http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_03.htm
Ю. Н. Б Ы Ч К О В
ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ
Курс лекций для студентов-музыковедов
ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Раздел 2. Художественная культура
ПОНЯТИЯ "ИСКУССТВО" И "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Термин "художественная культура" по существу синонимичен термину "искусство", но может быть истолкован несколько шире последнего. Если под искусством понимается прежде всего процесс и результат художественного творчества, то в понятие "художественная культура" следует также включить жизнь произведений искусства в обществе, систему человеческих отношений к искусству, критерии его общественной оценки.
История эстетической мысли знает много концепций искусства. Мыслители древности отмечали общественную значимость искусства, говорили о его нравственных и воспитательных функциях. В эпоху средневековья искусство (наряду с различными формами идеологии) становится средством приобщения человека к Богу и тем самым способствует его духовному совершенствованию. Художественная культура Возрождения ориентирована на человека, утверждает гуманистические ценности и идеалы, провозглашает свободу человека от феодально-церковных уз. Признавая объективность прекрасного, мыслители того времени придавали огромное значение искусству как средству познания природы, считали, что от ученого ускользает красота её творений.
Эстетика барокко утверждала, что искусство должно не только доставлять людям удовольствие, но возвышать и облагораживать их души. Оно может добиться этого путем убеждения. Для эстетики барокко становится несущественной проблема истинности или ложности произведения искусства. Помимо верного и фантастического подражания (Платон) выделяется категория выражения, которое достигается путем создания особого поэтического мира, порождаемого фантазией и живущего по особым художественным законам. Развивая идеи Возрождения, теоретики барокко ставят в один ряд человека, природу и бога. Подобно богу, гений творит образы и миры
(1).Иначе понимают роль искусства в общественной жизни теоретики классицизма. Сторонники культа разума, высшим критерием красоты они считают ясность. В силу этого искусство ставится ими выше действительности. Его основной функцией считается воспитание человека, способного подчинить своевольные порывы государственным интересам.
В эпоху Просвещения искусство также понималось прежде всего как средство воспитания, но цели его стали иными. Центральной стала идея общественного прогресса, приобщения к знаниям широких народных масс. Устанавливая зависимость эстетических и этических категорий, мыслители Просвещения признавали органическую связь между красотой, добром и истиной. Богатая литература того времени предлагала различные трактовки роли искусства. Следует выделить мысли Д. Дидро, считавшего, что искусство должно проповедовать добро и выносить приговор пороку, что оно должно устрашать тиранов. Дидро рассматривает искусство как деятельность, принципиально сходную с научным познанием. "Красота в искусстве имеет то же основание, что истина в философии". Её следует понимать как "соответствие образа предмету" (2).
Заслугой представителя немецкого Просвещения А. Баумгартена (1714-1762), являвшегося в то же время основоположником эстетики немецкой классической философии, было то, что он стремился постигнуть специфику искусства. Его теория познания включает в себя два раздела: логику, как науку о законах мышления, и эстетику — науку о чувственном познании. Прекрасное, по Баумгартену, это совершенство, познаваемое через чувства. Спецификой художественного образа ученый считал его чувственный характер.
Новую попытку понять природу искусства предпринял Фридрих Шиллер (1759-1805). Его отличительными признаками он считал игру и эстетическую видимость. Игра, в противоположность утилитарной деятельности, свободна, она не диктуется внешним побуждением и потому радостна.
Решающий вклад в дальнейшее развитие эстетической мысли, а косвенно и в понимание проблем художественной культуры внес один из крупнейших представителей немецкой классической философии И. Кант (1724-1804). Он предпринял очередную попытку выяснить отличительные особенности художественной деятельности, сосредоточив свое внимание на анализе субъективных условий восприятия прекрасного. Кант считал, что человек получает эстетическое удовольствие в результате согласования предмета с его познавательными способностями. В акте эстетического восприятия не субъект относится к предмету, а предмет к субъекту. Творческий акт, согласно Канту, носит иррациональный характер, и эстетическое суждение не может быть обосновано логически. Прекрасное лишь имеет форму целесообразности, но не связано с представлением об определенной цели. Это означает, что эстетическое чувство бескорыстно, что наслаждение прекрасным сводится к любованию формой предмета. Подобно Шиллеру Кант полагал, что свобода творчества возможна лишь в сфере художественной деятельности. Вместе с тем Кант признавал общественное значение искусства. Оставаясь в русле просветительской эстетики, философ придавал красоте этический характер и рассматривал ее как символ нравственности (3). Актуальной остается мысль Канта о том, что изящное искусство "поднимает культуру душевных сил для общения между людьми"
(4).В некоторых принципиальных моментах близки концепции Канта эстетические положения И. Г. Фихте (1762-1814). Он также полагал, что мир красоты находится внутри человека, что оно поднимает нас до свободного творчества. Фихте рассматривал искусство как такую форму деятельности, которая развивает человека как нечто целое.
Особое место в истории философии и эстетики занимает Г. В. Ф. Гегель (1770-1832), оказавший, в частности, большое воздействие на русскую науку об искусстве, начиная с В. Белинского и кончая исследователями советского периода. В духе мыслей своих предшественников он заявляет: "Поэзия процветает там, где есть свобода". Но в ряде положений он расходится с ними. Гегель рассматривает искусство как саморазвитие понятия. Содержанием искусства он считает идею, получающую чувственное образное воплощение. Искусство раскрывает истину в чувственной форме. Гегель выделяет активную созидательную функцию искусства, которое призвано очеловечить внешний мир путем опредмечивания во внешних вещах человеческого мышления и деятельности.
Развитие русской эстетической мысли, трактовка ею вопроса о роли искусства в жизни общества протекало в русле европейской науки. Вместе с тем оно было отмечено своеобразными чертами, обусловленными особенностями русской жизни, характеризовалось различием подходов, вытекающих из порою противоположного понимания путей развития страны, из общественной позиции исследователей.
Характерной чертой эстетики русских революционных демократов, тесно связанной с художественной критикой, было понимание искусства как силы, способной активно вмешиваться в жизнь.
Горячим приверженцем общественно-направленного искусства был В. Г. Белинский (1811-1848). Центральными в его литературно-критической деятельности оказались вопросы художественной правды и народности искусства. В своих ранних работах Белинский определяет искусство как "выражение великой идеи вселенной в её бесконечно разнообразных явлениях" ("Литературные мечтания", 1834). По существу это гегелевский подход. Но в 40-е годы критик переходит на материалистические позиции. Задачу искусства он видит в постижении реальности. В этом оно сходно с наукой. Их различие не в содержании, а в способе осмысления действительности. "Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинами, а говорят оба они одно и то же", утверждает Белинский.
Аналогичную позицию занимал Н. Г. Чернышевский (1828-1889). В своих работах он дал теоретическое обоснование материалистического взгляда на искусство. Содержанием его он считал общеинтересное в жизни, сущностью искусства — её воспроизведение. Вместе с тем он полагал, что произведения искусства призваны дать объяснение жизни, что нередко они имеют "значение приговора о явлениях жизни" (5). И Белинский, и Чернышевский резко выступали против рафинированного "искусства для искусства", видя в нем проявление консервативной политической тенденции. Они понимали искусство как вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование действительности.
Принципиально сходную с русскими революционными демократами позицию занимали основатели марксистской теории — К. Маркс и Ф. Энгельс. Одна из основных их мыслей, касающихся природы литературы и искусства, состоит в том, что понять эти области человеческой деятельности можно лишь в их соотнесении с условиями материальной жизни людей. "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием", — писал Маркс в "Немецкой идеологии". Классики марксизма выступали, с одной стороны, против непосредственной, поверхностной фиксации в произведениях искусства чувственно данной действительности, а с другой стороны — против схематизма в ее изображении, подчинения искусства внешним по отношению к нему формам идеологии. Это нашло, в частности, отражение в классическом определении реализма в литературе, данном Энгельсом. Категорию реализма Энгельс связывает с понятием типического, указывая при этом, что реализм предполагает правдивое воспроизведение "типичных характеров в типичных обстоятельствах..., которые их окружают и заставляют их действовать" (6) . Задачу искусства Маркс и Энгельс видели не только в познании, но и в революционном преобразовании мира. Наряду с вопросами, относящимися непосредственно к искусству, исследователи рассматривали также глубинный вопрос о происхождении и специфике эстетического чувства, понимая его как исторически развивающуюся форму предметно-практического отношения человека к действительности. Согласно Марксу, творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности. Развивая в себе творческие и познавательные способности, постигая законы окружающего мира, человек достигает такого уровня развития, когда он может преодолеть свою ограниченную субъективность и творить "по мерке вида", то есть по законам природы. Красота, таким образом, приобретает объективный статус.
Ряд интересных соображений, касающихся специфики искусства и художественной культуры, был высказан исследователями марксистского направления в конце ХIХ — начале ХХ века. Поль Лафарг (1842-1911) известен прежде всего тем, что выступал против натуралистического воспроизведения действительности в искусстве (см. его аналитический этюд о романе Э. Золя "Деньги"). Франц Меринг (1846-1919) пытался включить в орбиту марксистской научной традиции ряд положений И. Канта из его работы "Критика способности суждения", а также мысль Шиллера о поглощении содержания при помощи формы.
Большое внимание вопросам искусства уделил в своих трудах выдающийся русский марксист Г. Плеханов (1856-1918). Рассматривая вопросы развития искусства исходя из материалистического миропонимания, он вместе с тем привлекает порою для объяснения его фактов "психологические законы" (закон симметрии, антитезы, подражания), что (если верить авторам работы "Основы марксистско-ленинской эстетики", М.: Госполитиздат, 1961, с. 150) якобы нарушает принцип материалистического монизма (7). Классическими стали положения Плеханова о первичности практически-утилитарного отношения человека к действительности и вторичности эстетического чувства (см. его "Письма без адреса"). При этом Плеханов подчеркивал, что польза всегда познается рассудком, а красота - созерцательной способностью человека, его "инстинктом".
Решающим этапом в развитии марксистского метода в эстетике и теории художественной культуры была деятельность В. Ленина (1870-1924). Эстетические воззрения Ленина опираются на его теорию отражения, главными компонентами которой были идеи о познаваемости действительности, о том, что человеческие ощущения являются образами, а не знаками или символами реальных вещей, а также идея активности отражения. В русле традиционных марксистских представлений Ленин полагал, что "познание действительности в искусстве осуществляется не путем логических форм, категорий, а посредством художественных образов" (8). Реалистический художественный метод предполагает, что в случайном должно найти выражение, закономерное, существенное. Правдивое отображение жизни возможно только тогда, когда художник не выхватывает из нее изолированные факты, а пытается понять действительность во внутренней связи её элементов (9). Традиционным для русской демократической эстетики был утверждаемый Лениным принцип народности искусства ("искусство принадлежит народу"), который был дополнен принципом партийности. Не только не утратил своей актуальности, но в дальнейшем развитии эстетической мысли по существу был развит и конкретизирован тезис Ленина о двух культурах в рамках национальной культуры, который в современных условиях может быть интерпретирован как положение о социальной конкретности и дифференцированности культуры.
Развитые концепции искусства были предложены учеными ХХ века. Мы не даем обзора их разнообразных воззрений, поскольку последующее изложение вопроса о специфике художественной культуры представляет собой обобщающий реферат современных представлений, отличающийся, правда, некоторыми индивидуальными чертами. При этом мы абстрагируемся от многочисленных различий в понимании проблемы и пытаемся найти некоторую близкую нам "равнодействующую", способную обрисовать искусство и художественную культуру как "объективную реальность".
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Решающий момент в понимании художественной культуры — выявление ее специфики, определяемой прежде всего теми функциями, которые она выполняет в жизни общества. М. Каган, рассматривая систему социальных функций искусства, выделяет его отношение к обществу и человеку, к природе и культуре и, наконец, к самому искусству. Он подчеркивает также, что социальные функции искусства представляют собой динамическую систему, меняются в процессе исторического развития
(10).На наш взгляд, важнейшими являются отношения искусства к человеку и обществу. Человеческая духовность имеет, в сущности, два измерения
(11). С одной стороны, в ней четко обозначен личностно-психологический аспект, все то, что характеризует содержание духовной жизни отдельного человека. С другой стороны, выступает социальный аспект духовности, ее обусловленность общественной жизнью, системой общественных отношений. Оба эти аспекта проявляются в искусстве в неразрывной связи и обусловливают друг друга. Социальное, чтобы стать признаком искусства, должно принять психологическую форму, то есть переживаться человеком, стать предметом всего комплекса его психических функций. С другой стороны, индивидуально-психологическое только тогда может стать предметом искусства, если оно отражает социальное содержание и представляет интерес для общества или некоторых его слоев. К сказанному необходимо добавить, что отношения искусства к человеку и обществу выступает, во-первых, как отражение в нем социальной действительности, общественного и личностного духовного содержания, удовлетворение потребностей человека и общества и, во-вторых, как воздействие искусства на отдельного человека и на общество. Искусство познает и оценивает окружающий нас мир и ту человеческую действительность, которую мы создаем и в которой мы живем. Кроме того искусство выступает как мощное средство самосозерцания, самопознания и самовыражения человека и общества. Фиксируя духовный опыт людей, искусство становится мощным средством познания жизни и общественного влияния на человека, средством формирования личности, соответствующей установкам данного общества.«Разумеется, важнейший источник познания "плоти и крови" жизни» — пишут авторы коллективной монографии о художественной культуре, — «собственный социальный опыт людей. Однако жизненный опыт каждого отдельного человека неизбежно ограничен и к тому же чреват горькими ошибками. Человечеству необходимо было найти способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека. Искусство и стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального. Причем с усложнением структуры общества и нарастающей многоплановости идущих в нем процессов человек все меньше оказывается способен ориентироваться в окружающей его действительности за счет своей личной практики. Это одна из причин, благодаря которой возрастает роль искусства в обществе» (12).
Что касается отмечаемых Каганом отношений искусства к природе, к культуре и к самому искусству, то они вторичны, частностны, представляют собой форму реализации отношений искусства к человеку и к обществу и осуществляются лишь в меру этих отношений.
Сущностным моментом художественной деятельности является ее аксиологический аспект, проявляющийся в оценке отображаемой действительности и в создании специфических художественных ценностей — произведений искусства. Специфической для искусства формой оценочной деятельности являются художественные эмоции — формируемая в процессе художественной деятельности способность, доставляющая человеку высокую радость и приносящая ему нравственное удовлетворение. Вместе с тем следует подчеркнуть способность искусства "дать приговор действительности", выявить в ней такие стороны, которые достойны осуждения. Аксиологическая сторона искусства представляет собой своего рода доминанту художественной деятельности. Это и понятно: если искусство познает мир в связи с отношениями к нему человека, то оно не может не оценивать его. Доминирующая роль оценочного момента проявляется прежде всего в оценке и раскрытии человека: его поведение, его мысли и переживания являются главными предметами отображения в искусстве. Но человек оказывается для искусства не только объектом, но также критерием оценки. Субъективное в искусстве не только не снимается, но, напротив, составляет необходимый элемент эстетического отношения. Именно субъект — общественный человек — является в искусстве мерой истины и мерой красоты.
Поскольку искусство функционирует в обществе, постольку форма его существования — художественная коммуникация. Главные ее аспекты — раскрытие внутренней жизни личности и духовное общение людей, человеческое сопереживание. Говоря о музыке, Б. Асафьев писал, что она дает возможность "излить душу", поделиться друг с другом своими чувствами. Раскрывая мироощущение и миропонимание человека, искусство, в частности музыка, заражает ими других людей. Сказанное позволяет считать, что коммуникативная функция лежит в самом основании искусства, первоначальные формы которого непосредственно связаны с коллективным характером художественной деятельности. Ведь культура и есть в некотором роде форма единения людей, способ формирования человеческих общностей.
Искусство в целом и каждый из его видов мы можем рассматривать как самостоятельную систему и как подсистему, входящую в системы более высоких уровней. Духовная жизнь человеческого общества органически связана с другими сферами общественной жизни: со сферой быта и материального производства, со способами социальной организации. Точка соприкосновения художественной культуры и материального производства — творчески активная преобразовательная деятельность человека. Одним из истоков искусства было и остается ремесло, ориентированное на создание полезных и вместе с тем художественно ценным предметов. Теснейшим образом связана художественная культура с бытом, который ею обслуживается. Эстетическое отношение к действительности, зародившееся в производственной и бытовой сферах, развивающееся и культивирующееся в процессе художественной деятельности, оказывает затем обратное воздействие на производство и быт, становится мощным фактором, позволяющим украсить жизнь человека.
Но внутри самой духовной сферы имеет место глубокая и разносторонняя дифференциация, а также взаимосвязь всех ее составляющих. Взаимодействуют политическая, нравственная, религиозная, научная и художественно-эстетическая стороны духовной культуры, и все вместе они оказывают влияние на общественную жизнь и на духовный мир личности. Искусство оказывается в сложной сети отношений, которые во многом определяют процессы его функционирования и развития.
С наукой искусство роднит общий для них духовный характер, бескорыстность, свобода от непосредственного материального интереса. Две области общественного сознания — наука и искусство — каждая по своему отражают действительность. Это не позволяет проводить их жесткое и абсолютное разграничение. Наоборот, следует подчеркнуть их диалектическое и взаимодополняющее единство в рамках культуры в целом, равно как в культуре отдельного человека. Но при этом следует помнить о специфике каждой области культуры, о различии характерных для них методов познания и осмысления мира. Наука оперирует понятиями, это мир чистых идей, отвлеченных от материальной конкретности мира. Цель науки — постижение объективной истины. Содержание её, хотя и определяемое социальным контекстом, носит имперсональный характер, не зависит от личных предпочтений субъекта. Искусство познает мир в форме художественных образов, представляющих собой единство рационального и эмоционального, общего и конкретного, что позволяет ему достичь своеобразной гармонии идеального и материального.
Особым образом соотносятся искусство и мораль. Искусство отражает жизнь человека и общества в конкретно-чувственной форме, воспроизводя их и давая им эстетическую оценку. Мораль как система норм, регулирующих поведение человека, оценивает его в категориях добра и зла, долженствования и пр. Несомненно морально-этическое воздействие искусства на человека. Но при этом следует помнить, что оно может совершаться в разных формах. В одних случаях искусство, воспроизводя жизнь и поведение человека, дает им как эстетическую, так и морально-нравственную оценку. Такова линия морализирующего искусства, не только утверждающего нравственные нормы, но и формулирующего их. В других случаях художники утверждают нравственные идеалы чисто эстетическими способами, показывая красоту человеческого поведения, полноту жизненных явлений и воздерживаются при этом от прямолинейных оценок.
Сходным образом взаимодействует искусство со сферой политики и идеологии. В одних случаях художественное содержание произведения оказывается своего рода иллюстрацией формулируемых и пропагандируемых автором взглядов. Другая форма взаимодействия — растворение политических идей в художественной ткани произведения, их эстетическая реализация.
Рассматривая соотношение искусства и политики, следует помнить о месте и мере конкретно-социальных (в частности, идеологических) и общечеловеческих компонентов в структуре общественного сознания. Примат идеологии в сфере общественного сознания может привести к упрощенному, одномерному взгляду на мир, к свертыванию его в примитивные лозунги (13), а проявление подобного подхода в искусстве — к созданию антихудожественных произведений-однодневок, не обогащающих, а засоряющих поле культуры. Но не менее определенно следует сказать о том, что попытки изолировать искусство и политику означают ничто иное, как намеренное сужение сферы деятельности искусства, его уход от сущностных сторон человеческой жизни. Это является проявлением недальновидности или эгоистического интереса.
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
При всей важности рассмотренных нами связей художественной культуры с другими сторонами жизни общества остается открытым вопрос о специфике искусства, без чего нельзя понять природу этой сферы человеческой деятельности. Решающим для определения специфики искусства является, на наш взгляд, разделение человеческой деятельности на необходимую и свободную. Посредством первой человек удовлетворяет свои первичные потребности, непосредственно связанные с осуществлением его жизненных функций. Эта деятельность направлена, как правило, на внешний по отношению к человеку предметный мир, на преобразование материальной среды, в которой он живет. Вторая — незаинтересованная, свободная от утилитарной необходимости деятельность направлена на самого человека, служит удовлетворению его духовных потребностей, задачам его совершенствования. В данную сферу входят такие виды деятельности как игровая, спортивная и художественная. Их "поля" не только рядоположены, но в значительной мере пересекаются. Это хорошо видно на примере таких пар как "игра и искусство", "игра и спорт", но с не меньшим основанием может быть отнесено к паре "искусство и спорт", общими моментами которых являются утилитарная незаинтересованность (14), игровое начало, нацеленность на формирование человека. Если спорт ориентирован прежде всего на физическое совершенствование человека (за которым стоит, конечно, и духовное становление, проявление воли и других психических функций), то искусство непосредственно нацелено на развитие духовного мира человека, на специфическую тренировку его психических функций, на формирование его мироощущения и мировоззрения.
Искусство — это мир человеческой свободы. Это такого рода деятельность, посредством которой человек удовлетворяет свои духовные потребности, в процессе которой он оценивает и преобразует окружающий мир по субъективным человеческим меркам. Это свободная игра человеческих сил, творчество по законам красоты. Ибо духовная деятельность состоит не только в познании, понимании и рационализации мира. В не меньшей мере она направлена на то, чтобы внести в мир прекрасное, внести в него гармонию и любовь, которые неотделимы от творческой свободы. Тем самым искусство углубляет и культивирует человеческую духовность, формирует ее высшие пласты, очеловечивает человека и общество.
Выше мы уже отмечали, что критерием оценки в искусстве является общественный человек. В силу этого искусство обращено и к обществу в целом и к отдельному человеку. Отсюда вытекает роль индивидуальности в искусстве. Содержание художественного произведения не только личностно переживается, но имеет личностную окраску, индивидуально как в акте художественного творчества (в процессе создания произведения), так и в процессе его восприятия. Оно не может быть обезличено, сведено к односторонне общему, принять единую для всех форму. Это обеспечивает высокую степень преобразующего воздействия искусства на человека, его важную роль в становлении и развитии личности. А способность искусства мощно воздействовать на личность определяет его высокую общественную роль. Отражая окружающий мир, искусство призвано сформировать отношение человека к действительности, к природе, к обществу и к другим людям, к самому себе.
Формирование личностных качеств человека осуществляется искусством разными путями. Во-первых, искусство воздействует на человека, преобразуя среду, в которой он живет. Искусство удовлетворяет потребность человека в эстетически прекрасном, отвечает его художественному вкусу и вместе с тем формирует этот вкус, формирует взгляд человека на жизнь и его представление о мире как должном. Во-вторых, искусство выполняет по отношению к человеку суггестивную функцию, оно способно внушать ему эмоции, заражать определенными отношениями к жизни, воздействовать на его мироощущение, регулировать степень его жизненной активности. При этом реализуются самые разнообразные функции искусства, не только познавательная и аксиологическая, но и такие как гедонистическая (способность искусства доставить человеку радость, чувственное и интеллектуальное наслаждение) и развлекательная (заполнение досуга, душевный отдых, возбуждение положительных эмоций). Немалую роль в структуре художественной деятельности играет эвристический момент — возможность творить, удваивать и изменять окружающий человека мир, создавать нечто новое. Это не только изменяет материальную и духовную среду, в которой живет человек, но служит также средством его самоутверждения.
Целью художественной деятельности является целостное духовное развитие человека, всех сторон его психики — интеллекта, чувственности, эмоционального мира и воли. Особо следует отметить роль конкретно-чувственного компонента в структуре художественной деятельности. Поскольку эта деятельность духовно-практическая, раскрытие духовного содержания происходит в искусстве в чувственной форме. Само понятие красоты неразрывно связано с чувственным восприятием, красота есть предмет эстетического чувства. Это лишний раз указывает на личностный характер художественной деятельности, поскольку чувственное не может быть внеличным.
Обращенность искусства к глубинной психической зоне, недостаточно активизируемой другими формами человеческой деятельности, имеет особое значение в структуре художественной деятельности. Речь идет о развитии таких психических функций, как чувствительность и воображение. Из двух способов схватывания (осознания) мира — по каналу интеллекта и через интуицию и чувствительность — искусство включает в действие второй канал. Оно обращается не только к сфере сознания, но также к сфере подсознания, являющейся первичной и более глубинной стороной человеческой психики. Именно поэтому искусство способно формировать единое по своей сути внутреннее мироощущение и миропонимание человека, разностороннее и целостное человеческое поведение.
Обращение искусства к сфере подсознания не означает, что оно теряет свой социально-психологический статус и приобретает чисто биологический характер. Биологический и социально-психологический аспекты искусства составляют неразрывное целое и теснейшим образом переплетаются между собой. Глубинные биологические механизмы, включающиеся в процессе художественной деятельности, используются для раскрытия и формирования человеческого, социально-психологического содержания.
Вместе с тем активная роль чувственного, интуитивного компонента в структуре художественной деятельности не означает, что в процессе ее не используются интеллектуальные каналы. В зависимости от вида искусства интеллектуальное начало может проявляться в искусстве как в своей непосредственной форме (в литературе, например, вплоть до отвлеченного, абстрагирующегося от конкретности мышления), так и в формах, где интеллект направлен на организацию чувственно данного образного содержания, самой материальной ткани произведения (музыка). Единство чувственного и интеллектуального аспектов в структуре художественной деятельности — ещё одно свидетельство целостности искусства.
Будучи разносторонней и целостной человеческой деятельностью, художественная деятельность характеризуется достаточно высокой степенью духовного напряжения. Это интенсифицированная совокупная человеческая деятельность. Именно за счет этого искусство не только создает услов
ия для полноценной, духовно богатой внутренней жизни человека, но и организует ее, не только вызывает интенсивные эмоциональные переживания, но и тренирует эмоциональную отзывчивость человека.
Целостное и всеохватное воздействие искусства на человека способствует активизации его творческих сил. А это приводит к столь же целостному воздействию человека на мир. И в сфере искусства, и в сфере повседневной практической жизни человек начинает действовать исходя не из узких утилитарных установок, а в соответствии с человеческой целостностью, то есть также всеохватно и комплексно. Перед человеком открывается возможность не только постигать красоту сущего, желанного и должного, но и творить, преобразовывать мир в соответствии с человеческими идеалами. Происходит самоутверждение человека, подчинение мира его субъективным и личностным представлениям. А это и есть подлинная власть над миром, власть, не связанная с унижением других людей, с низменной борьбой за место под солнцем.
Но художественная деятельность является целостной не только в её внешних объектных проявлениях. Она отличается полнотой внутренней духовной жизни человека, требует этой полноты. Поэтому художественная деятельность — это человеческая деятельность в высшем смысле этого слова, это подлинно человеческая деятельность.
Примечания:
(1) Характеристика эстетики барокко дана по тексту А. Кучиньской и И. Голенищева-Кутузова (История эстетической мысли. Том второй. – М.: Искусство, 1985. – С. 228-246).
(2) Д. Дидро. Собрание сочинений, том 5. - М., 1936. - С. 168.
(3) И. Кант. Собр. соч. в восьми томах. Том 5. Критика способности суждения. – М.: Чоро, 1994, с. 193 и далее. Интересно, в частности, утверждение Канта о том, что "вкус в сущности – способность судить о чувственном воплощении нравственных идей" (там же, с. 198).
(4) Там же, с. 146-147.
(5) Н. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. 2. - М., 1949, с. 92.
(6) "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 1, с. 11.
(7) На самом деле идеи симметрии, подобия и антитезы являются ничем иным, как отражением объективных закономерностей и потому ни в коей мере не нарушают материалистических установлений.
(8) Основы марксистско-ленинской эстетики. – М.: Госполитиздат, 1961, с. 158.
(9) Там же.
(10) М. Каган. Социальные функции искусства. — Л.: Знание, 1978. — 35 с.
(11) «Личность — феномен социально-психологический, это не природный индивид и не "индивид класса", а синтез психофизиологических особенностей человека и его социальной сущности» — так пишут авторы коллективной монографии «Художественная культура и развитие личности. Проблемы долгосрочного планирования» (Отв. ред. док. филос. наук Ю. У. Фохт-Бабушкин. — М.: Наука, 1987, с. 27).
(12) Художественная культура и развитие личности, с. 37.
(13) См. Чередниченко Т. Кризис или кризисоверие? // С.М., 1990, № 5, с. 51.
(14) Здесь мы абстрагируемся от профессионализации в той и другой сфере, а рассматриваем эти виды деятельности и их непосредственной значимости для отдельного человека и общества в целом.