Юрий Николаевич БЫЧКОВ
 
 
О ДИАЛЕКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЛАДА
 
 

 
 
 
 

Приложение II

 
 

Об интонировании в напевах йеменских евреев
 
 
 
 
В 1917 г. в Вене была издана книга А. Идельсона, посвященная религиозным напевам евреев [A. Idelsohn, 1917]. В качестве приложения в ней помещены расшифровки фонографических записей, сделанных в Иерусалиме примерно в 1910-1913 г. и хранившихся в Фонограмм-архиве Венской академии наук. Здесь приведены синагогальные мелодии (речитации Библии, молитвы), а также небольшое количество народных песен религиозного содержания йеменских, персидских и сирийских евреев, живших в то время в Иерусалиме закрытыми группами (землячествами) и сохранявшими в достаточной чистоте свои религиозные обряды.

Среди другого материала в книге приведены 27 напевов йеменских евреев - народа, с незапамятных времен кочевавшего по Аравийскому полуострову. Йеменские евреи мало входили в соприкосновение с другими евреями и никогда не испытывали их прямого влияния. Несомненно, что они сохранили в своем религиозном обиходе весьма древние формы музицирования.

Об этом свидетельствует, в частности, ладовая структура напевов - большей частью они узкообъемны и не достигают октавного амбитуса. Их вряд ли стоит подводить под развитые ладовые формы ближневосточной музыки и целесообразно провести их непредвзятый интонационный анализ. Специальная цель нашего исследования состоит в том, чтобы показать роль акустического фактора (подчинение интонирования натуральному обертоновому звукоряду) в становлении фиксированной величины интервалов. Расшифровки А.Идельсона представляют с этой точки зрения особую ценность, поскольку в них указывается в центах (по отношению к звуку ми первой октавы) высота каждого звука. Мы анализируем, в основном, интонирование двух интервалов - терций и кварт, выдвигая и подтверждая гипотезу, согласно которой интонирование терций в архаических напевах не подчиняется влиянию фактора акустического родства звуков, в то время как на интонирование кварт (прежде всего имеющих опорное ладовое значение) этот  фактор оказывает существенное воздействие. В процессе анализа мы не дифференцируем напевы различных жанров, поскольку ладовый строй и характер интонирования напевов различного рода не имеют принципиальных различий.

Проанализируем сначала интонирование терции.

Среди мелодий, приведенных в книге А. Идельсона, мы встречаем два напева в терцовом ладу с опорным тоном внизу, два напева в объеме терции с опорным тоном в середине, три напева в терцовом ладу с вводным тоном и три напева в терцовом ладу с субквартой (или с вводным тетрахордом). Материал не столь обширный, но достаточно показательный.

В напевах с опорой на нижний звук терция имеет значения 239 центов и 306 центов (Platten/пластинки 19511 и 1669).

Пример 37. а) Platte 1951. Pentateuchvortrag (терцовый лад2).

 б) Platte 1669. Propheten-Rezitation (терцовый лад)

Первое значение - интервал средний между большой секундой (204 цента) и малой терцией (316 центов по чистому строю); второе значение - довольно точная малая терция. Определенный интерес представляет собой рассмотрение состава этих терций. Терция 239 центов слагается из секунд 133 цента и 106 центов - интервалов в большей или меньшей мере превышающих полутон (90 центов в пифагорейском строе). Но это тем не менее терция, ибо она есть результат двух поступенных ходов, которые нельзя считать хроматическими (по отношению к мелодиям столь архаического звучания говорить о хроматизме в современном понимании этого термина было бы неправомерно). И секунды, и терции здесь состоят из акустически неродственных звуков; их величина определяется только уровнем изменения напряжения голосовых связок в процессе интонирования, что в свою очередь зависит от эмоционального тонуса исполнителя.

Малая терция, которая интонируется в напеве Platte 1669 (пример 37б) делится на секунды еще более "экзотическим" способом. Нижняя секунда (248 центов) больше терции предыдущего напева, а верхняя равна примерно четверти тона (58 центов). Это говорит о ином динамическом качестве, об ином эмоциональном тонусе при исполнении этого напева, являющегося по своей ладовой конструкции сходным с предыдущим.

Другой тип терцового лада, представленный в напевах йеменских евреев - лад с опорой на средний тон (с опеванием устоя). В напеве Platte 1194 верхняя секунда - идеальный целый тон по темперированной системе (200 центов). Нижний вводный тон отстоит от центральной опоры на 131 цент, что значительно превышает полутон. В результате опевающая терция оказывается равной 331 центу, что ближе всего к нейтральной терции.

Пример 38. Platte 1194. Lied-Weise (терцовый лад с опорой на средний тон)

Второй напев в ладу такой конструкции (Platte 1195) демонстрирует неустойчивость интонирования в процессе его исполнения. Более или менее устойчивое соотношение вводного звука и опорного тона дает значение 137 центов. Но верхний неустойчивый звук отстоит от опоры то на 163 цента (нейтральная секунда), то на 281 цент (почти малая терция). В результате опевающая терция оказывается то малой (300 центов), то большой (418 центов). Близость этих терций современным значениям темперированного строя - случайность. Свидетельство тому - колебания этой терции в данном напеве, что надо, конечно, увязывать с колебаниями значения терций в других напевах.

Обратимся к терцовому ладу с вводным тоном (Platten 1165, 1166, 1163; сюда примыкает Platte 1664, в котором терцовый напев солиста сдвигается в хоровом ответе на кварту вниз).

 Пример 39. а) Platte 1163. Klagelliedweise.

б) Platte 1664. Die Weise des Priestersegens.

 
 

Верхняя терция от опорного звука интонируется здесь самым различным образом: Platte 1165 - 231, 180, 284, 319 центов; Platte 1166 - 250, 172, 170 центов; Platte 1163 - 171, 214, 222 цента; Platte 1664 - 261, 242, 285 центов. Одни из этих интервалов лежат на уровне малой терции, другие значительно меньше ее, а некоторые из этих терций имеют значения 170-180 центов, т.е. не достигают размеров большой секунды. И все же это терции: это подтверждается тем, что они возникают как варианты других интервалов, близких к звучанию современной темперированной терции, и, главное, тем, что они представляют собой третью ступень от исходного нижнего опорного звука.
Опевающие терции в этом ладу имеют значения 343 (Platte 1165), 388 (Platte 1166), 409 и 389 центов (Platte 1163 - пример 39а). Как видим, они лежат в довольно узкой зоне, в основном близки к большой терции (что, кстати говоря, довольно странно, так как вводный звук обычно имеет тенденцию сблизиться с опорным). Но все же между крайними значениями этих терций разница 66 центов - больше, чем четверть тона.

И, наконец, терцовый лад с субквартой (или с вводным тетрахордом). Platten 1168, 1169а, 1169b, 1949 дают соответственно следующие значения терций на опорном звуке: 243 центов (157 + 88), 238 центов (143 + 95), 403 цента (значение второй ступени не дано), 357 центов (229 + 128):

Пример 40. а) Platte 1168 (терцовый лад с субквартой )

б) Platte 1949. Religio:ses Lied (терцовый лад с субквартой3)

Снова мы видим основательный разнобой в значениях и терций, и секунд. Терции есть предельно малые (лишь на четверть тона превышающие большую секунду), нейтральная, большая. Причем большая терция (403 цента) исполняется в напеве 1169b, являющемся вариантом напева 1169а, где терция равна лишь 243 центам. Секунды, составляющие терцию, также весьма разношерстны. Есть близкие полутону, есть нейтральные (преобладают), встречается секунда, превышающая целый тон.

Что касается опевающих терций, то они могут быть определены лишь в двух случаях - Platten 1168 (пример 40а), 1169а (в других случаях А.Идельсон не дал значения тонов, которые необходимы для вычисления). В этих напевах опевающие терции равны 259 и 286 центам. Вторая близка, а первая почти на четверть тона меньше малой терции. Вводная терция (между нижней квартой и вводным тоном) во всех напевах с вводным тетрахордом отсутствует как непосредственно интонируемый интервал. Но интересно, что значение этой терции в звукоряде (во всех трех случаях, где их можно высчитать) недвусмысленно указывают на большую терцию: 397 цента (Platte 1168), 396 цента (Platte 1169), 387 центов (1169b). Это, вероятно, результат влияния кварты, об интонировании которой в напевах йеменских евреев речь будет идти далее.

Подведем некоторые итоги по интонированию терции в проанализированных напевах.

Вот ряд значений опорной терции (между опорным тоном и третьей ступенью): 170, 171, 172, 180, 214, 222 // 231, 238, 239, 242, 243, 250, 261 // 284, 285, 306, 319, 367, 403. Здесь встречаются интервалы, близкие к современной большой секунде, промежуточные между большой секундой и малой терцией, есть интервалы, близкие к малой терции, а два значения приближаются к большой терции. В опевающих терциях картина несколько иная: 259, 286, 300, 331, 343, 388, 389, 409, 418. Здесь нет предельно малых терций. Приведенный ряд лежит, в основном, в пределах между малой и большой терциями. О вводной терции мы писали несколько ранее.
Какие выводы можно сделать на основе этого материала? Первый и важнейший вывод - недейственность для этих терцовых образований акустического фактора. В противном случае мы должны были бы наблюдать безусловное преобладание больших терций, особенно в группе опорных интервалов (на опорном звуке лада), которые в большей мере требуют акустического совершенства, соподчинения. Но лишь исключительные динамические условия привели к возникновению больших терций в двух случаях из девятнадцати, причем значения их (367 и 403 цента) отнюдь не близки к большой терции по натуральному звукоряду (386 центов). В группе опорных терций не так много и малых терций (316 центов по натуральному звукоряду). Преобладают интервалы более мелкие, лежащие в зоне большой секунды и несколько выше ее. Среднее значение опорной терции 252,5 цента - как раз между малой терцией и большой секундой по темперированному строю.

Несколько иная картина в опевающих терциях. Большинство их них группируется в зоне малой и большой терций. Это говорит о том, что терция формируется в йеменских напевах как интервал неустойчивый, окружающий устой или (вводная терция) прилегающий к нему. Таков второй вывод.

Чем это вызвано, сказать трудно. Почему секунды, идущие вверх от тоники более мелкие и дают преимущественно такие терции, которые не достигают уровня малой? Почему, с другой стороны, секунды, окружающие устой, слагаются в более широкий интервал? Имеют здесь значение тесситурные условия или собственно ладовые (отклонения от устоя вверх и вниз, второй шаг в сторону от устоя)? Для ответа на эти вопросы требуются дополнительные размышления и более пристальное изучение материала. И, наконец, напомним, что вводная терция - по тем немногочисленным примерам, где она имела место - большая. Это явление весьма показательно. Ведь и в европейской тональной музыке вводная терция (V - VII ступени лада) не только в мажоре, но и в гармоническом миноре (вопреки стремлению к акустическому подобию главных трезвучий) обычно оказывается большой.

Другая группа йеменских напевов построена а ладах с относительно большим количеством звуков над нижним опорным тоном. Сюда можно отнести:

1) напевы терцовой опоры с прилегающей к ней четвертой ступенью: 3 + 2 (в таких напевах встречается порою и вводный звук);

2) квинто-трезвучные напевы (пентахорд);

3) напевы тетрахордные (квартовая рамка лада).

Напевы первой группы - терцовые с прилегающей четвертой ступенью - (Platten 1161, 1164, 1662, 1667 - см. пример 41) имеют следующие значения опорных терций: 299 (159+140) и 376 (286+90), 382 (228+154), 323 (118+205), 287 (226+61).

 Пример 41. а) Platte 1164. Hoheliedweise.

б) Platte 1662. Volkslied.

в) Platte 1667. Lied-Weise (терцовый лад с прилегающей IV ступенью или с вводным тоном)

В пентахордах (Platten 1170, 1167, 1947b, 1948, 1666a) образуются следующие терции: на первой ступени 277 (186+91), 322 (второй ступени в напеве нет), 358 (174+184), 266 (значение второй ступени не дано), 230 (151+79); на третьей ступени 284 (139+145), 356 (214+142), 256 (92+164), 332 (174+158) (Platte 1666a значения IV и V ступеней не дано). И, наконец,  напевы  в опорной  кварте  (Platten 1950, 1947a - см. пример 42) имеют значения терций на первой ступени 418 (164+254), 344 (132+212) и 274 (132+142) и на второй 333 (254+79), 324.

Пример 42. Platte 1950. Religio:ses Volkslied.

Первое, что здесь обращает на себя внимание, это отсутствие предельно малых терций. В этой группе напевов безусловно преобладают малые терции, но встречаются нейтральные и большие. Интересно, что многие малые терции слагаются из двух  нейтральных  секунд  (около 150 ц.).  Нейтральные секунды являются одним из слагаемых и в нейтральных и больших терциях.

Сделанный нами ранее вывод о недейственности акустического фактора на размер терцового  интервала эти дополнительные данные не меняют.

Теперь рассмотрим интонирование кварты. В напевах с субквартой (Platten 1168, 1169а, 1169b, 1949 - см. пример 40) субквартовая интонация (крайние звуки вводного тетрахорда) имеет значения 495, 539 (547), 510, 498 центов. Если из этого ряда исключить значение кварты в напеве Platte 1169а (539, 547 центов), являющемся вариантом напева 1169b, где кварта (510 центов) лишь на 12 центов больше натуральной кварты, то мы получим довольно точное совпадение остальных значений субквартовой интонации с пифагорейской квартой. Значение 498 центов - это идеально чистая кварта. Кварта 495 центов не отличима от нее на слух (порог различения даже для примы составляет 5-6 центов). Кварта 510 центов - тоже довольно чистый интервал. Во всяком случае современный высоко развитый слух как кварту оценивает мелодические интервалы, достигающие 530 центов. Как видим, даже значения 539 и 547 центов не так уж далеки от верхней квартовой границы. Интонирование субкварты достаточно определенно демонстрирует непосредственную зависимость квартового интервала от акустических данных.

К приведенным примерам можно добавить тетрахордный напев Platte 1950 (см. пример 42), где значение кварты 497 (c-f) и 496 (cis-fis) центов. Эти абсолютно чистые кварты звучат в напеве несмотря на то, что в процессе его исполнения певец на полутон завысил строй. Другой напев в тетрахорде (Platte 1947a) дает значение кварты лишь 452 цента, что не укладывается, конечно, в зону кварты. Но напев этот не показателен, т.к. в нем нет квартового хода, кварта достигается в поступенном движении, что, безусловно, и повлияло на столь низкий уровень верхнего звука тетрахорда.

В примерах, где кварта не является опорой, а имеет подчиненное значение, картина совсем иная.

К тетрахордным напевам приближаются по своей ладовой структуре терцовые напевы с прилегающей четвертой ступенью (Platten 1667, 1164, 1161 - см. примеры 41в и 39б). Значения кварт здесь 460, 470, 392 (уменьшенная), 508, 481 цент. К этим напевам добавим Platte 1163 (терцовая опора с прилегающими звуками с обеих сторон), где кварта на первой ступени составляет 488 центов, а на вводном звуке - 481. В терцовых напевах с вводным тоном - тоже в тетрахорде - (Platten 1165, 1666, 1664 - см. пример 39б) кварта на вводном звуке равна 445, 456, 548 центам.

Значения кварт в пентахорде (Platten 1170, 1167, 1947b, 1948, 1666a) следующие: на первой ступени - 416, 536, 450, 440 центов; на второй ступени (Platte 1947b) - 440 центов; на третьей ступени - 496; на вводном звуке - 495 ц. (Platte 1170), 453 (Platte 1948), 524 ц. (Platte 1666a).

В результате мы получаем следующий ряд неопорных кварт: на первой ступени - 392, 416, 440, 450, 460, 470, 481, 488, 508, 536 центов; на вводном звуке - 445, 453, 456, 481, 495, 524, 548. Объединив эти ряды и добавив к ним значения кварт на второй и третьей ступенях в пентахорде получим следующий ряд: 392, 416, 440, 440, 445, 450, 453, 456, 460, 470, 481, 488, 495, 496, 508, 524, 536, 548 центов .

Попробуем в нем разобраться. Прежде всего отбросим крайние значения (396, 416 и 536, 548 центов). Они могли быть более или менее случайными. Кроме того, минимальные значения кварты не обязательно относить к чистой кварте, они могли играть роль уменьшенной кварты (характерный для музыки Ближнего Востока лад саба с нейтральной секундой и малой терцией).

Но и оставшийся ряд кварт отнюдь не свидетельствует о том, что в его середине, приближающейся к значению пифагорейской кварты, есть какое-либо "сгущение". Отметим также, что приведенный ряд имеет довольно равномерные промежутки, периодичность которых ни в какой части ряда не нарушается. На основании изложенного можно сделать вывод: кварта, возникающая в результате секундовых завоеваний и не являющаяся устойчивой опорой, рамкой лада, не "тяготеет" к акустической чистоте. Акустическое совершенство или несовершенство этого интервала оказывается для данного случая безразличным. Эстетическое и конструктивное значение такой кварты основывается не на постижении акустического родства звуков, а на чисто динамической основе.

Приведенный ряд значений кварт (помимо крайних) распадается на два участка. Один из них - в зоне собственно кварты (470 - 508 центов), другой - в пределах 440 - 460 центов. Причем в этом втором участке наблюдается самая большая "густота" значений кварт: в диапазоне 20 центов - 7 значений, с "интервалами" от 0 до 5 центов. Это "сгущение" представляется довольно естественным. Помимо значений, близких к акустически чистой кварте, именно несколько уменьшенная кварта и должна была иметь место в тех ладовых формах, которые нами рассматриваются. Имеем ли мы дело с неустойчивой четвертой ступенью, прилегающей к третьей, или с вводным звуком, тяготеющим в устой, - и в том, и в другом случае должно произойти уменьшение кварты на основе интонационного закона, по которому звук, движущийся вниз, понижается, а звук, движущийся вверх, наоборот, повышается.

Не исключено, что кварта, получившая относительно точное акустическое определение в напевах с субквартой и в тетрахорде с опорной квартой и на этой основе осознанная как интервал определенной ширины, в напевах, где кварта не имела опорного значения, под влиянием конкретных интонационных условий суживалась и, сохраняя свою ступеневую индивидуальность, получала иную "интонацию" (в гарбузовском понимании этого термина). Кварта, как и терция, в этих напевах оказывается "суммой секунд". Но помимо этого действует и иной фактор, акустический, проявляющийся опосредованно, через выработанную в иных ладовых условиях квартовую интонацию.
Кварта повлияла и на терцию. В терцовых напевах с прилегающей четвертой ступенью опорная терция - более или менее стабильная малая: 299, 276, 286, 323, 287 центов (Platten 1161, 1162, 1164, 1667). А в напеве Platte 1164 терция большая - 382 цента.
 

Примечания к Приложению II

1. В этом напеве периодически появляются орнаментирующая кварта и даже квинта от опорного звука, но в расшифровке не приведены их точные высотные значения.

2. Знаки "х" и "-" в нотном тексте обозначают повышение или понижение звука менее чем на полтона.

3. В некоторых фрагментах напева субкварта заполняется промежуточными тонами тетрахода.
 

© Ю. Бычков, 1997
 

 


 

Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания
 
 

 
 
 
 
 

E-mail:
yuri317@imail.ru
 
 
 

Предыдущая страница  |  Оглавление  |  Следующая страница
 
 
Hosted by uCoz