Юрий Николаевич БЫЧКОВ
 
 
О ДИАЛЕКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЛАДА
 
 
 
 
Вместо заключения
 
Проблема становления - развертывания лада далеко не исчерпывается описанными нами моментами. Ладовое становление происходит не только под влиянием глубинных содержательных факторов музыкального интонирования или таких домузыкальных факторов как речевая интонация, не только во взаимодействии с музыкально-интонационными факторами, такими как мелодическая линия, чередование степени гармонического напряжения созвучий (консонанс - диссонанс), не только в связи с музыкальным ритмом, музыкальной формой, но также в результате взаимодействий различных сторон и уровней самой ладовой организации. Такие элементы лада, как звукоряд, система устоев и неустоев, интервальный и интонационно-попевочный уровни ладовой организации  находятся между собой отнюдь не в жесткой связи, сами по себе образуют многозвенную систему взаимодействий, а это, естественно, ведет к возможности самых разнообразных вероятностно определяемых связей, непредсказуемых во всем их богатстве, оставляющих композитору (а вслед за ним и слушателю) широкое поле для творчества, для создания все новых и новых ладовых форм. При этом речь, конечно, должна идти именно о диалектике ладового становления и развертывания, поскольку новые ладовые формы возникают на базе уже утвердившихся закономерностей.
 
Особо в ряду межаспектных ладовых отношений  стоит взаимодействие мелодии и гармонии - двух важнейших форм проявления ладовых закономерностей и вместе с тем двух различных сторон ладовой организации, которые постоянно оплодотворяют друг друга, находясь в состоянии как противоречия, так и сотрудничества. Об этом многое было написано, но, думается, проблема еще не исчерпана, тем более что художественная практика постоянно дает новые примеры взаимодействия гармонических и мелодических сторон ладовой организации.
 
Среди многообразных форм взаимодействия мелодического и гармонического ладообразования может быть самой актуальной для исследователей остается проблема взаимодействия монодии и свойственных ей форм лада с различными гармоническими системами. Проблема эта тем более сложна и интересна, что она связана с вопросами межнациональных (и даже межрегиональных) художественных взаимодействий и тем самым выходит на уровень взаимовлияния различных музыкальных культур.
 
Проблема становления и развертывания лада может быть рассмотрена еще под одним углом зрения. Ведь факторами ладового становления являются не только внешние по отношению к ладу явления, не только различные компоненты и аспекты ладовой организации, но и целостные ладовые системы. Их развертывание в процессе музыкального интонирования является вместе с тем становлением новых ладовых форм, связано с обновлением музыкального языка, с его историческим развитием. Следовательно, проблема становления и развертывания лада соприкасается с вопросами традиций и новаторства в музыке.
 
И, наконец, следует сказать, что мера становления и развертывания лада в различных музыкальных стилях, в музыке разных эпох далеко не одинакова. На предыдущих страницах мы не раз по разным поводам отмечали это обстоятельство. Значение его трудно переоценить для понимания процессов музыкального творчества, для характеристики художественного мышления различных эпох, особенностей их эстетики. Мера становления и развертывания лада является также одной из основ классификации ладовых систем, определения их типа по степени свободы или жесткости организации.
 
Из сказанного вытекает, что мы должны будем вернуться к рассмотрению вопросов, частично поставленных или решенных в настоящей работе, раскрыть тезисно намеченные положения и показать их действие в анализах конкретных музыкальных примеров. Вместе с тем хочется отметить, что предпринятое нами обобобщенно-теоретическое, порою даже абстрактное рассмотрение проблемы становления и развертывания лада представляется нам не лишним - чтобы по настоящему понять конкретные музыкальные явления (в частности их звуковысотный строй), нужно отдавать себе отчет в том многообразии внутренних связей, которыми они характеризуются. Тем более, что мы хотим понять не только музыкальный текст, но главным образом те механизмы, с которыми связано его возникновение.
 
Завершая данный этап работы, еще раз подчеркнем широту поставленной проблемы и ее неисчерпанность рассмотренными нами ракурсами.
 
 
 

 
© Ю. Бычков, 1997
 

 


 

Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания
 
 

E-mail:
yuri317@imail.ru
 
 

Предыдущая страница  Оглавление  |  Следующая страница
 
 
 
Hosted by uCoz