http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_10.htm

 

Ю. Н. Б Ы Ч К О В

 

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций для студентов-музыковедов

 

 

 

ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел 9. О типологии музыкальных культур

Рассмотрение вопроса о противопоставлении общечеловеческого и конкретно-социального начал в области музыкальной культуры подводит к другому, не менее важному и значительно более сложному вопросу о типологии музыкальных культур.

На протяжении своего исторического развития в различных регионах земного шара музыкальная культура выработала разнообразные формы существования, пережила различные стадии. Весьма многообразны факторы, определяющие то или иное состояние культуры, многообразны параметры, по которым следует ее рассматривать. Ситуация усложняется тем, что в определенное историческое время, в рамках целостной национальной или региональной культуры могут существовать относительно самостоятельные культурные пласты, отличающиеся специфическими чертами, особым образом функционирующие в обществе, обслуживающие те или иные общественные слои. Это обусловливает необходимость типологии музыкальных культур, но такой типологии, которая учитывала бы различные стороны музыкальной культуры и многообразие ее параметров. К аспектам, по которым может быть проведена типологизация музыкальных культур, следует отнести социальную базу, на которой они развиваются, их внутреннюю монолитность или многоэлементность, содержательное и языковое своеобразие, сферы и характер функционирования (в частности коммуникативные условия), динамику развития и, наконец, широту географического распространения.

Тип культуры определяется, прежде всего, качественным состоянием общества, характером общественного производства, уровнем развития человеческого мышления, всей той социальной базой, на которой данная культура развивается. "Вопрос о качественном состоянии общества - это, может быть, в первую очередь, вопрос о социальном типе человека", – пишет исследователь (1), и следовательно – о типе культуры. Ясно, что в условиях общинной жизнедеятельности, которой свойственны приоритет коллективистского начала или его равновесие с началом личностным, будут характерны одни формы культуры и соответствующие им способы ее функционирования. Для общества, расчлененного на классы с особым укладом жизни каждого из них, будут характерны иные формы культуры и особые формы соотношения ее слоев. Именно в силу этого различаются культура аристократическая (в частности придворная), культура сельская или городская. Во многих отношениях различаются культура церковная (шире - имеющая религиозную направленность) и культура светская и пр.

Особый вопрос – соотношение общественно-экономической формации и типа культуры. В социологии на этот счет существуют разные мнения. Марксистская наука придерживается той точки зрения, что культура обусловлена способом производства и классовой структурой общества, но оказывает обратное воздействие на экономический базис. Для идеалистически ориентированных представлений о жизни общества характерен приоритет культурных установлений и ценностей, рассмотрение их как определяющих компонентов социального развития. Но все серьезные исследователи склонны, во всяком случае, видеть зависимость и взаимодействие материально-экономической и культурно-идеологической сторон жизни общества. Типология культур и периодизация культурного развития (если иметь в виду Европу) в основных чертах совпадает с формационными рамками.

Одним из существенных различий в сфере культуры является различие канонических и динамически развивающихся культур. Канонические культуры связаны с традиционным жизненным укладом, c относительно мало меняющимися на протяжении длительных исторических периодов условиями существования, с большой ролью коллективистского, внеличностного сознания. На протяжении жизни многих поколений в них сохраняются установившиеся обряды, действуют определенные своды правил, системы порождающих моделей, регулирующие художественное творчество. Культура динамического типа характерна для интенсивно развивающегося, глубоко дифференцированного общества, в котором активно функционирует личностное индивидуальное сознание. Речь, в сущности, идет о "сельском" (в широком смысле) и городском типах культур, связанных с двумя основными типами организации социальной жизни. Специфику традиционных форм культуры определило тысячелетнее господство аграрной экономики и соответствующих ей форм общественной жизни. "В силу малых размеров и значительной замкнутости сельской общины ... человек постоянно находился в непосредственном общении с односельчанами (2), с сельским "миром", под его надзором... В этих условиях главное в механизме социального управления его поведением – внешний контроль, ориентация на неизменное повторение сложившихся образцов поведения, на сохранение его фиксированного места в строго иерархизированной социальной структуре. Этот жизненный уклад отразился в традиционных культурах. На фундаменте сельских отношений "воздвигнуты все человеческие цивилизации, созданы культурные и нравственные ценности непреходящего общественного значения" (3).

Культурный мир традиционного крестьянства отличался особыми свойствами. Он принципиально не был похож на книжную городскую культуру. "Это чувственный мир, где реально только то, что можно потрогать рукой или окинуть взором", – пишет другой исследователь. "Здесь привыкли мыслить не отвлеченными понятиями, но образами окружающих предметов и явлений. <> Всякое слово здесь привязано к конкретному "этому" или "тому"; как средство коммуникации, оно чуждается "пустого" пространства и всегда ищет живого, конкретного собеседника" (4).

Такой тип социальных отношений, соответствующие им уклад жизни и культура существовали до относительно недавнего прошлого. "Во Франции и Германии бурное разложение традиционного сельского уклада началось в последней трети XIX века, в странах южной и восточной Европы – несколько позже; во всех европейских странах оно практически закончилось примерно в 60-х годах нашего века" (5). Отсюда вытекает, что вопрос о традиционных культурах имеет не только историческое, но и вполне актуальное значение. Традиционными пластами культуры являются фольклор, в значительной мере культовое искусство. Традиционными культурами остаются многие национальные культуры, например, культуры стран Африки, классическое искусство стран Востока (6).

Другой тип культуры представлен городом. Испокон веков город был средоточием ремесла и торговли, науки и искусства, выступал как административный, военный и религиозный центр. Носителями городской культуры в разные исторические эпохи были ремесленники, торговцы, позже – рабочий люд и "разночинная интеллигенция". Каждый из этих слоев вносил особый вклад в становление и развитие культуры, по-своему выражал себя музыкально. В эпоху средневековья "западноевропейский вольный город ... на определенном этапе развития явился бродилом новых отношений, источником разложения феодализма" (7). В противовес как бы застывшей, подчиняющейся природным ритмам культуре деревни, в которой не было явно выраженного социального расслоения, городская жизнь отличалась значительно большим разнообразием. Каждый слой городского населения вырабатывал свой стиль жизни, для каждого из них были характерны особые формы поведения и проведения досуга, особые формы музицирования. Про городскую жизнь можно сказать, что она потенциально, а затем и реально, "поликультурна", поскольку, несмотря на постоянные взаимовлияния и взаимопроникновение, различные пласты городской культуры имеют свое лицо и свое особое содержание.

Городская культура явилась источником становления индивидуализированной человеческой личности. Даже во времена средневековья, когда "корпоративность общественной жизни ... препятствовала развитию человеческой индивидуальности, ... подчиняя сознание единицы коллективному сознанию группы, ... именно в городах в наибольшей мере получила развитие человеческая личность, конкретная средневековая индивидуальность, отличавшаяся ... целостностью и органической слитностью со своей общественной средою"... (8) Последующая победа товарного хозяйства уничтожила систему межличных связей и стимулировала обособление индивида как социально и культурно самостоятельной общественной единицы. Происходило это прежде всего в городе, и поэтому именно здесь развивались новые формы культуры, отразившие внутреннее богатство развившейся человеческой индивидуальности. Город аккумулирует и преобразует традиционные формы культуры (ритуал, игру, празднество), которые укореняются в городской культуре, преобразуются в ней в соответствии с новыми условиями бытования. Жизнь в городе необычайно расширяет и дифференцирует социальное пространство, в котором живет человек, это, в свою очередь, приводит к усложнению внутреннего мира личности, к развитию ее самосознания и саморефлексии, к углублению нравственных и эмоциональных переживаний (9).

Специфическими чертами отличается культура современных крупных городов. Именно здесь концентрируется экономический и культурный потенциал общества, вырабатывается специфический образ жизни, особое социальное поведение человека. Город предоставляет человеку возможность широкого общения, что ведет к усилению личностных контактов и способствует его всестороннему развитию. Город формирует особый социально-психологический тип личности, сочетающей в себе сознание собственной индивидуальности, чувство человеческого достоинства и своеобразную систему ценностей с принятием иных взглядов на мир, с уважением к иным мнениям. В современном крупном городе формируется культура социального и художественного диалога.

Город является центром производства культуры, тем местом, где формируются высшие образцы материальной и духовной деятельности. В городе концентрируется интеллектуальная и художественная элита общества, выделяются и кристаллизуются уникальные элементы культуры.

Глубокая дифференцированность социальных процессов, связей и контактов жителей современного города реализуется в богатстве его культуры, включающей в себя самые разнообразные пласты и элементы. Вместе с тем город способствует усилению интегративных процессов в жизни общества. Городская культура выступает как единое и неразрывное, хотя и дифференцированное целое. Этому способствуют функционирование специфических социокультурных институтов, развитая система связи и массовой коммуникации, широкая сеть культурного обслуживания населения. Все сказанное является условием и причиной интенсивного, динамичного развития культуры современного города. Происходит непрерывное преобразование и обогащение культурной среды. В городе постоянно появляются все новые и новые элементы культуры.

Процессы, происходящее в современной городской культуре в целом, характеризуют и музыкальную жизнь города с разнообразием и многоплановостью ее элементов, с активной ролью выдающихся творцов художественных ценностей, с формированием уникальных образцов музыкального искусства. Атмосфера современных крупных городов является той средой, в которой происходит кристаллизация лучших образцов композиторского и исполнительского творчества. В городе сосредоточена и основная масса культурных потребителей творчества – музыкальные слушатели.

Современная музыкальная городская среда характеризуется чрезвычайно широким диапазоном составляющих ее явлений – от высших образцов академического музыкального искусства, представленного филармоническими концертами и оперными спектаклями, до "низовой" музыкальной культуры "бардов" – исполнителей так называемой "авторской песни", до культуры современного ресторана и кабаре, до широко распространенной "массовой музыкальной культуры", представленной различного рода представлениями и мощной индустрией звукозаписи. Если мы добавим к этому такие явления, как фольклорные хоры, ансамбли и оркестры, церковную музыкальную культуру, широкий межнациональный (в частности межконтинентальный) обмен художественными ценностями, то получим более или менее полную картину музыкальной жизни большого современного города. В его художественном "тигле" переплавляются самые разнообразные стили и направления, динамично протекают интенсивные художественные процессы.

* * *

Для типологии музыкальных культур важным является вопрос о сферах функционирования музыки, о выполнении ею тех или иных функций в общественной жизни. Принципиальное значение имеет разграничение прикладной музыки, выполняющей внешние по отношению к ней функции, и музыки, приобретающей функциональную самостоятельность, играющей непосредственно художественную роль.

На протяжении истории музыка выполняла разные функции. На определенном историческом этапе она была тесно связана с магией, выступала в качестве одного из существенных элементов магического действия. Способность музыки воздействовать на человека побуждала людей использовать ее с целью воздействия на внешний мир. Важную роль играет музыка и в других обрядах, выступая своеобразным средством возвышения обрядового действия, придания ему большей значимости, выразительности, выделенности из повседневной жизни. Вместе с тем музыка способна вписываться в быт, служить одним из элементов человеческого общежития. В традиционных культурах обрядовые и бытовые функции музыки в известной степени переплетаются, поскольку сам обряд нередко является элементом обыденной жизни. В современной жизни бытовая музыка теряет связь с обрядом и играет самостоятельную роль.

Существенно различаются церковная и светская музыкальная культуры. Эти ветви культуры выполняют разные функции в жизни людей, воплощают во многом различное идейное и художественное содержание. Каждая из них опирается на особую систему жанров и форм. В светской и духовной культурах по разному соотносятся индивидуальное и межличностное начала, по разному понимается художественная традиция и в силу этого различным образом осуществляются процессы исторического наследования и развития культуры. К этому нужно добавить, что сама природа церковной музыки обусловливает сохранение ею прикладного характера.

Становлению музыки как самостоятельного вида художественной деятельности предшествует ее длительное существование в рамках разного рода синкретических образований. На первых порах это бытовой или идеологический синкрезис, непосредственно включенный в жизнь и выполняющий некоторую внехудожественную функцию. На следующем этапе музыка входит в синкретические комплексы, выполняющие собственно художественные функции. Примером такого развития является древнегреческая трагедия, которая первоначально являлась общегосударственным праздником, сочетавшим в себе черты политической церемонии, богослужения и живого произведения искусства, включала в себя в качестве художественных компонентов архитектуру, пластику, танец, музыку и поэзию. А к эпохе Аристотеля искусство получает относительную автономию, аффекты страха и сострадания "наличествует в трагедии уже не непосредственно, а в качестве второго "измерения" той действительности представления, которая создается подражанием" (10). Новый статус получает в этом художественном действии и музыка.

Такого рода стадии в развитии музыкального искусства с полным основанием могут быть определены как типологически различные, поскольку каждая из них характеризуется особым соотнесением музыки с внемузыкальными и даже внехудожественными элементами.

Новым шагом в развитии музыкального искусства (если иметь в виду историю музыки в Европе) стало формирование вокальной музыки как относительно самостоятельного вида художественной деятельности. В вокальной музыке (особенно на ранних стадиях ее существования) сохраняется элемент синкретизма, выражающийся в том, что основное идейно-смысловое содержание выражается словом, а музыка придает слову дополнительную выразительность и делает высказывание эстетически привлекательным. Лишь со временем специфическое музыкальное содержание приобретает в рамках вокальной музыки такое значение, которое позволяет говорить о музыке как самостоятельном виде искусства. Но еще долгое время оно следует за словом, подчиняется слову (или иным внемузыкальным факторам – театральному действию, церковной службе) в организации своей формы. О музыкальной культуре, произведения которой опираются на слово и в рамках которой еще не достигнута организация, не требующая внешних по отношению к музыке факторов, также можно говорить как об особом типе музыкальной культуры.

Новый тип музыкальной культуры возникает с формированием и развитием инструментальной музыки. Ее возникновение знаменует не только становление собственно музыкальных жанров и форм, но, прежде всего, выработку развитой музыкально-семантической системы, постепенное становление самостоятельной музыкальной логики. При этом сохраняются и существуют старые формы музыки, включающие в себя театральный, словесный или какие-либо иные внемузыкальные компоненты. Но теперь они не диктуют музыке свои законы, а участвуют вместе с нею в формировании синтетического художественного языка, многофакторной логики построения произведения.

Еще одним фактором, определяющим типологические различия музыкальных культур, является способ хранения и передачи информации, что определяет различия в способах функционирования музыкальных культур. В этом плане следует, прежде всего, различать устные и письменные культуры. Их специфика не ограничивается чисто внешним различием. Каждый из этих типов музыкальной культуры характеризуется своим видом коммуникации, особым способом сохранения музыкальных явлений, особыми формами художественных традиций.

Устные музыкальные культуры отличает вариантность воспроизведения музыки, в них существенна роль импровизационности в процессе исполнения. Изустная передача музыки предполагает особое развитие музыкальных способностей: исполнители обязательно должны иметь богатую, сильно развитую память. Это связано с твердой опорой на традицию, существенной ролью канона в образном строе и структуре художественных явлений. Бесписьменность является одним из факторов, сдерживающих проявление индивидуального начала в культуре. Поэтому устные музыкальные культуры, как правило, не знают авторства. В процессе музыкальной коммуникации преобладает непосредственное личностное общение. Здесь не существует музыкального произведения как однозначно фиксированного художественного текста. Его место пока еще занимает "исполнительский вариант". А это предполагает синтетический тип музыканта, сочетающего в одном лице сочинителя и исполнителя, поэта и музыканта.

Устная культура характеризуется также особыми условиями восприятия художественного текста. Помимо обращенности "к слуху", важен момент коллективности восприятия: музыкант-сказитель обращался к группе людей, а не к единичному слушателю. Кроме того, следует учитывать, что музыкально-поэтические произведения чаще всего были знакомы слушателю, были всеобщим достоянием. Речь идет не о восприятии нового, а о прослеживании уже знакомого текста. Его содержание не столько воспринималось, сколько актуализировалось в сознании слушателя, приобретая индивидуализированный облик в исполнении конкретного певца-сказителя.

Письменные музыкальные культуры характеризуются относительно меньшей вариантностью исполнения, в них в известной степени ограничивается импровизационность. Письменные культуры оказываются значительно более динамичными, интенсивно развивающимися. В рамках письменной культуры возможно авторство музыки, формируется феномен музыкального произведения. Происходит разделение композиторского и исполнительского творчества, возникает искусство интерпретации. Тем самым усложняется процесс музыкальной коммуникации. С одной стороны, он включает в себя больше звеньев, с другой - становится опосредованным: композитор и слушатель, как правило, не вступают в непосредственный контакт.

Письменная культура меняет условия творчества. На смену импровизируемым музыкальным текстам приходит музыкальное произведение. Запись музыки дает возможность длительно работать над ним, отделывать его. Это позволяет совершенствовать композиторскую технику, а с нею – и самое музыкальное мышление. В истории европейской культуры запись музыки способствовала формированию гармонического многоголосия. Авторский характер текста, его хотя бы относительная индивидуализация изменяют характер восприятия музыки, требуют от слушателя большей познавательной активности. Письменная культура допускает анализ конкретного музыкального произведения, а, следовательно, является стимулом к развитию теории музыки, к теоретическому опосредованию музыкальной деятельности (в частности процесса сочинения музыки). В рамках письменной музыкальной культуры меняются формы обучения музыке, способы передачи и развития музыкального мастерства. Наконец, музыкальная письменность приводит к сохранению музыкальных произведений, что делает культуру не канонической, а исторической. Появляется возможность такой формы художественного прогресса, как накопление художественных ценностей.

На природу музыкальной культуры воздействует тип письменности. Невменное (знаменное) музыкальное письмо ориентировано на относительно большую роль памяти в певческой практике: функция невм сводится к оживлению в памяти известных певцу музыкальных попевок – основных элементов музыкальной речи. А это приводит к обобщенности музыкального мышления, к его опоре на выработанный традицией интонационный фонд. Напротив, нотная система, фиксирующая каждый отдельный звук, в меньшей мере ориентирована на сохранение в памяти целостных и относительно неизменных элементов музыкальной речи, допускает относительную свободу музыкального изобретения. Наконец, современные приемы музыкальной нотации отражают и, с другой стороны, стимулируют алеаторический, рассчитанный на вероятностные допуски способ исполнения закодированных в знаках звуковых структур.

Реальная практика музицирования в разные исторические эпохи совмещала изустные и письменные формы передачи музыкальной информации. Так в Средние века ученое искусство опиралось на различные формы музыкальной письменности и развивало ее. А стихия народной музыки развивалась на основе изустной передачи артистических навыков и фонда художественных текстов. Сложный сплав изустных и письменных форм передачи музыкальной информации представляет собой современная культура, в которой не только народные и массовые жанры, но и серьезная академическая музыка не обходятся без изустной передачи традиций, музыкальных знаний и навыков, не чужды той или иной степени импровизационности.

На механизмы функционирования музыки в последнее столетие все большее влияние оказывают интенсивно развивающиеся средства звукозаписи – сначала механической, затем магнитной. Широкое распространение грампластинок и магнитофонных кассет, интенсивное радио- и телевещание создали совершенно новую звуковую среду, новые способы удовлетворения потребностей любителей музыки. В этих условиях иначе ведут себя все участники музыкальной коммуникации – композитор, исполнитель, слушатель. Современные электронные средства способны интенсивно воздействовать на процессы музыкального творчества, могут существенно влиять на формы восприятия музыки. Вновь стала возможной бесписьменная форма музыкального творчества: композитор способен фиксировать музыкальный текст (произведение) в непосредственно звуковой форме. Появление звукозаписи и технических средств трансляции музыки привело к появлению новых музыкальных специальностей – редактора, звукорежиссера. Оно оказало заметное влияние на музыкально-педагогический процесс, воздействовало на экономические аспекты функционирования музыкальной культуры, породив массовый музыкальный рынок.

* * *

Существенной для типологии музыкальных культур является характерная для них структура музыкальной деятельности. Первоначальные формы музицирования (в известной мере сохраняющиеся в современном бытовании фольклора) отличаются, как правило, тем, что все носители данной культуры являются одновременно и создателями, и исполнителями, и слушателями музыки, – иначе говоря, активными участниками обряда или какого-либо другого связанного с музыкой процесса. Со временем из народной среды выделяются умелые певцы, затейники, сказители, корифеи, способные в силу накопленного опыта, природного таланта или семейных традиций лучше других исполнять и хранить в своей памяти произведения народного творчества. С этого начинается процесс разделения исходно единой триады – композитор, исполнитель, слушатель. Активно музицирующим исполнителям, совмещающим с этой ролью функции хранителя и преобразователя народной традиции, противостоит относительно пассивная слушательская масса, хотя и способная принять участие в исполнении музыки, но играющая в нем второстепенную, "подпевающую" роль. В рамках народной культуры умелые певцы и сказители могут оставаться обычными членами крестьянской или другой трудовой общины, то есть сохранять свой исходный социальный статус. Но возможна также их профессионализация, превращение в особую социальную прослойку. Рождается народное профессиональное искусство, например, скоморошество. Такая форма музыкальной коммуникации (противопоставление профессионального певца-сочинителя и слушателя-зрителя) является, вероятно, наиболее распространенной в истории музыкальной культуры. Даже музыкальный профессионализм Средневековья и Нового времени, в основном, опирался на эту схему: сочинение и исполнение музыки осуществлялось одними и теми же лицами. Правда, речь в данном случае идет о мастерах, капельмейстерах и пр. Рядовые музыканты (участники ансамблей, хоров и – позже – оркестров) могли выполнять чисто исполнительские функции. Только в конце XVIII – начале XIX века происходит разделение композиторского и исполнительского труда. С одной стороны, появляются музыканты, основное жизненное предназначение которых – сочинение музыки. С другой стороны, рождается искусство интерпретации. К середине XIX века окончательно сложилась характерная для современного этапа развития музыкальной культуры функциональная триада музыкальной деятельности: композитор – исполнитель – слушатель.

Сказанное не означает, что каждая из этих функций обязательно персонифицируется в различных личностях. Нередки случаи, когда композиторы выступают в роли исполнителя (особенно часто они играют собственные произведения), а исполнители предпринимают композиторские опыты. Все они, конечно, остаются и слушателями музыки. Тем не менее, очерченное расчленение музыкальной коммуникации на три основные функциональные этапа и соответствующее ему структурирование музыкальной деятельности является определяющим для современной музыкальной культуры.

Становление современного типа музыкальной жизни, совершившееся на протяжении XIX века, привело к возникновению новых музыкальных "амплуа". Во второй половине прошлого века обособляется функция дирижера, что было вызвано усложнением оркестрового письма и исполнительства. Новые музыкальные специальности, как мы уже отметили, появляются в ХХ веке в связи с развитием радиовещания и звукозаписи. Если мы вспомним о музыкантах-педагогах, музыковедах, лекторах и критиках, то тем самым составим относительно полную картину специализаций в современной музыкальной культуре. Все эти музыканты-профессионалы призваны удовлетворять эстетические потребности многочисленных групп слушателей.

К сказанному следует добавить, что наряду с профессиональным музицированием едва ли не всегда существовало и существует музыкальное любительство, прежде всего исполнительское, а также композиторское. Оно является формой удовлетворения потребности музыкально одаренных людей в активной творческой деятельности. Любительство не меняет, а лишь дополняет и несколько усложняет функциональную структуру музыкальной деятельности, характерную для современной культуры. А сама эта структура, исторически меняющаяся, развивающаяся и усложняющаяся, является одним из признаков, определяющих типологические особенности музыкальной культуры.

* * *

Ранее мы писали, что письменная культура способствует развитию теории музыки и опосредованию ею практической деятельности. Это также является одной из культурологических характеристик музыкального искусства. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

В первобытных формах искусства и фольклоре нет опосредования музыкальной деятельности какими бы то ни было теоретическими положениями (если не считать мифологических воззрений) и фиксируемыми в слове технологическими указаниями. Процесс художественного творчества и передача традиций совершается в непосредственных практических формах, без осмысления структурных закономерностей музыки. Но уже древний мир создает достаточно развитые музыкально-теоретические системы. Так музыкальная теория античности включала в себя философское осмысление природы музыки, ее роли в общественной жизни и в воспитании юношества, а также развитое учение о высотных и ритмических структурах музыки. Правда, остается открытым вопрос о том, в какой мере положения древнегреческой теории музыки отражались на реальной музыкальной практике. Но несомненно, что они могли быть использованы при сочинении музыки и обучении музыкальному исполнительству, сказывались на формировании программ обучения молодежи.

Вопрос о воздействии теории на музыкальную практику стоит и в отношении средневековой науки. Музыка понималась в эту эпоху, прежде всего, как наука. Приоритет знания над умением отражает приоритет божественного, вечного по отношению к земному, преходящему (такого рода подход проявился уже у Боэция, положившего начало средневековой теории музыки, и просматривается на протяжении всей эпохи). Но были в средневековом музыкознании и иные тенденции, направленные на отражение новых музыкальных реальностей и отвечавшие запросам музыкальной практики. Гвидо д`Ареццо (первая половина XI века) предпринимает реформу нотного письма, разрабатывает теорию сольмизации. Многие исследователи обращаются к конкретным вопросам музыкальной организации (лады, многоголосие, ритм), утверждая характерные для их времени музыкально-эстетические нормы, рассматривая проблемы композиторской техники. Значение теории музыки для творчества и педагогики становится очевидным.

Эта тенденция укрепляется в эпоху Возрождения, которая отмечена стремлением к человеческой многосторонности, к цельности деятельности, к единству теории и практики. В это время музыка начинает изучаться не только как наука, но и как искусство. Теория активно вмешивается в художественный процесс. Она играет существенную роль в подготовке такого революционного сдвига в истории музыки, как возникновение оперы. Активно разрабатываются вопросы гармонии (Дж. Царлино), музыкального строя (В. Галилей) и других сторон музыкальной организации. Положения теории музыки не просто отражают, но обосновывают и утверждают новые нормы письма, оказывают существенное воздействие на музыкальную педагогику.

Еще более прагматический характер приобретает теория музыки в Новое время (XVII - XVIII вв.). В русле научного движения эпохи она опирается на практику и обосновывает ее. Даже такая, казалось бы, отвлеченно-эстетическая дисциплина как "теория аффектов" (равно как и примыкающая к ней музыкальная риторика) была направлена на практику и выдвигала нормативные рекомендации по использованию различного рода выразительных приемов и построению музыкального произведения. Не меньшее значение имела просветительская идея подражания искусства природе, которая через ряд опосредований выходила на музыкальную практику и борьбу художественных направлений. Что же касается многочисленных пособий для инструментального, вокального и музыкально-теоретического – то есть композиторского – обучения, то они (будучи не просто сводом рецептов, а своеобразным обобщением художественной практики) имели в качестве своей цели становление и совершенствование профессионального мастерства музыкантов.

XIX и ХХ века не внесли принципиальных изменений в соотношение музыкальной теории и практики. Актуальным остается примат практической деятельности и активная роль теории в развитии музыкальной культуры.

При сохранении традиционного взгляда на теорию как на нечто вторичное, отражающее композиторскую практику, в музыкальной культуре ХХ века стало очень заметно смещение акцента с констатирующей функции теории на регламентирующую. Это проявилось, в первую очередь, в сфере авангардистского искусства, в тех его направлениях, которые были связаны с утратой непосредственности художественного творчества и утверждением рационалистических методов композиции. Особенно обнаженно проявляется данная тенденция в период становления нового метода, когда творчество выступает как своего рода практический эксперимент, нацеленный на освоение теоретически сформулированных принципов. Так было с Шёнбергом, строго придерживавшимся правил атонального додекафонного письма в 20-30-е годы и допустившим их сочетание с приемами тональной музыки в более поздних произведениях, так было с композиторами структуралистского направления (Булез, Штокхаузен и др.), ригористически следовавшими сформулированным композиционным ограничениям на начальном этапе развития этого направления и поступившимися чистотой рационалистических принципов в период "постструктурализма" (11).

Сложившая к настоящему времени развитая система музыкознания способствует, с одной стороны, все более углубленному, сущностному пониманию самых разнообразных сторон музыкальной действительности, закономерностей музыкального языка и формы, а с другой стороны – выходу теории музыки на новые предметные области.

Все более действенную роль играет история музыки, не ограничивающаяся эмпирическим описанием событий и анализом явлений художественного творчества, но возвышающаяся до понимания закономерностей развития музыкальной культуры. Исследователи открывают для музыкальной практики забытые и едва ли не утраченные пласты музыкального творчества (например, древнерусскую музыку), способствуют адекватному исполнительскому прочтению произведений, всегда остававшихся в "актуальном слое культуры". Своей деятельностью они отвечают одному из основных принципов современной культуры – ее историзму.

Мощное развитие получила в ХХ веке (особенно в нашей стране) наука о музыкальном исполнительстве. Наряду с обсуждением технологических и методических проблем она решает вопросы, касающиеся природы исполнительского искусства, исполнительского мышления и творчества.

Интенсивное развитие в ХХ веке получила музыкальная психология. Новый этап в ее развитии был открыт работами Э. Курта (1886-1946), показавшего "специфику ее предмета, связанного с изучением музыки как феномена культуры, функционирующего в сознании человека" (12). Такая трактовка этой отрасли знания приводит к пониманию того, что "в музыкознании нет ни одной проблемы, которая не была бы связана с психологией" (13). Особое значение (в частности в трудах отечественных авторов) приобрели исследования, посвященные вопросам музыкального восприятия и творчества, обучения и воспитания. Их выход на творческую практику, на педагогический процесс, на организацию пропаганды музыкального искусства очевиден и лишний раз свидетельствует о той роли, которую играет наука в современной музыкальной культуре.

Наконец, исследуя закономерности протекания музыкальной жизни (14), целостного процесса музыкальной коммуникации (15), музыковедение приближается к той черте, которая может определить возможность подлинно научного управления развитием музыкальной культурой – такого управления, которое не навязывало бы населению групповых вкусов и оценок, а способствовало духовному обогащению людей и утверждению подлинных человеческих и художественных ценностей.

Таким образом, современная музыкальная культура отличается высоким уровнем опосредования едва ли не всех форм музыкальной деятельности данными науки, что (наряду с другими факторами) обусловливает возможность ее перехода в новое качественное состояние.

 

ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Сколь бы существенной для типологии музыкальных культур не была их соотнесенность с состоянием общества, с характером его развития, со сферами применения музыки и формами ее функционирования, зерном типологии музыкального искусства все же являются его содержательные признаки. А они-то как раз и определяются жизненными функциями музыкального искусства и характером психической жизни человека в данном обществе. Дать культурологическую типологию содержательной стороны музыкального искусства, учитывающую все стороны образности, крайне затруднительно, если не невозможно. Многообразие человеческой жизни в различных регионах земного шара в различные исторические периоды ставит тому существенные преграды. Рассмотрение столь неохватного материала возможно только в конкретно-историческом плане, с учетом хронологического, этнографического и социального аспектов.

С точки зрения культурно-исторических различий можно выделить тесную взаимосвязь музыки и ее образно-психологического содержания с повседневным бытом и магическими обращениями к природе в первобытном обществе; чувственно-конкретный и мифологически ориентированный мир музыкального искусства древности; обращенную к христианским ценностям и трансцедентальным идеям символику средневекового искусства; проявления гуманистических тенденций и гармоничное равновесие духовного и чувственного начал в музыке эпохи Возрождения; реалистические и вместе с тем рационалистические устремления классицистского искусства; поворот к индивидуальному миру личности в музыке романтизма; отражение разнообразия и конфликтной динамики жизни в музыкальном творчестве ХХ века.

Понятно, что приведенные общекультурные характеристики музыкальной художественной образности не могут претендовать даже на роль краткого конспекта. Это всего лишь условные знаки, с помощью которых можно бросить беглый обобщающий взгляд на прошедшие века музыкальной культуры. В дополнение к этим общекультурным характеристикам можно указать на некоторые смысловые оппозиции, позволяющие несколько приблизиться к типологии музыкальной образности. Одна из них связана с противопоставлением коллективистских и индивидуально-личностных черт в содержании музыкального искусства. Эта оппозиция, безусловно, может претендовать на роль культурологической: преимущественное выражение того или иного начала, мера их проявления и характер соотношения нередко определяют художественный строй не только отдельных произведений, но и целых пластов музыкальной культуры. Если мы сравним, например, революционную массовую песню и камерную инструментальную музыку России начала ХХ века, то отчетливо увидим их общекультурные, социологические, а также образно-психологические отличия.

Другое направление конкретизации музыкальной образности – ее национальная определенность. Подобно тому, как многомерно и многофакторно определение национального характера вообще, многомерным и многофакторным оказывается его отображение и закрепление средствами музыкального искусства.

Известно, что характер – это двуликое единство внутренней психологической конституции человека и системы его внешнего поведения. Это и его духовное состояние, и специфические выразительные движения, по которым другие люди могут судить о динамике внутренней жизни человека. В характере отражается отношение человека к окружающей действительности, к другим людям. Становление характера происходит, с одной стороны, под влиянием природных личностных предпосылок (формально-динамические особенности поведения – темперамент) и, с другой стороны, под влиянием той среды, в которой живет человек. Существенное воздействие, в частности, оказывает природная, социальная и культурная среда.

В характере органически сочетаются индивидуально-личностное и социально-типическое. Особое место в характере занимает его национальная составляющая, что позволяет говорить о таком явлении, как национальный характер. Представителям каждой нации присущи, конечно, самые различные психологические черты: любой человек – это особый мир, неповторимая индивидуальность. Тем не менее, каждый этнос имеет некоторые отличающие его психические характеристики. Психологи обрисовывают модели средней (базисной) личности того или иного народа, оказывающей заметное влияние на формирующиеся в данном обществе социальные институты. Проводятся сравнительные исследования типов национальных характеров (М. Мид, Р. Ф. Бенедикт).

Важнейшей формой проявления национального характера является культура народа. Складываясь под воздействием национального характера, культура оказывает затем существенное воздействие на психологическую конституцию людей данной нации, на систему поведения, присущую тем или иным социальным группам. Национальный характер и национальная культура соотносятся между собой как содержание и форма. "Характер общественного сознания определяется набором ключевых для этой культуры понятий и их интерпретаций", – писал американский философ А. Лавджой (16). Но культура – не только совокупность понятий, она включает в себя многообразные языки иного рода. Не в меньшей, а, может быть, в большей мере отражается национальный характер в искусстве, где наряду с понятийным аппаратом задействованы средства выразительности, фиксирующие и раскрывающие подсознательные духовные движения. Функционируя в обществе, канализируя типичное для нации психологическое содержание, искусство (своими наиболее общественно значимыми формами) закрепляет национальный характер, воздействует на него и способствует его развитию. Поэтому искусство (в частности музыкальное) дает богатейший материал для анализа национального характера и выявления его наиболее типичных черт.

Так, слушая классическую музыку, мы отмечаем эмоциональную широту и разлив лирического чувства у русских, страстность и горячность южан, сдержанность северян. Мы ограничиваемся, естественно, самыми общими и очевидными определениями. Чтение всякой сколько-нибудь серьезной музыковедческой литературы, посвященной рассмотрению музыки той или иной национальной культуры (не говоря уже о слушании самой музыки), дает богатые сведения о сложном и многогранном характере каждого народа.

Музыкальному раскрытию поддаются многие черты национального характера, связанные с переживаниями и имеющие достаточно четкий эмоциональный тонус. Музыка способна выражать как душевное постоянство, так и склонность к резкой смене настроений, размеренность поведения и импульсивность, тончайшие оттенки и переходы активности и пассивности, статики и динамики. Все отмеченные черты присущи, конечно, представителям каждой нации. Но их сплав и возникающее на этой основе качество всегда своеобразны и неповторимы. Они-то – при устойчивом проявлении в творчестве музыкантов определенной нации – и могут быть квалифицированы как проявление национального характера. Чуткие музыканты всегда слышат это. Вспомним, например, слова Яворского о "повелительной непреложности действия", проявляющейся в немецкой музыке, и как бы противостоящей ей славянской интонации, которая "дает ощущение, а не действие, ласку, а не повеление" (17).

Наряду с глубинными признаками, органически спаянными с особенностями психологии и способа мышления данной нации, в структуру национальных признаков музыкального искусства входят и внешние характеристические черты, связанные, например, с особенностями языка. Они могут быть выявлены также звуковой имитацией типов телесного движения, в частности ритма (танец), и собственно музыкальными, интонационными средствами. Национальную интонацию, в сущности, надо рассматривать как специфическую форму выразительного движения.

Добавим, что национальный характер не есть нечто постоянное и неизменное. Он претерпевает исторические изменения, отражая сложную социальную жизнь нации, испытывает влияния иных культур. Роль музыки в данном процессе весьма существенна. Достаточно вспомнить о взаимодействии различных национальных составляющих в современной массовой музыкальной культуре.

Третий ракурс типологии музыкального содержания связан с внутренними социальными различиями в рамках той или иной культуры. Крестьянские и аристократические, буржуазные и пролетарские компоненты любой музыкальной культуры отличаются и своей идейной ориентацией, и образно-психологическим содержанием. Различная степень простоты или утонченности, чувственности или интеллектуальности, различный строй эмоциональных переживаний, раскрываемых в музыке, – все это имеет не только жанрово-ситуативные и идейно-художественные основания, но и социальные корни, отражает духовный мир различных социальных слоев, уровень их культурного развития.

Таким образом, типология музыкального содержания крайне многомерна, типы музыкальной образности могут рассматриваться под разными углами зрения, что и понятно: ведь музыкальное искусство проникает во все поры жизни, и потому оно столь же сложно, как и сама жизнь.

Но есть еще один аспект типологии музыкальной образности, не связанный непосредственно с внемузыкальными факторами, а определяемый уровнем развития самого музыкального искусства. Речь идет о соотношении жизненной конкретности и художественного обобщения в структуре музыкального содержания. Общая направленность исторического развития в этом отношении выявляется вполне однозначно: музыкальное искусство развивается по пути преодоления непосредственной жизненной конкретности и постепенного формирования все более обобщенных, в некотором смысле абстрактных музыкальных образов. Данный процесс связан с изменением способов воплощения музыкального содержания, с особенностями музыкального языка, но не со стороны физических характеристик звучания (этот аспект вторичен), а с точки зрения типологии музыкальных смыслов и соответствующих им типов материальной фиксации художественного содержания. Для типологии музыкального содержания и, следовательно, типологии музыкальной культуры этот аспект крайне важен и в большой исторической перспективе/ретроспективе он может рассматриваться как определяющий.

При всем разнообразии смыслов и конкретного образного содержания, раскрываемых звуковыми средствами, принципиально они могут быть трех видов. Первый связан со смысловой интерпретацией непосредственных жизненных звучаний или звучаний, воспроизводящих звуковой мир действительности, то есть с тем, что обычно определяется как звукоподражание и – в более расширенном виде – звуковая изобразительность. Во всех этих случаях речь идет о воспроизведении признаков конкретных жизненных вещей, жизненной предметности, о пробуждении в сознании их образов.

Музыкальное содержание такого типа характерно, прежде всего, для предмузыкальных явлений, сохраняющихся, тем не менее, в традиционных культурах, в частности в фольклоре. Для них характерны музыкальное слышание, придание особого художественно-эстетического смысла природным и бытовым звукам (шуму леса, журчанию ручья, завыванию ветра). С этим связано возникновение в сознании людей разного рода фантастических существ, богов, населяющих окружающий мир. Но сводить такого рода художественное слышание к религиозным представлениям не следует: в нем проявляется эстетическое чувство человека, направленное на природный мир в его звуковой форме. Шум леса и подобные ему по функции звучания являются для человека не только признаками вещей, с которыми они связаны, не только символами невидимого фантастического мира, но также непосредственными объектами эстетического наслаждения, чем определяется принципиальная принадлежность этого рода звучаний к музыке: ведь признаком последней являются не те или иные звуковые формы, а их способность удовлетворять эстетическое чувство человека.

Аналогичную роль в культуре играют и другие звучания: голоса животных (лай собак, прирученных человеком; пение птиц, которым порою отводится роль музыкальных учителей человека). Не исключено, что истоки "музыкальных звучаний" связаны с трудовыми процессами – доением коровы, щелкающими ударами кнута, стуком топора, звоном косы и пр. С последними в музыкальную сферу входят ритмы работы, формируется ритмическое чувство человека (18). Параллельно идет процесс эстетизации речи, придание ей напевности, ритмичности, звукового согласия (ассонансы, рифмы), приобретение природными и бытовыми предметами функций музыкальных инструментов (так, например, тесно связаны с бытовыми предметами ударные инструменты (19)).

Омузыкаливание предметного мира, окружающего человека, – первый и решающий шаг формирования музыкального искусства. Принципиально близко к этому этапу формирования музыкальности стоит воспроизведение природных и бытовых звучаний. Их характеризуют довольно сложные в высотном и ритмическом отношениях звуковые структуры, но типологически они являются ранними формами музицирования, поскольку в них сохраняется вещественная конкретность внемузыкальных звучаний, отражающих предметный, узко-эмпирический характер мышления(20).

Другой тип музыкальной образности, обнимающий многие века музыкальной истории, внутренне развивающийся и преображающийся, но сохраняющий свои принципиальные характеристики, – это музыкальная образность синкретических идейно-художественных единств, в рамках которых музыка интерпретировала слово, жест и танец, входила в магию, обряд, театральное действие. В этих синкретических по своей природе художественных явлениях художественное содержание также было синкретичным. Оно представляло собой сплав предметного, идейного и эмоционального компонентов. В единстве объективной и субъективной сторон художественного образа акцент делался на объективном содержании. В этом содержательном комплексе музыка выступала не в роли эмоционального комментария к некоторому внемузыкальному содержанию, но, прежде всего, в качестве специфического толкователя, интерпретатора текста, действия и жеста. Она не столько раскрывала эмоцию, сколько обрисовывала характер, ситуацию, нерасчленимо спаянную с ней идею. Эмоция как переживание в этом типе музыкальной образности не была вычленена из первоначального художественно-психологического единства. С определенной долей допущения можно говорить о принципиальной эпичности такого рода смысла, о его крене в сторону реального. Примеры тому – античный музыкальный этос (в относительно близком переводе – характер), средневековая молитва, в которой немыслимо было расчленение словесного и музыкального компонентов, традиционный фольклор и многое другое, вплоть до современной бардовской песни, музыкальное содержание которой (при возможной своеобычности) всегда вторично и представляет интерес лишь в сплетении со словесным текстом, несущим основную идейно-художественную нагрузку (21). Другая функция музыки в этих нерасчленимых художественных комплексах – быть организатором художественного или ритуального текста, ориентировать его на восприятие зрителя-слушателя.

В рамках музыкальной культуры, характеризующейся такими исходно интегрированными смыслами, формирование музыкального языка осуществляется на основе этой синкретики. Музыка как бы берет на себя функцию целого, говорит о том целом, в которое она входит. Являясь признаком целого, она оказывается и его знаком. Потому права В. Конен (хотя ее соображения относятся к эпохе, когда рассматриваемые принципы уже подвергались исторической ревизии), утверждающая, что формирование выразительных приемов и способов построения музыкального произведения в искусстве XVII-XVIII веков совершалось, прежде всего, в опере, на основе взаимодействия слова, музыки и театрального действия, что "… в высоко абстрагированном виде структурные и формообразующие черты венской классической симфонии … отразили театральную и драматическую сущность оперы" (22). Правы и исследователи фольклора, пишущие о музыкальной "семасиологии" народной песенности, о характерной для нее устойчивой семантике и чрезвычайно прочных ассоциациях, не уступающих смысловой словесной семантике, что позволяет «"читать" основные содержательные категории народной музыки» (23), вырабатываемые в содружестве слова, музыки и включающего их в себя обряда. Нельзя только абсолютизировать этот тип формирования музыкального языка. Сохраняя в известной мере свою актуальность, он (если брать его в чистом виде) не только принадлежит ушедшей эпохе, но и знаменует собой уже преодоленный тип музыкальной образности.

Утверждение самостоятельности музыкального искусства, формирование инструментализма, а затем и классической системы музыкального мышления означали изменение природы музыкального смысла, его внутренних структурных характеристик, освобождение от непременной спаянности с внемузыкальным предметным содержанием. Это влекло за собой изменение музыкального переживания как такового. Впервые в истории музыки возникает возможность художественного запечатления эмоции как таковой, осуществляемого на основе чувственно-эстетической реакции на музыкальный материал, звуковую форму и лежащую в основе звукового образа структуру. Решающую роль в музыке начинают играть знаки-импульсы, которые (если иметь в виду их "чистую", абстрактную форму) ничего не изображают, ничего не обозначают, ни на что не намекают. Механизм их воздействия состоит в возбуждении в человеке определенных эмоций, переживаний, состояний. Знаки-импульсы не имеют предметных обозначаемых, не отражают объективного предметного содержания. И все же есть основание считать их знаками, поскольку их возникновение и функционирование в музыкальном искусстве связаны с коммуникативной интенцией, то есть с сознательным использованием чувственно переживаемых звуковых образов в коммуникативных целях (24).

