Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания




    Диктанты №№ 153-159 написаны на основе двенадцатизвуковых серий. Их интонационное содержание не имеет принципиальных отличий от предшествующих диктантов: здесь можно встретить мелодические обороты, характерные для ладов ограниченной транспозиции, большое место занимают интонации, включающие атональные перечения. В отдельных случаях додекафонная организация сочетается с достаточно ясными рефлексами тональности (диктант № 159). Вместе с тем, в данной группе диктантов учащиеся встретят некоторые новые трудности. Они состоят в индивидуализации звуковысотной структуры мелодий, в преодолении ладовой запрограммированности. Запись этих диктантов требует еще большего внимания к интервальным связям тонов. Достаточно прихотливой является ритмическая организация ряда диктантов. Эта трудность может быть преодолена четкой ритмической дисциплиной при исполнении диктантов и не менее четким внутренним счетом при их прослушивании. Особое внимание в данной серии диктантов следует обратить на регистровые разрывы между звуками. Помимо слышания широких интервалов, запись таких мелодий требует весьма развитого чувства скрытого многоголосия, установления отношений между близкими по регистру, но отстоящими во времени звуками.
    При записи двенадцатизвуковых диктантов учащиеся должны иметь в виду их серийную организацию. Ее нужно вскрыть в предваряющем запись диктанта слуховом анализе, обнаружив основной и производные варианты серии. К сказанному следует добавить, что проведения серии не всегда совпадают в мотивно-тематическим членением мелодии.
    Мы не даем комментариев ко всем диктантам данного раздела. Ограничимся лишь отдельными замечаниями. В интонационно несложном диктанте № 153 серия строится на основе поступенных рядов звуков в интервале большой терции, а также хроматически соотносимых малотерцовых ячеек. Некоторое осложнение в структуру диктанта вносят ракоходные перестановки в начальных сегментах последнего проведения серии (dis-cis-h вместо h-cis-dis). Диктант можно исполнять с гармоническим сопровождением, один из возможных вариантов которого обозначен в нотном тексте. Диктант № 157 построен на основе серии, представляющей собой последовательность двух целотоновых структур. Серийная организация диктанта № 159 распространяется не только на звуковысотную сторону, но затрагивает также его метроритмическую и тембровую (штрихи) структуры. При желании педагог может исполнить этот диктант, привнеся в него серийную организацию динамики (нюансы). Обращаем внимание на тональную замкнутость диктанта - он написан в Ля мажоре.
 
 







    Диктанты №№ 160-164. Одним из существенных признаков мелодии является ее постоянное взаимодействие с фактурой, отражение в структуре мелодии тех или иных принципов организации пространственной вертикали. Такова, в частности, мелодика И. С. Баха, нередко стягивающая в единый линеарный процесс характерные приемы полифонического письма, параллельное гетерофонное движение, аккордовые гармонические последовательности. Новые формы приняло влияние фактуры на мелодию в музыке ХХ века, особенно в произведениях, написанных для одноголосных солирующих инструментов*.

См. об этом: Т. А. Титова. Вопросы анализа современной мелодики: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1994.
    В диктантах предыдущих разделов помещено немало примеров, опирающихся на принцип скрытого многоголосия. В комментариях к диктантам мы указывали на то, что их запись будет заметно облегчена, если учащиеся сумеют выделить линию опорных мелодических тонов, которые устанавливают между собой связи на расстоянии, на параллельное движение теми или иными интервалами, на скоординированное, взаимодополняющее движение нескольких мелодических пластов, подчиняющихся различным принципам организации. Отражение вертикали в звуковом строе мелодии может затрагивать не только собственно фактурную сторону многоголосия, но и его ладогармоническое строение. В этой связи уместно напомнить, что отдельные диктанты сборника построены на политональных противопоставлениях мотивов или высотных уровней мелодии.
    В последней группе диктантов специально прорабатываются приемы мелодического оформления, основанные на свертывании в одноголосном мелодическом процессе многоголосной фактуры разных типов: мелодии и сопровождения, многозвучных диссонирующих аккордов, контрастной полифонии, сопряженных внутри одного мотива скачков на широкие интервалы, звуки которых принадлежат весьма удаленным регистрам. Возникающая на такой основе мелодия дифференцируется на несколько высотных уровней (большей частью четыре). Следующие друг за другом мелодические ячейки могут принадлежать как соседним, так и крайним уровням. Звуковысотные сопряжения этих элементов осуществляются как на основе тонального родства или общих звуков, так и путем хроматических противопоставлений. Тематическое содержание фрагментов мелодии различается в весьма широких пределах - от отдельных пуантилистических "уколов" и кратких мотивов мелизматического типа до отдельных прорывов кантилены или сплошного моторного движения. В результате слушателю трудно осознать логику мелодического развертывания, внутреннюю мотивировку контрастов. Преодолеть эти затруднения можно путем эмоционального вживания в материал, его образно-смысловой интерпретации. Важную роль, в частности, может сыграть ожидание связных, относительно развернутых построений при восприятии предшествующих им пуантилистически ориентированных фрагментов. Ощущению целостности диктантов во многом может способствовать их квадратная структура, реализуемая, правда, в сложной и капризной ритмике.
Таким образом, последняя группа диктантов (впрочем, как и многие предшествующие разделы учебного пособия) ставят перед учащимися новые задачи, которые не ограничиваются слышанием, осмыслением и записью предлагаемого музыкального материала, но касаются также воспитания определенных сторон их художественного вкуса.

    Диктант № 160 дается в двух вариантах. Первый - относительно простой, в нем ограниченно используются резкие регистровые переключения. Характерный для диктанта интервал - большая септима (уменьшенная октава), различные деления которой дают, в частности, квартотритоновые и мажоро-минорные ячейки.
Во втором варианте диктанта предлагаются трудности, специфические для субфактурной организации: систематическое противопоставление звуков и мелодических ячеек в различных регистрах. Несколько усложняется также ритмика. При этом полностью сохраняется тональная структура первого варианта, если не считать переносов звуков в другие октавы.
    При написании диктанта целесообразно сопоставить оба варианта. Относительно легкий первый вариант может послужить основой для вслушивания в интонационные трудности второго.


    Диктант № 161 воспроизводит фактуру гармонического сопровождения, из которой вычленяются двузвучные мелодические ячейки, как бы "разрешающиеся" в относительно протяженный кантиленный мотив (6 такт). Дальнейшее развитие направлено в противоположном направлении, к возврату исходной аккомпанирующей фигуры, основанной на арпеджированном изложении трезвучия. Для записи диктанта важно прослеживать высотные линии каждого мелодического пласта, выявляя не только естественно сопрягаемые элементы, но и чуждые основному строю диктанта (ля минор - Ля мажор) звуковые точки (особенно в тт. 6-7).

    Диктант № 162. Развернутая в нескольких октавах мелодия включает ряд разнохарактерных элементов. 1-й и 4-й такты строятся на основе полигармонических комплексов, опирающихся на звукоряд полутон-тон. До минорный компонент первого созвучия является отправной точкой для появляющегося вслед за ним Си мажорного аккорда - однотерцового по отношению к нему. Все указанные соотношения вполне поддаются слуховому осмыслению. В дальнейшем развитии важную роль играют хроматические вводнотоновые связи (последовательность трезвучий H - g), резкие перечения (тритон или уменьшенная октава к только что прозвучавшему элементу). Замыкается диктант в исходном строе - ячейкой лада полутон-тон с опорой на звук ля.

    Диктант № 163. Пуантилистическое начало диктанта строится на звуках малого мажорного септаккорда, разбросанных в диапазоне двух с половиной октав и потому утрачивающих непосредственную сопричастность друг другу. Все дальнейшие сопряжения тонов основаны на перечениях. Этот прием подчеркивает разнохарактерность мелодических ячеек (поступенные и трихордовые мотивы, короткие тремоло, скачки на широкие интервалы), составляющих содержание музыкального процесса.
    Запись диктанта требует строгого отсчета долей. В противном случае весьма трудно будет определить место тех или иных ритмических фигур в метрической сетке. Обращаем, в частности, внимание на смещение фигуры из четырех шестнадцатых по отношению к началу метрической доли. Особая трудность состоит в определении реальной длительности звуков (четверть, восьмая и пр.) и точном обозначении пауз (сторона музыкального текста, которой учащиеся, как правило, пренебрегают).

    Диктант № 164 во многих отношениях подобен предыдущему. Единственное существенное отличие состоит в том, что данный диктант опирается на додекафонную серию.
        P = h - g   тт. 1 - 3
        I  = h -es   тт. 4 - 6
        P = h - g   последняя восьмая 6-го такта и до конца.


 
 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                          №№ 1-16
                          №№ 17-28
                          №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                          №№ 38-52
                          №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                          №№ 67-84
                          №№ 85-112
                          №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                          №№ 145-152
                          №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz