Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания
 
 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ
 
 

БЫЧКОВ Ю.Н.
 
 

ОДНОГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ
 
 
 

Пособие по курсу сольфеджио
для учащихся музыкальных училищ и вузов
 
 

МОСКВА  1996

     Диктанты настоящего сборника предназначены для заключительных этапов изучения курса сольфеджио. В них прорабатываются модальные звуковые системы, хроматическая тональность и атональность, а также разнообразные ритмические трудности.

     Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Российской академии музыки им. Гнесиных

     ISBN 5-7196-0373-5

     © Ю. Н. Бычков, 1996
 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                          №№ 1-16
                          №№ 17-28
                          №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                          №№ 38-52
                          №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                          №№ 67-84
                          №№ 85-112
                          №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                          №№ 145-152
                          №№ 153-164
Приложения
 
 


 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Настоящее Пособие по одноголосному диктанту предназначается для студентов музыкальных вузов и училищ. Оно может быть использовано в работе со студентами разных специальностей - композиторами, музыковедами, хоровыми и оркестровыми дирижерами и др. Им могут пользоваться как педагоги, так и студенты в процессе самостоятельных домашних занятий. Музыкальные тексты сопровождаются в Пособии краткими методическими комментариями, назначение которых - обратить внимание педагога или ученика на характер предлагаемых трудностей, дать необходимые методические рекомендации по их преодолению. Все диктанты сочинены составителем Пособия. Они являются результатом его педагогической работы в Российской академии музыки им. Гнесиных. Значительная часть диктантов получила практическую апробацию на уроках, другие были предложены учащимся в качестве контрольных и экзаменационных работ.
     Работа над одноголосным диктантом должна являться, по нашему мнению, необходимым элементом занятий по сольфеджио на всем протяжении курса, как в школе, так и в училище и вузе. Именно в одноголосном диктанте могут быть освоены современные ладовые системы, намечен подход к относительно новым стилистическим пластам музыкального искусства. Материал данного пособия предназначен для завершающих стадий слухового воспитания учащихся. Наряду с диктантами среднего уровня в Пособии даются образцы высшей степени трудности.
     Основное внимание в Пособии сосредоточено на проработке различного рода ладовых структур, приемов звуковысотной организации мелодии. Главную свою цель автор Пособия видел в расширении слухового горизонта учащихся, в преодолении односторонней ориентации на традиционно изучаемые в курсах сольфеджио ладовые формы. Большая часть диктантов посвящена изучению ладо-интонационных явлений, возникших и получивших  развитие в музыке XX века. Диктанты первого раздела построены в ладах восточной музыки. Их назначение - подготовить слух учащихся к преодолению стереотипов, сложившихся в их сознании в процессе изучения ладогармонических форм классической тональности. При этом мы как бы повторяем исторический опыт: ведь использование модальных форм народной музыки (в частности восточной) явилось одним из факторов, разрушивших монополию мажора и минора в европейском музыкальном мышлении.
     Вслед за диктантами в восточных ладах мы даем группу диктантов в ладах ограниченной транспозиции, а затем (во второй части) переходим к расширенной тональности, включая в круг изучения все новые и новые типы звуковысотных связей. Поскольку мелодические ладовые формы многих явлений современной музыки опираются на те или иные гармонические закономерности, их необходимо осваивать параллельно с написанием диктантов данного Пособия. Ряд диктантов целесообразно исполнять с гармоническим сопровождением, что позволит прояснить звуковысотные отношения в мелодии и тем самым облегчит написание диктанта. Это обеспечит также адекватную замыслу диктанта трактовку его звуковысотной структуры. Схематическое обозначение гармоний, рекомендуемых в качестве сопровождения, дано в тексте ряда диктантов. Отдельные диктанты даются с фортепианным аккомпанементом.
     Что касается метроритмических трудностей, то автор Пособия не ставил перед собой задачу их систематической проработки (это должно составить предмет специальных пособий). Все же следует отметить, что ряд примеров требует особого внимания к этой стороне музыкальной организации и очень точного внутреннего счета, без отступлений от раз установленного темпа. В отдельных диктантах используются сложные ритмические формулы, характерные для восточной музыки.
     Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Среди них есть образцы кантиленного и моторного характера, диктанты в танцевальных и скерцозных ритмах. Отдельные примеры воспроизводят жанровые черты современной эстрадной и попмузыки. Указанные в тексте темпы являются оптимальными для раскрытия характера диктанта. Но они могут быть заменены на несколько более медленные с целью облегчения записи. Аналогично обстоит дело со штрихами и фразировкой: если запись диктанта в предлагаемом варианте окажется по каким-либо причинам затруднительной, их можно пересмотреть. Что касается динамических оттенков, то они указаны только в тех случаях, которые предполагают смену уровня звучания. В других диктантах эту сторону исполнения мы оставляем на усмотрение педагога.
     Работа над диктантами настоящего Пособия может быть успешной и принесет большую пользу учащимся, если их написанию будет предшествовать достаточно подробный слуховой анализ диктанта, определение его ладовой характеристики, выявление характерных для него интонаций, пропевание мелодических оборотов и гармонических последовательностей, заложенных в звуковысотной структуре диктанта. Ладовые и интонационные трудности, аналогичные встречающимся в текстах диктантов, параллельно должны обязательно прорабатываться в других формах упражнений: в пении по нотам, в интонационных упражнениях и слуховом анализе. Ориентиром для такой работы послужат комментарии, данные к каждому диктанту. Только разностороннее усвоение музыкальных закономерностей как в процессе слухового восприятия, так и при активном интонировании может служить залогом успеха в работе.
     Основным разделам Пособия мы предпосылаем Методический очерк, посвященный вопросам слухового освоения современных ладовых систем. В очерке обосновывается последовательность изучения материала, даются принципиальные установки по работе над развитием современного ладового мелодического слуха.
 
 


Юрий Николаевич Бычков

ОДНОГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ:
Пособие по курсу сольфеджио для учащихся музыкальных училищ и вузов
 

Лицензия  ЛР № 040231 от 23 января 1992 г.
Российская академия музыки им. Гнесиных
Москва ул. Поварская 30/36
Типография “Петит”
Печ. л. 7. Тираж 500 экз. Заказ
Цена договорная


 

Следующая страница





Главная страница

О себе

Список работ

Введение в музыкознание

Музыкальная эстетика

Ладовая организация в музыке

Гармония и музыкальная форма

Музыкальная педагогика

Статьи и лекции

Учебные пособия

Воспоминания
 


Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz