http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_07.htm
Ю. Н. Б Ы Ч К О В
ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ
Курс лекций для студентов-музыковедов
ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Раздел 6. Отношение музыки к различным формам общественного сознания
Третьим аспектом взаимосвязи музыки и общества является ее отношение к различным формам общественного сознания.
Наиболее очевидными и значимыми для музыкального искусства являются его связи с общественной психологией. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В этой сфере возможности музыкального искусства неисчерпаемы. Тонкость и сила, разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют, по существу, основное содержание музыкального искусства
. Важно отметить, что музыка отражает эмоциональный мир социально конкретного человека, систему психологической жизни человека определенного времени, определенной национальной принадлежности, определенного социального слоя. Поэтому музыкальное искусство оказывается способом отражения социальной действительности и фактором передачи социального психологического опыта.Важным аспектом для характеристики музыкального искусства является взаимосвязь музыки и морали, музыки и нравственности. Этическое воздействие музыки на человека представляет собой не морализирование, а воспитание красотой. Нельзя сказать, что в соотношении музыки и нравственности все ясно и определенно. Далеко не всегда человек, любящий и понимающий красивую, хорошую музыку, оказывается высоко нравственным. Формируя в человеке определенные типы переживаний и эмоциональных состояний, музыка воздействует на поведение человека. А это и есть начало нравственности. Свои нравственно-воспитательные функции музыка осуществляет в содружестве с другими искусствами. Регулирование поведения человека возможно лишь в том случае, если выражаемые в музыке эмоции связаны с конкретными жизненными ситуациями и социальными ценностями. Установлению таких ассоциаций и служит союз музыки с поэтическим словом, театральным действием, ее участие в других видах синтетического искусства.
О соотношении музыки и религии мы уже писали в другой связи. Поэтому ограничимся теперь лишь несколькими дополнительными замечаниями. На протяжении всей истории человечества музыка и религия были связаны теснейшим образом. Музыка обслуживала религиозный культ, выражала религиозные настроения, подкрепляла своей художественной силой религиозную идеологию. Религиозное искусство дало массу высоких музыкальных образцов (вспомним произведения Баха, Реквием и мессы Моцарта, русскую церковную музыку, многие годы бывшую в забвении). Ясно, что вопрос о соотношении музыки и религии, об их взаимодействии очень существен для жизни человеческого общества вообще и актуален для настоящего времени. В религиозной музыке воплотились высокие общечеловеческие ценности - художественные и морально-этические. Она является неисчерпаемым кладезем духовного богатства, открытым для каждого человека, независимо от его мировоззрения и отношения к религии. Особо нужно подчеркнуть, что выдающиеся художественные ценности заключены не только в музыке христианской традиции. Огромный вклад в цивилизацию внесли и другие мировые религии - древние и современные. Их художественное достояние - в частности музыкальное - также достойно не
только изучения, но всемерного распространения.Богатый материал для размышлений дает соотношение музыки и науки. В нем есть по крайней мере два ракурса: а) музыка и научный взгляд на мир, сравнение музыки и науки в плане их отражательных возможностей и б) музыка как предмет науки.
Если иметь в виду первый из обозначенных нами ракурсов, то нужно прямо сказать, что современные представления о науке резко расходятся с представлениями о музыке как виде искусства. Во многих отношениях музыка и наука оказываются антиподами (1). Их духовное содержание, методы познания и отражения действительности принципиально различаются. Если наука стремится к исключению субъективного момента из своего содержания, то музыка (как и другие виды искусства) не только допускает, но требует проявления индивидуальности, запечатления в художественном произведении личности художника. Наука - это область рационального мышления; иррациональные, интуитивные находки - лишь один из способов получения научного знания, подлежащего рациональной верификации. Напротив, музыка - это вид искусства, где иррациональный, интуитивный момент не только допустим, но составляет неотъемлемую сторону мышления. Ибо таков человек, психику и манеру мышления которого музыка призвана отражать. Выделим еще одну пару
полюсов: абстрактность научного мышления и конкретно-чувственный характер музыки, принцип воздействия которой - переживание и эстетическая оценка чувственно данного материала (2). Противопоставления такого рода можно было бы продолжить.Но различия музыки (как одного из видов искусства) и науки не следует абсолютизировать. В ряде отношений они имеют немало точек соприкосновения. В конечном счете у них единый объект познания - реальный мир. Из него они черпают свое содержание и логику мышления. К этому следует добавить, что они вырастают на общей социальной базе, культивируя и развивая данные человеческого опыта, получаемые в процессе производства материальных и духовных ценностей, в течении общественной жизни. Поэтому (при всем различии форм и методов отражения действительности) наука и музыка опираются на единые в своей основе нормы человеческого мышления и на его конкретно-исторические проявления. Именно этим обусловлена отмечаемая исследователями общность манеры мышления, присущая ученым и художникам определенных исторических периодов: диалектика Гегеля и Бетховена, теория относительности Эйнштейна и отвечающая ей логика музыкального мышления в искусстве ХХ века (3).
