Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции

 


 

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Учебные пособия

Воспоминания
 
 

E-mail:

yuri317@imail.ru

 

     
     
     
БЫЧКОВ  Ю. Н.
 
 
 

ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
 
 

Пособие для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов
 
 
 

МОСКВА  -  1998
 
 
 

Комментарий к диктантам 5-го раздела


 



 

Название этого раздела несколько условное. Помимо диктантов, написанных в симметричных ладах и в атональной системе, здесь есть несколько примеров иного рода, но все они объединены одним общим свойством - в них преодолевается опора на обычные мажороминорные отношения, звукорядная и ладофункциональная система этих диктантов отличается известной сложностью, что потребует от учащихся довольно интенсивных слуховых усилий. 
Настоящие Комментарии призваны помочь преподавателям и учащимся найти правильные методические подходы к преодолению этих сложностей в процессе написания диктантов.
 
Диктант № 141. Тема диктанта и ее имитационное повторение в нижнем голосе изложены в звукоряде тон-полутон, от которого лишь в конце есть небольшие отступления.
 
Диктант № 142. Строго выдержан целотоновый звукоряд. В построении мелодического и сопровождающего голосов большую роль играет поступенное движение. Следует обратить внимание на то, что начало и конец второй половины диктанта гармонически опираются на звук, отстоящий на тритон от основного мелодического устоя Ре. Нужно также специально послушать размашистые скачки на септиму вниз и движение по звукам увеличенного трезвучия в 3 такте.
 
Диктант № 143. Аналогичные трудности. Специального внимания требуют тритоновые ходы в басу. Верхний голос (трансформированный согласно целотоновому звукоряду мотив Dies irae) - факультативный. Его можно опустить или ввести, когда другие голоса будут в основном записаны.
 
Диктант № 144. Целиком выдержан в тон-полутоновом звукоряде. Построен на ладово измененной мелодии из финала Ля мажорной сонаты В. Моцарта. При записи целесообразно опираться на характерные для тон-полутоновой системы полигармонические комплексы (см. пример). Следует также специально выделить движение голосов по взаимодополняющим друг друга уменьшенным септаккордам в предпоследнем такте.
     
 
Диктант № 145. Симметричный лад 2211, на основе которого написан данный диктант, характеризуется, во-первых, обилием тритонов, строящихся на всех ступенях данного звукоряда. На их основе формируются различные мелодические и гармонические элементы (педагог без труда выделит их в нотном тексте). Во-вторых, учащиеся должны осознать и предварительно проработать другую структурную особенность лада - полутоновое сцепление двух ионийских тетрахордов, что особенно отчетливо обнаруживается в двух последних тактах:
 
 
 
Диктант № 146. Двенадцатитоновый звукоряд распадается здесь на две взаимодополняющих целотоновые гаммы, на основе которых написаны различные голоса диктанта. Помимо прослеживания звуковысотных отношений внутри каждого голоса нужно слышать уменьшенные септаккорды (такты 1 и 3), параллельное движение большими секстами (такт 2), а также специально не подчеркиваемые, но достаточно определенно выявляющиеся перечения, рассредоточенные во всей ткани. Окончание диктанта, сначала кажущееся непривычным и резко диссонирующим, становится приемлемым для слуха в процессе освоения звуковой структуры, лежащей в основе данного примера.
 
Диктант № 147. Звуковая ткань этого диктанта сплетена из элементов разного рода. Начало его может внутренне интонироваться в Ре мажоре, усложненном понижением ряда ступеней и перечением c - cis. Соотношение первого и второго тактов подчиняется однотерцовому принципу (D-dur - es-moll). Третий такт диктанта опирается на целотоновый звукоряд. В основе заключительного такта - перечащие большие децимы, перемещающиеся по звукам уменьшенного трезвучия:
     
                            
Диктант № 148. Мажоро-минорная полиладовость (Фа мажор - фа минор, ми-бемоль мажор - ми-бемоль минор), усложненная хроматическими вводными тонами к ряду ступеней. В последнем такте - перечащие большие терции при движении каждого голоса по звукам различных уменьшенных септаккордов (интонационно согласуется с мажоро-минорным перечением, лежащим в основе диктанта).
 
Диктант № 149. Полимодальная ладовая структура, сочетающая неизменный тон-полутоновый звукоряд в басу с различными целотоновыми звукорядами в верхнем голосе. Прослеживание интонационных особенностей каждого голоса должно сочетаться со слышанием гармонических интервальных отношений (большей частью консонирующие сочетания - октавы и большие децимы).
 
Диктант № 150. Каноническая имитация в малую терцию осуществляется на базе темы, построенной в звукоряде тон-полутон и формирующегося на его основе арпеджио по звукам мажоро-минорного аккорда (ми - соль - до - ми-бемоль). Периодические нарушения тон-полутоновой структуры голосов ведут к «сползанию» в иные тон-полутоновые звукоряды, последовательно опирающиеся уменьшенные септаккорды fis-a-c-es (т. 1-4), f-gis-h-d (т. 5-7), e-g-b-des (т. 8-9).
Необходимо сосредоточить внимание на уменьшенной октаве, лежащей в основе начального тематического элемента, и других горизонтальных и вертикальных соотношениях, включающих в себя перечение. Запись диктанта существенно облегчается абсолютно точным воспроизведением интервальной структуры верхнего голоса при его имитировании нижним голосом.
 
Диктант № 151. Диктант написан в хроматической системе, включающей в себя ряд характерных интервальных структур. Верхний голос первого такта демонстрирует хроматическое сопряжение двух кварт, отстоящих друг от друга на полутон (эта звуковая структура затем многократно воспроизводится в диктанте). При этом (с учетом баса) возникают последования консонирующих трезвучий в тритоновом отношении. Линеарно независимая от баса мелодическая последовательность третьего такта построена на основе хроматического соскальзывания на полутон вниз с верхнего звука каждой последовательно звучащей ломаной терции (аналог - в двойном контрапункте октавы - дан в 7 такте). Другие достойные внимания элементы - звучность уменьшенного септаккорда во 2 и 6 тактах, однотерцовые гармонические соотношения в тактах 4 и 8 (Es - e, B - h соответственно).
Многие звуковые структуры, примененные в данном диктанте, были проработаны в условиях одноголосия (см. мои «Одноголосные диктанты», М., 1996). 
 
Диктант № 152. Хроматическая двенадцатизвуковая последовательность, лежащая в основе диктанта, может иметь тональную трактовку. В её мелодическом развертывании следует выделить интонации в объеме малой ноны (увеличенной октавы) (т. 2-3 и далее). Характерные для данного диктанта гармонические интервалы - большая секунда и нона, часто звучащие на опорных долях (т. 2, 4-8). Следует также обратить внимание учащихся на перечащее соотношение голосов в седьмом такте (си-бемоль - си-бекар). Форма диктанта - своего рода остинато, где ведущую роль играют проведения основного варианта серии (т. 1-2, 3-4) и её инверсии (5-6, 7-10). На материале серии (в иных ритмических и масштабных вариантах) построены и противосложения. Серийную структуру диктанта надо проанализировать с учащимися перед записью.
 
   Диктант № 153. Написанный в свободно трактованной додекафонной технике, данный диктант опирается на мелодические структуры, во многом сходные с теми, которые встречались в предшествующих номерах. В основном, это интонации уменьшенной или увеличенной октавы, а также последования в объеме тритона. Эти же интервалы, создающие хрупкий гармонический колорит вертикали, формируются на многих опорных долях. Отдавая себе в этом отчет, следует все же иметь в виду, что запись диктанта предполагает способность учащихся слышать голоса в известной независимости друг от друга (так называемое «несвязное многоголосие», возникающее как результат постоянного диссонирования).


Содержание

   I. Диктанты гомофонно-гармонического склада 
           №№ 1-24
           №№ 25-48
   II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62
   III. Полифонические диктанты 
           №№ 63-88
           №№ 89-110
           №№ 111-131
   IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140
   V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153
   Комментарий к диктантам 5-го раздела
 
 


 
 

Предыдущая страница | Оглавление

 

Hosted by uCoz