Начало такого рода музыкальной образности обычно связывают с возникновением инструментализма. Но оно было не причиной, а следствием глубинных процессов, происходивших в искусстве того исторического периода. Именно к этому времени – конец XVI – XVII в. – музыка достигла той степени развития, которая позволила ей не столько "оторваться", сколько "возвыситься" над текстом и другими внешними по отношению к ней художественными элементами, входившими в синкретические, по существу, формы искусства. Симптомом возникновения нового качества в музыке стало рождение "завоевавшей весь мир новой итальянской музыкальной практики, душой которой была мелодия. Можно сказать, что до этого музыка была ритмо-интонацией, высказыванием, произношением; теперь она стала петь, дыхание стало ее первоосновой" (25). Заметим, что итальянская кантилена возникла как бы вопреки определенным тенденциям, характерным для музыкального искусства того периода. Появление ее генетически связано с оперой, то есть с тем жанром, в рамках которого (во всяком случае теоретически) утверждалось единство слова и музыки. И как бы вопреки этому (но в глубине – закономерно: через формирование гомофонии, тонального письма) формируется кантиленная мелодика – феномен, стоящий над словом, выражающий его обобщенно, субъективно, лирично. Тот факт, что музыка оказалась способной говорить "сама по себе", и привел к возникновению инструментализма.

Этот исторический поворот далеко выходит за рамки музыкального искусства. Он становится важным актом в развитии художественной культуры в целом, поскольку знаменует собой достижение искусством такой степени развития, которая дает возможность переживания и художественной фиксации эмоции как самостоятельного психологического явления, хотя и связанного с определенным "предметным носителем", но интересного, прежде всего, своей отвлеченностью, "абстрактностью", погруженностью во внутренний мир человека. С формированием инструментальной музыки (а позже – абстрактных пластических, но уже "не изобразительных" искусств) в культуре возникли условия для раскрытия и культивирования внутренних состояний человека, не ориентированных и однозначно не связанных с каким-либо предметным содержанием. Функцию такого предметного содержания берет на себя само художественное произведение, художественный текст, не отсылающий слушателя, зрителя, а позже и читателя к иной, внехудожественной реальности, но формируемый по ее универсальным законам. Заметим, что музыка оказалась первым искусством (не считая, может быть, архитектуры), которое вышло на такой уровень развития. Только к ХХ веку аналогичные условия созрели в области пластических искусств, в поэзии (В. Хлебников). Здесь, как видим, не сработал закон относительного отставания музыки в ее историческом развитии от других видов искусства.

Это новое качество культуры только теперь начинает осознаваться представителями эстетической науки и далеко еще не завладело умами философов и культурологов, занимающихся более общими вопросами. А речь, по существу, идет о новой форме раскрытия внутреннего мира человека и, в силу этого, – о новой форме отражения действительности в сознании человека, о принципиально новой форме художественной реальности.

Процесс вхождения в музыку смыслов нового типа не был однозначным и прямолинейным. Рационалистические тенденции в мышлении XVII-XVIII веков, традиции музыкального искусства, еще недавно (в историческом измерении) связанного с текстом, с раскрытием его идеосмыслов, относительное преобладание обобщенных, еще недостаточно индивидуализированных музыкальных образов – все это выразилось в господствовавшей тогда в сознании музыкантов "теории аффектов", типизировавшей и даже кодифицировавшей душевные переживания. А. Кирхер (Musurgia universalis..., 1650), И. Г. Вальтер (Musikalisches Lexikon..., 1732) перечисляют по восемь аффектов, Ф. В. Марпург доводит их число до 27-ми – это не меняет сути дела. Теоретики не только обозначают раскрываемые музыкой аффекты, но и дают нормативные рекомендации по использованию тех или иных музыкальных средств для их раскрытия в музыке. Сходную роль играла связанная с теорией аффектов музыкальная риторика, проводившая прямые аналогии между ораторской и поэтической речью, с одной стороны, и музыкой, с другой стороны. Разработанные в рамках этой дисциплины риторические фигуры призваны были иллюстрировать понятия, обозначенные в названиях этих фигур, соответствующие им интонации речи (26).

Такого рода теоретические воззрения и соответствующая им музыкальная практика были распространены в период, когда музыка уже выработала самостоятельные, не зависящие от вербального языка средства выразительности. Это подтверждается практикой современного восприятия музыки той поры, не требующей знания ее внемузыкального идейно-образного содержания, а также высказываниями ряда музыкантов, работавших на рубеже XVII - XVIII веков. А. Веркмейстер (1645-1706) "не связывает выражения аффектов с поэзией, а, наоборот, подчеркивает известное превосходство музыки в сравнении с другими искусствами, заключающееся в том, что она может выражать то, чего мы не можем выразить словами" (27). И. Кунау (1660-1722) утверждал, что "музыка производит впечатление не подражанием, не изображением определенных чувств – она скорее заключает в себе самой свое чувственное содержание и не требует подражания". С. Маркус видит в этих словах Кунау "зародыш перехода от учения об аффектах к романтическому пониманию музыки" (28).

Тем не менее, значимость вербального подтекста для музыки XVII - первой половины XVIII века нельзя игнорировать. Музыкальный смысл все еще сохранял в себе издавна присущую ему связь с другими элементами синкретических художественных единств, в рамках которых он формировался. Даже в музыке И. С. Баха, в творчестве которого был достигнут высокий уровень имманентно-музыкального (и в силу этого эмоционально-конкретного) выражения и развития, весомую роль сохраняют риторические фигуры, за которыми стоит обобщенное художественное содержание, типизированный аффект, а порой и символически выраженная идея (29). Только с середины XVIII века музыка начинает пониматься как искусство, выражающее чувство. Вместе с тем она становится внутренне замкнутым автономным искусством, подчиняющимся собственно музыкальной логике, которая опирается на формообразующую гармонию и мотивно-тематическую работу. Карл Дальхаус полагает, что музыка достигла этого уровня развития к концу XVIII века (30).

Процессы преобразования музыкального смысла протекали и впоследствии. К эпохе венского классицизма сформировался не только специфически музыкальный тематизм, но и специфические типы музыкальной композиции, что в совокупности отражало дальнейшее движение музыки по пути завоевания имманентных способов развития. Не случайно именно в это время происходит становление симфонизма как типа музыкальной драматургии. Романтическое искусство противопоставило тяготевшим к объективности музыкальным образам классицизма индивидуализацию смыслов, их лирико-поэтическую конкретность, своеобразным противовесом чему была программность, словесно или пластически конкретизирующая достигшую высокой степени художественной имманентности музыкальную выразительность. В этой связи по-своему симптоматична лейтмотивная система Р. Вагнера как специфическая, романтически индивидуализированная попытка возродить глубоко укоренившуюся в немецком искусстве риторическую традицию. Симптоматична и реакция Э. Ганслика на искусство его времени (прежде всего, на музыку Листа и Вагнера), не принимавшего не только внешних по отношению к музыке идей и представлений, но рьяно отстаивавшего тезисы о том, что музыка не выражает чувств, а красота музыкального произведения заключается в сочетаниях звуков, без отношения к какой-нибудь чуждой, внемузыкальной сфере мыслей" (31).

Музыка ХХ века характеризуется уже не индивидуализацией общего, а порождением индивидуальных смыслов в конкретном музыкальном произведении. Общее отступает на уровень закономерностей, условий восприятия, смысловых предпосылок. Оно представляет собой лишь закономерность формирования индивидуального смысла. Художественно-эмоциональная абстракция достигает в искусстве ХХ века нового уровня. Порождаются музыкальные смыслы, не имеющие непосредственных жизненных прототипов и аналогов, не только не связанные с какими-либо предметными представлениями (отсутствие ассоциативной базы), но порою не поддающиеся типологизации и вербальному обозначению – не говоря уж о вербальном выражении (А. Веберн). На уровне средств художественной выразительности это проявляется в формировании новой системы языка, а порою и его элементной базы.

Таким образом, в процессе становления и развития искусства менялось не только содержание данных конкретных смыслов (при неизменном понимании самого понятия "смысл"), происходили постоянные изменения природы, типологии музыкального смысла. А вместе с тем менялась природа того культурного феномена, который мы называем музыкой. Менялось содержание понятия "музыка" (32).

