Главная страница
О себе
Список работ
Введение в музыкознание
Музыкальная педагогика
Статьи и лекции

 

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Учебные пособия

Воспоминания
 
 

E-mail:

yuri317@imail.ru

 


 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ им. А. ШНИТКЕ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
 

БЫЧКОВ  Ю. Н.
 
 
 

ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
 

Пособие для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов
 
 
 

МОСКВА  -  1998
 
 

Рецензент: канд. педагогических наук А. В. Пчелинцев





    В сборник включены диктанты различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов. 

© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.
 
 

От автора

    Настоящий сборник двухголосных диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных специальностей - на отделениях духовых, струнных и народных инструментов, но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном трудностей, представленных в данном пособии. 
    Российская школа сольфеджио представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой) разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того, следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями, возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов по сольфеджио данное пособие. 
    Оно составлено из диктантов собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны, такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью, отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального слуха учащихся. 
    Составляя настоящее пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные черты из музыки ХХ века. 
    В сборник включены диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры: за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные тональности. 
    Изучению полифонических приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия. Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы, двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция. Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены (особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено изучение курса полифонии). 
    В последнем разделе сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника дается краткий комментарий, касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей, которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального мышления учащихся. 
    Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки учащихся) для педагога не составит особого труда. 
    Хочется обратить внимание педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство, что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того же автора («Трехголосные диктанты» - М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты» - М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных структур (в частности, современной модальности и атональности). 

Ю. Бычков                                                                       Март 1998 
 
 
 

Содержание

   I. Диктанты гомофонно-гармонического склада 
              №№ 1-24
              №№ 25-48
   II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62
   III. Полифонические диктанты 
             №№ 63-88
             №№ 89-110
             №№ 111-131
   IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140
   V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153
   Комментарий к диктантам 5-го раздела
 
 


 
 

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

 

Hosted by uCoz