Юрий Николаевич БЫЧКОВ
О ДИАЛЕКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЛАДА
Библиография
Александрова Е. Роль ассоциативности в организации сложноладовых структур
современной музыки (на материале фортепианных произведений Б. Бартока)
// Проблемы лада и гармонии. Сб. трудов. Вып. 55 / ГМПИ им. Гнесиных. -
М., 1981 (на обл. 1982). - С. 128-143.
Александрова Е. Психологические предпосылки формирования ладовых систем
в современной музыке / Ленингр. консерватория. - Л., 1983. - 53 с. - Деп.
в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 16.11.83; N 588.
Александрова Е. Факторы ладовой дифференциации в сложнотональных структурах
современной музыки (К проблеме теории лада): Дис. ... канд. искусствоведения.
- Л., 1984 (машинопись).
Алексеев Э. О динамической природе лада // Сов. музыка, 1969, № 11,
с. 67-75.
Алексеев Э. О ладообразующей роли песенной формы // Сов. музыка, 1970,
№ 8, с. 79-89.
Алексеев Э. Проблемы формирования лада: На материале якутской народной
песни. - М.: Музыка, 1976. - 288 с.
Алексеев Э. О методах сравнительной фольклористики. - Сов. музыка,
1978. № 7.
Античная музыкальная эстетика / Вступительный очерк и собрание текстов
профессора А. Ф. Лосева. - М.: Музгиз, 1960. - 304 с.
Асафьев Б. Избранные труды. - Т. 1-5. - M.: Изд-во АН СССР, 1952-1957.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, Ленинградское
отд-ние, 1971. - 376 с.
Асафьев Б. Речевая интонация. - М.; Л.: Музыка, 1965.
Баранова Т. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской
музыке XVI-XVII веков: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Моск.
консерватория. - М., 1980. - 26 с.
Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. - М.: Сов.
композитор, 1971.
Берков В. Гармония и музыкальная форма. - М.: СК, 1962. - 566 с.
Берков В. Об относительной ладотональной неопределенности / Музыка
и современность. - Вып. 5. - М.: Музыка, 1967.
Берков В. Формообразующие средства гармонии. - Сов. композитор, 1971.
- 344 с.
Бершадская Т. Лекции по гармонии. - Л.: Музыка, 1985. - 239 с.
Блинова М. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности
// Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5. - Л.: Музыка, 1967. - С. 170-190.
Блинова М. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории
и эстетики музыки. Вып. 1. - Л., 1962. - С. 52-124.
Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза //
Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - Л., 1963. - С. 216-229.
Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка,
1978. - 332 с.
Бражников М. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам
XV-XVII веков. - Л.: Музыка, 1972. - 423 с.
Бриль И. Основы джазовой импровизации на фортепиано. - М., 1976.
Буцкой А. Непосредственные данные музыки - [Хар.]: Гос. изд. Укр.,
1925.
Бычков Ю. О природе ладовой выразительности // Проблемы лада и гармонии:
Сб. тр., вып. 55. - М.: [ГМПИ им. Гнесиных], 1981. - С. 4-19.
Бычков Ю. Музыкальная форма как конструкция и процесс // Вопросы методологии
теоретического музыкознания. Сб. научных трудов, вып. 66. - М.: [ГМПИ им.
Гнесиных], 1983. - С. 35-56.
Бычков Ю. Психолого-эстетические проблемы теории лада // Ю.Н.Бычков,
З.И.Глядешкина. Ладовая организация и композиционная структура музыкального
произведения в теории Б.Яворского: Лекция по курсу "Музыкально-теоретические
системы" / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1984. - С. 4-17.
Бычков Ю. О проявлении принципов тождества и различия (повторности
и контраста) в ладогармонической организации музыкального произведения
/ Гос. муз. -пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1985а. - 63 с. - Деп. в НИО
Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 22.01.85; № 874.
Бычков Ю. Мелодическая линия и лад (к вопросу об эмоционально-динамических
факторах ладообразования) / Гос. муз. -пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1985б.
- 38 с. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 22.01.85;
№ 875.
Бычков Ю. Ладовый элемент: понятие и формы / Лекция по курсу гармонии.
- М.: [ГМПИ им. Гнесиных], 1986. - 56 с.
Бычков Ю. О системном характере ладовой организации в музыке: Дис.
... канд. искусствоведения / ГМПИ им. Гнесиных. - Москва, 1987. - 300 с.
Бычков Ю. О системном характере ладовой организации в музыке: Автореф.
дис. ... канд. искусствоведения / Гос. кoнсерватория Литовской ССР. - Вильнюс,
1988. - 21 с.
Бычков Ю. Парадигматические и синтагматические отношения в ладовой
организации / Метод. разработка для слушателей ФПК. - М.: [ГМПИ им. Гнесиных],
1990. - 56 с.
Бычков Ю. Из истории учений о ладе и гармонии / Лекция по курсу "Музыкально-теоретические
системы". - М.: [Рос. ак. музыки], 1993.
Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. - М.: Музгиз, 1934. - 272
с.
Виноградов В. Индийская рага. - М.: Сов. композитор, 1976.
Гаджибеков Уз. Основы азербайджанской музыки. - Баку: Азмузгиз, 1945.
Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики.
Перевод Г.Лароша. - М.: П.Юргенсон, 1895. - 181 с.
Гаспаров Б. Опыт порождающей модели гармонического уровня музыкального
языка (На материале произведений первого периода творчества Бетховена)
// Ученые записки Тартуского гос. университета. - Вып. 228. - Тарту, 1969.
- С. 10-17.
Гаспаров Б. К проблеме изоморфизма уровней музыкального языка (На материале
гармонии венского классицизма) // Ученые записки Тартуского гос. университета,
вып. 365 (Труды по знаковым системам VII). - Тарту, 1975.
Гегель Г.-Ф. Лекции по истории философии. Кн. вторая // Сочинения.
Т. 10. - М.: Партиздат, 1932. - XXIV, 454 с.
Гегель Г. -Ф. Лекции по эстетике. Кн. третья // Сочинения. Т. 14. -
М., Изд-во социально-экономической литературы, 1958. - 440 с.
Глядешкина З. Гармония в музыке венских классиков. Лекция по курсу
"Гармония" для студентов музыкальных вузов. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.
- 84 с.
Гордон В. М., Зинченко В. П. Структурно-функциональный анализ психологической
деятельности // Системные исследования. Ежегодник 1978. - М.: Наука, 1978.
- С. 136-151.
Городилова М.В. Звуковысотная организация в условиях стилевых взаимодействий
(на примере произведений отечественных композиторов 70-80-х годов): Автореф.
дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1995.
Грубер Р.И. История музыкальной культуры. - Т.1, ч. 1. - М.; Л.: Музгиз,
1941. - 596 с.
Гуляницкая Н. С. Гармония ХХ века: факты, проблемы, теория // Вопросы
методологии теоретического музыкознания. Сб. тр., вып. 66. - М.: [ГМПИ
им. Гнесиных], 1983. - С. 101-119.
Гуляницкая Н.С. Гармония в системе художественно-выразительных средств:
стилистика музыки советских композиторов (60-70-е годы) // Современное
искусство музыкальной композиции. Сб. трудов. Вып. 79. - М., 1985 / ГМПИ
им. Гнесиных. - С. 32-48.
Дальхаус К. Музыкознание как социальная система. / Сов. музыка. - 1988.
- № 3. - С. 109-116.
Дарвин Ч. Полн. собр. соч., т. 2, кн. 2. - О выражении ощущений у человека
и животных. - М.; Л.: Гос. изд., 1927.
Дерунец Е.С. Мелодическое развитие голосов и методика его изучения
(на примере русской учебно-теоретической литературы). - М.: ГМПИ им. Гнесиных,
1986 (рукопись).
Дубовский И., Евсеев С., Способин С., Соколов С. Учебник гармонии.
- М.: Музгиз, 1956. - 438 с.
Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века. - М.:[ГМПИ им. Гнесиных],
1989. - 104 с.
Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья Х-ХIV века / История полифонии.
Вып. 1. - М.: Музыка, 1983. - 454 с.
Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius
factus и работа с ним. - М.: Музыка, 1982. - 252 с.
Елатов В.И. Ладовые основы белорусской народной музыки. - Минск: Наука
и техника, 1964.
Еолян И. Очерки арабской музыки. - М.: Музыка, 1977. - 192 с.
Жордания И.М. Модуляция как формообразующий фактор в восточногрузинских
бурдонных песнях // Музыкальная молодежь Грузии XXVI съезду КПСС и XXVI
съезду композиторов Грузии (IV творческий пленум Союза композиторов Грузии).
Конференция молодых музыковедов. Тезисы и материалы. 1 декабря 1980. -
Тб., 1980. - С. 23-24.
Завгородняя Г.Ф. Драматургическая роль полисочетаний в симфониях А.Онеггера
/ Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Киев, 1976. - 30 с.
Земцовский И. Труды, заслуживающие внимания // С.М., 1968, № 2, с.
142-145.
Иванов-Борецкий М.В. Материалы и документы по истории музыки. Т. 2.
- М.: Огиз-Музгиз, 1934.
Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 2. -
М., 1936.
Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Изд-во иностр. лит., 1962.
Исаева И. О мелодической природе гармонии и фактуры в музыке Мусоргского
// Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М.: Музыка, 1975.
Истомин И.А. Закономерность распределения звуков в музыкальных формах
(на примере структурного анализа бурлацких песен) / Автореф. дис. ... канд.
искусствоведения. - М., 1975. - 17 с. / МГДОЛ консерватория им. П. И. Чайковского.
Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни.
- М.: Сов. композитор, 1985. - 184 с.
Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
Казелла А. Политональность и атональность. - Л.: Тритон, 1926. - 32
с.
Карнаух Т. Календарные песни верхней и средней Ловати // Традиционное
и современное народное музыкальное искусство. Сб. трудов. Вып. 29 / ГМПИ
им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 98-112.
Карышева Т.П. Сокальский. Жизнь и творчество. - М.: СК, 1984.
Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. -
М.: Музгиз, 1961. - 91 с.
Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии. - Ч. 1-2. - М.: Гос. изд-во,
Муз. сектор. - 1924-1925. - 102; 83 с.
Конюс Г.Э. Пособие к практическому изучению гармонии. - М.: П.Юргенсон,
1894. - 84 с.
Костюк А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя: Автореф. дис.
... канд. искусствоведения. - Киев, 1964 / АН УССР. Секция общественных
наук.
Костюк А.Г. Восприятие музыки как перцептивное действие // Проблемы
музыкального мышления и восприятия: Юбилейная научно-теоретическая конференция,
посвященная 5О-летию образования СССР: Тезисы докладов. - Ташкент, 1972.
Кочарова Г.В. Особенности гармонического стиля Д. Д. Шостаковича //
С.М., 1977, № 9. - С. 112-116.
Красникова Т.Н. Музыкальная фактура и стиль. Истоки и эволюция: Учебное
пособие по курсу "Гармония" / РАМ им. Гнесиных. - М., 1995. - 115 с.
Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В.Петровского и
М.Г.Ярошевского. - М.: Изд-во политической литературы, 1985.
Кремлев Ю.А. Что такое музыкальная тема. - М.; Л.: Музыка, 1964. -
52 с.
Кулаковский Л.В. К вопросу о строении народных мелодий // Муз. образование.
- 1928. - № 4-5, 6.
Кулаковский Л.В. Анализ выразительности народных мелодий // Муз. образование.
- 1930. - № 6.
Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы. - М., 1962.
Курт Э. Основы линеарного контрапункта. - М: Гос. муз. изд-во, 1931.
- 304 с.
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. -
М.: Музыка, 1975. - 551 с.
Кушнарев Х. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки.
- Л.: Музгиз, 1958.
Лапин В. Русская песня у ветов? (К вопросу о генезисе народного музыкального
мышления) // Музыкальное наследие финно-угорских народов. - Таллин,
1977. - С. 183-211.
Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Сов. музыка. - 1966. - № 8.
- С. 37-43.
Ленин В. И. Философские тетради. - М.: Изд-во политической литературы,
1969. - 752 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. - М.;
Л.: Музгиз, 1940. - 816 с.
Линденберг В.Б. Черты оперной драматургии Бенджамина Бриттена: Автореф.
дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1973 / Ленингр. консерватория.
Лисса С. О процессуальном характере музыкального произведения // Борьба
идей в эстетике. V Гегелевский и V Международный конгрессы по эстетике.
- М., 1966. - С. 122-137.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили.
- Л., 1973.
Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. - 616
с.
Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М.:
Музыка, 1967. - 752 стр.
Мамедбеков Д. Симфонические мугамы Ф.Амирова. - М.: Советский композитор,
1961. - 64 с.
Маркус С. История музыкальной эстетики. Т. I. - М.: Музгиз, 1959. -
316 с.
Мартынов В.И. История богослужебного пения. Учебное пособие. - М.:
РИО ФА; Русские огни, 1994. - 239 с.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1975. - 327
стр.
Материалистическая диалектика. Том 2. Субъективная диалектика. - М.:
Мысль , 1982. - 285 с.
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия
музыки. - М.: Музыка, 1976. - 253 с.
Металлов В. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению
осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. - М., Синодальная тип.,
1899 (на обл. 1900). - 92 c.
Музыка. Научный реферативный сборник. - Вып. 1. - М., 1977. - 32 с.
/ Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Информационный центр по проблемам культуры
и искусства.
Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические
очерки. Вып. II. - М.: Сов. комп., 1967.
Овчинников Е. В. Черты сквозного развития в фортепианных сонатах Бетховена:
К вопросу о гармоническом единстве: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения
/ Ин-т истории искусств. - М., 1970. - 22 с.
Овчинников О.В. Анализ системного восприятия. Сообщение VII // Докл.
Акад. пед. наук РСФСР, 1959, № 2.
Паисов Ю.И. Политональность и музыкальная форма // Музыка и современность,
вып. 10. - М., 1976.
Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов
ХХ века. - М.: Сов. композитор, 1977. - 392 с.
Пальмова А.В. Теория лада в русском музыкознании второй половины XIX
века / Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1988.
Поташникова М. Рамо как основоположник научного теоретического музыкознания
// Методологические вопросы теоретического музыкознания. Труды ГМПИ им.
Гнесиных. Вып. 22. - М., 1975. - С. 257-276.
Риман Г. Упрощенная гармония или Учение о тональных функциях аккордов.
- М.- Лейпциг: П. Юргенсон, (1901). - VIII, 286 с.
Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных
формах. - М.: Гос. Изд-во. Муз. сектор, 1929. - 242 с.
Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. - СПб, 1886.
То же, 17-е изд. - М., 1949.
Римский-Корсаков Н.А. "Снегурочка" - весенняя сказка. (Тематический
разбор). - М.: Музыка, 1978. - 32 с.
Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Высшая школа, 1969.
Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. Вып.
1. - М.: Музгиз, 1963. - 488 с.
Ройтерштейн М. В помощь ладовому анализу // Сов. музыка. - 1966. -
№ 8. - С. 43-46.
Роллан Р. Музыканты прошлых дней. - Л.: Мысль, 1925.
Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. - Л., 1964.
Руссо Ж. -Ж. Об искусстве. - Л.; М.: Искусство, 1959.
Руссо Ж. -Ж. Избранные сочинения, т. 1. - М.: Госполитиздат, 1961.
Ручьевская Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования. -
Сов. музыка, 1975, № 5.
Рязанов П.. О соотношении педагогических воззрений и композиционно-технических
ресурсов Н.А. Римского-Корсакова // Римский-Корсаков и музыкальное образование.
- М.: Музгиз, 1959.
Сеченов И.М. Избранные сочинения. Т. 1. Физиология и психология. -
М., 1952.
Скворцова Л.А. О значении негармонических факторов формирования устоя
в классической ладотональности (на материале произведений венских классиков)
// Проблемы лада и гармонии. Сб. трудов. Вып. 55 / ГМПИ им. Гнесиных. -
М., 1981 (на обл. 1982). - С. 81-94.
Скребков С.С. Интонация и лад // С.М., 1967, № 1. - С. 89-94.
Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка,
1973.
Смирнов Г.А. Об исходных понятиях формальной теории целостности //
Системные исследования. - Ежегодник 1978. - М.: Наука, 1978. - С. 53-69.
Соколов Н. Имитации на cantus firmus: Пособие при изучении контрапункта
строгого стиля. - Л.: Издание гос. консерватории, 1928. - 62 с.
Спенсер Г. Научные политические и философские опыты, т. 1. - СПб, 1866.
Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. В лит. обработке Ю.Холопова.
- М.: Музыка, 1969. - 243 с.
Стогний И.С. О семантической многомерности музыкального произведения.
- Рукопись, 1996. - 14 с.
Стручалина Э.А . Роль гармонии в построении малой формы в песнях Шуберта
// Актуальные проблемы ладогармонического мышления. Сб. трудов. Вып. 63
/ ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1982. - С. 156-166.
Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. - Лейпциг: М.П.Беляев,
1909. - 451 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: Изд-во АПН
РСФСР, 1947. - 336 с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. - М.: Музыка, 1966. - 324 с.
Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. - М.: Музыка, 1965.
- 276 с.
Федорова Г.С. Ладовая система русской монодии. На материале нотолинейных
певческих книг: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1968. -
22 с. / Моск. гос. консерватория.)
Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность.
- Вып. 4. - М., 1966. - С. 216-329.
Холопов Ю.Н. Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции
и формообразования у Бетховена // Бетховен. Сб. статей. Вып. 1 / Ред. -сост.
Н.Л.Фишман. - М.: Музыка, 1971. - С. 333-369.
Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии //
Музыка и современность. - Вып. 8. - М.: Музыка, 1974а. - С. 229-277.
Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. - М.: Музыка, 1974б. - 288
с.
Холопов Ю.Н. Задания по гармонии. - М.: Музыка, 1983. - 287 с.
Холопов Ю.Н. Как петь новую музыку ХХ века. Опыт демонстрации методики
одноголосия // Воспитание музыкального слуха. - Вып.2. - М.: Музыка, 1985.
- С. 59-85. / МГДОЛ консерватория им. П.И.Чайковского.
Цуккерман В.А. Яворский - теоретик // Яворский: Воспоминания, статьи
и письма. - М.: Музыка, 1964.
Цуккерман 1967 = См. Мазель/Цуккерман 1967
Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии // Чайковский
П.И. Полное собрание сочинений. - Т. 3-а. Литературные произведения и переписка.
- М., Музгиз, 1957. - С. 3-162.
Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе / Учебно-методическое пособие. - М.:
Сов. комп., 1976. - 152 с.
Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М., 1973.
Этингер М.А. Раннеклассическая гармония: Автореф. дис. ... доктора
музыковедения. - М., 1981. - 41 с.
Работы на иностранных языках см. bg_ino
© Ю.
Бычков, 1997
E-mail:
yuri317@imail.ru