Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Диктанты в индийских ладах

    Из богатого разнообразия ладов, составляющих индийскую модальную систему, мы отобрали лишь те, которые, с одной стороны, укладываются в двенадцатиступеневый звукоряд (естественно, с поправкой на темперацию) и, с другой стороны, включают в себя специфические ступеневые и интервальные отношения, представляющие интерес для учащихся, уже освоивших более обычные модальные явления (см. Приложение 4).
    В процессе работы над этой группой диктантов следует иметь в виду, что одним из важнейших условий преодоления заключенных в них трудностей является определение и постоянное удерживание в памяти тонического звука, по отношению к которому осознаются и оцениваются другие тоны мелодии. К сказанному добавим, что мы не стремились воспроизвести подлинный интонационный строй индийской монодии, ограничившись использованием звукорядов индийских ладов и, в некоторой степени, способов их развертывания. Отдельные диктанты (№№ 21 - 22) построены на основе метрических формул, характерных для индийской музыки.

    Диктанты №№ 17 и 18 написаны в ладу тоди. Особенностью диктанта № 17 является интервал увеличенной секунды es - fis, который не заключен, как обычно, в квартовую рамку, а сопрягается со второй низкой ступенью (des), образующей с четвертой высокой ступенью (fis) интервал увеличенной терции, энгармонически равный чистой кварте. Тоны des, es и fis формируют "ложный" трихорд, который может быть услышан как самостоятельная интонация этого лада (например, в начале диктанта № 18). Интонационная специфика лада тоди состоит в тритонах, образующихся между первой и четвертой высокой, а также между второй низкой и пятой ступенями. На этой основе формируются мелодические обороты, перекликающиеся с современными сложноладовыми интонациями (например, у Б. Бартока). Проработка отмеченных ладовых оборотов в интонационных упражнениях и слуховом анализе должна составить необходимую подготовку к записи диктантов. Следует также обратить внимание на начало диктанта со второй ступени, что ставит перед учащимися задачу определения тоники лада.


    Диктант № 19 написан в ладу мультани. В нисходящем движении его звукоряд полностью совпадает со звукорядом лада тоди, а в восходящем движении в нем отсутствуют вторая и шестая ступени (des, as). Написанию диктанта могут предшествовать упражнения, аналогичные тем, которые были использованы при подготовке к работе над диктантами №№ 17 и 18. Кроме того следует обратить внимание на возникающее в связи с энгармонической интерпретацией ряда тонов ощущение полутонового тонального сдвига в конце первого предложения (4-й такт). Ему отвечает полутоновое звукорядное смещение в конце диктанта. Эту двойственность ладовых отношений не следует игнорировать, имея в виду подготовку к написанию сложноладовых диктантов в будущем.

    Диктант № 20 написан в ладу камавардхани, который представляет собой систему разъединенных тетрахордов с увеличенными секундами, между которыми помещается тон fis. Если подходить к звукоряду этого лада с европейскими мерками, его можно квалифицировать как хроматизированный.
    При работе над диктантом желательно избежать ощущения его мажорности, поскольку третья ступень лада не имеет здесь опорного характера. Основная интонационная трудность аналогична предшествующим диктантам и состоит в возникающем в результате энгармонической интерпретации интервала увеличенной терции ощущения полутонового тонального сдвига в предпоследнем такте. Следует также обратить внимание на систематическое дробление сильной доли, игнорирование которого (в сочетании с синкопой второго такта) может привести к неправильной трактовке метроритмической структуры диктанта.

    Диктант № 21. Лад рамаприйя, в котором написан диктант, аналогичен миксолидийско-лидийскому ладу, встречающемуся в произведениях К. Дебюсси, Б. Бартока и других европейских композиторов, но осложнен введением второй пониженной ступени. Написание диктанта целесообразно начинать после предварительной настройки на тонику до, что позволит учащимся дать правильную ладовую интерпретацию начальным звукам мелодии. Характером исполнения диктанта и, возможно, гармонической поддержкой желательно подчеркнуть устойчивость звука до в конце первого предложения. В заключительной фразе следует обратить внимание на трихорд fis - e - des, возникающий на основе энгармонического слышания звука des. Эту интонацию, включающую интервал увеличенной терции, рекомендуется проработать в интонационных упражнениях перед записью диктанта. Внутренне переменный метр 13/4 аналогичен применяемым в индийской музыке формулам.

    Диктант № 22. Лад нада-намакрийя аналогичен европейскому дважды гармоническому мажору, но имеет мелодическую опору на третьей ступени. Основная трудность диктанта состоит в выяснении его метроритмического строения. Методически целесообразно определить основную метроритмическую формулу (2 + 4 + 3) на примере первых двух фраз диктанта, что позволит учащимся правильно организовать временную структуру последующего развития.
    При исполнении диктанта возможно подчеркивание опорных долей внутри девятидольной формулы: это вполне согласуется с манерой исполнения, характерной для индийской музыки, где ритм постоянно выдерживается и подчеркивается ударными инструментами.

    Диктант № 23 написан в ладу варали, звукоряд которого имеет симметричную структуру: его фрагменты от первой до четвертой повышенной ступени почти полностью совпадают (см. схему лада в Приложении 4).
Интонационные особенности диктанта сводятся, в основном, к подчеркиванию тритоновых интервалов на I, II низкой, II и IV высокой ступенях, что особенно заметно в начале второй фразы (тт. 5 - 6), а также в кадансах. Следует обратить внимание учащихся на секвентное сходство мелодических оборотов 10-го и 11-го тактов, которые (хотя и записаны различными интервалами) заключают в себе одинаковое количество тонов и полутонов.

    Диктант № 24 написан в ладу камавардхани. Аналогично диктанту № 23 в ладу варали, здесь подчеркнута симметричность ладовой структуры (см. схему лада в Приложении 4).
    Обращая внимание учащихся на сходство фрагментов ладового звукоряда, строящихся на первой и четвертой повышенной ступенях, следует также отметить их противоположные ладовые свойства (ср. тт. 1 и 2). Подобным же образом отличаются два тритоновых мотива, завершающие диктант. Как и при записи диктанта № 23, следует подчеркнуть автономность и интонационно-смысловое значение тритоновых интервалов (и заключенных в них попевок) на I, II и IV высокой ступенях.

    Диктанты №№ 25 и 26 написаны в расширенном по сравнению с индийским оригиналом неоктавном ладу ахири-лалита, представляющем собой сцепление тетрахордов с увеличенными секундами. Квартовая структура лада объясняет его специфическую переменность (опора на до и си-бемоль первой октавы), особенно заметную в диктанте № 25. Именно квартовые ячейки ладового звукоряда должны быть основным интонационным ориентиром для учащихся. Эти ячейки следует выявить в интонационных упражнениях, предшествующих записи. В диктанте № 26 специфическую трудность для учащихся могут составить смещения сходных мелодических оборотов на различные ступени ладового звукоряда, что приводит к изменению их интервальной структуры и трансформирует отношение опорных мелодических тонов к квартовой сетке ладовых устоев (ср., например, тт. 1 - 2 и 3 - 4).


    Диктант № 27. K диктантам, написанным в звукорядах восточных ладов, мы добавляем два диктанта, звукоряды которых формируются на основе традиционных ладовых форм путем смещения опоры на одну из неустойчивых ступеней. В диктанте № 27 устой смещается на третью ступень гармонического Ре мажора, что создает оригинальную ладовую структуру - минор со второй и четвертой пониженными ступенями. Запись диктанта не составит сколько-нибудь заметных трудностей для учащихся. Но при этом нужно решить несколько необычную задачу - преодолеть ладовую настройку на Ре мажор и интерпретировать звуковой строй диктанта в модифицированном фа-диез миноре. Этому поможет гармоническое сопровождение, схематически обозначенное в тексте диктанта.

    Диктант № 28. Другой, более привычный пример лада, формирующегося на основе смещения устоя - так называемый доминантовый лад. Интонационный строй этого лада во многом аналогичен предшествующему материалу. Его можно представить как сочленение ряда тетрахордов (соль - до - фа - си-бемоль). Здесь также есть интервал увеличенной секунды. Кроме того небезынтересно вспомнить, что доминантовый лад широко применяется в испанской народной песенности, испытавшей сильное арабское влияние. Специфической особенностью ладового строя диктанта является включение верхнего прилегающего тона до-бемоль. Он подчеркивает отсутствие октавной периодичности звукоряда.


 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                         №№ 1-16
                         №№ 17-28
                         №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                         №№ 38-52
                         №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                         №№ 67-84
                         №№ 85-112
                         №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                         №№ 145-152
                         №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz