http://yuri317.narod.ru/lex2_011
Ю. Н.
Б Ы Ч К О ВВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ
ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ
В музыковедческом обиходе принято относить к области теории музыки учебные дисциплины, в которых рассматриваются, прежде всего, отдельные стороны ее языка: гармония, полифония, ритмика, форма и т. п. Тем самым сфера теоретического музыкознания неправомерно сужается.
По нашему мнению, теория музыки призвана исследовать весь комплекс вопросов, относящихся к музыкальному искусству. Подобно структуре музыкознания в целом структура теоретического музыкознания определяется двумя взаимодополняющими факторами. Она отражает, во-первых, строение и функционирование музыкальной культуры как единой целостной системы и, во-вторых, включает в себя разделы, опирающиеся на различные методологические подходы и способы изучения музыкальных явлений. При рассмотрении структуры теоретического музыкознания следует учитывать как совокупность внутренних компонентов музыкальной культуры и их связи между собой, так и внешние для музыкальной культуры отношения, ее включенность в культурную и общественную жизнь. Аналогичным образом обстоит дело и с субъективно-методологическим аспектом теоретического музыкознания: он определяется не только имманентными для этой области знания факторами, но также своей включенностью в общий процесс научного развития, воздействием различных областей научного знания.
Основными областями теоретического музыкознания являются:
а) музыкальная культурология, б) музыкальная эстетика, в) теория музыкального языка и музыкальной формы.
Музыкальная культурология - складывающийся раздел музыкознания. В его задачи входит рассмотрение понятия "музыкальная культура". Музыкальная культурология призвана проанализировать роль музыки в жизни общества, ее отношение к культуре вообще и различным сторонам духовной жизни общества, рассмотреть структурные характеристики музыкальной культуры, выявить, систематизировать и охарактеризовать ее различные области (субсистемы): фольклор, академическое искусство, массовую культуру и пр. В рамках музыкальной культурологии необходимо исследовать функции и принципиальные особенности различных видов музыкальной деятельности, основные характеристики общественной музыкальной звуковой среды, структуру и организацию музыкальной жизни. В содержание данного раздела входит также рассмотрение некоторых аспектов таких понятий, как музыкальное произведение, жанр, стиль, – в той мере, в которой эти понятия соприкасаются с проблематикой социального функционирования музыки.
Не менее важным является такой раздел теоретического музыкознания как музыкальная эстетика. В ее задачу входит рассмотрение специфики музыки как вида искусства, ее отношения к действительности. Музыкальная эстетика исследует природу музыкального мышления и музыкального художественного образа. В связи с этим, рассматриваются также механизмы воздействия музыки на человека. Анализируя духовное содержание музыкального искусства, музыкальная эстетика выявляет отражаемые в нем предметные области, тем самым касаясь вопроса о границах музыки как средства отражения действительности. Рассмотрение этих вопросов может осуществляться только в сравнении музыки и других видов искусства, выявления их общности и различий, а также форм и способов их взаимодействия. Существенным аспектом музыкальной эстетики является вопрос о проявлении в музыке эстетических идеалов, о воплощении в ней образов прекрасного, возвышенного, комического и трагического. Наконец, музыкальная эстетика рассматривает диалектику личностно-психологического и социального, соотношение общечеловеческого и конкретно-исторического начал в музыкальном искусстве. А это позволяет анализировать проблему художественного метода в музыке различных исторических эпох.
Теория музыкального языка и музыкальной формы – раздел, которым, согласно традиционным представлениям, и ограничивается теоретическое музыкознание. Хотя такую позицию, в принципе, следует считать явно устаревшей, в ней есть известные резоны. Они состоят в том, что предметом данной области знания является музыка в собственном смысле слова и те языковые закономерности, на которые она опирается. Эта область науки о музыке непосредственно занимается звуковым материалом и способами его организации.
Сказанное не следует понимать в том смысле, что проблемы музыкального языка и музыкальной формы носят сугубо прикладной характер. Здесь остается место и для фундаментальных научных построений. Ведь вопросы музыкального языка и музыкальной формы напрямую связаны с вопросами художественного содержания музыки, в силу чего они приобретают эстетический характер. Рассмотрение функций и специфики музыкального языка является лишь иным ракурсом рассмотрения музыкального содержания, природы музыки как вида искусства.
Системное рассмотрение основных категорий языка и формы предполагает анализ специфики музыкального материала и способов его организации, осмысление категорий, которыми описывается построение музыкальной формы (тематизм, фактура, композиция), соотношение в ней процессуального и конструктивно-архитектонического аспектов. В несколько ином плане (по сравнению с культурологическим и эстетическим подходами) следует рассматривать в данном разделе вопросы музыкального произведения (его структура и целостность), музыкального жанра и стиля как типологических общностей музыкальных произведений и комплексных средств музыкальной выразительности.
В структуру теоретического музыкознания входят также дисциплины, отражающие его связи с другими областями науки. К таковым, в частности, относятся музыкальные акустика, психология, семиотика, социология. Все они, с одной стороны, отражают те или иные научные подходы к изучению явлений музыкальной культуры, а с другой стороны – имеют свой особый предмет.
Так музыкальная акустика - это наука, рассматривающая музыкальные феномены с точки зрения точной физической теории, оперирующая количественными характеристиками (что не типично для других областей музыкознания), использующая в связи с этим математический аппарат. В задачу данного раздела входит рассмотрение музыкальных систем и строев, изучение звуковых характеристик музыкальных инструментов и человеческого голоса. Наряду с физическими характеристиками звука музыкальная акустика исследует психофизиологические аспекты музыкального слуха и певческого звукоизвлечения.
Иные методы работы и иной предмет имеет музыкальная психология –дисциплина сугубо гуманитарного плана, охватывающая практически все стороны музыкальной культуры. В ее орбиту входит рассмотрение самых разнообразных аспектов музыкальной деятельности: вопросов восприятия и исполнения музыки, психологии музыкального мышления и творчества, вопросов музыкальной коммуникации, психологических аспектов музыкальной педагогики и многое другое. Не случайна поэтому может быть и спорная, но по своему смелая попытка немецкого исследователя А. Веллека дать систематическое изложение вопросов теоретического музыкознания с позиций психологической науки (1).
Одна из многообещающих и относительно молодых областей музыкознания – музыкальная семиотика, наука о знаковых системах в применении к музыке. Методы этой науки позволили по-новому взглянуть на природу выразительных средств музыки, сопоставить их с иными языковыми системами и тем самым лучше понять специфику музыки как вида искусства. Правда, на пути применения семиотического
научного аппарата при анализе музыкального языка возникли определенные трудности, связанные, прежде всего, с невозможностью однозначно выделить исходные музыкально-выразительные элементы, а также с принципиальной их многозначностью и смысловой неопределенностью. Это привело к тому, что после периода радужных надежд, связанных с возможностью получения принципиально новых знаний о музыке, в музыковедческой среде наступило было известное падение интереса к семиотическим методам, но в последнее время в этой области наблюдается новый подъем. Решение возникших проблем следует, вероятно, искать в более смелом и свободном толковании данных семиотики, в поиске принципиально новых решений, учитывающих специфику музыкального мышления.В заключение обзора структуры теоретического музыкознания остановимся на музыкальной социологии, предмет которой определяется применением социологических методов к анализу музыкальной культуры. Ее содержание во многом совпадает в содержанием музыкальной культурологии. Музыкальная социология анализирует, с одной стороны, принципиальные вопросы функционирования музыки в обществе, а с другой стороны – музыкальную жизнь (основной предмет этой науки), применяя конкретно-социологические методы. Они позволяют, в частности, получить точные, допускающие статистическую обработку количественные данные о состоянии музыкальной культуры, что резко меняет ситуацию в исследовании современного состояния музыкальной культуры и может дать относительно надежные ориентиры для управления процессами ее развития.
ПЛАН РАЗДЕЛА
Введение : Основные предметы теоретического музыкознания |
Тема 2: Музыкальная культурология
Общее понятие о культуре |
|
Художественная культура |
|
Основные предметы музыкальной культурологии |
|
Роль музыки в жизни общества |
|
Отношение музыки к различным аспектам человеческой культуры |
|
Отношение музыки к различным формам человеческого сознания |
|
Специфика музыкального искусства |
|
Общечеловеческое и конкретно-социальное в музыкальном искусстве. Музыка и политика |
|
О типологии музыкальных культур |
Главная страница
http://yuri317.narod.ru/index.htmlО себе
http://yuri317.narod.ru/simple.htmlСписок моих работ
http://yuri317.narod.ru/spisok.htmВведение в музыкознание
http://yuri317.narod.ru/wwd/wwd.htmСтатьи
http://yuri317.narod.ru/statyi.htmВоспоминания
http://yuri317.narod.ru/wos/wosp.htm