Первый раздел пособия посвящен, в основном, изучению
ряда ладов восточной музыки. Методическую целесообразность включения этого
материала в настоящее Пособие мы обосновали в Методическом очерке.
Диктант № 1. Написан в ладу нихауенд. Сочетает эпизоды в натуральном миноре и в параллельном гармоническом мажоре, что привносит в звукоряд интервал уменьшенной октавы. Помимо интонаций, связанных с пониженной шестой ступенью мажора, восточный колорит создается и другими характерными мелодическими оборотами.
Диктанты №№ 2 и 3. Написаны в ладу хиджез (доминантовый
лад гармонического минора). Характеризуются интонациями увеличен-ной секунды,
а также мелизматическим дроблением ряда сильных долей.
+
Диктанты №№ 4 и 5. Написаны в ладу накрис; по звуковому составу он равен ладу хиджез, но опорным звуком его является звук до, а не ре. Это своего рода дорийский лад с четвертой повышенной ступенью или субдоминантовый лад гармонического минора.
Диктант № 6. Написан в ладу хиджез-кар, который включает в себя две увеличенные секунды (между второй и третьей ступенями, а также между шестой и седьмой) и характеризуется периодическим понижением пятой ступени.
Диктант № 7. Сочетает в себе эпизоды, написанные в ладу накрис, с эпизодами в ладу саба. Лад саба (c - des - es - fes) в подлинном арабском интонировании включает в себя нейтральную вторую ступень (звук, промежуточный между des и d), которая не может быть воспроизведена на инструментах с равномерной европейской темперацией. Использование целого ряда низких ступеней (II, III, IV) представляет специфическую трудность для учащихся. Особенно важно преодолеть слышание четвертой пониженной ступени как мажорной терции от нижнего звука. Такой звукоряд близок отдельным явлениям в европейской профессиональной музыке XX века.
Диктант № 8. Этот диктант несколько проще других.
Его ладовая структура представляет собой гексахорд, состоящий из сцепления
малой терции и двойственного (с увеличенной секундой) тетрахорда (термин
Х.Кушнарева). Внешнее сходство этого лада со звукорядом гармонического
мажора без двух нижних ступеней не должно вводить нас в заблуждение. Звук
ми
является в этом ладу основным устоем, а не терцовым тоном. Хотя людям,
воспитанным в системе мажороминорных звуковых представлений, и трудно
отрешиться от такого слышания данных звуковых отношений, следует все же
попытаться перестроиться и ощутить тоникальность нижнего тона звукоряда.
В процессе подготовки к написанию диктанта целесообразно
поработать над интервалом ум. кварты (ми - ля бемоль).
Диктант № 9. Написан в ладу, представляющем сцепление двух тетрахордов - дорийского и двойственного с тоникой в середине звукоряда. Некоторую дополнительную трудность представляет периодическая смена трехдольного размера на четырехдольный.
Диктант № 10. Здесь впервые встречается уменьшенная октава. В данном случае она образуется между двумя вариантами шестой ступени лада - дорийской внизу и эолийской вверху. Заметных трудностей осмысление этого перечения не должно представлять для учащихся. Но обратить их внимание на эту особенность ладовой структуры напева до (или после) написания диктанта необходимо.
Диктант № 11. Характерной его особенностью является сочетание миксолидийского лада в нижнем регистре с минорной терцией верхнего регистра, возникающей как чистая кварта от седьмой ступени. Интонационная естественность этой уменьшенной октавы несомненна. Но учащиеся должны отметить и осознать ладовую специфику мелодии.
Диктант № 12. Ладовая структура данной мелодии - яркая иллюстрация квартовой периодичности армянской ладовой системы. Двойственный тетрахорд нижнего регистра сцепляется с двумя лежащими над ним фригийскими тетрахордами, что создает весьма оригинальную ладовую структуру. Перед написанием диктанта целесообразно теоретически и в интонационных упражнениях проработать его звукоряд, обратить внимание на своеобразие возникающих в нем интервалов. Учащимся небезынтересно будет узнать также об одной из особенностей звукорядов, состоящих из ряда тетрахордов, а именно о наиболее характерном месте в них основного устоя - на стыке нижнего и среднего тетрахордов.
Диктант № 13. Звукорядная основа этого диктанта практически та же, что и в предыдущем, но интонационная острота его несколько выше. Здесь более ясно выделяется V пониженная ступень (т. 2), интервал уменьшенной терции между VII высокой и II низкой ступенями (т. 3) и, наконец, непосредственное сопряжение V и V пониженной ступеней в конце диктанта. Все эти интонационные особенности должны быть проработаны до записи диктанта.
Диктант № 14. Oсновная интонация, проработка которой является целью данного диктанта (соотношение двух вариантов шестой ступени), уже встречалась в диктанте № 10. Но здесь она дана в более обнаженном и обостренном виде. Ее следует специально проработать перед написанием диктанта, выделив, в частности, уменьшенный октаккорд ми - соль - си-бемоль - ми бемоль, состоящий из уменьшенного трезвучия и уменьшенной октавы (характерный хачатуряновский аккорд). Дополнительные трудности данного диктанта - ряд альтерированных звуков (ре-бемоль и соль-бемоль), а также переменность размера, возникающая в результате разнодлительного заполнения высотного пространства поступенным движением.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Последнее обновление 8.06.04