Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная эстетика
Ладовая организация в музыке
Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции
Учебные пособия
Воспоминания
От
составителя
Настоящий сборник задач по гармонии предназначается, в
основном, для студентов музыкальных вузов. Он сложился в результате
педагогической практики составителя, в течение многих лет ведущего курсы
гармонии в Российской академии музыки им. Гнесиных и Московском государственном
институте музыки им. А. Шнитке. Главная цель пособия - внести дополнительное разнообразие
в немалый учебно-методический материал, накопленный российской
музыкально-теоретической школой, проакцентировав при
этом некоторые стороны в изучении курса гармонии. Материал различных разделов
может быть использован как в работе со студентами исполнительских отделений,
так и со студентами-теоретиками. Последовательность изучения материала,
предусмотренная в пособии, в основном совпадает с принятой в отечественных
курсах гармонии.
Первый раздел пособия посвящен отклонениям и модуляциям в
тональности диатонического родства. Предлагаемые здесь упражнения
целесообразнее всего использовать при повторении данной темы в вузе, особенно
на отделениях с относительно продвинутыми студентами (фортепианное,
дирижерско-хоровое). Основная задача, стоящая перед учащимися, состоит в
нахождении гармонического сопровождения к относительно развитым мелодиям. При
этом особое внимание следует уделить освоению техники перемещения аккордов и
осмыслению неаккордовых звуков, отмеченных знаком *. В разделе специально
прорабатываются гармонические приемы, которым уделяется относительно малое
внимание в училищном курсе: отклонение через оборот субдоминанта-доминанта,
эллиптические переходы в тональности диатонического родства.
Другая методически важная проблема - понимание формы
задачи и грамотное оформление кадансов. Некоторые задачи написаны в простой двухчастной форме, что позволило, с одной стороны, выделить
модулирующий раздел и, с другой стороны, завершить упражнение в главной
тональности. Кроме того, задачи этого типа предоставляют возможность
противопоставления построений экспозиционного и развивающего типа, что также
немаловажно для усвоения учащимися различий в гармоническом изложении различных
разделов формы.
При проработке неаккордовых звуков (Второй раздел пособия)
следует ориентироваться на их комплексное использование («Ансамбль неаккордовых
звуков»). Значительная часть задач этого раздела не предполагает сколько-нибудь
широкого применения неаккордовых звуков в различных голосах - они
сосредоточены, прежде всего, в мелодии. Это позволит прорабатывать материал в
группах исполнителей. Раздел «Органный пункт» включает относительно небольшое
количество упражнений, но этот прием можно применять и в задачах из других
разделов. Места, где предполагается введение органного пункта, отмечены знаком
* под нотным текстом.
Третий
раздел (№№ 63-81,
82-99, 100-115) включает в себя упражнения на альтерацию аккордов
доминантовой и субдоминантовой групп (№№ 63-81), на энгармонизм уменьшенного
септаккорда (№№ 82-87) и аккордов с увеличенной секстой (№ 88 и далее), а также
две задачи на вспомогательный уменьшенный септаккорд к доминате (№№ 80-81),
которые призваны подготовить учащихся к использованию этого средства при
энгармонических модуляциях. Наряду
с энгармонизмом обычного малого мажорного септаккорда в отдельных упражнениях
(№№ 92, 115 и др.) используется энгармонизм альтерированной
доминанты. В задачах на энгармоническую модуляцию встречается также постепенная
модуляция и модулирующие секвенции. Достаточно часто применяется модуляция
через II низкую ступень.
Некоторые задачи данного раздела допускают применение
простых форм имитации и активизации голосов для достижения равномерного ритмического движения (принцип дополнительности).
Здесь вновь встает проблема соотношения гармонии и формы - сложные формы
модуляции (в частности энгармонические) обычно применяются в развивающих
разделах. Особое внимание следует уделить гармоническому ритму, порою
периодическому, в других случаях относительно свободному, направленному на
достижение динамики музыкального развития.
В Четвертом разделе (№№
116-130, 131-147) предлагаются для
проработки упражнения на так называемую "рахманиновскую" гармонию,
эллипсис и мажоро-минор, то есть на те средства,
которыми обычно завершается материал, осваиваемый в форме "задач по
гармонии". Рахманиновская гармония (уменьшенный вводный септаккорд с квартой) используется не только в однотональном
развитии, но также как средство модулирования. Эллипсис представлен несколькими
видами цепочки доминант, применяемыми для гармонизации различных мелодических
формул. Система мажоро-минора
изучается сначала в форме сопоставления одноименных тональностей, а затем и
характерных для неё аккордовых последовательностей. Завершается раздел рядом
упражнений, синтезирующих средства романтической гармонии.
