Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Раздел второй

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

(Лады ограниченной транспозиции)

    Интонационное освоение симметричных ладов - необходимый элемент воспитания современного слуха. В музыке композиторов ХХ века эти лады встречаются как в чистых формах, так и в самых разнообразных сочетаниях с элементами иных ладов.
    Генетическая связь симметричных ладов с мажороминорной ладовой системой не должна заслонять от нас их своеобразия. Периодические повторения определенных интонационных ячеек в пределах одной октавы, характерные для этих ладов, приводят к формированию специфических интервальных структур и попевок, существенно обогативших интонационный строй музыки последнего столетия, способствовавших открытию для нее новых образных сфер, новых эмоциональных состояний.
    Симметричные лады допускают модальную и тональную трактовки. При модальной трактовке конкретные ладовые связи формируются относительно свободно, не регламентируются какими-либо устоявшимися стереотипами или гармоническими закономерностями. Возможны любые комбинации простейших элементов системы - отдельных тонов. Не выявляется сколько-нибудь определенно опорный тон звукоряда, функцию временных или относительно постоянных устоев могут периодически принимать на себя различные звуки.
    Тональная трактовка звукоряда предполагает наличие более жестких управляющих моделей, посредством которых выявляется центральный тон лада, формируются закономерные гармонические связи. Это хорошо видно на примере лада тон-полутон. Если в "Пиковой даме" П. Чайковского (Сцена № 19) его трактовка имеет модальный характер, допуская относительно свободные, не строго регламентированные звуковые последовательности, то трактовка этого лада в опере Н. Римского-Корсакова "Садко" (2-я картина) приобретает в известной мере тональные характеристики.  Здесь отчетливо проявляются характерные для этого лада терцовые соотношения однородных гармонических элементов (в частности, мажорных трезвучий и малых мажорных септаккордов). Еще более определенно тональная трактовка этого лада обнаруживается в произведениях А.Скрябина. Его "Прелюдия" соч. 74 № 3 построена на основе ясно осознанных отношений гармонических комплексов, формирующих как сложные полигармонические образования, так и четкую гармоническую схему, на которую опирается форма Прелюдии. В процессе слухового анализа и написания диктантов следует учитывать различие модальной и тональной трактовки симметричных ладов. Если в диктанте предлагается модальная трактовка звукоряда, то его написание опирается, прежде всего, на слышание элементарных интервальных отношений, на опознание и соединение характерных для того или иного лада мелодических структур. Целостная звуковая картина в данном случае "становится", закономерности относительно высокого уровня не работают.
    В случае тональной трактовки звукоряда учащиеся должны выявить механизмы, управляющие закономерным тонально-гармоническим развитием мелодии диктанта, соотношение опорных тонов, гармонических комплексов, на базе которых строятся мелодические интонации. Написание таких диктантов требует опирающегося на определенные теоретические представления слухового анализа звуковысотной структуры мелодии. Анализ необходим даже в тех случаях, когда учащиеся могли бы обойтись без него: задача, стоящая перед ними, не сводится к механической фиксации текста, но включает в себя и понимание, осмысленное интонирование его структуры.
    Модальные или тональные тенденции в трактовке звукоряда связаны с действием одного из основных законов ладового мышления - противополаганием инерционного и инициативного начал интонирования. Та же закономерность может действовать и в иной форме. Если процесс ладового развертывания протекает в одном, раз установленном звукоряде, то на данном уровне организации проявляется ладовая инерционность. Если же происходят смены звукорядов (ладов или их высотных уровней), то в этом случае мы имеем особую форму ладовой инициативности.
    В диктантах настоящего Пособия прорабатываются лишь те лады ограниченной транспозиции, которые описаны О. Мессианом в его работе "Technique de mon langage musical" (v. 1-2, P., 1944). [См. Приложение 5.] Этого вполне достаточно, чтобы постичь принципы, лежащие в основе симметричных ладов и  усвоить основной круг  характерных для них интонаций. Наиболее распространенными ладами ограниченной транспозиции являются целотоновый и тон-полутоновый. Другие лады встречаются в художественных произведениях значительно реже (если не принимать во внимание творчество самого О. Мессиана). Несколько чаще других применяется третий лад ограниченной транспозиции. Он отличается от прочих тем, что в его структуре значительно меньшую по сравнению с другими звукорядами роль играет тритон. Происхождение лада связано, прежде всего, с мажоро-минорными большетерцовыми отношениями. На них и должно опираться освоение этого лада, возможных в нем звуковых отношений.
    Все остальные лады имеют тритоновую периодичность, обращаются через тритон. Это касается, в числе прочих, целотонового и тон-полутонового ладов. Звукоряд целотонового лада формировался на базе различных интонационных предпосылок. Но и для него, думается, существенно общее для большинства ладов ограниченной транспозиции энгармоническое переосмысление звука, расположенного на тритон от исходного (c - d - e - fis/ges - as - b - c). Tакого рода переинтонирование должно быть основным при освоении звукоряда данного лада, при проработке его, в частности, в интонационных упражнениях. Аналогичным образом обстоит дело в отношении звукоряда полутон-тон. Хотя структуру его можно понять как сцепление малотерцовых ладомелодических ячеек, решающим моментом для интонирования полного октавного звукоряда лада также является переосмысление тритонового звука: достигнутая пятая пониженная ступень превращается в четвертую повышенную, а от нее ладовый звукоряд достраивается до октавного (c - des - es - fes - ges/fis - g - a - b - c). Так, во всяком случае мыслил данную ладовую структуру А.Скрябин, в творчестве которого немало примеров гармонической трактовки тон-полутонового звукоряда и переосмысления его тритонового звука. Что касается четвертого лада, то его исходная ячейка равна звукоряду, образующемуся на четвертой повышенной ступени гармонического мажора или минора (fis - g - as - h - c). Сходным образом, но опираясь на вводный тон, формируется звукоряд пятого лада. Его исходная ячейка - тритон, окружающий звуки большой терции. Переосмыслив верхний звук ячейки во вводный тон, можно достроить звукоряд лада до октавного.
    Особым образом формируются звукоряды шестого и седьмого ладов. Внешне они выглядят как особого рода чередование тонов и полутонов. Но в основе их лежат гармонические отношения.  Исходная  ячейка  шестого  лада представляет собой сцепление мажорного (ионийского) тетрахорда и малой секунды (2211), а сам лад - сцепление двух тетрахордов в тритоновом соотношении. Но реальное функционирование лада обнаруживает гармоническую подоснову его формирования, лишь закамуфлированную схемой, которую дает Мессиан. Лад опирается на ундецимаккорд c e g b d fis, который, будучи сведен в одну октаву, дает звукоряд c d e fis g b c. Специфика такого звукоряда состоит в том, что его нижняя половина представляет собой целотоновую структуру (элемент увеличенного лада), а верхняя - неполный вариант уменьшенного пентахорда (без третьей ступени). Совмещение этого звукоряда с его тритоновой транспозицией дает звукоряд шестого лада, а в каждом шестиполутоновом отрезке совмещаются увеличенная и уменьшенная ладовые ячейки. Правда, схема ее несколько отличается от данной Мессианом (2211). Полутоны оказываются не вверху, а внизу (1122). Именно такова реальная художественная трактовка этого лада Мессианом (Прелюдия № 2, т. 16). В теоретическом описании он не раскрывает механизма формирования лада и вуалирует его перемещением полутоновых интервалов.
    И, наконец, седьмой лад. Его можно представить как вариант второго лада с хроматическим заполнением одной из тон-полутоновых ячеек (в полуоктавном диапазоне). Такая трактовка лада встречается в Прелюдии О.Мессиана "Спокойная жалоба". Но возможно и иное обоснование данного звукоряда. Терцдецимаккорд c e g b d fis a, представляющий собой полный терцовый цикл (если замкнуть его дополнительным звуком c), при сведении в одну октаву  дает  так  называемый  акустический  звукоряд  c d e fis g a b c. В результате совмещения этого звукоряда с его тритоновой транспозицией в каждом шестиполутоновом отрезке формируется последовательность 11112, которую и следует, вероятно, считать основой этого лада. В итоге предшествующих рассуждений можно прийти к выводу, что историческое формирование большинства ладов ограниченной транспозиции происходило на основе доминантового лада, путем перемещения ладовой опоры с тоники на доминанту и превращения этой последней в основную ладовую опору. При слуховом и интонационном освоении этих ладов нужно учитывать их природную основу, выводя ладовую структуру из доминантовых созвучий и преодолевая затем их неустойчивость. Такой путь представляется нам более плодотворным, нежели механистическое интервальное построение звукорядов.

    ДИКТАНТЫ №№ 38-39 написаны в целотоновом ладу. Характерной особенностью этого лада является его "увеличенность", выход интонационных ячеек, превышающих по своему объему терцию, за привычные для диатоники квартовые и квинтовые рамки (имеются в виду интервалы увеличенной кварты, увеличенной квинты и увеличенной сексты, которые могут иметь и энгармоническую трактовку, особенно если они берутся не в поступенном движении, а скачком). Целотоновый лад отличается от диатонических тем, что в нем как бы недостает одной ступени: в октаве не семь, а только шесть различных звуков. Это отнюдь не формальный момент. Он не только характеризует структуру лада, но и предопределяет его выразительные возможности.
Напомним также, что в интонационную палитру целотонового лада входят увеличенное трезвучие, альтерированные варианты малого мажорного септаккорда, которые могут встретиться в этом ладу и в своих непосредственных формах и как внутренние ориентиры для мелодического развертывания. Важнейшим элементом целотонового лада является тритон (ув. 4), который встречается на всех ступенях звукоряда. Проработку целотонового лада нельзя ограничивать лишь предлагаемыми нами диктантами. Полезно предварить их написание пением соответствующих интонационных упражнений, мелодий из произведений композиторов ХХ века (см. "Учебник сольфеджио" А.Островского, С.Соловьева, В.Шокина, вып. 2, №№ 460, 478, 488 по оригинальному изданию), а также слуховым анализом гармонических форм целотоновой организации (К.Дебюсси. Прелюдия № 2 "Паруса" и др.).












    Следующая группа диктантов написана в уменьшенном ладу (полутон-тон). Это самый важный для слухового усвоения симметричный лад. Он наиболее широко представлен в музыке самых различных композиторов. В отличие от целотонового лада лад полутон-тон характеризуется преимущественно малыми и уменьшенными интервалами. Для него также существенна энгармоничность интервальных отношений. Так 4-я ступень этого лада отстоит от опорного тона на большую терцию, что совершенно определенно выявляется при их непосредственном соотношении. В поступенном же движении, особенно в тех случаях, когда эта ступень является вспомогательной к третьей низкой ступени, она может быть услышана как 4-я низкая и образует с опорным тоном  интервал уменьшенной кварты.  Последовательность типа до - ре бемоль - ми бемоль - ми может быть, таким образом, понята как амбивалентная. Ее можно назвать последовательностью с "лишней ступенью" (4 звука в диапазоне большой терции). Эта интонация очень важна в интонационном языке музыки ХХ века.
Проработку звуковысотных конструкций, характерных для лада полутон-тон, также как это имело место в отношении целотонового лада, следует проводить комплексно, используя формы интонационных упражнений, пения по нотам (см. "Учебник сольфеджио" А.Островского и др., вып. 2, №№ 405, 431, 439 по оригинальному изданию), а также слухового анализа (П.Чайковский. "Пиковая дама", № 19; Н.Римский-Корсаков. "Садко", 2-я картина; О.Мессиан. Прелюдии "Голубь" и др.).

    Диктант № 40. В мелодии данного диктанта использованы интонации ориентального характера (совмещаются обороты арабских ладов саба и накрис - см. комментарий к диктантам №№ 4, 5, 7). Используется, в основном, поступенное движение и скачки на различные ступени звукоряда на гранях построений. Ощущение тон-полутонового звукоряда может быть поддержано сопровождением диктанта малыми мажорными септаккордами на звуках C - A - Fis - Es, которые довольно свободно могут следовать один за другим.

    Диктант № 41. Характерной особенностью диктанта  является постоянное использование уменьшенной (иногда увеличенной) октавы между двумя вариантами третьей ступени лада. При этом возникает мажороминорный аккорд. Другие фрагменты диктанта в основном построены на поступенном движении. Следует обратить внимание на заключительные интонации диктанта, где подчеркивается тритоновая ступень лада, более или менее непосредственно соотносимая с опорным звуком до.

    Диктант № 42 представляет собой техническое упражнение, задача которого - осознать и слухово освоить специфическую форму параллельного движения в звукоряде полутон-тон. Не трудно убедиться, что параллельное движение, начавшееся с интервала большой терции, будет в дальнейшем протекать в альтернативной смене этой терции квартовым интервалом. Предварительное пропевание этой закономерной для данного лада последовательности должно предшествовать написанию этого и ряда последующих диктантов, где встречаются модификации рассмотренной последовательности.

    Пример 3

    Диктант № 43. Рассмотренная выше последовательность большой терции и кварты дается здесь в различных ритмических вариантах, что не только в известной мере модифицирует ее, но выявляет и иные интервальные отношения. В диктанте использованы некоторые характерные для лада полутон-тон звуковые последовательности. В тактах 2 - 3 в поступенном движении встречается последовательность, где в квинтовый интервал хроматически вписан дорийский тетрахорд. Это вариант проработанной ранее звуковой структуры, характерной для индонезийских ладов. Вместе с тем она является еще одним примером последовательностей с "лишней ступенью". А. Должанский называл ее "александрийским пентахордом" *. Она достойна, конечно, углубленной интонационной проработки в различных формах упражнений - вокальных и  слуховых. Отметим также, что диктант завершается уменьшенным септаккордом, который в данном ладу имеет статус устойчивого интонационного элемента.

* См. его статью "Александрийский пентахорд в музыке Шостаковича" в сб. "Дм. Шостакович". - М.: Музыка, 1967. - С. 404-446.

    Диктант № 44. Устойчивость или, по крайней мере, опорный характер уменьшенного септаккорда (до-диез - ми - соль - си-бемоль), которому противостоит в качестве неустоя другой уменьшенный септаккорд, лежащий полутоном ниже, - такова гармоническая функциональная структура мелодии данного диктанта. К этому надо добавить, что временами в арпеджированном движении лада полутон-тон выявляется уже знакомая нам структура двутерцового мажоро-минорного созвучия (т. 1 и др.).

    Диктант № 45. В этом диктанте продолжается изучение возможных в ладу полутон-тон параллельных форм движения. В данном случае речь идет об арпеджированных трехзвуковых комплексах. В параллельном движении голосов возникают оригинальные последования мажорных трезвучий и минорных квартсекстаккордов, минорных трезвучий и мажорных секстаккордов, а также соответствующие обращения этих последований.

    Пример № 4

    Мелодическое развертывание одного из вариантов таких параллелизмов и представлено в диктанте.

    Диктант № 46. В этом диктанте мы приступаем к освоению характерных для лада полутон-тон скачков на широкие интервалы (7, 9 и др.). Их слышание может быть облегчено прослеживанием скрытого двухголосия, заключенного в звуковысотной структуре диктанта. Особое внимание следует обратить на характерную интонацию лада - сочетание двух кварт в тритоновом отношении, наиболее ярко обнаруживающую себя в тт. 5 и 6. Они складываются из квартовых интервалов, строящихся на четырех опорных звуках данной транспозиции лада - ля и ми бемоль, до и фа  диез. Неполную форму той же интонации представляет собой начальная мелодическая фигура, сочетающая кварту с тритоном. Все это интонации, типичные для музыки ХХ века и встречающиеся в произведениях самых различных стилей, вплоть до атональных.

    Диктант № 47 в основном аналогичен предыдущему. Особое внимание следует обратить лишь на заключительный нисходящий пассаж, состоящий из двух тритонов, - разновидность звуковой конструкции, рассмотренной в комментарии к диктанту № 46.

у

    Диктант № 48. Отличительной особенностью диктанта является использование в нем не одной, а всех трех транспозиций лада полутон-тон. Правда, осуществляется это в простейшей форме, как последование арпеджированных уменьшенных септаккордов (тт. 2 - 3). В остальном диктант построен на проработанных ранее отношениях.

    Диктант № 49 также включает фрагменты, написанные в трех транспозициях изучаемого лада. Но здесь они представлены более содержательно. Основная интонация диктанта - три цепляющиеся друг за друга большие терции в малотерцовом отношении (тт. 1, 5, 6). Ее усложненный вариант - перемещающиеся на малую терцию сексты - составляет содержание второго такта. При этом возникают характерные для лада полутон-тон мажороминорные созвучия, а также движение ломаными большими септимами (уменьшенными октавами) по малым терциям. Все эти интонационные элементы нужно проработать при подготовке к записи диктанта. Другие фрагменты диктанта опираются на ранее изученные элементы. Используются, в частности, интонации, включающие скрытое двухголосие.

    ДИКТАНТЫ №№ 50-52 написаны в третьем ладе ограниченной транспозиции О.Мессиана (тон - два полутона). Структура этого лада формируется на основе повторности ячеек, включающих в себя (в совокупности) два тона, что обусловливает большетерцовую периодичность его элементов. Но в ладу возникают и другие, более тонкие функциональные отношения.
    Диктант № 50. Конкретные интонационные связи выявляют в этом диктанте однотерцовые гармонические отношения (тт. 1 - 2, 5 - 6 и далее). В конце диктанта может быть услышано соотношение одноименных тональностей (До мажор - до минор). Следует также обратить внимание на интонации увеличенного трезвучия, обнаруживающие в данном случае большетерцовую структуру лада (тт. 3, 7-8). При работе над диктантом желательно преодолеть традиционные ладовые представления. Гаммообразное движение в тт. 7-8 следует подать как сочетание малотерцовых ячеек, а не мажоро-минорный звукоряд с вариантными ступенями (h - b, e - es). С этой целью возможна гармоническая поддержка фрагмента последовательностью трезвучий c - gis - e - c. Дополнительные трудности вносятся в диктант относительно сложной метроритмической схемой.

Диктант № 51. В отличие от предыдущего диктанта, звукоряд которого построен по схеме 211, данный пример написан в ином варианте третьего лада ограниченной транспозиции, каждая ячейка которого строится симметрично по схеме 121. При основном опорном звуке до отдельные фрагменты диктанта могут быть гармонизованы последовательностью минорных трезвучий в большетерцовом отношении (a - f - cis в такте 1 или те же аккорды в обратном порядке в такте 5). Такого рода гармоническая поддержка прояснит ладотональную структуру диктанта, позволит слышать ее адекватно природе изучаемого лада.

    Диктант № 52. В мелодическом развертывании звукоряда 121 в данном диктанте обнаруживается ладовая двойственность отдельных тонов: например, в одной ситуации звук воспринимается как до-диез, в другой - как ре-бемоль. Особое внимание при записи диктанта следует обратить на скрытое двухголосие в 7-м и 8-м тактах, поскольку осмысленное слышание удаленных друг от друга тонов, образующих расходящиеся высотные линии, вне установления линеарных связей между этими тонами представляется весьма затруднительным.


 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                         №№ 1-16
                         №№ 17-28
                         №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                         №№ 38-52
                         №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                         №№ 67-84
                         №№ 85-112
                         №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                         №№ 145-152
                         №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая   Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz