http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_05.htm

 

Ю. Н. Б Ы Ч К О В

 

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций для студентов-музыковедов

 

 

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел 4. Роль музыки в жизни общества

Первый вопрос, возникающий при обращении к музыкальному искусству, - какова роль музыки в жизни общества. В сущности она совпадает с ролью художественной культуры в целом. Связь музыкального искусства с жизнью общества осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, оно отражает реальную действительность, во-вторых, дает ей художественную оценку и, в третьих, осуществляет творческую функцию, преобразуя социальную жизнь человека. Музыка, как и любой другой вид искусства, одухотворяет человеческую жизнь, активизирует в ней эстетическое начало. Она не только обогащает повседневное существование человека, но возвышает его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека и общества.

Одна из проблем, постоянно обсуждаемых в музыкальной эстетике, - соотношение зависимости музыкального искусства от общественной жизни и относительной самостоятельности, имманентности его развития. Оба эти аспекта необходимо рассматривать в единстве и диалектическом взаимодействии.

Зависимость музыки от жизни общества - это, в сущности, аксиома, которая доказывается не рассуждениями, а всей историей музыкального искусства. Ее изучение свидетельствует о том, что музыкальное искусство постоянно питается жизненными соками, реагирует на общественные процессы, отражает и оценивает жизненные явления своими специфическими средствами. Не говоря уже о произведениях композиторов реалистического направления (оперы М. Мусоргского, симфонии П. Чайковского), о творчестве композиторов, сознательно откликавшихся на общественно-исторические процессы (Л. Бетховен и французская буржуазная революция), даже такие своеобразные художественные явления как музыка французских клавесинистов или произведения А. Веберна были порождены определенными сторонами современной им общественной жизни, психологией тех или иных общественных слоев. Одна из основных задач музыкально-исторической науки именно в том и состоит, чтобы показать обусловленность развития музыкальной культуры общественной жизнью. Основной методологической установкой в этом отношении должно быть понимание того, что музыка свободна и самостоятельна не от социальной жизни, а в её рамках. Из этого вытекают также принципиальные установки музыкантов-практиков на обращение искусства (и отнюдь не только так называемых "массовых жанров") к достаточно широким слоям народа. Только это может позволить музыкальному искусству избежать разрыва с его потенциальной публикой.

Относительная самостоятельность музыкального искусства яснее всего обнаруживается при рассмотрении истории музыкального языка. Сравнение различных этапов истории музыки достаточно определенно показывает имманентный характер его развития и обогащения.

Музыкальный язык формируется постепенно. Он имеет достаточно устойчивую тенденцию к усложнению. Возьмем, к примеру, такой аспект, как звуковысотные структуры. На первых порох они элементарны, включают в себя буквально несколько звуков. Прошли века музыкальной истории, прежде чем сформировалась привычная для нас диатоническая гамма. Не менее напряженным был процесс ее преодоления, становления хроматического звукоряда.

Проследим некоторые другие линии развития. На примере истории европейской музыки мы можем наблюдать, как на основе первоначального одноголосия формируются сначала элементарные, а затем все более развитые формы многоголосия. Полифоническое искусство при созревании определенных предпосылок превращается в гомофонно-гармоническое письмо. На следующем витке развития в нем вновь усиливаются полифонические тенденции. Свобода движения голосов приводит к возникновению новых принципов организации звуковой ткани.

Или возьмем процесс становления созвучий. При совместном музицировании сначала возникают более или менее случайные звуковые сочетания. В дальнейшем происходит отбор созвучий, формируются консонирующие интервалы и аккорды. Следующие этапы музыкальной эволюции знаменуются постепенным освоением все более разнообразных звучностей, преодолением обязательной опоры на консонанс.

В процессе развития музыкального языка бывают, конечно, некоторые "откаты", этапы движения вспять (оживление в обществе демократических тенденций приводит обычно к установлению относительно простых форм музицирования и легко доступного музыкального языка). Тем не менее история по крайней мере европейской музыкальной культуры однозначно показывает, что музыкальный язык развивается по восходящей линии. Скажем музыкальный язык средневековья - при всей его выразительной силе - не идет ни в какое сравнение с богатством музыкальных выразительных средств современного искусства.

Рассмотренные нами линии развития языка являются имманентными для музыкального искусства. В общественных процессах мы не найдем прямых аналогов данным явлениям. Заметим, кстати, что, казалось бы, чисто языковые процессы оказывают непосредственное воздействие на характер музыкального переживания: ведь оно не может быть индифферентным к строению музыкальной ткани, к звуковым музыкальным образам.

Но процесс исторического отбора тех или иных звуковых элементов подчиняется не только абстрактной звуковой логике, но также эстетическим установкам, формирование которых зависит как от внемузыкальных общественных факторов, так и от имманентной логики развития музыкально-художественных представлений.

Если на уровне языка имманентность развития музыкального искусства наблюдается достаточно определенно, то проследить логику смены эстетических представлений, которые бы зависели не от внешних по отношению к музыке общественных процессов, а от исторических закономерностей музыкального художественного развития оказывается значительно сложнее. Думается, что в этой сфере есть определенные закономерности, которые музыкальной науке предстоит еще вскрыть. Нужно найти критерии, которые позволили бы видеть, что смена музыкально-эстетических представлений в известной мере зависит от внутреннего развития музыкального искусства.

Итак, мы рассмотрели вопрос о постоянном взаимодействии внешних и внутренних факторов развития музыкального искусства, факторов, идущих от общественной жизни, от общественной психологии и идеологии, и факторов собственно музыкальных, проявляющихся в процессах становления музыкального языка, в саморазвитии и смене эстетических представлений. Внутренние и внешние факторы развития музыкального искусства не просто сосуществуют, они взаимоопределяют друг друга. Тенденции языкового новаторства становятся реальностью в том случае, если есть содержательные предпосылки для их развития. Напротив, образно-психологическая сторона музыки для своего воплощения должна найти соответствующие ей выразительные средства.

Констатация противопоставляемых положений о зависимости процесса развития музыкального искусства от общественной жизни и имманентных законах этого развития не может быть самодостаточной. Из этого противопоставления нужно сделать вывод, касающийся методологии анализа музыки. Самое сложное в искусстве музыковеда состоит именно в том, чтобы уравновесить обе эти стороны, найти такую позицию, которая была бы адекватна художественной реальности и позволяла бы видеть в музыкальном творчестве как его внешнюю обусловленность, так и его относительную независимость от общественных процессов, его собственную имманентную природу.

Чтобы легче было понять, о чем идет речь, проиллюстрируем высказанные мысли рядом известных фактов. Мы знаем, например, о так называемом наивном (или вульгарном) социологизме. Это такой метод анализа художественной культуры, при котором её явления однозначно привязываются к процессам общественной жизни; все выводится из внешних по отношению к музыке социальных явлений. Такого рода упрощенческие взгляды были характерны для советского музыкознания, особенно в послереволюционный период (им отдал, в частности, дань Б. Яворский). Они достаточно типичны и для некоторых школ зарубежного музыкознания, которые также прямо выводят музыкальные явления из других сфер общественной жизни. Проявлениями наивного социологизма в известной мере грешил, например, крупный немецкий музыковед Т. Адорно (1903-1969). Наша позиция в этом отношении определенна - культурное развитие протекает по особым законам, их анализ не допускает прямого обоснования культурных феноменов материальными основами жизни людей, системой социальных отношений.

С другой стороны, нельзя бросаться и в другую крайность, рассматривать развитие музыкальной культуры вне социально-исторического контекста. В этом случае оказывается, что музыкальные явления развиваются в полной изоляции от общественной жизни, не отражают ее и не оказывают на нее сколько-нибудь существенного воздействия. Различные художественные направления могут быть ближе к жизни или развиваться по относительно имманентным законам. Но и в последнем случае развитие музыкального искусства определяется потребностями общества, особенностями исторического момента. Музыка самостоятельна не "от социальной жизни", а в её рамках. Как и другие виды искусства, музыка отражает реальность и воздействует на нее. Причем воздействует тем более существенно, чем более она обращена к человеку, к широким народным массам. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что анализ развития музыкальной культуры требует взвешенного учета различных факторов - только это позволит адекватно понимать процессы, происходящие в музыкальном творчестве и находить убедительные ответы на возникающие в связи с этим вопросы.

ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рассмотрев в принципиальном плане вопрос о роли музыки в жизни общества, мы можем теперь конкретизировать это положение, остановившись на различных функциях музыкального искусства в жизни человека и общества.

Прежде всего следует отметить, что функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура вообще, выполняет важную социально-психологическую роль. Она направлена как на общество в целом. Так и на отдельного человека, являясь инструментом формирования человека. В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.

Из высказанного выше положения об отражательной природе музыкального искусства вытекает прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность. Ведь фиксируемое ею психологическое содержание имеет общественную и историческую обусловленность, выражает дух времени, особенности национального мироощущения. Не следует также забывать о том, что музыка, художественный язык которой формируется в постоянных контактах с человеческой повседневностью, может ассоциативно вызывать образы, связанные с жизнью и бытом людей, обрисовывать соответствующие стороны предметной реальности. Как и другие виды искусства (особенно в связанных с ними синтетических жанрах), музыка способна выражать и идеологическое содержание (1).

Отражение действительности в музыке осуществляется в форме специфического художественного образа. Одна из задач музыковедения - вскрыть специфику музыкального образа и тем самым - специфику отражения действительности в музыке. Задачу можно сформулировать иначе: вскрыть специфику средств музыкальной выразительности, имея в виду не только их техническую, но и содержательную сторону.

Когда мы говорим о литературе или живописи, то понять природу художественного образа относительно просто. Содержание этих видов искусства характеризуется предметной конкретностью, прямо отвечает жизненным реалиям. Музыкальный образ отличается известной сложностью и, можно сказать, непонятностью. Природа музыкального образа по-настоящему не раскрыта ни в эстетике, ни в музыкознании. Мы лишь приближаемся к пониманию природы музыкального образа, подходим к этому ближе и ближе, но это движение к истине напоминает движение к горизонту: по мере продвижения к ней, она постоянно от нас отодвигается.

Музыкальный образ характеризуется отсутствием конкретной жизненной предметности. Музыка ничего не изображает, она создает особый предметный мир, мир музыкальных звучаний, восприятие которого сопровождается глубокими переживаниями.

Образный мир музыкального произведения представляет собой единство ряда пластов. Одним из них является непосредственно звуковой пласт (переживание конкретного музыкального материала и звуковых структур). Отдельные звуки и созвучия, их развернутые во времени ряды, имеющие определенную ритмическую организацию, динамическую и тембровую характеристику, - все это входит в структуру музыкального образа, составляя его первоначальный, базовый пласт.

Но это внешняя сторона музыкального образа. За нею (или над ней) стоит эмоциональное переживание, обусловленное, с одной стороны, музыкальными структурами, а с другой стороны, - степенью нашей подготовки к восприятию этих структур, нашей способностью проникнуть в звуковой образ, дать ему ту или иную эмоциональную оценку. Секрет музыкального искусства состоит в том, что не воспроизводя реальной действительности, ограничиваясь созданием специфических звуковых структур, оно способно отразить наше отношение к миру. Ранее мы уже отмечали, что любые культурные явления имеют семиотическую природу, представляют собой единство материального знака и соответствующего ему духовного содержания. Музыка в этом отношении не является исключением. Но способ раскрытия ею жизненного содержания весьма своеобразен: он состоит, прежде всего, в оценке и в эмоциональном переживании музыкального звучания.

Этим структура музыкального художественного образа не ограничивается. Он может включать в себя и другую, также достаточно весомую грань, связанную с разнообразными ассоциативными представлениями и символически раскрываемыми идеями.

Рассмотрим это на конкретных примерах. Скажем, мы воспринимаем музыку, написанную в каком-либо танцевальном жанре. Ее звучание вызывает в нас более или менее яркие ситуативные ассоциации: мы можем представить картину бала или деревенскую бытовую сценку. Сказанное относится не только к танцевальной музыке. За пределы собственно звуковых впечатлений нас может вывести, например, фанфарная интонация, способная вызвать ощущение призыва. Музыкальные предметные ассоциации всегда более или менее неопределенны. Конкретного предметного образа, реального переживания ситуации они не дают, но позволяют как бы намекнуть на ту или иную жизненную сферу и тем самым обогатить содержание музыкального образа. Он становится не чисто "звуко-эмоциональным", но соотнесенным с определенными сторонами действительности.

"Намеки" на конкретные предметные сферы, которые дает музыка слушателю, часто носят индивидуальный характер. Они не только расплывчаты, но отличаются у разных людей. Но, отдавая себе отчет в неоднозначности музыкальных ассоциаций, нужно все-таки признать, что наряду с чисто звуковой и эмоциональной стороной в музыкальном образе есть и другая, ассоциативно-образная составляющая, без учета которой наше понимание природы музыкального содержания было бы неполным, односторонним, а потому и ошибочным (2).

Подробно остановившись на познавательной функции музыкального искусства и на способах раскрытия музыкой жизненного содержания, мы должны проследить также, как музыка выполняет другие функции, свойственные художественной культуре.

Прежде всего следует еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что зависимость музыкального искусства от общественной жизни не носит одностороннего характера. Музыка активно воздействует на общество, играет в его жизни активную роль, выполняет разнообразные социально-психологические функции. Она направлена и на общество в целом, и на его различные слои, и на отдельного человека, выступает как инструмент его формирования, как одно из средств "очеловечивания человека".

