http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_02.htm

 

Ю. Н. Б Ы Ч К О В

 

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций для студентов-музыковедов

 

 

 

 

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел 1. Общее понятие о культуре

Разговор о музыкальной культуре, о ее природе, специфике и структурных характеристиках нужно предвосхитить хотя бы кратким введением в понятие человеческой культуры.

Существует очень много определений культуры, отражающих её различные стороны. Культуру понимают как уровень развития общества, как социальную память человечества, как способ организации материальной и духовной жизни, как все богатство человеческой истории. Согласно А. В. Луначарскому, понятие культура связано со всеми сторонами социальной действительности. Культура призвана "улучшить самого человека и всю природу вокруг него, приспособить обстановку человека к его потребностям и дать, таким образом, возможность широко и вольно развертываться всем хорошим задаткам, имеющимся у человека, приблизить человека к подлинно человеческому, высокому, светлому счастью" (1). Социальное назначение культуры - обогащение духовного мира человека. Помимо совокупности материальных и духовных ценностей, понятие культуры охватывает творческую деятельность человека по производству идей, представлений и их материализации (2).

Запечатленный в культуре социально-исторический опыт человечества выступает как основание программ воспроизводства общественной жизни и самой культуры. Среди этих программ есть такие, которые, как пишет В. Степин, имеют "реликтовый характер", уже не представляют собой ценности для общества, но тем не менее воспроизводят "определенные виды общения и поведения людей". Другие программы "обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику" (3). Наряду с социально-историческим опытом в культуре нужно видеть и другой её аспект — устремленность в будущее, выработку такого рода культурных феноменов, в которых отражались бы представления о будущих формах и видах поведения и деятельности людей, будущих формах общественного устройства. Что представляла бы собой культура, не опирающаяся на такие основополагающие идеалы человечества как всесторонне развитая личность, социальная справедливость, равновесие человека (человечества) и природы? Согласно другим определениям, культура есть результат творческой деятельности людей, продукт человеческого духа. Нередки и такие трактовки культуры, которые ограничивают это понятие духовным бытием человека, производством духовных ценностей.

Сохраняет актуальность определение культуры, данное молодым Марксом: "Культура - это человеческая действительность"; она есть "неорганическое тело человека, его предметное воплощение" (4). Приведенное высказывание подразумевает противопоставление культуры и природы: возвышаясь над природой, человек остается в ее лоне. Культура понимается Марксом как результат человеческой деятельности, воплощенный в предметах его труда. Если мы добавим к этому объективному выражению культуры субъективный человеческий аспект, реализующийся в умениях, навыках и знаниях, в технологии и организации производства, в устройстве общественной жизни, а также соответствующую этому духовную жизнь, духовное богатство человечества, то получим исходное понятие, достаточное, на наш взгляд, для рассмотрения вопроса об основных признаках культуры. Культура есть, в сущности, способ человеческого существования, форма и способ освоения природы человеком (5).

* * *

В культуре, как видно из предыдущего изложения, сосуществуют, взаимопроникают и взаимодействуют материальные и духовные факторы. На возникающий в связи с этим вопрос - как соотносятся материальная и духовная стороны культуры - мыслители дают разные ответы.

Согласно одним концепциям (марксистская традиция, исторический материализм) определяющей является материальная сторона жизни общества. Духовная жизнь человека детерминируется условиями материальной жизни и социальными отношениями, человеческое сознание, а следовательно и культура, отражают бытие. Но они оказывают на него обратное воздействие, имеют своего рода "вторичную активность".

Другие концепции отдают приоритет духовному началу, видя в нем непосредственный источник культуры, а через нее - и всего человеческого существования. С последним положением трудно не согласиться. Духовность действительно составляет квинтэссенцию культуры, является способом жизнедеятельности народа (6). Духовные процессы в обществе, как пишет В. Медушевский, составляют "подлинный стержень жизни людей" (7). Но точнее, думается, мыслить культуру как системное образование, в рамках которого материальный и духовный аспекты выполняют взаимодополняющие функции, формируя и взаимообусловливая друг друга.

Если исходить из этого положения, культура включает в себя два взаимодополняющих момента - субъективный и объективный. С одной стороны, выступает субъективно-деятельностный момент культуры - система человеческой деятельности, в которой (вне зависимости от ее конкретных форм) всегда есть духовный момент. С другой стороны, - материально-предметный момент культуры, являющийся не только результатом, но и специфическим отражением человеческой деятельности. В свою очередь, окружающий человека предметный мир формирует человека как субъекта культуры, поскольку является объективной средой, в которой человек живет и развивается. Исторически меняющаяся предметная среда создает все новые и новые условия для человеческой деятельности, но и сама все время преображается под влиянием последней.

Важнейшей характеристикой культуры являются ценностные (аксиологические) отношения. Под ценностью понимают специфическое свойство предметов и явлений, приобретаемое ими в системе общественной жизни и выступающее как отражение их положительных или отрицательных функций по отношению к человеку и обществу. Различаются материальные и духовные ценности. Ценностью могут обладать природные и общественные явления, человек, его физические и духовные свойства, поступки. Особые группы ценностей составляют различные сферы общественного сознания: господствующие в обществе идеи, моральные принципы и нормативы. Существенной стороной ценностных отношений является эстетическая оценка предметов окружающего мира.

* * *

Осмысливая природу культуры, небезынтересно вспомнить о древнегреческом понятии блага как единства истины, добра и красоты. Эти три понятия определяют очень многое в жизни общества. Ими, по существу, исчерпывается вся совокупность духовных ценностей, не связанных с удовлетворением материальных потребностей человека, в них есть одно объединяющее их качество - незаинтересованность, бескорыстность. Истина выступает в этой триаде как воплощение знания и логического постижения природных и общественных процессов. Суть истины не в том, что она дает нам возможность правильно действовать. Это лишь ее подоснова, материальная, поведенческая предпосылка. Влечение к истине выше. Оно состоит в стремлении познать природу вещей, приобщиться к высокой гармонии мира (8). Прагматики говорят, что истиной является то, что полезно. На самом деле полезность выступает как важный, но внешний по отношению к истине момент.

В еще большей степени качество незаинтересованности характеризует красоту. Красота есть результат соотнесения предметов и явлений действительности с духовной жизнью человека, форма его ориентировки во внешнем мире. Красиво то, что удовлетворяет нашу эстетическую потребность, что позволяет нам наслаждаться миром, в котором мы живем.

Добро выступает в человеческой жизни как нравственный позыв, поведение, поступок, а также как нравственная оценка или суждение о деятельности и поступках человека, его практическом отношении к другим людям, обществу и природе. Нравственность имеет ярко выраженную общественную окраску: поведение человека регулируется выработанными в обществе нормами и принципами. Но эти нормы и принципы не должны быть чуждыми человеку, они должны быть усвоены им и выступать в качестве внутреннего регулятора его поведения. Подобно истине и красоте нравственность бескорыстна: человек нравственен не тогда, когда его поступки вызваны соображениями выгоды и расчета, не тогда, когда над ним довлеет закон или внешнее принуждение, а тогда, когда он поступает соответственно своим собственным представлениям о жизни, не стремясь при этом получить каких-либо непосредственных выгод. Включая в себя познавательный и ориентировочно-оценочный моменты, представляемые истиной и красотой, нравственность (добро) есть высшее проявление человеческой культуры. В более широком понимании все компоненты блага выступают как воплощение нравственности, поскольку служение им объединяется признаком бескорыстности.

Культурная жизнь общества, функционирование культуры осуществляется в форме производства и потребления духовных ценностей, в процессе постоянного обмена ими между людьми. Важнейшим условием проникновения в культуру, приобщения к ней является творческая активность личности, ее стремление к освоению и созиданию духовных ценностей, что обеспечивает саморазвитие человека и его духовное совершенствование.

Культура проникает во все сферы жизни общества. Вне культурных процессов невозможна, прежде всего, основа человеческого существования - материальное производство. Во всем том, что люди производят, заложены их мысль, воля, чувства, стремления, цели (и не только материальные). Культура выступает в этой сфере как ее рациональное начало в форме знаний и навыков, в форме трудовых традиций и производственных технологий, в форме организации индивидуального или коллективного труда, в форме трудовой морали - отношения человека к труду. В трудовом процессе развивается эстетическая способность человека (9). Особым аспектом культуры, непосредственно связанным с материальным производством, является отношение человека к материальным ценностям, к предметам и продуктам труда, к природным дарам (и к природе в целом). На протяжении всей истории человек не только пользовался дарами природы, но и благоговел перед нею, молился ей или создавшим ее богам. Отношение к материальному является поэтому признаком культуры, ее существенной стороной. Оно духовно окрашено. Для того, чтобы присвоить материальные блага, "чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком" (10).

Другая сфера культуры - повседневный человеческий быт, человеческое общение, общежитие. Бытовая культура имеет два аспекта: материальный и духовный. Материальный аспект бытовой культуры обеспечивается развитием общественного производства, трудолюбием человека, его желанием и умением устроить и украсить свою жизнь. Как видим, состояние материальной стороны быта во многом определяется духовными качествами человека, его трудовой моралью. В еще большей степени морально-нравственные аспекты культуры обнаруживают себя в общении людей. Коммуникативная культура совмещает чувство собственного достоинства с уважением к другому человеку, требует соблюдения норм человеческого общежития.

Сложная форма проявления культуры - общественная и политическая жизнь. Она предполагает создание и функционирование соответствующих уровню развития общества и тенденциям его развития общественных и политических институтов, их ответственность перед обществом и - коррелятивно связанное со всем этим - отношение общества к созданным им институтам (уважение к их деятельности, общественная лояльность, дисциплина и пр.). Общественная и политическая культура требует от людей, ведущих активную общественно-политическую деятельность, выработки необходимых для нее личностных качеств (компетентность, честность, воля и пр.) (11).

Высшим и определяющим слоем культуры является морально-нравственная культура, регулирующая поведение человека. Выступая во многих взаимодополняющих и взаимопроникающих формах (общечеловеческие основы нравственности, ее национальные, классовые, профессионально-корпоративные и другие модификации), нравственная культура определяет отношение человека к человеку, к обществу, к природе, а также отношение человека к самому себе. Стихийно формирующееся моральное отношение, осознание морально-должного в конкретной жизненной ситуации, опирающиеся на моральные идеи и представления поведенческие акты, а нередко и волевые поступки (но не "благие намерения") - таковы основные черты человеческой нравственности, при отсутствии которой обесцениваются все другие признаки и компоненты культуры.

Существенным структурным аспектом культуры является ее расчленение на обыденное сознание и профессиональное духовное творчество, включающее в себя науку, техническое творчество и искусство. Обыденное сознание вырабатывается в повседневной жизни людей, в процессе их общения и трудовой деятельности. Оно включает в себя некоторые представления, идеи и ценностные ориентации, выступающие в виде принятых в обществе норм поведения, предписаний, образцов деятельности. В обыденном сознании прихотливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Оно выступает как синтез общественной психологии и определенного пласта общественной идеологии, как единство мироощущения и мировоззрения. Наука как одна из сфер профессионального духовного творчества направлена на производство знаний о природе и обществе. Она возникает как следствие общественного разделения труда и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий.

Эта сфера культуры предполагает существование ученых людей и (с некоторого времени) научных учреждений. Научное мышление опирается на определенные исследовательские методы и понятийный аппарат. Функции науки в процессе развития общества менялись. К исходной объяснительной функции науки со временем (в эпоху индустриальной революции) прибавляется преобразовательная функция - наука становится активным фактором производства. Уже в ХХ веке, в условиях научно-технической революции происходит превращение науки в непосредственную производительную силу. Современная наука, как и культура в целом, пронизывает все сферы общественной жизни (12).

По вопросу о соотношении науки и обыденного сознания существуют разные мнения. Одни полагают, что «наука опирается на весь слой познавательного материала и не исключает донаучных уровней "знания"» (М. П. Фуко). Другие выступают в защиту суверенности научного мышления в противоположность обыденному сознанию (Л. Альтюссер). Думается, что столь несхожие положения является отражением противоречивости обыденного знания. С одной стороны, оно опирается на общественную практику, включает в себя стремление к познанию истины, с другой стороны, ему свойственны предрассудки и ложные мифологические представления. Опираясь на положительный опыт обыденного познания, наука не может, конечно, принять и признать его заблуждения и ошибки.

Другая специализированная форма духовного творчества - искусство - призвана, прежде всего, удовлетворить эстетические потребности людей, доставить им радость и наслаждение. Искусство возникает на основе эстетической деятельности людей, зародившейся и осуществляющейся в материальном производстве и процессе труда, в повседневной жизни людей. Познание и отражение действительности осуществляется в искусстве в форме художественных образов. При всем различии предметов искусства в центре его всегда остается человек - основной объект познания, просвечивающий в любом художественном содержании. Представляя собой особую форму деятельности и особый ее продукт, искусство (как любая сторона культуры) связана со всеми проявлениями человеческой жизни: с материальным производством и техникой (техническая эстетика) (13), с повседневной жизнью и бытом (архитектура, дизайн, прикладное искусство, художественные элементы обряда и пр.), с общественной жизнью и политикой (ангажированность или партийность искусства), с морально-нравственной сферой.

Обыденное сознание и специализированные формы духовного производства (научное и художественное познание) не разделены непроходимым барьером. «Культура - духовное бытие общества - творится в ходе постоянного взаимодействия того ее "слоя", который складывается стихийно в самих массах и является непосредственным отражением материального бытия, и "верхнего слоя" - духовного производства, осуществляемого интеллигенцией различных направлений. Это влияние идет как "сверху вниз", т. е. от профессионального духовного творчества к духовному миру масс, так и "снизу вверх", т. е. от духовной жизни масс к творчеству интеллигенции» (14).

* * *

Для понимания механизмов функционирования культуры необходимо отдавать себе отчет в соотношении ее духовно-содержательного начала и способов его материального воплощения. Культура в целом и отдельные ее стороны не могут существовать вне тех или иных форм материальной фиксации, что является также условием культурного общения людей, условием их взаимодействия. Но в различных сферах культуры способы фиксации духовного содержания не одинаковы. Они заметно отличаются, в частности, в сфере научного мышления и в сфере художественного творчества. Не меньшим своеобразием характеризуется фиксация человеческого духовного содержания в сфере практической деятельности людей.

Ключ к пониманию проблемы дает, на наш взгляд, философское положение об опредмечивании и распредмечивании человеческих деятельных сил, намеченное Ф. Гегелем и развитое К. Марксом. Суть опредмечивания состоит в том, что в процессе труда происходит переход человеческих сил и способностей из формы движения в форму предмета. Обратный процесс распредмечивания представляет собой переход объективного предмета в форму человеческой деятельности и тем самым присвоение человеком предметно-воплощенных форм культуры (15).

Данные положения говорят о том, что возможность материальной фиксации духовного содержания возникает на основе практической деятельности человека. Человеческие деятельные силы, включающие в себя не только материально-физическую, но и интеллектуально-психологическую стороны, отражаются в предмете труда. Созданный материальный предмет характеризуется единством функции и структуры. Обе стороны предмета имеют как объективную, так и субъективную обусловленность. Объективными предметными отношениями задана функция предмета. Но она корректируется (модифицируется) пониманием этой функции человеком. В немалой степени обусловлена объективными факторами (в частности, его функциональным назначением) и структура предмета. Она в еще большей степени, нежели функция предмета, задается субъективными представлениями, вкусом и мышлением человека. Таким образом, и в функции, и в структуре предмета есть определенное человеческое содержание, что и позволяет считать его явлением культуры (16).

В процессе опредмечивания обнаруживаются два способа фиксации духовного (культурного) содержания. Во-первых, знаковый способ, при котором внешняя форма предмета сигнализирует, сообщает о его функции, назначении. Содержание этой стороны сообщения состоит в том, что функция предмета культурно обусловлена, он входит в систему предметных отношений культуры (17). Во-вторых, происходит модельная фиксация определенных ментальных структур, которые, в свою очередь, отражают, с одной стороны, объективно необходимые структурные характеристики предмета, а с другой стороны - являются результатом субъективной активности человека. Последний в процессе практической деятельности творит предметный мир не только согласно постигнутым им объективным требованиям, но также согласно своим внутренним представлениям, по законам человеческой логики и чувства. Заметим, что знаковая и моделирующая стороны опредмечивания - в силу соответствия функции и структуры предмета - частично совпадают, накладываются одна на другую. И все же они дают начало принципиально отличным способам фиксации духовного содержания в предметах культуры - способам, которые получили преимущественное развитие в сферах, с одной стороны, научной и, с другой стороны, художественной деятельности.

Через дифференциацию знаково-функциональных и структурных признаков предмета формируется раздвоение ценности предмета. Знаково-функциональная идентификация предмета ведет к установлению его практической ценности (утилитарная значимость). Психологическое переживание структуры предмета (его конструктивной логики, пластики формы) есть проявление "незаинтересованной" эстетической ценности, не имеющей практической направленности. Эти полюса в структуре ценности предмета не абсолютны, они могут переходить друг в друга.

* * *

Мощным средством реализации духовности, ее материальной фиксации явился человеческий язык, а также другие созданные человеком знаковые системы. Являясь формой существования и выражения человеческой мысли, средством ее передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, язык играет роль одной из инфраструктур культуры. Конвенциональность (условность) основных языковых знаков - слов (семантический уровень языка) сочетается с неконвенциональностью синтаксического уровня, более непосредственно отражающего логику (или по крайней мере ход) мысли.

Иные, во многом отличные от языковой, формы фиксации духовного содержания используются в сфере искусства, где в качестве основной формы коммуникации выступает художественный образ. Будучи средством коммуникации и единицей общения, художественный образ выполняет функцию знака. "Однако, - как справедливо отмечает В. Самохвалова, - с гносеологической точки зрения образ и знак имеют различную природу; ... в то время как образ и отображенное в нем находятся между собой в генетической связи, знак и обозначаемое им находятся в отношении координации. ... В силу своей чувственной воспринимаемости" художественный образ "обладает безусловностью предмета". ... Поэтому он вызывает определенные переживания "не через свое значение, а через собственное свое материальное бытие". Соотнесенность художественного образа с реальным миром предполагает не только передачу мысли и чувства от одного человека к другому, "но и возбуждение в этом другом соответствующей мысли и чувства". При этом следует иметь в виду, что художественный образ не идентичен наглядному образу, представлению. Он способен передать и те внутренние движения, "которыми характеризуется жизнь человеческого духа" (18). Но - добавим от себя - через определенные материальные структуры, постижение конструктивной логики которых и приводит к возбуждению в человеке духовного переживания. В этом и состоит "секрет" некоторых видов искусства (музыки, архитектуры, абстрактной живописи), которые, не воспроизводя предметного мира действительности, остаются в мире представлений, создают свои собственные предметные миры, отличные от предметного мира жизненной реальности, но корреспондирующие с ним логикой своих конструкций и форм. В этом состоит, в частности, сущность игры - одного из характерных принципов художественной деятельности (19).

Изложение вопроса о материальной фиксации явлений культуры было бы не полным без одного существенного, на наш взгляд, уточнения. Речь идет о различении предметных и процессуальных форм материализации феноменов культуры. Многие явления культуры получают свое воплощение в виде целостных, завершенных, предметно существующих форм. Таковы предметы нашего обихода, архитектурные сооружения, произведения пластических видов искусства. Другие культурные феномены имеют процессуальный характер. Это акты непосредственного человеческого общения, способы и формы поведения личности, обряды и различного рода культурные мероприятия, развертывающиеся во времени произведения искусства. Различие указанных форм культуры отражается на способах ее функционирования, на способах передачи культурных и художественных традиций. Процессуально-деятельностные формы культуры требуют постоянного и обязательного поддерживания традиций, непосредственной передачи навыков от одного человека к другому. Предметно фиксированные явления культуры не только допускают, но и требуют известной опосредованности коммуникации, предполагают не общение одного человека с другим, а его обращение к предметно оформленному явлению культуры.

Разграничение предметных и процессуально-деятельностных форм культуры носит относительный характер. Обе связанные с ними формы культурного взаимодействия (а без человеческого взаимодействия вообще нет культуры!) все же предполагают опредмечивание и распредмечивание субъективной человеческой деятельности, хотя при процессуально оформляющихся явлениях культуры мы имеем дело с такого рода "предметами", которые как бы "протекают" перед нашим умственным взором и не отливаются в материально законченные предметные образования. Иначе говоря, деятельностные формы культуры включают в себя предметный аспект и, напротив, развертывающаяся во времени деятельность является условием опредмечивания и распредмечивания любых, в том числе предметно оформленных явлений культуры.

Форма и степень материальной фиксации явлений культуры оказывают огромное воздействие на процессы ее функционирования и развития. Чтобы уяснить это, достаточно сопоставить, с одной стороны, изустно передающееся по традиции народное поэтическое и песенное искусство и, с другой стороны, формы словесного и музыкального творчества, опирающиеся на письменность и книгопечатание. Функционирование и развитие музыкального искусства, степень его распространения в обществе претерпели заметные изменения с освоением различных форм звукозаписи. Примеры такого рода можно было бы продолжить. Одно из последних средств материальной фиксации и распространения явлений культуры - видеозапись - вошла в жизнь буквально на наших глазах.

* * *

Одним из центральных признаков культуры, непосредственно вытекающим из ее общественной природы, является диалектическое соотношение двух противоположных начал: общечеловеческого и конкретно-социального.

Основой культуры, ее определяющим компонентом выступают общечеловеческие ценности. Это является результатом того, что культура - плод творческой деятельности всего человечества, результат постоянного и непрестанного общения народов. Культурная эволюция, протекающая во взаимосвязанном многими узами мировом культурном сообществе, выявила общечеловеческие основы культуры. Это и некоторые устойчивые нормы нравственности, и сходные представления о красоте, и единая общечеловеческая логика, отражающая процессы реальной жизни, - и многое другое. Даже народы, живущие в относительной изоляции, не принимающие активного участия в культурном обмене, проявляют в процессе своей жизнедеятельности сущностные, отвечающие единой природе человека свойства. Сама духовность как черта человека и культуры - общечеловечна (20).

Суть общечеловеческих ценностей концентрируется в понятии гуманизма, включающем в себя такие стороны, как уважение свободы и достоинства человека, создание благоприятных условий для его всестороннего развития и полнокровной жизни в единстве с природой, в гармонично организованном обществе. Реальное осуществление гуманистических идеалов возможно лишь на пути освобождения человека от социального угнетения и построения справедливого общества.

Общечеловеческое начало в конкретных социальных условиях модифицируется. Культура всегда имеет ту или иную степень социальной конкретности, осуществляемой по многим параметрам. Прежде всего культура исторична. Например, признание общеисторического характера основных моральных принципов не означает их абсолютной неизменности. В процессе исторического развития они конкретизируются. Представляя собой нечто пребывающее и относительно постоянное, они претерпевают все же определенное развитие и потому оказываются в известной мере преходящими.

Социальная конкретность культуры проявляется не только в историко-временном плане. Не менее важны национальные и региональные различия. Культура каждого народа несет в себе много оригинального, своеобразного, зависит от условий его жизни, от психологических особенностей, от традиций, от контактов с другими народами. Сколько народов - столько взглядов на мир, столько различных жизненных философий.

Кроме исторического и национально-регионального (географического) аспектов модификации культуры и пронизывающих ее общечеловеческих ценностей есть третий аспект, связанный с внутренней дифференциацией общества. Дифференциация эта проявляется не только в классовой, зависящей от отношений собственности, форме. Она начинается с различий в характере деятельности. Специфична, например, культура рабочего или крестьянина, то есть человека, работающего на земле или занятого в промышленном производстве. Здесь сказываются не только производственные моменты, но и различия в отношении к природе, в среде обитания, в жизненном укладе. В не меньшей мере может отличаться содержание духовной жизни людей, ориентированных, с одной стороны, на связанное с техникой и производством точное знание, в котором они находят глубокие личностные смыслы и особого рода поэзию, и, с другой стороны, людей, интересы которых связаны с гуманитарными областями культуры (21). Существенное влияние на культуру имеет уровень образованности человека. В связи с этим следует сказать об особой роли интеллигенции, оказывающей глубокое воздействие как на культурные процессы, так и на жизнь общества в целом.

Нельзя, конечно, забывать о классовых сторонах в культурной дифференциации общества. Долгие годы в отечественной литературе классовый характер культуры односторонне подчеркивался, в результате чего культура идеологизировалась. В последние годы, в эпоху резкого изменения общественного сознания столь же односторонне стали настаивать на общечеловеческом характере культуры. Конечно, все объекты подлинной культуры имеют общечеловеческую ценность. Вместе с тем начисто отрицать классовый, точнее говоря конкретно-социальный характер культуры нельзя. Носителями культуры всегда являются конкретные, исторически определенные люди, существующие не только в той или иной стране и в определенном времени, но также в некоторой социальной структуре, где они занимают ту или иную позицию. Это и порождает социальную конкретность культуры. Люди, стоящие на разных ступенях общественной лестницы, играющие разную роль в общественном производстве, отличаются по характеру освоенной ими культуры, по своим устремлениям и духовным ориентирам.

Другое дело, что упрощать этот вопрос и все сводить к классовому характеру культуры не следует. Дело гораздо сложнее. Во-первых, общечеловеческое и конкретно-социальное не являются абсолютными антиподами. Культурные явления, отражающие психологию и взгляды некоторой социальной общности, раскрывают вместе с тем определенные стороны природы человека вообще, а потому становятся достоянием различных социальных групп и классов. Во-вторых, нередко представители одного класса в культурном (в частности идейном) отношении стоят на разных позициях и, напротив, сходные культурные характеристики имеют люди разных классов, общественных прослоек и групп. Нужно отдавать себе отчет в том, что существует не только классовое, но и собственно культурное расслоение общества, и оно отнюдь не совпадает с социально-классовым расслоением.

Но нельзя не видеть, что односторонние, узкоклассовые позиции, эгоистическое утверждение личных интересов в ущерб интересам других людей и общества в целом приводит к отказу от общечеловеческих ценностей и утрате гуманистических идеалов. Преходящие общественные интересы трансформируют и искажают естественные человеческие потребности и самое развитие культуры.

Соотношение общечеловеческого и социально-конкретного в различных явлениях культуры может варьироваться. В одних случаях общечеловеческое выражается, так сказать, в абстрактной форме, без акцента на классовых, конкретно-социальных моментах. В других явлениях культуры конкретно-социальная сторона выступает на первый план, хотя и сохраняет общечеловеческое значение. Такого рода различия можно наблюдать в различных областях культуры - и в искусстве, и в сфере быта.

В заключение нашего разговора об общечеловеческом и социально-конкретном в культуре охарактеризуем такие ее компоненты, которые по самой своей природе не имеют классовой направленности и обслуживают все слои общества. Правда, некоторые из этих компонентов являются своего рода "инструментарием культуры", условием ее функционирования, но не собственно культурными феноменами, имеющими духовную природу. К таковым относятся, прежде всего, обслуживающие общество коммуникативные средства, знаковые системы, в частности язык, а следовательно и выразительные средства искусства. Другим универсальным инструментом культуры является человеческая логика, навыки умственной деятельности, достигнутый обществом уровень мышления. Те или иные слои населения могут быть более или менее развиты в культурном и интеллектуальном отношении, а это, естественно означает, что их культура отличается социальной определенностью и конкретностью. Но это особого рода конкретность, не связанная с идеологическим противостоянием. Речь в данном случае может идти лишь о различных уровнях освоения общечеловеческих по своей природе культурных ценностей.

Лишены социально-классового значения науки, изучающие природу, поскольку объект их исследования лежит за пределами общественных отношений в собственном смысле слова. Другое дело, что социальная практика может стимулировать определенные направления развития естественных наук, различное понимание теми или иными категориями населения отношений между природой и обществом. Это становится особенно ясно в наше время, когда экологические проблемы порождают нередко общественные коллизии (22).

Общечеловеческим, внеклассовым компонентом культуры является духовный элемент производственного процесса: его научное обеспечение, техника, в известной мере организация (последнее, впрочем, с известными оговорками, поскольку организационные формы производства могут претерпеть существенные изменения в зависимости от социального устройства). Те же соображения можно отнести и к культуре труда. Производственные навыки сами по себе не имеют классового характера. Но побудительные мотивы к труду и отношение к нему в известной мере определяются социальными отношениями. Известно, что они существенно различаются на предприятиях социалистического и капиталистического типа. И все же следует однозначно признать, что научно-технический прогресс в собственном смысле слова - это такой компонент культуры, который не имеет классовой природы и относится к общечеловеческим достижениям.

Общечеловеческий характер имеют такие механизмы функционирования и развития культуры как средства коммуникации: письменность, книгопечатание и пресса, почта, телеграф, телефон. Огромное воздействие на культуру оказывают развившиеся в ХХ веке радио, телевидение, кино и относительно недавнее изобретение - магнитная видеозапись.

Общечеловеческое начало содержится и в такой надстроечной (по марксистской терминологии) области культуры как нравственность. Зародившиеся в доклассовом обществе, свободные от классовой ограниченности "простые нормы нравственности и справедливости ... сохраняются в виде непрерывно развивающейся традиции... Их общечеловечность следует понимать в том смысле, что они выражают интересы и идеалы подавляющего большинства человечества, сущность человека как вида..." (23). Но они существуют и развиваются в борьбе с отступлениями от нравственных норм и правил, совершаемыми представителями различных слоев общества и отдельными лицами.

