Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ
 
 

БЫЧКОВ Ю.Н.
 
 

ОДНОГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
 
 
 

Пособие по курсу сольфеджио
для учащихся музыкальных училищ и вузов
 
 

МОСКВА  1996
 
 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                          №№ 1-16
                          №№ 17-28
                          №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                          №№ 38-52
                          №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                          №№ 67-84
                          №№ 85-112
                          №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                          №№ 145-152
                          №№ 153-164
Приложения
 
 


 

СЛУХОВОЕ ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛАДОВЫХ CИСТЕМ

Методический очерк

     Две взаимосвязанных особенности являются принципиально значимыми для развития современного ладового слуха: множественность функционирующих в современной музыке ладовых систем и нестабильность звукового состава лада. На смену единому мажорно-минорному ладу, в обоих своих ипостасях подчиняющемуся общим закономерностям, на рубеже XIX - XX веков пришла и постепенно утвердилась совершенно новая по своим эстетическим качествам, по способам осмысления материала звуковысотная система. Если музыка XVIII и значительной части XIX века подчинялась твердо установленным правилам, в известной мере единым “алгоритмам” ладогармонического развития, то теперь преобладающим стал принцип становления ладовых систем [см. 3], индивидуализация звукового строя музыкальных произведений.
     В том же русле лежат и такие особенности современного ладогармонического языка, как постоянные ладовые мутации, частые внутритональные сдвиги, достаточно определенная тенденция к децентрализации лада (относительная ладотональная неопределенность, атональность и другие явления). Все они отражают тенденцию к становлению и обновлению ладовых структур по ходу развития произведения. При этом многие вводимые элементы также оказываются индивидуализированными.
     Все указанное приводит к новым психологическим условиям восприятия музыки, ее звуковысотной организации. Вместо подчинения установившимся и усвоенным слушателем звуковым закономерностям, возникла необходимость оперативной ориентации слушателя: выработка механизмов восприятия звуковысотной структуры произведения непосредственно в процессе самого восприятия. Отсюда психологическая напряженность слушателя, его особая активность при освоении как новых музыкальных явлений, так и уже знакомых ему, но недостаточно освоенных со стороны музыкально-языковых закономерностей.
     Психологические особенности восприятия повлияли и на эстетические характеристики музыки: сложность и напряженность музыкального переживания стала характеристикой содержания музыкального произведения, художественного строя музыки.
     Особые условия функционирования ладовых закономерностей в современной музыке резко изменяют процесс их освоения в учебном процессе. Если при изучении классических ладотональных закономерностей достаточно было выработать устойчивые ладовые стереотипы, которые могли “работать” при восприятии практически любых музыкальных произведений, то для осмысления современных ладовых структур требуются совершенно иные подходы. С одной стороны, ладовые стереотипы становятся значительно более генерализированными, обобщенными и даже их теоретическое выявление оказывается совсем не простым делом. Тем более затруднительно их методическое осмысление. Что касается более конкретных закономерностей, которые могут быть реализованы в непосредственной звуковой форме, то они трудно поддаются стереотипизации в силу их разнообразия и относительной редкости применения. Тем не менее задача слухового освоения интонаций современной музыки была и остается актуальной для музыкантов-профессионалов. Не только успешное исполнительское интонирование, но даже адекватное слушательское восприятие музыки, закономерности которой остаются чуждыми для человека, оказываются затруднительными.
     Воспитание современного ладового слуха может протекать лишь на базе уже освоенных учащимися закономерностей звуковысотной организации музыки предыдущих эпох. Л. Масленкова предлагает осваивать на первых порах такие явления, которые сохраняют мажороминорную тональную основу. Для этой цели она рекомендует на данном этапе изучать ладовые приемы, характерные для музыки С. Прокофьева и Д. Шостаковича [4, с. 156].
     Другая сторона в историческом развитии ладового мышления во второй половине XIX - XX века - широкое внедрение модальности в профессиональное искусство, что диктует необходимость учебного освоения модальных принципов при воспитании современного ладового слуха. Овладение разнообразными звукорядами (строго диатоническими и опирающимися на иные принципы), свободной вариантностью ступеней, развитие способности переключаться из одной ладовой системы в другую, что обеспечивает прослеживание интонационного процесса при сопоставлении ладов, в своем крайнем выражении приводящем к двенадцатитоновой полимодальности (термин Е. Ручьевской; см. [12, с. 179, 183]). Все отмеченные стороны модального мышления должны стать достоянием учащихся, обогатить их слух и способствовать развитию его гибкости.
     При освоении различных ладов учащиеся должны пройти через два этапа. Первый этап предполагает использование модальных образований, которые не включают в себя вариантных ступеней и опираются на единый, неизменный звукоряд. В этом случае интонирование сохраняет во многом инерционный характер [см. 1]. Установленные для определенного музыкального произведения звуковые отношения более или менее неизменно воспроизводятся в течении ладового процесса. Несколько иные трудности возникают при варьировании ступеней, смене звукорядов. Интонирование становится в данном случае гораздо более инициативным, требует постоянной перестройки ладовых установок. Изменяется и его эмоционально-содержательная сторона. Выдержанность ладовой организации (пребывание в одном модусе; см. [10]) ведет к выдержанности эмоционального состояния, которое как бы воспроизводится в уже установившихся ладовых отношениях. Смена модальной основы интонирования приводит к иной системе напряжений и, следовательно, к изменению эмоционального состояния. Интонирование такого рода требует динамичности и пластичности психических установок (см. об этом [18, с. 218-222]), причем не только в музыкально-конструктивном плане, но и в отношении эмоциональной активности и отзывчивости. Человек должен следовать за музыкой не только слухом, но и душой.
     Данный этап в развитии слуха предполагает обращение к материалу, который на первый взгляд никак нельзя считать современным. Речь идет о необходимости освоить особенности монодического музыкального мышления различных национальных культур [см. 8, с.166]. Но это не удивительно. Ведь возникновение многих явлений в ладогармоническом языке XX века было подготовлено обращением композиторов к народно-национальному материалу. Это относится и к творчеству такого новатора в области ладогармонического мышления как М. Мусоргский, и к композиторской деятельности К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока, которые открывали в народном творчестве новые звуковые отношения, малопривычные для музыкантов, воспитанных в традициях европейского профессионального искусства.
     Обогащению интонационного словаря учащихся может способствовать обращение к ладовым структурам ряда восточных музыкальных культур: армянской, азербайджанской, арабской, индийской и др. Подход к ним в силу ряда причин должен быть выборочным. Для слухового освоения следует отобрать такие музыкальные явления, которые можно с известной долей приближения воспроизвести в условиях равномерно темперированного строя. Но и это поможет существенно обновить музыкальные впечатления учащихся, погрузить их в необычные звуковые отношения. Освоение монодических явлений ряда восточных музыкальных культур должно разрушить в ладовом сознании учащихся одностороннюю ориентацию на привычные им по классической ладогармонической системе отношения, сориентировать слух на освоение новых для него звуковых явлений, выработать несколько иные механизмы слышания.
     Не исключено, что в ближайшие годы в рамках занятий по сольфеджио можно будет приступить к слуховому освоению нетемперированных звуковых систем Востока. Современная электронная техника позволит создать программы, рассчитанные на генерирование звуков в самых различных звукорядах, в том числе с нетрадиционной для европейской музыки микроинтерваликой. Активное певческое интонирование таких структур будет, вероятно, затруднительным. Но попытки инструментального интонирования, слуховое различение строев, запись музыкальных диктантов в этих звуковых системах возможны. Обращение к музыкальному материалу такого рода со временем будет становиться все более актуальным для европейских музыкантов, во-первых, в силу развития межнациональных контактов и необходимости адекватно слышать звуковой строй различных национальных культур и, во-вторых, в силу постоянных попыток европейских (в частности русских) композиторов освоить микроинтервальные звуковые отношения.
     Следующий этап в овладении современным ладоинтонационным материалом связан с обращением к симметричным ладовым звукорядам, так называемым ладам ограниченной транспозиции. Особенно важное место среди них занимают целотоновый и тон-полутоновый (уменьшенный) лады. Их особая роль объясняется тем, что оба эти лада естественным образом возникли на периферии мажороминорной системы. Являясь относительно простыми и понятными по своей структуре, они дают противоположные звуковые впечатления, по разному нарушая привычную для любого музыканта ладовую норму, связанную с диатоническими отношениями, с опорой слуха на квартовые и квинтовые отрезки звукоряда. Целотоновый лад преодолевает диатоническую основу, выходя за пределы чистых кварты и квинты; уменьшенный лад совершает ту же операцию, размещая в звуковом пространстве несколько большее количество ладовых ступеней.
     Освоение мелодических интонаций целотонового и тон-полутонового ладов начинается в рамках диатоники и различных ее трансформаций. На седьмой ступени мажора и гармонического минора строятся, как известно, уменьшенные квинты и формируется (при их поступенном заполнении) отрезок уменьшенного лада. Нужно только позаботиться о том, чтобы это неустойчивое в рамках мажора и минора звуковое последование было проинтонировано как самостоятельное, относительно независимое от породивших его условий построение, без стремления к разрешению*. Мелодические лады (как мажорный, так и минорный) могут предложить нашему слуху отрезок целотонового звукоряда, достаточно определенно выявляющий характер этого особого ладового образования. Правда, наиболее сложная интонация целотонового лада, связанная с появлением его шестой ступени, пока не достигнута. Ее придется освоить на следующем этапе. Но подготовка к воспроизведению и слуховой идентификации целотонового лада все же происходит.

* Другой способ настройки на уменьшенный лад - понижение V ступени минорного лада - предлагает Г.Виноградов [5, с. 35].
     Интересную форму проявления интонаций целотонового и уменьшенного ладов мы находим в мажорном ладу с седьмой пониженной и четвертой повышенной ступенями. Различные участки его звукоряда предлагают нам фрагменты как увеличенного, так и уменьшенного ладов. Их интонационное освоение предполагает “отключение” от исходной ладовой позиции, относительно самостоятельное интонирование интересующих нас структур, их постепенную переориентировку на те опоры, которые обеспечили бы выработку ощущений, характерных для увеличенного и уменьшенного ладов.
     Очередная задача, встающая перед учащимися при освоении увеличенного и уменьшенного ладов - их октавное замыкание. Оно может быть достигнуто на основе чисто интервального интонирова–ния. Но этот прием оказывается довольно механистичным и не обеспечивает уверенного воспроизведения (да и узнавания) ладовых структур. Дело даже не в этом. Ладовая структура должна ощущаться слухом как целостная, внутренне единая. А интервальное ее сложение не дает такого ощущения, не позволяет услышать и пережить индивидуальность лада. Надо так подойти к освоению полных октавных звукорядов увеличенного и уменьшенного ладов, чтобы они воспринимались как целостные образования, как единые законченные системы. Один из возможных путей достижения такого результата - сложение звукорядов изучаемых ладов из ряда терцовых ячеек. На первых порах эта процедура потребует цикла ладовых перестроек, переинтонирования отдельных тонов. Так при интонировании целотонового лада верхний звук большой терции интонируется сначала в этом качестве, а затем превращается в исходный звук другой терцовой ячейки. Но со временем слух привыкает к осваиваемым отношениям, они стабилизируются и перестают требовать той внутренней работы, которую мы только что описали. Иначе говоря, происходит преодоление модуляционной инициативности и движение к ладовой инерционности интонирования.
    Существенной поддержкой при освоении звукорядов симметричных ладов может стать применение гармонического “подтекста” лада. “Слух должен уметь воспринимать симметричные лады в разностороннем гармоническом освещении, то есть именно так, как они и применяются в музыке”, - пишет М. Карасева, указывающая на три варианта такого подтекста
            1. Мажоро-минорная трактовка лада (лады с низкими и высокими ступенями;
            2. Симметрично-ладовая трактовка (на основе уменьшенного, увеличенного аккордов и пр.);
            3. Быстрое сопоставление мажорных и минорных тональностей терцового соотношения [6, с. 11-12].
    Принципиальным моментом для структуры большинства симметричных ладов (кроме 3-го по систематизации О. Мессиана) является их тритоновая периодичность - обращение через тритон. Так структуру целотонового лада можно понять на основе энгармонического переосмысления звука, расположенного на тритон от исходного (c - d - e - fis/ges - as - b - c). Такого рода переинтонирование можно считать основным при освоении звукоряда данного лада, в частности при проработке его в интонационных упражнениях. С известной долей допущения эту мысль можно отнести и к ладу полутон-тон. Его интонирование в полном октавном диапазоне также может опираться на переосмысление тритонового звука: достигнутая пятая пониженная ступень превращается в четвертую повышенную, а от нее ладовый звукоряд достраивается до октавного (c - des - es - fes - ges/fis - g - a - b - c). Такая трактовка лада вытекает, в частности, из его применения в поздних произведениях А.Скрябина, где мелодический звукоряд опирается на тритоновую полигармонию, включающую в себя амбивалентные, стремящиеся к разнонаправленным разрешениям тоны и интервалы.
    При освоении симметричных ладов особое внимание следует обратить на различие их модального и тонального толкований. Под модальным толкованием мы понимаем такую трактовку данных ладов, при которой конкретные ладовые связи формируются относительно свободно, не регламентируются какими-либо устоявшимися стереотипами или гармоническими закономерностями. В такой ситуации возможны любые комбинации простейших элементов системы - ее отдельных тонов. Не определен и центральный элемент системы. Тональная трактовка звукоряда предполагает наличие более жестких управляющих моделей, посредством которых выявляется центральный тон лада, формируются закономерные гармонические связи. Покажем это на примере лада тон-полутон. Если в “Пиковой даме” П. Чайковского (сцена № 19) его трактовка имеет скорее модальный характер, допуская относительно свободные, не строго регламентированные звуковые последовательности, то трактовка этого же лада в опере Н. Римского-Корсакова “Садко” (2-я картина) приобретает в известной мере тональные характеристики. Здесь отчетливо проявляются характерные для этого лада терцовые соотношения однородных гармонических элементов (в частности, мажорных трезвучий и малых мажорных септаккордов). Еще более определенно тональная трактовка этого лада обнаруживается в произведениях А. Скрябина. Его Прелюдия соч. 74 № 3 построена во вполне определенной системе, с ясно осознанными отношениями гармонических комплексов, формирующих как сложные полигармонические образования, так и четкую гармоническую схему, на которой строится форма Прелюдии.
    Из сказанного можно сделать определенные методические выводы. Для освоения модальных образований достаточно опознания звукоряда, на базе которого происходят все ладогармонические процессы. Дальнейшие этапы слуховой деятельности требуют постоянной активности, выявления тех конкретных форм, в которые отливается интонационный процесс. При тональной трактовке звукорядов помимо идентификации звукоряда следует сразу же определить, в какой мере интонационный процесс соответствует известным учащемуся закономерностям развертывания данного лада. Последующая работа протекает уже в рамках установившихся и реализующихся стереотипов.
    Модальные или тональные тенденции в трактовке звукоряда связаны с действием уже упоминавшегося нами закона ладового мышления - противополаганием инерционного и инициативного начал интонирования. Если процесс ладового развертывания протекает в одном, раз установленном звукоряде, то на данном уровне организации проявляется ладовая инерционность. Если же происходят смены звукорядов (ладов или их высотных уровней), то в этом случае мы имеем особую форму ладовой инициативности. Слуховое освоение ладовых явлений, которые связаны с проявлениями инициативности, всегда сложнее, чем освоение инерционных форм лада. Но любые формы ладовой инициативности возможны только на базе усвоенных, то есть ставших для учащегося инерционными, ладовых элементов. Это определяет стратегию слухового воспитания, которая состоит в выработке определенных ладовых стереотипов и их последующего преодоления, расшатывания, сопоставления [см. 11].
    Освоение симметричных ладов не ограничивается, конечно, целотоновым и тон-полутоновым ладами. Но другие лады встречаются в художественной практике несравненно реже, поэтому и слуховую проработку их можно провести в более общем плане, не углубляясь в интонационные подробности. Несколько чаще прочих применяется третий лад ограниченной транспозиции. Он отличается от всех других ладов, описанных О.Мессианом, тем, что в его структуре значительно меньшую по сравнению с другими звукорядами роль играет тритон. Происхождение лада связано, прежде всего, с мажоро-минорными большетерцовыми отношениями. На них и должно опираться освоение этого лада, возможных в нем звуковых отношений.
    Все остальные лады, как и рассмотренные нами ранее, имеют тритоновую периодичность, обращаются через тритон. Исходная ячейка четвертого лада равна звукоряду, возникающему в гармонических ладах от четвертой повышенной ступени (fis - g - as - h - c). Сходным образом, но опираясь на вводный тон, формируется звукоряд пятого лада ограниченной транспозиции. Его исходная ячейка - тритон, окружающий звуки большой терции. Переосмыслив верхний звук ячейки, вновь услышав его как вводный тон, можно достроить звукоряд лада до октавного.
    Исходная ячейка шестого лада (2-2-1-1) представляет собой сцепление мажорного (ионийского) тетрахорда и малой секунды, а сам лад (вернее, его звукоряд) - сцепление двух тетрахордов в тритоновом соотношении. Гармонической подосновой такой структуры является сформировавшаяся в рамках классической тональности последовательность II низкой ступени и доминанты.
    И, наконец, седьмой лад ограниченной транспозиции - это вариант второго лада, то есть, по существу, тон-полутоновый звукоряд с двумя, а в реальности иногда всего лишь с одним (прелюдия О. Мессиана “Спокойная жалоба”) проходящим звуком.

* * *

    Если мы бросим взгляд на историческое формирование рассматриваемых звуковых конструкций, то увидим, что многие из них возникли на основе доминантового лада, путем перемещения ладовой опоры с тоники на доминанту и превращения последней в основную ладовую опору. Это вполне отчетливо просматривается в формировании лада тон-полутон. Целотоновый звукоряд также можно представить как свернутую в мелодическую форму альтерированную гармонию доминанты. Аналогично можно трактовать возникновение и других ладов ограниченной транспозиции.

    Не только строго организованные лады ограниченной транспозиции О. Мессиана имеют в своем генезисе “следы доминанты”. Такая же природа просматривается и в других, более свободно формируемых ладах. Среди них и лад Шостаковича. Звукоряд этого лада можно, конечно, представить как минорный со многими понижающими альтерациями. Но возможна и другая трактовка, основанная на перемещении ладовой опоры минорного лада на  вводный тон. Так, если к звукоряду c-moll с двумя вариантами четвертой (f и fis) и шестой повышенной ступенями добавить внизу звук h, то мы получим звукоряд, довольно близкий к тому, что использовал Д. Шостакович в финале фортепианной сонаты № 2. А в фуге fis-moll соч. 87 № 8 ряд фрагментов, где тема, казалось бы, проходит в главной тональности, написан на основе строго  выдержанного звукоряда g-moll. Мы полагаем, что это не случайное совпадение, а достаточно осознанная автором музыки “теоретическая позиция”, проявившаяся в музыкальной ткани произведения.
    А для методики сольфеджио вопрос об исторической обоснованности звуковых явлений очень важен. Принцип единства исторического и логического не только применим, но может быть еще более необходим в процессе развития слуха. Повторение в индивидуальном развитии (слуховом онтогенезе) тех путей, по которым исторически шло развитие ладового мышления, - необходимое условие адекватного слышания звуковых конструкций. Адекватного не только  в смысле их распознания и фиксации, но и в смысле эмоциональной реакции, содержательной интерпретации. Осваивая музыкальный язык, систему средств музыкальной выразительности, мы соотносим между собой все языковые элементы, звуковые системы, лады и пр., формируя единый личностный тезаурус, в котором все взаимосвязано: простое является основой для слышания сложного, исторически предшествующее - для исторически более позднего. Реальная картина, конечно, не так проста. Но высказанные положения могут быть лишь скорректированы, но не опровергнуты.

    Наряду с освоением новых ладов, что существенно расширяет круг ладовых представлений учащихся, разрушает монополию мажорно-минорной системы в их музыкальном сознании, важное значение для становления современного ладового слуха имеет освоение разного рода тонально-гармонических соотношений: терцовых, однотерцовых и хроматически-вводнотоновых. Все они могут существовать в рамках как централизованного, так и относительно свободного, тонально рассредоточенного лада. Не менее значимы и модуляционные процессы, основанные на этих соотношениях. Вопреки распространенному мнению о том, что межтональные отношения опираются на уже сформированные внутритональные связи, реальная картина выглядит прямо противоположно: обычно сначала формируются определенные межтональные отношения, а затем они как бы “свертываются” во внутритональные, немодуляционные звуковые структуры. В теоретическом плане такое положение вполне объяснимо и, более того, является вполне естественным. Опираясь на высказанные ранее положения об инициативности и инерционности интонирования, мы можем заметить, что становление новых ладогармонических приемов всегда представляет собой инициативный момент интонирования, нарушающий ранее установившиеся рамки, преодолевающий традиционные системные ограничения. Такого рода операции воспринимаются на первых порах как модуляции, лишь со временем становясь неотъемлемым элементом системы, постепенно входя в ее “зерно”. Обычный для звуковысотных систем путь развития - преодоление модуляционности, расчлененности и становление целостных, внутренне интегрированных систем. В нашем случае речь идет о том, что наряду с модуляционными процессами определенного рода становятся возможными аналогичные им внутритональные отношения. Так и было в реальности с мажоро-минорными (терцовыми), однотерцовыми и хроматическими связями тонально-гармонических элементов.
    Для освоения терцовых и однотерцовых связей важную роль играет использование общего тона, или тона переключения (по Л. Масленковой). Этот методический прием, опирающийся на феномен функциональной переменности, является по существу универсальным. Он используется на разных этапах развития слуха. На нем основывается, в частности, изучение таких разделов сольфеджио, как варьирование ступеней, когда слух, опираясь на общие звуки, способен переключиться на интонации, связанные с применением высотных вариантов одной и той же ступени. Одной из ладовых форм, опирающихся на тон переключения, является так называемая ладовая модуляция, то есть переход из мажора в одноименный минор (или наоборот).
    При освоении терцовых связей возникают дополнительные трудности, так как они предполагают значительно более глубокую, нежели при вариантности ступеней и ладовой модуляции, хроматизацию лада, изменение тональных ориентиров. В данном случае возникает новый тип функциональных отношений - так называемые терцовые функции.
    Еще большую интонационную трудность представляют собой однотерцовые тонально-гармонические связи. Принципиальное своеобразие их состоит в том, что в данном случае происходит сопоставление разновысотных вариантов гармонически опорных ступеней - тоники, субдоминанты и доминанты. Это парадоксальное явление имеет принципиальное значение для развития ладового мышления учащихся: происходит “прорыв” в новый принцип звуковысотной организации, названный С.Скребковым принципом альтерационности [13, с. 322]. Своеобразие и внутреннее богатство однотерцовых отношений состоит также в том, что при них могут быть акцентированы противоположные, но дополняющие друг друга интонационные “парадигмы”: подчеркивание связи на основе общего тона или смена функционально подобных разновысотных вариантов той или иной ладогармонической функции.
    Освоение однотерцовых отношений позволяет перейти к принципиально новому этапу в развитии ладового слуха - изучению вводнотоновых гармонических отношений как специфического аспекта современной хроматической тональности. Речь идет о сдвигах-смещениях (термин А. Островского) в тональности или аккорды вводнотоновой группы.

    Пример 1

    Введение их в структуру тональности имеет в своей основе хроматическое прилегание неустойчивых звуков к опорным (устойчивым) ступеням лада. Возникают сложные взаимоотношения мелодических и гармонических аспектов интонирования. С одной стороны, мы можем говорить о мелодической обоснованности гармоний вводнотоновой группы, на что необходимо опираться в процессе их слухового освоения. С другой стороны, сформировавшиеся гармонические отношения становятся базой мелодического интонирования и могут служить основанием для мелодических последований, включающих в себя движение по звукам того или иного вводнотонового аккорда или опирающихся на них в поступенном развертывании. Другая сфера применения тональных отношений вводнотонового характера - модуляционные сдвиги-смещения в тональности хроматического родства. Проявления их могут быть как гармонические, так и мелодические, что предполагает их проработку в различных упражнениях по сольфеджио (слуховой анализ, пение, диктант).
    Историческое возникновение такого рода приемов не было “спонтанным”. Его готовили многие явления романтической гармонии, в частности, энгармоническая модуляция и эллипсис. Данные гармонические приемы двулики. Они включают в себя моменты гармонической общности и контраста, родства (а следовательно и элемент статики) и мелодической энергии, проявляющейся в форме вводнотоновых сопряжений. Сдвиг-смещение как раз и преломляет указанную сторону романтического интонирования.
    Помимо вводнотоновости сдвиг-смещение включает в себя признаки прерванного оборота - другой форманты романтической гармонии. Наконец, в некоторых случаях он может быть истолкован как прямой результат энгармонического переосмысления той или иной звучности: например, последовательность трезвучий C - gis допускает истолкование одного из ее элементов как альтерированной гармонии по отношению к другой.
    Подобно терцовым и однотерцовым ладогармоническим связям вводнотонно-хроматические сдвиги-смещения также могут выступать в форме модуляции или отклонения и, с другой стороны, быть элементом централизованной тональной системы, участвуя тем самым в осуществлении специфических внутритональных связей. Последняя форма более поздняя и, вероятно, более сложная для полноценного слухового усвоения. Она требует преодоления модуляционности, сведения тонального контраста к единству. Это одно из направлений формирования двенадцатитоновой тональной системы, той ее формы, в которой хроматически соотносимые тональные сферы выступают как взаимодополняющие.
    Устранение модуляционной расчлененности звуковой структуры - одна из кардинальных задач в процессе воспитания музыкального слуха. Нужно добиваться такого его состояния, чтобы учащиеся воспринимали смену элементов хроматической тональности не как постоянное “скитание” по логически не связанным тональным сферам, но как закономерное движение в рамках сложной, многосоставной системы. Тональность как целое не должна распадаться в сознании учеников. Порою (об этом мы пишем чуть ниже) для этого необходимы дополнительные внешние факторы.
    Указанием на сдвиг-смещение в музыкальном тексте служит появление ладогармонической субсистемы, хроматически соотносящейся с основной (или предшествующей) тональной сферой. Согласно Л. Масленковой, это должны быть как минимум два звука кварто-квинтового соотношения. Но во многих случаях наблюдаются более основательные переходы, достаточно полно представляющие хроматически дополняющую тональную сферу.
    В теоретическом и практически сольфеджийном плане представляет интерес вопрос о соотношении в сдвиге-смещении вводнотоновости и вариантности ступеней. Анализируя специфику сдвига-смещения, Л. Масленкова отрицает проявление в нем принципа вводнотоновости, настаивая на том, что он формируется на основе вариантности ступеней [8, с. 160]. Такой подход представляется нам односторонним. Рассматривая генезис сдвига-смещения, мы показали наличие вводнотоновых отношений в этом приеме. Но он опирается также и на вариантность ладовых ступеней. Двойственную природу сдвига-смещения можно наблюдать во многих ладотональных соотношениях. Возьмем, к примеру, соотношение C - b. Если включение основного тона новой тональной сферы действительно опирается на варьирование ступеней исходного C-dur, то иные, собственно полутоновые связи несомненно имеют вводнотоновый характер. Таковы отношения звука c к звуку des и звука e к звуку f. Аналогичную картину - сочетание вариантности ступеней и вводнотоновости - можно наблюдать и в тональном соотношении типа a-moll - Des-dur.
    Интонационное обогащение лада, включение в тональные структуры все новых и новых элементов, освоение самых разноoбразных тональных связей требует дополнительных организующих факторов, подкрепления тональной системы внешними по отношению к ней приемами - метроритмическими и архитектоническими. Тональные системы современной музыки приобретают поэтому новое качество, изменяют свою роль. Из такого компонента музыкального языка, который в классическую, а в известной мере и в романтическую эпоху выполнял конструктивно организующую функцию в процессе порождения музыкального  произведения, тональность (например, в творчестве П. Хиндемита) постепенно превращается в систему, которая сама требует поддержки путем выявления ладогармонических функций “силовыми” метроритмическими приемами [см. 20, с. 327]. Обязательным условием музыкального слышания и певческого интонирования мелодий при ладотональной организации такого рода становится “удержание ... в слуховой памяти звуков центрального элемента на всем” их протяжении [19, с. 63].
    В тех случаях, когда силовая поддержка тональных отношений отсутствует или оказывается недостаточной, систематические ладо-тональные переключения приводят к рассредоточенности тоники (термин М.Тараканова; см. [15]). Момент устойчивости здесь все еще присутствует, тональные ориентиры сохраняются, хотя и становятся переменными, непостоянными. В такой тональности интонационно более значимы местные связи, ориентировка на них составляет специфику слухового освоения музыкального материала. На смену более или менее выдержанной парадигматической ладовой сетке [см. 4] приходит их постоянная смена, перманентная перестройка ладо-тональных ориентиров. Но в каждый данный момент музыкального развития слух все же имеет относительно устойчивую опору для интонирования.
    Следующий этап в постепенной децентрализации лада - включение зон относительной ладотональной неопределенности (атональных построений) в тональный контекст [см. 2]. Интонационный процесс в этом случае строится таким образом, что ладовые опоры не успевают утвердиться: постоянные и частые сдвиги, отсутствие субсистемных связей приводят к дефициту факторов устойчивости. Интервальные структуры такой музыки претерпевают существенные изменения. Кварты и квинты применяются таким образом, что их тонально определяющая сила нивелируется, преодолевается, что достигается прежде всего постоянным включением перечащих тонов или тритона к одному из звуков совершенного консонанса (например, g - c - fis, c - g - des). Еще более радикальным средством разрушения опорности кварты или квинты выступает их хроматическое столкновение (например, кварта g - c сочетается с fis - h или cis - fis). Терцовые связи тонов также применяются в таких формах, которые не ведут к однозначному выявлению опор. Это последовательность однородных (малых или больших) терций, замыкающая октаву и не дающая ясной тональной настройки. Аналогично используются элементы симметричных звукорядов, отрезки хроматической гаммы и некоторые другие интонационные обороты, не способные ориентировать слух и, более того, намеренно дезориентирующие его в тональном отношении. Укажем, в частности, на перечащую интонацию, весьма характерную для современной музыки и нередко выполняющую роль элемента, “вводящего слух в заблуждение”. Она встречается  в двутерцовых гармонических или мелодических конструкциях типа h - d - b или h - g - b.
    Каковы же средства усвоения такого рода интонационного материала?
    В ситуации, когда перестают работать ладозвукорядная и функционально-гармоническая парадигматические системы, когда они не проявляют своей организующий силы, основное внимание следует обратить на оживление механизмов интонирования, непосредственно управляющих его синтагматической стороной, определяющих местные связи звуковых элементов. Исследователи музыкального слуха и методисты не без основания указывают на “активизацию интервального компонента в современном ладовом слухе” [8, с. 163; см. также 9]. Следует лишь добавить, что преимущественное внимание на данном этапе развития слуха следует обратить на освоение интервалов, не выявляющих ладовой основы интонирования: тритон, большую септиму, малую нону. Иначе говоря, актуальным для развития слуха становится внеладовое построение широких интервалов.
    Для интонирования и слухового осознания тонально дезориентированных элементов музыкальной ткани необходимо освоить сочетания интервалов, не подчиняющиеся традиционным ладовым стереотипам. Речь идет об оборотах, не укладывающихся в диатонический звукоряд (включающих увеличенные и уменьшенные интервалы), о структурах с перечащими звуками. Но самое существенное состоит в том, что мелодические попевки, характерные для современного (в том числе атонального) интонирования, нужно не каждый раз заново складывать из отдельных, как бы изолированных интервалов. Их нужно осваивать как целостные, стабильные интонационные сочетания. Задача педагога - так направить слуховое развитие учеников, чтобы их попевочный багаж, ориентированный на интонирование тонально неопределенных мелодических построений, постоянно обогащался*.

* Вопросу об оперировании "небольшими организованными построениями, являющимися ладоинтонационными ячейками ладовых систем", значительное снимание уделил в своем исследоании Н.Малиборский [7, с. 6, 11 и др.].
    Таким образом еще на одном интонационном уровне обеспечивается переход от инициативного интонирования к интонированию инерционному. Целостная (для музыкального сознания ученика) интонационно сложная попевка как бы развертывается, реализуется в составляющих ее интервалах. Слух опирается на выработанный стереотип. При такого рода слышании атональная музыка становится для человека, ее осваивающего, ладовой (если под ладом понимать не просто систему устойчивых и неустойчивых тонов, а обобщение интонационных процессов). Важный аспект такого рода преобразований в механизмах интонирования - сжатие информации. Построение, мыслившееся ранее как набор разнородных элементов (интервалов), понимается теперь как единое органическое целое. Переход от интервального метода интонирования к попевочному является очередным шагом в развитии музыкального слуха. С его становлением инициативное начало интонирования поднимается на новый уровень. Основные усилия учащегося направлены теперь на соединение различных интонационных оборотов, на переключения с одной мелодической попевки на другую, на построение музыкального целого более высокого порядка.
    Особую роль при освоении современной сложноладовой мелодики приобретает казалось бы очевидный методический прием - заучивание мелодий наизусть. Оно способствует накоплению звуковых впечатлений, их закреплению в сознании и, в конечном счете, обогащению интонационного тезауруса учащихся и развитию их памяти. Указанный вид работы служит завершающим звеном в системе методических средств по освоению звуковысотных интонационных трудностей. От звука (ступени) к интервалу, от него - к мелодическому обороту (попевке) и, наконец, к мелодии как целостному образу, к единой, внутренне дифференцированной звуковой структуре, освоение которой обеспечивает выработку механизмов переключения слуха, гибкости ладовых установок.
    В заключение методического очерка, посвященного вопросам интонирования и слухового освоения современной сложноладовой мелодики, остановимся на двух частных моментах. Один из них - необходимость осознания дистанционных связей между тонами. Их простейшей формой является общий тон, появляющийся на расстоянии в сходных или различных мотивах и фразах. Узнавание или активное интонирование прозвучавшего ранее тона может опираться на кратковременное (в рамках исполнения или восприятия мелодии) запоминание его абсолютной высоты (речь, конечно, идет об учащихся, не имеющих абсолютного слуха). Над развитием такой способности педагогу постоянно нужно работать со своими учениками. Находясь несколько в стороне от основных методических установок, принятых в отечественной школе сольфеджио, которая ориентирована прежде всего на развитие ладового слуха, она может быть неплохим дополнением к основному методическому арсеналу. Для выработки такой способности можно, в частности, активизировать голосовой фактор - запоминание степени напряжения связок (прием, которым часто пользуются вокалисты). Несколько более сложным является прослеживание поступенных связей на расстоянии, но и они станут действенным фактором интонирования, если систематически обращать на них внимание и вырабатывать у учащихся соответствующие установки. Это позволит прослеживать и иные отношения мелодических вершин или метрически опорных звуков мелодии.
    Слуховые навыки по установлению дистанционных связей тонов обеспечивают овладение еще одной стороной мелодического интонирования - скрытым многоголосием. В современной мелодике этот прием приобретает особое значение*. Симметричные, хроматически расходящиеся или сближающиеся линии часто являются основой звукового строя мелодии. Два типа хроматически расходящихся рядов целесообразно освоить, специально проработав их в интонационных упражнениях.
* О скрытом двухголосии как способе мелодическго интонирования см. статьи М. Скребковой-Филатовой и Н. Тифтикиди [14; 17], а также диссертацию Т. Титовой [16]. Некоторые соображения, касающиеся данного феномена, мы излагаем в комментариях к заключительным диктантам настоящего Пособия.
Пример 2

    Концепция развития современного ладового слуха, намеченная в Методическом очерке, во многом реализуется в структуре предлагаемого вниманию педагогов и учащихся Пособия по одноголосному диктанту. Следуя основной линии, мы вынуждены были порою несколько отступать от нее. Это вызвано необходимостью относительно подробной разработки отдельных тем, стремлением показать некоторые особые стороны в современной звуковысотной организации. Материал, включенный в сборник, отражает, конечно, авторский вкус и манеру мышления. Вместе с тем он учитывает, на наш взгляд, некоторые существенные стороны в звуковысотной организации мелодии, свойственные музыке XX века. Известной новизной отличаются и предлагаемые методические приемы. В основном они проявляются в самом материале, его отборе и организации. Для более продуктивной работы по Пособию рекомендуем пользоваться методическими указаниями к нотному тексту.

Библиография

    1. Асафьев Б.В.  Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2.- Л.: Музыка (Ленингр. отд.), 1971. - 376 с.
    2. Берков В.О. Об относительной ладотональной неопределенности // Музыка и современность: Вып. 4. - М.: Музыка, 1967. - с. 319-371.
    3. Бычков  Ю.Н. О диалектике становления и развертывания лада / Рукопись. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987-1992. - 131 с.
    4. Бычков Ю.Н. Парадигматические и синтагматические отношения в ладовой организации: Методическая разработка для слушателей ФПК / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1990. - 56 с.
    5. Виноградов Г.С. Интонационные трудности. - Киев: Музична Украiна, 1977. - 128 с.
    6. Карасева М.В. Модальные лады в музыке ХХ века (к проблеме их слухового освоения) // Традиционное и новаторское в современной музыке: Сб. науч. тр. - М., 1987. - С. 5-19.
    7. Малиборский Н.В. Закономерности звуковысотного музыкального мышления и их проявление в процессе пения по нотам:  Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Киев, 1978. - 24 с.
    8. Масленкова Л.М. Некоторые вопросы современного ладового слуха // Современная музыка в учебных курсах вуза: Сб. трудов: Вып. 51 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1980. - С. 154-167.
    9. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха: [Вып. 1] - М.: Музыка, 1977. - С. 25-77.
    10. Назайкинский Е.В. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха: Вып. 2. - М.: Музыка, 1985. - С. 6-40.
    11. Островский А.Л. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967. - С. 5-27.
    12. Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания. - М., 1976. - С. 146-206.
    13. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М: Музыка, 1973. - 448 с.
    14. Скребкова-Филатова М.С. Использование скрытого многоголосия в курсе сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Вып. 2 / МГДОЛ консерватория им. П.  И. Чайковского. Кафедра теории музыки. - М.: Музыка, 1985. - С. 86-99.
    15. Тараканов М.Е. Новые образы, новые средства //  Сов. музыка. - 1966. - № 1. - С. 9-16; № 2. - С. 5-14.
    16. Титова Т.А. Вопросы анализа современной мелодики (на материале произведений для струнных смычковых и духовых инструментов соло): Автореф. дис. ѕ канд. искусствоведения. - М., 1994 / РАМ им. Гнесиных. - 23 с.
    17. Тифтикиди Н.Ф. Скрытое двухголосие в курсе сольфеджио // Научно-методические вопросы преподавания музыкальных дисциплин. - Ростов-на-Дону, 1985. - С. 50-57.
    18. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - С. 135-327.
    19. Холопов Ю.Н. Как петь новую музыку ХХ века. Опыт демонстрации методики одноголосия // Воспитание музыкального слуха: Вып. 2 / МГДОЛ консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. - М.: Музыка, 1985. - С. 59-85.
    20. Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность: Вып. 4. - М., Музыка, 1966. - С. 216-329.
 
 


 

Юрий Николаевич Бычков

ОДНОГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ:
Пособие по курсу сольфеджио для учащихся музыкальных училищ и вузов
 

Лицензия  ЛР № 040231 от 23 января 1992 г.
Российская академия музыки им. Гнесиных
Москва ул. Поварская 30/36
Типография “Петит”
Печ. л. 7. Тираж 500 экз. Заказ
Цена договорная
 

Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания
 



 

Предыдущая      Следующая
 

Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz