http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_06.htm

 

Ю. Н. Б Ы Ч К О В

 

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций для студентов-музыковедов

 

 

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел 5. Отношение музыки к различных аспектам человеческой культуры

Рассмотренные нами выше функции музыкального искусства носят несколько абстрактный характер, будучи ориентированными на отдельного человека и его сознание. Но вопрос о функциях музыкального искусства можно понимать и иначе, имея в виду роль музыки в различных сферах общественной жизни. Речь идет об использовании музыки в быту, в обрядах и других общественных мероприятиях, а также об использовании музыки в производственном процессе.

Прежде всего нужно сказать, что музыка выполняет определенные функции в быту. Быт - это то, что с чего начинается наша жизнь. Это наша повседневность. С изменением условий существования человека бытовые функции музыки варьируются, но не теряют своей значимости. Главная функция музыки в быту - его эстетизация, придание ему более осмысленного, духовно окрашенного характера, наполнение повседневной жизни человека красотой. Различными могут быть представления и понятия о красоте - музыкальные вкусы меняются во времени, они несходны у разных народов, у разных людей. Но общим остается стремление человека украсить быт музыкой, наполнить свое существование яркими переживаниями.

Этому не противоречит и другая функция бытовой музыки - развлекательная. "Если серьезное искусство призвано нести высокую этическую миссию, - пишет исследовательница в работе, посвященной развлекательным театральным жанрам, - то искусство легкое … существует для отдыха, удовольствия, развлечения" (1). Оно помогает человеку отвлечься от повседневных трудовых и бытовых забот, восстановить свои духовные силы. Главное средство, которым при этом пользуется музыка, - эмоциональное воздействие, пробуждение легких и приятных переживаний.

Следует, конечно, учитывать, что формы человеческого общежития и быта исторически и социально конкретны. Это накладывает особый отпечаток на внешние формы и духовное содержание бытовой музыки, выполняющей тем не менее принципиально сходные функции. Скажем, такие характерные для русской патриархальной деревни формы бытового искусства, как плясовые, хороводные и лирические песни, с одной стороны, и русский бытовой романс и танцевальная музыка конца XVIII - начала XIX в., с другой стороны, весьма существенно отличаются по внешним стилевым признакам, по выраженным в них настроениям, по типу эмоциональности. Но их функциональная характеристика в рамках различных культур сохраняет известную долю инвариантности.

Достоин специального рассмотрения вопрос о мере художественной активности потребителей музыкального искусства в быту. Старинные традиционные формы бытового музыкального искусства предполагали нерасчлененность исполнительской и слушательской деятельности: каждый участник процесса музицирования одновременно являлся художником. Дифференциация типов художественной деятельности, появление артистов-профессионалов привели к относительной утрате основной частью населения активной художественной функции, к переходу на позиции "художественного потребительства". Процесс этот противоречив. Помимо отмеченной нами пассивности слушателя он характеризуется повышением художественного уровня музицирования, что связано с профессионализацией исполнителей.

С внедрением в быт радио и телевидения границы музыкальных явлений, которые могут быть отнесены к области быта, резко расширились и оказались размытыми. В сферу повседневных музыкальных впечатлений оказались, по существу, втянутыми самые разнообразные музыкальные жанры. С другой стороны, музыка, звучащая в быту, приобрела функцию специфического раздражителя, заполняющего информацией едва ли не все свободное время человека. Музыка нередко становится фоном для других занятий, постоянно занимает сознание. Медицинские, психологические и социальные последствия этого явления должны быть специально исследованы.

Особо следует сказать о современном "массовом искусстве", выходящем, конечно, за рамки быта, но все же тесно с ним связанном. Созданная в последние десятилетия музыкально-развлекательная индустрия играет огромную роль в жизни современного общества, в формировании духовного мира человека. Джаз, рок- и поп-музыка, эстрадные музыкальные жанры играют огромную роль в повседневной жизни, заполняют и организуют досуг молодежи (2). Наряду с подлинными духовными ценностями в этой сфере создается и доносится до слушателя большое количество "удешевленной" музыкальной продукции, что "объективно встает поперек пути подлинно художественного развития масс, препятствует формированию их художественных вкусов" (3). Более того, исследователи нередко отмечают разрушительное воздействие массовой музыкальной культуры на психологическое и моральное состояние человека (4). Это тем более опасно, поскольку массовые музыкальные жанры действительно проникли в повседневную жизнь человека, стали неотъемлемым элементом быта.

К бытовому музицированию примыкает использование музыки в обрядах и различных общественных мероприятиях. В древности ритуальные действия были направлены на заклинание сил природы, выполняли функции социализации молодежи (обряды посвящения юношей и девушек, достигших совершеннолетия). Яркие примеры народного обряда - свадебный и похоронный ритуалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека. Музыка всегда играла в этих обрядах очень заметную роль, входя в более сложный художественно-эстетический комплекс, в своеобразные театрализованные действа, чем, по существу, и были данные обряды. Разрушение исконных традиций, имевшее место в последние десятилетия в жизни нашей страны, привело к утрате этих элементов общественной жизни, к упрощению, прозаизации как свадьбы, так и похоронного обряда. Чрезвычайно упростилась, обеднилась роль музыки в этих некогда художественно богатых народных художественных манифестациях.