Чтобы понять суть данного процесса, следует еще раз, под новым углом зрения рассмотреть природу имманентной музыкальной выразительности. Она состоит в том, что специфическое художественное содержание выражается музыкальным звучанием, имеющим определенную организацию и конституирующимся в пространственно-временную форму. Эстетика XVIII-XIX веков придавала этой форме, прежде всего, эмоциональное значение. Но из этого не вытекает, что эмоциональность составляет квинтэссенцию музыкального содержания. Мы переживаем эмоцию как реакцию на чувственно данное и рационально организованное звучание. Но нет никаких оснований считать чувственный и рациональный компоненты музыки лишь средствами, призванными воплотить некоторое иное содержание. Они могут представлять для слушателя самостоятельный интерес, быть в известной мере самодостаточными. Тенденция культивирования утонченной чувственности обозначилась в музыке Дебюсси и достаточно последовательно развивалась на протяжении ХХ века (одна из заметных вех – сонористика). Не менее определенно заявила о себе линия музыкального конструктивизма, у истоков которого стояли А. Шёнберг и А. Веберн. Новые принципы организации звуковой ткани, музыкального времени и пространства знаменовали смещение акцентов с эмоционального содержания (во всяком случае, в его романтической форме) на самоценность музыкальной организации. Доминанта художественного переживания сместилась с эмоционального компонента в сторону специфического интеллектуального интереса. Такого рода музыка предполагает слушателя нового культурно-психологического типа, преодолевающего непосредственные эмоциональные переживания и удовлетворяющегося тонкой интеллектуальной игрой, которая сопровождает восприятие произведения. При всей новизне данного культурного феномена нельзя не вспомнить о его предтечах. К ним можно, в частности, отнести ряд поздних произведений И. С. Баха, поражающих слушателя не столько силой эмоционального воздействия, сколько тонкой интеллектуальной работой. (Не случайно поворот Шёнберга от постромантической эмоциональности к рационализму додекафонных опусов связан с переосмыслением приемов полифонической техники.) В целом же творчество Баха представляется своеобразным конспектом истории европейской музыкальной культуры. Начав в русле барочной риторики, Бах утвердил в музыкальном искусстве законы имманентной музыкальной логики, раскрывающей эмоционально окрашенный процесс художественного переживания (этим и обусловлено огромное воздействие его искусства на всю последующую историю музыки), а завершил свой творческий путь провидением будущего музыкального интеллектуализма. Ни вторая половина XVIII века, ни эпоха романтизма не могли в должной мере "востребовать" эту музыку. Она и теперь еще ждет своего подлинного раскрытия.

Таким образом, типология содержания музыки с точки зрения конкретности/абстрактности художественного образа определяет принципиальные характеристики ее языка, если под последними иметь в виду способы языкового раскрытия художественного смысла, типологию музыкальных знаков с точки зрения их выразительных возможностей. Но музыка демонстрирует также необычайное многообразие материальных форм носителей музыкального смысла, что приобретает особое значение, поскольку в структуре музыкального переживания весьма важную роль играет чувственный компонент. Этим обусловливается необходимость рассмотреть (хотя бы коротко) типологию музыкальных культур по их внешним языковым формам.

В этом плане обращает на себя внимание преобладание в музыкальной культуре различных регионов мира ритмотембровой или мелодико-интонационной форм выразительности.

Известно, что для музыкальной культуры многих африканских народов характерна спаянность пения и танца, широкое применение ударных инструментов – барабанов, ксилофонов, литавр, различного рода шумовых (трещотки и пр.), формирование из них разнообразных ансамблей. Музыка многих регионов Африки отличается сложной ритмикой, в частности полиритмией. Большую роль играют "говорящие барабаны", с помощью которых можно передавать ту или иную информацию на расстояние. Музыка Западной Африки отличается малочисленностью струнных инструментов, которые относительно недавно были занесены туда кочевниками. В целом, в музыке Африки (по сравнению с европейской) относительный вес имеют тембровые и ритмические компоненты, хотя нельзя сбрасывать со счета многочисленные и разнообразные песенные жанры, бытующие у многих народов континента (33).

Музыкальная культура Европы в значительно большей степени ориентирована на песенные и вокально-декламационные формы выражения. Это связано, в частности, с европейскими церковными традициями, исключающими применение танцевальных жанров в культовой музыке. Отсюда идет приоритет струнных и духовых (орган) музыкальных инструментов в европейской культуре, вторичная роль ударных инструментов, относительно недавняя активизация тембровой выразительности.

За этими внешними различиями стоят, конечно, более глубинные эстетически-смысловые ориентации. Так, весомая роль первичного тембрового компонента музыкальной выразительности можно интерпретировать как отражение приоритета чувственного начала в структуре музыкального переживания. Акцент на ритмической стороне музыкального языка, тесно связанной с движением, танцем, жестом, следует трактовать как проявление телесной активности, зависимость от нее музыкального компонента художественной выразительности. Наконец, приоритет песенно-интонационных элементов должен, вероятно, означать относительно большую зависимость музыки от речи, от поэзии, от выражения эмоционального переживания. За всем этим стоят различные типы, различные стадии социального и художественного развития народов, различная направленность их эволюции, многообразные культурные взаимодействия.

Важную роль в языковой типологии музыкальных культур играет сопоставление монодической и многоголосной музыки. Первый тип характерен, например, для музыки исламской традиции, специфической формой второй является европейская музыка, до определенного исторического момента также бывшая одноголосной (если иметь в виду профессиональную церковную культуру). Языковую типологию музыки можно углубить указанием на виды многоголосия, свойственные культурам различных стран мира (34), на характеризующие их ладовые структуры, на те или иные формы соотнесенности мелодии и гармонии (опосредованность или неопосредованность мелодических процессов гармоническими закономерностями), на преимущественное развитие вокальных (русская народная песенность) или инструментальных жанров, на относительное развитие (весомость) различных жанров (в последнем пункте мы вновь выходим на проблематику функций музыки в жизни общества) и т. д.

* * *

Рассматривая вопросы типологии музыкальной культуры с точки зрения разного рода параметров, мы описывали лишь некоторые аспекты, стороны и закономерности функционирования и развития музыкальной культуры. Между тем в живом историческом процессе все эти аспекты, стороны, закономерности реализуются в неразрывном диалектическом единстве, переплетаются, взаимодействуют, определяют друг друга. Их во многих случаях почти невозможно искусственно изолировать или выделить, чтобы подвергнуть рассмотрению "в чистом виде". Наконец, изучаемые явления и закономерности часто оказываются связанными с иными факторами, например, с факторами общеисторического развития общества, культуры, экономики, политики.

Поэтому, наряду с типологией, учитывающей отдельные частные признаки, необходима типология более общего плана, предполагающая деление понятия "музыкальная культура" с точки зрения реального музыкально-исторического процесса. Но и здесь нужно установить те "плоскости", по которым проводится различение.

В начале данного раздела, входя в проблему типологии музыкальных культур, мы наметили три аспекта культурной дифференциации. Прежде всего, типологически различаются культуры различных регионов земного шара. Другой аспект – качественное своеобразие культуры различных исторических эпох. И, наконец, расчленение культуры определенного исторического времени на субкультурные образования, существенно отличающиеся одно от другого как по содержательным и формально-языковым признакам, так и по способам своего функционирования.

Остановимся на каждом из этих аспектов. Во-первых, о региональных культурах. В течение многих веков в мире существовали достаточно изолированные цивилизации, развивавшиеся по своим собственным законам (35). Эти региональные цивилизации представляли собой крупномасштабные социокультурные общности, опиравшиеся на территориальные и, обычно, конфессиональные связи. Они формировались в результате длительного исторического развития на базе всеобъемлющих материальных и духовных внутренних сношений при относительной ограниченности и, во всяком случае, значительно меньшей интенсивности их контактов с другими регионами. Своеобразие условий, в которых жили люди, привело к формированию культур, заметно различающихся как по своему духовному строю, так и по внешним языковым формам. И в настоящее время сохраняется весьма заметная расчлененность постепенно становящейся мировой цивилизации на своеобразные в культурном отношении регионы и локусы. С одной стороны – интенсивные экономические обмены, всеобщая связь и взаимозависимость, единое международное право, охват всего земного шара системой средств массовой коммуникации. С другой стороны – традиционные формы жизни, местные обычаи и верования, свои представления о красоте и особые нормы морали, стремление к сохранению своей идентичности.

Особенно ярко проявляются культурные различия Запада и Востока. Европейская культура (точнее говоря, культура европейского типа, "культура белой расы", как иногда ее называют), с одной стороны, и многие внеевропейские (азиатские, африканские и др.) культуры, с другой стороны, принципиально отличаются друг от друга по месту музыки в жизни общества, по способам ее функционирования, по образно-психологическому содержанию, по способам его материальной фиксации. Восточные культуры по существу не вышли за рамки прикладного использования музыки. Только в европейской культуре была выработана особая форма концертного исполнительства, когда собственно художественное начало оказывается господствующим, и музыкальное искусство уходит от непосредственной ангажированности жизненными реалиями. Даже такие восточные страны как Япония или Турция, которые вошли в современное культурное сообщество и играют существенную роль в мировой культурной жизни, сохраняют колоссальные культурные отличия от Европы. Не следует, вероятно, игнорировать и культурное своеобразие России, которая, при всей своей близости к европейской культуре, развивается по своим, не до конца понятым законам.

Различия между музыкальными культурами различных регионов мира не сводятся к каким-либо внешним признакам и особенностям функционирования, в них обнаруживается глубинное своеобразие мировоззрения и мироощущения. В культуре Востока преобладают субъективная ориентация, медитативность, переживание длящегося времени. Западная культура более действенна, она нацелена на внешний результат.

Что касается типологических отличий музыкальной культуры различных исторических периодов, то это вполне определенно проявилось в развитии европейской культуры – наиболее динамичной, изменчивой, интенсивно развивающейся. В истории европейской культуры могут быть выделены этапы, характеризующиеся различным функционированием музыки, различными типами ее содержания, особыми структурными признаками. Типологически различаются культура Древнего мира, культура Средневековья, культура Нового времени.

Выше уже были намечены эти различия, но только под определенным углом зрения – в плане содержания. Теперь мы даем более полную типологию, учитывающую различные аспекты функционирования музыки.

Культура Античности характеризуется, прежде всего, своей мифологической основой, неотчлененностью музыки от других форм художественной деятельности (поэзия, танец, театр), исключительно высокой ролью, которая придавалась музыке в воспитании человека.

Профессиональная музыка Средневековья развивалась под эгидой церкви, составляла часть теоцентристской культуры. Она выполняла прикладные и духовно-практические функции, в ней преобладало обобщенное коллективное начало, господствовал эстетический канон. Основами композиционной техники были полифоническое многоголосие и система модальных ладов. Музыка была преимущественно вокальной, подчинялась тексту, логике христианского обряда. Своеобразной типологической "модуляцией" средневековой культуры явилось ее движение от устных форм передачи музыкальной традиции через невменные способы приблизительной фиксации напевов к созданию развитой системы нотного письма, окончательно сложившейся к XVII веку.

Важнейшей тенденцией культуры в эпоху Возрождения стало формирование светских музыкальных жанров, гуманистическая направленность творчества, равновесие коллективного и индивидуального начал. Искусство этого времени проявляет интерес к танцевальным жанрам, постепенно формируется самостоятельная инструментальная музыка, утверждаются гомофонно-гармонический склад, трезвучная концепция вертикали. Новыми становятся условия бытования музыки: появляется демократическая публика, расцветает любительское музицирование. Зарождаются опера и балет.

Музыка Нового времени характеризуется явным перевесом светского начала, утверждением в искусстве человеческой индивидуальности. Возникают современные инструментальные жанры (концерт, соната, симфония), формируется самостоятельный музыкальный язык, новое, независящее от слова, культа или сценического действия музыкальное содержание, утверждаются имманентные закономерности построения музыкальной формы. Другие аспекты культурного развития этого периода – формирование общественной музыкальной жизни современного типа, европейских национальных культур, активно взаимодействующих между собой.

Что касается современного этапа развития музыкальной культуры, то он характеризуется все более интенсивным взаимодействием музыкальных культур различных регионов земного шара, ранее развивавшихся в определенной изоляции друг от друга, возможностью становления единой, хотя и расчлененной по региональным и национальным признакам мировой музыкальной культуры. Другим существенным признаком данного исторического этапа можно считать формирование культурного пространства, не ограниченного городскими или сельскими рамками. Это происходит за счет массового распространения культуры, за счет возможности неограниченного тиражирования аудио- и видеозаписей, а также их передачи на огромные расстояния. Если мы вспомним об интенсивно развивающейся инструментальной базе, об использовании электронных средств в создании и исполнении музыки, то у нас появятся основания предположить, что в настоящее время мы находимся на таком историческом этапе, когда происходит процесс перерождения традиционной музыкальной культуры в какую-то новую, еще неизвестную культуру будущего. Признаки рождающейся культуры надо еще изучать, но уже теперь ясно, что в новых условиях распространения информации музыкальное искусство будет функционировать и развиваться иначе, чем раньше. Уже сейчас мы видим, насколько изменилась музыкальная среда, насколько увеличился охват музыкой самых различных слоев населения. Ничего подобного не было несколько десятилетий назад, не говоря уже о более ранних этапах развития музыкальной культуры.

Одним из существенных аспектов развития современной музыкальной культуры является сложный процесс ее глобализации. Культура европейского типа, постоянно обогащаемая различными национальными и региональными "вливаниями" (африканские, азиатские, латиноамериканские элементы), получает все более широкое, общемировое распространение и понимается иногда как "универсальная" музыкальная культура. При этом национальные и региональные культуры сохраняют свое значение и также испытывают воздействие мировой музыкальной культуры. В неустойчивом и по-своему плодотворном равновесии универсального, регионального, национального и локального начал и будет, вероятно, развиваться музыкальная культура в обозримом будущем.

Третий аспект типологического различения музыкальных культур – внутрикультурный. В рамках единой национальной музыкальной культуры существуют различные субкультурные образования, которые не просто пересекаются, а дополняют, взаимодействуют и борются между собой. Так, например, музыкальная культура нашего времени включает в себя фольклор, академическую музыку, так называемую массовую культуру. Все эти культурные пласты типологически различны. Они обслуживают различные социальные слои, по-разному функционируют в обществе, опираются на различные структуры музыкальной деятельности, отличаются один от другого по типу музыкального содержания и по языковым признакам. Совокупность этих субкультурных образований формирует структуру музыкальной культуры, соотнесенную в своих основных характеристиках с социальной структурой в целом. Рассмотрению музыкальной культуры с этой точки зрения будет посвящен следующий раздел работы.

 

 

Примечания:

(1) А. Вишневский. Состояние общества. Социальные регуляторы. Человек // Коммунист, 1989, № 4, с. 24.

(2) Там же, с. 27.

(3) Там же, с. 26-28.

(4) Ю. Каграманов. Чужое и свое // Новый мир, 1995, № 6, с. 173.

(5) Там же, с. 186.

(6) Идею о разделении культур на традиционные и динамические поддерживают не все ученые. Так крупный французский социолог Ж. Баландье (род. 1920) выступает против деления обществ на "неподвижные", "неисторические" и исторические. Он полагает, что динамика, многомерность, противоречивость характерны для всех обществ, включая "традиционные" (Современная западная социология, с. 28).

(7) Гуревич А. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984, с. 224.

(8) Там же, с. 201, 222.

(9) Вишневский А., 1989, с. 28.

(10) Любимова Т. Категория трагического в эстетике. – М.: Знание, 1979, с. 6-8, 25.

(11) Подробнее об этом см.: А. Соколов. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. – М.: Музыка, 1992, с. 53-63. Аналогичные творческие метаморфозы происходили и ранее. Они тоже были вызваны рационалистическим заострением избираемого композитором творческого метода и последующим смягчением его требований. М. П. Мусоргский на определенном этапе своего творчества "аналитически" утверждал приоритет слова, речевой интонации над мелодией (опера-декларация "Женитьба") и пришел к "синтетической" мелодии, творимой человеческим говором в период работы над "Хованщиной".

(12) Л. Бочкарев. Музыкальная психология как прикладная отрасль науки // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник трудов. Вып 4. / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 1986, с. 9.

(13) Там же, с. 20.

(14) В. Фомин. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1977.

(15) А. Якупов. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. – М., 1994.

(16) Современная западная социология, с.188.

(17) Б. Яворский. А. Н. Скрябин // Музыка, 1915, № 220, с. 275.

(18) См.: Бюхер К. Работа и ритм. – М., 1923.

(19) И. Заруцкая. Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян: дис. канд. искусствоведения / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998, с. 52-53.

(20) Р. Грубер. История музыкальной культуры. Том I, ч. 1. - М.-Л.: Музгиз, 1941, с. 34, 38-42 и др. Такого рода элементы могут встретиться и в музыке более позднего времени, но там они выполняют другую функцию и вписываются в музыкальный текст иной природы.

(21) Не случайно авторами такого рода песен являются, прежде всего, поэты.

(22) В. Конен. Театр и симфония", с. 278.

(23) И. Земцовский И. И. Нужна ли музыкознанию семасиология // Советская музыка, 1972, № 1, с. 31-33.

(24) Более подробное изложение высказанных здесь мыслей см. в статье: Бычков Ю. Проблема смысла в музыке // Конструкция и смысл в музыке. Сборник статей / РАМ им. Гнесиных. – М., 1999.

(25) Б. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. - Л.: Музыка, 1971, с. 319.

(26) См.: О. Захарова. Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М., 1983.

(27) С. Маркус. История музыкальной эстетики. Том I. - М.: Музгиз, 1959, с. 44.

(28) Там же.

(29) См.: Сысоева А. Е. Программность эпохи барокко как проблема формообразования: Лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений" / РАМ им. Гнесиных. - М., 1993, с. 28-34; Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. - Тамбов, 1993.

(30) Dahlhaus C. Autonome Musik // Brockhaus Riemann Musiklexikon. Bd. 1. – Wiesbaden: F. A. Brockhaus; Mainz: B. Schott Soehne, 1978, S. 72.

(31) Ганслик Э. О музыкально-прекрасном, с. 7-8 и др.

(32) Не исключено, что ХХ век является началом нового, еще более глубокого преобразования системы музыкальной выразительности и стоящего за нею содержания. Уже на заре этой исторической эпохи в музыке отчетливо обозначился кризис романтической эмоциональности и обозначились пути формирования новых форм музыкальной образности, которые теперь, по прошествии определенного исторического срока, можно рассматривать не только в плане идейно-эстетических новаций, вызванных особенностями исторического момента, но также в плане имманентного развития музыки как особой формы художественной деятельности человека.

(33) В известной мере сходные характеристики имеет музыка некоторых регионов Азии, в частности Китая, где весьма активную роль играют ансамбли ударных инструментов и связанная с ними ритмическая полифония [см. Ф. Арзаманов. О некоторых особенностях многоголосия в Китайской народной музыке // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. – М.: Советский композитор, 1987, с. 249-250].

(34) См.: M. Schneider. Geschichte der Mehrstimmigkeit.

(35) См.: Э. Маркарян Э. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.

 

Главная страница

О себе

Список моих работ

Введение в музыкознание

Статьи

Воспоминания

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

 

Hosted by uCoz