Намеченный нами гносеологический аспект рассмотрения соотношения музыки и науки следует дополнить аспектом культурологическим. Дело в том, что привычное для нас (и выступающее в качестве условия наших рассуждений) отношение музыки и науки является исторически и культурно определенным и не может быть абсолютизировано. Это плод культуры последних
веков (прежде всего XIX и ХХ). В более ранние исторические эпохи (античность, средневековье) степень дифференциации различных областей культуры не достигала современного уровня. Мировоззрение, наука, искусство, а порою и ремесло рассматривались как относительно нерасчлененная, во всяком случае менее дифференцированная, чем в настоящее время, область культуры. Из этого вытекало понимание музыки как науки. Согласно представлениям древнегреческих мыслителей, законы музыкального искусства отражали строение мироздания (точнее говоря, строение музыки и всего мироздания - гармония сфер - подчинялось единым законам). В эпоху средневековья музыка рассматривалась прежде всего как наука и лишь затем как область художественной деятельности. Вместе с арифметикой, геометрией и астрономией она входила в состав квадривиума - второго цикла "семи свободных искусств", изучавшихся в средневековой школе. Подобные представления сохранялись вплоть до эпохи Просвещения. В эстетике этого времени "прежде всего подчеркивалось то, что объединяет науку и искусство, т. е. познание действительности" (4). Такова, в частности, была методологическая основа теории Ж. Ф. Рамо, который требует от музыки (как и от науки) "изображения, порядка и связи" (5). Напротив, в эпоху романтизма, искусство которого стремилось "проникать в интимный, неповторимый, подчас иррациональный мир человека" (6), противопоставление науки и искусства достигает, пожалуй, своего апогея.Иначе, нежели в европейской традиции последних веков, проводится расчленение культуры и установление отношений между ее составными частями в ряде восточных культур. Не углубляясь в рассмотрение данной проблемы, мы сделаем пока лишь следующие выводы из приведенных выше фактов. Первый из них касается необходимости культурологического рассмотрения вопроса о соотношении музыки и науки, о необходимости дальнейшей разработки проблемы, являющейся во многом ключевой для культурологического осмысления вопросов развития музыкального искусства. Второй вывод нацелен на практическую работу студента-музыковеда: рассмотрение конкретных вопросов истории музыки требует от него понимания сложных и неоднозначных отношений таких областей культуры как наука и искусство, оценки форм их взаимосвязи в определенную историческую эпоху.
Коротко остановимся на другом ракурсе в соотношении музыки и науки - музыка как объект научного исследования (7). Музыка дает материал для размышления не только музыковедам в собственном смысле слова, но представителям самых разнообразных сфер науки - от математики, акустики, физиологии и психологии до семиотики, эстетики и обществоведения. При этом нужно заметить, что обращение тех или иных научных дисциплин к музыкальному искусству приносит обоюдную выгоду: выигрывает и музыкознание, все более полно и многосторонне постигающее свой предмет, выигрывают и другие науки, приобретающие в музыкальном искусстве уникальный объект исследования, в котором, с одной стороны, отражаются универсальные закономерности природного и социального бытия, а с другой стороны, выявляются такие специфические черты, научное постижение и объяснение которых служит хорошим стимулом к развитию научного знания, к обогащению методологии исследования. Возьмем, например, такую науку, как музыкальная акустика. Она дает обоснование музыкальных звучаний, расчет акустических параметров помещений. Музыка с древнейших времен была связана с математикой. Великий древнегреческий ученый Пифагор был, с одной стороны, отцом европейской математической традиции, а с другой стороны, одним из основателей европейской теории музыки. Математические способы осмысления музыкального материала на определенном историческом этапе дали толчок развитию математического знания: ведь звуковые музыкальные структуры подчиняются физико-математическим закономерностям. Полярный по отношению к предшествующему
пример - современная эстетика (особенно зарубежная), все больше обращающая свои взоры к музыке как к искусству, изучение которого может способствовать преодолению литературно-живописной центрированности классической эстетики. Недостаточно, на наш взгляд, используется потенциал, заложенный во взаимодействии музыки и психологии. Если музыковеды активно используют психологические методы, которые способствует познанию художественных явлений, природы музыкального переживания и способов воздействия музыки на слушателя, то ученые-психологи лишь время от времени обращают свои взоры к музыкальному искусству. А оно могло бы им дать богатый материал о человеческой психике: ведь накопленный музыкой культурный потенциал - это неисчерпаемый кладезь "документов" об интеллектуальных и эмоциональных процессах, совершающихся в сознании человека. Развить свой методологический аппарат путем исследования выразительных средств музыки может семиотика, при условии, что ею будут преодолены некоторые предвзятые идеи, не позволяющие адекватно рассматривать явления музыкального искусства.В заключение наших рассуждений об отношении музыки к различным сторонам духовной культуры остановимся на философском аспекте музыкального искусства
.Под философией понимают, как известно, форму общественного сознания, направленную "на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека..." (8). Философия - это, в сущности, интеллектуальное постижение жизни, ее смысла, течения, закономерностей. Музыкальное искусство, предметом которого является, прежде всего, человек и его духовная жизнь, по самой своей природе как бы предназначено для выражения взгляда художника на мир. Но раскрывает оно этот взгляд в присущей ему - музыкальному искусству - образной форме, путем создания художественной "картины мира", реализации в звуках философски-психологических концепций.
