Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Диктанты №№ 67-69 предназначены для освоения терцовых
гармонических отношений в мажорном ладу. При подготовке к их записи рекомендуется
проработать в интонационных упражнениях аккордовые связи, аналогичные встречающимся
в диктанте. Так в тт. 2-3 диктанта № 67 происходит переосмысление квинты
тоники До мажора в терцовый тон третьей низкой ступени (Ми-бемоль мажорное
трезвучие), а его основной тон переосмысливается в терцовый тон До-бемоль
мажорного аккорда и т.д. В диктанте намечаются и более сложные явления,
возникающие на базе мажоро-минора. В тт. 5 - 7 звучит большетерцовая цепочка
(As - C - E), a в предпоследнем такте - два варианта шестой ступени (a
- As), находящиеся между собой в однотерцовом отношении.
Аналогичные трудности, осложненные лишь хроматическими
неаккордовыми звуками, имеют место и в диктантах №№ 68 - 69.
Диктант № 70. Здесь неоднократно сопоставляются построения в одноименных тональностях (b-B, c-C, B-b), на основе чего формируется секвенция с развернутым двухтактовым звеном. Дополнительным ориентиром при записи может служить линия полутоново восходящих тонов на сильных долях (тт. 1-5). На них следует обратить внимание в предварительном анализе. Конец диктанта опирается на хроматический звукоряд с акцентом на второй пониженной ступени, что может быть подчеркнуто гармонизацией при отдельных проигрываниях.
Диктант № 71 характеризуется игрой мажора и минора в 1-2 и 4 тактах. Чтобы записать отклонение в тональность III низкой ступени (т. 3), нужно четко услышать хроматическое движение e - dis - d.
Диктант № 72. В данном примере дело не ограничивается
простыми сопоставлениями мажора и минора, здесь обыгрываются большетерцовые
гармонические отношения (a-cis, a-f, A-F), которые могут быть обнаружены
путем аккордовой поддержки мелодии. Во втором предложении (тт. 5-8) следует
обратить внимание учащихся на секвенцию, опирающуюся на плагальные обороты
в ля миноре и соль миноре. Ориентиром для записи может стать хроматическая
линия опорных тонов мелодии в тт. 5-6. Стоит обратить внимание на своеобразную
неаполитанскую гармонию (g-moll), предшествующую доминанте ля минора.
В диктанте необычно используется ритмическая фигура
(восьмая - две шестнадцатые), не получающая типичного для нее завершения
на следующей метрической доле. При предварительном анализе диктанта ее
следует сравнить с противоположными по структуре ритмическими фигурами:
Пример 8.
Диктант № 73. Сопоставление III и III низкой ступеней
До мажора (сильные доли первого и третьего тактов) приводит к отклонению
в тональность Ми-бемоль мажор, за которым следует секвентное движение в
Си-бемоль мажор и Ля-бемоль мажор и завершение в главной тональности. Здесь
нужно обратить внимание учащихся на типичный для мажоро-минорных построений
фригийский мелодический ход, опирающийся на пятую ступень лада (сильные
и относительно сильная доли шестого и седьмого тактов).
Для четкой ориентировки в метрической структуре
диктанта исполнительски необходимо подчеркнуть различное положение фигуры,
приходящейся то на первую, то на четвертую доли такта.
Диктант № 74 построен на неоднократном сопоставлении минорных гармоний в большетерцовом отношении (g - h - es - g). Но интонационно более существенны функциональные переосмысления различных тонов минорного трезвучия. Так, терция соль минора превращается во вводный тон к си минору (на границе первого и второго тактов), терция ми-бемоль минора - во вводный тон к соль минору (т. 3). Квинтовый тон соль минора переосмысливается во вводный тон ми-бемоль минора (граница третьего и четвертого тактов). Аналогичные преобразования имеют место и далее.
Диктант № 75 совмещает гармонические обороты мажоро-минора и миноро-мажора. Включает в себя эпизод, построенный на звукоряде тон-полутон и осуществляющий энгармоническую модуляцию из до-диез минора в соль минор (тт. 8-12). Это тоже, в сущности, признак расширенной тональности. В последних тактах диктанта достаточно определенно выявляется большетерцовый гармонический цикл.
