ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИАНИСТОВ

1.   История фортепиано и его предшественников

2.   Фортепианное исполнительское интонирование музыкального текста. Комплексный характер фортепианных исполнительских средств, их стилевая обусловленность.

3.   Фортепианная фактура. Стилевые факторы ее организации. Формообразующее и образно-драматургическое значение в произведении.

4.   Принципы интонирования различных типов фактуры

5.   Психофизиологические основы игрового процесса исполнителя-пианиста

6.   Проблемы взаимосвязи слуховой и двигательной сфер

7.   Координация движений пианиста

8.   Виды фортепианной техники и работа над ними

9.   Штрихи и артикуляция в фортепианном исполнительстве

10. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре

11. Педализация в фортепианном исполнительстве

12. Вопросы исполнения фортепианной музыки различных стилей

13. Вопросы исполнения полифонической музыки на фортепиано

14. Мастера советской пианистической школы

15. Крупнейшие зарубежные пианисты ХХ века

16. Выдающиеся представители русской фортепианной педагогики

Петербургская (Ленинградская) консерватория

Московская консерватория

Академия им. Гнесиных

17. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей

18. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной

 

Ориентировочный список вопросов по Истории фортепианного искусства

Итальянская и английская клавирные школы 17 века

Французский клавесинизм

Д. Скарлатти

И.С. Бах

Проблемы исполнения клавирной музыки

Клавирно-фортепианное искусство второй половины XVIII в.

Ранние венские классики. В.А.Моцарт

Л. Бетховен

Виртурзы первой половины XIX в.

Шуберт

Мендельсон

Шуман

Шопен

Лист

Брамс

К. Дебюсси (1862-1918)

М. Равель (1875-1937)

Нововенская школа

А. Шенберг (1874-1951)

А. Веберн (1883-1945)

А. Берг (1885-1935)

П. Хиндемит (1895-1963)

Интерпретация фортепианной музыки композиторов новых стилевых направлений межвоенного периода

Испанское фортепианное искусство. М. де Фалья (1876-1946)

Барток Б. (1881-1945)

Фортепианное искусство композиторов французской "Шестерки".

Онеггер А. (1892-1955)

Мийо Д. (1892-1974)

Пуленк Ф. (1899-1963)

Мессиан О. (1908-1992)

Фортепианное искусство США

Фортепианное искусство стран Латинской Америки

Фортепианное искусство западно-славянских стран

Русская школа

Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х г.г. XIX века

Д. Бортнянский

Л. Гурилев

Д. Кашин

А. Жилин

И. Прач

А. Лизогуб

П. Долгорукий

А. Иванов

С. Аксенов

Д. Салтыков

И. Ласковский

М. Глинка

Кучкисты

М. Балакирев

М. Мусоргский

Н. Римский-Корсаков

 

А. Рубинштейн

П. Чайковский

С. Рахманинов

А. Скрябин

Н. Метнер

И. Стравинский (1882-1971)

Советское фортепианное искусство. Пути его развития. Пианистические школы.

Развитие жанров фортепианной музыки в творчестве советских композиторов

Литература

Фортепиано. Программа. - М., 1987.

Фортепиано: Программа для оркестровых факультетов музыкальных вузов (струнных и духовых отделений). - М., 1974.

Фортепиано: Программа для факультетов народных инструментов музыкальных вузов. - М., 1968.

 

Александров А.А. О некоторых ритмо-артикуляционных особенностях исполнений клавирного творчества И.С. Баха (лекция).

Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. - Киев, 1974.

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67.

Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава III)

Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. - М., 1991.

Алявдина А. К проблеме фортепианной техники \\ С.М. № 2, 1934.

Бадура-Шкода П. Интерпретация Моцарта. - М., 1970.

Бардас В. (Березовский И.) Психология техники игры на фортепиано. - М.: Музсектор, 1928.

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианного исполнительства. - Л., 1969.

Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс.

Баренбойм Л.А. Антон Рубинштейн

Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. - М., 1982.

Баренбойм Л. Современная теория и практика фортепианной педагогики \\ С.М. № 4, 1933.

(Баренбойм Л.А. - о нем) Гаккель Л. Музыкант-ученый // С. М., 1977/4, с.84-86.

Баринова М. Очерки по методике фортепиано. - Л: Тритон, 192*.

Ч. 1. Подразделение пианистов ХХ в., инструмент, механизм пианиста, движение пассажей

Ч. 2. Об исполнении: динамика, ритм, логика, о форме и анализе ее, гомофония и полифония, педализация, орнаментика, эмоциональности, стили

Бекман-Щербина Е. А. Мои воспоминания. – 2М., 1982.

Беркман Т. А.Н.Есипова // С.М., 1947, № 2.

Бермудо, Хуан. Рассуждения о музыкальных инструментах (испанский клавирист эпохи Ренессанса)

Бирмак А. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа. - М.: Музыка, 1973.

Бихтер М. Листки из воспоминаний // С. М., 1959, № 12. [А. Зилоти].

Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 68-93.

Бражников М. Фортепиано. - М., 1967.

Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.; Л., 1965.

Брейтхаупт Р.(Breihaupt 1873-1945) "Die natuerliche Klaviertechnik" (Bd. 1, Lpz., 1905, 2`1925). Рус. перевод - "Естественная фортепианная техника...", М., 1927; раздел "Педализация", Од., 1927.

Будяновский А. Пианистическая деятельность Листа.

Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М., Музгиз, 1962. - С. 141-175.

Бузони Ф. Рабочие правила пианиста // С. М., 1959, № 1.

Булатова Л.Б. О преемственности некоторых принципов фортепианной педагогики Е.Ф.Гнесиной (рукопись, 1991).

Булатова Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф.Гнесиной. - М.: Музыка, 1976. - 80 с.

Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половине XIX века.

Бюлов Г. Лекции Ганса Бюлова, составленные Теодором Пфейфером. - М., 1895.

Бэлза И. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской. - М.: Музыка, 1989. - 190 с.

В фортепианных классах Ленинградской консерватории. - М., 1968.

Вартанов С. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 23-67.

Волкова М.М. Ан.Александров. Соната № 4 для ф-п. Методико-исполнительский анализ.

Волкова М.М. Р.Шуман. Крейслериана. Методико-исполнительский анализ.

Волкова М.М., Макуренкова Е.П. План-конспект курса "Спец. фортепиано" (для ФПК).

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.; Л., 1966.

Выдающиеся представители русской фортепианной педагогики (планируется сборник - 1994)

Гаккель Л. О пианистическом искусстве Прокофьева // С. М., 1959, № 8.

Гат И. Техника фортепианной игры

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М., 1960.

Гитис Ю. Слово об учителе (Мария Израйлевна Гринберг)

 // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - 107

Голубовская Н. Искусство педализации. - М.-Л., 1967.

Гольденвейзер А. Итоги II Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей \\ С.М. № 4, 1935.

Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост. и общ. ред. Д.Д.Благого. - М., 1969.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., Музгиз, 1961. - 224 с.

Григорьев Л. Плачек Я. Современные пианисты.

Гуммель И. Н. Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепианной игре. – Птб, 1829.

Дельсон В. Л.В.Николаев \\ С.М. № 7-8, 1935.

Загорный Н.Н. (препод. Ленингр. консерв.) Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет: Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано. - Л.: Academia, 1928.

[Зак Я.] Яков Зак. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. и общая ред. М.Г.Соколова. - М., 1980.

Зверева В.Е. Некоторые педагогические принципы работы профессора Т.Д.Гутмана.

Зетель И. Н.К.Метнер - пианист. - М., 1981.

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. - М.,/ 1968.

К. Игумнов о мастерстве пианиста (Запись и публикация Я, Мильштейна) // С. М., 1959, № 1.

Интерпретация клавирных сочинений Баха. - М., 1990.

Каланд Е. Учение Деппе как основа современной игры на фортепиано. Пер. с нем. - Рига, 1911.

Кашкадамова Н. Искусство исполнения музыки на клавишно-струнных инструментах. - Львов: 2000 (на укр языке).

Керзон К. О моем учителе. Артур Шнабель. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. - М., 1963.

Кимеклис Г. Рациональная фортепианная техника

Клещев С. К вопросу о механизмах пианистических движений \\ С.М. № 4, 1935.

Коган Г.М. Итоги и уроки \\ С.М. № 4, 1933.

Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963.

Коган Г.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи, вып. 1, 2, 3. - М.,1968, 1972,1979.

Коган Г.М. Ферруччо Бузони

Коган Г.М. Зилоти

Коган Г.М. О фортепианной фактуре. - М.: СК, 1961.

Коган Г.М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения // С.М., 1975\11

Коган Г. Пианистический путь Листа // С.М. 1956/9

Коган Г. Работа пианиста. - М.: Музгиз, 1963. - 200 с.

Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешной пианистической работы. - М., 1958. * М.: Музгиз, 1961. - 115 с.

Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. - М.: Музыка, 1986. - 96 с., нот. (Вопросы истории, теории, методики).

Корто А. О фортепианном искусстве. - М., Музыка, 1965. - 1965. - 363 с.

Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. - М., 1984.

Крыжановский. Физиологические основы фортепианной техники

Куперен Ф. Искусство игры на клавесине

Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. - М., 1978.

Левинсоюс Л. Вспоминая Гилельса // Музыкальная академия, № 3 - 2000 - с. 110-

Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971. * 1985 * 1995

Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М., 1988.

[Лист Ф.] Ференц Лист.

(Любимов А.) Вкус к подлинности. Беседа с Алексеем Любимовым // С.М., 1990, № 9 [проблема аутентичного исполнения]

Малинина И.В. О воспитании мастерства художественной педализации.

Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. - М.: Музыка, 1990. - 189 с.

Малинковская А.В. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся-пианистом // Проблемы развития системы музыкального образования / Труды ГМПИ им.Гнесиных, вып. 87. - М., 1987.

Малов О. Методические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке ХХ в. - Л., 1984.

Мастера советской пианистической школы. Очерки. Под ред. А.А.Николаева. - М., 1954, 2/1962.

Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М.: Музыка, 1963. \ 1979.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - Киев, 1979.

Мильштейн Я. О воспитании техники пианиста

Мильштейн Я. Ференц Лист. - М., 1956.

Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. - М., 1967.

Мильштейн Я. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова // Мастера советской исполнительской школы. - М., 1961.

Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. - М., 1975. - 471 с.

Оглавление

Гл. 1. Жизнь и деятельность

Гл. 2. Исполнительское искусство и педагогика

Гл. 3. Творческая система

Автор и исполнитель

Музыка - живая речь

Образные представления и исполнительская воля

Работа над произведением

Звуковая палитра

Вопросы технического мастерства

Проблемы репертуара

Методика преподавания

Художник и человек

Музалевский В. Русское фортепианное искусство.

Музыкальная ритмика и фортепианное искусство. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 104. - М., 1989.

Музыкальная риторика и фортепианное искусство.

На уроках Антона Рубинштейна. - М.; Л., 1964.

[Наседкин А.] А. Наседкин - пианист, композитор, педагог.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1961. - 317 с. * 2/1967. * 4/1982.

[Нейгауз Г.Г.] Генрих Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы. - Имидж, 1992.

Нейгауз Г. Г. Мария Гринберг // С. М., 1958, № 3.

Николаев А. Взгляды Г.Н.Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. - М., 1961.

Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., 1980.

Николаев Л. Несколько слов об исполнительстве \\ С.М. № 7-8, 1935.

Л.В.Николаев: Статьи и воспоминания современников. Письма. К 100-летию со дня рождения / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм, Н.Л.Фишман. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 324 с.

Николаев Л.В. Фортепианная педагогика // М., № 22, 1937 г. (Принципы школы Николаева)

Николаева Т. П. Гольденвейзер — редактор // С. М., 1958, № 1.

Николаева Т. П. Прелюдии и фуги Шостаковича op. 87 в учебном репертуаре училища // Методические записки по вопросам музыкального образования

Новикова Э. Т.Маттей [1858-1945] // Музыкальное исполнительство, в. 7. - М., 1972.

Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы. - М.: Музыка, 1988. - 48 с.

[Оборин Л.Н.] Л.Н.Оборин. Статьи. Воспоминания. / Сост. и ред. М. Г. Соколов - М., 1977.

Петров Ю.П. Идея цикличности сонат Д. Скарлатти и проблемы их интерпретации.

Петров Ю.П. Христианская числовая символика в ХТК.

Пианисты рассказывают. Вып. 1. / Сост., общая редакция и вступительная статья Г. Соколова. - М., 1979. * М., 1990.

Пианисты рассказывают. Под общей редакцией М.Соколова. Вып. 3. - М., 1988.

Повжитков. Экспрессия и техника

Прокофьев Гр. Заметки о Рахманинове // С. М., 1959, № 10.

Прокофьев Гр. Игра на фортепиано. - М., 1927.

Прокофьев Гр. Рахманинов играет Скрябина // С. М., 1959, № 3.

Рабинович Д. Владимир Горовиц и русская пианистическая традиция // С.М., 1978, № 4. - С. 119-130.

Рабинович Д. А. Бенедетти Микеланджели // М. Ж., 1964, № 15.

Рабинович Д. Портреты пианистов.

Рабинович Д. Эмиль Гилельс // С. М., 1959, № 3.

Рамо Ж.Ф. Метода пальцевой техники

Риман Г. Катехизис фортепианной игры. - 1929.

Рубинштейн А.Г. (1929-94) Литературное наследие. В 3-х т. - М., 1983.

Рубинштейн А. Музыка и ее представители. - М.: П. Юргенсон, 1882.

Савшинский С.И. Пианист и его работа. - Л.: Сов. комп., 1961. - 271 с. # Оглавление в файле о Ф-П

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - Л.: Музыка, 1962. * Л.: Сов. композитор, 1964. - 182 с. * Л.: Музыка, 1968. - 108 с.

Санкта Мария, Томас де. Искусство игры фантазии (испанский клавирист эпохи Ренессанса)

Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1965. - 120 с.

Сенков С.Е. Специфика стиля и проблемы интерпретации фортепианных сонат и вариаций С.В.Рахманинова.

Скавронский А. В педагогике я обрел второе дыхание // Музыкальная академия, 2001, № 4. - С. 98-109.

Смирнова М. Артур Шнабель. - Л., 1979.

Современные пианисты (справочник)

Сраджев В. Проблемы развития фортепианной техники. – Ташкент, 1987.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. - М.: СК, 1989. - 144 с.

I. Значение первоначальных навыков

II. Работа над звуком

III. Развитие техники

Тропп В. М. Глен Гульд и исполнение произведений И. С. Баха (лекция).

Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1965. * 1969. - 598 с.

·      Композитор и исполнитель

·      Стиль

·      Звук

·      Техника

·      Педаль

·      Ритм и метр

Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста. - М., 1978.

С. Е. Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь. - М., 1984.

Хентова С. Вэн Клайберн.

Хентова С. Шостакович-пианист.

Цыпин Г. Портреты советских пианистов.

Цыпин Г. Я.Флиер. - М., 1972.

Чемберджи В. В путешествии со Святословом Рихтером. - М.: РИК "Культура", 1993. - 134 с.

Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л., 1986.

Юрыгина Н. Уроки Я.И.Зака // Яков Зак. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. и общая ред. М.Г.Соколова. - М., 1980.

 

Aisbebg D. S. Problèmes de technique du piano, Durand, 1936.

Casella A. Il Pianoforte.

Closson E. Histoire du piano.

