МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЛЕКЦИЯ ПО КУРСУ "ПЕДАГОГИКА"
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ
МОСКВА 1999
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Российской академии музыки им. Гнесиных.
В лекции рассматриваются социокультурные предпосылки становления и развития музыкальной педагогики, дается классификация видов музыкального образования в отдельные исторические периоды, анализируется связь между формами музицирования и музыкальной педагогики, соотношение в ней национального и интернационального начал. Все эти вопросы ранее не были предметом специального рассмотрения в отечественном музыкознании. Их обсуждение может быть соотнесено не только с историей музыкальной педагогики, но и с современной музыкальной практикой.
СОДЕРЖАНИЕ
Что мы понимаем под музыкальной педагогикой
История музыкальной педагогики
Национальное и интернациональное в музыкальной педагогике
Введение в культурный контекст музыки как основа содержания музыкально-педагогического процесса
Общая и профессиональная музыкальная педагогика
Социальные аспекты музыкальной педагогики
Организационные формы музыкальной педагогики
Структура музыкально-педагогического процесса (основные характеристики, типы)
Музыкант-педагог: его функции и типы
ВВЕДЕНИЕ
Происходящий на наших глазах процесс реформирования общественной жизни затронул, в частности, систему музыкального образования, в рамках которой, наряду с традиционными типами учебных заведений и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения. Процесс этот будет, вероятно, нарастать: новые условия жизни, новая система общественных приоритетов неминуемо приведут к изменениям музыкального быта и музыкальных потребностей различных слоев населения, что, в свою очередь, потребует подготовки музыкантов-педагогов нового профиля, способных удовлетворить разнообразные запросы общества. В поисках новых форм и методов обучения незаменимую роль
может сыграть изучение истории музыкальной педагогики, накопившей богатый арсенал приемов и методов обучения, которые обеспечивают передачу от одного поколения к другому достижений музыкальной культуры и художественного мастерства.Изученность этой стороны истории музыкальной культуры в настоящее время не может полностью нас удовлетворить. Наряду с разделами, по которым имеются относительно подробные и систематизированные сведения (музыкальная педагогика XIX-XX вв.), есть и такие, которые никогда не были предметом сколько-нибудь подробного и разностороннего исследования (музыкальная педагогика средневековья). Несколько лучше обстоит дело с изучением истории отечественной музыкальной педагогики, которой посвящен ряд серьезных работ. Но и в этой области многие разделы остаются изученными далеко не в полной мере. Если история, скажем, фортепианной и струнной педагогик рассмотрена относительно полно, то этого нельзя сказать про такие области, как духовое исполнительство, теория музыки и др. Сложнее обстоит дело
с историей зарубежной музыкальной педагогики, в частности, европейской (не говоря уже о странах Востока).Оно и понятно: в исторических источниках сведения о реальной музыкально-педагогической деятельности очень скупы, их приходится собирать буквально по крупицам (это в особенности касается отдаленных от нас исторических периодов). Секреты педагогического мастерства обычно передавались "из рук в руки", что не требовало письменных свидетельств. Более того, в истории было немало примеров, когда музыкально-педагогические приемы и методы являлись семейной или цеховой тайной, а это вообще исключало возможность их фиксации. Неоценимую пользу в изучении музыкально-педагогического наследия могут принести теоретические трактаты, разного рода школы и катехизисы. Но они отражают лишь отдельные стороны педагогического процесса, не дают о нем полного и удовлетворительного впечатления.
Особо следует сказать о тех областях музыкальной культуры, которые функционировали в условиях устной передачи традиций. Это имело место в фольклоре, в импровизационном искусстве средневековья и Возрождения. Если немалую трудность представляет изучение самого этого искусства, угасшего вместе с его творцами и почти не оставившего после себя материальных памятников, с достаточной полнотой раскрывающих специфику данного типа культуры, то что можно сказать о способах его освоения, о том, как происходила передача практических навыков?
В предлагаемой вниманию читателей лекции делается попытка решения некоторых теоретико-методологических проблем истории музыкальной педагогики. В ней мы рассматриваем социокультурные предпосылки становления и развития музыкальной педагогики, даем классификацию видов музыкального образования в отдельные исторические периоды, более подробно останавливаясь на двух последних столетиях. Анализируется связь между формами музицирования и музыкальной педагогикой, соотношение в ней национального и интернационального начал, исторические типы педагогов-музыкантов. Все эти вопросы ранее не были предметом специального рассмотрения
в отечественном музыкознании.Материал данной лекции первоначально предназначался в качестве введения для намечавшегося в конце 80-х годов кафедрой современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры РАМ им. Гнесиных совместно с издательством «Музыка» издания многотомного коллективного труда по истории музыкальной педагогики. Политические события начала 90-х годов нарушили эти планы. Осуществляя отдельную публикацию текста, мы полагаем, что он может быть полезен тем лицам, которые интересуются вопросами истории музыкальной педагогики и ее применения к современной практике.
ISBN 5 - 8269 - 0005 - 9
Подписано в печать 11.03.99 г.
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 040231 от 20 апреля 1998 г.
Российская академия музыки им. Гнесиных
Москва, 121069, ул. Поварская, 30/36
г
РАМ им. Гнесиных, 1999г
Ю. Н. Бычков, 1999