http://yuri317.narod.ru/ped/vstrecha.html

Бычков Ю. Н.

Встреча музыкальных академий



Ровинь - небольшой старинный городок, расположенный в центре живописной бухты на севере Адриатического побережья Югославии. Город хранит и развивает свои давние художественные традиции. Регулярно устраиваются выставки, фольклорные вечера, городские праздники искусства. Традиционной стала международная встреча музыкальных академий, которая проводится здесь уже семь лет подряд под эгидой Загребского радио и телевидения. Ее непосредственным организатором является известный музыкальный деятель, профессор Войко Киш. Встреча обычно включает концерты молодых музыкантов - студентов высших учебных заведений, выступающих с 15-минутными программами, и научный симпозиум, на котором обсуждаются насущные проблемы современного высшего музыкального образования.
Концерты, проходящие в рамках встречи, не носят конкурсного характера, но лучшие их участники получают затем возможность в течение учебного года - в качестве поощрения - выступать с оркестром Загребского радио и телевидения в столице Хорватии. Отсутствие конкурсных ограничений позволяет молодым артистам более свободно подходить к выбору репертуара. Например, в концертах этого года мы почти не слышали произведений Баха и композиторов венской классики; основная масса исполнявшихся произведений принадлежала композиторам более позднего времени. Особенно широко были представлены Равель, Пуленк, Хиндемит, Барток и современные авторы.
В этом году в Ровинь съехались музыканты из почти двадцати стран. Уровень выступлений участников оказался весьма неровным. Некоторые играли откровенно по-ученически, другие демонстрировали хорошую технику и зрелую музыкальность, но были слишком академичны. Однако были здесь и яркие художественные впечатления; некоторые имена, возможно, еще встретятся нам на концертных афишах. К их числу я бы отнес Элизабет Банх из города Граца (Австрия), технично и ярко сыгравшую трудную сонату Гражины Бацевич для скрипки соло. Болгарский скрипач Мичо Димитров артистично и темпераментно исполнил «Размышление» и «Вальс-скерцо» Чайковского, Полонез ре мажор Венявского, интересную фугу Васила Казанджиева. Высокую культуру продемонстрировал молодой альтист из Гамбурга Матиас Бухольц, сыгравший сольную сонату Хиндемита.
Из исполнителей на духовых инструментах выделялись югославский кларнетист Степан Вашич и норвежский валторнист Лейн Амундсен.
Большое будущее ожидает, вероятно, певца из Стокгольма Магнуса Линдена (бас), отлично владеющего голосом, с тонким чувством стиля исполнившего «Три песни Дон-Кихота» Равеля и две арии из оперы Моцарта «Так поступают все женщины».
Из пианистов можно отметить темпераментного и техничного англичанина Николаса Уоркера. Успешно выступила студентка института имени Гнесиных Светлана Мамченко, сыгравшая три прелюдии Я. Ряэтса и этюды-картины Рахманинова; поэтично прозвучала у нее и «Сирень».
Тема очередного научного симпозиума ровиньской встречи была сформулирована так: «Координация средств массовой информации и работы высших музыкальных учебных заведений». С рефератами выступили представители десяти консерваторий. Многие из них особое внимание обратили на ситуацию, сложившуюся в связи с бурным распространением радио, телевидеиия, грамзаписи; отмечалось, в частности, что воспитание молодых музыкантов происходит теперь в совершенно иной атмосфере. Основное внимание было уделено рассмотрению достижений и перспектив непосредственных творческих контактов между органами массовой информации и консерваториями в разных странах. Наиболее интересным было, пожалуй, выступление представителя ГДР Эвальда Коха, рассказывавшего о сотрудничестве Высшей музыкальной школы имени Х. Эйслера с Берлинским радио. Согласно договору, заключенному между этими учреждениями, студенты систематически играют в духовом и струнном оркестрах Берлинского радио. Кроме того, по радио регулярно транслируются выступления лучших студентов-исполнителей и звучат произведения студентов-композиторов; учащиеся имеют возможность наблюдать за процессом записи музыкальных произведений.
Представитель музыкальной академии югославского города Нови-Сад Душан Плавша поделился опытом проведения на телевидении экзаменов по хоровому дирижированию.
Связям института имени Гнесиных с советскими органами массовой информации посвятил свое сообщение автор этих строк. Формы таких связей разнообразны: концерты наших студентов на телевидении, исполнение произведений студентов-композиторов по радио, учебная практика студентов-теоретиков в редакциях издательств и журналов, публикация критических, музыкально-просветительных, реферативных материалов.
Особое место в дискуссии заняла проблема подготовки музыкальных кадров для радио и телевидения, сравнительно новая для учебных заведений, но все более актуальная. Первые шаги в этом направлении уже делаются в ряде консерваторий Европы, которые, в частности, готовят звукооператоров. Специалисты этого профиля получают образование, сочетающее в себе специальные музыкальные и технические знания.
По мнению некоторых участников дискуссии, развитие технических средств воспроизведения и передачи музыки требует пересмотра традиционного учебного процесса. Они доказывали, что современная методика обучения музыке устарела, что необходимо искать пути ее радикального обновления. Но на симпозиуме раздавались и иные голоса. Председательствовавший на нем генеральный секретарь Европейской ассоциации высших музыкальных школ директор Женевской консерватории Клод Виала в заключительном слове выразил убеждение, что новые технические средства не меняют основ музыкального образования, но в ряде случаев могут быть органично включены в учебный процесс.
Бесспорно, техника все больше и больше входит в музыкальный быт, влияет на структуру музыкальной жизни, на характер художественной деятельности. Поэтому желательно, например, чтобы будущие музыканты получали основательные теоретические сведения из области акустики, практически овладевали радиоэлектронной аппаратурой. В этой связи внимание участников симпозиума привлек доклад сотрудника Швейцарского радио Пьера Вальдера, читающего в Женевской консерватории курс теоретической и практической акустики.
В выступлениях многих участников встречи отмечались трудности, возникающие при взаимодействии органов массовой информации и музыкальных учебных заведений. Радио и телевидение, фирмы грамзаписи, ориентируясь на широкий круг слушателей, стремятся удовлетворить запросы людей, обладающих различными музыкальными вкусами. В ряде случаев в деятельности зарубежных учреждений и фирм имеет место спекуляция на низком уровне культуры слушателя. Так, индустрия легкой музыки, наводнившая рынок своей продукцией, создает нетребовательную в музыкальном отношении публику и получает прямую коммерческую выгоду. С другой стороны, музыкальные учебные заведения, по сути своей традиционно ориентированные на воспитание музыкантов-профессионалов, нередко свысока относятся к запросам широкой аудитории.
Другой аспект в деле координации задач средств массовой информации и музыкальных учебных заведений - организационный. Современная музыкальная жизнь складывается из взаимодействия многих специалистов, учреждений и ведомств. Неминуемая в этих условиях специализация приводит к тому, что профессионалы часто смотрят на музыкальную жизнь сквозь призму своего собственного дела, «со своего рабочего места». Им далеко не всегда хватает сил и желания для объединения своих усилий во имя высоких целей. В этих условиях многое зависит от позиции руководящих звеньев аппарата культуры. Всегда ли они видят необходимость практической координации усилий различных учреждений, всегда ли имеют решимость употребить данную им власть, не теряют ли в повседневной рабочей суете перспективу? Задача музыковедов, и особенно музыкальных социологов, указать на наиболее целесообразные формы координации средств массовой информации и музыкальных учебных заведений. Сделать это можно лишь в рамках разработки общих принципов оптимальной организации современной музыкальной жизни, определяющих роль и значение различных общественных музыкальных институтов. Бесспорная польза прошедшего симпозиума прежде всего в том, что он позволил еще раз заострить внимание на одной из насущных проблем музыкальной жизни.
 

Ю. БЫЧКОВ,
декан историко-теоретического факультета
института имени Гнесиных

 Статья написана 23 ноября 1977 г.
Опубликована в журнале "Музыкальная жизнь", 1978, № 6, стр. 21.
 


 

Отель "Eden", в котором проходила встреча и где жили ее участники.
 
 

Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания

 

 


 

E-mail:

yuri317@imail.ru






г Ю. Н. Бычков
 
 
 

Hosted by uCoz