Адрес файла: http://yuri317.narod.ru/d3/ww.htm

 

Главная страница  

О себе

Список работ

Введение в музыкознание  

Музыкальная эстетика  

Ладовая организация в музыке  

Гармония и музыкальная форма 

Музыкальная педагогика  

Статьи и лекции  

Учебные пособия  

Воспоминания

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. ГНЕСИНЫХ

Кафедра гармонии и сольфеджио

Ю. Бычков

ТРЕХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ

 

Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений

Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия для студентов

теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов

 

МОСКВА «МУЗЫКА» 1985

 

 

Содержание

От автора

Раздел I

1. Внутритональный хроматизм, альтерация, отклонения и

модуляции в тональности диатонического родства           HTM   DOC

2. Энгармоническая модуляция                                            HTM   DOC

3. Мажоро-минор                                                                    HTM   DOC

 

Раздел II

1. Расширенная и хроматическая тональность                    HTM   DOC

2. Более сложные виды звуковысотной организации         HTM   DOC

Комментарии к диктантам раздела II                                HTM   DOC

 

ОТ АВТОРА

Интенсивное развитие средств художественной выразительности в музыке XX века, усложнение приемов организации звукового материала требует постоянного обновления содержания курсов сольфеджио, приближения его к современной художественной практике. Это побуждает преподавателей сольфеджио вести неустанный методический поиск, составлять новые учебные пособия, которые могли бы в возможно большей степени отвечать потребностям учебного процесса в различных звеньях музыкального образования.

Особенно сложные задачи встают перед преподавателями, ведущими сольфеджио в музыкальных вузах. Они должны способствовать воспитанию музыкантов с таким музыкальным слухом, который соответствовал бы современному уровню развития музыкального языка. Посильный вклад в решение этой задачи пытается сделать и автор данного пособия.

Настоящий сборник трехголосных диктантов предназначается в основном для занятий со студентами музыковедческого, композиторского и дирижерского отделений музыкальных вузов. Включенные в сборник диктанты отличаются от материалов, имеющихся в других учебных пособиях, по характеру изучаемых трудностей. Это относится, прежде всего, ко второму разделу сборника, где сосредоточены диктанты, которые должны способствовать слуховому освоению учащимися отдельных ладоинтонационных и гармонических приемов, характерных для музыки XX века. Что касается метроритмических трудностей, то мы не ставили перед собой задачи дать материал для их систематического изучения. Но отдельные диктанты сборника потребуют от учащихся владения определенными навыками и в этой области.

Работа над многоголосным диктантом предполагает органическое сочетание слышания отдельных голосов и гармонической вертикали, осознание каждого момента звучания и их функционально-логической связи.

При записи диктантов первого раздела, опирающихся на классические функциональные принципы, следует обратить внимание на характерные для них приемы голосоведения. Прежде всего, учащиеся должны слышать параллельное движение голосов терциями, секстами, децимами (см. диктанты 1, 5, 6, 7, 14, 18 и др.). Особого внимания требует хроматическое движение большими терциями или малыми секстами (диктанты 13. 23, 27, 33, 35), приводящее к своеобразным ладогармоническим результатам. Другой характерный прием — передача поступенного движения из одного голоса в другой (диктанты 5, 7, 8, 9, 17, 18). Важное значение имеет слышание выдержанных звуков (диктанты 27, 32), четкое осознание пауз (диктант 32). Специфическую трудность представляет правильное распределение звуков между соседними голосами при их тесном расположении (см.: диктант 10, т. 6—7; 11, т. 7—8; 16, т. 10—11, а также диктанты 26—28 и 30—31).

Терцовая вертикаль и традиционные для классики функциональные формулы в ряде диктантов вуалируются посредством неаккордовых звуков. В этом отношении следует обратить внимание на диктант 7, где на сильном времени такта почти неизменно звучат диссонирующие комплексы (в частности, кварто-квинтового строения; см. т. 4—5). В других случаях классические функциональные отношения усложняются постоянным хроматическим движением (диктанты 21, 23, 26).

Внимание учащихся должно быть привлечено и к переченью, встречающемуся в некоторых диктантах первого раздела. В одних случаях оно возникает в результате параллельного опевающего движения (см. диктант 15, т. 1), в других — на основе хроматического проходящего движения (диктант 16, т. 3; 20, т. 5).

При записи диктантов, написанных в ладах мажоро-минорной системы (36— 42), где широко используются терцовые сопоставления гармоний, особое значение приобретает слышание общих тонов и ощущение их ладовой «перекраски». То же самое можно сказать в отношении диктантов, включающих в себя энгармонические модуляции.

Диктанты второго раздела сборника предполагают постепенное усвоение учащимися гармонических приемов, связанных с применением консонирующих и диссонирующих аккордов расширенной и хроматической тональности. Заметное место здесь отведено проработке однотерцовых отношений (диктанты 47—49 и др.). В ряде диктантов (см. 50, 52, 58) встречаются аккордовые це­почки, основанные на параллельном хроматическом движении двух голосов (вводнотонная цепочка):

В некоторых диктантах применяются хроматические тональные сдвиги, которые могут быть объяснены энгармонизмом мажорного или минорного трезвучия (см. 46). В отдельных случаях имеет место ладовая двойственность, возникающая в результате систематического помещения хроматических неаккордовых звуков на сильное время такта (58).

Последовательно прорабатывается во второй части сборника ладовое переченье. При этом особое внимание уделено освоению гармонической конструкции, состоящей из двух больших терций:

В одних случаях такая конструкция воспринимается как звучание в двух различных голосах высокого и низкого вариантов III ступени в мажоро-минорном ладу (см. диктант 54). В других случаях эта интонация включается в более сложные ладовые образобания (70).

Наряду с диктантами, написанными в усложненных вариантах мажорного и минорного лада, в целом ряде примеров использованы другие ладовые системы. Так, в окончании диктанта 70 использованы гармонические приемы, характерные для системы тон-полутон. Отдельные фрагменты других диктантов написаны на основе целотонного звукоряда (см. 37). Встречаются, наконец, полиладовые образования (см. 62, 63) и политональность (71).

Наряду с усложнением ладофункциональных отношений в пособии более или менее систематически прорабатываются различные формы гармонической вертикали. Уже в диктантах первого раздела встречаются полифункциональные сочетания (17), подчеркнутое использование созвучий, необычных для музыки, основанной на классических нормах (например, кварто-квинтовый комплекс в диктанте 7). Во второй части пособия систематически используются нетерцовые созвучия; встречается окончание диктанта на диссонансе.

Предлагаемые диктанты рассчитаны на достаточно уверенное ориентирование учащихся в фактуре разных типов. Во многих диктантах использована мелодизированная за счет движения всех .голосов фактура гомофонно-гармонического типа. Отдельные примеры (см. 19, 33) выделяются активной ролью верхнего голоса, получающего гармоническую поддержку двух нижних голосов. Немало в сборнике диктантов подголосочного и полифонического типа, в том числе, имитационных. Некоторые из них представляют собой по форме нечто вроде экспозиции фуги с последовательным проведением темы во всех голосах (см. диктант 21). В других случаях строгое имитирование затрагивает лишь два голоса, вступление третьего голоса знаменует собой начало свободного мотивно-тематического развития (см. 31). Пропоста и риспоста в имитациях лишь изредка находятся в тонико-доминантовых отношениях; в большинстве примеров эти отношения иные: октава, терция, тритон. Такое разнообразие потребует от учащихся активного определения интервала, в который вступает имитирующий голос. При написании отдельных диктантов необходимо обратить внимание на удержанное противосложение (48), на применение октавного подвижного контрапункта (29); эти моменты должны быть выявлены в процессе предварительного анализа диктанта на уроке.

Специфика диктанта как формы упражнения на уроке сольфеджио ставит определенные ограничения в отношении жанровой стороны примеров. Тем не менее мы старались по возможности разнообразить ее. Наряду с диктантами, преломляющими песенное начало (2, 4, 6, 8, 9, 10, 39), в сборнике есть ряд примеров, построенных на танцевальных ритмах; в частности, нередко встречается вальс (57, 58). В других диктантах преломляются жанровые признаки пассакалии (28, 47), марша (29), скерцо (55).

Стремясь к последовательной проработке современных ладоинтонационных трудностей, различных аккордовых образований и приемов голосоведения, мы не ставили перед собой задачу ориентироваться на какие-либо композиторские стили. Лишь отдельные диктанты более или менее непосредственно следуют конкретным стилистическим образцам (см. 45, 55, 69). Написанию этих диктантов на уроке может предшествовать проработка указанных в комментариях к ним (или аналогичных) отрывков из художественных произведений в анализе на слух.

Относительная новизна материала, включенного во второй раздел сборника, недостаточная разработанность методики его усвоения побудили нас дать методический комментарий к диктантам 43—73. Этот комментарий может быть использован преподавателем в процессе анализа диктанта перед его записью учениками, для составления интонационных упражнений, а также упражнений в анализе на слух.

Успешное преодоление ладогармонических трудностей, нашедших отражение во втором разделе сборника, возможно при условии, что предлагаемый здесь материал будет прорабатываться в координации с другими формами упражнений по курсу сольфеджио. Построение законченной системы упражнений, нацеленных на освоение приемов звуковой организации, характерных для современной музыки, — сложная, но актуальная задача, которую можно решить лишь совместными усилиями многих преподавателей сольфеджио.

 

Следующий

 

Главная страница  

О себе

Список работ

Введение в музыкознание  

Музыкальная эстетика  

Ладовая организация в музыке  

Гармония и музыкальная форма 

Музыкальная педагогика  

Статьи и лекции  

Учебные пособия  

Воспоминания

 

Hosted by uCoz