Одна из важнейших функций музыки - воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Надо также заметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.). Воспитательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно существенно для общества, поскольку он обращен к широким слоям населения.

В той мере, в которой музыка может быть связана с выражением идеологической позиции того или иного общественного класса или группы людей, она способна взять на себя и идеологическую функцию. Эта функция музыкального искусства реализуется прежде всего в произведениях, связанных со словом, со сценическим действием, то есть в тех случаях, которые дают возможность конкретизировать художественный образ, отразить в нем социальные реалии. Но и инструментальная музыка, особенно программная, также способна порою выполнять идеологическую функцию путем формирования социально направленных эмоций. Таковы, например, "Торжественная увертюра 1812 год" П. Чайковского, выражающая высокую патриотическую идею величия русского народа, 11-я и 12-я симфонии Д. Шостаковича, посвященные революционным событиям 1905 и 1917 годов. В арсенал выразительных средств такого рода произведений входят нередко музыкальные темы-символы, раскрывающие определенную идею, соотносимые с той или иной общественной силой и пр. (гимн "Боже, царя храни" в увертюре П. Чайковского, революционные песни в симфониях Д. Шостаковича).

Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.

Важнейшая, более того - родовая функция любого вида искусства, в частности музыки - эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего имеет место непосредственное чувственное удовольствие - такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный - более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Всё это в совокупности способствует эстетизации действительности средствами музыки.

Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения. Ранее мы отмечали, что искусство вообще и музыка в частности не просто отражают жизнь как таковую. Они дополняют ее художественными переживаниями, усиливают в ней эстетический момент, интенсифицируют и обогащают содержание духовной жизни человека. Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний. Наша жизнь порою отличается определенной сухостью, заземленностью, излишней "материализованностью". Это отрицательно воздействует на социальное самочувствие человека. Искусство и, в частности, музыка дают человеку пищу для размышлений и переживаний, обеспечивают ему смену впечатлений, эмоциональную насыщенность жизни. Это не обязательно должны быть приятные переживания (хотя они, может быть, и предпочтительны). Главное, чтобы было ощущение полноты жизни.

Значение компенсирующего воздействия музыки особенно возросло в наше время. Человеческая жизнь автоматизируются, в ней очень много обязательности, подчиненности обстоятельствам, прозаическому ходу событий. В этой связи можно, например, указать на компенсирующую роль рок-музыки. Общественная скованность современного человека, необходимость постоянно сдерживать свои реакции, получает разрядку в атмосфере эмоционального разгула, экспансивности, даже агрессивности, которые нередко связаны с восприятием и сопереживанием произведений рок-искусства. Эмоциональная компенсация, которую дает музыка, может проявляться на разных уровнях культуры. Порою она остается в пределах обычных человеческих переживаний и поведения, но иногда выходит за эти пределы и приобретает разрушительный характер (3). Компенсирующая функция музыки проявляется, конечно, и в том, что она доставляет человеку радостные переживания, которых ему может не хватать в повседневной жизни (4). Б. Асафьев формулировал это несколько иначе, он полагал, что искусство есть средство выключения человека из повседневности. В любом случае неоспоримо благотворное воздействие музыкально-прекрасного на человека.

С компенсирующей функцией музыки коррелирует коммуникативная функция. Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.

Очень часто восприятие музыкального произведения приобретает форму автокоммуникации, самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. Через музыку можно обращаться не к кому-то другому, а к самому себе. Многое в себе мы открываем не столько в повседневной жизни, а обращаясь к искусству, музыке. В этом вновь обнаруживается основная эстетическая функция искусства - возвышение жизни. Человек возвышается при пробуждении в нем художника средствами искусства.

Завершая рассмотрение функций музыкального искусства, нужно отметить, что все они тесно переплетаются между собой, выполнение одной из них опосредуется осуществлением других функций. Мы уже видели, например, что реализация компенсирующей функции музыки опирается на проявления эстетической функции, что взаимосвязаны воспитательная и идеологическая функции. Взаимообусловлено выполнение музыкой ее познавательных и коммуникативных функций и пр. Именно разнообразие функций музыкального искусства и их тесная взаимосвязь свидетельствуют о существенной роли музыки в жизни человека и общества.

Не менее важно подчеркнуть, что система функций музыкального искусства исторически подвижна, различные формы воздействия музыки на человека и общество в неравной мере проявляются в тех или иных исторических условиях, неодинаково обнаруживаются в жизни различных социальных слоев. В утонченной аристократической жизни могло иметь место эпикурейское отношение к музыкальному искусству. В периоды общественных потрясений на первый план выдвигается мобилизующая функция музыки. А в условиях мирной и относительно спокойной жизни большой вес приобретает развлекательное использование искусства. Естественно, что разную роль играют в жизни людей те или иные пласты культуры и музыкальные жанры. Одни направлены на удовлетворение относительно простых запросов людей, служат средством заполнения досуга и развлечения (поп-музыка), другие призваны ответить на высшие художественные запросы (серьезная камерная и симфоническая музыка и др.). Но все вместе они обслуживают человека и общество, обогащают и развивают человека, не только украшая жизнь, но составляя её существенную часть.

 

 

Примечания:

(1) Вопрос об отражении действительности в искусстве, в частности музыкальном, - основной вопрос не только советской, но и русской классической эстетики. См.: Ванслов В. Об отражении действительности в музыке. - М., 1953; Очеретовская Н. Об отражении действительности в музыке. - Л., 1979.

(2) Рассматривая вопрос о структуре музыкального образа и его содержательных пластах, нужно иметь в виду, что она не остается неизменной ни в ходе исторического развития искусства, ни в процессе художественного развития личности.

Известно, что ранние этапы функционирования и развития музыкального искусства были связаны с внешними по отношению к музыке содержательными и конструктивными факторами, такими как поэтическое слово или танец, логика культа или обряда. В процессе исторического развития музыка постепенно освобождается от обязательной связи с внемузыкальными компонентами художественной образности, становится самостоятельным искусством. Но при этом она далеко не сразу освобождается от функциональных и предметно-образных ассоциаций, которые оставались психологически обязательными на первых порах самостоятельного существования музыкального искусства. Не сразу вырабатывается и собственно музыкальная логика образного развития, логика построения музыкального произведения. Лишь на относительно поздних этапах развития музыкального искусства происходит открытие и звуковое воплощение специфически музыкальных эмоций, весьма отдаленных от своих жизненных прототипов. Примеры таких рафинированных музыкальных переживаний дает нам музыка ХХ века (своеобразной точкой отсчета в этом отношении можно считать творчество А. Веберна).

Весомость ассоциативно-предметных компонентов в структуре музыкального образа варьируется также в зависимости от личностных характеристик слушателя. Прежде всего, она зависит от типа мышления человека, которое в большей или меньшей степени может быть ориентировано на образную конкретность или, напротив, известную отвлеченность, абстрактность музыкального образа. Кроме того, яркость внемузыкальных представлений зависит от степени музыкального развития индивида. Данные психологических исследований позволяют считать, что чем более развит человек в музыкальном отношении, тем более обобщенным, лишенным предметной конкретности становится его переживание музыки. В сознании такого слушателя происходят процессы художественного обобщения, выработка собственно музыкальных, отвлеченных от предметной реальности и внешней ситуативности способов переживания музыкального материала. Напротив, относительно менее опытные слушатели в большей степени опираются на знаково-ассоциативные атрибуты музыкального звучания, переживают его конкретнее и предметнее, нередко в ущерб ощущению специфических сторон музыкального образа.

(3) О компенсирующей функции современного массового искусства пишет, в частности, М. Чегодаева в статье "Комфортное" искусство" ("Советская культура" от 30 июля 1988 г.)

(4) В этой связи можно вспомнить о некоторых жанрах, которым немало доставалось от нашей художественной критики, например, об американских боевиках или сентиментальных историях со счастливым концом, которые, казалось бы, не отражают жизни, не дают ее правдивого образа. Но такого рода искусство пользуется успехом у публики. Люди, которым в реальной жизни не хватает радостных переживаний, в кино сопереживают радость бытия с героями пусть условного, уводящего от жизни художественного произведения. Увести человека от грустной и скучной повседневности, поместить его в мир красивых грез - немаловажная функция искусства, стремящего изменить мир к лучшему. Аналогичное воздействие на человека может оказывать и музыкальное произведение. Ведь мир музыки - это всегда мир условных переживаний, отстраненных от непосредственной реальности. И коль скоро такое отстранение уже имеет место, то не правомерно ли перенести человека в мир фантазий и грез, доставить ему художественную радость? Ведь при этом мы не отказываем музыке в ее способности ставить и решать серьезные жизненные проблемы. 

Главная страница

О себе

Список моих работ

Введение в музыкознание

Статьи

Воспоминания

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

 

Hosted by uCoz