Традиционно важную роль играет музыка во всякого рода празднествах, связанных с военными победами, с памятными датами национального календаря. Торжественные встречи победителей, народные торжества, крупные события политической жизни и в прошлом, и в современную эпоху приобретают, как правило, ритуальную форму, сопровождаются театрализованными представлениями, в которых музыка занимает весьма заметное место (5). Наконец, нужно указать на исключительно важную роль и необычайное богатство церковной музыки, составляющей весьма существенную часть религиозного культа. В отношении церковной музыки следует отметить, что она, во-первых, является одной из древнейших форм музыкального искусства вообще и, во-вторых, что с отправлением религиозного культа связаны наиболее ранние формы музыкального профессионализма (6).

Не только быт и массовые общественные мероприятия являются сферой приложения музыкального искусства. Музыка может выполнять большую роль и в производственных процессах. Освященная веками форма применения музыки в сфере производства - народные трудовые артельные песни, встречающиеся в фольклоре едва ли не всех народов мира. Само их существование и древнее происхождение являются свидетельством единства трудового и эстетического начал в человеческой жизни, свидетельством изначальной целостности человека. Дальнейший процесс общественного развития пошел по пути дифференциации различных сторон человеческого существования, утраты человеком первоначальной целостности и нерасчлененности. Это привело к тому, что на фоне общего прогресса человека и обогащения его духовности трудовые процессы (а во многом и продукт труда) на определенном этапе утратили эстетический характер. Произошло исключение художественно-эстетического элемента из сферы материального производства. Коснулось это и музыки. (Хотя надо признать, что и теперь многие люди часто напевают во время работы.)

В наше время получило известное распространение применение музыки как средства технической эстетики. Это обусловлено тем, что музыка способна влиять на психологическое состояние человека, на его соматические и вегетативные функции. Она способствует гуманизации условий труда, созданию благоприятной для человека производственной среды (снятие шума, монотонности), может воздействовать как на физический труд, так и на труд умственный.

Тем не менее современную функциональную музыку, применяемую на предприятиях, лишь в некоторых отношениях можно считать эквивалентом старинным трудовым песням. Эстетизация трудового процесса достигается далеко не всегда. Целевые установки, выдвигаемые разработчиками музыкальных функциональных программ, нередко ограничиваются чисто эргономическими подходами, ориентированы на создание оптимальных условий труда, на его ритмическую организацию и психологическую стимуляцию. Лишь иногда (шведское направление) на производстве применяется художественная музыка, учитываются субъективные вкусы работников (7). Но все же исходный уровень единства трудового и эстетического начал не достигается. Ведь старинные трудовые народные песни не просто сопровождали производственный процесс. Они придавали труду характер обряда, освящали и эстетизировали его.

Упомянем, наконец еще об одной области культуры, в которой с незапамятных времен применялась музыка - о медицине. Музыка как психотерапевтическое средство применяется и в настоящее время. В этих целях используется не только пассивное восприятие музыки, но и ее активное исполнение (групповая "вокалотерапия", хоровое пение, игра на музыкальных инструментах). Интересны и другие способы применения музыки в терапевтических целях: рисование под музыку, синтез музыки, движения, драматического и речевого выражения. И все же в работе современных психотерапевтов есть одно принципиально слабое место: недостаточный учет художественного начала музыки (8). Это вытекает из общих установок современной медицины: ориентировки на лечение болезни, а не человека, на узко функциональное, "локальное" воздействие применяемых медицинских средств. В этом смысле старинные врачи и народные лекари (при гораздо меньшей научной вооруженности) были более универсальными, обращались в процессе врачевания не только (и не столько) к телу, сколько к духу человека. Естественно, что врачевание при этом в значительной степени было искусством, и медицина имела принципиально иные характеристики как область человеческой культуры.

 

 

Примечания:

(1) Т. Кудинова. От водевиля до мюзикла. - М.: СК, 1982, c. 4.

(2) См. в частности сборник "Урбанизация и развлекательная культура". - М., 1991. - 192 с. / Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания.

(3) Д. Кабалевский. Обучение и воспитание молодых композиторов // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. - М.: СК, 1973, c. 209.

(4) Об этом, в частности, говорил профессор психологии и социологии университета в Торонто Поль Вайнцвайг в своем выступлении в Российской академии музыки в марте 1992 года.

(5) Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции. - М.: 1933.

(6) Литературу о церковной музыке см. в соответствующей статье "Музыкального энциклопедического словаря" (М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 612-613). Нужно, правда, заметить, что речь в данной статье идет лишь о церковной музыке различных христианских конфессий.

(7) По вопросу о применении функциональной музыки в производственном процессе см.: Повилейко Р. Функциональная музыка. - Новосибирск, 1968; Гильбух Ю., Костюк А., Лоос В. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1971. - № 3; Эсебуа Р. К вопросу об истоках современной функциональной музыки // Труды Тбилисского университета, (вып.) 161. Право, Психология, Педагогика. - Тб.: Изд-во Тб. ун-та, 1975. - С. 61-67.

(8) Гесс де Кальве Г. Лечение болезней посредством музыки. - М.: тип. Л. Степановой при Имп. моск. театрах, 1862; Хабирова С. С. Музыкотерапия: проблемы исследования и подготовки специалистов // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. - Уфа, 1989. - С. 83-85.

 

Главная страница

О себе

Список моих работ

Введение в музыкознание

Статьи

Воспоминания

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

 

Hosted by uCoz