Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Раздел третий

РАСШИРЕННАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Мажоро-минор и терцовые функции

    Одной из исторически ранних форм расширения классической тональности явилось ее обогащение средствами мажоро-минора, на базе которого возникли терцовые гармонические отношения в рамках десятиступенного звукоряда. Для их слухового освоения весьма важным фактором является наличие общего тона, связывающего аккорды или построенные на них мелодические обороты. При этом происходит ладовая перестройка, переосмысление одного из тонов аккорда: из примы или квинты он превращается в терцовый тон (или наоборот). Операция такого рода аналогична переосмыслению квинты аккорда в основной тон, что имеет место при обычных тонико-доминантовых и тонико-субдоминантовых функциональных отношениях. Поэтому взаимосвязи аккордов мажоро-минора, основанные на общности одного из тонов соотносимых между собой трезвучий, можно называть терцовыми функциональными отношениями. Их проработке посвящены диктанты №№ 67 - 76.

    Диктанты №№ 67-69 предназначены для освоения терцовых гармонических отношений в мажорном ладу. При подготовке к их записи рекомендуется проработать в интонационных упражнениях аккордовые связи, аналогичные встречающимся в диктанте. Так в тт. 2-3 диктанта № 67 происходит переосмысление квинты тоники До мажора в терцовый тон третьей низкой ступени (Ми-бемоль мажорное трезвучие), а его основной тон переосмысливается в терцовый тон До-бемоль мажорного аккорда и т.д. В диктанте намечаются и более сложные явления, возникающие на базе мажоро-минора. В тт. 5 - 7 звучит большетерцовая цепочка (As - C - E), a в предпоследнем такте - два варианта шестой ступени (a - As), находящиеся между собой в однотерцовом отношении.
    Аналогичные трудности, осложненные лишь хроматическими неаккордовыми звуками, имеют место и в диктантах №№ 68 - 69.



    Диктант № 70. Здесь неоднократно сопоставляются построения в одноименных тональностях (b-B, c-C, B-b), на основе чего формируется секвенция с развернутым двухтактовым звеном. Дополнительным ориентиром при записи может служить линия полутоново восходящих тонов на сильных долях (тт. 1-5). На них следует обратить внимание в предварительном анализе. Конец диктанта опирается на хроматический звукоряд с акцентом на второй пониженной ступени, что может быть подчеркнуто гармонизацией при отдельных проигрываниях.

    Диктант № 71 характеризуется игрой мажора и минора в 1-2 и 4 тактах. Чтобы записать отклонение в тональность III низкой ступени (т. 3), нужно четко услышать хроматическое движение e - dis - d.

    Диктант № 72. В данном примере дело не ограничивается простыми сопоставлениями мажора и минора,  здесь обыгрываются большетерцовые гармонические отношения (a-cis, a-f, A-F), которые могут быть обнаружены путем аккордовой поддержки мелодии. Во втором предложении (тт. 5-8) следует обратить внимание учащихся на секвенцию, опирающуюся на плагальные обороты в ля миноре и соль миноре. Ориентиром для записи может стать хроматическая линия опорных тонов мелодии в тт. 5-6. Стоит обратить внимание на своеобразную неаполитанскую гармонию (g-moll), предшествующую доминанте ля минора.
    В диктанте необычно используется ритмическая фигура (восьмая - две шестнадцатые), не получающая типичного для нее завершения на следующей метрической доле. При предварительном анализе диктанта ее следует сравнить с противоположными по структуре ритмическими фигурами:

    Пример 8.

    Диктант № 73. Сопоставление III и III низкой ступеней До мажора (сильные доли первого и третьего тактов) приводит к отклонению в тональность Ми-бемоль мажор, за которым следует секвентное движение в Си-бемоль мажор и Ля-бемоль мажор и завершение в главной тональности. Здесь нужно обратить внимание учащихся на типичный для мажоро-минорных построений фригийский мелодический ход, опирающийся на пятую ступень лада (сильные и относительно сильная доли шестого и седьмого тактов).
    Для четкой ориентировки в метрической структуре диктанта исполнительски необходимо подчеркнуть различное положение фигуры, приходящейся то на первую, то на четвертую доли такта.

    Диктант № 74 построен на неоднократном сопоставлении минорных гармоний в большетерцовом отношении (g - h - es - g). Но интонационно более существенны функциональные  переосмысления различных тонов минорного трезвучия. Так, терция соль минора превращается во вводный тон к си минору (на границе первого и второго тактов), терция ми-бемоль минора - во вводный тон к соль минору (т. 3). Квинтовый тон соль минора переосмысливается во вводный тон ми-бемоль минора (граница третьего и четвертого тактов). Аналогичные преобразования имеют место и далее.

    Диктант № 75 совмещает гармонические обороты мажоро-минора и миноро-мажора. Включает в себя эпизод, построенный на звукоряде тон-полутон и осуществляющий энгармоническую модуляцию из до-диез минора в соль минор (тт. 8-12). Это тоже, в сущности, признак расширенной тональности. В последних тактах диктанта достаточно определенно выявляется большетерцовый гармонический цикл.

    Диктант № 76 по характеру трудностей аналогичен предыдущему. Размер диктанта несколько превышает привычный масштаб. В него включены мелодические построения, опирающиеся на арпеджированное изложение аккордов. Возможна частичная запись диктанта с  проработкой его тонально-гармонического плана в анализе на слух.


Однотерцовые отношения

    В следующей группе диктантов прорабатываются однотерцовые аккордовые и тональные отношения. Они образуются, как известно, между тональными элементами, основные тоны которых отстоят друг от друга на хроматический полутон, а связующим звеном между ними служит общий терцовый тон. Оба эти фактора следует иметь в виду при интонационно-слуховом освоении однотерцовых отношений. У учащихся должно сформироваться специфическое ощущение функционального подобия разновысотных элементов, перестройка с одного высотного уровня на другой должна осуществляться через переосмысление функции терцового тона.
    Наряду с сопоставлением однотерцовых тоник или двух однотерцовых вариантов доминантовой или субдоминантовой гармонии в интонационном процессе могут иметь место последования тонально-гармонических элементов однотерцовой системы, представляющих различные функции. Здесь наблюдается известное разнообразие типов звуковысотных соотношений, которое (чтобы не быть излишне многословными) мы иллюстрируем приводимой схемой.

    Пример 9

    Диктант № 77 является удобным примером для показа однотерцовых связей. Звуки ля (2-й такт), си (3-й такт) и ми (тт. 3-4) служат средством связи между разновысотными вариантами субдоминанты, доминанты и тоники, гармонии которых угадываются в мелодическом интонировании.

    Диктант № 78 во многом аналогичен предыдущему. Но наряду с однотерцовыми отношениями тоники и доминанты здесь встречаются звуковые последования, опирающиеся на однотерцовые варианты третьей и шестой ступеней лада. Надо признать, что такого рода связи исторически проявились раньше, чем однотерцовые варианты главных ступеней, поскольку при этом не подвергаются изменению четвертая и пятая ступени, цементирующие ладовую структуру. Относительная трудность диктанта состоит в частоте и неожиданности хроматических сдвигов, а также в капризном ритме.

    Диктант № 79. Наряду со связями хроматически сопряженных однотерцовых элементов (G-gis, Es-e) в данном диктанте встречается последовательность, в которой между элементами тонической гармонии включается пассаж по звукам аккорда шестой низкой минорной ступени (однотерцовая доминанта). В этом ладогармоническом обороте нужно ощутить двойственность звука фа-диез, являющегося одновременно вводным тоном Соль-мажора и терцовым тоном ми-бемоль минорного трезвучия.

    Диктант № 80. Одна из основных трудностей диктанта состоит в его несимметричной ритмике. Внимательного вслушивания требуют пассажи в начале первого, второго и пятого тактов, в которых меняется место хроматических звуков. Что касается однотерцовых отношений, отметим обороты, включающие четвертую низкую (тт. 1, 6) и пятую нузкую ступени (т. 2) минора, также переход из c-moll в H-dur в тт. 3 - 4.

    Диктант № 81. Переключения из одной однотерцовой сферы в парную к ней совершается в этом диктанте особым образом. Уже в первых тактах диктанта устанавливаются две опоры: ми в нижней и ми-бемоль в верхней октавах (этот раздел диктанта может поддержан однотерцовой полигармонией). Вторая половина диктанта построена, в основном, в субдоминантовой сфере, которая представлена сначала четвертой ступенью ми-бемоль мажора, а затем двумя вариантами шестой ступени - до мажорным и до-бемоль  мажорным аккордами, оказавшимися в полутоновом соотношении между собой. Осознанию однотерцовых отношений в процессе написания диктанта поможет поддержка мелодии полигармоническими комплексами e-Es (тт. 1-4), a-As (тт. 7-8, 12-13), C-Ces (тт. 9-11).

    В диктантах №№ 82-84, так же как в предыдущих, прорабатываются, прежде всего, однотерцовые тональные отношения. Но процесс  ладогармонического развития осложнен в них включением некоторых других приемов, характерных для современной хроматической тональности.
Диктант № 82. Наряду с однотерцовыми отношениями здесь используется большетерцовая цепочка консонирующих трезвучий (тт. 4-6) и резкий сдвиг на полутон, посредством которого происходит возвращение в главный строй.

    Диктант № 83 включает в себя значительное количество  альтерированных звуков лада. В начале каждого предложения необходимо услышать хроматические ломаные сексты. Перед записью диктанта целесообразно проработать гармонические сопоставления мажоро-минорного типа D-B, D-Fis, a также сопоставление однотерцовых квартсекстаккордов es-D, которое встретится в последнем такте.

    Диктант № 84. Помимо ладотональных построений, соотносящихся между собой на основе общего терцового тона (тт. 1-2, 5), специфическую трудность для учащихся представит звуковысотная структура первой половины третьего такта, где нужно услышать двойственность интервалов большой септимы и уменьшенной октавы. В качестве гармонической поддержки к этому фрагменту диктанта может прозвучать малый мажорный септаккорд на звуке ля-бемоль: это позволит дать необходимое  ладовое "разъяснение". Особо следует подчеркнуть параллелизм хроматических ломаных секст в последнем такте.


 
 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый. Лады народной музыки
                          №№ 1-16
                          №№ 17-28
                          №№ 29-37
Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
                          №№ 38-52
                          №№ 53-66
Раздел третий. Расширенная тональность
                          №№ 67-84
                          №№ 85-112
                          №№ 113-144
Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
                          №№ 145-152
                          №№ 153-164
Приложения
 
 


 

Предыдущая    Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма
Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания


Последнее обновление 8.06.04

Hosted by uCoz