Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Раздел первый

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ


    Первый раздел пособия посвящен, в основном, изучению ряда ладов восточной музыки. Методическую целесообразность включения этого материала в настоящее Пособие мы обосновали в Методическом очерке.
 

Диктанты в арабских ладах

    Диктанты №№ 1 - 7 написаны в арабских ладах нихауенд, хиджез, накрис, хиджез-кар и саба (см. Приложение 1). Выбор этих ладов обусловлен тем обстоятельством, что их звуковой состав хотя бы приблизительно может быть воспроизведен в условиях европейской темперированной системы. Среди специальных трудностей этой серии диктантов - своеобразные интервальные отношения между ладовыми ступенями. Это касается, в частности, интервала увеличенной секунды, который - помимо привычной для европейского слуха позиции между шестой и седьмой ступенями - может встретиться на второй и третьей ступенях. Соответственно этому лады хиджез и накрис приобретают оттенок доминантового и субдоминантового лада (по отношению к гармоническому минору). Это кажущееся смещение ладового устоя желательно преодолеть в процессе работы над данными ладами, поскольку оно не соответствует подлинному слышанию ладовых отношений, положенных в основу предлагаемых для записи мелодий.
    Преодоление традиционных ладовых представлений вообще является основной задачей, стоящей перед учащимися при работе над диктантами в арабских ладах.

    Диктант № 1. Написан в ладу нихауенд. Сочетает эпизоды в натуральном миноре и в параллельном гармоническом мажоре, что привносит в звукоряд интервал уменьшенной октавы. Помимо интонаций, связанных с пониженной шестой ступенью мажора, восточный колорит создается и другими характерными мелодическими оборотами.

    Диктанты №№ 2 и 3. Написаны в ладу хиджез (доминантовый лад гармонического минора). Характеризуются интонациями увеличен-ной секунды, а также мелизматическим дроблением ряда сильных долей.
+


    Диктанты №№ 4 и 5. Написаны в ладу накрис; по звуковому составу он равен ладу хиджез, но опорным звуком его  является звук до, а не ре. Это своего рода дорийский лад с четвертой повышенной ступенью или субдоминантовый лад гармонического минора.


    Диктант № 6. Написан в ладу хиджез-кар, который включает в себя две увеличенные секунды (между второй и третьей ступенями, а также между шестой и седьмой) и характеризуется периодическим понижением пятой ступени.

    Диктант № 7. Сочетает в себе эпизоды, написанные в ладу накрис, с эпизодами в ладу саба. Лад саба (c - des - es - fes) в подлинном арабском интонировании включает в себя нейтральную вторую ступень (звук, промежуточный между des и d), которая не может быть воспроизведена на инструментах с равномерной европейской темперацией. Использование целого ряда низких ступеней (II, III, IV) представляет специфическую трудность для учащихся. Особенно важно преодолеть слышание четвертой пониженной ступени как мажорной терции от нижнего звука. Такой звукоряд близок отдельным явлениям в европейской профессиональной музыке XX века.

Диктанты в армянских ладах

    Следующая группа диктантов (№№ 8-14) написана в ладах армянской народной музыки (см. Приложение 2). Система армянских ладов опирается, как известно, на звукоряд из соединенных тетрахордов. Помимо квартовой периодичности его отличительной особенностью является несовпадение функций звуков, отстоящих на октаву. Другая, не менее заметная особенность этой системы - интервал уменьшенной октавы, возникающий на каждой  третьей ступени ионийского тетрахорда (и, соответственно, на каждой второй ступени дорийского, на первой ступени фригийского тетрахорда). Этот интервал и привлекает прежде всего наше внимание, поскольку его освоение может существенно расширить слуховой горизонт учащихся, помочь им в дальнейшем в овладении рядом характерных интонаций музыки ХХ века.

    Диктант № 8. Этот диктант несколько проще других. Его ладовая структура представляет собой гексахорд, состоящий из сцепления малой терции и двойственного (с увеличенной секундой) тетрахорда (термин Х.Кушнарева). Внешнее сходство этого лада со звукорядом гармонического мажора без двух нижних ступеней не должно вводить нас в заблуждение. Звук ми является в этом ладу основным устоем, а не терцовым тоном. Хотя людям, воспитанным в системе мажороминорных звуковых представлений, и трудно  отрешиться от такого слышания данных звуковых отношений, следует все же попытаться перестроиться и ощутить тоникальность нижнего тона звукоряда.
    В процессе подготовки к написанию диктанта целесообразно поработать над интервалом ум. кварты (ми - ля бемоль).

    Диктант № 9. Написан в ладу, представляющем сцепление двух тетрахордов - дорийского и двойственного с тоникой в середине звукоряда. Некоторую дополнительную трудность представляет периодическая смена трехдольного размера на четырехдольный.

    Диктант № 10. Здесь впервые встречается уменьшенная октава. В данном случае она образуется между двумя вариантами шестой ступени лада - дорийской внизу и эолийской вверху. Заметных трудностей осмысление этого перечения не должно представлять для учащихся. Но обратить их внимание на эту особенность ладовой структуры напева до (или после) написания диктанта необходимо.

    Диктант № 11. Характерной его особенностью является сочетание миксолидийского лада в нижнем регистре с минорной терцией верхнего регистра, возникающей как чистая кварта от седьмой ступени. Интонационная естественность этой уменьшенной октавы несомненна. Но учащиеся должны отметить и осознать ладовую специфику мелодии.

    Диктант № 12. Ладовая структура данной мелодии - яркая иллюстрация квартовой периодичности армянской ладовой системы. Двойственный тетрахорд нижнего регистра сцепляется с двумя лежащими над ним фригийскими тетрахордами, что создает весьма оригинальную ладовую структуру. Перед написанием диктанта целесообразно теоретически и в интонационных упражнениях проработать его звукоряд, обратить внимание на своеобразие возникающих в нем интервалов. Учащимся небезынтересно будет узнать также об одной из особенностей звукорядов, состоящих из ряда тетрахордов, а именно о наиболее характерном месте в них основного устоя - на стыке нижнего и среднего тетрахордов.

    Диктант № 13. Звукорядная основа этого диктанта практически та же, что и в предыдущем, но интонационная острота его несколько выше. Здесь более ясно выделяется V пониженная ступень (т. 2), интервал уменьшенной терции между VII высокой и II низкой ступенями (т. 3) и, наконец, непосредственное сопряжение V и V пониженной ступеней в конце диктанта. Все эти интонационные особенности должны быть проработаны до записи диктанта.

    Диктант № 14. Oсновная интонация, проработка которой является целью данного диктанта (соотношение двух вариантов шестой ступени), уже встречалась в диктанте № 10. Но здесь она дана в более обнаженном и обостренном виде. Ее следует специально проработать перед написанием диктанта, выделив, в частности, уменьшенный октаккорд ми - соль - си-бемоль - ми бемоль, состоящий из уменьшенного трезвучия и уменьшенной октавы (характерный хачатуряновский аккорд). Дополнительные трудности данного диктанта - ряд альтерированных звуков (ре-бемоль и соль-бемоль), а также переменность размера, возникающая в результате разнодлительного заполнения высотного пространства поступенным движением.


Диктанты в индонезийских ладах (№№ 15 - 16)

    В сложном мире индонезийской музыки есть специфические ладовые формы, привлекшие в свое время Белу Бартока. Это, с одной стороны, лад, возникающий в результате полутонового опевания кварты, и, с другой стороны, квинтовый лад с хроматически прилегающими тонами внутри ладовой опоры (см. Приложение 3). Интонационные особенности этих ладов состоят в своеобразии их интервалики. Они включают в себя уменьшенную сексту или увеличенную терцию (интервалы, энгармонически равные квинте или кварте), а также тритоны между одним из опорных и одним из прилегающих тонов. Интерес композиторов XX века к такого рода звуковым структурам обусловлен их известной неопределенностью, возможностью энгармонической трактовки интервалов (уменьшенная секста может быть услышана как квинта, а увеличенная терция - как кварта). А это приводит к амбивалентности звуков, к возможности атональной трактовки таких структур. Но об этом - в следующих разделах пособия. Здесь же мы предлагаем безусловно ладовое использование этих интервальных построений.
    Для более глубокого усвоения указанных звуковых отношений целесообразно проработать в слуховом анализе отдельные пьесы Б. Бартока из "Микрокосмоса" (№№ 91 и 109; показательно, что последняя пьеса носит заголовок "На острове Бали"). Фрагменты этих пьес могут быть также использованы в качестве материала для одноголосных и двухголосных диктантов. Само собой разумеется, что характерную интервалику приводимых нами индонезийских звукорядов следует проработать в интонационных упражнениях.



 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                        №№ 1-16
                        №№ 17-28
                        №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                        №№ 38-52
                        №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                        №№ 67-84
                        №№ 85-112
                        №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                        №№ 145-152
                        №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая   Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz