http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_04.htm

 

Ю. Н. Б Ы Ч К О В

 

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций для студентов-музыковедов

 

 

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 Раздел 3. Основные предметы музыкальной культурологии

Предметом музыкальной культурологии является музыкальная культура общества в целом. Чтобы точнее определить его, нужно, во-первых, оговорить содержание понятий музыкальное искусство и музыкальная культура и, во-вторых, отчленить предмет музыкальной культурологии от других разделов музыкознания.

Под музыкальным искусством следует понимать, во-первых, деятельность, направленную на создание специфических художественных ценностей - музыкальных произведений, то есть композиторское и исполнительское творчество, и, во-вторых, продукт этой деятельности - совокупность музыкальных произведений, принадлежащих различным авторам и различным историческим эпохам. Под музыкальной культурой понимается особая форма духовной жизни людей, призванная культивировать общественно необходимые переживания, обогащать содержание духовной, прежде всего эмоциональной жизни человека. Помимо художественного творчества, она включает в себя разнообразные формы музыкальной деятельности (восприятие, критика, пропаганда, педагогика и пр.), субъективные механизмы, обеспечивающие познавательный и оценочный аспекты этой деятельности, способы слышания и интонирования музыки и связанную с ними культуру художественного переживания. Другой аспект музыкальной культуры - исторически складывающаяся общественная музыкальная среда, формы и условия музицирования. В структуру музыкальной культуры входят также разнообразные средства материального, научного (музыковедение), организационного (система учреждений) обеспечения музыкальной деятельности.

Задача музыкальной культурологии состоит в анализе основных характеристик музыкальной культуры, вопросов функционирования музыкального искусства в жизни общества. Музыкальная культурология призвана также рассматривать структуру музыкальной культуры, её различные функциональные пласты, степень освоения музыкальной культуры различными слоями общества.

Что касается разграничения предмета музыкальной культурологии от других разделов музыкознания, следует отметить, что музыкальная культурология рассматривает лишь общие вопросы музыкальной культуры. Она не углубляется ни в эстетическую проблематику, ни в вопросы музыкального языка и музыкальной формы, что составляет предмет теоретического музыкознания в узком смысле слова. В отличие от исторического музыкознания, предметом которого является конкретный музыкально-исторический процесс, музыкальная культура определенной страны и определенного времени, музыкальная культурология рассматривает понятие музыкальной культуры и необходимые для её анализа научные категории, отражающие основные культурные универсалии, ставит вопросы, касающиеся исторической и региональной типологии музыкальной культуры.

Поскольку музыкальная культура может быть понята как часть художественной культуры, поскольку её развитие немыслимо вне общего духовного и социального контекста, музыкальная культурология призвана также рассматривать отношение музыкальной культуры к другим сторонам жизни человеческого общества, к различным аспектам человеческой культуры, отношение музыкального искусства как специфического вида художественной деятельности к другим искусствам.

Вопросы, касающиеся соотношения музыкальной культуры с другими сторонами жизни общества не только многочисленны, но и весьма разноплановы. В этом ряду может быть выделено, во-первых, отношение музыкальной культуры к материальным аспектам жизни общества, к сфере производства. Помимо глубинных вопросов взаимодействия материальной и духовной сторон общественной жизни, на которых мы остановимся в другом месте, выделим области, которые (при всей их внешней прозаичности) оказывают самое непосредственное воздействие на характер музицирования. Речь в этом плане может идти о таких отраслях материального производства, как изготовление музыкальных инструментов и строительство концертных залов и театров. Значение этих форм материальной деятельности для музыкальной культуры определяется тем, что они самым непосредственным образом воздействуют на существеннейший аспект культуры - музыкальное звучание. Важный аспект функционирования музыкальной культуры, обеспечивающий сохранение и распространение созданной музыки и знаний о ней - производственная деятельность, связанная с изданием нот, книг и других видов печатной продукции. Областью материального производства, оказывающей большое влияние на функционирование музыкальной культуры, является техническое обеспечение средств массовой коммуникации - радио, звукозаписи, телевидения и кино. Масштабы их использования для распространения и пропаганды музыки постоянно возрастают. Кроме того, средства массовой коммуникации создают новые возможности для включения музыки в синтетические виды искусства, в различные сферы жизни и быта.

Место музыки в быту, в повседневной жизни людей вообще является едва ли не ключевым при рассмотрении вопросов функционирования музыкальной культуры. От того, как и в какой степени включается музыка в жизнь, зависит, в конце концов, ее воздействие на людей. Поэтому рассмотрение форм музицирования, имеющих, так сказать, "прикладной" характер, представляет немалый интерес для исследования состояния музыкальной культуры. Вместе со специальными музыкальными мероприятиями (концертами, театральными спектаклями и др.) они определяют содержание общественной музыкальной жизни (1).

Центральная группа вопросов музыкальной культурологии связана с выяснением ее отношений с различными областями духовной культуры. Среди них могут быть выделены вопросы об отношении музыкальной культуры к исторически конкретным формам мышления, о проявлении мировоззрения художника и общества в музыкальном творчестве, об отражении в нем характерных для определенных исторических периодов идейных течений и культуры чувствований. Эту группу вопросов завершают вопросы о соотношении музыки и нравственности, музыки и религии.

Наконец, большой (и традиционно разрабатываемый историей музыки) вопрос касается отношений музыкального творчества и других областей художественной культуры. Речь должна идти не просто о культурно-исторических параллелях, но о функционировании и развитии системы художественной культуры как органически целостного образования, о многообразных и многоуровневых взаимосвязях ее компонентов - различных форм художественного творчества. В целом, можно сказать, что "музыка, как и любая другая область искусства, отражает в себе все, что происходит в культуре, моделирует ее основные процессы" (2).

Одна из задач музыкальной культурологии - рассмотрение структурных характеристик музыкальной культуры, вооружение исследователей методологией ее анализа. Этот раздел музыкальной культурологии включает в себя три аспекта. Во-первых, в нем рассматриваются различные формы музыкальной деятельности, образующие в своей совокупности музыкальную жизнь общества. Анализируя процессы создания, распространения и потребления музыки, музыкальная культурология рассматривает деятельность таких субъектов музыкальной культуры как отдельная личность, социальные и культурные группы людей, а также деятельность различных социальных институтов (государственные и общественные учреждения, общества, союзы, учебные заведения и пр.). Во-вторых, в задачу музыкальной культурологии входит рассмотрение реальной музыкально-звуковой среды, являющейся, с одной стороны, результатом, а с другой - условием различных форм музыкальной деятельности. Музыкальная звуковая среда - это совокупность музыкальных произведений и других форм музыки, выполняющих различные функции в жизни общества и разделяющихся в силу этого на различные роды и жанры. Будучи по своей внешней форме материальным образованием, реальная музыкальная среда несет информацию о духовной жизни людей и потому может рассматриваться как единство духовного содержания и материальной формы. В-третьих, музыкальная культурология призвана рассматривать отношение к музыкальной культуре и конкретным художественным явлениям общества в целом, а также различных субъектов музыкальной деятельности (отдельных людей, групп, социальных и культурных прослоек). Речь идет об анализе музыкальных вкусов и пристрастий, способов слышания и интонирования музыки, особенностей музыкального мышления, степени овладения музыкальным языком, а также культуры художественного переживания и эмоциональной жизни.

Структурная характеристика музыкальной культуры имеет еще один аспект, всегда игравший заметную роль в судьбах культуры, но резко усилившийся в искусстве ХХ века. Мы имеем в виду членение музыкальной культуры на ряд субкультурных образований (сельский и городской фольклор, академическое и авангардное искусство, церковная музыка, массовая музыкальная культура и др.). Под субкультурами понимаются пласты культуры, обслуживающие различные социальные и культурные слои и возрастные группы, выполняющие различные функции и выражающие в силу этого различное художественное содержание. Членение музыкальной культуры (и культуры в целом) на субкультурные образования отражает социальную дифференциацию и является вместе с тем признаком и проявлением культурной дифференциации общества (3). В ней находят свое выражение тенденции общественного развития, представления о жизненных идеалах, а порою и идейно-политические взгляды определенных групп общества - носителей тех или иных субкультур. Музыкальные субкультуры различаются по способам их функционирования и распространения в обществе, им могут быть свойственны различные формы профессионализма или любительства. Они включают в себя определенные системы музыкальных жанров, отличаются языковыми средствами и стилевыми характеристиками. Музыкальные субкультурные образования нередко находятся в идейной и эстетической оппозиции друг к другу, но между ними могут быть и отношения взаимосвязи и взаимовлияния. Более того, нередко имеют место попытки синтеза музыкальных субкультур (4), процессы их "конвергенции" (5). Необходимо также отметить, что музыкальные субкультуры обычно входят в субкультурные образования более общего плана (аристократическое искусство, культовое или церковное искусство в целом, массовая культура ХХ века).

Рассмотрение категории субкультуры подводит нас к обсуждению вопроса о типологических различиях культур: ведь субкультурные образования типологически отличаются друг от друга. Но еще более выражены типологические различия культур различных регионов земного шара, крупных исторических эпох в рамках какой-либо региональной (например, европейской) или национальной музыкальной культуры. Не входя в данный момент в обсуждение существа вопроса, отметим, что разработка типологии музыкальных культур требует, прежде всего, определения ее ракурсов и оснований, которые (даже при первом подходе) обнаруживают свою неодноплановость: общественные функции музыки, формы ее включения в общественную жизнь, отношение к другим видам духовной (в частности художественной) деятельности, принципиальные языковые и стилистические характеристики. Вопрос о типологии музыкальных культур теснейшим образом связан с исследованием механизмов взаимодействия музыкальных культур различного типа и закономерностей исторического развития музыкальной культуры в целом, включая рассмотрение вопроса о переходах культуры из одного типологического состояния в другое и о единстве музыкально-исторического процесса. Такова, в общих чертах, культурологическая проблематика музыкознания, которую мы рассмотрим в процессе дальнейшего изложения.

 

 

Примечания:

 (1) Систематизацию различных видов прикладной музыки см., в частности, в кн.: Eggebrecht H. H. Musikalisches Denken. Aufsaetze zur Theorie und Aesthetik der Musik.- Wilhelmhaven: Heinrichhofen, 1977, S. 153.

(2) Чередниченко Т. Кризис или кризисоверие? // С.М., 1990, № 5, с. 50.

(3) Заметим, что социально-классовая и культурная дифференциация общества могут не совпадать.

(4) "Воплотить в жизнь идею соединения двух культур" стремились, в частности, русские разночинцы-демократы, "которые попытались, так сказать, приблизиться к народной жизни и остались непонятыми" (С. Станкевич / См.: Советская культура от 17 февраля 1990 г., с. 5). Если понимать идею "хождения в народ" шире и включить в нее обращение русских художников-классиков к богатствам народного искусства, то эту попытку никак нельзя считать неудачной. Вспомним в этой связи хотя бы творчество композиторов "Могучей кучки". Репликой "ступай в народ" прокомментировал финал своей 4-й симфонии П. И. Чайковский, принадлежавший отнюдь не к самому радикальному крылу русской интеллигенции XIX века.

(5) Т. Чередниченко. Кризис или кризисоверие? с. 51.

 

Главная страница

О себе

Список моих работ

Введение в музыкознание

Статьи

Воспоминания

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

 

Hosted by uCoz