Даже такие области человеческой деятельности, как общественные науки и политика, выражающие, как правило, интересы определенных слоев общества и потому приобретающие отчетливо выраженный идеологический, социально ограниченный характер, могут, в известной степени, отвечать требованиям объективного хода исторического развития и, следовательно, соответствовать общечеловеческим критериям.

Проявление культуры в конкретно-социальных формах приводит к тому, что в ее рамках появляются такие элементы, как контркультура и псевдо- или антикультура. Под контркультурой обычно понимают такие слои культуры, которые находятся в оппозиции к господствующим в обществе культурным процессам, в частности к официальной, поддерживаемой или утверждаемой государством культуре. Анти- или псевдокультура - такие ее стороны, которые активизируются в кризисные периоды развития общества и характеризуются отказом от высоких общечеловеческих целей, от стремления к утверждению подлинно человеческих принципов и норм поведения, связаны, например, с разгулом низменных страстей, с противопоставлением гуманистическим общественным идеалам. Это приводит к размежеванию и борьбе подлинных человеческих ценностей и антиценностей, ориентированных, в конечном счете, на унижение и духовное обнищание человека. Активизацию псевдокультурных процессов мы можем наблюдать на современном этапе развития человеческого общества. В такой болезненной форме проявляются противоречия культурного развития, выбор его дальнейшего пути (24).

Культура есть живой результат исторического творчества человека, общества и всего человечества. Культурно-исторический процесс состоит в создании, наследовании и накоплении духовных ценностей, в их творческом переосмыслении, связанном с достижением обществом новых рубежей развития. Жизнь культуры - это диалектика традиций и новаторства, сохранение всего ценного, перспективного, проверенного общественной практикой и в силу этого приобретшего статус общечеловеческого и отмирание того, что не удовлетворяет более потребностям общественного развития. Это вместе с тем активный творческий поиск, неустанное создание нового, борьба за его утверждение.

Культурно-исторический процесс осуществляется в диалектическом взаимодействии личностного и общественного начал. В самой природе культуры заложено их исходное противоречие, необходимость постоянного перехода одного в другое. Культура столь же общественна, сколь и личностна. Построение человеческого общежития, совместное историческое творчество совершается усилиями индивидов, их духовной и материальной деятельностью. Но сама эта деятельность, личностное творчество в сфере культуры становятся возможными потому, что человек овладевает культурой как общественным опытом многих поколений и тем самым обогащает и возвышает себя, преобразует свою деятельность и свою духовную жизнь. Творческая деятельность приобщившегося к культуре человека становится неизмеримо более результативной. Содержание его духовной жизни становится более богатым, наслаждение жизнью и деятельностью - истинно человеческим. Отсюда следует, что формирование здорового (25), физически совершенного и вместе с тем умственно, нравственно и эстетически развитого человека - это не абстрактный общественный идеал, но то, что должно быть предметом усилий каждого члена общества.

Культурно развитый человек - это духовно целостный человек, в должной мере реализующий весь комплекс своих психических качеств, разносторонне и многогранно относящийся к действительности - природе, другим людям и обществу. Такого человека мы называем всесторонне и гармонично развитой личностью. В ее формировании необходимым образом участвуют наука и искусство как два способа духовного производства, отражающие различные стороны объективной реальности и опирающиеся на различные аспекты человеческой психики. Совместное воспитательное воздействие этих областей культуры позволяет создать духовно целостную личность, способную сформировать в себе и для себя адекватную действительности и отвечающую уровню общественного развития картину мира, обеспечивающую человеку духовно богатую и содержательную жизнь, позволяющую ему достичь внутренней гармонии и гармоничного отношения к миру, осуществить свое право на самовыражение и самоутверждение. Это позволяет ему также преодолеть обедняющее воздействие узкой специализации и профессиональной замкнутости. При этом необходимо, конечно, помнить, что для реализации идеи о формировании целостного и всесторонне развитого человека необходимы определенный уровень развития общества и соответствующие социальные условия.

 

 

Примечания:

(1) Луначарский А. В. Десятилетие революции и культура. - М., 1927. - С. 4.

(2) См.: Павловский О. А. Луначарский. - М.: Мысль, 1980. - С. 84-85.

(3) В. С. Степин. Философская мысль на рубеже двух столетий (Поиск мировоззренческих ориентиров) // Философия в современном мире. - М.: Знание, 1990. - С. 9-10. / Серия «Философия и жизнь», № 11.

(4) Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. - С. 558.

(5) Рассматривая далее некоторые аспекты понятия культура, мы выделяем лишь те из них, которые необходимы для дальнейшего изложения.

(6) Володин Э. Идеалы и творцы. Русская духовность в свете современного опыта // Советская Россия от 16 сентября 1990 г. (№ 216).

(7) Медушевский В. Культура или культуроверие? // Советская музыка, 1990, № 5, с. 44.

(8) Знаменитый французский математик и философ Анри Пуанкаре говорил: "Ученый исследует природу не потому, что она полезна; он делает это потому. что ею восхищается, а восхищается потому, что она прекрасна. Если бы природа не была прекрасной, ее не стоило бы познавать, а если бы ее не стоило познавать, не стоило бы и жить... Я имею в виду ту бездонную красоту, которая таится в гармоничном порядке составных частей и которую может уловить чистый интеллект» [Poincare H. (1913). The Foundations of science. The Science Press, New York, pp. 366-367.]

(9) См. об этом: Попков В., Целищев Д. Эстетическое содержание труда. – М.: Мысль, 1984. – 176 с.

(10) К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. 46, ч. 1. – М.: Изд-во полит. лит., 1968, с. 386.

(11) О способности истинной культуры осветить собой казалось бы самые приземленные стороны жизни пишет В. Медушевский: Истину экономической культуры он видит в творении «благоупорядоченности в хозяйствовании», требующей, «помимо свободы и ответственности... вдохновения и любви к делу... Первый вопрос политической власти - о духовном смысле власти, о высших её целях и согласии ее дел с голосом совести...» [Медушевский В. Культура или культуроверие? // С. М., 1990, № 5, с. 47.

(12) Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Изд-во политической литературы, 1986. - С. 303-305.

(13) См.: Л. Новикова. Эстетика и техника. Альтернатива или интеграция? – М.: Политиздат, 1976. – 287 с.

(14) Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). - М.: Высшая школа, 1987, с. 35.

(15) Философский словарь, с. 342.

(16) Сходные взгляды характерны для структуралистского подхода. Согласно Р. Барту, всякий продукт культуры опосредован разумом, и это позволяет осуществлять в процессе структурного анализа анализ духа по воплощающим его предметностям.

(17) Проанализировав культуру как особую научную категорию, отражающую особую область действительности, которая присуща лишь человеческому обществу, американский ученый Л. Уайт «провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизации, сущностным признаком общественной жизни в целом» (White L. The science of culture. - N. Y., 1949. Цит. по: Современная западная социология. Словарь. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - С. 22-23).

(18) Самохвалова В. И. Язык искусства. - М.: Знание, 1982. - С. 22-24; см. также книгу Н. Л. Лейзерова "Образность в искусстве" (М., 1974), где дается определение образа и анализ его различных формулировок.

(19) Рассмотрение вопроса о способах материальной фиксации духовного содержания не может быть, конечно, ограничено противопоставлением языковых и художественно-образных форм. Во-первых, сами эти формы сплошь и рядом взаимопроникают (художественная литература). Во-вторых, на базе первичных форм выражения вырастают более сложные способы выражения духовного содержания, которые являются предметом специального анализа.

(20) Все же нужно признать, что вопрос этот решается не так просто. Культура того или иного народа только тогда проявляет свою общечеловеческую сущность, когда она реально входит в мировую культуру, где происходят мощные процессы взаимодействия. Чтобы выявить общечеловеческое содержание культуры, развивающейся в относительной изоляции от

общемирового культурного процесса, нужно, чтобы она вступила в контакт с мировой культурой и доказала свою общечеловеческую значимость. Только с того момента, когда эта культура обнаружит себя в мировой культуре, можно будет говорить об общечеловеческом характере ее ценностей.

(21) В этой связи стоит вспомнить о дискуссии между «физиками и лириками», широко развернувшейся в нашей печати на рубеже 50-х и 60-х годов.

(22) К области казусов (впрочем, весьма опасных для общества) следует отнести имевшее место в прежние годы вмешательство государственных и партийных органов СССР в развитие таких областей знания, как генетика, кибернетика и пр. Причины этих уродливых явлений двояки: с одной стороны, элементарная человеческая непорядочность, карьеризм, нечистоплотная борьба со своими научными оппонентами. С другой стороны, здесь проявились более сложные факторы, связанные с идеологизацией методов научного исследования, со стремлением подтвердить пусть даже фальсифицированными данными идеологически утверждаемый метод, мировоззрение, навязываемое обществу тоталитарным политическим режимом. Ясно, что к науке как таковой (тем более к области естественных наук) все это не имеет никакого отношения.

(23) Кертман Л., с. 46. В изложении вопроса об общечеловеческих и классовых компонентах культуры мы опираемся на ряд положений данного автора.

(24) К вопросу о контркультуре и антикультуре мы вернемся в разделе, который будет посвящен рассмотрению вопроса о субкультурных образованиях в рамках целостной музыкальной культуры общества.

(25) В настоящее время стало как никогда ранее ясно, что физическое здоровье человека не может быть обеспечено без участия духовных факторов. К таковым, прежде всего, следует отнести научную и практическую деятельность в области медицины, невозможную без такого морально-нравственного фактора как сочувствие и сострадание, активные занятия спортом, требующие организованности и воли, а также содержательный, духовно насыщенный быт, культура поведения отдельного человека, которая достигается не путем усвоения внешних манер, а внутренним духовным богатством.

 

Главная страница

О себе

Список моих работ

Введение в музыкознание

Статьи

Воспоминания

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Hosted by uCoz