Характерной чертой современной хроматической
тональности является, как известно, возможность применения самых разнообразных
гармоний на всех ступенях хроматического звукоряда. Одни из этих аккордов ведут
свое происхождение от тех или иных форм мажоро-минора,
другие - от альтерированных гармоний. Но есть группа аккордов (шире -
специфическая гармоническая функция), введение которой в структуру тональности
имеет в своей основе хроматическое прилегание звуков к опорным (устойчивым)
ступеням лада. Наиболее известным из таких аккордов является так называемая
"прокофьевская доминанта" - гармония седьмой
ступени, повторяющая своей структурой строение опорного тонического аккорда.
В творчестве Прокофьева (и других композиторов - его
современников) часто применяется аккорд - ближайший "родственник" вводнотоновой доминанты. Это минорная гармония пятой
повышенной (по записи чаще шестой пониженной) ступени, параллели к аккорду прокофьевской доминанты. Весьма распространен также аккорд,
находящийся по другую сторону по отношению к седьмой ступени во вводнотоновом терцовом ряду. Это
гармония третьей низкой ступени, имеющая два общих звука с прокофьевской
доминантой, но отличающаяся от нее отсутствием вводного тона к тонике: он
заменен в данном случае седьмой низкой ступенью. Описанные аккорды образуют
группу гармоний, которую можно назвать группой вводнотоновых
доминант. Все они имеют те или иные вводнотоновые
связи (которые в некоторых случаях можно назвать тяготениями) со звуками тонического
трезвучия.
По аналогии с группой вводнотоновых
доминант формируется группа гармоний вводнотоновых
субдоминант. В мажорном ладу она относительно небогата. Кроме второй низкой ступени
в нее входит, по существу, лишь одна гармония - седьмая низкая минорная
ступень. Гармония, находящаяся по другую сторону от второй низкой в терцовом вводнотоновом ряду
оказывается просто минорной субдоминантой. Но в теоретическом плане необходимо
отметить, что именно этот аккорд (вместе с мажорной доминантой гармонического
минора) явился первой "исторической весточкой" в процессе
формирования вводнотоновых аккордово-гармонических
связей и потому не может быть игнорирован в качестве простейшей вводнотоновой гармонии.
К названным гармониям следует добавить еще один
аккорд, имеющий принципиальное значение в структуре хроматической тональности -
тритоновую гармонию. Она занимает специфическое
положение в тональности. Помимо прямого вводнотонового
соотношения ее основного тона с доминантовой
ступенью нужно обратить внимание на то, что аккорд на четвертой повышенной или
пятой пониженной ступени соотносится с описанными аккордами вводнотоновых
доминант и субдоминант. Он оказывается крайним звеном в терцовых
рядах как вводнотоновых доминант (gis
- H - dis - Fis), так и вводнотоновых субдоминант (f - Des - b - Ges).
Его можно также понимать (и в различных интонационных ситуациях он ими и
является) как доминанту к седьмой мажорной ступени или как субдоминанту ко
второй низкой ступени.
В минорном ладу картина вводнотоновых
гармоний симметрична мажору. Здесь богаче группа вводнотоновых
субдоминант. А группа доминант оказывается составленной из аккордов, давно
вошедших в обиход тонального мышления: наряду с собственно вводнотоновой
доминантой мы видим здесь аккорды гармонической доминанты, а также мажорный
аккорд на второй ступени (гармония двойной доминанты или альтерированной
субдоминанты).
Для наглядности приводим полную схему всех вводнотоновых гармоний мажора и минора
Кроме вводнотоновых
соотношений с тоникой возможны аналогичные связи с аккордами других ступеней, в
частности с субдоминантой и доминантой.
Примеры гармоний такого рода также встречаются в
предлагаемых задачах (№№ 150, 151 и далее).
Формы применения описанных гармонических соотношений
могут быть разными. Прежде всего это собственно
аккордовые связи, включение гармоний вводнотоновой
группы в систему хроматической тональности. Кроме того
вводнотоновые гармонии могут служить основанием для
мелодических последований, включающих движение по
звукам того или иного аккорда или опирающихся на них в поступенном
развертывании. Другая сфера применения тональных отношений вводнотонового
характера - модуляционные сдвиги-смещения в тональности хроматического родства.
В
качестве музыкальных иллюстраций к изложенным положениям см.:
Глядешкина
З.И. Хрестоматия по гармоническому анализу на материале музыки советских
композиторов. - М.: Музыка, 1984. VII. Однотерцовый мажоро-минор. Хроматическая
тональность
В
конце работы имеется предметный указатель