Темы,
изучаемые вслед за этим и посвященные гармоническим приемам, характерным, в
основном, для музыки ХХ века, обычно прорабатываются в курсах гармонии
преимущественно в аналитическом плане, а также в форме творческих заданий. К
таким темам относятся, в частности, однотерцовая и хроматическая системы, по которым в данном пособии предлагается ряд
задач (Пятый раздел),
сопровождаемых необходимыми методическими разъяснениями.
В задачах
на хроматическую тональность переплетаются такие приемы как энгармонизм,
эллипсис, средства мажоро-минора, а также специфические
для нее аккорды, которые мы относим к гармониям вводнотоновой группы (см. Приложение в конце 1
части) и пр. Существенным является поступенное хроматическое движение одного
или нескольких голосов (реальное или мнимое), чем определяется смена субсистемных
зон хроматической тональности. Задачи предполагают использование, в основном,
трезвучных и четырехзвучных форм терцовой вертикали, но не исключается
применение иных аккордовых комплексов.
В отличие
от задач традиционного курса гармонии в упражнениях на однотерцовую и
хроматическую систему весьма проблематичным становится выбор аккордов, которые
могли бы должным образом раскрыть и оформить мелодию. Поэтому мы предлагаем
вариант решения, обозначенный буквами под нотной строкой. Речь идет именно
о буквенных
обозначениях, поскольку к настоящему времени не выработаны общепринятые способы
цифровки гармоний хроматической
системы. В нашей системе обозначения есть одна особенность. Она касается малого
уменьшенного аккорда (например, си - ре -
фа - ля), в котором определяется верхнее трезвучие (d-moll или просто d), а основной
звук септаккорда рассматривается как секста (d6), даже в тех случаях, когда он
располагается в нижнем голосе. Такого рода обозначение больше соответствует
функциональной логике расширенной или хроматической тональности, нежели обычное
обозначение аккорда в согласии с его терцовой структурой. Впрочем, мы не
настаиваем на такой системе обозначения и допускаем иные варианты, удобные для
педагога, ведущего курс гармонии. Кроме того, имеется в виду, что предлагаемое
решение не является обязательным и носит сугубо рекомендательный характер: опыт
показывает, что учащиеся находят порою весьма остроумные решения, не
совпадающие с предположениями педагога.
При
решении задач в хроматической тональной системе следует иметь в виду, что
специфические для неё аккордовые связи образуются не только по отношению к
тонике, но и к другим ступеням тональности. Особенно характерно это для
развивающих разделов задачи, где применяются секвенции, уходы в далекие от
центра тональные сферы. Здесь могут автономно применяться аккордовые
соотношения типа E-g, C-as и их инверсии. Нотная запись степеней хроматической
тональности становится во многом условной, бемольные и диезные звуки могут
замещать друг друга.
Что
касается голосоведения, то в задачах
на однотерцовую и хроматическую систему оно может быть достаточно свободным и
не должно подчиняться традиционным учебным правилам, в которых, как известно,
обобщаются нормы классической и романтической гармонии (без учета ее последней
стадии). Сказанное относится, прежде всего, к таким приемам, как параллелизм
квинт, который становится в некоторых случаях абсолютно непреодолимым
(например, при соединении однотерцовых гармоний), а также к переченью, не
только не избегаемому, но специально подчеркиваемому во многих гармонических
системах ХХ века (в частности, в хроматической тональности). Впрочем,
специально ломать сложившиеся учебные нормы не следует. Оптимальным на наш
взгляд является компромиссный подход к проблеме: там, где возможно, соблюдать
привычные учебные нормы, а там, где этого требуют условия задачи, допускать
отступления от них. В некоторых случаях
слишком назойливые нарушения привычных приемов голосоведения можно
завуалировать заменой традиционного для учебного процесса четырёхголосного
гармонического изложения свободной гармонической фигурацией (см. образец
решения задачи № 148 во второй части пособия) или другими фактурными
средствами.
Что
касается жанровой характеристики задач, то следует отметить, что, специально не
акцентировав этот момент, составитель включил в пособие ряд упражнений,
отмеченных чертами вальса, марша и других жанров. Это может служить основанием
для использования при их решении особых видов фактуры. Некоторые упражнения
даются в разных вариантах - относительно коротких и более длинных. Их можно
задавать студентам, имеющим различный уровень
подготовки. Для облегчения ориентировки в материале в отдельных примерах
указываются приемы, которые следует использовать в данном упражнении. Заметим,
наконец, что при решении задач необходимо стремиться к сохранению их
стилистического единства (в основном в рамках романтической гармонии) и не
допускать необоснованных забегов в музыкальную стилистику ХХ века (чем нередко
грешат учащиеся). Последнее соображение не относится, естественно, к задачам
пятого раздела Пособия.
Главная страница
О себе
Список работ
Введение в
музыкознание
Музыкальная
эстетика
Ладовая
организация в музыке
Гармония и
музыкальная форма
Музыкальная
педагогика
Статьи
и лекции
Учебные пособия
Воспоминания