Музыкальная
эстетика
Ладовая
организация в музыке
Гармония
и музыкальная форма
Учебные
пособия
Воспоминания
E-mail:
yuri317@imail.ru
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МУЗЫКИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ им. А. ШНИТКЕ
КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
БЫЧКОВ Ю. Н.
ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
Пособие для учащихся музыкальных школ,
училищ и вузов
МОСКВА - 1998
Рецензент: канд. педагогических наук А.
В. Пчелинцев
В сборник включены диктанты
различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными
модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического
склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных
школ, училищ и вузов.
© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.
От автора
Настоящий сборник двухголосных
диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных
училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных
специальностей - на отделениях духовых, струнных и народных инструментов,
но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном
трудностей, представленных в данном пособии.
Российская школа сольфеджио
представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ
по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой)
разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того,
следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями,
возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением
ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов
по сольфеджио данное пособие.
Оно составлено из диктантов
собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны,
такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью,
отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском
материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче
достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио
показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия
различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными
методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального
слуха учащихся.
Составляя настоящее
пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация
диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на
тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные
черты из музыки ХХ века.
В сборник включены
диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей
внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры:
за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм
и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные
тональности.
Изучению полифонических
приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия.
Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического
движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно
прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы,
двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция.
Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими
диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены
(особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено
изучение курса полифонии).
В последнем разделе
сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных
структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд
диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются
некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди
диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность
и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника
дается краткий комментарий,
касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей,
которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических
трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные
примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального
мышления учащихся.
Жанровая характеристика
диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты
песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного
плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно
как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки
учащихся) для педагога не составит особого труда.
Хочется обратить внимание
педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство,
что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того
же автора («Трехголосные диктанты» - М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты»
- М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно
найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного
пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных
структур (в частности, современной модальности и атональности).
Ю. Бычков
Март 1998
Содержание
I. Диктанты гомофонно-гармонического
склада
№№ 1-24
№№ 25-48
II. Диктанты с полифоническими
элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№
89-110
№№
111-131
IV. Хроматическая тональность
(№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность
(№№ 141-153)
Комментарий
к диктантам 5-го раздела
Предыдущая
страница | Оглавление
| Следующая
страница
|