Главная страница  

О себе

Список работ

Введение в музыкознание  

Музыкальная эстетика  

Ладовая организация в музыке  

Гармония и музыкальная форма 

Музыкальная педагогика  

Статьи и лекции  

Учебные пособия  

Воспоминания

 

От составителя

 

Настоящий сборник задач по гармонии предназначается, в основном, для студентов музыкальных вузов. Он сложился в результате педагогической практики составителя, в течение многих лет ведущего курсы гармонии в Российской академии музыки им. Гнесиных и Московском государственном институте музыки им. А. Шнитке. Главная цель пособия - внести дополнительное разнообразие в немалый учебно-методический материал, накопленный российской музыкально-теоретической школой, проакцентировав при этом некоторые стороны в изучении курса гармонии. Материал различных разделов может быть использован как в работе со студентами исполнительских отделений, так и со студентами-теоретиками. Последовательность изучения материала, предусмотренная в пособии, в основном совпадает с принятой в отечественных курсах гармонии.

Первый раздел пособия посвящен отклонениям и модуляциям в тональности диатонического родства. Предлагаемые здесь упражнения целесообразнее всего использовать при повторении данной темы в вузе, особенно на отделениях с относительно продвинутыми студентами (фортепианное, дирижерско-хоровое). Основная задача, стоящая перед учащимися, состоит в нахождении гармонического сопровождения к относительно развитым мелодиям. При этом особое внимание следует уделить освоению техники перемещения аккордов и осмыслению неаккордовых звуков, отмеченных знаком *. В разделе специально прорабатываются гармонические приемы, которым уделяется относительно малое внимание в училищном курсе: отклонение через оборот субдоминанта-доминанта, эллиптические переходы в тональности диатонического родства.

Другая методически важная проблема - понимание формы задачи и грамотное оформление кадансов. Некоторые задачи написаны в простой двухчастной форме, что позволило, с одной стороны, выделить модулирующий раздел и, с другой стороны, завершить упражнение в главной тональности. Кроме того, задачи этого типа предоставляют возможность противопоставления построений экспозиционного и развивающего типа, что также немаловажно для усвоения учащимися различий в гармоническом изложении различных разделов формы.

При проработке неаккордовых звуков (Второй раздел пособия) следует ориентироваться на их комплексное использование («Ансамбль неаккордовых звуков»). Значительная часть задач этого раздела не предполагает сколько-нибудь широкого применения неаккордовых звуков в различных голосах - они сосредоточены, прежде всего, в мелодии. Это позволит прорабатывать материал в группах исполнителей. Раздел «Органный пункт» включает относительно небольшое количество упражнений, но этот прием можно применять и в задачах из других разделов. Места, где предполагается введение органного пункта, отмечены знаком * под нотным текстом.

Третий раздел (№№ 63-81, 82-99, 100-115) включает в себя упражнения на альтерацию аккордов доминантовой и субдоминантовой групп (№№ 63-81), на энгармонизм уменьшенного септаккорда (№№ 82-87) и аккордов с увеличенной секстой (№ 88 и далее), а также две задачи на вспомогательный уменьшенный септаккорд к доминате (№№ 80-81), которые призваны подготовить учащихся к использованию этого средства при энгармонических модуляциях. Наряду с энгармонизмом обычного малого мажорного септаккорда в отдельных упражнениях (№№ 92, 115 и др.) используется энгармонизм альтерированной доминанты. В задачах на энгармоническую модуляцию встречается также постепенная модуляция и модулирующие секвенции. Достаточно часто применяется модуляция через II низкую ступень.

Некоторые задачи данного раздела допускают применение простых форм имитации и активизации голосов для достижения равномерного ритмического движения (принцип дополнительности). Здесь вновь встает проблема соотношения гармонии и формы - сложные формы модуляции (в частности энгармонические) обычно применяются в развивающих разделах. Особое внимание следует уделить гармоническому ритму, порою периодическому, в других случаях относительно свободному, направленному на достижение динамики музыкального развития.

В Четвертом разделе (№№ 116-130, 131-147) предлагаются для проработки упражнения на так называемую "рахманиновскую" гармонию, эллипсис и мажоро-минор, то есть на те средства, которыми обычно завершается материал, осваиваемый в форме "задач по гармонии". Рахманиновская гармония (уменьшенный вводный септаккорд с квартой) используется не только в однотональном развитии, но также как средство модулирования. Эллипсис представлен несколькими видами цепочки доминант, применяемыми для гармонизации различных мелодических формул. Система мажоро-минора изучается сначала в форме сопоставления одноименных тональностей, а затем и характерных для неё аккордовых последовательностей. Завершается раздел рядом упражнений, синтезирующих средства романтической гармонии.

Темы, изучаемые вслед за этим и посвященные гармоническим приемам, характерным, в основном, для музыки ХХ века, обычно прорабатываются в курсах гармонии преимущественно в аналитическом плане, а также в форме творческих заданий. К таким темам относятся, в частности, однотерцовая и хроматическая системы,  по которым в данном пособии предлагается ряд задач (Пятый раздел), сопровождаемых необходимыми методическими разъяснениями.

В задачах на хроматическую тональность переплетаются такие приемы как энгармонизм, эллипсис, средства мажоро-минора, а также специфические для нее аккорды, которые мы относим к гармониям вводнотоновой группы (см. Приложение в конце 1 части) и пр. Существенным является поступенное хроматическое движение одного или нескольких голосов (реальное или мнимое), чем определяется смена субсистемных зон хроматической тональности. Задачи предполагают использование, в основном, трезвучных и четырехзвучных форм терцовой вертикали, но не исключается применение иных аккордовых комплексов.

В отличие от задач традиционного курса гармонии в упражнениях на однотерцовую и хроматическую систему весьма проблематичным становится выбор аккордов, которые могли бы должным образом раскрыть и оформить мелодию. Поэтому мы предлагаем вариант решения, обозначенный буквами под нотной строкой. Речь идет именно о  буквенных обозначениях, поскольку к настоящему времени не выработаны общепринятые способы цифровки гармоний хроматической системы. В нашей системе обозначения есть одна особенность. Она касается малого уменьшенного аккорда (например, си - ре - фа - ля), в котором определяется верхнее трезвучие (d-moll или просто d), а основной звук септаккорда рассматривается как секста (d6), даже в тех случаях, когда он располагается в нижнем голосе. Такого рода обозначение больше соответствует функциональной логике расширенной или хроматической тональности, нежели обычное обозначение аккорда в согласии с его терцовой структурой. Впрочем, мы не настаиваем на такой системе обозначения и допускаем иные варианты, удобные для педагога, ведущего курс гармонии. Кроме того, имеется в виду, что предлагаемое решение не является обязательным и носит сугубо рекомендательный характер: опыт показывает, что учащиеся находят порою весьма остроумные решения, не совпадающие с предположениями педагога.

При решении задач в хроматической тональной системе следует иметь в виду, что специфические для неё аккордовые связи образуются не только по отношению к тонике, но и к другим ступеням тональности. Особенно характерно это для развивающих разделов задачи, где применяются секвенции, уходы в далекие от центра тональные сферы. Здесь могут автономно применяться аккордовые соотношения типа E-g, C-as и их инверсии. Нотная запись степеней хроматической тональности становится во многом условной, бемольные и диезные звуки могут замещать друг друга.

Что касается голосоведения, то в задачах на однотерцовую и хроматическую систему оно может быть достаточно свободным и не должно подчиняться традиционным учебным правилам, в которых, как известно, обобщаются нормы классической и романтической гармонии (без учета ее последней стадии). Сказанное относится, прежде всего, к таким приемам, как параллелизм квинт, который становится в некоторых случаях абсолютно непреодолимым (например, при соединении однотерцовых гармоний), а также к переченью, не только не избегаемому, но специально подчеркиваемому во многих гармонических системах ХХ века (в частности, в хроматической тональности). Впрочем, специально ломать сложившиеся учебные нормы не следует. Оптимальным на наш взгляд является компромиссный подход к проблеме: там, где возможно, соблюдать привычные учебные нормы, а там, где этого требуют условия задачи, допускать отступления от  них. В некоторых случаях слишком назойливые нарушения привычных приемов голосоведения можно завуалировать заменой традиционного для учебного процесса четырёхголосного гармонического изложения свободной гармонической фигурацией (см. образец решения задачи № 148 во второй части пособия) или другими фактурными средствами.

Что касается жанровой характеристики задач, то следует отметить, что, специально не акцентировав этот момент, составитель включил в пособие ряд упражнений, отмеченных чертами вальса, марша и других жанров. Это может служить основанием для использования при их решении особых видов фактуры. Некоторые упражнения даются в разных вариантах - относительно коротких и более длинных. Их можно задавать студентам, имеющим различный уровень  подготовки. Для облегчения ориентировки в материале в отдельных примерах указываются приемы, которые следует использовать в данном упражнении. Заметим, наконец, что при решении задач необходимо стремиться к сохранению их стилистического единства (в основном в рамках романтической гармонии) и не допускать необоснованных забегов в музыкальную стилистику ХХ века (чем нередко грешат учащиеся). Последнее соображение не относится, естественно, к задачам пятого раздела Пособия.

Образцы решения задач см. во ВТОРОЙ ЧАСТИ пособия

Главная страница  

О себе

Список работ

Введение в музыкознание  

Музыкальная эстетика  

Ладовая организация в музыке  

Гармония и музыкальная форма  

Музыкальная педагогика  

Статьи и лекции  

Учебные пособия  

Воспоминания

Hosted by uCoz