Диктант № 76 по характеру трудностей аналогичен предыдущему. Размер диктанта несколько превышает привычный масштаб. В него включены мелодические построения, опирающиеся на арпеджированное изложение аккордов. Возможна частичная запись диктанта с проработкой его тонально-гармонического плана в анализе на слух.
Пример 9
Диктант № 77 является удобным примером для показа однотерцовых связей. Звуки ля (2-й такт), си (3-й такт) и ми (тт. 3-4) служат средством связи между разновысотными вариантами субдоминанты, доминанты и тоники, гармонии которых угадываются в мелодическом интонировании.
Диктант № 78 во многом аналогичен предыдущему. Но наряду с однотерцовыми отношениями тоники и доминанты здесь встречаются звуковые последования, опирающиеся на однотерцовые варианты третьей и шестой ступеней лада. Надо признать, что такого рода связи исторически проявились раньше, чем однотерцовые варианты главных ступеней, поскольку при этом не подвергаются изменению четвертая и пятая ступени, цементирующие ладовую структуру. Относительная трудность диктанта состоит в частоте и неожиданности хроматических сдвигов, а также в капризном ритме.
Диктант № 79. Наряду со связями хроматически сопряженных однотерцовых элементов (G-gis, Es-e) в данном диктанте встречается последовательность, в которой между элементами тонической гармонии включается пассаж по звукам аккорда шестой низкой минорной ступени (однотерцовая доминанта). В этом ладогармоническом обороте нужно ощутить двойственность звука фа-диез, являющегося одновременно вводным тоном Соль-мажора и терцовым тоном ми-бемоль минорного трезвучия.
Диктант № 80. Одна из основных трудностей диктанта состоит в его несимметричной ритмике. Внимательного вслушивания требуют пассажи в начале первого, второго и пятого тактов, в которых меняется место хроматических звуков. Что касается однотерцовых отношений, отметим обороты, включающие четвертую низкую (тт. 1, 6) и пятую нузкую ступени (т. 2) минора, также переход из c-moll в H-dur в тт. 3 - 4.
Диктант № 81. Переключения из одной однотерцовой сферы в парную к ней совершается в этом диктанте особым образом. Уже в первых тактах диктанта устанавливаются две опоры: ми в нижней и ми-бемоль в верхней октавах (этот раздел диктанта может поддержан однотерцовой полигармонией). Вторая половина диктанта построена, в основном, в субдоминантовой сфере, которая представлена сначала четвертой ступенью ми-бемоль мажора, а затем двумя вариантами шестой ступени - до мажорным и до-бемоль мажорным аккордами, оказавшимися в полутоновом соотношении между собой. Осознанию однотерцовых отношений в процессе написания диктанта поможет поддержка мелодии полигармоническими комплексами e-Es (тт. 1-4), a-As (тт. 7-8, 12-13), C-Ces (тт. 9-11).
В диктантах №№ 82-84, так же как в предыдущих, прорабатываются,
прежде всего, однотерцовые тональные отношения. Но процесс ладогармонического
развития осложнен в них включением некоторых других приемов, характерных
для современной хроматической тональности.
Диктант № 82. Наряду с однотерцовыми отношениями здесь используется
большетерцовая цепочка консонирующих трезвучий (тт. 4-6) и резкий сдвиг
на полутон, посредством которого происходит возвращение в главный строй.
Диктант № 83 включает в себя значительное количество альтерированных звуков лада. В начале каждого предложения необходимо услышать хроматические ломаные сексты. Перед записью диктанта целесообразно проработать гармонические сопоставления мажоро-минорного типа D-B, D-Fis, a также сопоставление однотерцовых квартсекстаккордов es-D, которое встретится в последнем такте.
Диктант № 84. Помимо ладотональных построений, соотносящихся между собой на основе общего терцового тона (тт. 1-2, 5), специфическую трудность для учащихся представит звуковысотная структура первой половины третьего такта, где нужно услышать двойственность интервалов большой септимы и уменьшенной октавы. В качестве гармонической поддержки к этому фрагменту диктанта может прозвучать малый мажорный септаккорд на звуке ля-бемоль: это позволит дать необходимое ладовое "разъяснение". Особо следует подчеркнуть параллелизм хроматических ломаных секст в последнем такте.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Последнее обновление 8.06.04