http://yuri317.narod.ru/wwd/lex1.htm

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ

 

БЫЧКОВ Ю. Н.

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций

Тема 1

ЗАДАЧИ КУРСА. МЕСТО МУЗЫКОЗНАНИЯ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Для студентов музыкальных вузов

по специальности № О5.1О.ОО

("Музыковедение")

МОСКВА 1999


В лекции намечаются задачи курса "Введение в музыкознание", определяется место музыкознания в музыкальной культуре и в системе научного знания, рассматривается структура музыковедческой науки и ее отношение к музыкальной практике.

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского Совета РАМ им. Гнесиных.

ISBV 5 - 8269 - 009 - 1 © Бычков Юрий Николаевич, 1999.

 

 

Цель курса "Введение в музыкознание" - ввести студентов-музыковедов в избранную ими область научной и практической деятельности, дать общее представление о музыкознании как разветвленной системе знаний, отражающей богатый и многообразный мир музыкального искусства и сопряженных с ним областей культуры.

Основные задачи курса сводятся, во-первых, к определению места и функций музыкознания в музыкальной культуре, во-вторых, к определению его целей, задач, предметов исследования и, в-третьих, к рассмотрению форм и методов музыковедческой деятельности.

Музыковедение - это наука о совокупности явлений музыкальной культуры. Оно выступает как форма ее самосознания и тем самым как фактор ее существования и дальнейшего развития (1). Оно "порождено потребностями как самого музыкального искусства, так и общества, ... обслуживает музыкальное искусство, осмысляет его и направляет его развитие на благо общества" (2).

Одним из центральных для музыкознания является вопрос о его соотношении с музыкальной практикой. С одной стороны, музыкознание отражает практическую музыкальную деятельность и ее продукты, выполняет по отношению к ним познавательную функцию. Музыкознание осмысливает природу музыкального искусства, его роль в культуре и в жизни общества. Отражая системный характер своего объекта, само оно является системой знаний о музыке, рассматривает функции музыкального искусства, его содержание и форму, процессы его функционирования и исторического развития. Различаются также ракурсы рассмотрения, которые могут иметь собственно исторический характер, будучи направлены на конкретный художественный материал, и обобщенно-теоретический характер, будучи направленными на выявление глубинных закономерностей музыкального искусства. Предметом музыковедческих исследований может быть как музыка прежних эпох, так и современное искусство. Последнее обстоятельство особенно важно: обращаясь к актуальным вопросам развития музыкальной культуры, музыкознание участвует в процессах культурного строительства.

Активная творческая роль музыкознания проявляется в том, что оно способствует формированию художественных ориентаций музыкантов, определению целей, построению программ их деятельности. Тем самым музыкознание выполняет регулирующую функцию в развитии музыкальной культуры, оно воздействует на различные формы музыкальной деятельности и процессы музыкальной коммуникации.

Крайне важно выделить и рассмотреть творческую функцию музыкознания, его воздействие на деятельность композитора. Об этом убедительно пишет К. Дальхаус. Вопреки преобладающему мнению об отставании музыкальной теории от практики, о ее вторичной роли в процессах развития музыкального искусства он утверждает, что даже "нормативные теории не всегда запаздывают и формулируются на основе консервативных взглядов". Подтверждая данное положение историческим материалом, Дальхаус пишет, что в XV и XVI столетиях, например, "теория шла впереди композиторской практики, требовала строжайшего регулирования диссонанса". В музыкальном развитии теория выполняет роль "не бледного отражения прошедшей практики, но является также подготовкой будущей". Обращаясь к музыке ХХ века, Дальхаус напоминает о том, что "в историческом процессе, который от додекафонии через серийную музыку вел к алеаторике, взаимно переходили друг в друга теория, нацеленная на практику, и практика, которая была основана на теории". В качестве итога своих рассуждений К. Дальхаус выдвигает следующее положение. "Теория, как определяющий момент музыкального сознания, есть часть практики. От эксплицитной (внешне выраженной) теории ... можно отличать имплицитную (включенную в практику) теорию, содержащуюся в музыкальной речи и письме. Чем более скрытой остается имплицитная теория, тем более действенной она оказывается" (3).

Иначе говоря, существует не только мысль о музыке, но и мысль в музыке, особого рода теоретическое мышление, проявляющееся в построении художественной ткани произведения. Первоначально входя в структуру композиторской деятельности, оно со временем отделяется от нее, формируя тем самым теоретическое мышление в собственном смысле слова. Но нередки и такие случаи, когда теоретическая мысль опережает процессы создания музыки, активно вмешивается в процессы художественного творчества, ставит перед ним новые задачи, участвует в построении систем музыкального языка.

Приведем ряд исторических примеров.

Авторитетный исследователь восточной музыки А. Даниелу полагает, что характерная для китайской музыки пентатонная гамма была первоначально сконструирована теоретически в рамках “ученой” музыки и символизировала противостоящие друг другу земные и небесные силы, мужское и женское начала (“Ya^ng” и “Yin”). Лишь со временем она утвердилась в различных пластах китайской музыкальной культуры (4). В истории европейской музыки также немало примеров воздействия теоретических и эстетических разработок на музыкальную практику. В средневековую эпоху музыка вообще считалась наукой. Она входила в так называемый квадривиум - второй цикл образования, включавший также арифметику, геометрию и астрономию. Из научных разработок того времени можно выделить создание системы церковных ладов, прошедших путь из теоретических трактатов в музыкальную практику. Аналогичные примеры найдем мы и в музыкальной культуре Нового времени, характеризующейся равновесием теории и практики. Таковы, в частности, поиск оптимальной формы темперации, активная теоретическая разработка проблематики музыкального театра, предшествовавшая как созданию оперы, так и ее обновлению в XVIII веке (реформа Глюка). Что касается роли теоретических разработок в современном музыкальном искусстве, то к сказанному К. Дальхаусом добавим следующее. До настоящего времени продолжаются попытки осуществления синтеза музыки и света, в которых в ногу с творческими опытами (а порою предшествуя им) идут теоретические обоснования. Существенные творческие результаты дает научная разработка вопросов применения компьютерных технологий в области музыки. Сошлемся, в частности, на опыты Я. Ксенакиса, на создание хроматической системы тембров (“звонное пространство”) В. Ульяничем (5).

Вместе с тем не следует забывать, что результаты музыкально-теоретических разработок только тогда приобретают подлинно творческий характер, когда они отвечают эстетическим требованиям. Алгебра теории требует проверки и одобрения живым ощущением гармонии, выразительностью получаемых звуковых результатов. В сфере музыкального искусства остается в силе основной закон познания - критерием истины является практика. В нашем случае - художественная практика, проверяющая и оценивающая результаты теоретических изысканий реакцией слушателей музыки, активной позицией исполнителей, включающих музыку того или иного композитора в свой репертуар, общественным резонансом, который вызывает музыкальное творчество, исторической устойчивостью его оценок.

Существенную роль играет музыкознание в процессе воспитания музыкантов-профессионалов, вводя их в мир музыки, в многообразие ее жанров и стилей. Оно способствует освоению композиторской техники, закладывает основы формирования языка композитора (6). Исполнителю оно дает навыки прочтения нотного текста, способствует созданию интерпретации музыкального произведения, адекватному пониманию его стиля (это особенно существенно в отношении музыки отдаленных от нас исторических эпох).

Неоценима роль музыкознания в сохранении музыкально-исторических ценностей, в открытии забытых произведений, в расшифровке старинных рукописей, в обеспечении исполнительского репертуара. Специальные разделы музыкознания исследуют акустику музыкальных инструментов (способствуя прогрессу в их производстве), исполнительский аппарат музыкантов (что весьма существенно для педагогического процесса), дают психологическое и художественно-эстетическое обеспечение исполнительской деятельности.

Велика роль музыкознания и в воспитании слушателей музыки, в приобщении к музыке широких слоев населения. В отношении слушателей музыкознание выполняет разъяснительную и просветительскую функции.

Определяющую роль играет музыкознание в музыкальной педагогике, формируя ее цели и задачи, предлагая ей теоретический и исторический материал и испытывая, с другой стороны, ее плодотворное воздействие в плане построения непротиворечивой, внутренне логичной и ориентированной на усвоение учащимися системы знаний о музыке и различных видах музыкальной деятельности.

Управляющее воздействие на процессы развития музыкальной культуры музыкознание осуществляет на основе выполнения им прогностической функции, путем экстраполяции постигнутых закономерностей на будущее. Это позволяет музыкознанию стать основой управленческой деятельности в области музыкальной культуры, давать ей четкие научные ориентиры, вырабатывать методы анализа происходящих в музыкальной культуре процессов и тем самым определять мероприятия государства и общественных организаций по распространению и пропаганде музыкального искусства, по обеспечению его функционирования в обществе в целом и в различных его слоях.

Особый и более сложный вопрос об аксиологической и идеологической функциях музыкознания. С одной стороны, оценка музыкальных произведений, их художественных достоинств, выполнения ими тех или иных общественных функций всегда входили в задачи музыкальной критики, являющейся одним из разделов музыкознания. С другой стороны, каждое художественное явление, вне зависимости от того, какие художественные идеалы и пристрастия имеет музыкальный критик, вызвано к жизни определенными общественными процессами, отвечает вкусу какого-либо общественного слоя, то есть объективно обусловлено. Поэтому со стороны других критиков оно может получить иные, порою прямо противоположные оценки. Вопрос об оценке музыкального произведения приобретает поэтому социологический характер, обнаруживает свою зависимость от культурной дифференциации общества. Не углубляясь в детали, отметим, что в отношении затронутого вопроса могут быть две позиции. Одна сводится к обнаружению в художественных явлениях общечеловеческого содержания, определяемого как совокупным художественным опытом, так и тенденциями исторического развития общества, культуры, искусства. Другой подход - удовлетворение художественных запросов конкретных социальных слоев, отражение актуальных для данного времени общественных и художественных идеалов. Оценка музыкальных произведений при таком подходе становится относительной, преходящей.

Осуществление музыкознанием идеологической функции зависит от степени ангажированности искусства, его участия в общественной борьбе. Творческие установки художников, музыковедов и музыкальных критиков в этом отношении могут существенно отличаться. Одни из них прямо и сознательно участвуют в общественных движениях, разделяют и отстаивают те или иные идеологические и политические позиции. Другие соблюдают нейтралитет, решают в своем творчестве общечеловеческие моральные и художественно-эстетические задачи. Отстранение художника от идеологических вопросов может рассматриваться как форма проявления его идеологии и общественной позиции. При этом конкретные социальные условия диктуют различные формы поведения художника. В одних случаях он уходит от социальной проблематики в знак протеста против существующих порядков, не желая поддерживать своим творчеством политику правящих кругов. В других случаях аналогичные действия могут отражать полное принятие художником существующих порядков и его нежелание участвовать в происходящей в обществе борьбе. В такой позиции можно, конечно, усмотреть и принципиально иное понимание назначения искусства и его общественных функций, акцент на общечеловеческих (в противовес узкоклассовым) и эстетических (в противовес жизненно-утилитарным) ценностях. Теоретически сформулированные творческие установки определенного художественного направления становятся опорой для музыкальной практики, для деятельности композиторов и исполнителей, средств массовой коммуникации. В утверждении или отрицании определенных взглядов на искусство и на роль музыки в общественной жизни, в пропаганде художественных явлений той или иной социальной ориентации, в критике альтернативных художественных течений и проявляется идеологическая функция музыкознания. Если та или иная точка зрения на явления музыкального искусства становится официально принятой и проводится соответствующими государственными учреждениями, она может стать средством политического управления и проведения культурной политики.

Из сказанного выше ясно, что становление и развитие музыкознания имеют социокультурную обусловленность, зависят от состояния музыкальной культуры, тенденций ее развития. Содержание музыковедческой деятельности зависит от жизни общества в целом, от происходящих в нем культурных, идейно-политических и экономических процессов. Музыковедческая наука развивается во взаимосвязи с другими областями науки, в частности гуманитарными, исследующими жизнь общества, его культуру, различные виды искусства. Одним словом, музыкознание - это “система незамкнутая; она имеет сильные связи с другими системами, - системами более высокого уровня” (7). Эти связи оказывают влияние как на содержание, так и на методологию музыковедения, без них сегодня нельзя решать многие музыковедческие вопросы.

С другой стороны, нужно отметить относительную самостоятельность музыкознания. Оно имеет свою систему взглядов и категорий, особый научный аппарат, специфическую терминологию, наконец, свою логику развития. Известным своеобразием отличаются и методы музыковедческой работы, призванные освоить специфический художественный материал, не во всем совпадающее с другими видами искусства духовное содержание.

Важным фактором автономности музыкознания (как и любой другой области знания) является сохранение сложившихся научных традиций, развитие ранее утвердившихся идей. Так, характерные для русского классического музыкознания принципы народности и национальной почвенности искусства, его опоры на фольклор, требование образной содержательности и общественной значимости музыки, ее обращенности к широким слоям слушателей остались глубоко действенными и получили дальнейшее развитие в советскую эпоху. Весьма устойчивы традиции и в тех разделах музыкознания, которые рассматривают вопросы музыкального языка. Например, при всем новаторстве отечественных исследований о гармонии в ХХ веке в этой области знания долгое время было заметно следование не только общему направлению русских учений о гармонии XIX века, но и ориентировка на сложившиеся тогда научно-педагогические школы (линии П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова).

Конечно, развитие музыкознания проходит в постоянной сопряженности с художественным творчеством, в связи с другими областями науки, в рамках совокупной культурной жизни общества. Опираясь на другие науки, порою заимствуя у них методы работы и исследовательские подходы, музыкознание, сo своей стороны, оказывает влияние на смежные области знания. Это касается, в частности, различных разделов искусствоведения, а также эстетики, как науки, исследующей общие закономерности художественной деятельности человека. При этом необходимо отметить, что в последние десятилетия некоторые направления эстетической мысли обращают самое пристальное внимание на развитие музыкознания и получаемые им знания, поскольку это позволяет преодолеть исторически сложившуюся одностороннюю ориентацию эстетики на литературу и изобразительнoе искусство, более или менее непосредственно воспроизводящие реальный предметный мир. Иные художественные ориентиры, специфика музыки как вида искусства позволяют скорректировать теоретические положения, касающиеся искусства в целом, и создать более взвешенные эстетические теории. А адекватное понимание эстетических и художественных феноменов позволяет по-новому взглянуть на мир в целом, на место в нем человека, на его сущность. Речь, таким образом, идет о том, что результаты исследования музыкального искусства как одного из проявлений человеческого духа дают дополнительный материал для выработки научного мировоззрения. Можно назвать и другие области знания, на которые музыковедческие исследования способны оказать немалое воздействие. К таковым относится, например, семиотика: специфический характер музыкальных знаков, особый способ фиксации духовного содержания в музыке, могут внести известные коррективы в основополагающие положения этой науки.

Отмечая известную самостоятельность музыкознания, необходимость решения им специфических внутринаучных проблем, углубленную разработку фундаментальных разделов, следует еще раз подчеркнуть, что основная задача музыковедческой науки - обеспечение необходимыми знаниями различных видов музыкальной деятельности, активная работа по решению актуальных проблем музыкального творчества, исполнительства, организации музыкальной жизни. История неопровержимо свидетельствует, что именно решение насущных практических задач всегда было решающим стимулом к развитию музыкознания и обеспечивало его наиболее яркие достижения. Напротив, отрыв музыкознания от проблем развития музыкальной культуры приводил к проявлению в нем схоластических тенденций и, как следствие, к утрате интереса к музыкознанию со стороны композиторов и исполнителей. В этом смысле современное положение музыкознания выглядит не вполне благополучным. Музыканты-практики мало интересуются научными исследованиями, строят свою работу на чисто опытной основе. При этом отдельные области музыкальной деятельности не находят полноценного научного обеспечения. Это связано с известной инерционностью научных исследований, с постоянным обращением к “накатанной” проблематике, к развитию тех областей музыкознания, в которых выработались устойчивые исследовательские традиции. Если проблемы музыкального языка и музыкального творчества (в их историческом и современном аспектах) постоянно находятся в поле зрения музыковедов, то менее активно разрабатываются вопросы музыкального исполнительства, психологические и социологические проблемы музыкального восприятия, вопросы организации музыкальной жизни и многое другое. В последние годы снизился интерес к вопросам национальной специфики музыки, ее проявления на современном этапе исторического развития. Сказанное свидетельствует о необходимости более четко осознавать актуальные задачи музыкознания и ориентировать музыковедов (в первую очередь молодых, вступающих на путь самостоятельной исследовательской деятельности) на решение практически важных проблем музыкальной науки.

СТРУКТУРА МУЗЫКОЗНАНИЯ

Прежде чем обратиться к непосредственному рассмотрению структуры музыкознания, остановимся на формирующих ее факторах.

Структура музыкознания определяется факторами разного порядка: объективными и субъективными. Объективные факторы, влияющие на внутреннее расчленение науки о музыке, - это, во-первых, сама музыкальная культура в различных ее проявлениях, во всех ее уровнях и аспектах, в ее исторических, региональных и национальных формах. Во-вторых, - взаимосвязи музыкальной культуры с жизнью общества, с другими областями культуры и искусства. Действие объективных факторов развития музыкознания опосредовано запросами общественной практики, актуальными задачами художественной деятельности. Так, разработка В. Стасовым вопросов народности и национального своеобразия искусства была вызвана тенденциями развития русского искусства во второй половине XIX века. А “потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, - отмечает И. Рыжкин, - привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского” (8). Осмысление вопросов современного музыкального языка в отечественном музыковедении второй половины ХХ века было обусловлено необходимостью освоения музыкальной практикой новых художественных приемов, отвечающих эстетическим устремлениям нашего времени.

Под субъективной обусловленностью структуры музыкознания мы понимаем, во-первых, состояние музыковедческой науки, степень овладения ею своим объектом - музыкальной культурой в ее целостности и внутреннем разнообразии, формами существования и функционирования музыкального искусства. Во-вторых, к субъективным факторам музыкознания относятся его связи с другими научными дисциплинами, включенность музыкознания в совокупный научный процесс, овладение методами смежных научных дисциплин. Наконец, следует сказать, что развитие музыковедческой (как и всякой другой) науки зависит от одаренности и таланта ученых, от способа их мышления, то есть определяется личностными факторами.

Немалую роль в развитии музыкознания играют сложившиеся в нем научные школы и традиции. По отношению к отдельному исследователю это некоторая объективная данность, в рамках которой он должен действовать, хотя и может выбирать позицию, которая представляется ему наиболее верной. В отношении к музыкальной реальности существование различных научных школ и направлений выступает как субъективный момент познания.

В процессе формирования предметной структуры музыкознания происходит взаимодействие объективных и субъективных факторов. Конкретный предмет или сфера научных исследований отражает определенную сторону культурной реальности. Но выделение предмета не совершается автоматически, оно требует творческих усилий исследователей, нахождения аналитического метода, способов осмысления действительности. Структура музыкознания моделирует структуру музыковедческой деятельности, является отражением не только предметной реальности, но и методологического аппарата науки. Вообще же нельзя не признать, что различение объективных и субъективных предпосылок развития музыкознания является относительным. Субъективная сторона науки производна от исторически сложившегося уровня культуры и имеет в этом смысле объективную обусловленность. Напротив, культурная реальность возникает как результат активной деятельности людей - субъектов художественного и научного творчества. Все это приводит к тому, что развитие музыкознания выражается не только в охвате нового содержания и возникновении новых научных идей, но и в его постоянной структурной перестройке. Возникают новые научные дисциплины, происходит их дифференциация и интеграция, обусловленная, с одной стороны, развитием музыкального искусства, а с другой стороны, процессами, происходящими в науке в целом, особенно в ее гуманитарной сфере.

В истории музыкознания было немало попыток дать ту или иную его систематизацию. Одна из наиболее ранних принадлежит австрийскому музыковеду Гвидо Адлеру (1855-1941). В своей работе “Объем, метод и цель музыкознания” он противопоставляет два основных подхода и два раздела музыкознания - исторический и систематический. История музыки подразделяется им по крупным и малым эпохам, народам, территориям, областям, городам и художественным школам. Г. Адлер указывает на такие объекты исторического музыкознания как нотация, музыкальные формы; его высший уровень представлен исследованием художественных законов различных времен. В тесной взаимосвязи с этим находится изучение форм музыкального исполнительства, поскольку, согласно Адлеру, вместе с развитием искусства меняется также инструментальная и вокальная техника. К историческому разделу музыкознания примыкает ряд вспомогательных дисциплин: палеография, хронология, библиография, библиотеко- и архивоведение и пр.

Систематическая часть музыкознания, по Г. Адлеру, опирается на историческую и включает в себя три раздела: а) собственно спекулятивную музыкальную теорию, б) музыкальную эстетику и в) музыкальную педагогику. К новым (для того времени) областям систематического музыкознания Адлер относит сравнительное музыкознание. Подобно историческому, систематическое музыкознание включает в себя ряд вспомогательных дисциплин, среди которых ориентированные на исследование музыкальных явлений разделы акустики и математики, физиологии и психологии, общей логики, грамматики, метрики, поэтики.

В качестве вспомогательной дисциплины для музыкальной педагогики выступает общая педагогика.

Что касается методов музыкознания, то Г. Адлер указывает на их зависимость от природы исследуемого материала. Как и исследователи природы, считает Г. Адлер, историки искусства использует преимущественно индуктивный метод (9).

Несколько иную схему строения музыкознания предлагает Г. Хейдон (10). В качестве основного он сохраняет членение музыкознания на систематический и исторический разделы, но иначе их наполняет. Систематическая часть музыкознания включает в себя акустику (где изучаются и музыкальные инструменты, в частности электрические), связанные с музыкой вопросы физиологии и психологии, музыкальную эстетику, теорию музыки (элементарная теория, мелодика, гармония и контрапункт, инструментовка, форма). К систематическому музыкознанию Хейдон относит также музыкальную педагогику и сравнительное музыкознание. Вторая часть работы, где рассматриваются вопросы исторического музыкознания, посвящается Хейдоном прежде всего философии истории музыки (методы исследования и вопросы теории музыкально-исторического процесса), обзору исторических источников (по эпохам). В заключительном разделе книги, ориентированной на студентов, даются практические советы по работе над музыковедческим исследованием.

В рамках данной лекции невозможно рассмотреть другие труды, в которых в форме "Введения в музыкознание" анализируется его структура и тем самым выражаются представления авторов о содержании музыковедческой науки (11). Укажем лишь на две работы, отличающиеся, на наш взгляд, известным своеобразием. Одна из них (работа А. Веллека) рассматривает практически все вопросы так называемого систематического музыкознания под углом зрения музыкальной психологии и эстетики (12). Другая интересна участием крупнейших европейских музыковедов - Т. Кнайфа, Х. де ла Мот Хубер, Х. П Райнеке и К. Дальхауса, под редакцией которого вышла книга (13). В ней рассматриваются, в основном в методологическом плане, природные, психологические, теоретические, эстетические и социологические основы музыки.

Предлагая на следующих страницах свою версию структуры музыкознания, мы исходим из того, что она формируется на ряде оснований и потому не может быть линейно выстроена. Кроме того, необходимо отметить, что проведение четких границ между отдельными дисциплинами и разделами музыкознания не всегда возможно по причине их частого переплетения между собой.

Музыкознание членится, прежде всего, по рассматриваемым им предметам. В этом плане в нем могут быть выделены: а) музыкальная культурология, рассматривающая природу и структурные характеристики музыкальной культуры, различные типы музыкальной деятельности, функционирование музыкального искусства в обществе, теоретические вопросы музыкальной жизни; б) музыкальная эстетика, занимающаяся изучением отношений музыкального искусства к действительности, вопросами музыкального мышления, содержания и формы в музыке, проявлениями в ней ценностных отношений (эстетического идеала и пр.); в) теория музыкального языка и музыкальной формы как единства смысловых и структурных качеств, их художественно-смысловой специфичности; содержание данного раздела музыкознания предполагает восхождение от таких понятий как музыкальный материал и музыкальная организация к анализу понятий музыкального произведения, жанра и стиля.

Другой аспект различения областей музыкознания определяется их целями и назначением. В этом плане могут быть выделены: а) музыкальная наука, призванная дать описание и объяснение музыкальным феноменам; б) критика и публицистика, нацеленные на конкретные объекты музыкальной культуры, прямо вмешивающиеся в музыкальную жизнь, в процессы развития музыкального искусства; в) музыкальная педагогика, призванная обеспечить постоянное воспроизведение музыкальной культуры в обществе, готовящая людей к тем или иным формам музыкальной деятельности.

Наконец, музыкознание дифференцируется по методам работы, по способам осмысления культурно-исторического материала. В данном разрезе в нем могут быть выделены "островки дискурсии" (выражение В. Розина), то есть такая область научной деятельности, в которой преодолевается опора на непосредственные данные созерцания и новое знание получается путем сопоставления и анализа ранее полученных или принятых научных положений. Дискурсия в области музыкознания состоит в том, что на основе избранных аксиом строятся теоретические модели определенных областей предметного мира музыки.

Это и есть систематическое (теоретическое) музыкознание, призванное объяснить и обосновать музыкальные феномены. Современное теоретическое музыкознание может рассматриваться как достаточно развитая область науки, но все еще далекая от необходимой на данном этапе полноты и логической взаимосвязи компонентов. Так, например, при относительной изученности вопросов музыкального языка и музыкальной формы, теоретическое музыкознание явно отстает в изучении проблем исполнительской деятельности. Недостаточно изучены закономерности функционирования и развития музыкальной культуры. Остается недостаточно высокой степень дискурсивности знания: музыковедческие рассуждения часто требуют наглядности, включения непосредственного опыта, подтверждения мысли живым примером. А это выходит за рамки теоретической деятельности в собственном смысле слова.

Другая область музыкознания связана с изучением конкретных явлений, с опорой на непосредственно данные музыкальные факты. К этой области относится прежде всего историческое музыкознание, а также анализ музыкальных произведений.

В задачу исторического музыкознания входит прослеживание процессов развития музыкальной культуры, описание и анализ ее состояния в определенные исторические эпохи в различных странах и регионах земного шара. Историческое музыкознание имеет, следовательно, временной (хронологический) и пространственно-географический аспекты. К ним нужно добавить еще один ракурс рассмотрения исторического материала, возникающий в связи со сложной структурой изучаемого объекта: анализ различных сторон и областей музыкальной культуры, тех или иных субкультурных образований.

Из сказанного вытекает принципиальная особенность исторического описания - сочетание в нем синхронического и диахронического подходов.

Синхронический подход (или метод) предполагает рассмотрение музыкально-исторических фактов, совпадающих во времени. Диахронический подход - это изучение явлений музыкальной культуры в их историческом развитии. Синхронический и диахронический методы анализа музыкально-исторического материала должны быть тесно скоординированы и дополнять друг друга: речь идет, как мы уже писали выше, о развитии единого сложного объекта.

Соотношение синхронического и диахронического подходов проецируется на соотношение теоретического и исторического знания. Представления и теоретические знания, полученные в результате вневременного среза состояния музыкальной культуры, могут быть с известной долей допущения применены к анализу иного исторического материала. В результате такого рода практической проверки исходные теоретические знания приобретают характер универсальных категорий, доказывающих свою действенность при рассмотрении различных этапов развития музыкальной культуры, отдельных ее сторон и явлений. Но чем более общими становятся те или иные категории, тем более абстрактный характер они приобретают. Это требует их конкретизации и уточнения при обращении к определенному историческому материалу.

Содержание последних абзацев приводит нас к выводу, что расчленение музыкознания на историческую и систематическую (теоретическую) ветви имеет относительный характер. Историческое и теоретическое знания взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Систематическое музыкознание является, с одной стороны, концентрацией исторического знания, выводом из него, а с другой стороны, базой, логическим и методологическим основанием для исторических исследований. (Теория должна быть "разлита" в истории.) Подлинная историческая наука немыслима без теоретических оснований. Что касается теоретического знания, то оно требует к себе исторического подхода и сохраняет истинность лишь в применении к той предметной области, из которой оно выведено. Любые формы экстраполяции теоретического знания требуют проверки конкретными историческими и аналитическими исследованиями.

Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть объективную обусловленность и необходимость исторического и теоретического подходов к музыкальной реальности. Исторический и логический методы вытекают из самой действительности, которая, с одной стороны, является нам в конкретных исторических и эмпирических формах, а с другой стороны, опирается в своем существовании и развитии на глубинные (сущностные) закономерности. В субъективном плане это приводит к тому, что любое историческое исследование проводится на основе тех или иных теоретических представлений, которые, в свою очередь, являются логическим обобщением исторических данных.

Отношения, подобные отношениям теоретического и исторического знания, воспроизводятся и между другими разделами музыкознания, что позволяет говорить о существовании в нем фундаментальных и прикладных разделов. К фундаментальным областям музыкознания (музыкальная наука) следует отнести такие его разделы, в задачу которых входит: а)постижение сущности музыки как вида искусства (философия музыки, музыкальная эстетика); б)познание законов развития музыкальной культуры, функций, содержания и формы музыкального искусства, его языка; в)рассмотрение конкретных путей развития музыкального искусства вo всем богатстве его исторического развертывания.

Научные положения, входяшие в фундаментальные разделы музыкознания, с одной стороны, являются обобщением многообразного музыковедческого опыта, всего богатства конкретных исследований. С другой стороны, они логически связаны с данными других наук (как гуманитарных, так и естественных), то есть косвенно опираются на совокупный человеческий опыт, на научное мышление в целом. Именно поэтому из фундаментальных положений музыкознания логически могут быть выведены и тем самым обоснованы более частные научные положения. Фундаментальные положения музыкознания являются также обоснованием его прикладных видов, оказывающих непосредственное воздействие на музыкальную практику, на современные художественные процессы.

К прикладным разделам музыкознания относятся конкретные музыкально-социологические исследования, музыкальная критика и публицистика, педагогика (14).

Прикладные функции выполняют так же исследования, связанные с применением музыки на производстве, в медицинских целях и пр. Каждый из прикладных разделов музыкознания выполняет особую функцию в музыкальной культуре и в жизни общества. Они обеспечивают конкретный вид музыкальной деятельности (например, воздействуют на композиторское творчество или исполнительский процесс, участвуют в воспитании музыкального слушателя). Для каждого из них характерны особые методы, язык и стиль изложения (15).

На фундаментальные и прикладные разделы членятся многие области музыкознания. Так, например, обстоит дело в музыкальной социологии, которая, с одной стороны, осмысливает ключевые для понимания происходящих в обществе культурных процессов вопросы, а с другой стороны, занимается конкретными социологическими исследованиями, анализирует художественные вкусы различных слоев населения, их музыкальное поведение, музыкальную жизнь в целом, что может быть использовано при планировании концертной работы, в аудиовизуальном производстве, в проведении культурной политики. Еще один пример внутреннего расчленения музыкознания - область музыкального языка. Наряду с дисциплинами, рассматривающими его природу и глубинные закономерности, музыкознание включает в себя и такие разделы, которые направлены на обучение музыкальной грамоте, освоение композиторской техники, воспитание культурного слушателя музыки.

Особую область музыкознания составляют дисциплины, отражающие его связи с другими областями науки. К ним, в частности, относятся такие разделы теоретического музыкознания как музыкальные акустика, психология, семиотика, социология. Их включение в структуру нашей науки обусловлено применением специфических методов, позволяющих видеть те грани музыкальной реальности, которые не могут быть выявлены при использовании обычных музыковедческих методов.

Так музыкальная акустика - наука, рассматривающая музыкальные феномены с точки зрения точной физической теории, оперирующая количественными данными (что не типично для других областей музыкознания), использующая в связи с этим математический аппарат. В состав данной дисциплины входят также разделы, опирающиеся на естественно-научные данные о природе и свойствах музыкального слуха, о механизмах звукового восприятия.

Иные методы работы и иной предмет имеет музыкальная психология - дисциплина сугубо гуманитарного плана, охватывающая практически все стороны музыкальной культуры. В ее орбиту входит рассмотрение самых разнообразных аспектов музыкальной деятельности: вопросов восприятия и исполнения музыки, психологии музыкального мышления и творчества, вопросов музыкальной коммуникации, психологических аспектов музыкальной педагогики и многих других. Не случайна поэтому уже упоминавшаяся нами может быть и спорная, но по-своему смелая попытка немецкого исследователя А. Веллека дать систематическое изложение вопросов теоретического музыкознания с позиций психологической науки.

Одна из многообещающих и относительно молодых областей музыкознания - музыкальная семиотика, наука о знаковых системах в применении к музыке. Методы этой науки позволили по-новому взглянуть на природу выразительных средств музыки, сопоставить их с иными языковыми системами и тем самым лучше понять специфику музыки как вида искусства. Правда, на пути применения семиотического научного аппарата при анализе музыкального языка возникли определенные трудности, связанные, прежде всего, с невозможностью однозначно выделить исходные музыкально-выразительные элементы, а также с принципиальной их многозначностью и смысловой неопределенностью. Это привело к тому, что после периода излишне радужных надежд, связанных с возможностью получения принципиально новых знаний о музыке, в музыковедческой среде наступило известное падение интереса к семиотическим методам. Думается, что это временное явление. Выход из создавшейся ситуации следует, вероятно, искать в более смелом и свободном толковании данных семиотики, в преодолении свойственных ей предрассудков, в поиске принципиально новых решений, учитывающих специфику музыкального мышления.

Все более актуальной для музыкальной практики становится музыкальная информатика - дисциплина, опирающаяся на новейшие достижения электронной техники и воздействующая как на процессы музыкального творчества и исполнительства, так и - потенциально - на музыкальную педагогику. Несомненно, что в перспективе методы информатики сыграют важную роль в музыковедческих исследованиях и позволят получить точные научные данные во многих областях знания о музыке, в которых в настоящее время мы вынуждены ограничиваться лишь приблизительными, а порою и интуитивно полученными сведениями.

На грани исторического и теоретического музыкознания лежит музыкальная социология, предмет которой определяется применением социологических методов к анализу явлений музыкальной культуры. Музыкальная социология анализирует, с одной стороны, принципиальные вопросы функционирования музыки в обществе, а с другой стороны - музыкальную жизнь (основной предмет этой науки), применяя конкретно-социологические методы. Они позволяют, в частности, получить относительно точные, допускающие статистическую (в частности на ЭВМ) обработку количественные данные о состоянии музыкальной культуры, что может служить надежным ориентиром для понимания происходящих в ней процессов и управления ими.

Отдельные области музыкознания не просто используют методы смежных научных дисциплин, но по существу входят в них или имеют с ними пересекающиеся поля интересов. Таковы, в частности, музыкальная фольклористика и этномузыкология, занимающиеся, соответственно, лишь определенными сторонами народного творчества, лишь теми сторонами быта и культуры народов, которые связаны с музыкой. Но предмет этих музыковедческих дисциплин может быть до конца понят только в органическом единстве с другими сторонами народного творчества, во всей системе народной жизни, что и обусловливает пограничный характер этих областей знания.

Другой пример такого рода - музыкальная терапия. Ее задача - изучение возможностей медицинского воздействия музыки на психику человека, на его общее состояние. Серьезные научные достижения в этой области возможны на пути глубокого изучения механизмов воздействия музыкального искусства, понимания природы "музыкального языка" и особенностей его функционирования. Музыкальная терапия является поэтому такой областью "пограничного" знания, которая может активно стимулировать развитие ряда фундаментальных разделов музыкознания. Вместе с тем каждому должно быть ясно, что вопросами применения музыки в лечебных целях могут заниматься только профессиональные медики, под руководством которых свой вклад в благородное дело укрепления здоровья людей призваны внести музыканты.

Как и всякая развитая и глубоко дифференцированная наука, музыкознание нуждается в ряде вспомогательных дисциплин, назначение которых - обеспечить продуктивную деятельность музыковедов в основных научных областях. К таковым относится прежде всего музыкальная библиография, призванная быть своего рода лоцманом в бескрайнем море литературы о музыке. Выявление, отбор, описание и систематизация рукописных материалов и печатных изданий, составление каталогов, списков, указателей, обзоров литературы по той или иной научной тематике способствуют оптимальной организации научной деятельности, экономии времени исследователей. Аналогичную роль для музыкознания и музыкальной практики выполняют родственные библиографии по методам работы нотография и дискография.

Более сложные задачи стоят перед музыкальным источниковедением - научной дисциплиной, описывающей и систематизирующей источники по вопросам развития музыкальной культуры, не только письменные (ноты, переписка, воспоминания, документы государственных учреждений и общественных организаций, периодическая печать), но и материальные (музыкальные инструменты), изобразительные и пр. Функции источниковедения не сводятся к собиранию и описанию исторических источников. Оно призвано также разрабатывать методику их изучения и использования, исключающую получение недостоверной информации и ее некорректную трактовку.

Крайне важную роль в повседневной музыкальной жизни играют музыкальных словари и справочники, обслуживающие как музыкантов-профессионалов, так и любителей музыки. Что же касается научной деятельности, то она требует самых разнообразных, тщательно составленных и информационно богатых изданий такого рода. Теорией и практикой составления информационных изданий занимается особый раздел музыкознания - музыкальная лексикография.

Иные, более непосредственно связанные с исследовательской работой задачи, стоят перед музыкальной лексикологией - дисциплиной, пока еще не вполне сформировавшейся, но абсолютно необходимой для дальнейшего развития музыкознания, для придания ему подлинно научного статуса. Функции этой дисциплины - рассмотрение музыкальной терминологии, возможных границ использования музыкально-теоретических понятий, их исторической жизни и изменчивости. Конечно, такого рода требования ставит перед собой любой исследователь, серьезно изучающий ту или иную область музыкальной культуры. Но это не исключает специализированной лексикологической деятельности, призванной обеспечить точность музыковедческого мышления (там, где она необходима) и тем самым - культуру музыковедческого труда.

Сложная дисциплинарная дифференциация музыкознания является отражением многогранности музыкальной реальности, разнообразных функций, выполняемых музыкознанием в культуре, исторических путей развития нашей науки, а также разнообразных связей музыкознания с другими областями знания. Каждый раздел музыкознания имеет свой предмет, особые методологические установки и приемы исследования, специфическую терминологию. Это нередко приводит к известной изолированности различных разделов музыкознания, к их недостаточной скоординированности друг с другом. Трудно, например, полностью согласовать по терминологии и аналитическим методам разделы музыкознания, занимающиеся такими областями музыкального искусства как фольклор и современная авангардистская музыка. Вместе с тем, музыковедение стремится к целостности. Это обусловлено, прежде всего, принципиальным единством и системной организацией его объекта - музыкальной культуры во всем богатстве ее измерений. (Заметим, кстати, что развитие указанной тенденции стимулируют мощные интеграционные процессы, происходящие в сфере музыкальной культуры, вызванные, в частности, интенсивным обменом информацией и музыкальными ценностями между различными слоями общества.) Поэтому задача по созданию логически обоснованной системы музыкознания, обладающей четкой иерархией и ясно осознанной структурой, становится в настоящее время все более актуальной. Музыковедам необходимо добиваться оптимального единства методологии и терминологии, которые не изолировали бы различные разделы музыкознания, а позволяли бы установить между ними достаточные логические связи. Попыткой внести вклад в установление внутреннего единства музыкознания является и курс "Введения в музыкознание", предлагающий один из возможных вариантов описания структуры музыкознания, характеристику его основных предметных областей, а также систематизацию методов, применяемых в музыковедческих исследованиях.

Примечания

1. Медушевский В. В. Какая наука нужна музыкальной культуре // Сов. музыка, 1977, № 12. - С. 78.

2. Рагс Ю. Н. О функциях музыкального критика // Методологические вопросы теоретического музыкознания / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 22. - М., 1975. - С. 37.

3. Dahlhaus C. Musiktheorie // Einfuerung in die systematische Musikwissenschaft. Hrsg. von C. Dahlhaus. - Koeln: Musikverlag Hans Gerig, cop. 1971. - S. 125-126.

4. Danielou A. Traite de musicologie compare. - Paris: Hermann, 1959. - P. 69-72.

5. Ульянич В. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1997.

6. Цуккерман В. О теоретическом музыкознании // Советская музыка, 1956, № 4. - С. 75.

7. Рагс Ю. О функциях музыкального критика // Методологические вопросы теоретического музыкознания. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 22. - М., 1975, с. 48.

8. Рыжкин И.Я. Введение в эстетическую проблематику музыкознания: Учебное пособие по курсу "Введение в специальность" / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1979 - С. 62-63.

9. Adler G. Umfang, Methode und Ziel der Musikwissenschaft // Viertelyahrsschrift fuer Musikwissenschaft. - 1 (1885). - S. 5-20.

10. Haydon G. Introduction to Musicology. - Charel Hill: The University of North Carolina Press, cop.1941. - XIII, 329 p.

11. См.: H. Husmann. Einuerung in die Musikwissenschaft. - Heidelberg: Qulle und Meyer, 1958. - S.268; A. Machabey. La musicologie. - Paris, PUF, 1962. - 127 p.; Harrison F.L., Hood Mantle, Palisca C.V. Musicology. - New Jersey: Prentice-Hall, inc. Englewood cliffs, cop. 1963. - XII, 337 p.; Lissa Z. Wstep do musikologii. - Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1974. - 277 c.; Kermann J. Musicology. - London: Fontana Press/Collins, cop. 1985 - 255 p.

12. Wellek A. Musikpsychologie und Musikaesthetik: Grundriss der Systematischen Musikwissenschaften. - Frankfurt am Main: Akademische Verlagsgesellschaft, 1963. - XV, S.391.

13. Einfuerung in die systematische Musikwissenschaft / Hrgb. von C. Dahlhaus. - Koeln: Musikverlag Hans Gerig, cop. 1971. / Musik-Taschen-Buecher. Theoretica. - Bd. 10.

14. Несколько иную систематизацию областей прикладного музыковедения дает Т. Курышева в статье “Что такое прикладное музыковедение?” (Муз. академия, 1993, № 4, с. 160-163). Она выделяет в нем три блока (просветительство и пропаганда; критика и журналистика; редактура и распространение музыки) и указывает на различные формы осуществления этих видов деятельности.

15. Медушевский В., с. 84.

ЛИТЕРАТУРА (дополнительно к указанной в примечаниях)

Богоявленский С. Советское теоретическое музыкознание (1941-1966) // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 6 - 7. - Л.: Музыка, 1967.

Дальхауc К. Музыкознание как социальная система // Сов. музыка. - 1988, № 3. - С. 109-116.

Келдыш Ю. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия: Т. 3. - М.: Сов. энциклопедия, 1976.

Назайкинский Е. О системе музыкально-теоретических дисциплин // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 1978.

Рыжкин И. Советское теоретическое музыкознание (1917-1941) // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 6 - 7. - Л.: Музыка, 1967.

Сохор А. Музыка // Муз. энциклопедия. Т. 3. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Кол. 730-751.

 

Главная страница http://yuri317.narod.ru/index.html

О себе http://yuri317.narod.ru/simple.html

Список моих работ http://yuri317.narod.ru/spisok.htm

Введение в музыкознание http://yuri317.narod.ru/wwd/wwd.htm

Статьи http://yuri317.narod.ru/statyi.htm

Воспоминания http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm

Лекции по курсу "Введение в музыкознание" http://yuri317.narod.ru/wwd/lex0.htm

Следующий файл http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_01.htm

Hosted by uCoz