Музыкальную картину мира представляет собой прежде всего музыкальная культура в целом. Совокупность музыкальных жанров, богатство художественных произведений, накопленных на протяжении музыкальной истории, - все это создает весьма полную, хотя и противоречивую (как сама жизнь) картину мира.
Другой уровень постижения мира представляет собой творчество выдающихся композиторов, оставивших нам художественные свидетельства своей эпохи. Достаточно назвать хотя бы несколько имен композиторов-классиков, чтобы убедится в правомерности такого утверждения: Бетховен, Шуберт, Вагнер, Брамс. В музыке каждого из них мы видим разносторонний и целостный, отвечающий их времени взгляд на мир, особое понимание проблем человеческого существования. Не менее убедительные художественные концепции человеческой жизни создали русские композиторы - Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Скрябин. В сущности, каждый крупный композитор-классик,
показывающий нам в своем творчестве жизнь народа, жизнь человеческого духа, размышляющий о судьбах страны и смысле бытия, предстает перед нами как философ. И это не имеет прямого отношения к тому, в какой мере данный композитор склонен к научному философскому мышлению (хотя такого рода примеры и нередки - Вагнер, Скрябин). Важно другое: статус философского осмысления жизни приобретает самое художественное творчество, образно-психологические концепции жизни.Небезынтересно отметить, что совокупность "картин мира", предлагаемых творчеством различных композиторов, становится для каждого из нас системой взглядов на мир, в которой отдельные элементы диалогически соотносятся между собой, побуждая к поиску собственного миропонимания, к выработке целостного художественного взгляда на действительность.
Философские концепции жизни воплощаются порою и в отдельных музыкальных произведениях. Примерами таковых могут служить симфонии Бетховена, ряд произведений Листа ("Прелюды", Соната си минор и др.). Различные аспекты миропонимания раскрывает в 4-й, 5-й и 6-й симфониях П. И. Чайковский. Из композиторов более близких к нам по времени назовем Шостаковича (5-я симфония) и О. Мессиана (симфония "Турангалила"), воплотивших в своих произведениях разные, едва ли не противоположные системы миропонимания и мироощущения. Вслушиваясь в эти звуковые миры, мы постигаем жизненные, нравственные, религиозные и философские взгляды авторов.
И последнее замечание, касающееся философского аспекта музыкального творчества. Не только крупные музыкальные произведения (симфонии, сонаты т. п.) могут выразить мироощущение композитора. Порою не менее убедительные картины мира создаются совокупностью небольших произведений (песни Шуберта, в частности его вокальные циклы; прелюдии Шопена).
Последний, внутренний круг культурологической системы, в которую входит музыкальное искусство, - это область художественной деятельности, совокупность различных видов искусства.
Музыка имеет огромные, постоянные и очень разнообразные связи со всеми другими сторонами художественной деятельности человека. Взаимосвязи музыки и литературы обнаруживаются в различных жанрах вокальной музыки, в оперном творчестве, в программных произведениях. Другими своими гранями музыка соотносится с пластическими искусствами. Это также может реализоваться через программность (фортепианные пьесы Ф. Листа, ориентированные на определенные зрительные образы, картины или фрески). Даже архитектурные произведения могут вдохновить композитора на создание музыкальных произведений. Принципиально важная сфера взаимодействия музыки и других видов искусства - театр, кино и телевидение. Все это известные вещи, о которых мы лишь кратко напоминаем читателю, чтобы подробнее рассмотреть взаимосвязи музыки и других видов искусства в разделе, посвященном музыкальной эстетике.
Тем не менее, на данном этапе нашего курса целесообразно наметить основные культурологические положения, имеющие отношение к вопросу о месте музыки в системе других видов искусства.
Прежде всего нужно иметь в виду принципиальную общность всех видов художественной деятельности и специфичность каждого вида искусства. Общность искусств определяется тем, что все они характеризуются художественно-образной формой отражения действительности, значимостью эстетического начала в содержательной структуре произведения. Различия отдельных видов искусства определяются как спецификой их формы, так и границами художественных возможностей.
Искусство в целом представляет собой динамически развивающуюся систему. Каждый вид искусства занимает в ней особое место, выполняет не во всем совпадающие с другими функции. Система искусств не представляет собой раз навсегда данного целого. В различные исторические периоды меняется относительный вес ее элементов, происходят процессы дифференциации и интеграции видов искусства, возникают новые. Это определяется, с одной стороны, общекультурными, выходящими за рамки художественной деятельности факторами. Одни из них связаны с общецивилизационными процессами развития науки и техники (появление кино, телевидения, электроакустической, компьютерной музыки), с изменениями в укладе общественной жизни. Другие - с идеологическими и общекультурными процессами (например, выдвижение музыки на первый план культурного развития в эпоху романтизма было обусловлено относительным увеличением места эмоционального и иррационального моментов в структуре художественной деятельности). С другой стороны, динамика изменений в системе искусств связана с развитием самого художественного мышления. В этом плане наиболее показательный для нас пример - становление музыки как самостоятельного, относительно независимого от других видов художественной деятельности вида искусства, что стало возможным лишь при определенном уровне развития музыкального языка, при возникновении необходимых предпосылок к построению музыкально-драматургических концепций.
Одна из важнейших форм существования различных видов искусства - их взаимодействие в рамках синтетических жанров (вокальная музыка, опера и балет, театрализованные эстрадные шоу и многое другое). Это взаимодействие позволяет усилить художественное воздействие произведений, воплотить разнообразное жизненно-психологическое содержание. Не менее важным является взаимовлияние соотносимых друг с другом искусств. Законом развития художественного творчества является, в частности,
формирование языка отдельных видов искусства во взаимодействии с другими видами. В отношении музыки данное положение несомненно: развитие ее выразительных средств и принципов формообразования происходит во многом именно в процессе взаимодействия музыки и художественного слова, музыки и театра (кино, телевидения), музыки и различных пластических искусств (в частности балета). Яркий пример становления музыкальных закономерностей на основе синтетических художественных жанров - взаимодействие оперы и симфонии, приводящее к тому, что формирующиеся закономерности строения симфонического произведения вытекают из опыта композиторов по созданию оперных произведений. (Есть, впрочем, и обратное воздействие симфонической музыки и свойственных ей принципов художественного мышления на оперное творчество - Вагнер, Чайковский и др.).Проведем еще одну, более современную параллель - музыка и кино. Они не могут существовать в изоляции. Многие наши музыкальные представления и ассоциации рождаются не столько в процессе восприятия оперных произведений, которые относительно мало доступны массовому слушателю, но при просмотре кинофильмов или телевизионных передач. А через них и с жизнью. Все это устанавливает многообразные ассоциативные связи и формирует музыкальный язык, способы переживания музыкальных звучаний.
Вместе с тем, мы должны отдавать себе отчет в том, что в сложном художественном мире, где происходит взаимодействие различных видов искусства, сохраняет свое значение собственно музыкальное начало, живое звучание музыкальной материи. Как бы сложен не был ассоциативный мир музыки, подлинной музыкальной реальностью остается звук. Поэтому эстетическое переживание музыки всегда специфично. Обогащенное сложным комплексом образных связей и представлений, музыкальное звучание, его собственно звуковая логика сохраняют значение решающего фактора, воздействующего на музыкальное переживание слушателя.
В историко-культурном аспекте взаимозависимость различных видов искусства выражается в том, что искусство определенного времени характеризуется известной общностью идейно-художественных парадигм и концепций, единством образного содержания. Более того, и в столь специфической области, как художественная форма, возможны некоторые аналоги и структурные параллели, что обусловлено, вероятно, особенностями характерного для данного времени конструктивного мышления, воздействием на него идейно-содержательного и функционального пластов художественного произведения. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть ограниченность такого рода "культурологического" подхода к рассмотрению художественных явлений, который сводится к констатации внешних структурных аналогов без выявления глубинной идейно-эстетической общности сопоставляемых явлений. Но здесь мы вступаем в такую область, рассмотрение которой возможно только на исторически конкретном материале.
Идейная и стилевая дифференцированность художественного творчества определенного исторического времени заставляет вспомнить еще об одном аспекте культурологического рассмотрения произведений искусства. Речь идет об учете принадлежности произведений определенного вида искусства к тому или иному направлению или художественному стилю. При этом нужно помнить, что не всегда художественно-смысловые и стилевые параллели следует проводить между произведениями, созданными строго в одно и то же время. В процессе исторического развития различных видов искусства допускается известная асинхронность, обусловленная их спецификой, характером и направленностью взаимодействия, степенью жизненной конкретности или, напротив, обобщенности и отвлеченности художественного содержания. Музыка как искусство высокого обобщения (особенно это касается крупных музыкальных жанров) развивается порою с некоторым историческим отставанием, ориентируясь на уже свершившиеся достижения в других видах искусства и в своих относительно простых формах и жанрах.
Коротко подытожим содержание данного раздела, в котором мы рассмотрели вопрос о роли музыки в жизни общества.
Основное назначение музыкального искусства состоит, по нашему мнению, в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала. Реализуя эту генеральную задачу, музыка выполняет разнообразный ряд функций в отношении отдельного человека: познавательную и воспитательную, мобилизующую и компенсирующую, коммуникативную и терапевтическую.
Место музыки в человеческой культуре определяется также ее отношением к таким сферам общественной жизни как производство и быт, ролью музыки в обрядах и массовых мероприятиях. Третьим аспектом взаимосвязи музыки и других областей культуры является отношение музыки к различным областям духовной культуры: общественной психологии, идеологии, нравственности, религии, науке и философии, к другим видам художественной деятельности.
Положение музыки в системе культурных феноменов, формы ее взаимодействия с ними и есть предмет музыкальной культурологии. Что же касается культурологического рассмотрения музыкальных явлений, то оно состоит в учете многообразных связей, в которые вступает музыка как одна из сфер культуры, в понимании того, что развитие музыкальной культуры есть специфический элемент всемирно-исторического процесса. Бесконечность и сложность связей музыки с жизнью человеческого общества, с различными аспектами культуры, со всеми формами человеческого сознания - свидетельство богатства духовного содержания музыки и необычайной сложности ее культурологического рассмотрения.
Но еще более сложен вопрос о специфике музыкального искусства, о его внутренней природе. Ибо понять, что такое музыка, можно не путем внешних сопоставлений, но только изнутри. То есть тогда, когда внешние функции музыкальной культуры диалектически превратятся в собственно музыкальные качественные характеристики.
Примечания:
(1) В данной связи небезынтересно вспомнить, что несколько десятилетий назад в советской прессе проходила достаточно острая и интересная дискуссия о "физиках и лириках", представляющих не только два различных, но как бы взаимоотрицающих взгляда на мир.
(2) Подробнее на этом вопросе мы остановимся в разделе, посвященном музыкальной эстетике.
(3) Об отражении в музыке социальной манеры мышления, о "моделировании" в сфере музыки "истины общественных отношений" писал Т. Адорно (см. об этом: Давыдов Ю. Н. Негативная диалектика "негативной диалектики" Адорно // Сов. музыка, 1969, № 8, с.113); соотношение теории относительности и принципов музыкального мышления обсуждается в статье: Е. Зайдель. Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. Сб. трудов. Вып. 121. – М., 1992, с. 101-116 / ГМПИ им. Гнесиных.
(4) Целмс Е. М. Войди в этот мир! - М.: Знание, 191, с. 4.
(5) Д'Аламбер Ж. Л. Предварительное рассуждение об энциклопедии // Д'Аламбер Ж. Л. Собрание разных рассуждений, с. 61-63, 173; см. также: Поташникова М. М. Рамо как основоположник научного теоретического музыкознания // Методологические вопросы теоретического музыкознания / Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 22. - М.: 1975, с. 261.
(6) Целмс Е., там же.
(7) Интересный и разнообразный материал, демонстрирующий возможности различных областей науки в исследовании проблем музыкального искусства, предоставляет серия сборников "Музыкальное искусство и наука". - Вып. 1. - М.: Музыка, 1970; Вып. 2. - М.: Музыка, 1973.
(8) Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980, с. 1425.