Министерство культуры Р С Ф С Р

Государственный музыкально-педагогический

институт имени Гнесиных

 

 

 

Ю. Н. БЫЧКОВ, З. И. ГЛЯДЕШКИНА

 

 

ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ Б. ЯВОРСКОГО

 

 

Лекция по курсу

"Музыкально-теоретические системы"

(Специальность № 17.00.02 Музыковедение)

 

 

Москва 1984

 

 

В работе оценивается роль теории Яворского в развитии отечественного музыкознания. Особое внимание уделяется структуре ладообразований и соотношению ладогармонической устойчивости и неустойчивости в масштабах целого произведения (шесть принципов конструкции). Рассматриваются психолого-эстетические аспекты теории Б. Л. Яворского. Анализируется его понимание природы лада, роль ладовой настройки в процессе музыкального восприятия и мышления, значение лада для музыкальной выразительности

 

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных

 

Редактор кандидат искусствоведения Э. П. Федосова

 

© Издание Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1984

 

03

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Деятельность Болеслава Леопольдовича Яворского[1] - одного из выдавшихся музыкантов-теоретиков первой половины XX века - сыграла важную роль в становлении и развитии советского музыкознания. Труды его, богатые новыми, порою неожиданными идеями, активизировали мысль музыкантов, помогали находить решение тех или иных проблем.

Круг научных интересов Яворского был очень широк. Его волновали вопросы истории музыки и современность, социология музыкального искусства, проблемы музыкального мышления и восприятия, выразительные средства музыки и организация музыкального произведения. Но основное внимание Яворский сосредоточил на проблеме лада.

Им была разработана оригинальная система ладов, в которой впервые в истории русского музыкознания была теоретически преодолена монополия мажоро-минорной тональности и учтены отдельные явления современной ему художественной практики (в частности, сложные ладовые образования в музыке Н. Римского-Корсакова и А. Скрябина). Одним из первых Яворский признал возможность диссонирующей тоники. Проведя анализ "связного ладогармонического целого", Яворский пытался обосновать целостность музыкальной формы с точки зрения ладовых отношений. В работах 20-х годов Яворский обращается к психологическим и эстетическим вопросам лада, исследуя их на примере восприятия мелодии.

Сложная и противоречивая теоретическая концепция Б. Яворского лишь частично изложена в его опубликованных работах. Отдельные ее стороны нашли достаточно полное отражение в книге С. Протопопова (27), изданной под редакцией Яворского. Анализ основных положений теории Яворского содержится во второй частя "Очерков по истории теоретического музыкознания" Л. Мазеля и И. Рыжкина (25), в статье В. Цуккермана (11, с. 173-206).

Но не все разделы теории Яворского получили достаточное освещение в нашей литературе. Это делает необходимым дальнейшее изучение концепции Яворского, осмысления и развития глубоких идей, заложенных в его работах.

04

Настоящая лекция, предназначенная для студентов историко-теоретических факультетов музыкальных вузов, написана по материалам работ Б. Яворского, книг, изданных под его редакцией, воспоминаний современников и архива Яворского, хранящегося в Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

В лекции излагаются основные положения теории Яворского по вопросам лада и гармонической структуры музыкального произведения, даются их анализ и оценка. Если разработанная Яворским система ладов более или менее известна, то взгляды исследователя на целостное музыкальное произведение с точки зрения соотношения в ней гармонической устойчивости и неустойчивости известны очень узкому кругу специалистов, поскольку основные работы Яворского, посвященные этому вопросу, не были опубликованы и содержащиеся в них мысли впервые вводятся в обиход нашего музыкознания.

Аналогичным образом обстоит дело в отношении психолого-эстетических взглядов Яворского на проблему лада. Ценные мысли, "рассеянные" в работах, которые давно стали библиографической редкостью, оказались мало доступными не только студентам, но также значительной части специалистов. Между тем понимание Б. Л. Яворским природы лада, роли ладовой настройки в процессе ладового восприятия и мышления, значения лада для музыкальной выразительности - все эти вопросы не потеряли своей актуальности. Более того, ознакомление с идеями Яворского может послужить основой для творческих поисков в области теории лада и гармонии, дальнейшее развитие которой возможно лишь при учете психологических и эстетических факторов.

 

# 25.II.1984

 

Содержание

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/tipreslowie.htm

- Титул. Предисловие

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/psyest.htm

- Бычков Ю.Н. Психолого-эстетические проблемы теории лада

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/lady.htm

- Глядешкина З.И.. Лады Яворского

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/construction.htm

- Глядешкина З.И. Учение о конструкции музыкального произведения

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/bio.htm

- Биографическая справка

 

http://yuri317.narod.ru/lad/javorsky/lit.htm

- Литература

 

 

Следующий

 

На сайт Ю. Н. БЫЧКОВА

 

                                          

 

Главная страница  

О себе  

Список работ  

Введение в музыкознание  

Музыкальная эстетика  

Ладовая организация в музыке  

Гармония и музыкальная форма  

Музыкальная педагогика  

Статьи и лекции  

Учебные пособия  

Воспоминания

 

 



[1] Биографическая справка дана в конце лекции (см. с. 47).

 

Hosted by uCoz