Музыкальная
эстетика
Ладовая
организация в музыке
Гармония
и музыкальная форма
Учебные
пособия
Воспоминания
E-mail:
yuri317@imail.ru
|
БЫЧКОВ Ю. Н.
ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
Пособие для учащихся музыкальных школ,
училищ и вузов
МОСКВА - 1998
Комментарий к диктантам
5-го раздела
-
Название этого раздела несколько условное.
Помимо диктантов, написанных в симметричных ладах и в атональной системе,
здесь есть несколько примеров иного рода, но все они объединены одним общим
свойством - в них преодолевается опора на обычные мажороминорные отношения,
звукорядная и ладофункциональная система этих диктантов отличается известной
сложностью, что потребует от учащихся довольно интенсивных слуховых усилий.
-
Настоящие Комментарии призваны помочь преподавателям
и учащимся найти правильные методические подходы к преодолению этих сложностей
в процессе написания диктантов.
-
-
Диктант № 141. Тема диктанта и ее имитационное
повторение в нижнем голосе изложены в звукоряде тон-полутон, от которого
лишь в конце есть небольшие отступления.
-
-
Диктант № 142. Строго выдержан целотоновый
звукоряд. В построении мелодического и сопровождающего голосов большую
роль играет поступенное движение. Следует обратить внимание на то, что
начало и конец второй половины диктанта гармонически опираются на звук,
отстоящий на тритон от основного мелодического устоя Ре. Нужно также специально
послушать размашистые скачки на септиму вниз и движение по звукам увеличенного
трезвучия в 3 такте.
-
-
Диктант № 143. Аналогичные трудности. Специального
внимания требуют тритоновые ходы в басу. Верхний голос (трансформированный
согласно целотоновому звукоряду мотив Dies irae) - факультативный. Его
можно опустить или ввести, когда другие голоса будут в основном записаны.
-
-
Диктант № 144. Целиком выдержан в тон-полутоновом
звукоряде. Построен на ладово измененной мелодии из финала Ля мажорной
сонаты В. Моцарта. При записи целесообразно опираться на характерные для
тон-полутоновой системы полигармонические комплексы (см. пример). Следует
также специально выделить движение голосов по взаимодополняющим друг друга
уменьшенным септаккордам в предпоследнем такте.
-
-
-
-
Диктант № 145. Симметричный лад 2211, на
основе которого написан данный диктант, характеризуется, во-первых, обилием
тритонов, строящихся на всех ступенях данного звукоряда. На их основе формируются
различные мелодические и гармонические элементы (педагог без труда выделит
их в нотном тексте). Во-вторых, учащиеся должны осознать и предварительно
проработать другую структурную особенность лада - полутоновое сцепление
двух ионийских тетрахордов, что особенно отчетливо обнаруживается в двух
последних тактах:
-
-
-
-
Диктант № 146. Двенадцатитоновый звукоряд
распадается здесь на две взаимодополняющих целотоновые гаммы, на основе
которых написаны различные голоса диктанта. Помимо прослеживания звуковысотных
отношений внутри каждого голоса нужно слышать уменьшенные септаккорды (такты
1 и 3), параллельное движение большими секстами (такт 2), а также специально
не подчеркиваемые, но достаточно определенно выявляющиеся перечения, рассредоточенные
во всей ткани. Окончание диктанта, сначала кажущееся непривычным и резко
диссонирующим, становится приемлемым для слуха в процессе освоения звуковой
структуры, лежащей в основе данного примера.
-
-
Диктант № 147. Звуковая ткань этого диктанта
сплетена из элементов разного рода. Начало его может внутренне интонироваться
в Ре мажоре, усложненном понижением ряда ступеней и перечением c - cis.
Соотношение первого и второго тактов подчиняется однотерцовому принципу
(D-dur - es-moll). Третий такт диктанта опирается на целотоновый звукоряд.
В основе заключительного такта - перечащие большие децимы, перемещающиеся
по звукам уменьшенного трезвучия:
-
-
-
-
-
Диктант № 148. Мажоро-минорная полиладовость
(Фа мажор - фа минор, ми-бемоль мажор - ми-бемоль минор), усложненная хроматическими
вводными тонами к ряду ступеней. В последнем такте - перечащие большие
терции при движении каждого голоса по звукам различных уменьшенных септаккордов
(интонационно согласуется с мажоро-минорным перечением, лежащим в основе
диктанта).
-
-
Диктант № 149. Полимодальная ладовая структура,
сочетающая неизменный тон-полутоновый звукоряд в басу с различными целотоновыми
звукорядами в верхнем голосе. Прослеживание интонационных особенностей
каждого голоса должно сочетаться со слышанием гармонических интервальных
отношений (большей частью консонирующие сочетания - октавы и большие децимы).
-
-
Диктант № 150. Каноническая имитация в
малую терцию осуществляется на базе темы, построенной в звукоряде тон-полутон
и формирующегося на его основе арпеджио по звукам мажоро-минорного аккорда
(ми - соль - до - ми-бемоль). Периодические нарушения тон-полутоновой структуры
голосов ведут к «сползанию» в иные тон-полутоновые звукоряды, последовательно
опирающиеся уменьшенные септаккорды fis-a-c-es (т. 1-4), f-gis-h-d (т.
5-7), e-g-b-des (т. 8-9).
-
Необходимо сосредоточить внимание на уменьшенной
октаве, лежащей в основе начального тематического элемента, и других горизонтальных
и вертикальных соотношениях, включающих в себя перечение. Запись диктанта
существенно облегчается абсолютно точным воспроизведением интервальной
структуры верхнего голоса при его имитировании нижним голосом.
-
-
Диктант № 151. Диктант написан в хроматической
системе, включающей в себя ряд характерных интервальных структур. Верхний
голос первого такта демонстрирует хроматическое сопряжение двух кварт,
отстоящих друг от друга на полутон (эта звуковая структура затем многократно
воспроизводится в диктанте). При этом (с учетом баса) возникают последования
консонирующих трезвучий в тритоновом отношении. Линеарно независимая от
баса мелодическая последовательность третьего такта построена на основе
хроматического соскальзывания на полутон вниз с верхнего звука каждой последовательно
звучащей ломаной терции (аналог - в двойном контрапункте октавы - дан в
7 такте). Другие достойные внимания элементы - звучность уменьшенного септаккорда
во 2 и 6 тактах, однотерцовые гармонические соотношения в тактах 4 и 8
(Es - e, B - h соответственно).
-
Многие звуковые структуры, примененные
в данном диктанте, были проработаны в условиях одноголосия (см. мои «Одноголосные
диктанты», М., 1996).
-
-
Диктант № 152. Хроматическая двенадцатизвуковая
последовательность, лежащая в основе диктанта, может иметь тональную трактовку.
В её мелодическом развертывании следует выделить интонации в объеме малой
ноны (увеличенной октавы) (т. 2-3 и далее). Характерные для данного диктанта
гармонические интервалы - большая секунда и нона, часто звучащие на опорных
долях (т. 2, 4-8). Следует также обратить внимание учащихся на перечащее
соотношение голосов в седьмом такте (си-бемоль - си-бекар). Форма диктанта
- своего рода остинато, где ведущую роль играют проведения основного варианта
серии (т. 1-2, 3-4) и её инверсии (5-6, 7-10). На материале серии (в иных
ритмических и масштабных вариантах) построены и противосложения. Серийную
структуру диктанта надо проанализировать с учащимися перед записью.
-
-
Диктант № 153. Написанный
в свободно трактованной додекафонной технике, данный диктант опирается
на мелодические структуры, во многом сходные с теми, которые встречались
в предшествующих номерах. В основном, это интонации уменьшенной или увеличенной
октавы, а также последования в объеме тритона. Эти же интервалы, создающие
хрупкий гармонический колорит вертикали, формируются на многих опорных
долях. Отдавая себе в этом отчет, следует все же иметь в виду, что запись
диктанта предполагает способность учащихся слышать голоса в известной независимости
друг от друга (так называемое «несвязное многоголосие», возникающее как
результат постоянного диссонирования).
Содержание
I. Диктанты гомофонно-гармонического склада
№№
1-24
№№
25-48
II. Диктанты с полифоническими
элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№
89-110
№№
111-131
IV. Хроматическая тональность
(№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность
(№№ 141-153)
Комментарий
к диктантам 5-го раздела
Предыдущая
страница | Оглавление
|