http://yuri317.narod.ru/sr/ww.htm
Юрий Николаевич БЫЧКОВ
О ДИАЛЕКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ
ЛАДА
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ
им. ГНЕСИНЫХ
Ю. БЫЧКОВ
О ДИАЛЕКТИКЕ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЛАДА
МОСКВА 1997
|
В книге рассматривается соотношение музыкальной интонации и лада - одной
из управляющих систем музыкального интонирования, что находится в прямой
связи с процессами порождения и восприятия музыкального текста. Основная
цель работы - показать, что рождение музыки происходит не по правилам музыкальной
грамматики, а в постоянном испытании ее "планом содержания", то есть духовной
стороной музыки. Основные положения, развиваемые в работе, имеют методологический
характер, они относятся не только к ладу, но могут быть экстраполированы
на проблему музыкального мышления в целом.
Печатается в соответствии с решением
редакционно-издательского совета
Российской академии музыки им. Гнесиных
Рецензент: канд. искусствоведения профессор Т. Е. Лейе
© Ю. Бычков, 1997 г.
|
От автора
-
Исследование, предлагаемое нами вниманию читателей, примыкает к нашей кандидатской
диссертации, защищенной в 1978 г., опирается на нее в методологическом
отношении и согласуется с ней в трактовке отдельных понятий и терминов,
не во всем совпадающей с общепринятыми. Это касается, прежде всего, центрального
понятия работы - лад, которое толкуется нами расширительно, включает в
себя не только звукорядно-мелодические, но и гармонические формы. Мы понимаем
под ладом особое свойство звукового материала, состоящее "в диалектическом
взаимопроникновении выразительности (информативности) и гармоничности (упорядоченности,
согласованности, стройности), в силу чего музыкальный материал приобретает
для человека значение эстетической ценности. ... Проявляясь в конкретном
музыкальной тексте и являясь его неотъемлемой характеристикой, лад выступает
вместе с тем как устойчивая и необходимая система высотных связей тонов,
иначе говоря сочетает в себе черты общего и индивидуального". Это приводит
к тому, что "в процессе музыкального интонирования диалектически взаимопроникают
развертывание и становление лада, сущность которых сводится, соответственно,
(1) к следованию определенным закономерностям построения звуковысотной
конструкции и (2) к их индивидуальному, порою неповторимому проявлению,
обусловленному влиянием интонационно-содержательных факторов. Это значит,
что лад не может быть однозначно задан; процесс музыкального интонирования
не сводится ни к следованию определенному образцу, ни к простой констатации
гармонических отношений в структуре звукового объекта, но представляет
собой активный поиск закономерностей, субъективную "гармонизацию" объективно
данного материала" (Бычков
Ю., 1987, с. 84).
-
-
Речь, таким образом, идет, прежде всего, о соотношении музыкальной интонации
(за которой стоит содержание музыки) и лада - одной из управляющих систем
музыкального интонирования. А это находится в прямой связи с вопросами
порождения и восприятия музыкального текста. Основное положение работы,
постоянно имеющееся в виду, состоит в том, что рождение музыки происходит
не по правилам музыкальной грамматики, а в постоянном испытании ее "планом
содержания", то есть духовной стороной музыки. Музыкальные грамматики не
живут сами по себе, они являются лишь способом (но способом очень активным)
осуществления художественно-образного мышления. Мы хотим понять не только
музыкальный текст, но, главным образом, те механизмы, с которыми связано
его возникновение.
-
-
Основные положения, развиваемые в работе, имеют методологический характер,
поскольку они, в сущности, относятся не только к ладу как способу организации
звуковысотной стороны музыкального интонирования, но могут быть экстраполированы
на проблему музыкального мышления в целом. Лад является своего рода поводом
для размышлений о некоторых существенных его сторонах. Не случайно поэтому
данная работа перекликается по своим идеям с некоторыми более ранними работами
автора, рассматривающими вопросы музыкальной формы, в частности с нашей
статьей 1983 г. (см. Библиографию).
-
Общетеоретический характер работы предполагает довольно весомую роль в
ней дедуктивных заключений. Вместе с тем мы опираемся на конкретные аналитические
материалы, некоторые из которых заимствованы нами из работ других авторов.
Это позволяет выйти на более высокий уровень обобщения и обеспечивают известную
меру "объективности" наших выводов.
-
-
Текст данной работы был, в основном, написан в 1987-92 годах по плану научной
работы ГМПИ им. Гнесиных. В текст включены также фрагменты, написанные
в более ранние годы (статья "Мелодическая линия и лад" была депонирована
в 1985 г.). Окончательная редакция текста проведена в 1996-97 годах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
1 раздел
Общие положения
Примечания к 1 разделу
2 раздел
Музыкально-интонационные факторы становления лада
Глубинные содержательные факторы становления лада
Мелодическая линия и лад
Степень гармонического напряжения созвучий и ее влияние на ладовую
организацию
Другие музыкально-интонационные факторы
Взаимодействие лада и гармонии с музыкальной формой
Дополнение 1
Дополнение 2
Примечания ко второму разделу
3 раздел
Внутриладовые межаспектные взаимодействия
Взаимодействие мелодических и гармонических закономерностей
Примечания к 3 разделу
4 раздел
Некоторые вопросы функционирования ладовых систем
Ладовые эталоны. Классификация ладов по степени их жесткости
Диалектика инерционного и инициативного начал в соотношении элементов
и целого
Структурные различия элементов, выполняющих различные функции
Соотношение структуры элемента и целого
Примечания к 4 разделу
Приложение I.
Спор Ж.-Ф. Рамо и Ж.-Ж. Руссо
Приложение II.
Об интонировании в напевах йеменских евреев
Вместо заключения
Библиография
Книга опубликована в авторской редакции
Лицензия ЛР N 040231 от 23 января 1992 г.
Российская академия музыки им. Гнесиных
Москва ул. Поварская 30/36
г
Ю. Бычков, 1997
Главная
страница
О
себе
Список
работ
Введение
в музыкознание
Музыкальная
эстетика
Ладовая
организация в музыке
Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика
Статьи
и лекции
Учебные
пособия
Воспоминания
E-mail:
yuri317@imail.ru
Предыдущая
страница | Следующая
страница