Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
ДИКТАНТЫ №№ 38-39 написаны в целотоновом
ладу. Характерной особенностью этого лада является его "увеличенность",
выход интонационных ячеек, превышающих по своему объему терцию, за привычные
для диатоники квартовые и квинтовые рамки (имеются в виду интервалы увеличенной
кварты, увеличенной квинты и увеличенной сексты, которые могут иметь и
энгармоническую трактовку, особенно если они берутся не в поступенном движении,
а скачком). Целотоновый лад отличается от диатонических тем, что в нем
как бы недостает одной ступени: в октаве не семь, а только шесть различных
звуков. Это отнюдь не формальный момент. Он не только характеризует структуру
лада, но и предопределяет его выразительные возможности.
Напомним также, что в интонационную палитру целотонового лада входят
увеличенное трезвучие, альтерированные варианты малого мажорного септаккорда,
которые могут встретиться в этом ладу и в своих непосредственных формах
и как внутренние ориентиры для мелодического развертывания. Важнейшим элементом
целотонового лада является тритон (ув. 4), который встречается на всех
ступенях звукоряда. Проработку целотонового лада нельзя ограничивать лишь
предлагаемыми нами диктантами. Полезно предварить их написание пением соответствующих
интонационных упражнений, мелодий из произведений композиторов ХХ века
(см. "Учебник сольфеджио" А.Островского, С.Соловьева, В.Шокина, вып. 2,
№№ 460, 478, 488 по оригинальному изданию), а также слуховым анализом гармонических
форм целотоновой организации (К.Дебюсси. Прелюдия № 2 "Паруса" и др.).
Следующая группа диктантов написана в уменьшенном
ладу (полутон-тон). Это самый важный для слухового усвоения симметричный
лад. Он наиболее широко представлен в музыке самых различных композиторов.
В отличие от целотонового лада лад полутон-тон характеризуется преимущественно
малыми и уменьшенными интервалами. Для него также существенна энгармоничность
интервальных отношений. Так 4-я ступень этого лада отстоит от опорного
тона на большую терцию, что совершенно определенно выявляется при их непосредственном
соотношении. В поступенном же движении, особенно в тех случаях, когда эта
ступень является вспомогательной к третьей низкой ступени, она может быть
услышана как 4-я низкая и образует с опорным тоном интервал уменьшенной
кварты. Последовательность типа до - ре бемоль - ми бемоль - ми
может
быть, таким образом, понята как амбивалентная. Ее можно назвать последовательностью
с "лишней ступенью" (4 звука в диапазоне большой терции). Эта интонация
очень важна в интонационном языке музыки ХХ века.
Проработку звуковысотных конструкций, характерных для лада полутон-тон,
также как это имело место в отношении целотонового лада, следует проводить
комплексно, используя формы интонационных упражнений, пения по нотам (см.
"Учебник сольфеджио" А.Островского и др., вып. 2, №№ 405, 431, 439 по оригинальному
изданию), а также слухового анализа (П.Чайковский. "Пиковая дама", № 19;
Н.Римский-Корсаков. "Садко", 2-я картина; О.Мессиан. Прелюдии "Голубь"
и др.).
Диктант № 40. В мелодии данного диктанта использованы интонации ориентального характера (совмещаются обороты арабских ладов саба и накрис - см. комментарий к диктантам №№ 4, 5, 7). Используется, в основном, поступенное движение и скачки на различные ступени звукоряда на гранях построений. Ощущение тон-полутонового звукоряда может быть поддержано сопровождением диктанта малыми мажорными септаккордами на звуках C - A - Fis - Es, которые довольно свободно могут следовать один за другим.
Диктант № 41. Характерной особенностью диктанта является постоянное использование уменьшенной (иногда увеличенной) октавы между двумя вариантами третьей ступени лада. При этом возникает мажороминорный аккорд. Другие фрагменты диктанта в основном построены на поступенном движении. Следует обратить внимание на заключительные интонации диктанта, где подчеркивается тритоновая ступень лада, более или менее непосредственно соотносимая с опорным звуком до.
Диктант № 42 представляет собой техническое упражнение, задача которого - осознать и слухово освоить специфическую форму параллельного движения в звукоряде полутон-тон. Не трудно убедиться, что параллельное движение, начавшееся с интервала большой терции, будет в дальнейшем протекать в альтернативной смене этой терции квартовым интервалом. Предварительное пропевание этой закономерной для данного лада последовательности должно предшествовать написанию этого и ряда последующих диктантов, где встречаются модификации рассмотренной последовательности.
Пример 3
Диктант № 43. Рассмотренная выше последовательность большой терции и кварты дается здесь в различных ритмических вариантах, что не только в известной мере модифицирует ее, но выявляет и иные интервальные отношения. В диктанте использованы некоторые характерные для лада полутон-тон звуковые последовательности. В тактах 2 - 3 в поступенном движении встречается последовательность, где в квинтовый интервал хроматически вписан дорийский тетрахорд. Это вариант проработанной ранее звуковой структуры, характерной для индонезийских ладов. Вместе с тем она является еще одним примером последовательностей с "лишней ступенью". А. Должанский называл ее "александрийским пентахордом" *. Она достойна, конечно, углубленной интонационной проработки в различных формах упражнений - вокальных и слуховых. Отметим также, что диктант завершается уменьшенным септаккордом, который в данном ладу имеет статус устойчивого интонационного элемента.
Диктант № 44. Устойчивость или, по крайней мере, опорный характер уменьшенного септаккорда (до-диез - ми - соль - си-бемоль), которому противостоит в качестве неустоя другой уменьшенный септаккорд, лежащий полутоном ниже, - такова гармоническая функциональная структура мелодии данного диктанта. К этому надо добавить, что временами в арпеджированном движении лада полутон-тон выявляется уже знакомая нам структура двутерцового мажоро-минорного созвучия (т. 1 и др.).
Диктант № 45. В этом диктанте продолжается изучение возможных в ладу полутон-тон параллельных форм движения. В данном случае речь идет об арпеджированных трехзвуковых комплексах. В параллельном движении голосов возникают оригинальные последования мажорных трезвучий и минорных квартсекстаккордов, минорных трезвучий и мажорных секстаккордов, а также соответствующие обращения этих последований.
Пример № 4
Мелодическое развертывание одного из вариантов таких параллелизмов и представлено в диктанте.
Диктант № 46. В этом диктанте мы приступаем к освоению характерных для лада полутон-тон скачков на широкие интервалы (7, 9 и др.). Их слышание может быть облегчено прослеживанием скрытого двухголосия, заключенного в звуковысотной структуре диктанта. Особое внимание следует обратить на характерную интонацию лада - сочетание двух кварт в тритоновом отношении, наиболее ярко обнаруживающую себя в тт. 5 и 6. Они складываются из квартовых интервалов, строящихся на четырех опорных звуках данной транспозиции лада - ля и ми бемоль, до и фа диез. Неполную форму той же интонации представляет собой начальная мелодическая фигура, сочетающая кварту с тритоном. Все это интонации, типичные для музыки ХХ века и встречающиеся в произведениях самых различных стилей, вплоть до атональных.
Диктант № 47 в основном аналогичен предыдущему. Особое внимание следует обратить лишь на заключительный нисходящий пассаж, состоящий из двух тритонов, - разновидность звуковой конструкции, рассмотренной в комментарии к диктанту № 46.
у
Диктант № 48. Отличительной особенностью диктанта является использование в нем не одной, а всех трех транспозиций лада полутон-тон. Правда, осуществляется это в простейшей форме, как последование арпеджированных уменьшенных септаккордов (тт. 2 - 3). В остальном диктант построен на проработанных ранее отношениях.
Диктант № 49 также включает фрагменты, написанные в трех транспозициях изучаемого лада. Но здесь они представлены более содержательно. Основная интонация диктанта - три цепляющиеся друг за друга большие терции в малотерцовом отношении (тт. 1, 5, 6). Ее усложненный вариант - перемещающиеся на малую терцию сексты - составляет содержание второго такта. При этом возникают характерные для лада полутон-тон мажороминорные созвучия, а также движение ломаными большими септимами (уменьшенными октавами) по малым терциям. Все эти интонационные элементы нужно проработать при подготовке к записи диктанта. Другие фрагменты диктанта опираются на ранее изученные элементы. Используются, в частности, интонации, включающие скрытое двухголосие.
ДИКТАНТЫ №№ 50-52 написаны в третьем ладе ограниченной
транспозиции О.Мессиана (тон - два полутона). Структура этого лада формируется
на основе повторности ячеек, включающих в себя (в совокупности) два тона,
что обусловливает большетерцовую периодичность его элементов. Но в ладу
возникают и другие, более тонкие функциональные отношения.
Диктант № 50. Конкретные интонационные связи выявляют
в этом диктанте однотерцовые гармонические отношения (тт. 1 - 2, 5 - 6
и далее). В конце диктанта может быть услышано соотношение одноименных
тональностей (До мажор - до минор). Следует также обратить внимание
на интонации увеличенного трезвучия, обнаруживающие в данном случае большетерцовую
структуру лада (тт. 3, 7-8). При работе над диктантом желательно преодолеть
традиционные ладовые представления. Гаммообразное движение в тт. 7-8 следует
подать как сочетание малотерцовых ячеек, а не мажоро-минорный звукоряд
с вариантными ступенями (h - b, e - es). С этой целью возможна гармоническая
поддержка фрагмента последовательностью трезвучий c - gis - e - c.
Дополнительные трудности вносятся в диктант относительно сложной метроритмической
схемой.
Диктант № 51. В отличие от предыдущего диктанта, звукоряд которого построен по схеме 211, данный пример написан в ином варианте третьего лада ограниченной транспозиции, каждая ячейка которого строится симметрично по схеме 121. При основном опорном звуке до отдельные фрагменты диктанта могут быть гармонизованы последовательностью минорных трезвучий в большетерцовом отношении (a - f - cis в такте 1 или те же аккорды в обратном порядке в такте 5). Такого рода гармоническая поддержка прояснит ладотональную структуру диктанта, позволит слышать ее адекватно природе изучаемого лада.
Диктант № 52. В мелодическом развертывании звукоряда 121 в данном диктанте обнаруживается ладовая двойственность отдельных тонов: например, в одной ситуации звук воспринимается как до-диез, в другой - как ре-бемоль. Особое внимание при записи диктанта следует обратить на скрытое двухголосие в 7-м и 8-м тактах, поскольку осмысленное слышание удаленных друг от друга тонов, образующих расходящиеся высотные линии, вне установления линеарных связей между этими тонами представляется весьма затруднительным.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Последнее обновление 8.06.04