Cortot A. Principes rationnels de la technique pianistique, M. Senart, 1928.

— La musique française de piano, P.U.F.

Courrier musical, 1910.

Dandelot A. Francis Planté.

Dolge A. Pianos and their makers. Encyclopédie de la musique.

Dufourcq N. Le clavecin. - P.: PUF, 1949. - 128 p.

Favre G., Les créateurs de l'Ecole trançaise de piano : L'abbé Le Bugle // Revue de Musicologie, 3e et 4e trimestres 1946 :

Flagny L. de. La Méthode de la volonté. Rénovation de l'enseignement pianislique. Bureau d'Editions de la Schola Cantorum, 1930.

Gratia L. E. L'étude du piano, Delagrave, 1904.

Grover D. S. The piano: its story from zither to grand. - L., 1976.

– The lives of the piano, ed. by J. R. Gaines. - N.Y. - [a.o.], 1983.

Huré' J. Technique du piano. Chez Salabert, éd. Mathot, 1908.

Jaell Marie. Le mécanisme du toucher. L'étude du piano par l'analyse expérimentale de la sensibilité tactile.

— La musique et la psychophysiologie, Armand Colin.

Kaiser j. Grosse Pianisten in unseren Zeit. — Muench., 31977.

Leimeb-Gieseking. Le jeu moderne du piano, Eschig, 1930.

Locard P., Stricker R. Le piano. - P.: PUF, 1074. - 128 p. (BG - p. 127).

Marmontel. Histoire du piano et de ses origines.

Matthay-Tobias. Pianoforte. — Tone. — Production.

Morpain. Comment il faut jouer du piano, Heugel, 1922.

Opienski J. Paderewski.

Philipp I. Le piano et la virtuosité.

Quelques considérations sur l'enseignement du piano, Durand, 1927.

Réflexions sur l'art du piano.

Parent H. L'étude du piano.

Répertoire encyclopédique du pianiste.

Pontécoulant (comte de), Organographie.

Roes P. Essai sur la technique du piano, Lemoine, 1935.

— La musique et l'artisan du piano.

— La technique fulgurante de Busoni, Lemoine, 1941.

L'élément fondamental de la technique du jeu chez Liszt et Chopin, Lemoine, 1939.

Saint Lambert M. de. Principes of the harpsichord. - Cambridge univ. press, 1984. * Рец.: Music and Letters. 1986, № 2. - P. 164-165 (London. XXI:76/11).

Selva B. L'enseignement musical de la technique du piano.

Steinhausen, Les erreurs physiologiques et la transformation moderne du piano, Rouaut, 1914.

Вопросы исполнения фортепианной музыки различных стилей

Копчевский Н. Клавирная музыка чинквеченто // Итальянская клавирная музыка XVI века. - М.: Музыка, 1987.

Сысоева А.Е. Программность эпохи барокко как проблема формообразования. Лекция по курсу Анализ музыкального произведения. - М., 1993. - 49 с.

 

Берченко Р. Э. Из истории отечественного баховедения. Б. Л. Яворский о "Хорошо темперированном клавире": Дипл. работа / МДОЛГК. - М., 1985.

Бодин Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / Авт. вст. ст. Майкапар А. - М., Музыка, 1993. - 392 с.

Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - Л., 1979.

Интерпретация клавирных сочинений И.С.Баха // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 109. - М.., 1990.

Кандинский-Рыбников А.А. Об интерпретации музыки И.С.Баха советскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе. - М.: Музыка, 1985. - С. 312-340.

Ландовска В. Об интерпретации клавирных произведений И.С.Баха. - М., 1991.

Майкапар А. Исполнение клавирных произведений Баха на клавесине (проблемы регистровки) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 94-124.

Носина В.Б. Символика музыкального языка И.С.Баха / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1992.

Носина В. Б. Символика музыки И.С.Баха / Международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова. - Тамбов, 1993. - 104 с.

Носина В.Б. Стилистика французских сюит Баха

Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. - М.; Л., 1947. - 53 с.

 

Черная М. Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В.А.Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства): Дис. ... канд. искусствоведения. [Проблема аутентичного исполнения произведений Моцарта]

Гольденвейзер А.Б. 32 сонаты Бетховена. - М., 1966. [Методика овладения фактурой]

 

Николаев А. Джон Фильд. - М.: Музгиз, 1960.

Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 68-93.

Коган Г. Заметки об интерпретации Шопена // С. М., 1959, № 6.

Kleckzynski. Frédéric Chopin. De l'interprétation de ses œuvres.

Paderewski. Discours sur Chopin.

 

Натансон В.А., Николаев А.А. Предисловие // Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х г.г. XIX века. Хрестоматия. Вып. 1. - М.: Музгиз, 1954. - С. 5-39.

 

Николаев А. Фортепианные произведения П.И.Чайковского. - М.: Музгиз, 1957.

Госберг А. Чайковский в исполнении Игумнова // С.М. 1937, № 12.

 

Сирятский В. Три прочтения "Картинок с выставки" // С.М. 1976, № 3.

 

Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л.: Сов. композитор, 1976.

 

Бэлза И. Фортепианное творчество Мориса Равеля // М.Равель. Собрание сочинений для фортепиано. Том 1.

 

Ганев К. Пути развития болгарской фортепианной культуры. — В кн.: Сборник ста­тей болгарских музыковедов. M.: Музгиз, 1962, с. 176—216.

Друскин M. О новом фортепианном стиле. — В кн.: Новая музыка. Сборник 3: Современный инструментализм. Л.: Тритон, 1927, с. 10—14.

Друскин M. Новая фортепианная музыка. С систематическим обзором современной фортепианной литературы. Л.: Тритон, 1928.

Кремлев Ю. Фортепианные новации Генри Коуэла. — В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л.: Музыка, 1969, с. 103—118. [Американский пианист и композитор (1897-1965)]

Ивашкин А., Хитрук А. В поисках традиций. О фортепианной музыке США ХХ века // Пьесы американских композиторов ХХ века.

Копчевский Н. Итальянская фортепианная музыка ХХ века // Пьесы современных итальянских композиторов.

 

Алексеев А. Советская фортепианная музыка: 1917—1945. M.: Музыка, 1974. С прилож. списка литературы.

Апоян Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван: Айастан, 1968. С прилож. списка сочинений.

Ахвердова E. Истоки фортепианного искусства в Белоруссии. — В кн.: Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Минск: Высшая школа, 1983, с. 16—20.

Бутакова Р. Новые стилистические тенденции в советской фортепианной сонате 20-х годов. — В кн.: Анализ. Концепции. Критика. Статьи молодых музыковедов. Л.: Музыка, 1977, с. 92—106.

Друскин M. Советская фортепианная музыка. — В кн.: Друскин M. История и современность: Статьи о музыке. Л.: Сов. композитор, 1960, с. 268—282.

Клин В. Украинская советская фортепианная музыка: 1917—1977. Киев: Наукова думка, 1980. На укр. яз.

Рекомендации для репертуарного списка

Итальянская клавирная музыка XVI века (сборник 1987)

Вилларт А. (Willaert - между 1480 и 1490 - 1562)

Габриели А. (1510-86)

Валенте А. (ок. 1520 - ок. 1600)

Кавадзони Дж. (ок. 1525 - ?)

Падовано А. (1527-1575)

Меруло Кл. (1533-1604)

Макк Дж. (ок. 1550-1614)

Габриели Дж. (1557-1612)

Анерио Ф. (1560-1614)

Паскуини Э. (ок. 1560 - ок. 1620)

Дирута Дж. (1561 - не раньше 1609)

Майоне А. (? - 1627)

Лудзакки Л. (ок. 1545-1607)

Банкьери А. (1568-1634)

Трабаччи Ф. (ок. 1575-1647)

Фрескобальди Дж. (1583-1643)

Фатторини Г. (конец 16 в. - ?)

Ламбарди Ф.

Паскуини Э.

Пикки Дж.

Романини А.

Трести Ф.

Факоли М.

Чима Дж. П.

 

XVII - XVIII века

Француские клавесинисты

Ж.-Ж. Шамбоньер (1601 ? - 72)

Л. Куперен (1626-61)

Ж.-А. д ’ Англебер (1628-91)

Ф. Куперен (1668-1733)

Л.-Н. Клерамбо (1676-1749)

Ж. Ф. Рамо (1683-1764)

Л. К. Дакен (1694-1772)

Немецкое барокко

И.-С. Бах (1685-1750)

Искусство фуги

Каприччио на отъезд возлюбленного брата

Партиты

Сюиты

Токкаты

ХТК

Г.-Ф. Гендель (1685-1759)

Итальянское барокко

Д. Скарлатти (1685-1757). Клавирные сонаты

Вторая половина 18 века

И. Л. Кребс (1713 - 1780). Хорал a-moll

Ф.-Э. Бах (Германия, 1714-88)

А. Солер (Испания, 1729-83; ученик Д. Скарлатти)

Сонаты Des-dur, d-moll

М. Клементи (1752 - 1832). Соната fis-moll, ор. 26 № 2.

Венская классика

Гайдн Й. (1732 - 1809)

Моцарт В.А. (1756 - 1791)

Бетховен Л. ван. (1770 - 1827)

 

XIX век

Шуберт Ф. (1797 - 1828). Фантазия «Скиталец»

Сонаты

Мендельсон-Бартольди Ф. (1809 - 1847). Серьезные вариации

Шуман Р. (1810 - 1856). Фантазия C-dur

Крейслериана

Карнавал

Шопен Ф. (1810 - 1849).

Баллады

Концерт e-moll

Ноктюрны

Полонез-фантазия

Полонезы

Прелюдии

Скерцо

Фантазия f-moll

Этюды

Лист Ф. (1811 - 1886).

Венгерские рапсодии

Мефисто-вальс

Соната h-moll

Фонтаны виллы д`Эсте

Алькан Ш. (1813 - 1888). Пиршество Эзопа

Брамс И. (1833 - 1897)

Вариации на тему Генделя

Концерт B-dur

Скерцо es-moll

Григ Э. (1843 - 1907). Соната, Баллада, Концерт, Лирические пьесы

 

XX век

Импрессинисты

Дебюсси (1862 - 1918)

Равель М. (1875 - 1937)

Штраус Р. (1864 - 1949). Бурлеска

Фалья М. де (1876-1946)

 

Новая венская школа

Шенберг А. (1874 - 1951). Фортепианные пьесы ор. 11, 19, 33

Берг А. (1885 - 1835). Соната № 1

Веберн А. (1883 - 1945). Вариации ор. 27

 

Французская "Шестерка"

Онеггер А. (1892-1955)

Мийо Д. (1892-1974)

Пуленк Ф. (1899 -1963)

Concert champêtre (Сельский концерт) - для клавесина - 1928

Aubade (Утренняя серенада) - 1929

Concerto pour deux piano - 1932

Concerto pour piano - 1949

 

Хиндемит П. (1895 - 1963). Ludus tonalis

3 сонаты

Барток Б.

 

Американская школа

Айвс Ч. (1874-1954). Сонаты

Гершвин Дж.

 

Английские композиторы

Бриттен Б. (1913 - 1976). Ноктюрн

 

olivier MESSIAEN (1908 - 1992)

Préludes :

La Colombe

Chant d'extase dans un paysage triste

Le nombre le'ger

Instants de'funts

Les sons impalpables du re've

Cloches d'angoisse et larmes d'adieu

Plainte calme

Un reflet dans le vent.

Les Offrandes oubliées (Méditation symphonique). Réduction а deux mains par l'Auteur.

Fantaisie burlesque.

Vingt Regards sur l'Enfant Je'sus :

Regard du Pe're

Regard de l'E'toile

L'E'change

Regard de la Vierge

Regard du Fils sur le Fils

Par Lui tout a e'te' fait

Regard de la Croix

Regard des hauteurs

Regard du Temps

Regard de l'Esprit de joie

Premie're communion de la Vierge

La Parole toute-puissante

Noёl

Regard des Anges

Le Baiser de l'Enfant Je'sus

Regard des prophe'tes, des bergers et des mages

Regard du silence

Regard de l'Onction terrible

Je dors, mais mon coeur veille

Regard de l'Eglise d'amour

 

DEUX PIANOS

Visions de l'Amen :

Amen de la Cre'ation

Amen des e'toiles, de la plane'te à l'anneau

Amen de l'Agonie de Je'sus

Amen du De'sir

Amen des Anges, des Saints, du chant des oiseaux

Amen du Jugement

Amen de la Consommation.

 

Вторая половина ХХ века

Бацевич Г. (1913 - 69)

Лютославский В. (1913 - 94). Вариации на тему Паганини

Лигети Д. (1923)

Булез П. (1925). Сонаты

Штокхаузен К. (1928). Klavierstuecke

Русский пианизм

Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х г.г. XIX века

Д. Бортнянский

Л. Гурилев

Д. Кашин

А. Жилин

И. Прач

А. Лизогуб

П. Долгорукий

А. Иванов

С. Аксенов

Д. Салтыков

И. Ласковский

Алябьев А. А. (1787 - 1851). Kunststuck

Геништа И. И. (1795 - 1853). Соната

Черлицкий И. К. (1799 - 1865)

Фортепианные транскрипции органных сочинений И. С. Баха

Концерт для фортепиано с оркестром

Вариации на русские народные песни

Пьесы для ф-п

Глинка М. И. (1804 - 1857).

Рубинштейн А. (1829 - 94). 8 сочинений для ф-но с оркестром

Балакирев М. А. (1836/37 - 1910)

Исламей

Сонаты

Фортепианные пьесы и транскрипции

Мусоргский М. П. (1839 - 81). "Картинки с выставки"

Чайковский П.И. (1840 - 1893)

Думка

Концерт № 1 b-moll

Романс F-dur (op. 51)

Лядов А. К. (1855 - 1914). Прелюдии, Музыкальная табакерка, Про старину

Глазунов А. (1865 - 1936). Соната b-moll

Скрябин А. Н. (1871/72 - 1915)

Мазурки op. 3, 25

Прелюдии

Сонаты

Этюды

Рахманинов С. В. (1873 - 1945)

Концерты

Прелюдии

Этюды-картины

Метнер Н. (1879/80 - 1951)

Сказки

Сонаты

Фейнберг С. (1880 - 1962)

3 ф-п концерта (1931; 1944; 1947, 2-я ред. 1951)

12 ф-п сонат. № 4 (g-gis), № 5 (h-e)

Прокофьев С. С. (1881 - 1953)

Концерты

Мимолетности

Сoнаты

Сарказмы

Токката

Стравинский И. Ф. (1882 - 1971)

Мосолов А. В. (1900 - 73)

Хачатурян А. И. (1903 - 1978). Токката

Шостакович Д. Д. (1906 - 1975)

Прелюдии и фуги ор. 87

Кабалевский Д. Б. (1904 - 87)

3 ф-п концерта

3 сонаты

24 прелюдии

Рондо

Детские пьесы

Свиридов Г. В. Соната d-moll

Пейко Н.

Губайдулина С. (1931) Чакона

Щедрин Р. (1932). Сюита из балета "Конек-горбунок

Basso-ostinato

Шнитке А. (1934 - 1998). Концерт для фортепиано и струнного оркестра

Якушенко И. (1932). Джазовый альбом

Чижик Л. А. (1947). Фантазия-вариации на тему Моцарта

 

 

Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания

Конец формы

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

Яндекс.Маркет

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

Яндекс.Маркет

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz