Возьмем, к примеру прерванный оборот. Важнейший его
аспект - уклонение от обычного пути развития, проявление инициативного
начала. Но структура прерванных оборотов подчиняется устоявшимся нормам
и правилам. Столь же закономерно и место прерванных оборотов в музыкальной
форме. Это позволяет слушателю угадывать возможность прерванного оборота,
воспринимать его не вопреки ладовой установке, а в ее рамках. Возникает
интересная ситуация: прерванный оборот одновременно мыслится как уклонение
от естественного в данном стиле движения и как закономерная, конструктивно
ясная аккордовая последовательность. Сказанное особым образом обнаруживается
в историческом развитии прерванного оборота. Если у Гайдна он лишь начинает
отделяться от прерванной каденции и изредка употребляется в начале темы
(Соната № 7 D dur, ч. II), то в музыке Моцарта и, особенно, Бетховена такое
его применение становится более частым [Глядешкина
З., рукоп., с. 15]. Следовательно, инициативность прерванного оборота
несколько притупляется, и он все больше и больше становится нормативным
гармоническим средством. К этому следует добавить, что подобная переоценка
прерванного оборота могла быть обусловлена активизацией модальных установок
в рамках классической гармонии. Аналогичным образом можно истолковать широкое
использование прерванных оборотов композиторами-романтиками (Р.Вагнер и
др.).
Другая сторона классической гармонии, в которой ясно
обнаруживается единство инициативного и инерционного моментов, - это модуляция.
То, что модуляция (отклонение, тональное сопоставление) представляет собой
инициативный момент ладового становления и развития, - это ясно по определению.
Но модуляционные процессы не произвольны, а подчиняются стилистически определенным
закономерностям. Они так же вероятностно предсказуемы, предслышимы. Во
всяком случае, мы осознаем их как закономерные и естественные. Это говорит
о том, что в модуляции наряду с инициативностью проявляется инерционное
начало ладогармонического процесса.
|
E-mail:
yuri317@imail.ru
Оглавление
| Следующая страница