурное явление (генезис исполнительства, его культурные функции)
2. Музыкальное исполнительство как тип деятельности. Теоретические основы художественной интерпретации
3. Типы исполнительства (вокальное и инструментальное, сольное и коллективное). Музыкальные инструменты, их происхождение.
4. Интонационные основы музыкального исполнительства. Исполнительская интонация и музыкально-исполнительские средства
        Темп
        Агогика (понятие, исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы)
        Нюансировка
        Тембр
        Штрихи
        Фразировка
        Артикуляция (понятие, функции, приемы)
        Орнаментика в музыке различных стилей
5. Исполнительская форма музыкального произведения
6. Интерпретация музыки различных стилей. Проблема аутентичного исполнения
7.  Исполнительский стиль. Вопросы его формирования
8.  Объективное и субъективное, интуитивное и рациональное в музыкаль-ном исполнительстве. Творческая природа исполнительства
9. Работа исполнителя над музыкальным произведением
10. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. Проблема создания художественного целого
11. Артистизм в музыкальном исполнительстве
129. Исполнительский анализ музыкального произведения как основа создания интерпретации
13. Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса
14. Комплексный характер исполнительской деятельности: самовыражение и общение, художественность исполнения и эстрадное поведение и пр.
15. Актерское, дирижерское и режиссерское начала в исполнительской деятельности
16. Игра наизусть: вопросы развития музыкальной памяти исполнителя
17. Игра с листа
18. Исполнительская техника. Виртуозность как музыкально-эстетический феномен
19. Слух исполнителя
20. Психофизиологические основы игрового процесса (моторика, дыхание, беглость, выносливость и пр.). Гигиена исполнительской работы
21.  Концертное выступление и проблема эстрадного волнения
22. Импровизация и импровизационность в исполнительстве
23. Вопросы совместного музицирования (психологические и организационные аспекты)
24.  Принципы подбора исполнительского и учебного репертуара
25. Исполнитель и композитор. Отношение исполнителя к нотному тексту
26. Исполнитель и публика: взаимодействие и сотворчество
27. Исполнитель и музыкальная критика. Принципы критического анализа и оценки концертного исполнения
28. Исполнитель и современная звукозаписывающая аппаратура. Принципы анализа интерпретации на основе звукозаписи исполнения
29. Проблема закрепления исполнительской интерпретации

B) История исполнительства
Этапы в развитии исполнительского искусства (в различных областях художественной деятельности). Методы реконструкции исполнительского стиля
Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века
Современные проблемы исполнительского искусства. Исполнительские школы и направления
Национальные традиции в исполнительском искусстве
Исполнительская персоналия (выдающиеся исполнители прошлого и со-временности - по соответствующей специальности)

Г) История композиторского творчества (в избранной сфере)
1. Основные этапы художественного творчества (для данного инструмента, в данном художественном жанре)
2. Проблемы исполнения музыки различных стилей (на примерах музыки различных эпох, национальных школ и художественных направлений, автор-ских стилей)
3. Основные принципы исполнения музыки эпохи барокко
4. Основные принципы исполнения музыки эпохи классицизма
5. Основные принципы исполнения романтической музыки
6. Вопросы исполнения музыки ХХ века
7. Репертуар и репертуарная политика
8. Принципы составления программы сольного концерта, ансамблевого ве-чера, смешанных концертов. Историческое развитие этих принципов
Д) Музыкально-исполнительская педагогика
1. Комплексный подход к воспитанию исполнителя
2. Воспитание музыкального мышления исполнителя
3. Формирование исполнительской техники
4. Воспитание артистизма и навыков совместного музицирования
5. Урок в исполнительском классе
6. Специфические аспекты музыкально-педагогического процесса в избранной сфере
7. Педагогические принципы Е.Ф.Гнесиной

E) Примерный план исполнительского анализа музыкального произведе-ния
I. Общие сведения о произведении
1. Эпоха
2. Стиль (темпы, манера письма, закономерности гармонии = простая, кра-сочная и пр., вид техники...)
3. Склад (полифонический, гомофонно-гармонический, смешанный)
4. Жанр
5. Круг образов и музыкальная драматургия

II. Исполнительский анализ формы
1. Тип композиции
2. Форма как средство драматургии (динамический план, кульминации, развитие образов, характер и мера контрастов)
3. Средства расчленения музыкальной ткани – фактура, гармония, полифо-ническое строение
3. Фактура, выбор художественных средств, виды техники
4. Фразировка (принципы, ее динамика). Штрихи и артикуляция
5.  Распределение физических и эмоциональных сил

III. Исполнительская форма
1. Выбор темпов
2. Определение динамического плана, кульминаций
3. Способы достижения разнообразия единства и художественного разнооб-разия
4. Выбор сценического поведения (посадка, характер движений, мимика, костюм, декорации)

БИБЛИОГРАФИЯ

Литература по вопросам музыкальной культуры

Культура

Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. - М., 1978
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979.
Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). - М.,.1987. (Гл. I. Основные вопросы теории культуры).
Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. - Тарту, 1973. - 94 с.
Проблемы теории культуры / НИИ культуры. Труды. Вып. 91. - М. - 164 с.
Файнбург З. И. К вопросу о понятии культуры и периодизации ее историче-ского развития // Экспресс-информация, 1976 № 1.
Художественная культура
Генисаретский О. Искусство и духовная жизнь общества (теоретико-методологические аспекты) // Общие проблемы искусства. Обзорная информа-ция, вып. 2. - М.:Информкультура. Гос. ордена Ленина биб-ка им. В.И.Ленина, 1987. - 36 с.
Каган М. С. Социальные функции искусства. - Л., 1978.
Музыкальная культура
Левин Л. Музыка в системе культуры / Информкультура. Обзорная инфор-мация. Серия «Музыка», вып. 3. - М. - 1984.
Сохор А. Музыка - культура - музыкальная культура // С. М., 1978, № 3. - С. 83-86.
Фомин В. П. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкозна-ния: дис., 1977.
Музыкальная коммуникация
Борев В. Ю. Культурно-коммуникативный процесс
Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление
Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления. - Москва, Новосибирск, 1993. - 178 с.
Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. - М., 1995.
Теория исполнительства
Беликова В. Б. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности. Дис.
Капустин Ю. В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. искусствоведе-ния. - Л., 1974.
Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические про-блемы современной концертной жизни. - Л.: Музыка, 1985. - 160 с.
Интерпретация
Медушевский В. В. Онтологические основы интерпретации музыки // Ин-терпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. Статей (ред. Л. Дьячкова).
Березовчук Л. Интерпретатор и аналитик // Муз. академия, 1993, № 2.

Слушатель

Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов // Вопросы социологии ис-кусства. - М., 1979.
Костюк А. Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя: дис. - 1964.
Хренов М. А. Методологические проблемы изучения публики // Методоло-гические проблемы современного искусствознания. - М., 1986.
Цукерман В. С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследова-ния. - М,: Музыка, 1972. - 204 с.

Музыкальное произведение

Бенюмов М.И. Музыкальное произведение и исполнение музыки // Музы-кальное произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989.
Корыхалова Н. П. Бытийный статус музыкального произведения и пробле-мы музыкально-исполнительского искусства: Автореф. дис. ... доктора искусст-воведения. - М., 1981.
Малышев И. В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. – М., 1999. – 91 с.
Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. сб. - Красноярск: Изд-во. Краснояр. ун-та, 1989. - 168 с.
Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. / Сост. И. А. Котляревский, Д. Г. Терентьев. - Киев: Муз. Украiна. - 1988. - 128 с.
Розин В.М. Музыкальное произведение как социокультурный и психиче-ский феномен. Опыт гуманитарной реконструкции становления классической музыки // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Межвузовский сборник. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. - С. 7-42.

Средства массовой коммуникации и музыка

Петрушанская Е. М. Средства массовой коммуникации и музыка

Литература по вопросам музыкального исполнительства

Библиография библиографии
Музыкальная энциклопедия, т.2, с.590-591.
Хаймовский Г. Размышляя над стенограммой // С.М. 1971, 10. (Список литературы по вопросам исполнительского искусства)

По алфавиту
Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 18 с.
Адорно Т.В. Верный наставник. Указание к музыкальной практике // Вопросы музыкального исполнительства, вып. ?
Асафьев Б. Об исполнителях // Б. Асафьев. Критические статьи и рецензии. - Л., 1967.
Багрова Е.А. Перевод с англ. предисловия K. Marguerre к изд. сонат Моцарта для скрипки и фп. [вопросы артикуляции, фразировки, динамики, акцентуа-ции, темпа, мелизматики] // Н/м работа 1997 г.
Балтримас Э. Исполнительству - больше внимания, критике - больше прав! // С.М. 1972/5.
Баренбойм Л. Возможна ли "объективная интепретация"? // С.М., 1966/1
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., Музыка, 1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1973.
Баренбойм Л. С.М. 1975/9
Бенюмов М.И. О функциях и принципах взаимодействия исполнительских и композиторских элементов музыкального произведения // Выразительные средства музыки. - К., 1988.
Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. - 1988, № 4.
Бескровная Г.Н. Взаимодействие преднамеренных и непреднамеренных (импровизационных) начал как источник многовариантности музыкальной ин-терпретации // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Сб. тру-дов. - Астрахань, 1992.
Бескровная Г.Н. Преднамернное и импровизационное начала в музыкаль-ной интерпретации // Современное искусство в контексте культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань, 1994.
Бескровная Г.Н. Музыкальная интерпретация как процсее взаимодействия преднамеренного и импровизационного начал (к истории становелния научной проблемы) // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Все-российской научно-пректической конференции. - Астрахань, 1995.
Благой Д. Образная речь педагога // С.М., 1966/6
Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 68-93.
Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1975. - 29 с.
Бочкарев Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 43-58 / ГМПИ им. Гнесиных.
Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкан-тов-исполнителей // Вопросы психологии, № 1, 1975.
Бочкарев Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкан-товисполнителей к публичному выступлению // Автореф. дис... канд. психолог. наук. - М., 1980.
Бочкарев Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психо-логии личности // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 59-83 / ГМПИ им. Гнесиных.
Бочкарев Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей в условиях международных конкурсов. Тезисы докладов к ХХ психологическому конгрессу.- М., 1972.
Вицинский А. Психологический анализ работы исполнителя над музыкаль-ным произведением // Известия АПН РСФСР. Вып.25. - М., 1950.
Вопросы музыкального исполнительства. (Вып. 5. - М., 1969).
Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 24. - М., 1976.
Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе.
Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. - СПб., 1993. [Статьи]
Гаккель Л., 0 новой исполнительской личности // Советская музыка, № 4, 1984.
Ганелин Л. 0 значении самонастройки и возможностях использования ак-тивного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей // Психологическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973.
Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство - сфера проявления художест-венной идеи. - Томск., 1984. [1.Худ. идея. 2. Худ. идея в исполнительстве. 3. Ин-терпретация худ. идеи. 4. Исполнительская культура]
Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве.
Горбачев А.Г. Теоретические основы развития техники. - Машинопись, 1995. - 13 с.
Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкаль-ного образования. Вып. 3. - М.: Музыка, 1991. - С. 182-192.
Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Му-зыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
Грум-Гржимайло. Музыкальное исполнительство.
Гуренко Е.Г. Исполнительство - искусство художественной интерпретации // Вопросы смычкового искусства. Сб. трудов (межвузовский). Вып. 49. - М., 1980.
Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. - Новосибирск: Наука, 1982.
Гусева Е.С. Музыкальное исполнительство (реферат)
Дельсон В. Некоторые вопросы эстетики исполнительства // С.М., 1960/9, с. 112-
Дуков Е.В. Из истории концертной жизни. Период ГОМЕЦ // Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. - М., 1986.
Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., 1987.
Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические очерки, вып. 2. - М., 1967.
Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Р. Ингарден. Исследования по эстетике. - М., 1962. = Б:62-49/142 (143).
Исполнитель и музыкальное произведение. - М., 1989 / Моск. конс.
Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1-9. - М., 1962, 1966, 1967, 1969, 1970, 1971, 1975, 1977, 1981. [Рец. на вып. 7 - С.М. 1977/4, с. 111-112 = Г.Коган]
Казальс П. Об интерпретации // С.М. 1956, № 1. - C. 88-99.
Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе; Автореф. дис. ... канд. искусствоведе-ния.- Л., 1974.
Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические про-блемы современной концертной жизни. - Л., Музыка, 1985.
Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. - Л.:Музыка, 1985. - 160 с.
Коган Л. Новая музыка - новые проблемы // С.М., 1975/1.
Коган М. У врат мастерства
Козловский А. О некоторых изустных традициях и коррективах исполне-ния: (на основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения) // Муз. ака-демия, 1993/2, с. 97-103.
Корыхалова Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: Автореф. дис. ... доктора искусство-ведения. - М., 1981.
Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и "способ его существования" //С.М., 1971/7.
Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зврубежной литературе // Музы-кальное исполнительство, вып. 7. - М., 1972.
Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // С. М. 1969, № 12, с.56-60.
Кочнев Ю. Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1970. 22 с.
Куркела К. Музыкальное исполнение и его изучение (реферат) // Библио-графическая информация, 1989, № 12, с. 57.
Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпрета-ции. - М., 1988.
Ланге В. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных произведений // Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
Магницкая Т.Н. Музыкальная фактура: теория, история, практика. - 1993.
Маккинон, Лилиас. Игра наизусть (перевод с английского Ф. Соколова). - Л.: Музыка, 1967.
Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М., 1972. * Вып. ? - М., 1976.
Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983.
Музыкальная энциклопедия.
 Т. 2. Импровизация
 Нотное письмо
 Музыкальная письменность
 Произведение музыкальное
 Генерал-бас
 Орнаментика
Музыкальное исполнительство. Вып. 1-11. - М., 1954, 1970(6), 1972, 1973, 1976, 1979, 1983.
Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М., 1988.
Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем (справочник). - М., 1966.
Музыканту исполнителю. - М., 1992.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М., 1973.
Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.
Озеров В.Ю., Орлова Е.В. Пути к импровизации (по материалам музыкаль-ной печати Австрии, ФРГ и США, 1974-1975 гг.) // Экспресс-информация. Се-рия "Музыка". - М., 1975. - Вып. 2.
Орджоникидзе Г. Место исполнителя в музыкальной культуре // С.М. 1978/8.
Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (Исполнение и импрови-зация) // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 13. * РГБ: XXIV:228/83(84)
Раабен Л. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 6-7. - Л., 1967.
Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. I. - Л., 1962.
Ражников В. Исполнительство как творчество // С.М., 1972, № 2, стр. 70-74.
Раппопорт С. О вариантной множественности в исполнительстве // Музы-кальное исполнительство, вып. 7. - М., 1972.
Рихтер С. "Произведение нужно ставить в подлиннике" // С.М., 1970/11.
Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1980. - 22 с.
Сапонов М. Искусство импровизации. - М.: Музыка, 1982.
Сахалтуева О.Е., Назайкинский Е.В. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. - М., 1970. - Вып. 1. - С. 59-94.
Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С.С. Избранные статьи. - М., 1980. - С. 17-23.
Скребков С.С. Композитор и исполнитель // Скребков С.С. Избранные ста-тьи. - М., 1980. - С. 9-16.
Смирнов М. Эмоциональная природа музыки и современное исполнитель-ское искусство // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. - М.: Музыка, 1988.
Современные проблемы советского исполнительского искусства.
Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки [вып. 1-3]. - Л., 1980-83.
Степанова М. Специфика профессионального самоосознания музыканта- исполнителя // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 84
Стоковский Л. Музыка для всех. - М., 1959.
Фейнберг С. Исполнитель и произведение // С.М., 1960/9.
Филармонический лекторий: дела и проблемы // Советская музыка. - 1983. - № 11.
Фишман Натан Львович (род. В 1909 г. в Баку; ученик Л. В. Николаева). Из педагогических советов Бетховена // Методические записки по вопросам музы-кального образования. - М.: Музыка,1966.
Хаймовский Гр. Размышляя над стенограммой // С. М., 1971, № 10 [пробле-мы исполнительства]
Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мас-терство музыканта-исполнителя. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 5-67.
Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М., 1981.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. - Кн. 1. - М.: Сов. композитор, 1988.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
Чинаев В. Выразительность, личность, стиль в исполнительской культуре прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполни-тельства / Саратовский университет, 1987.
Шерстов В.Н. Целостные, диалого-синергетические принципы - как уни-версальная система самосозидания и саморазвития личности // Вопросы во-кального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 20-25.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. - Т. 1. - М.: Музыка, 1975.
Шуранов В.А. Художественное противоречие в музыке как фактор форми-рования исполнительской интерпретации. - Уфа, 1989. * //Вопросы оптимиза-ции учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
Ямпольский

Brelet, Gisele. L'interpretation creatrice, t. 1-2. - Paris, 1951. T. 1. L'execution et l'oeuvre. - 242 p. T. 2. L'execution et l'expression. - P. 243-478. * РГБ: H:807/65; Ин:58-19/46 (т71); Ин:58-44/134 (т.2);
Der getreue Correpetitor, Lehrschriften zur musikalischen Praxis. - Fr./am M., 1963.
 Adorno T.W.
 Dart T.
 Della Corte A.
 Donington F.
 Graziosi G.
 Rotschild F.
 Simunek E.
 Zich J.
List F.. Sur Paganini a propos de sa mort // La Jasetle musical, 1840, 23 aout.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Волков П.Н. Структура смысложизненных ситуаций студентов творческого вуза (н/м работа за 1997)
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. - М., 1983. * Вып. 10. - М., 1991.
Либерман Е. Экзамен по специальности и его оценка // С.М. 76/7. #
Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981.

АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 Кузнецов А.А. Акустика музыкальных инструментов. - М.: Легпромбытиздат, 1989.
 Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. - М., 1990.
 Тэйлор Г. Физика музыкальных звуков. - М.: Легкая индустрия, 1976. - 184 с.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА

 Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования. - Л., 1969.
 Шлезингер С. Теория техники. Кн. 1. "Музшкола Шлезингера". - 1904.
 Шульпяков О. Ф. О характере слухо-моторных отношений в исполнительском процессе // С.М. 76/9. #
 Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. - Л., 1973.
 Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л.: Музыка, 1986.

ВЫСОТНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ

 Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодиче-ского строя. - Киев: АН УССР, 1956. - 83 с.
 Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. - М., 1970. - Вып. 1. - С. 11-38.
 Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. - М.; Л.: АН СССР, 1948. - 84 с.
 Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. - М.: Музыка, 1966. - 115 с.
 Переверзев Н. Исполнительская интонация. - М.: Музыка, 1989.
 Рагс Ю.Н. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки Московской гос. консерватории. - М., 1960. - Вып. 1. - С. 338-355.
 Сахалтуева О. О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом // Труды кафедры теории музыки Московской гос. консерватории. - М., 1960. - Вып. 1. - С. 356-378.

ВИБРАТО

 Агарков О. М.

ТЕМБР ЗВУКА

Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. - М., 1970. - Вып. 1. - С. 11-38.
Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. - М.: Музгиз, 1956. - 71 с.
Назайкинский Е., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М., 1964. - С. 3-17.
Плоткина Н. К вопросу об объективных критериях, характеризующих качество звучания музыкальных инструментов // Труды учебных институтов связи. - М., 1964. Вып. 19. - С. 165-175.
Плоткина Н. Исследование флуктуаций огибающей переходного процесса как одного из критериев оценки качества звучания музыкальных инструментов: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Л., 1965. - 19 с.
Скребков С.С. Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах // Акустический сборник. - М., 1939. - Вып. 1. - С. 9-12.

АРТИКУЛЯЦИЯ

Браудо И.А. Артикуляция: О произношении мелодии. - Л.: Музгиз,
1961. - 198 с. * 2/1973.
Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половине XIX века.
Клюев А.М. Артикуляция, произношение, штрих - термины музыкознания. Рукопись деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 2.03.84, № 592.
Клюев А.М. К определению понятий "артикуляция", "произношение", штрих. Рукопись. - Новосибирск, 1986.

ОРНАМЕНТИКА

Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. - М.: Музыка, 1978.
Копчевский Н. Книга А. Бейшлага и современная наука об орнаментике // Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. - М.: Музыка, 1978. - С. 299-310.
Кройц А. Орнаментика в клавирных произведениях И.С.Баха // Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. - М.: Музыка, 1978. - С. 311-318.
Хомякова О.Б. Орнаментика: Истоки, развитие, исполнение // Фортепианная педагогика и исполнительство: Традиции и современность: Сб ст. / Моск. ин-т культуры. - М, 1994. - С. 68-76. Деп.: НИО Информ-
культура РГБ 27.04.94. № 2834.

ТЕМП, РИТМ

Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма // Н.А.Гарбузов - музыкант, исполнитель, педагог. - М., 1980.
Музыкальная ритмика и фортепианное искусство. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 104. - М., 1989.
Назайкинский Е. О музыкальном темпе. - М., 1965.
Харлап М. Темп // Музыкальная энциклопедия, т. 5. - М., 1981.
Харлап М., Холопова В. Ритм // Музыкальная энциклопедия, т. 4. М., 1978.
Холопова В. Музыкальный ритм. - М., 1980.
Холопова В. Русская музыкальная ритмика. - М., 1983.

АГОГИКА, РУБАТО

Агогика // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990.
Лобанов П.В. Скрябин А. Две поэмы op. 32: Расшифровки авторских исполнений П.В.Лобанова. - М., 1960.
Сайгушкина О. Музыкальная агогика и педагогика. Статья Темпо рубато // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990.
Харлап М. Агогика // Муз. энциклопедия. Т. 1. - М., 1973.
Ямпольский И. Агогика // Музыкальная энциклопедия, т. 1. - М., 1973.
Ямпольский И. Темпо рубато // Муз. энциклопедия. Т. 5. - М., 1981.

Yeston, Maury. Rubato and the Middkturound // Journal of Music Theory. - Vol. 19.2. Fall 1975. (РГБ: XXI:525/25).

ИГРА С ЛИСТА

Готлиб А. Заметки о чтении с листа // С. М., 1958, № 3.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Люси М. Теория музыкального выражения. - М., 1888.
Мазель Л. Вопросы анализа музыки. - М., 1978.
Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздей-ствия музыки. - М., 1976.

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ

Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа
// Вопросы психологии, 1978, № 3.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ФОРМА

Григорьев В.Ю. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М.: Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 69-86.
Медушевский В.В. Интонационная форма. - М., 1988.
Пискунова Н. Об исполнительской форме музыкального произведения // Проблемы современной музыкальной культуры. Сб. тезисов докладов научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону:РКГ, 1992.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Баринова М. Очерки по методике фортепиано. - Л: Тритон, 192*.
Ч. 1. Подразделение пианистов ХХ в., инструмент, механизм пианиста, движение пассажей
Ч. 2. Об исполнении: динамика, ритм, логика,  о форме и анализе ее, гомофония и полифония,  педализация, орнаментика, эмоциональности, стили
Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половине XIX века.
Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм: Сущность стиля. - 1994, № 5.
(Любимов А.) Вкус к подлинности. Беседа с Алексеем Любимовым // С.М., 1990, № 9 [проблема аутентичного исполнения]
Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Т. 1-2.- М., 1979-1981.
Чинаев В. Выразительность, личность, стиль в исполнительской культуре прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполни-тельства / Саратовский университет, 1987.

Евдокимова Ю.К. Проблемы исполнения музыки эпохи барокко (рассмат-ривалось на заседании РИО 15.04.91)
Сысоева А.Е. Программность эпохи барокко как проблема формообразова-ния М., 1993. - 49 с. (Рондо французских клавесинистов - к вопросу анализа формы-драматургии. Стр. 14).
Гаккель Л. Бах: Взгляд из 1980-х годов // Гаккель Л. Декабрьские лекции. - М., 1991.
Котляревский И. Темп и его обозначения в произведениях И.С.Баха // Бах и современность. Сб. статей. Сост. Н.А.Герасимова-Персидская. - Киев,: Музична Украiна, 1985. - С. 89-99.
Никиш А. Об интерпретации старинной музыки // С.М. 1956/12 (# Бах, Гендель)
[Хиндемит П.] Пауль Хиндемит об исполнении Баха // Сов. музыка, 1973, № 11.
Швейцер А. И.С.Бах. - М., 1964.

Из истории советской бетховенианы
Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. - М., 1982.

Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм: Сущность стиля. - 1994, № 5.
Скребкова-Филатова М. О музыкальной живописности в музыке К. М. Вебера: Некоторые аспекты исполнительской интерпретации // Проблемы роман-тизма в исполнительском искусстве: Сб. начн. тр. / Моск. консерватория. Кафедра истории и теории исполнительского искусства; ред.-сост. Тихонов С.И. / Моск. консерватория, 1994. - С. 27-47. (Науч. тр. Моск. консерватории; сб. 6).

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КРИТИКА

Балтримас Э. Оценивать - значит сравнивать // Музыка, 1980, т.2 (на литовском языке) [Оценка интерпретации музыкального произведения]

ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с.
Юзефович В. Исполнительское искусство. Годы 70-е // С.М. 1981/2.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХАлексеева Л.А. О комплексной природе вокально-исполнительского искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования / Труды Моск. гос. консерватории. - М., 1986. - С. 86-*.
Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. — М., 1998.
Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка, 1982, № 7.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Смирнов М. К вопросу о национальном исполнительском стиле // Эстетические очерки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1977. - 224 с.

Последнее обновление: 14.10.03
 


Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания

Hosted by uCoz