Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания



 

Хроматическая система с оборотами симметричных ладов

    Диктанты, включенные в данный раздел (№№ 113-142), сочетают все трудности, проработанные нами ранее. В них могут встретиться приемы, характерные для расширенной и хроматической тональности, а также обороты различных ладов, которые становятся одним из признаков хроматической системы. Большинство диктантов раздела сохраняет тональную опору, хотя ее регулирующее воздействие не всегда проявляется вполне определенно.

    Диктант № 113. Хроматическому До мажору первого предложения отвечает в этом диктанте второе предложение, построенное на чередовании арпеджированных аккордов из лада полутон-тон и гаммообразного движения по целотоновому звукоряду. Следует обратить внимание учащихся на своеобразную метаморфозу, происходящую с мелодическими образованиями, имеющими сходную высотную линию, но резко отличающимися друг от друга по своей ладовой характеристике. Такой прием - не редкость в музыке ХХ века.

    Диктант № 114. Секвентное движение по звукам минорных тональностей полутонового соотношения завершается включением в мелодическую ткань диктанта целотоновой гаммы (т. 4), на смену которой приходит хроматическое движение ломаными квартами. Особого внимания требует последний такт диктанта, где нужно ощутить двойственность функциональных значений тонов. С одной стороны, они располагаются по ступеням си-бемоль минорной гаммы. С другой стороны, их можно интерпретировать как звуки специфического ля минора с пониженными пятой, четвертой и второй ступенями.

    Диктант № 115. Построен на трех интонационных элементах:
                а) сцепление перечащих больших терций - цепной лад (тт. 1-3);
                б) последовательный ряд чистых кварт (т. 2);
               в) звукоряд тон-полутон (т. 4).
    Следует обратить внимание учащихся на то, что такт 3 является инверсией по отношению к такту 1.

    Диктант № 116. Отдельные фрагменты диктанта написаны в целотоновом звукоряде (т. 1, 2, 5, 7). Ощущение его будет рельефнее, если мелодическое развертывание будет поддержано соответствующей гармонией. В целом диктант ориентирован на устойчивый звук си, по отношению к которому (опираясь на классические тональные представления) следует интонировать заключительные построения каждого предложения. Для прояснения ладовой функции звуков и облегчения записи шестой такт диктанта может быть поддержан доминантовой гармонией си минора.

    Диктант № 117. Движение по звукам арпеджированных хроматических аккордов сменяется в диктанте фрагментами, построенными на симметричных звукорядах 112 и 12. При записи диктанта нужно указать учащимся на необходимость выделения восходящей хроматической линии опорных тонов мелодии e-f-fis-g-as, поддержанной параллельным движением в большую терцию. В гаммообразных последовательностях целесообразно подчеркнуть гармонизацией малотерцовые ладовые ячейки (например, аккордами f, cis, a в третьем такте). При записи тт. 5-6 надо осознать, что они являются вариантом первых двух тактов.

    Диктант № 118. Набор интонационных трудностей, встречающихся в данном диктанте, достаточно сложный. Основная его особенность - отсутствие сколько-нибудь длительных отрезков, выдержанных в определенном звукоряде или опирающихся на какой-либо единый структурный прием. Так в первых двух тактах обороты лада полутон-тон сменяются движением, в основе которого лежат аккордовые связи, характерные для хроматической тональности (гармонии es, F, cis). При записи этого фрагмента желательно выделить и осознать полутоновые интонации b-a, ges-f-e, которые и являются здесь подлинной управляющей (интонационно-порождающей) силой. Характерные для второго лада ограниченной транспозиции звуковые последовательности с интервалами уменьшенной октавы (т. 4) сменяются большетерцовой секвенцией (гармоническая основа С-As-E-C-As-E), формирующей своеобразную симметричную систему в объеме двух октав. Интервальная схема каждой ячейки - 13112 (при счете сверху вниз).

    Пример 10.

    Диктант № 119. Оба предложения этого диктанта строятся аналогичным образом. Их начальные фразы опираются на звукоряд полутон-тон, в котором выделяются, в частности, тритоновые сопоставления ладовых ячеек. Вторые фразы каждого предложения строятся на иной основе. Здесь происходит систематическое сопоставление различных пятизвуковых последовательностей, опирающихся на целотоновый, тон-полутоновый и хроматический звукоряды (во втором предложении в обратном порядке). Одна и та же линеарная конструкция дается, таким образом, в различной ладозвукорядной интерпретации. Этот момент диктанта должен быть предварительно проработан в интонационных упражнениях и слуховом анализе.

    Диктант № 120 включает в себя отклонение в тональность хроматического родства (соль минор - ля-бемоль минор). Середина его построена на звукоряде тон-полутон, который представлен ломаной мелодической линией, включающей большие септимы и уменьшенные октавы. Возможна поддержка этого фрагмента сложной доминантовой гармонией на звуке си-бемоль, куда все мелодические тоны войдут как специфические призвуки. В предшествующей написанию диктанта подготовительной работе должна быть специально освоена тон-полутоновая аккордовая звучность такого рода. Предпоследний такт диктанта строится на целотоновой гамме.

    Диктант № 121. В диктанте совмещаются сдвиги в тональности хроматического родства (в частности, однотерцовые сопоставления) с фрагментами, написанными в звукорядах тон-полутон (т. 5) и целотоновом (т. 6). Для определения тональных сдвигов должны быть активизированы внутренние интервальные представления. В предпоследнем такте необходимо проследить движение опорных мелодических тонов (до - ре - ми), приходящихся на вторую, третью и четвертую доли.

    Диктант № 122 сочетает эпизоды в различных тональностях мелодического мажора (тт. 1-3, 5-7, 13-14) с фрагментами в симметричных ладах: 121 (тт. 4, 9-10, 16) и целотоновом (тт. 8, 11-12). Предпоследний такт строится на хроматическом движении в двух скрытых голосах. При этом верхний голос как бы "догоняет" и потому приближается к нижнему. Этот способ звуковысотной организации нужно специально проработать в форме слухового анализа перед написанием диктанта.
    Что касается ритмической структуры диктанта, то следует обратить внимание учащихся на два момента: чередование триольного и дуольного деления и неоднократное членение сильной доли, что вуалирует ее опознание и может привести к затруднениям в определении размера.

    Диктант № 123. Все элементы, на которых построен данный диктант, ранее уже встречались. Своим интонационным своеобразием он обязан, прежде всего, сцеплению чистых кварт, которыми начинаются оба предложения диктанта. Сдвиг этих оборотов на полутон (т. 2) соответствует условиям хроматической тональности. Вместе с оборотами из чистых кварт в диктанте многократно встречается интонация, совмещающая в себе чистую кварту с тритоном (тт. 3, 6, 7). Два фрагмента написаны в симметричных ладах (целотоновом - т. 4; тон-полутоновом - т.8). Переходы из одного ладового образования в другое происходят относительно незаметно, поскольку при смене лада мелодические обороты сохраняют свою тематическую и ритмическую характеристики.

    Диктант № 124. Интонационное содержание диктанта укладывается, в основном, в целотоновый и тон-полутоновый звукоряды. При написании диктанта нужно следить за соотношением мелодически опорных тонов, например, до-диез, ре, ре-диез в 8-10 тактах. Особое внимание неoбходимо обратить на мелодически развернутое соотношение аккордов C-H в 3 такте, а также на интервалы уменьшенной октавы в тт. 8-10, которые могут быть выявлены гармонизацией этих тактов параллельным движением доминантовых гармоний на звуках А, В, H.

    Диктант № 125. Значительная часть диктанта написана в звукорядах тон-полутон и целотоновом. Последнему интонационно родственны мелодические обороты в лидийском ладу (т. 3). Следует также обратить внимание на кварто-тритоновые интонации в 8-м такте.

    Диктант № 126. Ладо-интонационное содержание диктанта в основном аналогично предшествующему. Здесь используются тон-полутоновый и целотоновый звукоряды, а также кварто-тритоновая интонация (т. 3). При записи тт. 1, 4, 5 следует выделить звучность ум. 7-аккорда, регулирующего интонационное развитие. Заключительный мелодический пассаж может быть поддержан тритоновой гармонией (Еs-dur) - специфической формой однотерцовой доминанты, которая включается посредством звука си-бемоль (II низкая ступень).

    Диктант № 127. Наряду с фрагментами, написанными в диатоническом или хроматическом звукорядах, диктант включает в себя пассажи, опирающиеся на звукоряды тон-полутон (тт. 1 и 7) и целотоновый (т. 3). Мелодико-гармоническая фигурация предпоследнего такта совершается по звукам однотерцовой тональности (ля-бемоль мажор). Запись этого пассажа предполагает ориентировку на соотношение мелодических вершин а-g-f.

    Диктант № 128 включает в себя обороты, построенные на целотоновом и тон-полутоновом звукорядах. Последний обнаруживает себя, в частности, в квартовых интонациях, смещающихся по малым терциям вверх (тт. 2-3). Они могут быть поддержаны гармониями доминантового типа на звуках, указанных в тексте диктанта. Следует также обратить внимание на кварто-тритоновые обороты в тт. 5, 11-12.

    Диктант № 129. В диктанте использованы элементы лада полутон-тон (тт. 1 и 4). Это, прежде всего, интонации с четвертой пониженной ступенью, которые могут восприниматься и как последовательности с двумя вариантами третьей ступени лада, а также бартоковская интонация "кварта в квинте". Перед записью диктанта эти обороты следует специально проработать. В середине диктанта - контрастные по отношению к обрамляющим тактам приемы. Во втором такте сопоставляются однотерцовые ячейки, а третий такт строится на секвентных хроматических сдвигах мелодического оборота с уменьшенной октавой (большой септимой). Внимание учащихся может быть направлено на то обстоятельство, что крайние элементы этой последовательности (1 и 4 доли) представляют одну тон-полутоновую систему.

    Диктант № 130 построен на смене оборотов симметричных ладов (1-го и 2-го), но включает в себя и свободные хроматические образования. В тактах 1-2 учащиеся должны заметить смену транспозиций лада полутон-тон, а в тт. 3-4 - аналогичный прием в целотоновом ладу. Трудность 5-7 тактов состоит в том, что сходные по мелодическим очертаниям хроматические обороты несколько отличаются друг от друга по интервальной структуре. При подготовке к записи диктанта целесообразно проработать звуковые последовательности, в которых элементы, расположенные в различных регистрах, смещаются на разные интервалы (в данном диктанте - верхний на полутон, нижний - на целый тон). В конце диктанта вновь сопоставляются тон-полутоновые и целотоновые последовательности.
    Особое внимание следует, конечно, обратить на семидольный метр, периодически меняющий свою структуру: его трехдольные и четырехдольные ячейки меняются местами, внутренне варьируются. Записи диктанта должны предшествовать соответствующие этим трудностям ритмические упражнения.

    Диктант № 131 помимо тон-полутоновых и целотоновых оборотов включает в себя однотерцовые соотношения (тт. 2, 4-5). Предпоследний такт предлагает различные варианты проработанных ранее интонаций с большой септимой и уменьшенной октавой.

    Диктант № 132 начинается тритоновым сопоставлением диатонических звукорядов (F-Ces), за которым следуют ячейки в целотоновом и тон-полутоновом ладах (тт. 4, 5). В тт. 6-7 нужно обратить внимание на перечение мажорной и минорной терций в тональности Си-бемоль. В заключительном нисходящем обороте желательно выделить две малотерцовых интонации, укладывающиеся в квинту as - des.

    Диктант № 133. В диктанте чередуются интонации, построенные на элементах целотонового и тон-полутонового звукорядов, а также обороты цепного лада (перечащие большие терции в пятом такте). Исполнение диктанта может сопровождаться цепочкой малых мажорных септаккордов, основные тоны которых указаны в тексте.

    Диктант № 134. В диктанте прорабатываются несколько вариантов единой в своей ладовой основе интонации - сцепление звуков двух квинт, отстоящих на тритон. Помимо своей первоначальной формы она дается в виде кварты, вписанной в квинту (третья доля первого такта), как последовательные скачки на кварту и тритон (т. 3), а также в виде двух полутоново сопряженных квартовых интонаций. Из других элементов, встречающихся в диктанте, следует обратить внимание на мелодический оборот с уменьшенной октавой (последняя доля первого такта) и на заключающее диктант мелодическое движение к тонике си по пониженным ступеням лада. Запись диктанта во многом должна опираться на четкое слышание интервалов кварты и квинты и их хроматических сопряжений.

    Диктант № 135. Несмотря на то, что диктант завершается сложным ладо-мелодическим оборотом, не выявляющим однозначного устоя, его звуковысотная структура ориентирована на звук ля. Характерные мелодические элементы диктанта - сопряжение кварты и тритона, а также различные варианты хроматически скользящих интонаций на основе кварты (в частности мелодически развернутые квартовые созвучия). В звуковысотной структуре диктанта можно выявить малотерцовый цикл ля - до - ми-бемоль - фа-диез, на котором строятся как первые четыре такта, так и заключение диктанта. Это говорит об управляющей роли тон-полутонового звукоряда, получающего в ряде случаев хроматическое заполнение.

    Диктант № 136. K тритоновым сопоставлениям тонов, перечениям и рядам однородных кварт (средства, которые были представлены в предыдущем диктанте) здесь добавлены такие приемы, как прямое и противоположное хроматическое движение двух скрытых голосов (тт. 3-4). Ряд хроматически расходящихся интервалов, представленный в диктанте (т. 3), должен быть освоен как одна из типичных для музыки ХХ века звуковых последовательностей.

    Диктант № 137 построен, в основном, на интонациях, уже знакомых учащимся по предыдущим диктантам. Он усложнен метроритмическими перебоями в тт. 4-5, а также скачками на большую септиму и малую нону, на которые следует обратить специальное внимание в процессе подготовки к записи диктанта.

    Диктант № 138. В диктанте прорабатываются мелодические обороты со скачками на большую септиму и уменьшенную октаву, которые должны быть выделены в процессе предварительного анализа диктанта. Такты 3 и 7 построены на чередовании тон-полутонового и целотонового звукорядов. Вторая половина диктанта представляет собой обращенный вариант начала.

    Диктант № 139. Хроматическая структура диктанта складывается из ряда компонентов: однотерцовых тональных сопоставлений (D-dis - тт. 1-2; f-E - тт. 9-10) и построений во втором и третьем ладах ограниченной транспозиции. Фрагменты в ладу 121 (тт. 3-4, 11-12) в основном представляют собой гаммообразное движение, разорванное в отдельных местах октавными переносами (при этом дважды возникает интервал большой септимы). Такого рода разрывы целесообразно проработать в интонационных упражнениях, предшествующих написанию диктанта. Наибольшие сложности ожидают учащихся при записи фрагмента в звукоряде полутон-тон, представленном на этот раз индивидуализированными мелодическими оборотами (тт. 5-8). Поступенному движению в нижнем регистре (fis-gis, a-h) здесь противопоставляются опевающие фигуры верхнего горизонта мелодии (d-f-es, f-gis-fis); затем субголоса гаммообразно удаляются друг от друга, расстояние между ними достигает почти двух октав. Все эти особенности мелодии должны быть проработаны при ее анализе. Следует также обратить внимание учеников на то, что заключительный раздел диктанта (тт. 9-12) представляет собой своеобразную инверсию начального построения.

    Диктант № 140. Однотерцовые сопоставления с осевым звуком e сменяются в данном примере кварто-тритоновой фигурой в объеме большой септимы, с которой начинается ряд хроматически расходящихся интервалов (б.7, м.9, м.10, ч.11, ч.12), который целесообразно предварительно проработать в тесном расположении. Заключительный нисходящий пассаж включает в себя двутерцовое созвучие (b=ais).

    Диктант № 141. Ладовая "драматургия" этого диктанта строится на двух противопоставлениях: тон-полутонового и целотонового звукорядов в крайних разделах и игре однотерцовых тональностей в середине диктанта. В тон-полутоновом ладу (тт. 1-3, 17-18) выделяются интервалы большой септимы, намечается расслоение мелодии на два скрытых голоса. Ре минор и Ре-бемоль мажор среднего раздела взаимодополняют друг друга низкими и высокими ступенями (при исполнении диктанта это может быть подчеркнуто намеренным выдерживанием звука ре в 13-м и 14-м тактах). Аналогичным образом (с помощью педали) целесообразно обратить внимание учащихся на звуковое своеобразие целотонового лада (тт. 3-8, 18-20).

    Диктант № 142. Все интонационные элементы этого диктанта встречались ранее. Обороты ладов 12 и 2 (целотонового) чередуются в диктанте с интонациями, построенными на хроматическом сцеплении чистых кварт и больших терций. Далее звучит уже знакомая интонация из кварты и тритона в объеме большой септимы или уменьшенной октавы. Хроматическая структура диктанта, его завершение неустойчивым мелодическим оборотом не нарушают тональной ориентации на До мажор. Особое внимание перед записью надо обратить на синкопированный ритм румбы в начале и конце диктанта.

    Диктант № 143. В начале диктанта чередуются фрагменты, написанные в звукоряде тон-полутон и целотоновом. Тон-полутоновые интонации проявляются также в тт. 9-10, где соотносятся между собой мотивы с опорными тонами фа, ре, ля-бемоль, расположенными по малым терциям. Мелодические обороты 6-го такта можно понимать как фигурацию на основе однотерцовых гармоний (ля - Ля-бемоль, ми - Ми-бемоль). Исполнению диктанта должна предшествовать настройка на его основную ладовую опору - ля минорное трезвучие; по отношению к его терцовому тону интонируется как неустой (IV пониженная ступень) первый звук диктанта - ре-бемоль. Движение по низким ступеням (однотерцовый As-dur), разрешающееся в опорное ля, дается также в последних тактах диктанта.

    Диктант № 144. Конструктивная идея диктанта основана на проникновении в ре минор элементов однотерцового Ре-бемоль мажора. В первом такте на него делаются лишь отдельные намеки, в частности, посредством секвентного смещения целотоновой интонации (третья и четвертая доли). В 3-4 тактах совершается энгармоническая модуляция в Ля-бемоль мажор (то есть в доминанту Ре-бемоль мажора). И, наконец, в 7-8 тактах происходит непосредственное включение Ре-бемоль мажорного звукоряда в ре минор. Из других элементов укажем на перечащую уменьшенную октаву (т. 2) и интонацию с лишней ступенью (т. 4).


 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                         №№ 1-16
                         №№ 17-28
                         №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                         №№ 38-52
                         №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                         №№ 67-84
                         №№ 85-112
                         №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                         №№ 145-152
                         №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая  Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz